Преподавателю вуза
To the University Teacher
Научно-практическая статья
УДК 378.096 © Е. В. Бурцева, М. В. Жерновой, О. М. Климова, 2021
DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-98-105
13.00.08 Теория и методика профессионального образования
Содержание и организация практикума по психологии общения в профессиональной подготовке полицейских
Бурцева Евгения Валерьевна \
кандидат педагогических наук, доцент кафедры юридических дисциплин. ORCID: 0000-0002-4249-3347. Е-mail: [email protected]
Жерновой Михаил Васильевич 2,
кандидат медицинских наук, кандидат юридических наук, начальник кафедры специальных дисциплин. ORCID: 0000-0002-6359-4999. Е-mail: [email protected] Климова Оксана Михайловна 3,
кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры специальных дисциплин. ORQD: 0000-0002-5256-2756. Е-mail: [email protected]
1 Морской государственный университет им. адмирала Г. И. Невельского, 690003, Владивосток, ул. Верхнепортовая, 50 а, Россия
23 Дальневосточный юридический институт МВД России, 690087, Владивосток, ул. Котельникова, 21, Россия
Реферат
Введение. Необходимость коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел не вызывает сомнений. Как результат многолетней работы авторов в системе профессионального образования сотрудников органов внутренних дел предложено наполнение практикума по психологии общения теорией, подкрепленной упражнениями. Материалы и методы. Анализ различных учебно-методических пособий и практикумов, в том числе предназначенных для обучения сотрудников органов внутренних дел, научных исследований, опыта собственной двадцатилетней работы, программы профессионального обучения сотрудников ОВД позволяет предложить наполнение данной программы материалом и упражнениями. Эффективность обучения проверялась тестовым контролем и анкетой оценки слушателями своих коммуникативных навыков до и после практикума. Результаты и обсуждение. На основании примерной программы описаны и структурированы шесть занятий психологического практикума. Предлагается, постепенно раскрывая стороны общения через упражнения коммуникативного тренинга, переходить к особенностям профессионального общения сотрудников органов внутренних дел посредством «мозгового штурма» и проигрывания профессиональных ситуаций. Выводы. Психологический практикум по программе профессиональной подготовки и обучения полицейских необходимо выстраивать в форме тренинга с соответствующими тематическими, теоретическими вставками. Эффективность психологического практикума подтверждена результатами тестового контроля коммуникативных навыков.
Ключевые слова: профессиональное обучение; практикум по психологии общения; коммуникативная компетентность.
Для цитирования: Бурцева Е. В., Жерновой М. В., Климова О. М. Содержание и организация практикума по психологии общения в профессиональной подготовке полицейских // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 1(84). С. 98-105. DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-98-105
Основные положения
1. Анализ учебных пособий и практикумов по психологии общения для сотрудников органов внутренних дел показал, что теоретический материал, предлагаемый авторами, часто бывает избыточным. Практические упражнения не подтверждают данный материал, а оторваны от него. Большое количество тренинговых упражнений не приведено в систему.
2. Занятия практикума по психологии общения сотрудников органов внутренних дел необходимо наполнять актуальными современными материалами, такими как
методы профайлинга и психологического портретирова-ния; приемы нейролингвистического программирования; технологии вступления в психологический контакт; техники влияния; способы верификации; методики бесконфликтного общения.
Введение
Актуальность и значимость. Необходимость коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел не вызывает сомнений. Существует масса учебных пособий по психологии общения, в том числе и для слушателей и курсантов системы МВД [1], а также тренинговых
упражнений и игр на взаимодействие. Трудно выбрать именно те упражнения, которые будут уместны в контексте профессиональной подготовки полицейских. Существует опасность свести все к веселому времяпрепровождению с группой на занятии, играя и выполняя различные упражнения. Однако обучает ли это полицейских общению?
Содержание примерной программы не дает целостной картины по данному предмету. В основных программах профессионального обучения полицейских на практикум по психологии общения отводится 14 часов (из них 2 часа приходится на зачет). За это время необходимо так организовать учебный процесс, чтобы полицейские получили нужные навыки коммуникации, которые реально пригодятся им в профессиональной деятельности.
В настоящей статье мы попытаемся простроить такой практикум, исходя из двадцатилетнего опыта обучения сотрудников органов внутренних дел.
По сути 12 практических часов выстраиваются в форме тренинга с теоретическими вставками, разделенного на шесть занятий. Сложность состоит в том, что не всегда удается разделить группу на две подгруппы, и на практическом занятии могут присутствовать тридцать человек. В такой ситуации приходится работать в малых группах, использовать форму «аквариума», хотя, безусловно, эффективность при этом значительно ниже. По нашему опыту, оптимально, когда занимаются двенадцать человек.
