ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
становления и развития личности
УДК 159.9
МЕТОДЫ ГРУППОВОГО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У КУРСАНТОВ - БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
Г. С. Човдырова, Т. С. Клименко
В статье рассмотрены процедуры тренинга развития вербальной и невербальной коммуникации курсантов — будущих сотрудников полиции (использование НЛП, дискуссионных и игровых методов) в целях выработки знаний, умений и навыков по эффективному общению.
Ключевые слова: ощущение, восприятие, тренинг, невербальная коммуникация, НЛП, профессиональный навык, студент, курсант, полицейский.
Основная цель данного исследования заключалась в изложении опыта применения методов активного группового обучения не только для развития у курсантов коммуникативных знаний, умений, навыков, культуры — в целом коммуникативной компетентности, но и для формирования профессиональных навыков при расследовании и раскрытии преступлений.
Методы активного группового развития коммуникативной компетентности способствуют выработке у курсантов умений общения вербальными и невербальными способами, навыков успешной деловой коммуникации в условиях профессиональной деятельности. Приемы нейролингвистического программирования мы рекомендуем в рамках групповых методов как для преодоления барьеров общения, так и для достижения успехов при расследовании и раскрытии преступлений (успешное проведение допроса). Наша задача состояла не только в освоении групповых методов общения, но и в ознакомлении курсантов с историей и теорией НЛП, чтобы обучаемые знали, что такое НЛП, положительная и отрицательная манипуляция; стереотипы речевых стратегий; трюизмы, используемые в речи, и т. д. Затем мы переходим к освоению умений и навыков: установить контакт с партнером, подстроиться к нему; использовать речевые стратегии достижения поставленной цели при общении.
Активные групповые методы имеют три общепринятых в настоящее время основных блока, которые применяются на семинарах и практических занятиях: дискуссионные, игровые, тренинговые (тренинг
органов чувств, тренинг межличностной чувствительности, или сенситивный, и др.).
Дискуссионные методы обучения связаны с именами и идеями Курта Левина (1890-1947) 1 и швейцарского психолога Жана Пиаже (1896-1980) 2 о влиянии групповых обсуждений на изменение неправильных установок личности и интеллекта. Мы считаем необходимым знакомить курсантов и преподавателей с первоисточниками, первооткрывателями методов, несмотря на истекшие годы. Благодаря механизму дискуссии мы обучаем курсантов (студентов) отходить от эгоцентрического мышления и становиться на точку зрения партнера по общению в процессе решения обсуждаемых проблем, приобретать гибкое мышление в противовес шаблонному. Групповая дискуссия активизирует коммуникативную мотивацию учащихся на получение знаний и дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников при обсуждении, особенно их конкретных действий, взятых из практики профессионального общения.
В качестве предмета дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированные проблемы в общении, но и межличностные отношения самих учащихся, их поведение в процессе обучения при общении с преподавателями и сокурсниками, с членами семьи, а также их знания, которые они должны научиться применять в практической жизни.
На наш взгляд, лучше, когда перед дискуссией четко обозначаются суть обсуждаемой проблемы и ее нравственное решение, чтобы психолог (преподаватель или тренер) мог сделать аналитическое заключение, несмотря на то что тренинги проводятся внутри родственных социальных групп, когда члены группы имеют примерно одинаковый уровень развития личности. Лучше, когда обсуждаемые проблемы имели место в реальной жизни участников или окружающих. В этих дискуссиях обсуждаются тенденции, возникающие в процессе массового общения полиции с населением (в случаях праздников или демонстраций). В последние годы участились случаи, когда сотрудников полиции подталкивают умышленно на вступление в контакт, при этом провоцируя их на агрессивные реакции, с тем чтобы отснять это на
фото- и видеоаппаратуру. Так, на одном из семинаров курсанты активно обсуждали свой опыт в массовых демонстрациях на Болотной площади при общении с агрессивно настроенными гражданами. Дискуссионные методы также могут применяться в виде диалога, круглого стола, анализа конкретной ситуации и др. При подготовке докладов на семинарах мы используем оппонентов как лиц, стимулирующих активную дискуссию.
