УДК 378.096
Психолого-педагогические науки
Бурцева Евгения Валерьевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры специальных дисциплин ФГКОУ ВО «Дальневосточный юридический институт МВД России»
ОТРАБОТКА ТЕХНИКИ «КАЛИБРОВКА» НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПРАКТИКУМЕ С СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ
Аннотация: в статье рассматривается возможности применения упражнений, адаптированных к обучающему процессу в рамках профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел на психологическом практикуме, с помощью которых полицейские могут овладеть техникой «калибровка».
Ключевые слова: психологическая подготовка, профессиональное обучение, сотрудники органов внутренних дел, нейро-лингвистическое программирование, техника «калибровка».
Abstract: the article discusses the possibility of using exercises adapted to the training process in the framework of professional training of internal affairs officers at the psychological workshop, with the help of which the police can master the technique of "calibration".
Key words: psychological training, professional training, internal affairs officers, neuro-linguistic programming, technique "calibration ".
Успешность установления коммуникативного контакта сотрудника органов внутренних дел, понимания им мотивов и особенностей поведения человека, зависит от того, насколько сотрудник настроился на объект профессиональной коммуникации, профессионального интереса. «Калибровка» в нейролингвистическом программировании - это сопоставление внешних
признаков и внутреннего состояния [1]. Для того чтобы «откалиброваться» по этим внешне видимым признакам, надо создать ситуации, в которых человек будет выдавать требуемую реакцию, и наблюдать за внешними проявлениями данной реакции.
Для обучения полицейских калибровке, можно применять следующие упражнения:
Упражнение 1. «Кислое - сладкое - горькое - солёное».
Целью упражнения является калибровка по четырем вкусам: «кислое -сладкое - горькое - солёное». Для выполнения упражнения слушателям предлагается распределиться по два человека (если группа больше 10 человек, то распределиться следует по три человека). Участники договариваются, кто будет участником №1, а кто участником №2, садятся друг напротив друга. Участник №2 начинает «зеркалить» участника №1, присоединяться к позе, физиологии (дыханию), темпу речи. Затем на выдохе участник №2 начинает вперемешку в медленном темпе произносить слова «кислое - сладкое - горькое - солёное», а участник №1 в это время представлять произносимые вкусы. Затем участник №1 начинает представлять эти вкусы поочередно, а участник №2 пытается по микро выражениям лица понять, какой вкус в данный момент представляется. Участник №1 комментирует, правильно был угадан вкус или нет. Затем участники меняются ролями. Если в группе три человека, то «угадывающих» двое.
Упражнение 2. «Да-нет»
Целью упражнения является калибровка по ответам «да» либо «нет», то есть полицейские должны научиться отслеживать микровыражения положительной и отрицательной реакции.
Для выполнения упражнения слушатели остаются в тех же парах или тройках, в которые они распределились при выполнении первого упражнения. Дается задание - каждому придумать пять таких вопросов к самому себе, чтобы ответ на них был однозначно утвердительный, и пять вопросов к самому себе, ответ на который будет однозначно отрицательный. Вопросы надо записать на
бумаге и передать своему партнеру по общению. Можно эти вопросы обсуждать совместно. Примеры вопросов: «Тебе 24 года?», «Ты из города Артема?», «Ты живешь сейчас в общежитии?» и так далее. Ответы на данные вопросы должны быть известны обоим участникам и однозначны (пять вопросов на «да» и пять вопросов на «нет»).
