УДК 398
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
© Галина Михайловна ПЕРВОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой общей педагогики и образовательных технологий, e-mail: pimno_tgu@mail.ru © Анастасия Леонидовна БОЖОК Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры общей педагогики и образовательных технологий, e-mail: pimno_tgu@mail.ru © Ирина Юрьевна КОЙВИСТОЙНЕН Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, студентка отделения социальной работы и социальной педагогики, e-mail: krokha25@mail.ru
В статье раскрывается методический потенциал использования произведений малых форм фольклора в педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Показано значение пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, шуток, песенок и других жанров устного народного творчества в формировании нравственных чувств, мышления, речи, полезных привычек, позитивного поведения детей в детском саду и в начальной школе.
Ключевые слова: фольклор малых форм; жанровое разнообразие устного народного творчества; методика восприятия произведений детьми; развивающий потенциал лапидарных жанров; воспитание средствами фольклора.
Народная мудрость, запечатленная в фольклоре, составляет непреходящее духовно-нравственное и эстетическое богатство, которое передается от старшего поколения новым гражданам нашей страны. Фольклор включает произведения, содержащие основные представления о труде, обычаях, семейных традициях, доброте, дружбе. Фольклорные произведения дают ценные знание о народе и прежде всего о человеке. Использова-
ние фольклора в детском саду, а затем на уроках в начальной школе воспитывает в детях патриотическое начало, развивает речь, делая ее более четкой, выразительной, грамотной.
Все программы воспитания в детском саду и обучения в школе включают устное творчество родного народа в детское чтение и восприятие. Методисты дошкольного воспитания (Л.Н. Елисеева, Л.М. Гурович,
Л.Е. Стрельцова и др.) составляют хрестоматии, в которых половину текстов занимают произведения устного народного творчества. В учебных книгах по литературному чтению для начальной школы обязательным является раздел устного народного творчества: «Литературное чтение» под редакцией Л.Ф. Кли-мановой, Л.А. Ефросининой, О.В. Кубасовой и других методистов, знакомит детей с жанровым разнообразием фольклора. Пословицы и поговорки, загадки и небылицы, потешные и календарные песни, игровые стихи и сказки - не менее пятнадцати жанров фольклора узнают дети от года до десяти лет.
Содержание произведений устного народного творчества прошло испытание временем, стало классикой словесного искусства. В наше время важно точно выбрать методические приемы подачи произведений детям. Это должны быть такие способы ознакомления с фольклором, чтобы они привлекли внимание, заинтересовали ребенка, живущего в развитой информационной среде. Тем более это важно, что фольклор представляется чем-то старинным, а значит устаревшим и интересным только самим педаго-гам-воспитателям.
Такие пути активизации внимания к фольклорным произведениям ищут аспиранты и студенты научного сообщества «Проблемы детской литературы и чтения», которое существует на отделении начального образования академии социальных и образовательных технологий Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина уже тридцать лет и которым руководит доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ Г.М. Первова.
Для детского сада, где дошкольники проводят весь световой день, важно подобрать репертуар, соответствующий каждому режимному моменту жизни. Собственно фольклор и создавался для сопровождения ежедневных или важнейших событий человеческой жизни, которая носила обрядовый характер. Обряд обозначал характер человеческих отношений, упорядочивал действия при выполнении каких-либо дел, выражал определенное настроение, сопровождающее событие.
Исходя из этой концепции, мы подбираем тексты фольклора и детской литературы,
чтобы они сопровождали ребенка с утра и до вечера, заносим их в альбом, заучиваем, а затем разговариваем с детьми языком этих познавательных и художественных произведений. Как все помнят, большую часть фольклора составляют лапидарные жанры. Самые маленькие тексты - в одно предложение: пословицы и поговорки, скороговорки и загадки. Песенки - чуть сложнее по композиции, но зато насыщены повторами, что также облегчает запоминание.
Приведем в пример такой праздничный день в детском саду «Эврика» г. Тамбова, он зафиксирован в пособии «Работа с книгой в детском саду» [1].
Утром воспитатель встречает еще сонных детей прибаутками: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка, что ты рано встаешь, голосисто поешь, детям спать не даешь?»; «Наши дети все проснулись, к солнышку потянулись»; «Солнышко-колоколышко, солнышко, нарядись, красное, покажись, платье алое надень - подари нам красный день!» (обработка А. Л. Барто).
Самым капризным и невеселым малышам воспитатель предлагает легкий массаж-поглаживание: «Потягунушки-порастунушки! Поперек толстунушки, а в ножки ходунушки, а в ручки хватунушки, а в роток говорок, а в голову - разумок!»
