прожитая ее часть, удовлетворенность самореализацией. Высокие баллы характеризуют человека, у которого все в прошлом, низкие баллы говорят о неудовлетворенности прожитой частью жизни. Показатели находятся в пределах нормы. Наименьший показатель наблюдается у первокурсников (14%), наибольший у студентов пятого курса (72% — в норме и 17% — выше нормы). Можно предположить, что это связано с активным жизненным поиском старшекурсников, опробованием ими различных социальных ролей и достижением определенных позитивных результатов.
Высокие баллы по шкале локуса контроля «Я — хозяин своей жизни» дает представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и собственным пониманием ее смысла. Низкие характеризуют неверие в свои силы, низкую способность контролировать события жизни. Анализ данных показал, что за границы нормы (ниже ее) выходят показатели студентов-первокурсников (29%), тогда как у пятикурсников они встречаются в 9% случаев. Для этой группы студентов характерен экстернальный локус контроля. Среди полученных данных наибольший показатель наблюдается у студентов пятого курса (49% — в норме и 42% — выше нормы). Полученные данные свидетельствуют, что старшекурсники обладают интер-нальным локусом контроля, многие из них независимы от родителей материально и социально, это дает им ощущение «Я — хозяин своей жизни».
Шкала локуса контроля «Управляемость жизни» при высоких баллах характеризует убеждение студентов в том, что человеку дано контролировать свои действия, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы свидетельствуют о фатализме, убежденности в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Анализ данных свидетельствует, что самый низкий результат (ниже нормы) наблюдается у второкурсников (54%). Снижение показателей локусов контроля (по сравнению с первокурсниками) «Локус контроля — Я» и «Локус контроля — жизнь» может быть связано с тем, что на втором курсе студенты начинают понимать, что большое значение в жизни имеют внешние обстоятельства, не зависящие от их желаний. В то же время показатель по данной шкале 11% (выше нормы) у студентов пятого курса говорит о том, что старшекурсники более свободно принимают решения и воплощают их в жизнь, сами выбирают свой жизненный сценарий и способы его построения.
По общему показателю осмысленности жизни результаты изучения студентов всех курсов находятся в пределах нормы (52% у первокурсников и 42% у пятикурсников). У 26% первокурсников и 56% пятикурсников общий показатель СЖО выше нормы. Результаты исследования свидетельствуют о том, что у большинства пятикурсников сформированы жизненные сценарии, они имеют активную позицию по отношению к своему будущему, показывают характер основных от-
ношений к миру, к людям и себе, что отражает особенности формирования их ценностей, смысла жизни и самосознания. Согласно результатам исследования, можно заключить, что осмысленность жизни и ее отдельные аспекты оцениваются высоко всеми испытуемыми. Существует тенденция изменения ряда показателей у студентов от первого курса к выпускному, а именно — у старшекурсников повышается «общая осмысленность» жизни, а также «локус контроля-Я».
Итак, нами были установлены достоверные различия между группами студентов первого и третьего курса, третьего и пятого курса, первого и пятого курса, что доказывает факт: компоненты профессионального самосознания у обследованных студентов отличаются определенными особенностями в зависимости от этапа (курса) обучения в вузе. В целом компоненты профессионального самосознания, даже у студентов пятого курса, находятся на среднем уровне сформированнос-ти и недостаточно связаны с будущей профессиональной деятельностью, что делает необходимой разработку специальной системы педагогических воздействий, направленных на формирование профессионального самосознания у будущих специалистов. Мы считаем, что данную задачу можно успешно решать через организацию учебной и внеучебной деятельности студентов, через организацию практики, учитывая при этом индивидуальные и возрастные особенности студентов, а также их социальный, культурный и психологический опыт.
1 Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 88.
2 Там же. С. 89.
3 Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998. С. 107.
4Миронова Т. Л. Самосознание профессионала. Улан-Удэ, 1999. С. 158.
5 СтолинВ. В. Самосознание личности : монография. М., 1983. С. 28.
