Научная статья на тему 'Нормативная и реальная правовая социализация студентов будущих юристов'

Нормативная и реальная правовая социализация студентов будущих юристов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
190
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION / LEGAL SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Агранат Дмитрий Львович, Ткаченко Алексей Викторович

В статье приводится анализ правовой социализации студентов в условиях вуза. Автор излагает результаты проведенного эмпирического исследования, которое демонстрирует особенности социализационного процесса студентов-первокурсников и выпускников вуза. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Агранат Дмитрий Львович, Ткаченко Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the analysis of legal socialization of students under conditions of institute of higher education is presented. The author expounds the results of the conducted empirical investigation that shows the features of socialization process of first#year students and graduates of an institute of higher education.

Текст научной работы на тему «Нормативная и реальная правовая социализация студентов будущих юристов»

212 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ__

МОНИТОРИНГ

Нормативная и реальная правовая социализация студентов — будущих юристов

Д. Л. Агранат, А. В. Ткаченко (Московский гуманитарный университет)*

В статье приводится анализ правовой социализации студентов в условиях вуза. Автор излагает результаты проведенного эмпирического исследования, которое демонстрирует особенности социализационного процесса студентов-первокурсников и выпускников вуза.

Ключевые слова: вуз, правовая социализация.

Normative and Real Legal Socialization of Students — Lawyers-to-Be

D. L Agranat, A. V Tkatchenko

(Moscow University for the Humanities)

Abstract: In this article the analysis of legal socialization of students under conditions of institute of higher education is presented. The author expounds the results of the conducted empirical investigation that shows the features of socialization process of first-year students and graduates of an institute of higher education.

Keywords: institute of higher education, legal socialization

Методологические основания для изучения правовой социализации личности, подробно представленные в работах В. Н. Кудрявцева и В. П. Казимирчука, стали базовыми при проведении эмпирического исследования реальной и нормативной правовой социализации студентов, получающих высшее юридическое образование.

Исходя из понимания правовой социализации как процесса, где, с одной стороны, у человека формируются нормативные пред-

ставления, усваиваются правовые ценности и нормы, а с другой — происходит освоение навыков применения нормативов поведения в реальной жизни, с целью анализа нормативной и реальной социализации студентов — будущих юристов были специально определены показатели правовой социализации двух типов. Так, фиксация нормативной стороны правовой социализации студентов осуществлялась через систему показателей, которые позволяли зафиксировать их нормативные

* Агранат Дмитрий Львович — кандидат социологических наук, доцент, декан юридического факультета Московского гуманитарного университета. Тел.: (495) 374-74-98.

Ткаченко Алексей Викторович — кандидат социологических наук. Тел.: (495) 374-60-21.

установки, намерения на соблюдение норм права в будущем и в смоделированных исследователями ситуациях. Через измерение повседневного поведения студентов, оценки их социальных практик в обыденных жизненных ситуациях, были выявлены основные характеристики их реальной правовой социализации.

Исследование было проведено в г. Москве среди студентов, получающих высшее юридическое образование.

Целью исследования стало определение соотношения нормативной и реальной социализации студентов юридических факультетов. Такая задача была поставлена в силу того обстоятельства, что, с одной стороны, учебный процесс в вузе создает в основном нормативные модели поведения будущего юриста, призывает к правомерному и честному применению норм права в профессиональной юридической деятельности.

С другой стороны, практика, повседневность диктует совершенно иные принципы деятельности в области юриспруденции, нередко превращая юриста в канал взяток для государственных чиновников, способных принять нужное решение.

При проведении эмпирического социологического исследования мы предположили, что в начале обучения в вузе у студента складываются идеализированные представления о профессии юриста и тех качествах, которыми он должен обладать. Однако со временем, ближе к окончанию срока обучения, студент изменяет свои представления о юридической деятельности, приводит их в соответствие с реальностью.

С целью эмпирического подтверждения этих предположений был проведен письменный опрос 465 и устный опрос 57 студентов, получающих высшее юридическое образование в Московском гуманитарном университете. Назначение устного опроса состояло в определении состава вопросов для анкетного опроса и прояснении данных, полученных в результате анкетирования.

При анализе эмпирических данных использовались материалы социологических исследований по проблематике формирования пра-

восознания молодежи, предоставленные Центром социального прогнозирования.

Социальный портрет опрашиваемых студентов выглядит так.

Мужчин в исследовании приняло участие 73,5%, женщин — 26,5%. Возрастные характеристики респондентов см. в табл. 1.

