ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
Особенности правовой социализации студентов-юристов в условиях военного вуза
Д. Л. Агранат (Московский гуманитарный университет)*
В статье проводится анализ правовой социализации студентов в условиях военного вуза. Автор излагает результаты проведенного эмпирического исследования, которое демонстрирует особенности социализационного процесса студентов-первокурсников и выпускников военного вуза.
Ключевые слова: военный вуз, правовая социализация.
Features of Law Students’ Legal Socialization under Conditions of Military Institute of Higher Education
D. L. Agranat
(Moscow University for the Humanities)
Abstract: In the article analysis of legal socialization of students under conditions of military institute of higher education is being made. The author states the results of the conducted empirical investigation that shows the features of socialization process of first-year students and graduates of military institute of higher education.
Keywords: military institute of higher education, legal socialization.
Правовая социализация представляет собой процесс, где, с одной стороны, у человека формируются нормативные представления, усваиваются правовые ценности и нормы, а с другой — происходит освоение навыков применения нормативов поведения в реальной жизни. В вузах, готовящих к действию в военных условиях или для работы в военизированных организациях, правовая социализация испытывает на себе сущест-
венное воздействие специфики такой деятельности и приобретает особенности, понимание которых необходимо и как основание для работы со студентами таких вузов, и в общетеоретическом плане как важная часть формирования теории социализации.
С целью исследования процесса правовой социализации студентов-юристов в условиях военного вуза с нашим участием было проведено эмпирическое исследование
* Агранат Дмитрий Львович — кандидат социологических наук, доцент, декан юридического факультета, доцент кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Тел.: 8-926224-67-71, (495) 374-74-98.
в Российской таможенной академии. Всего было опрошено методом опроса 234 студента (анкетный опрос — 219, неформализованное интервью — 15).
Социальный портрет опрашиваемых студентов выглядит следующим образом.
Среди студентов большинство опрашиваемых — мужчины (67,3%) и 32,2% женщины. Возрастные характеристики опрошенных следующие:
Возраст Данные (%)
17-18 лет 66,7
19-20 лет 2,5
21-22 года 4,9
23 года и старше 25,9
Все студенты были разделены на подгруппы. Первую подгруппу составили первокурсники. Доля мужчин среди них составляет 60%, а доля женщин — 40%. Возраст респондентов: 17-18 лет — 90%; 19-20 лет — 3,3%. Все учащиеся выпускных курсов, в структуре которых 88,0% мужчин и 11,0% женщин, относятся к возрастной категории «23 года и старше».
Теперь обратимся к оценкам качеств современного юриста, которые были получены в ходе опроса курсантов первых и выпускных курсов военного вуза.
Среди качеств, которые необходимы юристу, курсанты-первокурсники отметили следующие: быть хорошим оратором (53%), применять норму права в конкретном случае (50%), налаживать нужные связи (16,7%).
Оценивая намерения курсантов-перво-курсников в отношении нарушения норм права в своей практической юридической деятельности, можно сказать, что респонденты не исключают такую возможность на войне (30,0%) и если близкому человеку угрожает опасность (76,7%). Но, несмотря на такую нормативную декларацию, первокурсники, отвечая на вопрос о том, допустимо ли для юриста в целях установления истины по делу нарушать закон, колеблются и не могут дать однозначный ответ, как они поступят — нарушат закон или строго будут следовать правовым нормам.
ДОПУСТИМО ЛИ ДЛЯ ЮРИСТА В ЦЕЛЯХ УСТАНОВЛЕНИЯ ИСТИНЫ ПО ДЕЛУ НАРУШАТЬ ЗАКОН?
Ответы Данные(%)
Нет, при расследовании не долж-
но быть никаких нарушений норм
права 10,0
Все решает ситуация 70,1
Это личное дело человека, если он
считает, что так будет справедливо,
то пусть нарушает 6,6
Да, ведь небольшие нарушения
приносят большую пользу и не 10,1
наносят существенного вреда
Но в своих оценках реальных ситуаций, которые могут иметь место в их практической деятельности, курсанты-первокурсники обнаруживают склонность к девиантному поведению. В этом отношении чашу весов перевешивают их личностные симпатии к другу, к себе, что не позволяет им объективно проводить расследование.