Игровые методы возникли как форма учебного моделирования производственных ситуаций и являются порождением американского менеджмента. У нас в стране в настоящее время широко применяются учебные, научные, управленческие игры. Говоря об игровых методах обучения, их часто подразделяют на операциональные и ролевые.
Первые представляют собой методы обучения, основанные на моделировании структуры деятельности. Они обычно имеют сценарий и некий алгоритм действий, где заранее определены «правильность» и «неправильность» принимаемого решения. Операциональные игры применяются как средство обучения и формирования деловых качеств специалистов, в частности профессиональной компетентности.
Еще больший интерес для совершенствования личности представляют ролевые игры. Именно они легли в основу метода, разработанного М. Форвер-гом 3 и названного им социально-психологическим тренингом — как методом обучения решению внутренних конфликтов индивида, направленным на формирование тех или иных социальных умений. В наших практических занятиях один из участников ролевой игры играл самого себя (протагонист — курсант), а другие выступали в заданных психологом ролях, соотнесенных с сюжетом (подозреваемые, свидетели, потерпевшие, граждане и др.).
В условиях ролевой игры ситуационное ролевое проигрывание должно записываться на видео, затем воспроизводиться, и участники в ходе просмотра должны отмечать ошибки и нецелевые действия, затем протагонист должен предложить новое решение, а другие участники — инсценировать альтернативные стратегии поведения. Проигрывание продолжается до тех пор, пока не будут достигнуты удовлетворительные результаты, т. е. правильно продемонстрированы умения применять, например, правила этикета общения, в том числе и правила поведения с точки зрения прок-семики (пространственного расположения тела). Отрабатываются также приемы морально-нравственного подхода к проблеме общения сотрудников полиции со стариками, гастарбайтерами, несовершеннолетними делинквентного поведения и другие, актуальные для сотрудников органов внутренних дел. Таким образом, курсанты прорабатывали свое поведение и общение, применяя знания, полученные в процессе обучения коммуникативной компетентности.
В результате проведения таких игр курсанты начинали понимать необходимость лучшего овладения навыками коммуникативных умений, культуры, фор-
мирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков. Во всех ролевых играх психологу-преподавателю отводится ведущая роль. Однако в последнее время наметилась тенденция к выдвижению на первый план активного взаимодействия между самими участниками.
Тренинг развития органов чувств, или тренинг межличностной чувствительности (сенситивный тренинг) — от лат. зешШуш, что означает чувствительный, восприимчивый.
Методики Г. Р. Рейнина 4 и др. основаны на способности человека воспринимать окружающих людей по запаху, по ощущениям, возникающим при прикосновении к человеку (холод, тепло, мягкость, гладкость), по тембру голоса, движениям, т. е. по невербальным признакам.
Особенностью этого метода является стремление к максимальной самостоятельности участников. Основным средством взаимодействия между участниками тренинга здесь выступает феномен активизации восприятия органов чувств. Трудность описания тренинга состоит в том, что метод основан на развитии и актуализации не интеллекта, а чувств и эмоций. В ходе сенситивного тренинга участники включаются в новую для них сферу социального опыта, благодаря которой они узнают, как они воспринимаются другими членами группы. При этом они имеют возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.
При проведении с курсантами мини-тренингов мы обращаем внимание на умение описать свои ощущения (например, в значимых событиях в жизни). Здесь, безусловно, участвует интеллект, но развиваются эмоции и ощущения. Тренинг сенситивности предназначен для развития более тонких структур восприятия (кинесте-тики), не всегда четко анализируемых сознанием, но дающих человеку порой новые удивительные ощущения, которые могут помочь человеку установить контакт с партнером по общению. Основная цель сенситивного тренинга — обострение ощущений для работы с информацией, получаемой от партнеров по общению. В целом основные модальности ощущений исходят из пяти органов чувств (каналов восприятия). При обсуждении примеров курсанты обучались понимать значение каналов восприятия: на зрительном — визуализировать различные формы, цвета, размеры; на ауди-альном — слышать звуки, тембр, высоту, громкость звучания и другие оттенки; на назальном канале — чувствовать запахи и различать по происхождению (едкий, острый, тухлый, гнилостный и т. д.). По запаху можно узнать психофизическое состояние и болезни человека. На кинестетическом канале — чувствуется прикосновение, а также боль — глубокая (с внутренних органов и суставов) и поверхностная — с кожи. Также ощущается вкус разной пищи (кислый, сладкий, горький, соленый). Палитра модальности и субмодальности человеческих ощущений широка.
