Научная статья на тему 'Исследование мотивации и готовности студентов к участию в реализации компетентностного подхода к результатам их образования'

Исследование мотивации и готовности студентов к участию в реализации компетентностного подхода к результатам их образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
764
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Ирина Николаевна, Мартынюк Оксана Ивановна, Панькова Светлана Витиславовна, Соловьева Ирина Олеговна, Шинкарева Алина Анатольевна

Students must take part in forming competences for effective realization of their competence-oriented professional education. This work describes some results of the investigation of students ' motivation and readiness to participate in realization of competence-oriented approach to the resuits of their education. Some methods for defining the level of students ' competence development have been worked out and verified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Ирина Николаевна, Мартынюк Оксана Ивановна, Панькова Светлана Витиславовна, Соловьева Ирина Олеговна, Шинкарева Алина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students must take part in forming competences for effective realization of their competence-oriented professional education. This work describes some results of the investigation of students ' motivation and readiness to participate in realization of competence-oriented approach to the resuits of their education. Some methods for defining the level of students ' competence development have been worked out and verified.

Текст научной работы на тему «Исследование мотивации и готовности студентов к участию в реализации компетентностного подхода к результатам их образования»

Медведева И.Н., Мартынюк О.И., Панькова С.В., Соловьева И.О., Шинкарева А.А.

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ И ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К УЧАСТИЮ В РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К РЕЗУЛЬТАТАМ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ

Эффективная и полноценная реализация компетентностно-ориентированных основных образовательных программ ВПО, разработанных на основании Федеральных государственных образовательных стандартов ВПО, невозможна без мотивированного и заинтересованного участия студентов. Необходимо способствовать освоению студентами идей компетентностного подхода, содействовать их включению в проектирование индивидуальной компетентностной модели выпускника, умению планировать и осуществлять процесс формирования компетенций, способности проводить самодиагностику и презентовать достигнутые результаты. Представляется чрезвычайно актуальной разработка инструментария, который бы позволил проводить мониторинг уровня сформированности компетенций студентов в процессе обучения.

В 2009 году на физико-математическом факультете было проведено исследование мотивации и готовности студентов к реализации компетентностного подхода к результатам их образования, которое включало в себя следующие этапы:

1. Констатирующий - исследование готовности первокурсников к обучению в вузе.

2. Формирующий - ознакомление студентов первого курса с идеями компетентностно-го подхода и анкетирование их с целью выявить понимание этого подхода и готовности к его реализации.

3. Анкетирование студентов выпускного курса с целью выявления готовности студентов к реализации компетентностного подхода и уровня сформированности компетенций.

Проанализируем каждый этап.

1. Констатирующий этап

На этом этапе исследовались: мотивация поступления в вуз, нацеленность студентов на саморазвитие, уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности.

В анкетировании приняли участие 24 студента первого курса физико-математического факультета. Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования.

1. Для изучения мотивации студентов был использован опросник, разработанный в лаборатории дифференциальной психологии Санкт-Петербургского университета Т. Т. Ильиной, который позволяет выявить три параметра учебной мотивационной направленности студентов: направленность на процесс приобретения знаний (интерес к процессу учения, интерес к научным проблемам в данной области); направленность на получение профессии (общественная значимость профессии, стремление освоить специальность); направленность на получение диплома о высшем образовании.

По результатам исследования в структуре мотивов студентов на первое место выходит получение высшего образования и направленность на процесс приобретения знаний (рис. 1).

Обращает на себя внимание факт более низкой профессиональной мотивации по сравнению с познавательной. Познавательный интерес является внутренним мотивом, базирующимся на свойственной человеку внутренней познавательной потребности. Наличие познавательного интереса является одним из существенных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Однако в процессе обучения в педвузе очень важно развить у студентов мотив, обеспечивающий постоянный рост качества профессиональной деятельности. Составной частью такого мотива является осознание необходимости реализовать себя именно в учительской деятельности. Только в этом случае оценка и самооценка успехов и неудач в овладении профессией приобретает личностный смысл, а к формирующимся знаниям, умениям и навыкам вырабатывается адекватное отношение.

□ приобретение знаний ■ получение профессии

□ получение диплома

Рис. 1. Структура мотивационной направленности студентов.

2. Диагностика самореализации потребности в саморазвитии по методике Н.П. Фе-тискина показала, что у 45,8% студентов отсутствует сложившаяся система саморазвития; 54,2% студентов активно реализуют свои потребности в саморазвитии.

3. Для диагностики уровня готовности студентов к профессиональному саморазвитию мы воспользовались методикой Н.П. Фетискина, результаты которой представлены на рис. 2.

100 80 60 40 20 о

Рис. 2. Процентное распределение студентов по уровням готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию.