6 Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991. С. 12.
7 Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992. С. 14.
УДК 159.9
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРИЕМОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ЕГО РАЗВИТИЯ
Е. В. Бурцева
Показана часть экспериментальной работы педагога с курсантами юридического института МВД по организации педагогических условий для развития личностного самоуправления обучаемых. Дается система приемов личностного самоуправления, примеры задач, краткий анализ занятий, представляются данные формирующего эксперимента.
Ключевые слова: личностное самоуправление, система приемов личностного самоуправления, курсанты вуза МВД, психологический тренинг.
Прием — это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода1. Исходя из того, что метод (от греч. metodos — буквально: путь к чему-либо) — это упорядоченная деятельность, направленная на достижение цели, мы можем обозначить приемы как отдельные шаги к цели. Опираясь на концепцию личностного самоуправления Н. М. Пей-сахова2, мы выделили следующие компоненты самоуправления: аксиологический, когнитивный, рефлексивный и эмоциональный, а также разработали психологопедагогическую программу, где представлена технология развития самоуправления3. В процессе реализации программы мы обучаем курсантов системе приемов самоуправления, группируя эти приемы по их целевому назначению.
Первая группа приемов — это приемы изменения эмоционального состояния. Эмоции — это индикаторы сигналов среды. Умение адекватно реагировать на эти сигналы связано с регуляцией эмоциональных состояний. Только выйдя из негативного эмоционального состояния, можно выстраивать новые цели. В плане успешности деятельности сотрудника органов внутренних дел эмоции подразделяют на способствующие достижению цели, мобилизующие, порождающие внутреннюю собранность и дезорганизующие4. Мы учим курсантов применять приемы эмоциональной саморегуляции в экстремальной ситуации, как учебной (выступление перед аудиторией, экзамен), так и профессиональной (в стрессовой ситуации, где необходимо выйти из состояния напряжения для принятия адекватного решения).
Вторая группа приемов — приемы когнитивной настройки.
Основное в деятельности — ставить и достигать цели, для чего необходимо четко эти цели представлять, знать, какие средства и в какой последовательности необходимо применять, рассматривать все возможности, искать новые, нетрадиционные пути решения проблем, быть гибкими и творческими. Для этого можно применять приемы когнитивной настройки.
Третья группа приемов — приемы рефлексии, при помощи которых возможно сравнение, осознание, обобщение, изменение продуктов деятельности. Это приемы «обмысливания» того, что произошло внутри нас и во внешнем мире.
Четвертая группа приемов — мотивационные. Все предыдущие приемы, так или иначе, работают на повышения мотивации к деятельности. Осознание своих чувств и поступков, когнитивная настройка, позитивные эмоции — все это повышает желание достигать намеченных целей. Поэтому деление на группы приемов достаточно условно. Тем не менее, для повышения мотивации к какой-либо деятельности мы рекомендуем применять приемы «подарок» и «подкрепление». Ниже представлена система самоуправления.
Приемы изменения эмоционального состояния.
Они основаны на том, что эмоции понимаются как индикаторы сигналов среды. Умение адекватно реагировать на эти сигналы как раз и связано с регуляцией эмоциональных состояний. Негативное состояние препятствует постановке новой цели.
Мысленное уничтожение — образ огорчившей вас ситуации, обидевшего человека, что называется, «стоит перед глазами». Очень хорошо. У вас есть возможность с этим поработать. Увеличьте его, уменьшите, задвиньте в правый угол, левый, сделайте ярче, тусклее. Вы можете сделать с ним все, что захотите — стереть, сжечь, соскрести и т. д. Можете представить, что вы сидите в кинотеатре и смотрите «про это» фильм. «Прокрутите» пленку, потом уничтожьте. Вы можете это сделать.
