Научная статья на тему 'Некоторые аспекты совершенствования перечня признаков объективной стороны статьи 210 УК РФ (Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)'

Некоторые аспекты совершенствования перечня признаков объективной стороны статьи 210 УК РФ (Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
преступные сообщества / преступные организации / объективная сторона преступления / организационно-управленческие функции / высокая латентность / структурированная организованная группа / объединение организованных групп / руководитель преступного сообщества (преступной организации) / тяжкие или особо тяжкие преступления / criminal communities / criminal organizations / objective side of the crime / organizational and managerial functions / high latency / structured organized group / association of organized groups / head of a criminal community (criminal organization) / serious or especially serious crimes

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрей Валерьевич Котяжов, Елена Викторовна Кочеткова

В статье на основе анализа статистических данных ФКУ «ГИАЦ МВД России» и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации представлен авторский прогноз динамики преступной деятельности, предусмотренной ст. 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)». Обоснована необходимость изменения ряда базовых уголовно-правовых подходов к квалификации рассматриваемого преступления. В результате изучения следственно-судебной практики и практической реализации положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 года № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» авторами сделан вывод о закреплении в данном документе в качестве признаков объективной стороны преступления обнаруживаемых в действиях виновных лиц и отражающих реализацию таких организационно-управленческих функций, как: планирование, организация, материально-техническое, в том числе финансовое, обеспечение, кадровое обеспечение. В то же время преступные действия, направленные на реализацию функций: информационно-аналитической, прогнозирования, учета и контроля, не нашли своего закрепления в руководящем документе высшей судебной инстанции. В данной работе подробно рассмотрены вышеуказанные организационно-управленческие функции (информационно-аналитическая, прогнозирование, учет и контроль) в аспекте реализации объективной стороны статьи 210 УК РФ; сформулировано предложение о необходимости внесения дополнений в названное Постановление Пленума ВС РФ, что будет способствовать реализации принципа справедливости уголовного наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андрей Валерьевич Котяжов, Елена Викторовна Кочеткова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of improving the list of signs of the objective side of Article 210 of the Criminal Code of the Russian Federation (Organization of a criminal community (criminal organization) or participation in it (her)

This article presents the author's forecast of the dynamics of criminal activity provided for in Article 210 of the Criminal Code of the Russian Federation «Organization of a criminal community (criminal organization) or participation in it (her)» based on the analysis of statistical data of the Federal State Budgetary Institution «GIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia» and the Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation. The necessity of changing a number of basic criminal law approaches to the qualification of the crime in question is substantiated. As a result of studying investigative judicial practice and practical implementation of the provisions of the resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated June 10, 2010 № 12 «On judicial practice of considering criminal cases on the organization of a criminal community (criminal organization) or participation in it (her)», the authors concluded that this document establishes as signs of the objective side of the crime detected in the actions of the perpetrators, and reflecting the implementation of such organizational and managerial functions as: planning, organization, logistical, including financial support, staffing. At the same time, criminal actions aimed at implementing the functions of information and analytical, forecasting, accounting, and control have not been consolidated in the governing document of the Highest Court. In this paper, the above organizational and managerial functions (information and analytical, forecasting, accounting and control) are considered in detail, in terms of the implementation of the objective side of Article 210 of the Criminal Code of the Russian Federation, and a proposal is formulated on the need to make additions to the said Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation, which will contribute to the implementation of the principle of fairness of criminal punishment.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты совершенствования перечня признаков объективной стороны статьи 210 УК РФ (Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)»

Закон и право. 2024. № 7. С. 162-169. Law and legislation. 2024;(7):162-169.

Научная статья УДК 343.3/.7

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-162-169 EDN: https://elibrary.ru/ASAKLO

NIION: 1997-0063-7/24-379 MOSURED: 77/27-001-2024-7-579

Некоторые аспекты совершенствования перечня признаков объективной стороны статьи 210 УК РФ

(Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)

Андрей Валерьевич Котяжов1, Елена Викторовна Кочеткова2

1 2 Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского

(Первый казачий университет), Москва, Россия

1 amonitor69@mail.ru

2 kochetkova_e@mail.ru

Аннотация. В статье на основе анализа статистических данных ФКУ «ГИАЦ МВД России» и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации представлен авторский прогноз динамики преступной деятельности, предусмотренной ст. 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)». Обоснована необходимость изменения ряда базовых уголовно-правовых подходов к квалификации рассматриваемого преступления.