Цель статьи: описать шесть занятий практикума, отталкиваясь от тематики примерной программы и опираясь на актуальные психологические теории и разработки.
Материалы и методы
Теоретической базой, на которой строится курс практикума, являются основы нейролингвистического программирования [2]. Методика контактного взаимодействия (МКВ) по Л. Б. Филонову [3] может послужить матрицей для изучения принципов и этапов установления психологического контакта. Классификация психотипов по В. В. Пономаренко [4] используется для оперативной психодиагностики характера и поведения человека в профайлинге, основы которого также уместно применять в данном курсе [5]. Ситуации и приемы допроса, изученные и описанные Г. Г. Доспуловым [6], до сих пор не утратили актуальности. Конкретно для обучения сотрудников МВД существуют работы с описанием психологического тренинга [7; 8], труды по психолого-педагогическому обеспечению профессиональной подготовки сотрудников ОВД [9], переговорной деятельности [10; 11], психологии конфликта в деятельности органов внутренних дел [12].
Результаты и обсуждение
Рассмотрим программные материалы и тренинго-вые упражнения для формирования профессионально важных качеств сотрудников ОВД.
Тема 1. Профессиональное общение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Необходимо раскрыть три стороны общения (перцептивную, коммуникативную и интерактивную). Важно подкрепить
теорию практическими упражнениями. Так, восприятие (перцепция) человека происходит в самом начале общения, когда он произносит свое имя.
Упражнение «Знакомство». Дается задание каждому назвать свое имя с каким-нибудь жестом. Задача группы — «отзеркалить», т. е. повторить имя человека, постаравшись точно скопировать интонации и жесты, при этом надо почувствовать его, «войти» в его образ. Так представляются и копируются все участники. Затем в кругу обсуждается, одинаково ли участники группы себя чувствовали, представляя разных людей. Удалось ли прочувствовать другого человека? Организуется обсуждение того, как воспринимается другой человек в профессиональной деятельности, по каким признакам его можно отнести к той или иной социальной категории, возможно ли сразу определить его характер, что еще воспринимается при общении. Таким образом прорабатывается перцептивная сторона общения, формируется способность к восприятию другого.
Коммуникативная сторона общения отражает непосредственно процесс приема и передачи информации. Особое внимание, на наш взгляд, надо уделить причинам искажения информации. Для этого можно сделать несколько упражнений из серии «Испорченный телефон».
Упражнение «Передать по кругу». Участники встают в круг и поворачиваются друг другу в затылок. Все закрывают глаза, кроме одного человека, которому дается задание «нарисовать» пальцем на спине впереди стоящего несложный рисунок, который все должны постараться передать по кругу. Естественно, всегда возникают искажения даже при передаче самого простого рисунка. Процесс повторяется 2-3 раза. Можно попросить невербально передать по кругу какое-либо чувство. После упражнения обсуждается, в чем причины искажения информации при ее передаче.
Упражнение «Передай информацию». Большинство участников группы выходят из помещения. В комнате остаются человек, который будет запоминать первым, и наблюдатель, он будет отслеживать, каким образом возникают искажения. Первому читают небольшой текст, и он должен передать его содержание вошедшему. Тот рассказывает следующему, и так, пока не войдет последний. Можно использовать, например, такой текст: «Андрей Николаевич уехал в управление решать вопросы относительно новой компьютерной техники. Огорчился, что не дождался Вас. Велел сказать, что если не вернется к обеду, то совещание в четырнадцать часов следует начинать без него. И главное, не забыть передать командирам подразделений, что все сотрудники, имеющие стаж более трех лет, должны пройти психологическое тестирование у психолога во втором корпусе в девятом кабинете не позднее пятнадцатого апреля».
К последнему участнику попадает информация в очень искаженном и сокращенном виде. Вышеприведенный текст может выглядеть следующим образом: «Николай Андреевич уехал к психологу до пятнадцатого апреля». После данного упражнения также обсуждаются причины
«выпадения» и искажения информации и возможности более точной ее передачи, способы запоминания и т. д. Посредством данных упражнений формируется внимательность к точной передаче информации.
Интерактивная сторона общения отражает процесс взаимодействия и взаимовлияния во время общения. При взаимодействии люди реагируют на эмоции другого человека, непроизвольно, а в некоторых случаях намеренно влияют на него. Для того чтобы рассмотреть эмоциональные аспекты интеракции, можно выполнить следующие упражнения.