ПРЕДСТАВЬТЕ СИТУАЦИЮ. ВЫ СУДЬЯ,
И ВАМ НЕОБХОДИМО ПРОВЕСТИ СУДЕБНОЕ СЛЕДСТВИЕ ПО ДЕЛУ, ПО КОТОРОМУ ПРОХОДИТ В КАЧЕСТВЕ ОБВИНЯЕМОГО ВАШ ЛУЧШИЙ ДРУГ. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ?
Ответы Данные(%)
Не стану вести следствие по этому
делу 30,0
Проведу объективное расследова-
ние, и мой друг получит столько,
сколько положено по закону -
Помогу своему другу выбраться 33,3
из создавшейся ситуации
Проведу расследование, но при-
говор в отношении своего товари- 30,0
ща постараюсь смягчить
ВАС ОБВИНИЛИ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, КОТОРОГО ВЫ НЕ СОВЕРШАЛИ. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ
Ответы Данные(%)
Буду защищать себя только законными средствами, даже если это не даст эффект Чтобы добиться своего оправдания, буду использовать любые способы, не исключая противоправные 20,0 76,7
Не буду предпринимать никаких
действий в свою защиту, буду на-
деяться на справедливость суда 3,3
и следствия
Такая девиантная установка отчетливо проявляется в действиях курсантов в повседневной жизни, и она сказывается на правовом поведении первокурсников в целом.
ВЫ ИДЕТЕ РАНО ПО УЛИЦЕ.
РЕШИЛИ ПЕРЕЙТИ ДОРОГУ, НА КОТОРОЙ НЕТ НИ ОДНОЙ МАШИНЫ. ОДНАКО СВЕТОФОР ПОКАЗЫВАЕТ КРАСНЫЙ СВЕТ.
ЧТО ВЫ БУДЕТЕ ДЕЛАТЬ?
Процесс первичной социализации, который протекал в условиях таких опривычен-ных социальных практик, не мог заложить иных моделей поведения, сформировать четких, правильных нормативов социальных действий в сознании молодых людей. Кроме того, субкультура армейской среды поддерживает некоторые из представленных девиаций, подкрепляет их. Речь идет о мате. Мат в среде военных — нормальное средство общения между своими. В литературе (Агра-нат, 2003; 2005), которая специально посвящена проблеме субкультуры военных, до-
вольно четко это отражено. Здесь мат не просто принятый способ разговаривать, но еще и довольно функциональный и простой передатчик информации. На мате военный человек может выразить богатую палитру смыслов и значений. Одним словом он обозначает целые картины, ситуации социальной реальности, которые характерны для армейской среды.
В отношении своей будущей работы у кур-сантов-первокурсников сложились следующие представления. Работу они связывают с трудом и считают, что именно благодаря труду можно добиться успеха в своей профессиональной деятельности. Так 90% опрошенных согласны с поговоркой «Терпенье и труд все перетрут». 96,7% согласились с пословицей:«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Однако большая часть респондентов также настроена работать за хорошие деньги, и в этом отношении легальность источника денег их не интересует. 51,2% опрошенных согласны с тем, что «деньги не пахнут».
На вопрос, какая работа их больше устроит, курсанты-первокурсники ответили следующим образом.
КАКАЯ РАБОТА ВАС БОЛЬШЕ ВСЕГО ИНТЕРЕСУЕТ?
Ответы Данные (%)
Которая хорошо оплачивается,
но не официально 50,0
Которая оплачивается меньше,
но официально 33,3
Мне все равно, лишь бы взяли
на работу -
Затрудняюсь ответить 16,7
Желание работать юристом у студентов-первокурсников довольно сильное. Все опрошенные первокурсники военного вуза намерены в будущем трудиться в этой области. Но лишь незначительная часть (26,6%) предпочтет в будущем связать свою работу с государственной службой, работать судьей, следователем, оперативным работником, прокурором.