В результате изучения следственно-судебной практики и практической реализации положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 года № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» авторами сделан вывод о закреплении в данном документе в качестве признаков объективной стороны преступления обнаруживаемых в действиях виновных лиц и отражающих реализацию таких организационно-управленческих функций, как: планирование, организация, материально-техническое, в том числе финансовое, обеспечение, кадровое обеспечение. В то же время преступные действия, направленные на реализацию функций: информационно-аналитической, прогнозирования, учета и контроля, не нашли своего закрепления в руководящем документе высшей судебной инстанции.

В данной работе подробно рассмотрены вышеуказанные организационно-управленческие функции (информационно-аналитическая, прогнозирование, учет и контроль) в аспекте реализации объективной стороны статьи 210 УК РФ; сформулировано предложение о необходимости внесения дополнений в названное Постановление Пленума ВС РФ, что будет способствовать реализации принципа справедливости уголовного наказания.

Ключевые слова: преступные сообщества, преступные организации, объективная сторона преступления, организационно-управленческие функции, высокая латентность, структурированная организованная группа, объединение организованных групп, руководитель преступного сообщества (преступной организации), тяжкие или особо тяжкие преступления.

Для цитирования: Котяжов А.В., Кочеткова Е.В. Некоторые аспекты совершенствования перечня признаков объективной стороны статьи 210 УК РФ (Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) // Закон и право. 2024. № 7. С. 162—169. ИМ^:// doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-162-169 ББ№ https://elibrary.ru/ASAKLO

© Котяжов А.В., Кочеткова Е.В. М., 2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2024

Original article

Some aspects of improving the list of signs of the objective side of Article 210 of the Criminal Code of the Russian Federation (Organization of a criminal community (criminal organization)

or participation in it (her)

Andrey V. Kotyazhov1, Elena V. Kochetkova2

1 2 Moscow State University of Technology and Management

named after K.G. Razumovsky (the First Cossack University), Moscow, Russia

1 amonitor69@mail.ru

2 kochetkova_e@mail.ru

Abstract. This article presents the author's forecast of the dynamics of criminal activity provided for in Article 210 of the Criminal Code of the Russian Federation «Organization of a criminal community (criminal organization) or participation in it (her)» based on the analysis of statistical data of the Federal State Budgetary Institution «GIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia» and the Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation. The necessity of changing a number of basic criminal law approaches to the qualification of the crime in question is substantiated.

As a result of studying investigative judicial practice and practical implementation of the provisions of the resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated June 10, 2010 № 12 «On judicial practice of considering criminal cases on the organization of a criminal community (criminal organization) or participation in it (her)», the authors concluded that this document establishes as signs of the objective side of the crime detected in the actions of the perpetrators, and reflecting the implementation of such organizational and managerial functions as: planning, organization, logistical, including financial support, staffing. At the same time, criminal actions aimed at implementing the functions of information and analytical, forecasting, accounting, and control have not been consolidated in the governing document of the Highest Court.

In this paper, the above organizational and managerial functions (information and analytical, forecasting, accounting and control) are considered in detail, in terms of the implementation of the objective side of Article 210 of the Criminal Code of the Russian Federation, and a proposal is formulated on the need to make additions to the said Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation, which will contribute to the implementation of the principle of fairness of criminal punishment.

Keywords: criminal communities, criminal organizations, objective side of the crime, organizational and managerial functions, high latency, structured organized group, association of organized groups, head of a criminal community (criminal organization), serious or especially serious crimes.