Результаты диагностики уровня готовности к педагогическому саморазвитию показали: 62,5% студентов характеризуются наличием стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии, они любознательны, стремятся получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности,

70,8% студентов считают, что они обладают высоким уровнем общеобразовательных педагогических и психологических знаний,

79,2% студентов положительно относятся к процессу учения, самостоятельны, целеустремленны, умеют доводить начатое дело до конца,

55,8% студентов считают, что они способны к анализу педагогической деятельности, умеют ставить и разрешать педагогические задачи,

е

о

□ низкий □ средний

I высокии

41,7% студентов умеют планировать свою работу и время, ориентируются в классификации источников,

79,2% студентов способны к самоанализу и рефлексии, отличаются высоким уровнем самоконтроля,

79,2% студентов способны к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональном педагогическом самообразовании.

Таким образом, большинство студентов характеризуются высоким уровнем готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию. Это может быть связано с тем, что на первом курсе студенты адаптируются в вузе, стремятся занять активную позицию в отношениях с однокурсниками и преподавателями. Однако следует отметить, что особую важность имеет обретение будущим специалистом не только внутренней готовности к профессиональному саморазвитию, но и адекватной оценки своих возможностей, так как обращает на себя внимание факт достаточно высокой оценки многими студентами характеристик когнитивного и гностического компонентов, что выступает показателем переоценки студентами своих возможностей.

4. В педагогической деятельности будущему учителю необходимо уметь ориентироваться в любой социальной ситуации, адекватно ее оценивать, принимать верные решения, достигать поставленных целей, а также противостоять разного рода педагогическим трудностям, сохраняя психологическую адаптацию. И здесь важную роль играет социально-коммуникативная компетентность, которая отражает особенности организации знаний относительно системы общественных отношений, социума, в котором живет человек, и межличностного взаимодействия. В данном случае мы использовали диагностику социально-коммуникативной компетентности Э.Ф. Зеера. Результаты по данной методике представлены на рис. 3.

__□ высокий балл

— □ средний балл низкий балл

Рис. 3. Процентное распределение испытуемых по результатам методики социально-коммуникативной компетентности.

Перейдем к описанию уровней выраженности каждого компонента социально-коммуникативной компетентности.

Социально-коммуникативная адаптивность.

Из рис. 3 видно, что большинство студентов характеризуются высоким (низкие баллы) и средним уровнем социально-коммуникативной адаптивности. Они пластичны, гибки в общении, умеют взаимодействовать с самыми различными людьми, приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам. Вместе с тем 12,5% студентов стеснительны, замкнуты, скромны, не уверены в себе как в собеседнике, не умеют поддержать разговор, испытывают чувство «лишнего», скованны в общении.

Стремление к согласию.

Большинство студентов характеризуются высоким (низкие баллы) и средним уровнем стремления к согласию. У них отсутствует боязнь несовпадения мнений, расхождений во взглядах, они стремятся по каждому вопросу иметь свою точку зрения и отстаивать ее, принципиальны, несговорчивы. 37,5% студентов стремятся все проблемы решить “мирным путем”, уступить, договориться.

Толерантность.

Высоким (низкие баллы) уровнем толерантности характеризуются 8,3% студентов. Они умеют без раздражения и вражды относиться к чужому мнению, взглядам, характеру, привычкам, быть терпимыми. 91,7% студентов характеризуются средним уровнем толерантности. Они не всегда умеют сохранить терпимость в ситуациях неопределенности, не считают обязательным следовать четким, устоявшимся взглядам на вещи, дела и поступки.

Оптимизм.

Большинство студентов характеризуются высоким (низкие баллы) и средним уровнем оптимизма. Им свойственны: жизнелюбие, вера в себя, в свои возможности, жизнерадостность и увлеченность. Данные черты характеризуют творческих, достигающих успеха личностей, но при этом может отсутствовать чувство самосохранения, превышаться разумный уровень риска. 12,5% характеризуются пессимизмом, недоверчивостью, боязнью трудностей, стремлением во всем видеть прежде всего негативное, отрицательное.

Фрустрационная толерантность.

70,8% студентов характеризуются средним уровнем раздражения, неудовольствия при преодолении преграды, блокировании того, что хочется сделать или получить, умением снимать эмоциональное возбуждение физическими нагрузками, переоценкой ценностей. 25% студентов эмоционально устойчивы и стабильны, обладают высоким уровнем самообладания и саморегуляции эмоциональных состояний, умеют владеть собой в эмоциогенных ситуациях. Им свойственны: хладнокровие, ясный ум, способность к отказу от первоначальных целей, способов поведения и выдвижению новых, более приемлемых и достижимых. 4,2% студентов свойственны низкое самообладание, несдержанность, возбудимость, нежелание держать себя в руках, речевая несдержанность.