Ответы Данные(%)
Перейду дорогу, ведь я никому не мешаю 36,7
Буду ждать, пока загорится зеленый 10
Перейду дорогу, не обращая внимания на светофор, главное, чтобы на дороге не было машин 50,2
Иное -
ВЫ ИДЕТЕ ПО УЛИЦЕ, И ВДРУГ КТО-ТО ИЗ ПРОХОЖИХ СТАЛ РУГАТЬСЯ МАТОМ. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ?
Ответы Данные(%)
Сделаю ему замечание 16,7
Не обращу никакого внимания,
ведь все вокруг ругаются матом 76,7
Отвечу прохожему тем же 3,3
КЕМ ВЫ ХОТИТЕ РАБОТАТЬ В БУДУЩЕМ?
Как видно из таблицы, курсанты в основном связывают свои карьерные притязания с коммерческой, негосударственной сферой. Здесь они заявляют о намерении работать юристом в коммерческой организации, адвокатом и т. д. Из интервью с курсантом-пер-вокурсником Михаилом К.: «Если честно, я всегда мечтал служить, быть военным, носить форму. Мои родственники многие служили и служат. Но как они живут?! В этом все и дело. У них нет ничего — ни квартиры, ни денег, ни здоровья. Я много видел таких примеров в своей жизни. И поэтому, наверное, я буду искать по окончании обучения способ уйти куда-нибудь, где платят». Константин П. (отрывок из интервью): «Когда смотришь, как живут люди на гражданке, становится больно за свое положение. Я тоже хочу отдыхать на юге, покупать хорошую одежду, а не ходить в гости в форме, как делают у нас офицеры. Я хочу, чтобы мои дети были накормлены, здоровы и одеты. А где в нашей структуре можно найти такое место, где все это будет? Такого места, наверное, нет. Хотя есть. Это возможно только на тех должностях, где ты можешь брать взятки, а мне это делать противно».
Тема коррупции не раз поднималась в рамках нашего исследования. Первокурсники военного вуза оказались неплохо сориентированными в этой области людьми.
ИЗВЕСТНЫ ЛИ ВАМ СЛУЧАИ, КОГДА ВАШИ
друзья были вынуждены Давать ВЗЯТКИ Для решения своих проблем в органах
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ?
Ответы Данные (%)
Да 76,7
Нет 20,0
Затрудняюсь ответить 3,3
ИЗВЕСТНЫ ЛИ ВАМ СПОСОБЫ ДАЧИ ВЗЯТКИ?
Ответы Данные (%)
Да 30,0
Нет 30,0
Затрудняюсь ответить 36,7
Выпускники военного вуза наиболее важными профессиональными качествами современного юриста считают следующие: применять норму права в конкретном случае, быть хорошим оратором, налаживать нужные связи.
СООТНОШЕНИЕ ПОЗИЦИЙ ПЕРВОКУРСНИКОВ И ВЫПУСКНИКОВ
ПО ВОПРОСУ: «ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ЮРИСТ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ БЫТЬ УСПЕШНЫМ В СВОЕЙ ПРОФЕССИИ?» (%)
Ответы Первокурс- ники Выпуск- ники Всего
Применять норму права в конкретном случае ,0 0, 1/^ ,2 6, 7 о© 6, 5
Давать взятки, чтобы нельзя было поймать за руку — 7,1 1,9
Быть хорошим оратором ,3 3, 1/^ о© 3, 2 ,7 5,
Налаживать нужные связи ,7 6, 1-Н 35,7 21,6
Именно эти качества, а в особенности умение применять норму права в конкретной ситуации, являются залогом успешности будущего юриста-профессионала. Безусловно, это обстоятельство вызвано тем, что выпускники больше знакомы с юриспруденцией и с нормативными способами решения проблем.