Метод парадоксальной интенции5. Вы находитесь в каком-либо эмоциональном состоянии, например, страха. Вы чего-то боитесь (например, экзамена) и ругаете себя за это, пытаясь запретить себе бояться и убедить себя, что ничего в этом страшного нет. Так вы вряд ли чего-либо добьетесь. Поступите наоборот. Разрешите себе бояться: «Я самый лучший в мире “бояльщик”. Мне так страшно, как никогда и никому в мире не было, это самая кошмарная ситуация в моей жизни. Хуже уже не будет. Я сейчас начну трястись, как электродрель». В результате вам станет не так страшно, а возможно, даже смешно.
Волшебные слова. Обозначьте ситуацию, вызывающую у вас неприятные эмоции, словом, например «экзамен». Мысленно представьте себе это слово. Как оно написано, где, каким шрифтом, цветом, как звучит. Скорее всего, слова, вызывающие негатив, будут иметь неприятный для вас вид, написаны черным официальным шрифтом или как в школьных прописях (школа, к сожалению, у многих связана с негативом). Вы можете мысленно поработать с этим словом — раскрасить, изменить форму, заставить петь песенки, поместить на цветущую лужайку и т. д. Ваше состояние изменится вместе с изменением символа, кодирующего это состояние. Этот метод можно также применять для изменения отношений с людьми. Представьте, как написано имя человека, с которым у вас напряженные отношения. А теперь измените это слово, разукрасьте, сделайте более приятным для вас. Это изменит ваше к нему отношение и снизит напряжение.
Убежище. Проведите релаксацию, используя предыдущий метод, затем представьте себя в каком-то очень приятном вам месте, почувствуйте себя там, увидьте эту картинку, услышьте звуки, вас окружающие. Побудьте там столько, сколько вам будет достаточно, и возвращайтесь в реальность, но уже в другом настроении. Теперь, изменив свое состояние, можно применять следующие группы приемов.
Приемы когнитивной настройки.
Якорек. Этот прием относится к техникам нейролингвистического программирования. Его можно применять для выработки тех или иных необходимых вам качеств. Определите качество, которое вы хотите выра-
батывать, и «якорек» для него, вместе с установочной формулой. Например: «Каждый раз, когда я беру в руки ручку, я становлюсь внимательнее». Применив один из приемов релаксации, в расслабленном состоянии поставьте этот «якорек» (т. е. возьмите в руки ручку и три раза произнесите установочную формулу). Таким образом можно якорить любые предметы на любые качества (кольцо на пальце — уверенность, выключатель в ванной — ясность мысли и т. д.)
Разговор в пользу возможностей. Очень часто люди ведут с собой разговор, уничтожающий возможности. Например, человек задает себе вопрос «Почему я никак не могу выучить английский язык?», заранее соглашаясь с тем, что он этого сделать не может, и еще и еще спрашивает у себя: «Почему?». Вопрос — это крючок, на который цепляется наше подсознание. Подсознание послушно начинает отвечать: «Ты не можешь, потому что нет времени, сил, способностей, есть другие, более важные дела и т. д.». Таким образом, вопрос превращается в риторический. Задайте себе другие вопросы: «Как я могу выучить английский язык, чту мне нужно для этого сделать, какие лучше взять учебники, где есть курсы, сколько они стоят, когда я могу выделить время на это и т. д.» Это и будет разговор в пользу возможностей.
Перевоплощение. Нередко мы не видим новых решений ситуации только потому, что привыкли действовать однообразно. Чтобы выйти из этого, примените следующий прием: представьте, как бы эту ситуацию решили, например, Красная шапочка или лиса Алиса, Карлсон, Бэтмэн, Вовочка, Алла Пугачева и т. д. Войдите в другой образ и перед зеркалом изобразите поведение различных персонажей в вашей ситуации. Это расширит ваши возможности, и вы сможете выбрать варианты решений и поведения.