Диагностика социально-коммуникативной компетентности показала, что большинство студентов обладают высоким и средним уровнем данных показателей, т.е. они умеют взаимодействовать с различными людьми, стремятся по каждому вопросу иметь свою точку зрения и отстаивать ее, они жизнерадостные и творческие личности, умеют без раздражения и вражды относиться к чужому мнению. Данные характеристики помогут будущему учителю ориентироваться в любой социальной ситуации, адекватно ее оценивать, принимать верные решения, достигать поставленных целей, а также противостоять разного рода педагогическим трудностям, сохраняя психологическую адаптацию.

Полученный в ходе исследования массив данных был подвергнут корреляционному анализу с помощью критерия линейной корреляции Спирмена, который показал наличие тесной положительной взаимосвязи между отдельными показателями готовности первокурсников к обучению в вузе. По результатам анализа была составлена корреляционная плеяда (рис. 4).

При анализе корреляционной плеяды обращает на себя внимание отсутствие значимых взаимосвязей между компонентами профессионального саморазвития и мотивами обучения в вузе. Такое рассогласование может привести к тому, что студенты к учебной деятельности могут относиться безразлично. Кроме того, наблюдаются значимые прямо пропорциональные связи между фрустрационной толерантностью и гностическим, когнитивным, нравственноволевым компонентами и способностью к самоуправлению. Это обстоятельство свидетельствует о том, что несколько завышенная оценка студентами своих возможностей связана с тем, что они не совсем способны адекватно воспринимать реальную ситуацию как собственного развития, так и требований, которые им предъявляет будущая профессия, что является, согласно многочисленным исследованиям, типичным для студентов-первокурсников.

Преодоление такого диссонанса, как правило, наступает после первой педагогической практики, когда происходит пересмотр сложившихся стереотипов, мотивов учения, отношения к учебной деятельности, формирование адекватной самооценки.

Прямая взаимосвязь при уровне значимости р < 0,01

------- Прямая взаимосвязь при уровне значимости р < 0,05

Рис. 4. Корреляционная плеяда.

2. Формирующий этап

На этом этапе студентам первого курса физико-математического факультета читалась лекция, на которой рассматривались следующие вопросы: компетентностный подход в образовании, компетентностная модель выпускника, компетентностная составляющая результатов образования, паспорт компетенции, особенности кредитно-модульной системы обучения, роль студента в образовательном процессе (индивидуальная компетентностная модель, индивидуальный учебный план, самооценка уровня сформированности компетенций) и др.

По окончании лекции проводилось анкетирование студентов, в котором приняло участие 15 человек. В таблице 1 приведена анкета, к которой предлагалась следующая инструкция: «Оцените степень Вашего согласия с каждым утверждением, поставив галочку в соответствующих ячейках».

Таблица 1

№ п/п уверенно да в основном да скорее да, чем нет скорее нет, чем да нет

1 Я понимаю, какую подготовку (знания, умения , навыки, компетенции)

1а хотел бы получить в вузе

1б получу в вузе

2 Я считаю, что подготовка, которую дает мне вуз, соответствует моим желаниям, потребностям

3 Я понял

3а смысл понятия компетенция

3б идеи кредитно-модульной системы обучения

4 Я хочу строить свой индивидуальный учебный план,

4а выбирая последовательность прохождения дисциплин

4б добавляя дисциплины сверх программы (факультативы, общеуниверситетские курсы по выбору и т.д.)

5 Мне было бы интересно провести самодиагностику результатов обучения

Проанализируем полученные результаты. Понимают, какую подготовку в вузе хотели бы получить, практически все респонденты. На этот вопрос 14 человек (93%) ответили от «уверенно да» до «в основном да», один человек ответил «скорее да, чем нет». Интересно заметить, что понимание того, какую подготовку получат в вузе, у них несколько хуже. Здесь уже твердо уверены 8 человек, а 7 человек, практически половина, выбирают ответ «скорее да, чем нет». Считают, что подготовка, которую дает вуз, соответствует их желаниям и потребностям, также 7 человек (ответ «в основном да»). «Уверенно да» никто не отвечает, а 2 человека считают, что «скорее нет, чем да». Идеи кредитно-модульной системы студентам более понятны, чем смысл понятия компетенция. Студенты хотели бы строить свой индивидуальный учебный план, как выбирая последовательность прохождения дисциплин (93%), так и добавляя дисциплины сверх программы (86%). Всем студентам интересно проводить самодиагностику результатов обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что студентам интересно строить свою образовательную траекторию, проводить самодиагностику, поэтому задача вуза помочь им в этом. Также необходимо более подробно объяснять студентам, какую подготовку даст основная образовательная программа, на которую они поступили.

3. Анкетирование студентов

На этом этапе использовалась анкета, разработанная совместно с Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова и Российским государственным социальным университетом. Анкета состоит из четырех частей:

• вводного задания, направленного на выявление мотивов поступления в вуз, отношения к обучению в вузе и т.д.,

• первого исследовательского задания для оценки значимости общекультурных и профессиональных компетенций для обучения по выбранной специальности и будущей профессиональной деятельности,

• второго исследовательского задания, направленного на выявление самооценки степени сформированности компетенций и оценки степени влияния вуза (факультета) на формирование компетенций,

• третьего исследовательского задания для оценки условий, необходимых для успешного формирования компетенций.