Проведение тренинга сенситивности развивает у курсантов повышенную чувствительность каналов восприятия информации, для того чтобы научить-
ся управлять ими и подключать их в нужный момент для коммуникации. Распознавая человеческие качества органами чувств, курсант одновременно проводит и психодиагностику происходящего вокруг (при необходимости забора криминалистического материала для экспертизы, при осмотре наркопритонов и других криминогенных объектов).
Часто употребляются такие выражения, как «сердцем чувствую, предчувствую», «больно слышать». На самом деле так выражается восприятие человеком ощущений всего организма как единого целого. Учитывая сказанное, курсантам на практических занятиях мы предлагаем почувствовать и отличить степень выраженности размеров предметов, запахов, звуков, вкусов и фактуры и попытаться объединять их, как, например, цветомузыку.
Цели тренинга будущих полицейских заключаются в следующем:
— развить более тонкие навыки восприятия человека человеком (видеть, слышать, чувствовать, входить в чувственное пространство другого человека) для психодиагностики намерений партнера и получения скрываемой информации при расследовании и раскрытии преступлений;
— подготовить почву для более сложного, реального анализа сотрудниками полиции информации, поступающей от каналов восприятия (возможно, сопряженной с опасностью для жизни), чтобы сформировать уверенность в себе и выработать стратегию и тактику безопасного поведения сотрудников для превенции физических потерь, при общении с различными категориями граждан (правонарушители, свидетели, потерпевшие, психически больные и др.).
Необходимое время: от 20-30 мин до 1 часа (при наличии времени). Материалы: для восприятия на-ощупь: бумага, ткани (шелк искусственный и натуральный, бархат, хлопок, лен); мелкие предметы: металлические, деревянные, каменные и т. д.; на вкус: продукты с различным вкусом; на слух: шепот, стук различных предметов, звуки музыки и др.; на запах: духи, одеколон, дым, пища; визуально: цветные предметы, рисунки разных форм и размеров. Процедура: курсанту завязывают глаза, он определяет наощупь ткани (небольшие кусочки); затем — небольшие предметы по конфигурации и фактуре; коллег узнает по голосу или запаху. Так тренируются и одновременно диагностируются каналы восприятия. В данной ситуации важно, чтобы преподаватель-психолог анализировал по ходу практических занятий, какой канал восприятия является ведущим у курсанта, какой нужно развивать и тренировать, что уже хорошо развито, какие изменения и дополнения нужно вводить. В тренинге психологу важно иметь хорошую выдержку, направлять и поощрять правильное поведение участников, чтобы они могли получить удовлетворение от положительного опыта. Каждый член группы учится структурировать ситуацию, понимает незаменимость органов чувств в восприятии и ощущениях, необходимых для общения и психодиагностики.
Следующая методика, используемая нами при проведении занятий, может быть применена в структуре ролевых игр и других методов, указанных выше, и в этом уникальность программы.
Методика нейролингвистического программирования (НЛП) как способ эффективного развития коммуникативности и влияния сторон друг на друга при общении. При этом методе используется естественное воздействие на человека словом, т. е. вербально, через нервные каналы личность партнера настраивается на определенное поведение, выражающееся в мышлении и перцепции. Авторами НЛП считаются американцы Д. Гриндер и Р. Бэндлер 5. В 1973 г. они выяснили, что существует тесная связь между жестами, мимикой человека и речью, и научно обосновали свои наблюдения. Они доказали, что при коммуникации можно неявным образом управлять поведением одного человека и даже толпы. Главным в НЛП они называли скрытое внушение: именно поэтому оно эффективно. Авторы считали, что любое воздействие на психику человека является внушением, при этом не имеет значения, сознательно это делается или нет. В указанной концепции нас привлекает то, что вербальное и невербальное восприятие объединяют в единое целое и предлагают внимательно диагностировать партнера, соблюдая при этом определенные правила. Человек по-разному воспринимает сказанное: что подействует на одного, не действует на другого. Овладеть приемами НЛП можно, только накопив опыт общения с разными людьми. Наблюдая за общением людей, авторы вывели несколько общих правил, которые помогают получить нужные результаты при общении: говоря о звуках, запахах, о цвете и формах, избегать абстракции и подсказок; мыслеформы должны рождать у собеседника только реальные образы, управляющие ответными действиями; используемые образы и ощущения не должны чередоваться слишком резко; следует соблюдать равновесие между однообразием и разнообразием; нужные мысли внушать в их естественной последовательности; требовать от собеседника только выполнимые пожелания и не слишком много; слушая собеседника, постараться внимательно следить за возникающими у себя переживаниями, тогда можно заметить, что вас пытаются увести «не в ту сторону».