Метод квадрата. Этот метод относится к планированию. Квадрат — устойчивая фигура. Четыре стороны света, четыре стихии, четыре угла в комнате и т. д. Если есть одна большая задача, за нее трудно браться, лучше разделить ее на подзадачи. Изобразите квадрат — это и есть ваша задача (например, написать курсовую). Разбейте его еще на четыре квадрата и в каждом квадратике впишите подзадачу (выяснить требования преподавателя, найти литературу, выделить время, найти место с компьютером). Далее эти подзадачи тоже попробуйте разделить на четыре. Например, подзадачу «выяснить требования преподавателя» можно разделить следующим образом: прийти на консультацию преподавателя, посмотреть в библиотеке образцы курсовых, поговорить со старшим курсом, выяснить в учебном отделе сроки сдачи. Так поступайте с каждой подзадачей, стремясь достичь выполнения конкретных неделимых действий. Затем проранжируйте эти действия в порядке очередности и начинайте выполнять. Время, потраченное вами на эту процедуру, гораздо меньше того, которое вы можете потратить на лишнюю суету, действуя без плана.
Ранжирование. Если у вас возникло ощущение, что на вас свалилось много дел и вы не сможете со всем этим справиться, вспомните про песочные часы. Пес-
чинок много, но они падают одна за другой, и весь песок пересыпается. Все дела делаются по очереди. Чтобы не хвататься за все сразу и не нервничать, сделайте список ваших дел и проранжируйте их в порядке значимости. Первое — самое важное, затем остальные. Так и начинайте выполнять. Даже если вы не сделали все дела, но завершили одно важное — это хороший результат.
Приемы рефлексии.
Рефлексия (от лат. геАехю — обращение назад) — процесс самопознания внутренних психических актов и состояний. Это источник внутреннего опыта, позволяющий сравнить, обобщить, осознать, изменить продукты деятельности. Это «обмысливание» того, что произошло внутри нас и во внешнем мире.
Проекция. Если вы находитесь в неопределенном, некомфортном состоянии и не можете это ни с чем связать, попробуйте сделать следующее — оглядитесь, и пусть ваш взгляд зафиксируется на любом предмете или элементе окружающего. Теперь мысленно перевоплотитесь в выбранный вами объект и побудьте с ним, поговорите от его имени. Что этот предмет чувствует, думает, как ему живется здесь, на этом месте. Затем вспомните все, что вы проговорили. Это и есть отражение ваших собственных чувств и состояний. Говоря от имени лампочки, о том, что ей не нравится быть выключенной и хотелось бы кого-нибудь освещать, вы проговариваете свое желание участвовать в деятельности, дающей пользу другим. Осознав причину плохого настроения, вы можете предпринять конкретные шаги для исправления ситуации.
Анализ. У каждого человека есть опыт. Сравните то, что вам предстоит сделать, с тем, что вы когда-либо уже делали. Задайте себе вопросы: «В чем я был успешен тогда, в чем причины моих ошибок, как это можно сделать наилучшим образом?» Но опыт может и мешать, если он негативный (тогда примените прием «кинотеатр» или «ангел-демон»), личный опыт может также держать ваше мышление в рамках стереотипов (тогда примените прием «Перевоплощение»). Учитывайте все это при анализе ситуации.
Метафора. Чтобы четче понять, какую картинку ситуации рисует вам ваш жизненный опыт, придумайте метафору на эту ситуацию. Например, работая над этим текстом, я сейчас напоминаю себе дятла, который выковыривает из коры личинки, чтобы прокормиться. Вот и ответ на вопрос, зачем мне это надо.
Следующие приемы — комплексные, они и работают на изменение эмоций, рефлексию, и настраивают на цель.
Кинотеатр. Чтобы эмоционально выйти из ситуации и посмотреть на все со стороны, представьте, что вы находитесь в кинотеатре и, сидя в темном зале, смотрите на экран, где разворачивается действие. Прокрутите ролик вашей ситуации. В нормальном темпе, медленно, быстро, в обратную сторону. Все ли вас устраивает или хотелось бы сделать другой конец, дать актерам другие слова.