В анкетировании приняли участие 48 студентов пятого курса физико-математического факультета: 7 студентов специальности «физика-математика» (15%), 14 студентов специальности «математика» (29%), 11 студентов специальности «математика-физика» (23%), 16 студентов специальности «информатика-математика» (33%).

Остановимся на результатах по каждому заданию.

ВВОДНОЕ ЗАДАНИЕ

Это задание содержит 11 вопросов с вариантами ответов.

№ 1. Какие из следующих обстоятельств имели для вас наиболее существенное значение при поступлении в университет (укажите не более 3-х вариантов ответа)?

В таблице 2 для каждого варианта ответа приведено количество студентов, выбравших его, и их процент от общего количества анкетируемых.

Таблица 2

1 Интерес к будущей профессии, ее полезность и значимость для общества 18 38%

2 Получение данной профессии - традиция моей семьи 3 6%

3 Перспектива получить престижную и высокооплачиваемую профессию 6 13%

4 Получить высокий уровень знаний 29 60%

5 Получить диплом 32 67%

6 Другое обстоятельство (напишите) 2 4%

Более половины участников анкетирования среди наиболее существенных обстоятельств поступления в университет указали: «получить диплом» (67%) и «получить высокий уровень знаний» (60%). Более трети респондентов указали «интерес к будущей профессии, ее полезность и значимость для общества» (38%).

№ 2. Кто или что из нижеперечисленного в большей мере способствовало вашему решению поступать в университет?

Таблица 3

1 Родители, семья 25 52%

2 Учителя, школа 11 23%

3 Друзья 3 6%

4 Призвание 6 13%

5 Собственное стремление быть материально обеспеченным(ой) 11 23%

6 Другое обстоятельство (напишите сами) 1 2%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Восемь участников анкетирования, как и в первом вопросе, указали более одного варианта ответа, остальные 40 - по одному.

Большинство (52%) респондентов считает, что их решению поступать в университет в большей мере способствовали родители и семья (см. табл. 3). По 23% набрали варианты «учителя, школа» и «собственное стремление быть материально обеспеченным(ой)», каждый восьмой участник анкетирования указал вариант «призвание».

№ 3. Хорошо ли вы представляете себе требования к уровню вашей подготовки как будущего выпускника вуза по избранной профессии?

Ответы пятикурсников на этот вопрос (см. табл. 4) показывают, что практически все представляют, каким требованиям должна удовлетворять подготовка будущего выпускника вуза по избранной профессии, лишь один человек затруднился ответить.

Таблица 4

1 Полностью представляю 21 44%

2 Скорее представляю, чем не представляю 26 54%

3 Не очень представляю 0

4 Совершенно не представляю 0

5 Затрудняюсь ответить 1 2%

№ 4. Оцените, насколько учеба соответствует вашим ожиданиям.

Достаточно высокие результаты получены и при ответе на четвертый вопрос (см. табл.

5). Все пятикурсники (100%) указали, что учеба в той или иной мере соответствует их ожи-

даниям.

Таблица 5

1 В полной мере соответствует 20 42%

2 Скорее соответствует, чем не соответствует 16 33%

3 В чем-то соответствует, в чем-то нет 12 25%

4 Скорее не соответствует, чем соответствует 0

5 Совершенно не соответствует 0

6 Другое (напишите) 0

№ 5. Как вы оцениваете уровень социальных условий и возможностей для учебы и самореализации в вашем учебном заведении?

Из социальных условий (см. табл. 6) наиболее высоко студенты оценивают проживание в общежитии (40% как высокий и 31% как средний). Несмотря на то, что условия в общежитии не очень комфортабельные, студенты, возможно, высоко оценивают возможность проживания в общежитии (предоставляется всем желающим) и небольшую плату за общежитие.

В то же время, каждый пятый выбрал низкий уровень условий проживания в общежитии, что можно объяснить условиями в самом общежитии.

Преимущественно на среднем и высоком уровне оценили студенты возможность участвовать в исследовательской работе, работать в структурах самоуправления, заниматься спортом. Это согласуется с тем, что все эти виды деятельности достаточно хорошо развиты на факультете.

Чуть ниже оценили пятикурсники возможность заниматься художественным творчеством. Такие возможности вуз предоставляет (есть хоровая капелла, театральная студия, ансамбль народных инструментов), но, возможно, не достаточно разнообразен спектр этих предложений.

Средне и низко оценили студенты питание и медицинское обеспечение.