Среди опрошенных — первокурсники: 77,1 % — мужчины; 22,9% — женщины. Возраст опрошенных первокурсников — 17-18 лет (97,1%). Студенты выпускных курсов вуза на 78,9% представлены мужчинами и на 22,9% — женщинами. Возраст опрошенных составил 21-22 года (90,0 %).

Первокурсники в качестве главных умений современного юриста отметили следующие: применять норму права в конкретном случае (77,1%), быть хорошим оратором (28,6%), налаживать нужные связи (17,1%). Возможность нарушения норм права будущие юристы-первокурсники допускают на войне (57,1% прошеных), в случае, если близкому родственнику угрожает опасность (51,4%).

Мы видим, что студенты лишь в исключительных случаях оправдывают нарушение социальных норм. Однако в своей юридической деятельности, несмотря на то что 40% опрошенных совершенно исключают возможность нарушения норм права в целях установления истины по делу, такое же количество респондентов (40%) полагают, что главным в принятии решения о возможности нарушения закона при расследовании уголовного или гражданского дела выступает ситуация, которая и определяет, как нужно поступить юристу. В этом случае опрошенные не склонны руководствоваться только нормой права, объективно проводя расследование. Они будут принимать решения, учитывая и многие другие факторы, например дружбу с подсудимым и другие личные интересы. Так, если первокурсникам довелось бы вести расследование, по которому в качестве обвиняемого проходил бы их товарищ, то 74% помогли бы выбраться своему товарищу из создавшейся ситуации, а приговор в отношении него постарались бы смягчить. А если сам первокурсник попадет под суд и его обвинят в совершении преступле-

ния, то позиция опрошенных весьма конкретная — «чтобы добиться своего оправдания, буду использовать любые способы, не исключая противоправные».

О том, как распределилось мнение опрошенных первокурсников по данным вопросам, можно судить по таблицам 2, 3, 4.

Ситуативность в принятии решения о нарушении или не нарушении правовых норм позволяет нам говорить о неустойчивых нормативных установках первокурсников.

Анкетирование показало, что в повседневной жизни респонденты намерены вести себя правильно, хорошо. Они готовы соблюдать нормы. Так, сделают замечание ругающемуся на улице матом 65,7% респондентов, не обратят на это никакого внимания всего 5,7% опрошенных первокурсников. Кроме того, большинство опрошенных первокурсников (37,1%) в случае, если на перекрестке светофор показывает им красный цвет, будут ждать, пока загорится зеленый, даже если вокруг не будет ни одной машины. В то же время 64% респондентов в интервью пояснили, что, конечно, им неприятно слышать повсеместно брань, мат, смотреть на то, что творится на дорогах, но ведь «ты не можешь на все реагировать». Типичными высказываниями на этот счет являются следующие.

Из интервью с первокурсником юридического факультета вуза» Юрием П.: «Не буду врать. Я тоже иногда нарушаю правила дорожного движения: перехожу на красный, обгоняю машины справа. Но ведь все так делают. Да, мне это противно. Трудно осознавать бардак в нашей стране. Про мат я вообще молчу — он кругом. Мне не нравится, когда им ругаются при девушках, детях. Конечно, я иногда на это не обращаю внимания. Что делать, ведь от него никуда не деться». Из интервью с Колей Ю.: «Я бы тоже себя идеально вел, не ругался бы матом, если бы все так поступали. А то если тебе кто-то не нравится, как его не послать, он же этого не поймет по-другому».

Такое поведение первокурсников в повседневной жизни определено институционализацией данных социальных практик в российс-

ком обществе. Эти девиации довольно широко представлены в поведении россиян. Так, всего 34% граждан нашей страны отрицательно относятся к присвоению найденных денег, 34% — не поддерживают сопротивление милиции, 49% уверяют, что неуплата налогов это неправильно, и что самое интересное — всего 17% россиян отрицательно относятся к безбилетному проезду в общественном транспорте (Мониторинг.. , 2004: 34).

В будущем первокурсники в подавляющем большинстве настроены честным трудом зарабатывать себе на жизнь. Они полагают, что лишь честный труд является единственно правильным направлением в карьере (94% опрошенных). Вместе с тем респонденты отметили, что источник денег не имеет никакого значения, что они бы предпочли работу, которая хорошо оплачивается, но не официально (74% опрошенных), вместо той, которая оплачивается меньше, но официально (11%).

Исследование показало — правовые установки первокурсников не являются достаточно прочными. Фактически студент первого курса колеблется между обыденным соблюдением норм, как он это делал всегда и как это делает большинство граждан, и приобретенным им новым статусом юриста, который требует от студента иного поведения. Он находится в ситуации межролевого конфликта. С одной стороны, первокурсник — часть современного российского общества, в котором широко представлены девиантные формы поведения. Это, в свою очередь, не может не отразиться на правовой культуре современной российской молодежи.