Упражнение «Угадай чувство». Один участник группы выходит, все остальные договариваются, какое чувство по отношению к нему они сейчас будут изображать. Например, злость, презрение, отвращение, страх, гордость, удивление, любовь, сочувствие, уважение и т. д. Вошедший должен угадать, какое это чувство. Выходить могут по очереди 4-5 человек. Каждый раз следует выяснять, какие сложности были при изображении чувства, угадывающие могут рассказать, что они испытывали во время упражнения, по каким участникам проще было определить изображаемое чувство.
Упражнение «Плюс — минус — ноль». Участник группы выходит, остальные распределяют между собой, кто какой знак играет. Их три: плюс, минус и ноль. «Плюсы» изображают позитивное отношение к участнику, минус — негативное, ноль — безразличие. Войдя, участник должен установить, кто какой знак изображает. Удобно делать это по кругу, указывая на участника и называя знак. В конце ведущий спрашивает у группы, кого определили ошибочно. После трех-четырех кругов упражнения можно дать задание всем участникам изображать ноль, т. е. безразличие. Угадывающий часто приписывает безразличию положительное или отрицательное эмоциональное значение, в зависимости от отношения к изображающему или от своего настроя к социуму. Посредством данных упражнений формируется способность к эмпатии, повышается уровень осознания эмоционального воздействия.
Чтобы «привязать» материал к практике, необходимо обсудить конкретные особенности профессионального общения сотрудников органов внутренних дел. Это можно сделать в режиме мозгового штурма.
Упражнение «Мозговой штурм». Группе задается вопрос: «Каковы особенности Вашего профессионального общения?». На доске записываются варианты, которые затем систематизируются и обобщаются, после чего группа разбивается на малые группы и каждой дается на проработку одна из особенностей. Так, участники группы, получившей «тактичность», по очереди приводят примеры, желательно из своей практики, тактичного и нетактичного поведения сотрудников или просто людей. Главное, задействовать ассоциативное мышление слушателей. Далее группа выбирает из представленных примеров одну ситуацию, которую разыгрывает перед остальными участниками. Группа, получившая особенность «необходимость психологического воздействия», обсуждает и показывает примеры правомерного и неправомерного психологического воздействия и т. д.
По окончании занятия проводится работа над рефлексией, например, с помощью процедуры «незаконченное предложение». Слушателям по кругу предлагается закончить фразу «Я сегодня понял(а)...».
Тема 2. Условия эффективного общения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации с гражданами. Установление психологического контакта является важным условием эффективного общения сотрудников органов внутренних дел. В качестве основы для изучения принципов и этапов установления психологического контакта уместно, на наш взгляд, взять методику контактного взаимодействия (МКВ) по Л. Б. Филонову [3]. Она содержит шесть стадий установления контакта: накопление согласия; поиск общих или совпадающих интересов; принятие принципов и качеств, предлагаемых для общения; выявление качеств, опасных для общения; индивидуальное воздействие и адаптация к партнеру; выработка общих правил и взаимодействие. Каждую стадию следует раскрыть теоретически и подкрепить теорию практическим упражнением.
Первая стадия — накопление согласия — раскрывается через принцип нейролингвистического программирования — присоединение. Присоединяться можно на вербальном и невербальном уровнях. Для отработки присоединения на невербальном уровне, формирования способности к присоединению можно использовать нижеописанные упражнения.
Упражнение «Зеркало». Проводится в парах. Один человек сидит, а второй копирует его позу, мимику, выражение лица и темп дыхания. Первый меняет позу, второй также его копирует. Партнеры меняются ролями, и все повторяется. Далее слушателям предлагается потренироваться в вербальном накоплении согласия.
Упражнение «Накопление согласия». Каждый участник составляет другому пять вопросов, на которые тот точно ответит «да». При этом используются различные приемы: соотнесенных с ситуацией вопросов (Вы здесь сейчас учитесь?), чтение состояния (Вам сейчас весело?), известной информации (Вас зовут Сергей?) и т. д. Затем участники группы обмениваются впечатлениями об упражнении.
Для объяснения второй стадии — поиска общих или совпадающих интересов — можно использовать одноименное упражнение.
Упражнение «Поиск общих или совпадающих интересов». Участникам группы предлагается разбиться на пары с наименее знакомыми людьми. Начиная с присоединения по позе и дыханию, задав вопросы на «накопление согласия», необходимо найти ту тему разговора, которая будет интересна партнеру по общению. Условие — в данной теме инициатор контакта также должен разбираться. Беседовать на эту тему три-пять минут. Затем поменяться ролями. После выполнения упражнения идет обсуждение на круг: как это было, получилось или нет, что испытывал контактируемый, какие трудности были у инициатора контакта.
