Научная статья на тему 'Основы коммуникативной компетентности в подготовке будущего специалиста'

Основы коммуникативной компетентности в подготовке будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1908
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ СРЕДА / COMMUNICATIVE COMPETENCE / LANGUAGE CULTURE / COMMUNICATIVE TENDENCY / SOCIAL EDUCATIONAL MILIEU

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Раджабова Н.

Статья посвящена проблеме коммуникативной компетентности в подготовке будущего специалиста. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия. Автор рассматривает условия для развития коммуникативной компетентности в процессе изучения курса русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Foundations of Communicative Competence in Training Future Specialists

The article dwells on the problem of communicative competence in training future specialist. Communicative competence is treated as the system of inner resources necessary for creating an effective communication in a definite circle of situations of interpersonal interaction. The author considers the conditions for the development of communicative competence in the process of Russian language study.

Текст научной работы на тему «Основы коммуникативной компетентности в подготовке будущего специалиста»

— 182^С НО МАИ донишгох 'J

Н. Раджабова

ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, языковая культура, коммуникативная направленность, социальная учебная среда

Коммуникативная компетентность как педагогическое явление стало особенно популярным в последнее десятилетие. Это связано с актуальностью проблемы, которая определяется недостаточным уровнем культуры общения специалистов технических специальностей и появлением нового понимания слов «умения и способности», которые в современной педагогической литературе называются компетентностями.

Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной форме. Обучение будущих специалистов устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетентности) приобретает особую значимость в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень языковой культуры в целом: в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в повседневном общении носителей как родного, так и русского языков. Мы все чаще сталкиваемся в обыденной жизни с небрежным обращением с русским языком. Коммуни-

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 183 “

кативная направленность в изучении русского языка не только служит практической цели - формированию навыков общения и речи обучающихся, но и развивает общую образовательную культуру личности через «великий, могучий и прекрасный русский язык». Очень важно обеспечить такой уровень общеобразовательной подготовки студентов, который включал бы их общее и языковое развитие, а также совершенствование их коммуникативной компетентности, что необходимо для активного и плодотворного участия в профессиональной деятельности. Коммуникативная компетентность раскрывается в социологических исследованиях как способность участника общения координировать собственные речевые действия коммуникативных партнеров в соответствии с выбранной целью в условиях конкретной коммуникативной ситуации (1,442)

Понятие «компетенция» и «компетентность» являются основой любой профессиональной деятельности. В педагогической, управленческой, экономической и инженерной деятельности составляющей и довольно существенной частью выступает коммуникативная компетентность.

Проблема культурного общения обучающихся - одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Для студентов первых курсов обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в их ближайшей судьбе именно коммуникативная компетентность начнет играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. Также часто наблюдается снижение уровня индивидуального словарного запаса обучаемых. Порой они не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения. Это происходит вследствие того, что у многих обучаемых отсутствует терпимость к иной точке зрения в общении, проявляется речевой эгоцентризм, неадекватный биологическому возрасту, у многих первокурсников не сформировано умение использовать необходимую в жанре

— |84"< НО МАИ донишгох ^

публичных выступлений логическую аргументацию, деловую тональность или адекватную эмоциональную и лексическую окраску в высказываниях.

Под коммуникацией (в переводе с лат. «общее, разделяемое со всеми») понимают процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию. Если взаимопонимание не достигнуто, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь, сообщающую о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Само понятие «коммуникативная компетентность» подразумевает такой уровень обученности взаимодействию с окружающими, который позволяет в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в обществе. Оно подразумевает наличие жизненного опыта, эрудиции, научных знаний и т.п. В качестве составляющих в коммуникативную компетентность включают коммуникабельность (способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми), владение смысловой информацией и умение оперировать ею. Последнее характеризует общую эрудицию управленца, вне зависимости от сферы его деятельности (3, 116)

С коммуникативной компетентностью непосредственно связана проблема взаимопонимания и партнерского взаимодействия, так как разное восприятие каких-либо явлений может привести, например, к неверному истолкованию сказанного,

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ >“185 “

а, соответственно, к необоснованным решениям и несогласованным действиям. Тем не менее, перенасыщение коммуникативного поля информацией также не приведет ни к чему хорошему. Избыточная информация затрудняет, а иногда и вредит выработке актуальных решений, приводит к излишним эмоциональным перегрузкам, тем самым, осложняя взаимоотношения с окружающими. Следовательно, необходимо выбирать ее оптимальный объем (4, 415).

Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в то же время характеристики, исторически и культурно обусловленные. Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимноличностное. Основанием для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я - ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только «внешних» сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной (2,216).

Активность обучающихся на занятиях русского языка связана с коммуникативными умениями, в которые входят как речевые умения общения, так и умения поиска информации, ее обработки и использования в практической деятельности. Поэтому создание условий для развития коммуникативной компетенции в процессе изучения курса русского языка становится важной целью. Она решается через ряд задач:

- подготовить выпускника, владеющего коммуникативной компетенцией;

- организовать работу по русскому языку, основанную на сотрудничестве и взаимопонимании со всеми обучающимися;

- сформировать внутреннюю мотивацию обучающихся к приобретению коммуникативной компетенции. Русский язык

— 186~С НО МАИ донишгох

является предметом, обеспечивающим овладение языком как средством общения.