Ответы Данные(%)
Адвокатом 20,0
Нотариусом 3,3
Следователем 13,3
Юристом в коммерческой 40,0
организации
Оперативным работником 3,3
Судьей 6,7
Прокурором 3,3
Преподавателем правовых дис-
циплин —
Таможенником 13,3
Не хочу связывать свое будущее
с юриспруденцией
Курсанты-выпускники, так же как и первокурсники, нормативно декларируют возможность нарушения юристом правовых норм, выделяя следующие условия: «на войне», «в случае если близкому человеку угрожает опасность». Другие варианты ответа практически не рассматриваются как условия, когда бы юрист мог нарушать право, хотя в этом случае работает скорее социализационная норма, чем осознанное будущим юристом поведение применительно к ситуации вполне конкретной. Собственно, и в других случаях ответы опираются на эвентуальные представления, не подкрепленные социальными практиками, освоенными респондентами. Тем выразительнее четкое выделение отмеченных условий (война, опасность для близкого человека) как снимающих для юриста табу на нарушение правовых норм.
СООТНОШЕНИЕ ПОЗИЦИЙ ПЕРВОКУРСНИКОВ И ВЫПУСКНИКОВ ПО ВОПРОСУ: «ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ВЫ ДОПУСКАЕТЕ, ЧТО ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ НАРУШИТЬ НОРМЫ ПРАВА?» (%)
Небезынтересно в этом плане соотношение позиций первокурсников и выпускников относительно прожективной ситуации, которая в инструментации изложена следующим образом: «Представьте ситуацию: Вы судья, и Вам необходимо провести судебное следствие по делу, по которому проходит в качестве обвиняемого Ваш лучший друг. Ваши действия?». Вариант поведения «Не стану вести следствие по этому делу» отметили 30,0% пер-
вокурсников и 57,1% выпускников. Вариант «Проведу объективное расследование, и мой друг получит столько, сколько положено по закону» не отмечен ни одним из первокурсников и лишь 2,4% выпускников. По варианту «Помогу своему другу выбраться из создавшейся ситуации» различия заметны: 33,3% первокурсников и 19,0% выпускников выбрали такой ответ. «Проведу расследование, но приговор в отношении своего товарища постараюсь смягчить» — этот вариант отметили 30,0% первокурсников и 26,2% выпускников. Можно определенно утверждать, что старшекурсники, оценивая ситуации, которые могут иметь место в их юридической практике, как и первокурсники, продемонстрировали приоритет своих личностных интересов над социальными норами, закрепленными в праве. Этот вывод подтверждает и декларируемое поведение и в других прожектив-ных ситуациях, например в следующей.
СООТНОШЕНИЕ ПОЗИЦИЙ ПЕРВОКУРСНИКОВ И ВЫПУСКНИКОВ ПО ВОПРОСУ: «ВАС ОБВИНИЛИ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, КОТОРОГО ВЫ НЕ СОВЕРШАЛИ. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ?» (%)
Ответы Первокурс- ники Выпуск- ники Всего
Буду защищать себя только законными средствами, даже если это не даст эффекта 20,0 11,9 ,9 1
Чтобы добиться своего оправдания, буду использовать любые способы, не исключая противоправные 1"^ 1"^ ,3 3, о© 78,4
Не буду предпринимать никаких действий в свою защиту, буду надеяться на справедливость суда и следствия 3,3 о© ,7 3,
Выпускники военного вуза в большей степени чем первокурсники идентифицируют себя с деятельностью в области государственной службы. Многие из них в будущем хотят работать оперативными работниками (26,2%), следователями (16,1%), таможенниками (11,9%). Конечно, большинство выпускников желают
Ответы Первокурс- ники Выпуск- ники Всего
На войне ,0 0, 3 52,4 ,8 5, 3
В тюрьме - 11,9 3,1
В автомобильной пробке 3,3 2,4 3,1
В случае если близкому человеку угрожает опасность ,7 7 73,8 ,9 5, 7
Если все начинают нарушать нормы права 6,7 4,8 6,2
стать юристами в коммерческой организации (21,4%), но таких желающих гораздо меньше по сравнению с первокурсниками.