Принятие принципов, предлагаемых для общения, можно уяснить с помощью мозгового штурма на тему
«Какие принципы (качества личности) способствуют эффективному общению?» или «Какие качества являются опасными для общения?». Таким образом прорабатываются третья и четвертая стадии МКВ, формируется способность к анализу ситуации общения, учету интересов и особенностей личности собеседника.
Пятую стадию адаптации к партнеру можно тренировать через упражнения на эмпатию, целью которых является понимание чувств другого человека, особенностей его личности.
Упражнение «Автопортрет». Дается задание каждому участнику группы нарисовать себя, но символически. Делать это надо так, чтобы никто другой не видел, что каждый рисует. Затем ведущий собирает рисунки и раскладывает на полу. Все стараются угадать, кому принадлежат конкретные рисунки.
На шестой стадии выработки общих правил и взаимодействия уже состоялся психологический контакт, и вместо «Я» на первый план выходит «Мы». На закрепление направлены различные упражнения.
Упражнение «Что у нас общего?». Участники группы хаотично передвигаются по аудитории, ведущий командует собраться в минигруппы по два человека. Потом задается вопрос: «Что у вас общего?». Сразу оговаривается условие, что не обозначаются профессия, форма, место учебы, комната. Затем продолжается движение по одному, по команде ведущего слушатели соединяются в тройки, снова звучит тот же вопрос. Затем формируются четверки, пятерки, шестерки участников и т. д. Это упражнение можно провести в завершение занятия, чтобы все слушатели постарались найти нечто общее для всей группы. Формируются способность к эмпатии, внимательность.
Тема 3. Вербальные и невербальные средства коммуникации в профессиональном общении сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Разъясняется, что такое вербальные и невербальные средства общения, повторяются «открытые» и «закрытые» жесты, жесты лжи. Считаем необходимым тему верификации лжи раскрыть подробнее, используя популярные в настоящее время материалы по профайлингу (например, Е. Спирицы [5]). Кроме того, уместным будет рассмотреть некоторые техники нейролингвистического программирования [13].
Упражнение на присоединение и ведение. Выполняется в парах. Один участник, присоединившись к партнеру по позе и дыханию, начинает произносить утверждения присоединения и ведения. Например:
1. Вы сидите в этом кресле (утверждение присоединения).
2. И Вы смотрите на меня (утверждение присоединения).
3. И Вы легко дышите (утверждение присоединения).
4. Я с Вами разговариваю (утверждение присоединения).
5. И Вы можете начать говорить о том, что Вам хочется рассказать (утверждение ведения).
Участники меняются ролями каждые семь минут.
Перед выполнением данного упражнения следует напомнить слушателям о технике трех «да».
Здесь же стоит объяснить глазные сигналы доступа, показав схему глаза, разбив ее на секторы визуального, кинестетического, аудиального восприятия информации, объяснив методы распознавания конструирования информации [2].
Упражнение «Три минуты перед камерой». Один участник группы садится перед остальными, чтобы хорошо были видны его глаза. Начинается съемка видеокамерой. Преподаватель называет тему, на которую участник должен в течение трех минут импровизировать. Например: «Представьте, что Вы лидер партии „зеленых" и произносите речь в защиту природы». Или «женщина попросила Вас как полицейского повоспитывать восьмилетнего сынишку, чтобы тот хорошо себя вел». Группа отслеживает движения глаз во время импровизации, затем комментирует нахождение глаз в различных секторах, пробует соотнести это с подаваемой информацией. Можно задавать во время речи дополнительные вопросы, в частности: «А Вы сами убираете мусор за собой после отдыха на природе?». Если человек сам это делает, зрачок пойдет в сектор кинестетики, что наглядно продемонстрирует возможность уточнения информации. При выполнении этого упражнения отрабатывается техника ораторского искусства и происходит формирование профессиональной наблюдательности.
Тема 4. Методы и приемы оказания правомерного психологического воздействия на граждан. Изучая методы и приемы оказания правомерного психологического воздействия на граждан, необходимо учитывать специализацию сотрудников. Так, занимаясь со следователями, возможно использовать актуальную, по нашему мнению, до сих пор классификацию ситуаций допроса Г. Г. Доспулова [6], а именно бесконфликтную, конфликтную со строгим соперничеством и конфликтную с нестрогим соперничеством. Актуально описание данным автором и психологических механизмов приемов допроса. Обучающимся объясняется суть данных приемов и предлагается в парах их показать (разыграть сценки). В ситуации с нестрогим соперничеством необходимо убедить человека дать правдивые показания. Для этого можно применять убеждение, объяснение, информирование, внушение. Собственно, нужно войти в контакт с допрашиваемым, используя вышеописанную методику контактного взаимодействия. В ситуации со строгим соперничеством, когда цели допрашивающего и допрашиваемого прямо противоположны, необходимо применять приемы, вынуждающие допрашиваемого говорить правду. Здесь необходимо различать психологическое давление и правильно примененный тактический прием допроса. Прием предполагает воздействие на эмоционально-волевую сферу допрашиваемого, скрывающего правду. Воздействие оказывается на очаг аффектации, человек вводится в состояние фрустрации ввиду нарушенных планов и невозможности далее лгать, начинает говорить правду.