Связка ключей. В разные моменты нашей жизни мы бываем либо на высоте, когда все удается и все по-
лучается, либо не на высоте, когда мы недовольны своим поведением и состоянием. Все это как бы записано на телесном уровне. Попробуйте вспомнить сначала плохую для себя ситуацию и обратите внимание на язык своего тела. Возможно, это опущенные плечи, нервное перебирание руками, поджимание губ, быстрые движения глаз. У всех это свои сигналы, поэтому лучше всего попросить своего друга помочь найти вам «связку ключей» от ваших состояний. Расскажите ему эту ситуацию, а друг пусть отметит все сигналы вашего тела. Затем вспомните другую ситуацию, когда вы были на высоте, и также изложите ее. Сигналы будут совсем другие — расправленные плечи, широкая жестикуляция, поднятая голова, у каждого свой, специфический набор сигналов этих состояний. Отмеченные наборы сигналов и есть «связки ключей» к состояниям. Имея их, вы можете просто изменить сигналы тела (расправить плечи, поменять движения рук, глаз, изменить позу), и ваше состояние изменится.
Маятник. Часто начать новое дело мешают неуверенность и страх будущего. Можно с этим поработать следующим образом. Представьте, что ситуация развернулась самым ужасным для вас образом, и что тогда? А теперь представьте, что все сложилось самым идеальным для вас образом. Нарисуйте будущее в самых смелых красках, применив для этого прием «Идеальный образ Я». Теперь вычислите средний возможный вариант и те шаги, которые реально сделать уже сейчас для достижения цели.
Мотивационные приемы.
В целом приведенные предыдущие приемы так или иначе работают на мотивацию. Осознание своих чувств и поступков, когнитивная настройка, позитивные эмоции — все это повышает желание достигать намеченных целей. Поэтому деление приемов на группы достаточно условно. Тем не менее, специально для повышения мотивации вы можете применить следующее.
Подарок. В каждом не очень приятном для себя деле старайтесь найти «подарок», отвечая на вопрос: «Зачем мне это нужно». Например: « Я сейчас вынужден заниматься скучной мне бумажной работой, зачем мне это нужно? — Это увеличивает мою собранность, вырабатывает аккуратность, дает возможность побыть одному и т. д.» Ищите везде и во всем нужное для себя.
Подкрепление. Дрессировщик за выполненный трюк поощряет зверей угощением. Иногда необходимо быть дрессировщиком для себя. Очень не хочется мыть посуду, а хочется сесть и выпить чашку крепкого кофе с конфеткой (или с сигаретой, хотя это вредно). Разрешите себе это, но только после того как гора посуды будет перемыта, а не вместо этого. И так каждый раз. Тогда произойдет закрепление рефлекса: после мытья посуды — приятное действие, соответственно, мытье посуды будет также восприниматься как приятное в его окончании действие. Я сейчас допишу эту страничку и разрешу себе сыграть в любимую компьютерную игру. И я с энтузиазмом стучу по клавишам, вдохновленный этой перспективой. Причем подкрепления необходимо давать
сразу, не обещайте себе отдаленные перспективы, этот прием работает здесь и сейчас.
Примеры-иллюстрации из занятий с курсантами.
Марина Т., осваивая прием «Разговор в пользу возможностей», воскликнула «Теперь я знаю, почему я боюсь начинать новые дела! Я просто сразу начинаю себя убеждать, что у меня ничего не получится!».
Алексей Ф., также имеющий проблемы с принятием самостоятельных решений, очень конформный молодой человек, открыл в себе способность генерировать новые идеи и обнаружил, что ребята его с интересом слушают. В ходе тренинга он с помощью приема самоуправления «якорек» закреплял это свое креативное состояние, осознав, что оно необходимо как в учебе, так и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Освоение приема «анализ противоречий» было особенно полезным для курсантов с низкими баллами по одноименному этапу самоуправления. Это Саша Н., Семен Р., Эдик Э. Это ребята, не склонные к анализу сложившейся ситуации, не использующие прошлый опыт. Эдик Э., поначалу, ввиду негативизма в характере, не хотел разбирать ситуации, говорил, что «все это ерунда», надо делать, а потом уже разбираться. Но группа указала ему на недавно случившуюся с ним ситуацию, где он повторил все свои ошибки, которые допустил в предыдущем случае. Помощь группы помогла ему осознать этот факт, и Эдик вынужден был признать, что он действительно часто «наступает на те же грабли».
