SCIENCE TIME
ВЛИЯНИЕ УСТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ РЕЧИ
Сулейменова Жаркынбике, Казахский национальный женский педагогический университет, г. Алматы, Казахстан
E-mail: [email protected]
Дуйсебекова Жайнагул Мураткызы, Университет Сулеймана Демиреля, г. Каскелен, Казахстан
E-mail: [email protected]
Аннотация. Устная литература казахского народа характеризуется его (народа) художественной и идеологической силой, высоким уровнем эстетики, тематическим и историческим богатством, социально-образовательным и глубоко укоренившимся содержанием. В данной работе будет рассмотрен вопрос влияния устной литературы на развитие детской речи.
Ключевые слова: устная речь, культура речи, устная литература, дети.
Устная литература - это уникальная отрасль фольклора, собрание словесных и устных литературных произведений. Фольклорная литература является одним из достояний казахского народа с древних времен. Во времена отсутствия художественного письма казахский народ имел свой собственный образ жизни, социальную позицию, экономику и профессию, знал и радость, и горе. Он создал различные стихи, сказки, пословицы, поговорки и рассказы о своем мировоззрении. Это объемное слово казахского народа называют устной литературой ученых. В то же время слово используется в науке и культуре в таком смысле, как «народное творчество», «народная поэзия», «народные сказки народа».
Казахский фольклор - это наследие многих веков, неиссякаемое сокровище. Мы знаем, что наш народ прошел, поэтому мы понимаем и величие нашего времени. Известно, что казахские пословицы или поговорки, загадки и сказки побуждают детей любить свою Родину и защищать свою страну.
Фэнтезийные сказки, героической поэмы, пословицы и поговорки, загадочные головоломки - все это широко используется в детском саду в целях обучения детей [1].
Одной из самых ярких устных традиций казахского народа является сказка, которая широко используется в быту как образовательный элемент. Наши сказки передаются из поколения в поколение. В зависимости от мастерства рассказчика,
I
»
28
1 SCIENCE TIME 1
сказки делятся на несколько видов:
- фантастические сказки;
- сказки о животных;
- сказки о жизни и традициях народа.
Сказки используются в соответствии с возрастом детей. Устные словесные выражения используются в небольших группах малого возраста (3-4 года).
Детям в возрасте 4-5 лет предоставляются простые для разрешения загадки, а во взрослой группе (5-6 лет) слушание и рассказ ведутся одновременно. Цель состоит в том, чтобы научиться рассказывать, а при рассказе другого человека привить слушателю терпение.
В устной литературе художественный набор благородных мыслей людей, известных своей оригинальностью, происходит из пословиц. Казахская пословица ведет в основном к стране, единству, человечности, достоинству.
В народных композициях загадки играют главную роль. Заложенная в загадке легкая формат насмешки оказывает большое влияние на наблюдательность, изобретательность и воображение ребенка. Жанр народных произведений, который учит ребенка говорить правильно и четко, учит его языку.
Важно использовать устную народную литературу в детском саду, чтобы развить язык ребенка, расширить его мышление [2].
О. Турманжанов, автор книги «Особенности чтения художественной литературы», напоминает нам, что чтение художественной литературы - это и веселье, и самовыражение. Художественная литература содержит широкий спектр историй, фигур, взглядов и парадигм различных типов человеческого поведения, образа жизни, того, что люди любят и что они ненавидят, что они расстроены и почему они выглядят, впитывается. Вы учитесь делать добро и воздерживаетесь от зла. Узнайте, как жить, как любить свою семью и как любить свою родину. У вас есть репутация как гражданина своей страны? Художественная литература - это большая помощь в понимании многих вещей.
В детском саду ученики должны сосредоточиться на изучении устной литературы. Есть сказки, которые можно читать, пересказывать, через которые можно учить истории, раскрывать персонажей и диалоги в сказке, передавать стихи, обсуждать спорные моменты в диалоге двух людей. Для этого требуется умение говорить хорошо. Версии казахского фольклора могут быть использованы для раскрытия идей маленьких детей, для развития их воображения, для обогащения их языка, для расширения их кругозора, для воспитания нравственности, изобретательности и труда.