Таблица 6

Высокий Средний Низкий Затрудняюсь ответить

5.1 Возможность участвовать в исследовательской (или иной творческой) работе, связанной с будущей профессией 17 35% 23 48% 6 13% 2 4 %

5.2 Возможность работать в структурах самоуправления 16 33% 26 54% 1 2% 5 10%

5.3 Возможность заниматься интересующими меня видами художественного творчества и искусства 9 19% 23 48% 13 27% 3 6%

5.4 Возможность заниматься спортом 15 31% 25 52% 5 10% 3 6%

5.5 Проживание в общежитии 19 40% 15 31% 9 19% 5 10%

5.6 Питание 4 8% 22 46% 19 40% 3 6%

5.7 Медицинское обеспечение 2 4% 21 44% 21 44% 4 8%

№ 6. Насколько преподаваемые дисциплины вашей специализации способствуют углублению ваших профессиональных знаний?

Согласно результатам ответов на шестой вопрос (см. табл. 7), студенты считают, что преподаваемые дисциплины способствуют углублению профессиональных знаний (более половины выбрали вариант «в значительной мере способствуют», около трети - «скорее способствуют, чем нет»).

Таблица 7

1 В значительной мере способствуют 25 52%

2 Скорее способствуют, чем нет 15 31%

3 В чем-то способствуют, в чем-то нет 8 17%

4 Скорее не способствуют, чем способствуют 0

5 Совершенно не способствуют 0

6 Другое (напишите) 0

№ 7. Как бы вы оценили ваш потенциал как студента?

Никто из выпускников не оценил свой потенциал как студента низко и очень низко (см. табл. 8). Подавляющее большинство выбрало вариант «высокий», четверо - «очень высокий» (соответствует количеству красных дипломов на этом курсе), каждый пятый оценил свой по-

тенциал как средний. По мнению студентов, никто из них не имеет низкий и очень низкий потенциал, однако это не согласуется с результатами академической успеваемости отдельных студентов за весь период обучения. Частично это можно объяснить тем, что эти студенты не смогли (или не захотели) реализовать свой потенциал.

Таблица 8

1 Очень высокий 4 8%

2 Высокий 35 73%

3 Средний 9 19%

4 Низкий 0

5 Очень низкий 0

6 В чем-то высокий, в чем-то низкий 0

№ 8. Какие факторы негативно влияют на ваше желание учиться?

Все опрашиваемые студенты получают профессию учителя. Большая часть респондентов при ответе на восьмой вопрос (см. табл. 9) выбрали вариант «невостребованность на рынке труда получаемой специальности (профессии)». Возможно, выбирая такой вариант ответа, студенты имели в виду непрестижность профессии, ее низкую оплачиваемость. В частности, это подтверждается тем, что трое пятикурсников, выбравших шестой вариант ответа «другое», написали «низкая оплата труда». Выбор первого варианта ответа можно также объяснить тем, что сложно найти работу по специальности в городе, большинство предлагаемых вакансий - в сельской местности.

Почти каждый пятый студент не уверен в значимости изучаемого материала для будущей профессиональной деятельности, возможно, потому, что не планирует работать по специальности.

Примерно пятая часть студентов при выборе фактора, негативно влияющего на их желание учиться, указали вариант «ошибка в выборе будущей специальности (профессии)».

Таблица 9

1 Невостребованность на рынке труда получаемой специальности (профессии) 30 63%

2 Неуверенность в значимости изучаемого материала для будущей профессиональной деятельности 9 19%

3 Невысокое качество преподавания учебных дисциплин 1 2%

4 Ошибка в выборе будущей специальности (профессии) 9 19%

5 Необходимость работать, чтобы учиться 2 4%

6 Другое (напишите, что именно) 3 6%

№ 9. Для того чтобы уровень образования был одним из эталонов мировой практики, как вы считаете, что необходимо сделать?

При ответе на девятый вопрос среди студентов не было единодушия (см. табл. 10). Практически равное количество респондентов считают, что нужно сориентировать систему на общеевропейскую и сохранить традиционные практики.

Таблица 10

1 Увеличить учебную нагрузку 1 2%

2 Студентам уделять больше времени на самоподготовку и самостоятельную работу 13 27%

3 Изменить систему образовательных стандартов в целом, сориентировав их на общеевропейскую 17 35%

4 Ужесточить критерии оценок на экзаменах и зачетах 3 6%

5 Сохранить традиционные советские образовательные практики 16 33%

6 Другое (укажите что именно) 1 2%

Студент, выбравший вариант «другое», указал:

• изменить формы организации учебной деятельности, отходить от традиционной системы обучения,

• убрать ЕГЭ.

№ 10. Знаете ли вы о том, что сейчас активно разрабатываются и скоро будут внедряться новые образовательные стандарты высшего профессионального образования?

Более 80% пятикурсников (см. табл. 11) имеют представление о разработке новых образовательных стандартов ВПО.

Таблица 11

1 Да, я хорошо это знаю 17 35%

2 Что-то слышал, но знаю недостаточно хорошо 22 46%

3 Я представляю систему образовательных стандартов слабо 4 8%

4 Я об этом ничего не знаю 1 2%

5 Затрудняюсь ответить 4 8%

№ 11. Знакомы ли вы с компетентностным подходом в системе высшего образования?