Психологические механизмы данных приемов разъясняются слушателям и затем прорабатываются.
Упражнение «Маскировка вопроса». Прием «маскировка вопроса» прорабатывается следующим образом: один слушатель выходит, в группе выбираются два «следователя» и определяется вопрос, ответ на который надо узнать, но так, чтобы допрашиваемый не догадался, что это основное, интересующее «следователей». Иными словами, надо его замаскировать среди прочих вопросов, сместить акценты на другие темы и т. д. Через отведенное на это время (например, 5 минут) допрашиваемый должен ответить, какой вопрос, по его мнению, интересовал следователей больше всего. Это очень показательное упражнение, так как чаще всего «следователям» не удается «замаскировать» вопрос, они либо невольно делают акцент на нем интонационно, либо постоянно возвращаются к этой теме, либо делают после него паузу и т. д. Это происходит ввиду того же образовавшегося очага аффектации в связи с актуализированной скрываемой информацией. При выполнении данного упражнения внимание слушателей направляется на технологические детали общения, формируется мотивация к профессиональной деятельности.
При работе со слушателями других категорий (участковыми, сотрудниками ГИБДД и т. д.), чья функция общения носит скорее профилактический характер, акцент делается не на приемах допроса, а на приемах воздействия в целях влияния на другого человека. На наших занятиях мы используем видео психолога Ангелины Шам «Эффективное манипулирование людьми. Техники влияния и защиты», которое широко представлено в интернете. Слушатели его просматривают, записывая приемы влияния, затем получают задание проиллюстрировать эти приемы своими примерами, связанными с их деятельностью. Так, иллюстрацией приема «выбор без выбора» может быть фраза «Вы мне об этом расскажете в моем кабинете, или я подойду к Вам на работу?».
Можно дать домашнее задание написать текст, в котором использовать не менее пяти приемов влияния.
Тема 5. Психотехника познания личностных особенностей партнеров по общению. Психологическое портретирование. При изучении данной темы можно использовать знания слушателей о типах темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) и проявлении темперамента в рисунке поведения. Полезно на предыдущих занятиях по психологии слушателям пройти тест-опросник Леонгарда-Шмишека на акцентуации характера. Этот материал можно соединить с классификацией психотипов по В. В. Пономаренко [4]. Сейчас в интернете это достаточно популярная тема, которая обозначается как «Оперативная психодиагностика». Имеются видеоролики, иллюстрирующие разные психотипы: параноика, эпилептоида, шизоида, истероида, гипертима, психастеника, тревожного, эмпатичного. Слушателям предлагается типизировать себя и своих одногруппников. Материалы на эту тему можно найти в книгах по профайлингу Е. Спирицы [5], В. М. Статного [14] и др. Психологическое портретирование они дают
как один из видов профайлинга, в частности, криминальный профайлинг. Знание особенностей «почерка» преступника позволяет составить его психологический портрет. В этой же теме необходимо рассмотреть особенности общения с различными категориями граждан (иностранными гражданами, несовершеннолетними, людьми, имеющими психические отклонения, находящимися в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, людьми престарелого возраста). В тренинге возможно разыграть сценки общения с различными людьми, для чего необходимо разбить группу на минигруппы и дать каждой свое задание (общение с несовершеннолетним, престарелым, иностранцем и т. д.).
Для иллюстрации можно использовать сериал «Обмани меня», прототипом главного героя и консультантом в котором выступал Пол Экман — разработчик системы кодирования лицевых движений [15]. При изучении такого материала происходит формирование внимательности, способности к анализу информации, наблюдательности, умения выбирать различные коммуникативные стратегии с разными психотипами.
Тема 6. Конфликты в ситуациях профессионального общения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации с гражданами. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел любых подразделений должно включать в себя обучение поведению в конфликте, поскольку сама позиция правоохранителя предполагает возможность конфликтного взаимодействия с теми, кто это право нарушает. Вместе с тем сотрудник органов внутренних дел не должен позволять себя эмоционально втягивать в конфликтное взаимодействие, т. е. должен уметь управлять собой и самим конфликтом. Сотруднику необходимо выделять для себя конструктивную сторону конфликта [16].