СООТНОШЕНИЕ ПОЗИЦИЙ ПЕРВОКУРСНИКОВ И ВЫПУСКНИКОВ ПО ВОПРОСУ: «КЕМ ВЫ ХОТИТЕ РАБОТАТЬ В БУДУЩЕМ?» (%)
Безусловно, тотальная военная система в период правовой социализации курсантов во время их обучения в вузе формирует определенные правовые ценности, интериоризирует их в отношении определенной части курсантов. Так, курсанты-выпускники полагают, что легальный труд более приемлем для них, чем работа, которая никак не оформлена.
СООТНОШЕНИЕ ПОЗИЦИЙ ПЕРВОКУРСНИКОВ И ВЫПУСКНИКОВ ПО ВОПРОСУ: «КАКАЯ РАБОТА ВАС БОЛЬШЕ ВСЕГО ИНТЕРЕСУЕТ?» (%)
В своей деятельности выпускники отдают предпочтение честному и добросовестному труду (76,2%), который приносит им легальные доходы (52,4%). Конечно, жизненный опыт выпускников позволяет им принять наиболее рациональное решение. Но такая информированность выпускников знакомит их и с отклоняющимися моделями поведения в юриспруденции, например, с взятками.
СООТНОШЕНИЕ ПОЗИЦИЙ ПЕРВОКУРСНИКОВ И ВЫПУСКНИКОВ ПО ВОПРОСУ: «ИЗВЕСТНЫ ЛИ ВАМ СЛУЧАИ, КОГДА ВАШИ ДРУЗЬЯ БЫЛИ ВЫНУЖДЕНЫ ДАВАТЬ ВЗЯТКИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ СВОИХ ПРОБЛЕМ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ?» (%)
Ответы Первокурс- ники Выпуск- ники Всего
Да 1"^ 1"^ ,0 с*^ о© 78,4
Нет 20,0 1/^ оС СО 7, 1
Затрудняюсь ответить со С*^ 7,1 СО 4,
По всей видимости, это лишь одно из свидетельств проникновения девиантных моделей поведения в сознание будущих юристов.
Таким образом, процесс правовой социализации студентов в условиях военного вуза опосредует возникновение межролево-го конфликта в их сознании. Тотальная организация жизнедеятельности студентов-юристов определяет их приверженность административному ритму жизни, необходимости соблюдения правил армейского и правового распорядка. С другой стороны, знакомство с практической юридической деятельностью ориентирует студентов на девиантные модели поведения, которые воспроизводятся их коллегами-юристами в реальной жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Агранат, Д. Л., Луков, В. А. (2003) Молодые милиционеры. М.
Агранат, Д. Л., Луков, В. А. (2005) Курсанты: Плац. Быт. Секс. М.
Ответы Первокурс- ники Выпуск- ники Всего
Которая хорошо оплачивается, но не официально ,0 0, 1/^ 11,9 40,1
Которая оплачивается меньше, но официально со с*^ со ,4 1, 7 43,2
Мне все равно, лишь бы взяли на работу — 2,4 0,6
Затрудняюсь ответить 7 1 1/^ 9, 14,8
Ответы Первокурс- ники Выпуск- ники Всего
Адвокатом 20,0 4,8 16,0
Нотариусом 3,3 7,1 4,3
Следователем 13,3 16,1 14,7
Юристом в коммерческой
организации 40,0 21,4 ,2 І/'С 3
Оперативным работником 3,3 26,2 9,3
Судьей 6,7 7,1 6,8
Прокурором 3,3 2,4 3,1
Преподавателем правовых 4,8 1,2
дисциплин —
Таможенником 13,3 11,9 13,0
Не хочу связывать свое
будущее с юриспруденцией - 4,8 1,2