Научная статья на тему 'Отработка техники "присоединение - закрепление - ведение" на психологическом практикуме с сотрудниками полиции'

Отработка техники "присоединение - закрепление - ведение" на психологическом практикуме с сотрудниками полиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
169
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
PSYCHOLOGICAL TRAINING / PROFESSIONAL TRAINING / INTERNAL AFFAIRS OFFICERS / NEUROLINGUISTIC PROGRAMMING / TECHNIQUE "JOINING FIXING CONDUCTING"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бурцева Евгения Валерьевна

В статье рассматривается возможности применения упражнений, адаптированных к обучающему процессу в рамках профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел на психологическом практикуме, с помощью которых полицейские могут овладеть техникой «присоединение закрепление ведение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бурцева Евгения Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отработка техники "присоединение - закрепление - ведение" на психологическом практикуме с сотрудниками полиции»

УДК 378.096

Психолого-педагогические науки

Бурцева Евгения Валерьевна, кандидат педагогических наук, старший

преподаватель кафедры специальных дисциплин ФГКОУ ВО «Дальневосточный юридический институт МВД России»

ОТРАБОТКА ТЕХНИКИ «ПРИСОЕДИНЕНИЕ - ЗАКРЕПЛЕНИЕ -ВЕДЕНИЕ» НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПРАКТИКУМЕ С

СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ

Аннотация: в статье рассматривается возможности применения упражнений, адаптированных к обучающему процессу в рамках профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел на психологическом практикуме, с помощью которых полицейские могут овладеть техникой «присоединение - закрепление - ведение».

Ключевые слова: психологическая подготовка, профессиональное обучение, сотрудники органов внутренних дел, нейро-лингвистическое программирование, техника «присоединение - закрепление - ведение».

Abstract: the article discusses the possibility of using exercises adapted to the training process in the framework of professional training of internal affairs officers at the psychological workshop, with the help of which the police can master the technique of "joining - fixing - keeping".

Key words: psychological training, professional training, internal affairs officers, neuro-linguistic programming, technique "joining - fixing - conducting".

Одним из важнейших профессионально значимых качеств полицейских является коммуникативная компетентность. Полицейские должны уметь взаимодействовать с людьми, воздействовать на них с целью получения достоверной информации, влиять на поведение людей и т.д. В процессе

профессионального обучения полицейских они проходят психологический практикум, в процессе которого есть возможность изучить некоторые приемы коммуникации, техники нейролингвистического программирования, а главное, замотивировать полицейских в самом начале их профессионального пути на развитие своих коммуникативных навыков [1] и способности понимать другого человека, воздействовать на людей.

Предлагаем несколько упражнений, адаптированных к обучающему процессу в рамках профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел на психологическом практикуме, с помощью можно овладеть техникой наведения транса на себя и окружающих. Для этого используем упражнения из книги Майкла Спаркса «Начальные навыки эриксонианского гипноза» [2].

Вводная:

Состояние транса - это то же состояние сна, но наяву. Все мы знаем о гипнотическом трансе, который наводит гипнотизер, воздействующий на сознание. Можно научиться наводить транс, чтобы помогать людям расслабиться, успокоиться, настроиться на общение, облегчить установление доверительных отношений.

Упражнение 1:

Целью этого упражнения является сосредоточение внимания на присоединении к поведению другого человека. Это упражнение выполняется в группах из трех человек. Слушателям предлагается разбиться на тройки и рассчитаться на первый, второй, третий. Участник упражнения N 1 просто сидит на стуле. Он будет моделью. Участник N 2 сидит на другом стуле -напротив участника N 1 - и «зеркалит» его, то есть повторяет позу, выражение лица, мимику, имитирует физиологию (дыхание). Участник N 3 - "режиссер". Он должен помочь участнику N 2 полностью присоединиться к участнику N 1, обращая внимание на все части тела: ноги руки, голову, губы и т.д. После того, как второй участник, по мнению «режиссера», хорошо присоединился к первому, «режиссер» просит его закрыть глаза. Пока глаза участника N 2

закрыты, участник N 1 должен изменить свою позу. Участник N 2 открывает глаза и снова присоединяется к участнику N 1. Этот цикл необходимо повторить три раза. Затем участникам следует поменяться ролям, чтобы каждый из участников упражнения имел возможность три раза присоединиться к каждому из двух остальных участников.