Приемы самоуправления «метод квадрата» и ранжирование работают на развитие этапа планирования. Здесь много курсантов с низкими показателями по тесту «Способность самоуправления»6. Возможно, это обусловлено неверной установкой на само понятие «планирование». Так, ребята говорят: «Вот как запланируешь, так обязательно не получится. Лучше ничего не планировать заранее». Ребятам объяснялась разница, между «ожиданиями» и планированием, которое предполагает ответ на вопрос, что и в каком порядке мы будем применять для достижения цели. Тем не менее, завязалась острая дискуссия, так как Тарас Р. (низкие баллы по анализу и планированию) настаивал на ненужности планирования в жизни. Тарас вообще отличается негибкостью, всегда настаивает на своем, зачастую ошибочном, мнении. Ребята его всерьез не воспринимают, что его раздражает, но изменить ситуацию адекватными способами ему трудно. В процессе тренинга мы старались чаще организовывать для него обратную связь группы, но юноша часто продолжал добиваться негативного внимания, споря по разным поводам.
Большой интерес вызвало изучение приемов изменения эмоционального состояния «Мысленное уничтожение» и «Метод парадоксальной интенции». Ребята с удовольствием «расправлялись» с врагами, легко и эмоционально включаясь в упражнение, независимо от уровня самоуправления деятельностью. «Метод парадоксальной интенции» воспринимался по-разному. Некоторые курсанты жаловались на то, что, войдя в негативное состояние, затем продолжают испытывать нега-
тивные эмоции, что такое сильное включение в неприятную ситуацию опять расстраивает, а не помогает избавиться от него с помощью приема. Характерно, что эти высказывания шли от курсантов с низкими показателями по этапу «коррекция действий», т. е. «не гибких». Остальные курсанты достаточно легко работали со своими состояниями. Прием «Волшебные слова», основанный на воображении, не всем курсантам давался одинаково легко. Так, Андрей Б. (уровень самоуправления по тесту очень высокий) проговорил, что испытывает затруднения в изменении слов, что просто не видит их. Мы считаем, что именно доверительное, интерактивное общение на занятиях позволило юноше об этом сказать, так как у этого курсанта высокая степень психологической защиты (возможно, такие показатели по уровню самоуправления обусловлены высокой степенью социальной желательности ответов).
При изучении темы «Методика подготовки и проведения выступлений сотрудников ОВД» курсанты использовали при подготовке к выступлению алгоритм самоуправления и приемы самоуправления. Сначала анализировали опыт своих прошлых публичных выступлений, материал, прогнозировали возможные темы и варианты выступления, выстраивали цель-образ (себя — успешного оратора), планировали выступление, используя при этом «метод квадрата», определяли для себя критерии оценки качества своего выступления (произвести эффект, быть внимательно прослушанным, подать грамотно материал и т. д.). После выступления осуществляли самоконтроль и самокоррекцию, пользуясь «обратной связью» от группы. Для снятия волнения перед выступлением курсанты (из имевших данную проблему) использовали приемы изменения эмоционального состояния и перевода его в позитивное. В частности, Марина Т., используя прием «волшебные слова», переделывала слово «выступление», которое у нее было написано дрожащими тоненькими буквами черного цвета в красные, большие и устойчивые буквы на фоне изображения земного шара. Основная проблема курсанта Тараса Р. — рассеянность и несобранность, поэтому для него особенно важно было применять прием «настройка на цель», а затем планировать выступление с помощью «метода квадрата». Мы поработали с курсантом дополнительно (согласно его желанию (!)), после чего его выступление произвело эффект на одногруппников, чем Тарас был очень доволен.