Большинство пятикурсников считают, что хорошо знакомы с компетентностным подходом (см. табл. 12). Это можно объяснить тем, что компетентностный подход в образовании достаточно подробно обсуждается как в рамках обязательных дисциплин, так и курсов по выбору. Тематика многих курсовых и выпускных квалификационных работ, выполненных студентами этого курса, связана с компетентностным подходом в образовании.

Таблица 12

1 Да, хорошо знаком 29 60%

2 Что-то слышал, но не уверен в точности и полноте 9 19%

3 Знаком очень слабо 8 17%

4 Не представляю, что это такое вообще 0

5 Затрудняюсь ответить 2 4%

ПЕРВОЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЗАДАНИЕ

При выполнении этого задания использовалась компетентностная модель выпускника физико-математического факультета, разработанная авторами с учетом мнения работодателей, академического персонала, выпускников [1, 2]. Ниже приведена уточненная модель, последняя корректировка которой была проведена с учетом проекта ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» [3].

Компетентностная модель выпускника по направлению «Педагогическое образование»(профиль «Математическое образование»)

А1 Обязательные компетенции в соответствии с ФГОС ВПО

а) общекультурные (ОК)

ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОК-2 способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

ОК-3 способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества

ОК-4 способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования

ОК-5 готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья ОК-6 умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь ОК-7 готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе

ОК-8 владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией ОК-9 способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях ОК-10 владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного

ОК-11 владеет основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

ОК-12 способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны ОК-13 умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

ОК-14 готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям

ОК-15 способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества ОК-16 способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики

б) профессиональные (ПК)

общепрофессиональные:

ОПК-1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности ОПК-2 способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач ОПК-3 владеет основами речевой профессиональной культуры

ОПК-4 способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности

ОПК-5 владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения ОПК-6 способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания

в области педагогической деятельности:

ПК-1 способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях

ПК-2 готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения

ПК-3 способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии ПК-4 способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

ПК-5 готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса

ПК-6 способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников

ПК-7 готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебновоспитательном процессе и внеурочной деятельности

в области культурно-просветительской деятельности:

ПК-8 умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы

для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий ПК-9 способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-

просветительской деятельности ПК-10 способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности ПК-11 способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности

А2 Обязательные компетенции, добавленные вузом ПКВ-1 умеет демонстрировать, применять, критически оценивать и пополнять математические знания для решения профессиональных задач

ПКВ-2 владеет системой основных математических структур и аксиоматическим методом

ПКВ-3 умеет демонстрировать знание истории возникновения и развития основ математических дисциплин, имеет представление о современных тенденциях развития математики ПКВ-4 способен формировать общую культуру обучающихся

ПКВ-5 анализирует, оценивает и корректирует учебно-воспитательный процесс и его результат

ПКВ-6 осуществляет научное исследование в области математического образования с использованием современных методов науки под квалифицированным руководством

ПКВ-7 организует различные виды учебно-исследовательской и проектной деятельности

обучающихся

ПКВ-8 владеет содержанием и методами элементарной математики ПКВ-9 понимает логику развития школьного курса математики

ПКВ-10 понимает роль и место математики в системе наук, ее общекультурное значение

Студентам предлагалось оценить значимость выделенных компетенций для обучения по выбранной специальности и будущей профессиональной деятельности по шкале от самой низкой до самой высокой (выбрав один из вариантов: «абсолютно не важно», «не важно», «ни то, ни другое», «важно», «абсолютно важно», «затрудняюсь ответить»). При обработке анкет каждому из вариантов присваивались баллы от 0 до 5 (см. табл. 13).

Таблица 13

Варианты Абсолютно не важно Не важно Ни то, ни другое Важно Абсолютно важно Затрудняюсь ответить

Баллы 1 2 3 4 5 0

Была составлена матрица результатов по анкете. По каждому утверждению подсчитывался средний балл по всей выборке.

Большую часть общекультурных компетенций (см. рис. 5) выпускники считают важными и абсолютно важными: десять из шестнадцати компетенций (ОК-6, ОК-8, ОК-7,ОК-1, ОК-9, ОК-3, ОК-4, ОК-13, ОК-14, ОК-16) получили средний балл выше четырех. Наивысший балл (4,7) получила общекультурная компетенция «умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь».

По остальным пяти компетенциям данной группы значение среднего балла колеблется от 3,7 до 3,9. При оценивании важности компетенций ОК-2, ОК-5, ОК-10, ОК-11, ОК-15 от 3 до 7 студентов из 48 отнесли перечисленные компетенции к неважным, а от 7 до 14 студентов выбрали вариант ответа «ни то, ни другое».