Таким образом, авторы научно систематизировали то, что в жизни используется опытными, общительными людьми подсознательно. При отработке приемов каждый придумывал какую-то жизненную или профессиональную ситуацию, какая могла бы с ним случиться. Далее мы приводим наиболее известные и используемые при общении простейшие приемы НЛП, которым обучались курсанты на практических занятиях.
1. Подстройка к позе. Можно подстроиться к позам собеседника, но мимика, жесты, смысл и тональность речи тоже должны копироваться, и это не так просто, но возможно, и чем естественнее, тем незаметнее для партнера по общению это должно проис-
ходить. Естественность достигается, когда человек хорошо чувствует партнера. Подстройка к позе — первый прием. Чтобы создать раппорт (связь), рекомендуется сначала незаметно принять ту же позу, в которой находится собеседник. Если через некоторое время, 1-2 минуты, воздействующий человек меняет свою позу на другую и при этом собеседник тоже изменит свою — это неопровержимое подтверждение, что установлен раппорт и собеседник является ведомым. При отработке этого приема курсантов интересовал вопрос о том, как можно подстроиться к позе допрашиваемого, когда мимика, жесты, тональность речи подозреваемого (преступника) могут принципиально отличаться по морально-нравственной окраске. Конечно, при этом следует апеллировать к профессиональному опыту, знаниям и т. д. Курсанты чаще всего инсценировали ситуацию экзаменов.
2. Подстройка к дыханию бывает прямая и непрямая. В прямой подстройке человек начинает дышать так же, как дышит его собеседник, в том же ритме, с той же глубиной, в том же темпе. При непрямой подстройке человек согласует с ритмом дыхания собеседника какую-то другую часть своего тела; например, качает рукой в такт дыханию партнера или говорит в такт его дыханию. Движения ведущего человека должны находиться в поле зрения собеседника, но не отвлекать его. Поэтому при проведении ролевой игры внимание курсантов обращается на то, чтобы допрашиваемые лица были посажены так, чтобы обзор был доступен обеим сторонам.
3. Метод «полярнойреакции». Этот метод рассчитан на людей, чье поведение известно ведущему и психологу и вписывается в формулу «С точностью до наоборот». Если в общении с такими людьми действовать по принципу «от противного», можно легко добиться желаемого. Этот метод позволяет использовать стремление некоторых людей все делать наперекор. Если, например, требуется, чтобы человек выполнил что-то, нужно сказать о нем, глядя на другого человека: «Это бесполезно, он не сможет сделать это, не справится...». В ролевой игре курсант, играя роль оперативника «при работе с агентами, предварительно изучив особенности их характера», может сказать: «.я бы мог поручить Вам одно дело, но боюсь, что не справитесь.
с тем-то. с тем-то.». Таким образом, можно без особых усилий добиться решения разных проблем.