Прием «перевоплощение» отрабатывался курсантами для изменения своих стереотипных стратегий общения. Так, Таня К. (низкие показатели по этапам планирования и коррекции) вынесла на круг свою проблему общения с командиром курса. Благодаря «обратной связи» от группы, девушка осознала свою категоричность и «соперничество» в разговоре, вызывающие негативную реакцию людей. «Перевоплотившись» в сказочных героев (лису Алису, Золушку), в знакомых людей с мягкой, более гибкой манерой общения, девушка смогла «взять» элементы их манеры общения в свою стратегию поведения.
После выполнения приемов и упражнений курсанты рефлексируют изменения в своем состоянии, что развивает рефлексивный компонент самоуправления. На развитие данного компонента также работает обсуждение динамики результатов по тесту «Способность к самоуправлению».
Применение каждого приема самоуправления предваряется четкой постановкой цели упражнения, что усиливает аксиологический компонент.
Приоритетным в ходе описанных выше занятий являлось развитие когнитивного компонента самоуправления. В качестве одного из инструментов для измерения уровня развития когнитивного компонента самоуправления мы использовали тест «Способность к самоуправлению». Когнитивный компонент самоуправления включает такие этапы цикла самоуправления, как прогнозирование, планирование, принятие решения.
В когнитивный компонент самоуправления деятельностью входят знание приемов самоуправления деятельностью и навыки их применения. В начале и в конце педагогической программы курсантам предлагался комплекс из десяти задач. В этих задачах давались ситуации, где сотрудник ОВД должен изменить свое эмоциональное состояние, составить план действий, составить разговор в пользу возможностей и т. д.
После прохождения нашей педагогической программы число применяемых курсантами экспериментальной группы приемов самоуправления при решении задач существенно возросло, и они применялись осознанно. Отмечено увеличение усредненных экспертных оценок преподавателями качества ответов курсантов экспериментальной группы.
Введенный нами эмоциональный критерий показал снижение уровня тревожности курсантов как контрольной, так и экспериментальной групп, что связано, мы считаем, с динамикой процесса адаптации.
Таким образом, создание педагогического условия формирования системы приемов самоуправления ставит перед преподавателем следующие задачи:
— в течение всей педагогической программы использовать приемы, регулирующие эмоциональное состояние курсантов, и учить их выходить из негативных эмоциональных состояний;
—твердо обозначить, что основное в деятельности — это ставить и достигать цели, для чего необходимо четко эти цели представлять, знать, какие средства и в какой последовательности необходимо применять, рассматривать все возможности, искать новые, нетрадиционные пути решения проблем, быть гибкими и творческими; научить курсантов приемам когнитивной настройки, которые для этого можно применять;
— научить обдумывать то, что произошло во внутреннем и внешнем мире, с помощью приемов рефлексии, при этом возможно сравнение, осознание, обобщение, изменение продуктов деятельности;
— научить курсантов приемам самомотивации.
Опыт показал, что знание приемов в системе обусловливает возможность их обобщения и применения в
различных ситуациях. Повышение уровня самоуправления снижает личностную тревожность.
1 Подласый И. П. Педагогика. Новый курс : учебник для студентов пед. вузов : в 2 кн. М., 2000. Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. 576 с.
2 Пейсахов Н. М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. Казань, 1974. 253 с.
3 Бурцева Е. В. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел средствами развития самоуправления : дис. ... канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2002. 215 с.
4 Караваев А. Ф., Караваева Т. А. Эмоциональные состояния сотрудников и методы их коррекции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 1. С. 54-57.
5 ФранклВ. Теория и терапия неврозов. СПб., 2001. 234 с.
6 Пейсахов Н. М. Тест «Способность самоуправления» // Столяренко Л. Д. Основы психологии : практикум. Ростов н/ Д, 2002. С. 339-347.
