Научная статья на тему 'Опыт разработки учебного курса «Речевое мастерство педагога»'

Опыт разработки учебного курса «Речевое мастерство педагога» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / РЕЧЕВОЕ МАСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова Л. В.

В статье раскрываются цель и задачи курса, логика его построения, методические средства. Предлагаются задачи и упражнения, обеспечивающие его успешное освоение студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN DEVELOPMENT OF THE TRAINING COURSE "SPEECH PROFICIENCY OF THE TEACHER"

The article reveals the aim and tasks of the course, the logic of its formation, and methodical means. The tasks and exercises providing students' successful learning of the course are offered.

Текст научной работы на тему «Опыт разработки учебного курса «Речевое мастерство педагога»»

УДК 378.37.02

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОГО КУРСА «РЕЧЕВОЕ МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА»

В статье раскрываются цель и задачи курса, логика его построения, методические средства. Предлагаются задачи и упражнения, обеспечивающие его успешное освоение студентами.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная деятельность, педагогический процесс, коммуникативная компетентность, коммуникативные умения, речевое мастерство.

Одной из приоритетных идей образования в последние годы стала идея формирования профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность педагога - это сложная система психических состояний и свойств субъекта профессиональной деятельности, в которых выражено единство теоретической и практической готовности и способности специалиста к ее осуществлению [2, с. 54]. Необходимым основанием профессиональной компетентности является речевое мастерство. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования предмет «Речевое мастерство педагога» был введен в учебные планы факультетов дошкольного и начального образования в рамках национально-регионального компонента. Для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогика», нами была разработана учебная и рабочие программы этого курса, а также методические рекомендации по изучению данной дисциплины для специальностей «Педагогика и методика начального обучения», «Дошкольная педагогика и психология»..

Цель курса - формирование коммуникативной компетентности студентов, развитие умения использовать языковые средства в различных условиях общения, с разными целями и содержанием речи. Коммуникативная компетентность, кроме всего прочего, предполагает формирование у студентов таких личностных качеств, как общительность, открытость во взаимодействии с другими людьми, развитие практических умений, способностей управлять своей учебной деятельностью.

В соответствии с этим в процессе преподавания данной дисциплины решаются следующие задачи:

- помочь студентам в овладении речью как важнейшим инструментом в профессиональной деятельности педагога;

- познакомить с основами знаний теории речевой деятельности, коммуникативными качествами речи;

- научить будущих учителей владеть своим голосом, речевым аппаратом с тем, чтобы педагогическое общение было максимально эффективным;

- подготовить к созданию профессионально значимых речевых произведений;

- сформировать навыки профессионально-педагогического общения.

Л. В. Филиппова L. V. Filippova

EXPERIENCE IN DEVELOPMENT OF THE TRAINING COURSE "SPEECH PROFICIENCY OF THE TEACHER"

The article reveals the aim and tasks of the course, the logic of its formation, and methodical means. The tasks and exercises providing students' successful learning of the course are offered.

Keywords: competence, professional activity, pedagogical process, communicative competence, communicative skills, speech proficiency.

Содержание предмета предполагает изучение обширного круга теоретических вопросов, касающихся структуры речевого общения, основных его единиц и условий успешного осуществления, особенностей, свойств и средств устной речи как основной формы профессионально-педагогического и межличностного общения, коммуникативных качеств речи педагога и их реализации в будущей профессиональной деятельности, невербальных средств общения, речевого этикета, стилей педагогического взаимодействия, а также педагогической риторики, находящих свое отражение в лекционном курсе.

Практические занятия предусматривают не только изучение учебно-методической и научно-популярной литературы, работу с различными типами словарей и справочников, но и формирование у студентов коммуникативной компетенции, комплекса коммуникативных умений, основанных на синтезе лингвистических, культурологических, психологических и социальных знаний, практических навыков правильной, чистой, богатой, выразительной, точной, логичной, уместной, ясной и доступной речи, речевого артистизма яркой проявленности в речи педагога умения творить, вызывая у учащихся эмоционально-чувственный отклик [2, с. 85]. Компонентами речевого артистизма выступают энергетика, интенсивность, ассоциативность, образность, выразительность речи. В процессе профессионального общения необходимо владение моделями речевого этикета в конкретной ситуации школьного урока, а также различными стилями педагогического общения, приемами и средствами конструирования его «партитуры». Важную роль в овладении речевым артистизмом играет использование педагогом коммуникационных эффектов «риторического инструментария».