4. Метод «разрыва шаблонов». Все люди постоянно пользуются общепринятыми шаблонными ответами на вопросы. Например, на вопрос «Как дела?» обычно следует ответ: «Ничего» или «Нормально». Это шаблон. А если ответить на этот же вопрос так: «Просто ужасно. я так плохо себя чувствую.». Или еще более изобретательно и развернуто: «Вчера вечером, вдруг, ни с того ни с сего, почувствовала страх, не спала, только к утру уснула. Поэтому я на работу опоздала, еще трамваи совсем плохо ходили, погода-то с самого утра хуже некуда.!» Когда обычно спрашивают шаблонно, ожидают шаблонного ответа, но когда человек не дает ожидаемого ответа, а начинает от-
вечать подробно, в этот момент неожиданности для партнера можно внушить ему свою стратегию воздействия на его психику. Это делается, чтобы создать определенную атмосферу, как в приведенном примере, в части своего опоздания на работу или какого-то другого жизненного момента, когда нужно оправдать себя в глазах окружения.
Использование речевых стратегий НЛП. При вербальном воздействии на партнера после установления раппорта в ход пускаются речевые стратегии. Без установления связи — раппорта — эти методы могут оказаться неэффективными.
1. Трюизмы — известные речевые обороты, которые помогают направить мысли человека в нужное русло, в определенном направлении. Например, при допросе оперативник говорит подозреваемому: «Ваше счастье — в ваших руках, чистосердечное признание меняет дело.». Трюизм — это некое утверждение, как бы аксиома, не требующая доказательств: «Каждый человек хочет счастья»; «Москва не сразу строилась»; «Не ошибается тот, кто не работает»; «Все мы можем оказаться в неожиданной ситуации».
Если, например, нужно помочь человеку справиться с неожиданной ситуацией, можно начать с фразы: «Главное — взять себя в руки, подумать и решиться на такой шаг»; «Держать удар судьбы». Против такой конструкции никто возразить не в состоянии, потому что люди не хотят выглядеть слабыми, особенно мужчины. Часто в практике полицейских и психологов встречаются ситуации, когда при попытке решить проблему проявляется неверие человека в свои возможности, ощущение безысходности. При помощи достаточно простой манипуляции можно переубедить человека: «Нет безвыходных ситуаций, выход всегда есть». Трюизм помогает вселить в человека веру, направить его мысли в нужное русло, вызвать доверие к последующим утверждениям.
2. Предположения: «Как только вы признаетесь в совершенном преступлении, вам сразу станет легче». Здесь человеку предположительно внушается, что если произойдет одно действие, то после него обязательно произойдет и другое. Цель предположения — связать между собой два, на первый взгляд, несовместимых действия: событие, которое, предположительно, произойдет, с результатом, которого необходимо добиться. Предположения лучше строить с такими оборотами: как только, так; после того как; прежде чем; если, то; сразу, как: «Как только вы сдадите государственные экзамены на отлично, для вас начнутся новые перспективы, новая, более интересная жизнь»; «Если вы все соберетесь вовремя, то быстрее начнем и закончим занятие»; «После того как вы поймете то, что я вам говорю, вы сразу захотите это сделать»; «Прежде чем говорить неправду, хорошенько подумайте о последствиях, что вы приобретете и что потеряете». Эти предположения помогают косвенно внушить человеку желаемую цель.
3. Противоположности. Для усиления внушающего действия слова используются существующие
для этих целей в русском языке следующие конструкции: чем, тем; настолько, насколько: «Чем больше ты будешь заниматься по всем предметам, тем меньше накопится у тебя двоек»; «Чем больше вы будете готовиться к занятиям, тем меньше будете нервничать»; «Насколько больше ты потратишь времени на учебу, настолько меньше времени потратишь на поиски работы потом (чем тяжелее в учении, тем легче потом на работе — тяжело в учении, легко в бою»); «Чем дольше вы будете скрывать истину и молчать, тем хуже будут для вас последствия».
Если в предположениях связывались между собой два события, то здесь уже связываются два противоположных процесса, ведущие часто в разные стороны, — отсюда и название «противоположности». Тем не менее, они убеждают адресата в необходимости поступить так, как утверждает партнер.
4. Вопросы. Глаголы, которые наиболее часто используются в вопросах: осознаете; понимаете; знаете; замечаете; обратили внимание; вспоминаете. Сотрудник полиции во время допроса может спросить: «Вы заметили, что время работает против вас? Вы уже понимаете, что „повинную голову меч не сечет" (утверждение как бы убеждает в том, что это именно так, а не иначе)? Вы заметили, что у вас наступили изменения в лучшую сторону? (часто изменений может не быть, но если человек их ищет, он их находит). Вспоминаете, как вам было плохо несколько дней назад? А теперь замечаете, как блестят ваши глаза?» Человек всегда склонен отвечать утвердительно, дабы не обидеть партнера.