For citation: Kotyazhov A.V., Kochetkova E.V. Some aspects of improving the list of signs of the objective side of Article 210 of the Criminal Code of the Russian Federation (Organization of a criminal community (criminal organization) or participation in it (her) // Law and legislation. 2024;(7):162—169. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-162-169 EDN: https://elibrary.ru/ASAKLO

Возникновение и разнонаправленная противоправная деятельность преступных сообществ (преступных организаций) оказывает деструктивное воздействие на социально-экономическую сферу государства, наносит колоссальный материальный ущерб и представляет реальную угрозу общественной безопасности государства.

В процессе жесткой борьбы за право контролировать прибыльные отрасли экономической деятельности и территории консолидированные организованные преступные группы вовлекают в свою деятельность представителей государственного аппарата, проникают в структуры вла-

сти и управления, вмешиваются в политические процессы. Противодействие организованной преступности является приоритетным направлением деятельности правоохранительных органов Российской Федерации [1].

В аспекте уголовно-правовых отношений конгломерат организованных групп, связанных на основе создания единого руководящего (организационно-управленческого) преступного ядра, — преступное сообщество (преступная организация) [далее — ПС (ПО)] с момента возникновения представляет собой оконченное общественно опасное деяние, предусмотренное ст. 210 УК РФ.

LAW & LEGISLATION • 07-2024

Предпринимаемые государственные меры противодействия рассматриваемым преступлениям нивелируются возвращением из мест лишения свободы и интеграцией в общество лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии (воры в законе); легализацией преступного капитала под управлением бывших членов ПС (ПО), уклонившихся от уголовной ответственности в 90-е годы прошлого века (нередко «коронованных на воле»); существованием системы воровских касс (общаков); масштабным культивированием в подростковой среде субкультуры АУЕ; демонстрацией насилия в СМИ и сети Интернет; бесконтрольным насаждением «спортивных» единоборств; рекрутингом отдельных представителей молодежи в состав соисполнителей и т.п.

В условиях высокой латентности рассматриваемых преступлений, постоянной трансформации преступных организаций, их адаптации к современным экономическим и политическим преобразованиям, замаскированного характера преступной деятельности, активного противодействия правоохранительным органам существенно сократить рассматриваемую высокоорганизованную форму преступности до настоящего времени не удалось.

По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2022 г. от общего количества рассмотренных судами уголовных дел указанной категории, по всему объему предъявленного обвинения, включая ст. 210 УК РФ, судами первой инстанции было осуждено 510 лиц (в 2021 г. — 327), оправдано 14 лиц

Несмотря на реализацию уголовно-правовых мер по внесению изменений и дополнений в ст. 210 УК РФ, практика привлечения к уголовной ответственности не показывает «прорывных» результатов.

Проведенный нами анализ данных ФКУ «ГИАЦ МВД России» за период 2017 — 2023 гг. показал, что количество преступлений, квалифицируемых по ст. 210 УК РФ, имеет стойкую тенденцию роста и достигает за рассматриваемый период 66%, при этом ежегодно от 20% до 40% таких преступлений остается нераскрытыми (см. рис.).

Так, если в 2017 г. было совершено 198 (21,4%) преступлений, предусмотренных ст. 210 УК РФ, из них раскрыто только 150 (-13,8%); в 2018 г. — 274 (+38,4%) таких преступлений, из них раскрыто — 165 (+9,3%); в 2019 г. — 269 (-1,8%), раскрыто 182 (+11%); в 2020 г. — 322 (+19,7%), раскрыто 216 (+18,7%); в 2021 г. — 290 (-9,9%), раскрыто 201 (-6,9%); в 2022 г. — 261(- 6,1%), раскрыто 186 (+2,8%); в 2023 г. было совершено 300 преступлений, квалифицированных по ст. 210 УК РФ, из них раскрыто 240 (+17,6%) [4].

(в 2021 г. — 18), прекращены уголовные дел в связи с отсутствием события либо состава преступления в отношении 1 лица (в 2021 г. — 2), прекращены по иным основаниям — в отношении 14 лиц (в 2021 г. — 39).

В первом полугодии 2023 г. было осуждено 166 лиц, прекращено уголовное преследование

Рис. Динамика совершенных и раскрытых преступлений, квалифицированных как организация преступного сообщества (преступной организации)

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2024

в отношении 3 лиц, обвиняемых в совершении преступления, предусмотренного ст. 210 УК РФ1.