Для достижения поставленных задач формирования коммуникативной компетенции необходимо по-новому посмотреть на систему методов и приемов, организующих деятельностное обучающее пространство. Мы предлагаем активно использовать лекции-беседы, лекции-дискуссии, проблемные лекции, на практических занятиях - разнообразные практикумы, представляющие собой систему упражнений, для индивидуальной и групповой отработки навыков успешного педагогического общения и оттачивания речевого и педагогического мастерства, например

такие, как «Мобилизация творческого самочувствия педагога», «Выразительность мимики и жестов», «Внимание. Наблюдательность», «Воображение. Фантазия. Ассоциативная память», «Педагогическая интуиция», «Развитие общих речевых умений, диапазона голоса и интонаций», «Темпоритм речи. Ее эмоциональность, образность, метафоричность», «Коммуникабельность педагога», «Импровизация», «Артистичное поведение в типичных ситуациях» и др. Кроме того, мы активно привлекаем методы моделирования педагогических ситуаций, деловые и ролевые игры, различные виды гимнастик (дыхательная и артикуляционная), тренингов.

Для развития навыков саморегуляции настроения и психического состояния рекомендуется использовать метод физических действий К.С. Станиславского, сущность которого состоит в выполнении определенных действий, соответствующих конкретному эмоциональному состоянию и способных вызвать в человеке нужные эмоции; рефлексию (осмысление своего внутреннего мира), аутогенную тренировку (метод психической саморегуляции, самовнушения, самонастройки психики, позволяющий управлять физиологическими и психическими процессами организма), релаксацию (снятие стрессовых нагрузок, психического напряжения, достижение состояния покоя, расслабленности), музыкотерапию (воздействие посредством музыки с целью снятия психического напряжения, чрезмерной возбудимости, болезненных состояний психики).

В целях регуляции психических состояний на практических занятиях предлагаем специальные упражнения-тренинги, которые целесообразно выполнять со студентами и в процессе самостоятельной работы.

1. Мысленное кино. Создайте образ самого себя, делающего то или обладающего тем, что вам на самом деле хочется. Вы можете вообразить себя уверенным, артистичным педагогом, работающим с вдохновением, изобретательностью и выдумкой. В этом мысленном представлении важны три момента: не упускайте подробности, подключая все ваши ощущения; представьте себя наслаждающимся ходом событий; вообразите сцену происходящего в определенный день и час. Мысленный образ повышает мотивацию и внутреннюю энергию.

2. Дыхание. Перед беседой с учеником глубоко вдохните. При выдохе резким движением в воображении как бы «сорвите» маску с лица: «погасите» глаза, расслабьте губы, освободите шею, грудь. Представьте, что через выдох вы снимаете с себя мышечные «кольца».

3. Рисуем настроение. Для снятия неприятного осадка после тяжелого разговора возьмите цветные карандаши и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры, выбрав цвет в соответствии с настроением. На другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Еще раз посмотрите на рисунок, переживая заново свое состояние, пересчитайте слова, разорвите листок и выбросьте. Ваше эмоциональное состояние должно перейти в рисунок и быть уничтожено.

Для формирования педагогической интуиции полезными окажутся следующие упражнения.

1. Правилен ли прогноз? (по С. А. Гильманову). Предскажите преподавателю, как отреагирует тот или иной студент на: ваше обращение к нему с шуткой, необычный поступок с вашей стороны, обращение к нему педагога с вопросом. Попытайтесь представить внутреннее состояние конкретного знакомого вам школьника при произнесении вами фразы «открой книгу и начинай работать» в тоне: грубого приказа, строгого указания, мягкого приказа, мягкой просьбы с улыбкой, проникновенной, убеждающей просьбы. Предскажите и опишите ситуацию.

2. Речь. Выступите с речью перед студенческой аудиторией на тему «Быть или не быть учителем?» от лица: старого, опытного педагога; молодого, начинающего учителя; школьной технички и т. д. Постарайтесь сделать это с юмором.

Развитию общих речевых умений, диапазона голоса и интонаций способствуют следующие упражнения.

1. Голосовой тренинг. Встаньте, ноги на ширине плеч, руки раскинуты параллельно полу ладонями кверху. Представьте на одной из ладоней воздушный шарик. Посмотрите на него, легким движением перебросьте на другую руку, сопровождая это звуками: МУ-МУ-МУМ; МО-МО-МОМ; МАМА-МАМ; МЭ-МЭ-МЭМ; МИ-МИ-МИМ; МЫ-МЫ-МЫМ.