Упражнение 2:

Цель данного упражнения в приобретении навыка присоединения к дыханию. Выполняется в тех же группах из трех человек.

Участник 1 сидит в специальной позе - обе ноги стоят на полу, не скрещиваясь, руки лежат на коленях.

Участник 2 просит участника 1 составить список из шести слов, которые ассоциируются у него (у участника 1) с ситуацией спокойствия, безопасности, расслабления. Участник 2 должен запомнить эти слова.

Участник 3 (режиссер) стоит за спиной участника 1 и начинает присоединяться к его дыханию, двигая ему в такт рукой.

Участник 2 должен:

а) глубоко вздохнуть и на какой-то момент сосредоточиться на своих внутренних ощущениях, затем почувствовать, как спина касается спинки стула.

б) затем участник 2 должен посмотреть на участника 1 и начать присоединяться к его дыханию.

в) после того, как присоединение произошло, участник 2 должен начать произносить на выдохе те слова, которые в начале упражнения ему предъявил участник 1.

г) участник 1 закрывает глаза, если чувствует себя при этом спокойно, чтобы лучше почувствовать и оценить влияние, которое эти слова оказывают на его ощущения.

д) участник 2 просто произносит на выдохе (слегка нараспев) слова из списка - сначала в предложенном порядке, а затем меняя их порядок.

Через 5-6 минут участник 1 открывает глаза. Участники меняются ролями.

Перед выполнением следующего упражнения следует рассказать слушателям о принципе трех «да». Перед тем, как излагать свою просьбу человеку, стоит получить от него три ответа «да», тогда человек будет настроен на положительную реакцию. С помощью следующего упражнения согласие получается за счет того, что в режиме присоединения описывается физиология и поведение человека, от которого нужно это согласие.

Упражнение 3.

Это упражнение на присоединение и ведение. Выполняется в парах.

Один участник, присоединившись к партнеру по позе и дыханию, начинает говорить утверждения присоединения и ведения. Например:

1. Вы сидите в этом кресле (утверждение присоединения).

2. И вы смотрите на меня (утверждение присоединения).

3. И вы легко дышите (утверждение присоединения).

4. Я с вами разговариваю (утверждение присоединения).

5. И вы можете начать расслабляться (утверждение ведения).

Участники меняются ролями каждые семь минут.

После выполнения этих трех упражнений слушателям предлагается в парах придумать рабочие (служебные) ситуации, в которых можно было бы эти способы присоединения, закрепления и ведения применять, а затем показать в виде сценок эти ситуации группе.

Например, ситуация пятиминутной релаксации в середине напряженного рабочего дня: один участник произносит в позиции присоединения на выдохе другому участнику слова релаксации: море, ветерок, теплый песок, отдых, тепло, мягко, кошка...

Или ситуация в кабинете следователя во время допроса:

1. Вы сидите напротив меня (утверждение присоединения).

2. И вы смотрите на меня слегка прищурившись (утверждение присоединения).

3. И вы теребите руками лист бумаги (утверждение присоединения).

4. Я с вами разговариваю (утверждение присоединения).

5. И вы можете начать рассказывать про все обстоятельства дела (утверждение ведения).

Таким образом, следователем устанавливается контакт путем организации раппорта [3]. Под раппортом понимается доверительное взаимодействие, взаимопонимание и создание общего мира между двумя или более людьми. Установить раппорт можно, добиваясь подстройки по таким параметрам, как физиология, голос, убеждения и ценности, язык и образ мышления [4] .

Таким образом, путем несложного, но эффективного тренинга, можно объяснить сотрудникам органов внутренних дел технику наведения транса и приемы присоединения, закрепления и ведения в контакте.

Библиографический список:

1. Човдырова, Г. С Клименко Т. С. Методы группового развития коммуникативной компетентности у курсантов — будущих сотрудников полиции. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1(60).

2. Спаркс М. Начальные навыки эриксонианского гипноза. Воронеж,

1992.

3. Ананьева Ю. В. Применение нейролингвистического программирования в допросе на предварительном следствии. Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2011. № 8. С. 089-090.

4. Олдер Г, Хэзер Б. НЛП. Вводный курс: полное практическое руководство: пер. с англ. / Киев, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.