Сотрудники должны уметь анализировать причины конфликта, прогнозировать его последствия, определять мотивы и цели участников конфликта, знать динамику протекания конфликта, быть способным контролировать и корректировать свое поведение в конфликте, иными словами, управлять конфликтом. Для этого предлагается следующая схема изучения данной темы:
1. Даются понятие конфликта, его структуры (объект, предмет, участники и т. д.), классификация конфликтов.
2. Определяются границы конфликта, условия его начала.
3. Рассматриваются негативные и позитивные функции конфликта.
4. Обсуждаются стратегии выхода из конфликтных ситуаций, для чего используется тест Томаса (сотрудники определяют свои преобладающие стратегии).
5. Изучается динамика конфликта: периоды и этапы развития конфликта.
6. Для закрепления материала выполняется практическое задание: разобрать какой-либо конфликт, определив его структуру, динамику, наметить пути разрешения.
7. Проводятся тесты на конфликтность (для объяснения механизма конфликтного и бесконфликтного взаимодействия, исходя из теории транзактного анализа).
8. Выполняются тренинговые упражнения на конфликтное и бесконфликтное взаимодействие, на ведение переговоров.
Упражнение «Выход из конфликта». Группа делится на подгруппы по 4-5 человек. Участники подгруппы по очереди рассказывают про конфликт, свидетелем или участником которого они были когда-то. Этот рассказ послужит сценарием дальнейшей ролевой игры, в которой должны принять участие члены подгруппы. Участникам предоставляется максимум свободы. Со стороны ведущего должно быть лишь одно условие: каждый конфликт должен закончиться благополучно, компромиссом. Результат работы демонстрируется всей группе.
Упражнение «Переводчик». Участвуют три человека, группа наблюдает. Предлагается разыграть конфликтную ситуацию. Например, муж пришел поздно с работы, жена недовольна. Исполнителям ролей жены и мужа надо высказывать свое недовольство друг другу, а третий участник берет на себя роль «переводчика» их фраз в бесконфликтные. Например, фразу «Где тебя так долго носит» перевести как «Ты задержался и не предупредил об этом, я переживала». С группой обсуждается конфликтное и бесконфликтное взаимодействие. Таким образом формируется способность к бесконфликтному общению.
Упражнение «Побудь на месте другого». Участвуют два человека, группа наблюдает. Упражнение выполняется при наличии определенной степени доверия в группе. Участники разыгрывают сценку конфликтного взаимодействия. Затем участники меняются ролями. Они снова проигрывают ситуацию. Ведущий спрашивает участников об их чувствах. Результаты обсуждаются. Данное упражнение дает возможность участникам группы осознать проблемы взаимодействия, почувствовать ситуацию с позиции оппонента. Таким образом формируется способность к эмпатии и анализу ситуации, своих и чужих стратегий поведения в конфликте.
Упражнение «Волки и козлята». Группа делится на две подгруппы. Одна — «волки-вегетарианцы», у которых есть поля с капустой и морковкой, но им некогда их обрабатывать, потому что они занимаются другим бизнесом. И вторая — «козлята», живущие неподалеку от волков. Они резвятся на травке, работать не любят, но неравнодушны к морковке и капусте. «Волки» хотят привлечь «козлят» к уходу за своими полями. Необходимо провести переговоры на эту тему.
Группам дается время на подготовку к переговорам, предлагается определить приемлемые, неприемлемые возможные результаты, стратегию переговоров. После проведения переговоров все это обсуждается.
Упражнение «Старик и золотая рыбка». Группа делится на две подгруппы. Одна подгруппа — «старик», вторая — «рыбки». Тренер рассказывает известную
сказку про старика и золотую рыбку, но подчеркивает, что старик был добр и мудр и не хотел обижать рыбку, но мечтал, чтобы она с ним стала жить, а не в синем море. Рыбка тоже была добра и мудра, не имела желания обижать старика, но стремилась уговорить его отпустить ее. Подгруппам дается задание подготовить переговоры старика и золотой рыбки, потом их провести. Обсуждаются переговорные стратегии, успешность или неуспешность переговоров, от чего это зависит и т. д.
Упражнения формируют способность к переговорной деятельности, повышают осознание собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
В конце практикума слушателям были предложены итоговый тест на знание теоретических понятий и самооценочная анкета коммуникативных навыков. Тестовый контроль показал повышение уровня теоретических знаний на 40%. Средний самооценочный балл слушателями коммуникативных навыков после практикума вырос на три балла.