УДК 159.9:34.01
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
Т. Ю. Полозова
В статье рассматривается уровень развития интеллектуальных качеств курсантов как основа успешности их профессионального становления. Проводится анализ динамики развития интеллектуальных качеств в процессе обучения.
Ключевые слова: интеллектуальные качества, динамика изменения уровня развития интеллектуальных качеств, формирующий эксперимент, самооценка уровня интеллектуальных качеств.
Реформирование структуры МВД России, изменение ее качественного состава имеет цель оптимизации деятельности личного состава органов внутренних дел. Изменение криминогенной обстановки в стране объясняется ее социально-политической, экономической нестабильностью. Преступления стали более изощренными, дерзкими, жестокими. Они совершаются людьми с высокой информационной и технической подготовленностью.
На момент вступления в должность участкового, следователя, дознавателя от выпускников требуется профессиональная зрелость. Они должны уметь видеть несколько путей решения проблемы, быть способными четко излагать свою позицию, последовательно претворять в жизнь поставленные цели, быстро ориентироваться в нестандартной ситуации, быть социально ориентированными.
Низкий уровень развития интеллектуальных качеств сотрудников органов внутренних дел может приводить к систематическим ошибочным действиям при решении оперативно-следственных задач. Интеллектуальная компетентность — лишь одно из требований, предъявляе-
мых сегодня к психологическим профессионально важным качествам (ПВК) полицейского.
В своих работах к рассмотрению взаимосвязи интеллекта и личности обращались С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. М. Воробьев, В. Д. Шадриков, Н. И. Чуп-рикова, Э. Н. Коротков, С. Н. Тихомиров, И. Б. Лебедев, С. В. Михайлов1. Они рассматривали интеллект в контексте мышления и решения интеллектуально-профессиональных задач.
В ряде фундаментальных психологических концепций интеллект рассматривается как система умственных операций, имеющих характерный стиль и стратегию решения проблем, эффективный индивидуальный подход к ситуации, требующий познавательную активность. Особую роль в формировании интеллекта играют уровень образования и среда. Интеллектуальные качества должны целенаправленно развиваться в процессе обучения будущего сотрудника полиции.
Курсанты, обучающиеся на первом курсе образовательного учреждения МВД России, уже имеют сформированные интеллектуальные качества, однако эти качества нельзя считать неизменными, застывшими, и они влияют на определение способов деятельности в каждом отдельном случае. Известно, что в процессе профессиональной деятельности они развиваются, становятся качественно совершенными.
Следовательно, потенциал интеллектуальных качеств сотрудников будет формироваться в ходе естественного психического развития под воздействием условий жизнедеятельности, а также на основе индивидуализации (накопление способов решения профессиональных задач) и интеграции (общих способностей и свойств личности). Это можно распознать, если использовать диагностику интеллектуальных качеств для последующего разъяснения полученных результатов курсантам и слушателям преподавателями и психологами, для формирования адекватной самооценки имеющегося уровня развития этих качеств и мотивации к их саморазвитию. Интенсивное развитие интеллектуальных составляющих осуществляется в процессе решения целенаправленных задач на практических занятиях.
По мнению Н. Ю. Митюриной, «основа учения — это, прежде всего, активная познавательная деятельность самих учащихся, где преподаватель выступает в роли организатора этой деятельности, методы активного обучения являются оптимальным средством развития умения творчески мыслить, свободно ориентироваться в возникающих проблемах»2.
Изначально было предположено, что при обучении курсу общей психологии, где даются основы познавательных процессов, интеллектуальные качества развиваются быстрее, чем в случае стихийного получения знаний. В ходе исследования нами проведен анализ состояния интеллектуального развития до и после курса изучения психологии в контрольной группе курсантов, которые не изучали еще психологию, и в экспериментальной группе, также до и после изучения психологии. В учебном процессе во многих случаях на практических занятиях использовалось решение задач, взятых из из-