2. Скороговорки. Быстро и четко произнесите следующие скороговорки: От топота копыт пыль по полю летит. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. Осип охрип, Архип осип. Курьера курьер обгоняет в карьер. Краб крабу сделал грабли, дал грабли крабу краб - сено граблями, краб, грабь. Расчувствовавшаяся Варвара рас-чувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

3. Цветок. Встаньте, сложите из пальцев фигуру, напоминающую бутон с сомкнутыми лепестками. Глубоко вдохните, представляя, что нюхаете цветок. После этого на звук «п-фф» медленно и плавно выдыхайте. Вдох - короткий, выдох - длинный. Повторите 2-3 раза.

4. Интонирование. Мысленно представьте себе (смоделируйте) различные жизненные ситуации, в которых вас о чем-то просят, и отвечайте «да»: 1) спокойно и благожелательно; 2) спокойно и жестко; 3) резко; 4) удивленно; 5) с дрожью в голосе; 6) с раздражением.

После изучения теоретического материала о структурно-содержательной организации общения студентам могут быть предложены для самостоятельной работы следующие виды заданий.

1. Прочитайте следующие высказывания. Какая основная мысль объединяет их? Сформулируйте и запишите эту идею в тезисной форме.

- Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе.

- Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, опирающимся лишь на реальность различия между «Я» и «Ты»

- Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.

2. Раскройте содержание этапов речевого общения, составляющих его структуру: а) моделирование предстоящего общения; б) организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия; в) управление

Гуманитарные исследования • 2014 • № 3 (4)

139

общением; г) анализ системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.

3. Разыграйте сцену «Встреча незнакомых людей в офисе». С чего обычно начинается разговор? Подумайте, что может сблизить, установить общий интерес.

4. В течение трех дней записывайте ваши роли в различных ситуациях общения: встреча с лучшим другом, на тренировке, разговор с родителями и др. Проанализируйте свои ощущения. В какой степени различалось ваше поведение в зависимости от ситуации, оставалось ли оно неизменным на протяжении всего общения? Когда вы были довольны «исполнением» принятых на себя ролей? Корректировали ли вы свое поведение с учетом реакции собеседников? В каких ситуациях вам было наиболее комфортно? Почему?

Выполнение подобных упражнений с рефлексивно-аналитическими заданиями способствует тому, что студенты не только знакомятся с содержанием понятия «речевое общение», его структурой, этапами речевого общения, составляющими основу любой профессиональной деятельности человека, но и учатся самостоятельно высказывать свою точку зрения, конструировать и анализировать связные высказывания, применять свои навыки в условиях естественной коммуникации.

После изучения раздела «Служебно-деловое общение» могут быть предложены такие задания.

1. Составьте таблицу «Жанры официально-делового стиля и формы речи». Наполните ее конкретными примерами.

2. Подготовьте для демонстрации перед аудиторией текст деловой беседы. Тему выберите самостоятельно. Продумайте и запишите речевые модели, характерные для каждого этапа беседы.

3. Составьте рекомендации для успешного проведения делового совещания, деловых переговоров.

4. Напишите реферат на тему «Этика делового общения».

Таким образом, коммуникативная компетенция - это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя: знание основных понятий лингвистики речи (речеведческие знания) - стили, типы, способы связи предложений в тексте; умения и навыки лингвистического анализа и, наконец, собственно коммуникативные умения - умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям с учетом адресата и цели.

Для успешной работы по формированию коммуникативной компетенции необходимо прежде всего поставить четкую цель - для чего мы это делаем и что нам дает такая работа? Конечной целью представляется формирование коммуникативных умений: понимать текст, воспроизводить его, строить собственное связное высказывание, организовать деловое общение, сделать речевое взаимодействие эффективным в ходе изучения курса «Речевое мастерство педагога», ведь это так необходимо в будущей профессиональной деятельности, помогает расширить круг потенциального общения и легче адаптироваться в социальной среде.

1. Варданян Ю. В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога: монография / под ред. В.А. Сластенина. М., 2002. 180 с.

2. Булатова О. С. Педагогический артистизм: учеб. пособие. М. : Академия, 2001. 240 с.

© Филиппова Л. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.