Материалы, представленные Центром социологических исследований, показывают, что уровень правовой культуры российской молодежи не очень высокий. Признавая важность законов, основная часть (48%) молодежи ставит их соблюдение в зависимость от характера поведения органов государственной власти (Шереги, 2004: 300-335).

Кроме того, 41,5% молодежи, проживающей в мегаполисах (Москва и Санкт-Петербург), не исключают возможность решать правовые споры при помощи криминалитета и

коррупции. Наше исследование показало, что в социальном кругу большинства опрошенных первокурсников вуза принято отстаивать свои права при помощи взяток (54%). В то же время перед первокурсником стоит задача освоения новой социальной роли — социальной роли юриста, идентификацию с которой подтвердили подавляющее большинство опрошенных респондентов — первокурсников юридического факультета вуза (см. табл. 5).

Студенты выпускного курса полагают, что современный юрист должен уметь применять норму права в конкретном случае (47%), быть хорошим оратором (36,8%), налаживать нужные связи (36%). В сравнении с первокурсниками, вектор умений в данном случае сильно перевешивает в сторону тех, которые напрямую не связаны с юриспруденцией, правом (см. табл. 6).

Старшекурсники, оценивая возможность нарушения норм права при определенных условиях, считают, что такое возможно лишь в том случае, если близкому человеку угрожает опасность (89,5%).

В своей юридической, профессиональной деятельности нарушение норм права оправдывают 15,8% выпускников. Они полагают, что небольшие нарушения приносят большую пользу и не наносят существенного вреда. 57,9%, оценивая такую возможность, считают, что при расследовании не должно быть никаких нарушений, и лишь 10,5% опрошенных выпускников в принятии решения о соблюдении норм права будут полагаться на ситуацию. Мы видим, что респонденты не приемлют нарушений норм права в целях установления истины по делу. Выпускники в своей профессиональной деятельности в основном склонны руководствоваться буквой закона (см. табл. 7).

Значимость личных притязаний в качестве определяющих действия юриста факторов здесь значительнее ниже, чем у первокурсников. Например, дружба с подсудимым для 31,6% старшекурсников не является тем обстоятельством, которое может повлиять на мягкость вынесенного приговора. Однако большинство первокурсников (78,9%) в случае, если они окажутся под следствием в качестве обвиняемых, будут

защищать себя любыми способами, не исключая противоправные (см. табл. 8).

В обыденной жизни выпускники демонстрируют достаточно типичное поведение, в своих общих чертах оно соответствует действиям первокурсников в такой же ситуации. Однако намерения в отношении нормативного поведения менее заметны у выпускников. Здесь уже намечен дрейф в сторону признания некоторых социальных практик девиантного поведения в качестве нормальных. Так, 68,4% выпускников сделают замечание ругающемуся на улице матом, что практически совпадает с мнением первокурсников, но 15,8% ответят прохожему тем же. При переходе дороги будут ждать, пока загорится зеленый свет светофора, всего 15,8% старшекурсников, что вдвое меньше в сравнении с ответами по данному вопросу, которые дали младшие курсы (см. табл. 9).

Так же как и первокурсники, выпускники настроены добросовестным, честным трудом зарабатывать на жизнь, в то же время для них, как и для первокурсников, источник денег не имеет значения: большинство (52,6%) опрошенных предпочли бы при выборе работы ту, которая оплачивается хорошо, но не официально.

Следует отметить, что в процессе обучения на юридическом факультете у студентов более точно формируется намерение пойти работать в ту или иную область юридической практики. Студенты в период своего знакомства с юриспруденцией в вузе могут соотнести свои потребности с теми возможностями, которые предоставляет рынок труда, и принять более адекватное решение, чем то, которое принимают первокурсники в первое время своего обучения в вузе.

Таким образом, намеченный внутрироле-вой конфликт у выпускников выделен значительнее.

В процессе своего обучения в вузе, своей профессиональной социализации у выпускников безусловно укрепляется убеждение в необходимости соблюдения норм права в юридической деятельности, 94,7% респондентов идентифицируют свое будущее с юриспруденцией. Но им не удается пересмотреть свое отношения к тем нормам поведения, которые

были усвоены еще вне стен вуза и которые в основном определяют их поведение в повседневной жизни. В этом плане старшекурсники уверены, что небольшие нарушения допустимы и возможны. Значимость такой оценки сложно недооценивать, ведь это те установки, которые будут направлять действия юриста в его профессиональной деятельности после окончания вуза. Мы склонны полагать, что и в практической деятельности выпускники вузов не будут исключать некоторых отклонений от принятых социальных норм, тем более что большинству выпускников (73,1%) известны случаи, когда их друзья были вынуждены давать взятки для решения своих проблем в органах государственной власти, и более эффективные способы таких действий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Мониторинг общественного мнения (2004). № 4 (72). Октябрь — декабрь.