Завороженные такой ласковой встречей с утра, дошкольники становятся послушными (корень - слуш - слух) - т. е. начинают слушать голос воспитателя, прислушиваются к каждому ее распоряжению. Порядок в группе обеспечен на целый день.
На завтрак Наталия Владимировна произносит накормительную прибаутку.
Уж я Танечке пирог испеку,
Уж я девочке румяненький,
На нем корочка пшеничная,
А начиночка яичная,
А помазочка медовая,
Наша Танечка бедовая.
Ай, качи - качи - качи!
Глянь - баранки, калачи,
С пылу - жару, из печи Все румяны, горячи.
Пошел котик по дорожке,
Купил Бореньке сапожки,
Пошел котик на торжок,
Купил Боре пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил Маше булочку.
Самому ли съесть?
Или Маше снесть?
Я и сам укушу И Машульке отнесу.
После завтрака начинаются плановые занятия. У воспитателей подобраны стихи, шутки, загадки и пословицы про звуки, буквы (для обучения грамоте), про цифры, счет (для формирования математических представлений), упражнения для развития речи, природоведческих знаний об окружающем мире.
Дети считают: «Сидит белка на тележке, продает она орешки: лисичке-сестричке, воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому» - сколько покупателей вы насчитали?
Дети разучивают: «Цифра вроде буквы О - / Это ноль иль ничего... / Если ж слева, рядом с ним / Единицу примостим, / Он побольше станет весить, / Потому что это - десять».
Занятия прерываются физкультурными паузами, которые также обслуживает народная словесная поэзия:
Заинька, походи,
Серенький, походи,
Вот так, вот сяк походи,
Заинька, подбодрись,
Серенький, подбодрись,
Вот так, вот сяк, подбодрись...
«Зайчики» топают ногами, поворачиваются в разные стороны, кружатся, приседают и кланяются, все выполняют, что предлагается в игровой потешке.
Пришла пора одеваться на прогулку: «Наши детки маленьки, купили им валенки, надели на ножки, пустили по дорожке, будут деточки ходить, новы валенки носить».
На прогулке исполнялись произведения про деревья, народные приметы о погоде, игровые тексты, считалки. При этом слова потешных песен берутся из хрестоматий для дошкольников и переделываются на ходу так, чтобы включались не какие-нибудь имена, а имена воспитанников данной группы, не какие-нибудь названия, а названия тех предметов, которые актуальны для этих детей, слушающих воспитателя с широко от-
крытыми глазами. Редко увидишь такое пристальное внимание в многошумной детской аудитории, как в день погружения в устное занимательное народное слово с утра до вечера.
Но до вечера еще далеко. Гигиенические процедуры после прогулки потребовали стихов: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.»
Затем наступил обед. Надо, чтоб все было съедено, тогда и послеобеденный сон навалится на уставших дошколят. Помогает спокойная интонация уговора, знаменитая «сорока-белобока», которая раздавала кашу всем, кто трудился, а также в гости зашел.
И вот долгожданная спальная комната. Раздеваются под песенку «Люли, люли, лю-люшки, прилетели гулюшки, стали гули ворковать, наших детушек качать. Стали Таню величать, прибаюкивать, стали Ваню величать, прибаюкивать...». «Птицы спят на веточках, лисы спят на горочках, зайки спят на травушке, утки на муравушке. Детки все в кроватках, спят-поспят, всему миру спать велят».
Полдник и подвижные игры проводятся в режиме дифференцированного подхода. На закате всегда кому-то из детей неможется. Их почти хором успокаивают знакомыми стихами сами дети: «Наша Катя маленька, на ней шубка аленька, опушка бобровая, Катя чернобровая. Катя, Катя, маленька, маленька удаленька, пойди по дорожке, топни, Катя, ножкой!»; «Идет коза рогатая, идет коза бо-датая, за малыми ребятами. Ножками, ножками коза топ-топ. Глазками, глазками коза хлоп-хлоп! Кто каши не ест, молока не пьет -забодает, забодает, забодает!»
На игровой ковровой дорожке дети изображают рогатую козу, веселую белку, прыгающего зайчика, играют в стрекозу и муравья, в собирание грибов. Когда приходят родители, малыши передают им восторг от того, что они погружались в словесную художественную атмосферу весь день. Даже замечания воспитатель делала необычно, пословицами: терпение и труд все перетрут; того, что не сделает один, сделаем все вместе; вместе дружно, а врозь скучно; один в поле не воин.
Талант воспитателя детского сада как представителя речевой профессии состоит в том, чтобы умело переключаться с официально-делового стиля разговора с администратором или коллегой на разговорнохудожественный уровень речи с детьми. Тогда педагог становится близким человеком, почти родным, конечно, не на одной ступени стоящим, но таким понятным и интересным, что хочется внимать его речи, запоминать то, что он говорит. Это обеспечивает успех воспитательному процессу в целом [1].