Таким образом, углубление понимания механизмов установления психологического контакта целесообразно проводить с помощью изучения методики контактного взаимодействия. Вербальные и невербальные средства коммуникации в профессиональном общении раскрываются через материалы и упражнения профайлинга и нейролингвистического программирования. Методы и приемы оказания правомерного психологического воздействия на граждан можно изучать, прорабатывая приемы допроса и способы влияния на людей, используя видеоматериалы и упражнения. Психотехника познания личностных особенностей партнеров по общению и психологическое портретирование также изучаются с помощью методов профайлинга, диагностики лжи, с привлечением теории оперативной психодиагностики. При изучении темы конфликтов в ситуациях профессионального общения выполняются тренинговые упражнения на конфликтное и бесконфликтное взаимодействие, ведение переговоров.
Выводы
1. Психологический практикум по программе профессиональной подготовки и обучения полицейских необходимо выстраивать в форме тренинга с тематическими теоретическими вставками.
2. Наполнение тренинга специально подобранными упражнениями и техниками, адаптированными к обучению полицейских, подкрепленными теоретическим материалом, способствует ускоренному формированию у слушателей необходимых навыков коммуникации.
3. Эффективность психологического практикума профессионального обучения полицейских подтверждена результатами тестового контроля знаний и практических
коммуникативных навыков. Список литературы
1. Душкин А. С., Юренкова В. А., Кораблев С. Е. Психологические особенности профессионального общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан. СПб., 2017. 84 с.
2. Бендлер Р., Гриндлер Д. Вводный курс НЛП-тренинга. М., 1978. 98 с.
3. Филонов Л. Б. Психологические способы установления контактов между людьми: методика контактного взаимодействия. М., 1982. 40 с.
4. Пономаренко В. В. Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением (методика «семь радикалов»). Ростов н/Д, 2006. 252 с.
5. Спирица Е. Психология лжи и обмана. Как разоблачить лжеца. М., 2016. 272 с.
6. Доспулов Г. Г. Психология допроса на предварительном следствии. М., 1976. 112 с.
7. Асямов С. В., Пулатов Ю. С. Профессионально-психологический тренинг сотрудников органов внутренних дел : учеб. пособие. Ташкент, 2000. 141 с.
8. Полукарпов С. Б., Туманов В. Д., Кузнецов Д. Ю. Психологический тренинг и подготовка сотрудников ОВД к несению службы в экстремальных условиях : методические разработки. М., 2008. 85 с.
9. Караваев А. Ф. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел : монография. Омск, 2005. 283 с.
10. Лобжанидзе Г. И. Переговорная компетентность: особенности и сфера применения. Иркутск, 2017. 248 с.
11. Психологическое обеспечение переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуации захвата заложников : учеб.-метод. пособие / Д. Ю. Кузнецов [и др.]. Домодедово, 2016. 157 с.
12. Юренкова В. А., Душкин А. С. Психология конфликта : практикум. СПб., 2014. 84 с.
13. Човдырова Г. С., Клименко Т. С. Методы группового развития коммуникативной компетентности у курсантов — будущих сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1(60). С. 27-32.
14. Статный В. М., Кудин В. А. Профайлинг в деятельности органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 5. С. 58-60.
15. Экман П. Психология лжи. СПб., 2010. 272 с.
16. Хилюк С. О., Горкунова Д. А. Конструктивная сторона конфликта в деятельности сотрудников ОВД // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях : сб. мат-лов XXII междунар. науч.-практ. конф. : в 2 т. М., 2017. Т. 2. С. 206-208.
Поступила 12.07.2019; повторно 20.01.2020; одобрена после рецензирования 20.02.2020; принята к публикации 30.08.2020.
Заявленный вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Practical Science Article
UDC 378.096 © Е. V. Burtseva, М. V. Zhernovoy, О. М. Klimova, 2021
DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-98-105
13.00.08 Theory and Methods of Professional Education
The Content and Organization of the Tutorial on Psychology of Communication
in Police Professional Training
Evgenia V. Burtseva \
Candidate of Sciences (in Pedagogy), associate-professor of the chair of Legal Sciences. ORCID: 0000-0002-4249-3347. Е-mail: [email protected]
Mikhail V. Zhernovoy 2,
Candidate of Sciences (in Medicine), Candidate of Sciences (in Law), chief of the chair of Special Subjects.
ORCID: 0000-0002-6359-4999. Е-mail: [email protected] Oksana M. Klimova 3,
Candidate of Sciences (in Philosophy), senior lecturer at the chair of Special Subjects.