В процессе проведения занятий по русскому языку мы опираемся на следующие положения:

- овладение теоретическими знаниями в области коммуникативной компетенции;

- формирование субъект-субъектных отношений в процессе делового общения;

- учет индивидуальных особенностей студентов, стимулирование творческой инициативы партнеров взаимодействия.

Какие из этих положений наиболее значимы для методики? Во-первых, речь может быть достаточно успешной, если она четко направлена на достижение определенных целей. Во-вторых, специфика речевой деятельности состоит в том, что она является способом общения и познания и вне их не может иметь настоящей ценности. В-третьих, речь всегда обращена к определенному адресу, без которого общение не может состояться. Среди коммуникативных умений наиболее важным, на наш взгляд, является овладение навыками аудирования (восприятие речи на слух и понимание ее) и говорения. С этой целью мы обращаемся к таким видам работы, как определение темы и основной мысли прослушанного текста; выделение наиболее важной части высказывания для понимания общего содержания; выражение своего отношения к прослушанному; завершение незаконченного рассказа; извлечение информации из прослушанного монолога и т.д.

Процесс обучения монологической речи мы направляем на формирование навыков и умений по созданию студентами собственного высказывания на одну из предложенных тем:

а) Горжусь ли я своим городом?

б) Почему я выбрал(а) эту специальность?

в) Необыкновенное происшествие из жизни обыкновенного человека.

г) Эта книга произвела на меня огромное впечатление.

Как показала практика, наибольшую трудность при обучении говорящего представляет обучение созданию самостоятельного монологического высказывания, при этом сложность возрастает при

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ >“187 “

переходе от порождения подготовленного высказывания на заданную тему и неподготовленного высказывания на заданную тему к неподготовленному высказыванию. Чтобы сформировать коммуникативные умения, мы предлагаем студентам такие виды работы, которые требуют не просто составления текста, но содержат заданные условия общения, описание речевой ситуации, естественной или устной (учебной). Приведем примеры ситуативных упражнений, используемых нами на уроках русского языка:

• Представьте себе, что вы встретились с учёным-экономистом и хотите написать о нем заметку в газету «Фановар» (рубрика «Студенческие новости»),

• Вам дано право стать на время преподавателем. Нужно составить карточку-зачет по теме: «Основные способы словообразования ».

• Представьте себе, что вы вернулись из Америки. Расскажите друзьям по группе о достопримечательностях этой страны.

Основными методами в процессе формирования коммуникативной компетенции студентов на уроках русского языка мы считаем диалог, дискуссию, дебаты. По мнению большинства исследователей, учебный диалог - это минимальное речевое единство, состоящее из парных реплик, чаще всего вопросно-ответного характера.

Практические задания, применяемые нами на занятиях по русскому языку, предполагают:

-формирование умений инициировать на реплики определенного типа, используя свойственные научному стилю формы выражения;

-развитие умений вести диалогическое общение на микромакроуровне, то есть строить мини-диалог в соответствии с заданной ситуацией и расширять их, включая в обсуждение дополнительные вопросы;

-формирование умений инициировать диалог, вступать в обсуждение проблем, употребляя стилистически адекватные средства выражения.

Таким образом, практические занятия по русскому языку, включающие специальные упражнения, ролевые и ситуативные

— |88"< НО МАИ донишгох 3

игры направлены на повышение коммуникативных умений. Метод ролевых и ситуационных игр с последующим обсуждением позволяет увидеть несколько вероятных выходов и выбрать из них наиболее подходящий, способствует расширению практического опыта, помогает внести коррекцию в собственное поведение. Преподаватели вузов должны владеть необходимым уровнем коммуникативной компетентности и активнее включать студентов в разнообразные формы самостоятельной работы и личностноориентированное общение с любыми партнерами. Формирование коммуникативной компетентности студентов позитивно влияет на профессиональный уровень будущих специалистов, их творческую самореализацию, совершенствование их деятельности, именно это необходимо будущим специалистам для адекватной ориентации во всех сферах общественной жизни. Изучение основ коммуникативной компетентности на каждой ступени непрерывного образования способствует осмыслению студентами ее значимости для профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы социально-психологической теории./Под редакцией Бодалева А.А., Сухова А.Н.-М.: Международная педагогическая академия, 2005

2. Перовская Л.А. Компетентность в общении,- М.: Изд-во МГУ, 2003

3. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.,2002

4. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 4-е изд., перераб., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005

Основы коммуникативной компетентности в подготовке будущего специалиста

Н. Раджабова

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, коммуникативная направленность, языковая культура, социальная учебная среда

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 189 “

Статья посвящена проблеме коммуникативной компетентности в подготовке будущего специалиста. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия. Автор рассматривает условия для развития коммуникативной компетентности в процессе изучения курса русского языка.

The Foundations of Communicative Competence in Training Future Specialists

N. Rajabova

Key words: communicative competence, communicative tendency, language culture, social educational milieu

The article dwells on the problem of communicative competence in training future specialist. Communicative competence is treated as the system of inner resources necessary for creating an effective communication in a definite circle of situations of interpersonal interaction. The author considers the conditions for the development of communicative competence in the process of Russian language study.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.