Фольклор как устное народное творчество, передающееся из уст в уста, должен таким же образом и входить в детскую жизнь, т. е. путем рассказывания, разыгрывания, музыкального исполнения, драматизации, трудовых, плясовых и игровых действий.
Дидактически главную роль в переходе ребенка со ступени дошкольного образования в позицию младшего школьника выполняет игра. С поступлением в школу у ребенка меняется режим, появляется масса новых обязанностей в школьной и внеклассной жизни. Ему сложно перестраиваться, он напряжен, порой даже испуган. Игра является ослабляющим этот переход звеном. Игры используются на переменах: «Ручеек», «Золотые ворота», «Заинька» и др. Во время уроков используются физкультминутки и упражнения на релаксацию: «На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево - золотые маковки. По этому дереву ходит кот Баюн. Вверх идет - песню заводит, вниз идет - сказки сказывает. Кончились сказки, открывайте глазки».
В начальной школе широко используются загадки. Многие известные писатели, такие как К. Чуковский, С. Маршак, М. Яснов и другие сочиняли загадки в подражание народным. Все детские загадки разделены по темам: о животном мире, растениях, об окружающих предметах, о саде и огороде, о школьных принадлежностях: «Белая простыня / Всю землю обошла»; «Люди ждут меня, зовут, / А приду к ним - прочь бегут», «Кругом вода, / А с питьем беда». Дети успешно разгадывают метафоры, если им назвать тему или ту область действительности, где стоит искать отгадку: «Путешествуем в огород. Что там растет? Красная девица сидит в темнице, а коса зеленая на улице. Золотое решето черных зернышек полно. Сидит дед во сто
шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. Без окон, без дверей полна горница людей. (Морковь, подсолнух, лук, огурец)».
Загадка - игровой жанр (игра в отгадывание предмета), она стимулирует мыслительную деятельность ребенка, прививает вкус к умственной работе, способствует не только совершенствованию сообразительности, но и существенно расширяет представление о мире вообще. Загадка заставляет логически рассуждать, сопоставлять признаки и делать верные умозаключения. Детям нравятся загадки в любом возрасте. Использовать их можно и в детских садах для развлечения, игр, и в начальной школе для обучения на любых уроках, при изучении любой темы. Например, при изучении словаря или каких-либо букв на уроке обучения грамоте, для открытия нового знания и темы урока: «В голове она одна, / А в кармане сразу две, / В барабане целых три, / Повнимательней смотри!» (По теме «Звуки и буквы А, а» в 1 классе).
К игровым жанрам относятся скороговорки, чистоговорки и частоговорки, которые способствуют формированию и развитию правильной, четкой речи учащихся, помогают совершенствовать такое качество чтения, как беглость. Работа со скороговорками, чистоговорками и частоговорками носит характер усвоения содержания и правильного произнесения отдельных звуков и их сочетаний. Эти жанры широко используются при обучении грамоте и формировании навыка чтения. Игровыми их делает условие: произносить два-три раза подряд с постепенным ускорением.
Скороговорки и их аналоги составляют содержание упражнений по развитию речевого аппарата. Чтобы губы не ленились, мы произносим на уроке чтения скороговорку со смычными согласными: бык тупогуб, тупо-губенький бычок, у быка бела губа была тупа; или - мама мылом Машу мыла. Чтоб язык не ленился, в тренинг включают дрожащий и боковой согласные звуки (р-л): Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап.
В тамбовском диалектном говоре часто присутствует оглушение звука [г] с неправильным чередованием: [Ь] вместо [г = к], дети произносят [сн'эх] вместо [сн'эк],
[вдрух] вместо [вдрук]. Подбор слов со звуком [г] в начале, середине, конце слов и взрывное, а не фрикативное произнесение заднеязычного звука во время чтения литературных текстов, во время чтецких упражнений позволяет повысить произносительную культуру детей [2]. Хотя следует заметить, что в простодушных просторечных текстах народных сказок, как и в слове Бог, мы допускаем «хаканье», чтобы соблюсти «стиль простонародного жанра».
Величайшую ценность для обогащения образного языка младших школьников имеют пословицы и поговорки. Значительное количество пословиц примыкали к рассказу, от которого с течением времени отделились и начали существовать уже независимо. Процесс отделения пословицы от рассказа может совершаться различными путями. Обыкновенно бывает так, что сначала идет басня, сказка или рассказ, и в конце как логическое следствие или как яркий живой образ, облеченный в меткую звучную форму, приводится выражение, которому суждено впоследствии стать самостоятельной пословицей или поговоркой. Так, учащиеся читают народную сказку «Два Мороза», в которой заключительные слова «Топор лучше шубы греет» напоминают пословицу «Труд (работа) лучше шубы греет». Басня И. Крылова «Волк и ягненок» начинается пословицей «У сильного всегда бессильный виноват» и т. п.