Изучение состояния, уровня и динамики рассматриваемой преступности позволяет констатировать, что в ближайшем будущем следует ожидать дальнейшего увеличения количества организованных ПС (ПО), их консолидации, роста совершаемых преступлений, расширения сфер преступной деятельности, увеличения криминальной активности, в том числе с использованием финансово-кредитной и банковской систем. ПС (ПО) будут укреплять международные связи с аналогичными формированиями в государствах — членах СНГ и АТЭС.

Следует ожидать опережающего роста организованных форм совершения преступлений в общей структуре преступности и их влияния на обычную преступность, увеличения размеров причиняемого ущерба, вовлечения случайных преступников в организованные преступные сообщества.

Анализ следственной и судебной практики [3] показывает, что при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел названной категории нередко сложность вызывает установление организатора ПС (ПО), отграничение его роли от ролей иных соучастников, что отражается на результате расследования и судебного рассмотрения уголовных дел.

На основании вышеизложенного полагаем, что сегодня существует необходимость конкретизации и расширения числа признаков объективной стороны ст. 210 УК РФ.

Анализ ч. 4 ст. 35 УК РФ позволяет выделить следующие признаки ПС (ПО):

■ структурированная организованная группа или объединение организованных групп;

■ единое руководство (управленческий центр);

■ цель — получение финансовой или иной материальной выгоды в результате совершения в соучастии одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений.

В свою очередь, исходя из содержания Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. № 12 «О судебной практике рас-

1 Отчет № 1 «О работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел по первой инстанции» за 2021, 2022 гг.;

Отчет № 10.1 «О числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания» // URL: http://www.cdep.ru/

смотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» [2] можно конкретизировать следующие признаки объективной стороны ст. 210 УК РФ, а именно:

Активные преступные действия: создание и руководство ПС (ПО) и его подразделениями; координация преступных действий; создание устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами; планирование; создание условий для совершения преступлений; разграничение территорий и сфер экономики между организованными группами; участие в собраниях — сходках представителей ПС (ПО).

Категория «руководство» ПС (ПО) включает: определение противоправных целей, разработку общих планов и планирование конкретных тяжких либо особо тяжких преступлений, распределение преступных ролей, создание устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами, обеспечение средствами и орудиями преступления, разработку способов преступлений; противодействие правоохранительным органам: конспирацию преступной деятельности соучастников, налаживание коррупционных связей в органах власти и управления различного уровня, сбор компрометирующей информации на сотрудников правоохранительных органов и членов их семей для последующего шантажа и т.п.; управление преступными финансовыми активами (общаком) и др.

Руководитель ПС (ПО) принимает ключевые решения и дает указания соучастникам, в том числе по направлениям, связанным с распределением доходов, полученных от преступной деятельности, с легализацией (отмыванием) денежных средств, добытых преступным путем, с вербовкой новых участников, с внедрением членов преступного сообщества (преступной организации) в государственные, в том числе правоохранительные, органы.

В свою очередь, руководитель организованной группы, входящей в состав ПС (ПО), подлежит уголовной ответственности в качестве исполнителя за все преступления, совершенные организованной группой, если они охватывались его умыслом независимо от того, принимал ли он в их совершении непосредственное участие. Другие участники организованной группы несут ответственность в том же качестве за все преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали.

LAW & LEGISLATION • 07-2024

Как показало изучение судебно-следствен-ной практики и научных трудов [8; 5], применительно к совершаемому в рассматриваемой организационной форме мошенничеству объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 210 УК РФ, может быть реализована путем совершения следующих действий:

1) создание ПС (ПО), включающее в свое содержание: определение стратегии и схемы совершения преступных действий; разработку определенных, типовых методов и способов обмана, применение которых будет позволять участникам организованной преступной группы достигать ее основной цели — прямого получения финансовой выгоды (получения денежных средств потерпевших); определение структуры организованной преступной группы; установку обязательных для всех участников организованной преступной группы правил поведения, регламентирующих трудовую дисциплину, направленных на достижение более эффективного результата от преступной деятельности; определение схемы распределения преступного дохода, позволяющего поддерживать у непосредственных исполнителей преступлений финансовую мотивацию, зависящую напрямую от количества обманутых граждан, а также системы материального стимулирования участников организованной преступной группы и, как результат, увеличение преступного дохода; подбор соучастников, их сплочение в единую преступную команду посредством угроз, сбора компрометирующих сведений для последующего шантажа, эксплуатации низменных пороков: корыстной мотивации (жадности), приобщения к алкоголю, наркотикам; вовлечения в долги (закредитованность) и др.;

2) разработка общего плана преступной деятельности исходя из доминирующей преступной специализации: мошеннических действий и планов совершения конкретных преступлений;

3) создание самостоятельных юридических лиц и офисов, осуществляющих видимость законной коммерческой деятельности, в которых участники организованной преступной группы распределялись по группам для выездов и совершения преступлений, где они сдавали денежные средства, полученные преступным путем непосредственным руководителям; приискание лица (лиц) для регистрации в налоговом органе в качестве субъекта экономической деятельности с целью придания правдоподобности хозяйственной деятельности, а также последующего заключения договоров от его (их) имени; вовлечение в состав организованной преступной группы

доверенных лиц и лиц — непосредственных исполнителей, имеющих способности к убеждению и обману, а также преступный умысел, корыстно-низменные устремления;

4) финансирование деятельности по открытию и развитию (на первоначальном этапе) для придания правдоподобности осуществляемой преступной деятельности;

5) поиск и привлечение лиц, не осведомленных о преступном умысле, для осуществления на возмездной основе хозяйственной деятельности;

6) техническое оснащение преступной деятельности, заключающееся в приискании абонентского номера телефона для установления контакта с потенциальными потерпевшими, создание ящика электронной почты для ведения переписок с потенциальными потерпевшими, открытия расчетного счета на заранее подысканное лицо с целью получения денежных средств потерпевших;

7) открытие расчетных счетов в кредитных организациях, как правило, лицами, не осведомленными о преступном умысле, с последующим предоставлением возможности пользования указанным счетом одному из членов ПС (ПО);

8) реклама фиктивной хозяйственной деятельности в сети Интернет с целью привлечения граждан (потенциальных потерпевших) к финансовому участию в якобы выгодном проекте с вложением денежных средств в доходный бизнес и последующем получении дивидендов;

9) организация видимости производства работ (предоставления услуг) под предлогом выполнения взятых на себя обязательств;

10) непосредственная реализация преступного умысла. В рассматриваемом контексте — обман под предлогом совершения гражданско-правовой сделки, а именно, привлечения физических лиц, юридических лиц, которых необходимо консультировать по вопросам вложения денежных средств в развитие хозяйственной деятельности и предоставлять заведомо ложную информацию о результатах такой деятельности, а также о намерении выполнить взятые на себя обязательства с последующим заключением фиктивных гражданско-правовых договоров;

11) распоряжение совместно с соучастниками похищенными у граждан денежными средствами;

12) осуществление минимальных выплат (предоставление продукции) по заключенным договорам за счет денежных средств вновь привлеченных потерпевших для придания правдоподобности осуществляемой деятельности;

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2024

13) организация видимости хозяйственной деятельности под предлогом выполнения взятых на себя обязательств2.

Таким образом, в вышеуказанном Постановлении Пленума ВС РФ конкретизированы действия, входящие в содержание следующих организационно-управленческих функций:

1) планирование;

2) организация;

3) материально-техническое, в том числе финансовое, обеспечение;

4) кадровое обеспечение.

Вместе с тем «Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение» [7] не содержат такие важнейшие функции управления, как:

1) информационно-аналитическая;

2) прогнозирование;

3) учет и

4) контроль [6].

В контексте рассматриваемой тематики информационно-аналитическая функция представляет собой сбор, обработку, анализ и оценку информации в целях повышения эффективности преступного сообщества (преступной организации), включает все действия по оперированию информацией.