5. Ложные выборы: «Вы решились сделать выбор, что именно: правду, которая принесет вам облегчение, или ложь, которая осложнит еще больше вашу жизнь и принесет страдания вашим близким?»
Когда человек с вожделением смотрит на арбуз, продавец его спрашивает: «Вам большой или маленький?» Вопрос — покупать или нет — отпадает сам собой, человек, сам того не замечая, делает выбор и покупает.
6. Все выборы: если видно, что человек при выборе концепции дальнейшего поведения все еще сомневается, перечисляются все возможные выборы: «Конечно, вы можете продолжать и дальше молчать, но я советую вам сотрудничество...». Здесь выделяется то, что убедительно звучит не с помощью слов, а подчеркивает голосом, интонацией, движением руки. Это хорошо фиксируется в подсознании партнера (подозреваемого). Нежелательный результат выражается в достаточно мягкой форме, желательный подчеркивается максимально положительно. При этом надо помнить о том, что запоминаются начало и конец фразы, а середина как бы затушевывается.
Приведенные методические приемы тренинга эффективной коммуникации могут использоваться по отдельности и вместе друг с другом, в последнем случае достигается максимальный эффект выработки и закрепления знаний, умений, навыков.
Дискредитация и положительная презентация как вербальная коммуникативная стратегия.
Дискредитация, как известно, это подрыв доверия к кому-либо, чему-либо, умаление авторитета, значения кого-то или чего-то. Дискредитация, разумеется, включает не только речевые действия: подрывать доверие можно публикациями, изображениями и другими формами обнародования каких-либо негативных фактов или мнений, действиями, сигнализирующими о недоверии (прямо или косвенно), и т. д. При вербальных действиях, цель которых — подорвать доверие, вызвать сомнение в положительных качествах кого-либо, используются такие лексические приемы, как оскорбление, насмешка, издевка и т. д.
В преподавательской деятельности, рассматривая эти примеры из жизни, мы выступаем сторонниками положительной презентации партии, группы или конкретной личности (стратегия самопрезентации). При этом коммуникативная цель — передача восхваляющей информации, с намерением показать лучшие качества в человеке, несколько преувеличивая, приукрашая его заслуги, способствуем мобилизации в человеке положительных стремлений соответствовать этой оценке, развиваться дальше, достигать лучших результатов как в учебе, так и в дальнейшем — в служебной деятельности. Применение какой-либо из указанных речевых стратегий касается морально-нравственной стороны общения.
В работе некоторых следователей и сотрудников криминальной полиции эти приемы практикуются, но при этом важно, чтобы будущий сотрудник полиции понимал, что именно ставится на чашу весов, насколько гуманны цели и антигуманны средства, что перевешивает. Это относится к морально-нравственной стороне общения, и часто полицейским приходится выбирать из двух зол наименьшее. Мы показываем курсантам, как применение отрицательного и положительного речевого манипулирования проявляется в политической жизни, особенно в борьбе за власть, за сферы влияния между странами, а также при столкновении интересов политических партий, коммерческих организаций или отдельных лиц. Манипуляция фактами и мнениями включает целый спектр отрицательных и положительных речевых стратегий и других приемов и способов.
В ходе обсуждения курсантам обязательно необходимо разъяснять позиции тех, кто считает использование НЛП манипулятивным и антигуманным. Сторонники НЛП справедливо считают, что сам метод или техника, конечно же, не являются гуманными или антигуманными, их значение определяется теми целями, которые ставят перед собой сами люди, их применяющие, так же, как атомная энергия может использоваться как в созидательных, мирных, так и в разрушительных целях. НЛП-манипуляции могут быть использованы, точнее, должны использоваться только в гуманных целях. Надеясь на это, мы знакомим курсантов с азами положительного манипулирования при коммуникации.