Провести вполне определенную границу между пословицей и поговоркой трудно. Пословица связана с интересом минуты, с рядом предшествующих мыслей в разговоре, пословица на практике имеет глубокое значение как ответ на житейский вопрос, как изречение подтверждения, свидетельства, убеждения. Смысл в пословице прежде всего, красота и складность на втором месте. Последние играют главную роль в поговорке, являющейся, таким образом, видом пословицы, в котором форма приобретает перевес над содержанием. Пословица относится всякий раз к какому-нибудь конкретному факту, применяется к житейской практике, звучит как совет, поучение, философская мысль, а поговорка не столько подтверждает мысль, сколько красит, сдабривает речь, вносит в нее оживление и игривость. «Поговорка, - говорит В.И. Даль, - это окольное выражение, переносная речь, простое иносказа-
ние, обиняк, способ выражения, - но без притчи, без применения суждения; это одна первая половина пословицы. Поговорка заменяет прямую речь окольною, иногда не называет вещи, но условно, весьма явно намекает» [3].
Пословица наставляет, поучает, а поговорка характеризует лицо, явление, предмет. Поэтому суждение «март с водой, апрель с травой, май с цветами» скорее поговорка, чем пословица, как и «ради красного словца не пожалеет и родного отца». Об умном человеке поговорка «он семи пядей во лбу», о ленивом - «работает спустя рукава».
Главная функция пословиц заключается в том, что они являются источником воспитания нравственных качеств: любви к природе, Родине, труду, учат быть добрыми и отзывчивыми. Например, такие пословицы: «Один за всех и все за одного», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» - воспитывают у детей отзывчивость, дружелюбное отношение друг к другу. Учащиеся запоминают пословицы об учебном труде: «Учиться всегда пригодится», «Повторенье - мать ученья», «Делу время, потехе час»; о Родине: «Жить -Родине служить» и др.
Заучивание пословиц происходит на уроках во время обучения выразительному чтению: «Нет лучше дружка, чем родная матушка». Двухчастное построение пословицы позволяет показать повышение и понижение голоса, наличие пауз, способствует выделению логически ударных слов, эмоциональному интонированию.
Таким образом, благодаря лапидарным фольклорным жанрам дети учатся говорить правильно, четко, образно, глубже выражают свою мысль, что отражается на качестве занятий и уроков. Занимательные формы подачи фольклорных произведений способствуют развитию мышления, пространственных
представлений, воображения и воли детей. Фольклор расширяет общую осведомленность об окружающем мире, о родном крае, об образном языке.
Проблема фольклора в русской детской литературе имеет огромное теоретическое и практическое значение, заслуживает глубокого и всестороннего исследования. Особенно актуальна методика ознакомления с фольклором в раннем возрасте, когда дети не умеют читать или с трудом читают и для них
естественным является узнавание произведений «из уст в уста», передача текста по памяти и закладывание его в детскую память, надеемся, надолго.
2. Первова Г.М. Детская литература в начальных классах: пособие для учителя. Тамбов, 1999.
3. Ляцкий Е. О пословицах и поговорках. иКЬ: http://www.kostyor.ru. Загл. с экрана.
1. Первова Г.М. Работа с книгой в детском саду:
пособие для воспитателя. Тамбов, 2007. Поступила в редакцию 12.03.2012 г.
UDC 398
USE OF SMALL FOLKLORE GENRES WORKS IN TEACHING-EDUCATIONAL PROCESS Galina Mikhailova PERVOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Head of General Pedagogics and Educational Technologies Department, e-mail: pimno_tgu@mail.ru
Anastasia Lenidovna BOZHOK, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of General Pedagogics and Educational Technologies Department, e-mail: pimno_tgu@mail.ru
Irina Yuryevna KOIVISTOINEN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Student of Social Work and Social Pedagogics Department, e-mail: krokha25@mail.ru
The article reveals a methodical potential of using small pieces of folklore forms in the pedagogical process of upbringing and education of children of preschool and early school age. The significance of proverbs, riddles, tongue twisters, jokes, songs and other genres of folklore in the formation of moral feeling, thought, speech, habits, positive behavior of children in kindergarten and elementary school.
Key words: folklore of small forms; variety of genres of folklore; technique of perception of works of children; developing potential of lapidary genres; raising funds folklore.