ORCID: 0000-0002-5256-2756. Е-mail: [email protected] 1 Maritime State University named after Admiral G. I. Nevelskoy, 50 a, Verkhneportovaya st., Vladivostok, 690003, Russia
2 3 Far Eastern Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs, Дальневосточный юридический институт России, 21,
Kotelnikov st., Vladivostok, 690087, Russia
Abstract
Introduction. The necessity of police officers' communicative competence is unquestionable. Basing on the long time experience in the system of police officers' professional education the authors suggest the content of the tutorial on psychology of communication including theory and exercises. Materials and Methods. The analysis of various learning methodical guidelines and tutorials including those designed for teaching police officers, scientific researches, their own twenty-years' experience, programme of police officers' professional training enabled the authors to suggest the content of this programme using the material and exercises. The effectiveness of training was checked through test control and the questionnaire devoted to the learner's assessment of their own communicative skills before and after the tutorial. Results and Discussion. Basing on the model programme the authors described and structured six lessons of psychological tutorial. The authors find it reasonable to gradually reveal the facets of communication by means of communication training and turn to the peculiarities of police officers' professional communication via «brainstorm» and practicing professional situations. Conclusions. The psychological tutorial on the programme of police officers' professional education and training must be structured in the form of training with appropriate topical and theoretical inserts. The effectiveness of psychological tutorial was proved through the results of test control of communicative skills.
Keywords: professional education; tutorial on psychology of communication; communicative competence.
Citation: Burtseva E. V., Zhernovoy M. V., Klimova 0. M. The Content and Organization of the Tutorial on Psychology of Communication in Police Professional Training. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. Vol. 26, No 1(84). Pp. 98-105 (In Russ.). DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-98-105
References
1. Dushkin A. S., Yurenkova V. A., Korablev S. E. Psychological Peculiarities of Police Officers' Professional Communication with different Categories of Citizens. St. Petersburg, 2017. 84 p. (In Russ.)
2. Bandler R., Grinder J. Introductory Course of Neurolinguistic Programming Training. Moscow, 1978. 98 p. (In Russ.)
3. Filonov L. B. Psychological Means of Establishing Contacts among People: Methodics of Contact Interaction. Moscow, 1982. 40 p. (In Russ.)
4. Ponomarenko V. V Practical Characterology with Elements of Forecasting and Managing the Behaviour («Seven Radicals» method). Rostov-on-Don, 2006. 252 p. (In Russ.)
5. Spiritsa E. Psychology of Lie and Deception. How to Reveal a Liar. Moscow, 2016. 272 p. (In Russ.)
6. Dospulov G. G. Psychology of Interrogation at the Preliminary Investigation. Moscow, 1976. 112 p. (In Russ.)
7. Asyamov S. V., Pulatov Yu. S. Police Officers' Professional Psychological Training. Tashkent, 2000. 141 p.
8. Polukarpov S. B., Tumanov V. D., Kuznetsov D. Yu. Psychological Training and Instruction of Police Officers to Serve in Extreme Conditions: Methodical Guidelines. Moscow, 2008. 85 p. (In Russ.)
9. Karavaev A. F. Psychological Pedagogical Provision of Police Officers' Professional Training. Omsk, 2005. 283 p. (In Russ.)
10. Lobzhanidze G. I. Negotiating Competence: Peculiarities and Sphere of Usage. Irkutsk, 2017. 248 p. (In Russ.)
11. Psychological Provision of Police Officers' Negotiating activity in Taking Hostages. D. Yu. Kuznetsov et al. Domodedovo, 2016. 157 p. (In Russ.)
12. Yurenkova V. A., Dushkin A. S. Psychology of Conflict: Workbook. St. Petersburg, 2014. 84 p. (In Russ.)
13. Chovdyrova G. S., Klimenko T. S. Methods of Group Development of Communicative Competence in Cadets — future Police Officers. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2015. No 1(60). Pp. 27-32. (In Russ.)
14. Statny V. M., Kudin V. A. Profiling in Police Activity. Bulletin of the St Petersburg University of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2013. No 5. Pp. 58-60. (In Russ.)
15. Ekman P. Psychology of Lie. St. Petersburg, 2010. 272 p. (In Russ.)
16. Khilyuk S. O., Gorkunova D. A. Constructive Side of the Conflict in Police Activity. Law Enforcement Activity in Modern Times. Collected materials of the 22nd International science-to-practice conference. In 2 vol. 2017. Vol. 2. Pp. 206-208. (In Russ.)
Submitted: 12.07.2019; resubmitted: 20.01.2020; approved after reviewing: 20.02.2020; accepted for publication: 30.08.2020.
The authors' alleged contribution: all the authors have made an equal contribution to the publication.
The authors declare that there is no conflict of interest.