Студентам предлагалось также выбрать три самых нужных способности из данной группы. Наиболее часто выбирались следующие компетенции:

• умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь,

• владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией,

• готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе,

• владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

Проанализируем результаты по группе профессиональных компетенций.

Большая часть общепрофессиональных компетенций (4 из 6, см. рис. 6) и все компетенции в области педагогической деятельности (ПК-1 - ПК-7) были отнесены студентами к важным: средний балл от 4 до 4,4. Компетенции в области культурно-просветительской деятельности (ПК-8 - ПК-11) имеют средний балл важности от 3,6 до 3,8 (см. рис. 7). Это значение среднего балла можно объяснить тем, что около четверти студентов выбрали вариант ответа «ни то, ни другое».

Средний балл по компетенциям, добавленным вузом (см. рис. 8), достаточно высок (от 4,0 до 4,5). Подавляющее большинство студентов (от 37 до 48) отнесло эти компетенции к важным и абсолютно важным.

Выбирая три самых нужных способности из профессиональных компетенций в порядке важности, студенты наиболее часто указывали: «осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к выполнению профессиональной деятельности» (35%), «способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач» (27%), «способность нести ответственность за результаты своей про-

фессиональной деятельности» (33%) (общепрофессиональные компетенции) и «готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения» (33%) (компетенции в области педагогической деятельности).

ВТОРОЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЗАДАНИЕ

В первой части второго задания студенты должны были по собственным ощущениям оценить степень сформированности компетенций, выбирая по каждой компетенции один из вариантов (см. табл. 14). При обработке анкет каждому из вариантов присваивались баллы от 0 до 5.

Таблица 14

Варианты Полностью отсутствуют Отсутствуют Ни то, ни другое Присут- ствуют Полностью присутствуют Затрудняюсь ответить

Баллы 1 2 3 4 5 0

Средний балл по всем группам компетенций составляет 4,1 балла, что свидетельствует о том, что планируемые к формированию компетенции у выпускников присутствуют (на основании самооценки). В целом, разброс по баллам небольшой: от 4,3 (добавленные вузом профессиональные компетенции) до 4,0 - профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности.

Рассмотрим результаты по группам компетенций.

Средний балл по первой группе - общекультурным компетенциям - составляет 4,1 балла, следовательно, можно сделать вывод, что выпускники обладают общекультурными компетенциями. Наиболее сформированными студенты считают компетенции ОК-8 и ОК-9. Средний балл по этим компетенциям составляет 4,5 балла. Хуже всего, по мнению выпускни-

ков, у них сформированы компетенции ОК-10 и ОК-13. Средний балл по этим компетенциям составляет 3,7 балла.

Средний балл по общепрофессиональным компетенциям составляет ровно 4 балла. Лучше всего, по мнению студентов, у них сформирована компетенция «способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности» (средний балл составляет 4,4 балла). Хуже всего, по мнению студентов, у них сформирована компетенция «владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения». Это самый низкий балл вообще по всем группам компетенций. Этот результат подтверждается экспертными оценками.

Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности сформированы достаточно ровно на уровне 4,1 балла. Несколько отличается сформированность компетенции «способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников» - 4,4 балла.

Несколько хуже, по мнению выпускников, у них сформированы компетенции в области культурно-просветительской деятельности. Средний балл составляет 3,95.

Как уже было сказано выше, лучше всего, по мнению выпускников, у них сформированы профессиональные компетенции, добавленные вузом. Средний балл по каждой из них больше 4. Это можно объяснить, в частности, следующим обстоятельством. Профессорско-преподавательский состав, считая эти компетенции безусловно важными, уделяет их формированию достаточно большое внимание.

В этом задании также предлагалось выделить три самые нужные способности по каждой из групп (общекультурные и профессиональные компетенции).

В группе общекультурных компетенций лидирует компетенция «владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения». Двадцать выпускников (из 48) включили эту компетенцию в тройку самых важных. Причем 13 из них поставили ее на первое место. Семнадцать выпускников считают наиболее нужной компетенцию «владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией». Следующими в рейтинге находятся компетенции ОК-6 и ОК-4, за них было отдано 16 и 15 голосов соответственно. Ни один выпускник не включил в тройку самых нужных компетенцию «владеет основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий». Только два голоса получила компетенция «способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики». Эти результаты, несомненно, требуют обсуждения.

В группе профессиональных компетенций по 13 голосов было отдано за компетенции ОПК-3, ОПК-4, ПК-2. И хотя за компетенцию ОПК-1 было отдано одиннадцать голосов, ее тоже можно включить в число лидеров, так как все одиннадцать человек поставили ее на первое место.

Менее нужными выпускники считают компетенции «владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения», «готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности», «организует различные виды учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся». Указанные компетенции получили по 1 голосу. Если мнение выпускников по первой компетенции в какой-то степени можно объяснить, то понять их точку зрения по двум остальным сложно.