Образцы устной литературы, такие, как сказки, загадки, могут быть использованы для развития мышления детей, повышения их воображения и обогащения их языка. Конечно, чтобы познакомить детей с устным творчеством, нам изначально следует определить содержание, которое нужно преподавать. Содержание материала должно быть настолько органичным, чтобы оно развивало детей.
1 SCIENCE TIME 1
Сказки имеют свою оригинальную структуру и художественные особенности. Какой бы ни была история, она будет основана на определенной идее, сюжетная линия начнется, продолжится и будет иметь свое собственное завершение. Сказка начинается легко, затем сюжетная линия становится все более сложной. Часто действия, связанные с развитием событий в произведении, сопровождаются острыми эпитетами и понятным чувством юмора. Интересная сказка всегда привлекательна, она развивает детское сознание.
Уроки сказки проводятся в классе и вне класса. Воспитательная работа планируется в соответствии с возрастом ребенка. Группа детей использует устное общение.
В группе детей слушание и говорение сказок ведутся одновременно. Цель такого решения - научить терпеливо слушать сказку.
С детства ребенок любит слушать художественные произведения. Короткие сказки и стихи они быстро учат и запоминают. Этим же дети развивают свой язык. Они восхищаются литературными героями, любят положительных персонажей и сторонятся плохих героев. С детства у младенцев развивается представление о хорошем и плохом поведении. Язык речи улучшается. А развитие языка является основой для постепенного формирования психологических процессов, таких, как восприятие и слух внутри ребенка.
Работы, которые читают до школьного возраста, в основном делятся на три
вида:
а) устные литературные версии;
б) произведения классических писателей;
в) произведения казахских писателей.
Дети этого возраста не умеют читать самостоятельно. Содержание работы быстро понимается по картинке. Часто воспитатель разговаривает с ребенком, пытается донести смысл написанного. Затем он читает работу. Взрослые дети должны быть обеспечены восприятием художественного произведения после обращения к рисунку - так будет лучше с позици образовательного процесса.
Воспитание детей - это вопрос жизни, всегда. Старый принцип -воспитание ребенка начинается с колыбели. Широкое вовлечение молодого поколения в родной язык и широкое внедрение наиболее ценного культурного наследия вызвано жизненной необходимостью. Как только независимость была достигнута и наш язык стал государственным, он открыл путь к возрождению и развитию некоторых наших благородных традиций и обычаев, утраченных в годы становления государственности. Современность - это питательная среда для сильного, духовного человека.
Использование элементов народной педагогики в детском саду в процессе формировании родного языка детей является одним из важнейших и актуальных образовательных инструментов нашего времени.
Народная педагогика - замечательный образовательный инструмент, который прошел через многие века, объединял мыслителей, гениальных
1 SCIENCE TIME 1
личностей, героев и поэтов, мастеров. Мы считаем, что основная цель нашей страны - воспитать ребенка на родном языке с помощью национальных традиций и обычаев, воспитывать маленьких детей на основе национальных традиций и культуры.
Если мы уважаем наш родной язык, необходимо заложить хороший фундамент образования с детского сада. Поэтому в детском саду необходимо проводить больше познавательных занятий, мероприятий и праздничных утренников.
Родители и воспитатели несут большую ответственность за сохранение благородного наследия наших предков, священного примера, традиций и обычаев нашего народа.
Мы надеемся, что в будущем число образованных и талантливых детей будет расти наряду с сохранением традиций, обычаев родного языка.
Литература:
1. Смагулова Ж.М. Значение устной литературы в развитии детского языка дошкольного возраста // Дошкольное образование в Казахстане. - 2015. - № 5 (59).
2. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 21-28
3. Казахская национальная энциклопедия. Алматы, 2003.
4. Уйсинбаева А.Б. Актуальность использования элементов народной педагогики в формировании родного языка ребенка // Дошкольное обучение в школе и детском саду. - 2016. - № 2. - С. 4.
»
31