При анкетировании группы курсанты, прошедшие обучение названными методиками, показали следующие результаты: появление уверенности в себе при групповом общении отметили 70% участников; необходимость усвоения новых правил поведения в общении, умений и продолжения тренингов указали 81% их; неадекватность привычных приемов общения и необходимость получения новых знаний о себе отметили 73% участников.
В дальнейшей работе с курсантами планируется изложение результатов измерения выработанных знаний, умений, навыков путем тестирования пси-
хологическими методиками контрольной и опытной групп.
1 Левин К. Теория поля в социальных науках / пер. Е. Сур-пина. СПб., 2000. С. 126.
2 Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссия / под ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. М., 2001. С. 620.
3 VorwergM. Sozial psychologisches Training. Jena, 1971. С. 189.
4 Рейнин Г. Р. Группа биполярных признаков в типологии К. Г. Юнга // Соционика, ментология и психология личности. 1996. № 6. С. 44-48.
5 Бэндлер Р, Гриндер Д. Рефрейминг. Ориентация личности с помощью речевых стратегий. Воронеж, 2001. С. 36-39.
УДК 37.013.42
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С СОТРУДНИКАМИ ОВД
Е. В. Пенионжек
В статье рассматриваются вопросы формирования личностных качеств сотрудника органов внутренних дел силами индивидуальной воспитательной работы. Анализируются особенности проведения индивидуальных бесед и аспекты организации воспитательных дел.
Ключевые слова: формирование личности, структура индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел, педагогические особенности изучения личности, педагогический процесс, педагогический эксперимент, воспитательное дело.
Центральной педагогической проблемой всегда являлся вопрос формирования личности. Формированием личности называется процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, возникновение физических и социально-психологических новообразований в структуре личности и в связи с этим — изменение внешних проявлений (форм) личности, благодаря которым она существует для других людей. Воспитание в органах внутренних дел в целом демонстрирует прохождение данного процесса, но ярче всего процессы формирования личности проявляются в результативности индивидуальной воспитательной работы. Именно в этой составляющей воспитательного процесса возможно четко зафиксировать образование, преобразование, изменение отдельных качеств личности сотрудника или облика его личности в целом, что происходит в результате внешнего воздействия или включенного индивидуальной воспитательной работой самовоспитания личности.
Основное направление реализации задач воспитания, посредством чего целенаправленно оказывается психолого-педагогическое воздействие на личностные качества каждого сотрудника ОВД для развития свойств его личности, которые необходимы для успешного исполнения служебных обязанностей, — это индивидуальная воспитательная рабо-
та с личным составом. Целью такой работы является воздействие на формирование и развитие у сотрудников профессиональных и морально-психологических качеств личности — комплекса качеств гражданина-патриота, специалиста-профессионала и высоконравственной личности — как того, что свойственно конкретному сотруднику, эффективно осуществляющему оперативно-служебную и служебно-боевую деятельность.
Индивидуальная воспитательная работа в органах внутренних дел направлена на решение следующих задач:
— всестороннее и глубокое изучение личных качеств каждого сотрудника, интересов, потребностей, способностей, особенностей характера и темперамента;
— обеспечение оптимальной расстановки кадров и эффективного использования кадрового потенциала в интересах оперативно-служебной и слу-жебно-боевой деятельности;
— оказание помощи сотруднику в адаптации к условиям служебной деятельности, снижение уровня проблемности в профессиональном становлении, оказание поддержки в трудных жизненных ситуациях;
— подготовка сотрудников к самостоятельному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач, обеспечение их профессионального роста и развития;
— оказание воспитательного корректирования поведения сотрудников, в котором прослеживаются признаки девиантных или иных деструктивных ценностных ориентаций, оказание поддержки или коррекции повышенного психолого-педагогического внимания.
Коллектив подразделения состоит из людей, имеющих неповторимые и уникальные индивидуальные характеристики, обусловленные социальными, образовательными, национальными, профессиональными различиями, неодинаковостью жизненного опыта и интересов. Реализация индивидуального подхода в воспитании в органах внутренних дел обеспечивает значимость изучения человека, сильных сторон его личности и слабостей, избирательного отношения к мерам воздействия на человека. При этом индивидуальный