Шереги, Ф. Э. (2004) Социология девиации: прикладные исследования. М. : Центр социологического прогнозирования.

Таблица 1. Возрастные характеристики респондентов

Ответы Данные (%)

17-18 лет 55,1

19-20 лет 4,2

21-22 года 26,8

23 года и старше 12,6

Таблица 2. Допустимо ли для юриста в целях установления истины по делу нарушать закон?

Ответы Данные (%)

Нет, при расследовании не должно быть никаких нарушений норм права 40,0

Все решает ситуация 40,0

Это личное дело человека, если он считает, что так будет справедливо, то пусть нарушает 14,3

Да, ведь небольшие нарушения приносят большую пользу не наносят существенного вреда 28,6

Таблица 3. Вы судья, и Вам необходимо провести судебное следствие по делу, по которому проходит в качестве обвиняемого Ваш лучший друг. Ваши действия?

Ответы Данные (%)

Не стану вести следствие по этому делу 28,6

Проведу объективное расследование, и мой друг получит по закону 2,9

Помогу своему другу выбраться из создавшейся ситуации 31,4

Проведу расследование, но приговор товарищу смягчу 42,9

Таблица 4. Вас обвинили в совершении преступления, которого Вы не совершали. Ваши действия?

Ответы Данные (%)

Буду защищать себя только законными средствами, даже если это не даст эффекта 40,0

Чтобы добиться своего оправдания буду использовать любые способы, не исключая противоправные 57,0

Не буду предпринимать никаких действий в свою защиту, буду надеяться на справедливость суда и следствия 2,9

Таблица 5. Кем вы хотите работать в будущем?

Ответы Данные(%)

Адвокатом 28,0

Нотариусом 5,7

Следователем 11,4

Юристом в коммерческой организации 40,0

Оперативным работником -

Судьей 5,7

Прокурором 8,6

Преподавателем правовых дисциплин 5,7

Не хочу связывать свое будущее с юриспруденцией 1,3

Таблица 6. Соотношение позиций первокурсников и выпускников по вопросу: «Что должен уметь юрист, для того чтобы быть успешным в своей профессии?» (в %)

Ответы Перво- курс- ники Вы- пуск- ники Всего

Применять норму права в конкретном случае 77,1 47,0 1/^ 1, 6

Давать взятки, чтобы нельзя было поймать за руку

Быть хорошим оратором 28,6 36,8 32,9

Налаживать нужные связи 17,1 36,0 27,4

Соблюдать закон - — —

Пускать пыль в глаза — — —

Таблица 7. Сравнительная таблица ответов первокурсников и выпускников на вопрос: «Допустимо ли для юриста в целях установления истины по делу нарушать закон?» (в %)

Ответы Перво- курс- ники Вы- пуск- ники Всего

Нет, при расследов-нии не должно быть никаких нарушений норм права 40,0 57,9 49,3

Все решает ситуация 14,3 10,5 12,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это личное дело человека, если он считает, что так будет справедливо, то пусть нарушает 28,6 13,7

Да, ведь небольшие нарушения приносят большую пользу и не наносят существенного вреда 40,0 15,8 27,4

Таблица 8. Сравнительная таблица ответов первокурсников и выпускников на вопрос: «Вас обвинили в преступлении, которого Вы не совершали. Ваши действия?» (в %)

Ответы Перво- курс- ники Вы- пуск- ники Всего

Буду защищать себя только законными средствами, даже если это не даст эффекта 40,0 15,8 27,4

Чтобы добиться своего оправдания буду использовать любые способы, не исключая противоправные 57,0 78,9 68,5

Не буду предпринимать никаких действий в свою защиту, буду надеяться на справедливость суда и следствия 2,9 1,4

Таблица 9. Сравнительная таблица ответов первокурсников и выпускников на вопрос: «Вы идете рано по улице. Решили перейти дорогу, на которой нет ни одной машины. Однако светофор показывает красный цвет. Что Вы будете делать?» (в %)

Ответы Перво- курс- ники Вы- пуск- ники Всего

Перейдудорогу, ведь я никому не мешаю 25,7 26,3 26,0

Буду ждать, пока загорится зеленый 37,1 15,8 26,0

Перейду дорогу, не обращая внимания на светофор, главное — чтобы не было на дороге машин

Иное 8,6 15,8 12,3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.