Информационно-аналитическая функция выражает природу управления преступным сообществом (преступной организацией), так как целенаправленное организующее воздействие основывается на информации и ее оценке. В числе других функций она как бы пронизывает стадии процесса управления.

Установление и фиксация в процессе расследования преступлений, предусмотренных ст. 210 УК РФ, действий субъекта управления по работе с информацией осуществляется по всем таким уголовным делам. Действия, составляющие названную функцию, относительно обособлены в процессе управления преступным сообществом (преступной организацией) и включают сбор,

2 См., напр., приговор Московского районного суда (г. Санкт-Петербург) № 1-972/2023 от 21.12.2023 в отношении обвиняемого А. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 210, ч. 4 ст. 159 УК РФ; Приговор № 1-787/2023 от 19.12.2023 по делу № 1-787/ 2023 в отношении обвиняемого П. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 210, ч. 3 ст. 234, ч. 3 ст. 234, ч. 3 ст. 234, ч. 3 ст. 234 УК РФ и др.

обработку, анализ и оценку информации, в том числе о «перспективных» для «крышевания» отдельных сферах экономики, промышленного производства, бытового обслуживания; существующих возможностях контрабанды стратегического сырья, запрещенных к обороту веществ и материалов, торговли оружием, незаконной банковской деятельности, в том числе легализации финансовых активов, установления коррупционных связей в органах власти и управления; расхищения бюджетных средств и др.

Значительным полем деятельности для ПС (ПО) является кредитно-банковская система, в которой распространены различные виды хищений денежных средств, в том числе с применением DDoS-атак на банковские ресурсы, использование поддельных банковских карт, легализация (отмывание) денежных средств и совершение валютных операций по переводу денежных средств, сконцентрированных у организованных преступных группировок, на счета нерезидентов (офшоры) с использованием подложных документов.

ПС (ПО) и находящиеся под их контролем организации и фирмы не ослабляют внимания и к операциям с ценными бумагами. Массовая скупка последних позволяет активно вмешиваться в процессы приватизации, акционирования, наживать крупные капиталы за счет спекулятивных сделок на вторичном рынке ценных бумаг.

О существ ление информационно - аналити -ческой функции заключается в создании системы сбора необходимой информации, а также проведении ее анализа и на этой основе оценки сложившейся ситуации.

Деятельность управленческого звена ПС (ПО) по реализации информационно-аналитической функции — это система процедур, осуществляемых субъектом (субъектами) рассматриваемого преступления и специально созданным в этих целях аппаратом управления преступной организации, представленного лицами из числа ближайшего окружения организатора (организаторов) ПС (ПО).

Анализ дает возможность указанным субъектам определить преступную цель и выбрать средства и способы ее достижения. На основе результатов анализа преступниками формулируются выводы о возможных состояниях ПС (ПО) и его структурных подразделений в будущем или путях и сроках достижения этих состояний (прогнозирование). Прогнозирование выступает в качестве ступени планирования преступных действий, выбора планового противоправного решения.

ЬАМ & LEGISLATION • 07-2024

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такие действия направлены на достижение главной цели — совершение одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений, а также создание условий для комплексной реализации функций управления.

В свою очередь, учет как функция управления — это систематический сбор сведений (данных) о статике (структуре) и динамике (изменении) функционирования ПС (ПО). Посредством учета производится обеспечение руководителя (руководителей) ПС (ПО) информацией о ходе достижения преступных целей, реализации преступных планов и т.д.

Благодаря учету создается возможность осуществлять контроль за состоянием ПС (ПО) и управления его деятельностью, повышать исполнительность и ответственность соучастников, а также вовремя вносить соответствующие коррективы в процессы управления.

Контроль со стороны руководителя (руководителей) ПС (ПО) как функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов противоправной деятельности преступной организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения преступным сообществом своих целей и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление параметров, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей, усиление обеспечения безопасности руководящего звена ПС (ПО), организация противодействия правоохранительным органам.

На основании вышеизложенного полагаем, что внесение в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 2010 г. № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» дополнений в аспекте реализации виновными лицами в качестве организационно-управленческих функций: информационно-аналитической, прогнозирования, учета и контроля позволит существенно расширить признаки объективной стороны ст. 210 УК РФ и тем самым способствовать реализации принципа справедливости уголовного наказания.