После этого каждому партнеру по общению необходимо придумать по пять вопросов к другому, ответы на которые предполагают также однозначные ответы (либо «да», либо «нет»), но вопрошающему они не известны. Вопросы другому партнеру не озвучиваются. После этих подготовительных заданий можно приступать к самой калибровке. Для этого парам участников предлагается договориться, кто будет участником №1, а кто участником №2, сесть друг напротив друга. Участник №2 начинает «зеркалить» участника №1, присоединяться к позе, физиологии (дыханию), темпу речи. Затем, находясь в присоединении, начинает задавать «калибровочные» вопросы (то есть те, ответы на которые известны). Сначала пять вопросов на «да», затем пять вопросов на «нет». Участник №1 слушает эти вопросы и молча мысленно «отвечает» на них, только не надо явно кивать или мотать головой. Задавая вопрос, участник №2 отслеживает эмоциональную реакцию по микровыражениям участника №1. Эту процедуру калибровки следует повторить три раза. Проверочным этапом является задавание вопросов, ответы на которые не известны. Всё также находясь в присоединении, участник №2 задает участнику №1 эти вопросы, и старается по микровыражениям определить, какой ответ на задаваемый вопрос - «да» или «нет». Результат своих наблюдений участник №2 записывает. После того, как будут заданы все пять проверочных вопросов, участник №1 дает свои ответы, проверяется, сколько ответов участнику №2 удалось «считать». Затем участники меняются ролями. Если в группе три участника, один задает вопросы другому, а третий отслеживает реакцию.
Упражнение 3. «Ангел-демон, или связка ключей»
Целью упражнения является определение внешне видимых признаков благоприятного и неблагоприятного эмоционального состояния, а также получение «обратной связи» - информации о своих внешних проявлениях различных эмоциональных состояний.
Для выполнения данного упражнения группа рассаживается в круг, предлагается участнику группы по желанию вспомнить и рассказать две истории из своей жизни: первую - не очень для себя приятную, когда «что-то пошло не так», когда испытывались негативные чувства и эмоции, было «не по себе»; вторую - противоположную, когда все было хорошо, все получилось, когда чувствовал себя «на коне». Пока участник рассказывает истории, группа отсматривает его невербальные и вербальные проявления; особенности мимики, пантомимики, жестикуляции, высоту голоса, характер речи и др. Участники группы должны зафиксировать проявления «ангела» - позитивного эмоционального состояния, и «демона» - негативного эмоционального состояния», и по окончанию рассказа предъявить участнику «связку ключей». Это ключи от разных эмоциональных состояний участника. Необходимо объяснить группе, что существует взаимозависимость наших эмоциональных состояний и их телесных проявлений. Так, если мы удручены, наши плечи опущены, мы ссутулены, глаза смотрят вниз. Попробуйте просто телесно изобразить эту позу, и вы почувствуете удрученность. «Связка ключей» для участника - это набор его индивидуальных проявлений эмоциональных состояний. Зная об этом, человек может регулировать свое состояние через изменение позы, жестикуляции, направления взгляда. Например, имея «связку ключей» в виде информации о том, что во время рассказа о своем удачном дне он закатывал глава наверх, жестикулировал интенсивно правой рукой сверху вниз и расправлял плечи, простым повторением этой серии движений можно улучшить свое настроение. Данное упражнение тренирует наблюдательность участников группы. Количество «рассказчиков» может быть три-четыре и зависит от имеющегося времени. Хорошо в данном упражнении применять видеосъемку с последующим просмотром и комментариями.
Таким образом, представленные здесь упражнения дают возможность овладеть начальными навыками калибровки по внешне видимым признакам и микро выражениям людей. Данные навыки помогут при проведении различных оперативно - разыскных [2] и следственных мероприятий [3]. С помощью калибровки также мы настраиваемся на то, чтобы отличать истинные и ложные высказывания, но это уже предмет отдельного занятия.
Библиографический список:
1. О'Коннор Д., Сеймор Д. Введение в нейролингвистическое программирование. С-пб, 1998.
2. Добренко М. А., Мищенко Л. В. Нейролингвистическое программирование как перспективное направление проведения оперативно-розыскного мероприятия "опрос". Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 2 (30). С. 62-66.
3. Веселков К. В., Лысогорская С. В. Применение метода нейролингвистического программирования в допросе как форма выражения криминалистической логистики Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2010. № 5. С. 38-43.