По два голоса получили компетенции в области культурно-просветительской деятельности ПК-10, ПК-11 и компетенции, добавленные вузом, ПКВ-2, ПКВ-4.

Считаем, что эти низкие результаты нуждаются в обсуждении на соответствующих кафедрах.

Во второй части задания выпускникам предлагалось оценить степень влияния вуза (факультета) на формирование той или иной компетенции в баллах от 0 до 5. Средний балл по всем компетенциям составляет 3,9. Это показывает, что вуз в основном формирует у студентов рассмотренные компетенции.

Средний балл степени сформированности всех компетенций у студентов по всем специальностям факультета лежит в интервале от 2,9 до 4,5. Наименьшим баллом студен-

ты оценили деятельность вуза по формированию компетенции ОПК-5 «владение одним из иностранных языков на уровне профессионального общения». Наибольший балл получили компетенции: ОК-8 и ПКВ-10. В таблице 15 представлен разброс баллов по группам компетенций по факультету в целом и по специальностям.

Таблица 15

Группа компетенций Обще- куль- турные Общепро- фессиональ- ные В области педагогической деятельности В области культурно-просветительской деятельности Добавленные вузом

Факультет 3,1-4,5 2,9-4,2 3,5-4,0 3,4-3,7 4,1-4,4

Физика 2,8-5,0 2,0-5,0 4,2-4,8 3,7-4,2 4,3-4,8

Математика 4,0-4,5 3,4-4,5 4,1-4,5 3,9-4,1 4,3-4,6

Математи- ка-физика 3,1-4,5 2,9-4,5 3,7-4,4 3,3-3,8 3,8-4,8

Информа- тика 2,5-4,3 2,7-3,7 2,8-3,6 3,0-3,2 3,5-4,3

Как видно из таблицы, студенты-информатики считают, что вуз оказал небольшое влияние на формирование у них профессиональных компетенций. Студенты остальных специальностей полагают, что деятельность вуза по формированию компетенций можно признать хорошей. Наиболее высоко студенты всех специальностей оценили участие преподавателей математических кафедр в формировании у них специальных компетенций.

Как показывает анализ, результаты по самооценке студентами степени сформирован-ности компетенций в основном согласуются с результатами по оценке деятельности вуза по формированию компетенций.

ТРЕТЬЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЗАДАНИЕ:

Как вы считаете, в какой мере и какие условия необходимы для успешного формирования у студентов вышеуказанных компетенций:

Результаты представлены в таблице 16.

Таблица 16

1 Более глубокие знания компетенций 14 29%

2 Специальные и более глубокие знания о сущности каждой компетенции 26 54%

3 Знания о средствах формирования этих компетенций в учебное и внеучебное время 16 33%

4 Знания о способах самооценки сформированной компетенции 10 21%

5 Знания о способах презентации и защиты сформированных компетенций в промежуточных зачетах 3 6%

6 Консультационная помощь кураторов-преподавателей 11 23%

Результаты показали, что студенты считают наиболее важными для формирования компетенций знания о сущности каждой компетенции и средствах формирования компетенций.

Таким образом, разработан и апробирован инструментарий, с помощью которого можно не только исследовать мотивацию и готовность студентов к участию в реализации ком-петентностного подхода к результатам их образования, но который может служить основой для мониторинга уровня сформированности выделенных компетенций студентов в процессе обучения.

1. Мартынюк О.И., Медведева И.Н., Панькова С.В., Соловьева И.О. Опыт формирования компе-тентностной модели выпускника педагогического вуза как нормы качества и базы оценки результатов образования / Одиннадцатый симпозиум «Квалиметрия в образовании: методология, теория, практика». - М., 2006. - 48 с.

2. Медведева И.Н., Мартынюк О.И., Панькова С.В., Соловьева И.О. Компетентностная модель выпускника физико-математического факультета. - Псков: ПГПУ, 2008. - 160 с.

3. Формирование компетентностно-ориентированной основной образовательной программы по направлению «Педагогическое образование». Опыт Псковского государственного педагогического университета / Руководитель авторского коллектива и науч. ред. канд. физ.-мат. наук, доцент И.Н. Медведева // Материалы XIX Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы качества образования. Проектирование образовательных программ высшего профессионального образования». - М., Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 78 с.

Medvedeva I., Martynyuk O., Pan’kova S., Solovyova I., Shinkareva A. RESEARCH OF STUDENTS’ MOTIVATION AND READINESS TO PARTICIPATE IN REALIZATION OF COMPETENCE-ORIENTED APPROACH TO EDUCATION

Students must take part in forming competences for effective realization of their competence-oriented professional education. This work describes some results of the investigation of students ’ motivation and readiness to participate in realization of competence-oriented approach to the results of their education. Some methods for defining the level of students ’ competence development have been worked out and verified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.