Список источников

1. Концепция общественной безопасности (утв. Президентом РФ 20.11.2013 // URL: http:// www.kremlin.ru/acts/news

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» // URL: http:// pravo.gov.ru>proxy/ips

3. Апелляционное определение (оправдательный приговор) Московского городского суда от 16.12.2019 в отношении осужденных по ст. 210 УК РФ: Лысенко Ю.С., Воробьева М.Н., Гринева Д.О., Махничева С.Н., Миловидова Н.Б., Ра О.О., Усатова М.А., Хаджибекяна Н.А., Чистова С.И. (Дело № 10-15408/2019) // https:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req= doc&base=MARB&n=2 601807&ysclid= lyfkf3jtf5 449096803#iuSt6IUm4oEfBRh11

4. Сборники ГИАЦ МВД России «Состояние преступности в Российской Федерации» за 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022, 2023 годы // URL: http: мвд.рф>reports/item

5. Кармановский М.С., Косьяненко Е.В. Проблемы законодательной регламентации уголовной ответственности преступного сообщества (преступной организации) // Тр. Академии управления МВД России. 2020. № 2 (54). С. 87-92.

6. Маркушин А.Г. Основы управления в органах внутренних дел: Учебник для вузов / А.Г. Маркушин, О.Л. Морозов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2024. 367 с.

7. О роли и значении постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации // URL: http:// vsrf.ru>files

8. Якушева Т.В. Законодательная регламентация и практика привлечения к уголовной ответственности за организацию преступного сообщества (преступной организации): Дис. ... канд. юрид. наук. М.: ВНИИ МВД России, 2016. 219 с.

References

1. The concept of public safety approved by the President of the Russian Federation on November 20, 2013 // URL: http://www.kremlin.ru/acts/news

2. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated June 10, 2010 № 12 «On the judicial practice of considering criminal cases on the organization of a criminal community (criminal organization) or participation in it (her)» // URL: http:// pravo.gov.ru>proxy/ips

3. Appeal determination (acquittal) Moscow City Court of December 16, 2019 in respect of convicts under Article 210 of the Criminal Code of the Russian Federation: Lysenko Y.S., Vorobyova M.N., Grine-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2024

va D.O., Makhnicheva S.N., Milovidova N.B., Ra O.O., Usatova M.A., Khadjibekyan N.A., Chistova S.I. (Case № 10-15408/2019) // https:// www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& base = MARB&n=2601807&ysclid=lyfkf3jtf5 449096803#iuSt6IUm4oEfBRh11

4. Collections of the GIA of the Ministry of Internal Affairs of Russia «The state of crime in the Russian Federation» for 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022, 2023 years // URL: http: mia.rf»re-ports/item

5. Karmanovsky M.S., Kosyanenko E. V. Problems of legislative regulation of criminal liability of a criminal community (criminal organization) // Proceedings of the Academy of Management of the

Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 2 (54). Pp. 87-92.

6. Markushin A. G. Fundamentals of management in internal affairs bodies: Textbook for universities / A.G. Markushin, O.L. Morozov. 4th ed., reprint and additional. M.: Yurait Publishing House, 2024. 367 p.

7. On the role and significance of the decisions of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation // URL: http:// vsrf.ru

8. Yakusheva T.V. Legislative regulation and practice of bringing to criminal responsibility for the organization of a criminal community (criminal organization): Dis. ... cand. of law. M.: Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016. 219 p.

Информация об авторах

Котяжов А. В. — кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Кочеткова Е.В. — федеральный судья, заместитель декана юридического факультета

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 09.05.2024; одобрена после рецензирования 08.06.2024; принята к публикации 14.06.2024.

Information about the authors

Kotyazhov A.V. — candidate of law, associate professor of the department of criminal law disciplines Kochetkova E.V. — federal judge, deputy dean of the faculty of law

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 09.05.2024; approved after reviewing 08.06.2024; accepted for publication 14.06.2024.

LAW & LEGISLATION • 07-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.