Научная статья на тему 'Фольклор как средство развития личности младшего школьника'

Фольклор как средство развития личности младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2487
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВЕСНЫЙ ФОЛЬКЛОР / ВОЗРАСТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ / VERBAL FOLKLORE / AGE POSSIBILITIES OF ITS PERCEPTION BY YOUNGER SCHOOLCHILDREN / TECHNIQUE OF TEACHING OF FOLKLORE PRODUCTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Божок Анастасия Леонидовна

В статье раскрывается воздействие фольклорных произведений на развитие личности учащихся, на формирование мировоззрения и нравственных качеств. Показана методика работы с разными жанрами детского фольклора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLKLORE AS MEANS OF DEVELOPMENT OF PERSON OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

In article the influence of folklore products on development of the person of pupils, on formation of outlook and moral qualities is revealed. The technique of work with different genres of children's folklore is shown.

Текст научной работы на тему «Фольклор как средство развития личности младшего школьника»

The article is devoted to the work of school educational theater “SHUT”, it importance in formation of socially active personality. The main directions of school activity on art and esthetic education of growing generation are considered. The methodics of organization of co-work of pedagogues and students in educational process is revealed.

Key words: school educational theater; theater classes; socially active personality; non-traditional lessons; artistic cooperation; artistic achievements; personal growth; work with parents.

УДК 371

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

© Анастасия Леонидовна БОЖОК

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры общей педагогики и образовательных технологий;

МОУ СОШ № Зб г. Тамбова, г. Тамбов, Российская Федерация, учитель начальных классов,

e-mail: [email protected]

В статье раскрывается воздействие фольклорных произведений на развитие личности учащихся, на формирование мировоззрения и нравственных качеств. Показана методика работы с разными жанрами детского фольклора.

Ключевые слова: словесный фольклор; возрастные возможности его восприятия младшими школьниками; методика преподавания фольклорных произведений.

Младший школьный возраст не считается возрастом решающих сдвигов в развитии личности, но в этот период достаточно заметно происходит ее формирование. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка: складываются новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), ребенок включается в целую систему коллективов (общешкольный, классный, кружковый). Включение в обучение, которое предъявляет ряд серьезных требований к ученику, заставляет его подчинить свою жизнь строгой организации, регламентации и режиму. Все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении необходимой системы отношений к окружающей действительности - к другим людям, коллективу, к учению и связанным с ним обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, определяет развитие способностей. Наконец, по словам В.А. Крутецкого, «в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности» [1]. В этом процессе неоценима роль устного народного

творчества, которое входит в систему народной педагогики.

Народная педагогика выполняет важную задачу, развивая человека как социальную личность и одновременно раскрывая ее индивидуальность. Принимая народное творчество в свой внутренний мир, человек обогащается духовно, находит свое «Я» в соотношении с другими общественными функциями.

В книге «Цель и смысл жизни человека» Л.Н. Когана говорится, что «всестороннее развитие личности и становление, раскрытие ее индивидуальности - это две неразрывно связанные между собой стороны единого процесса. Всесторонность предполагает не просто участие личности в основных видах деятельности, а именно такое участие, которое в максимальной степени умножало бы богатство ее индивидуальности» [2, с. 89]. Именно учитель, любящий детей, научит их любить все вокруг, замечать прекрасное и безобразное, относиться с уважением к себе, к людям, к традициям народа. Научить этому можно с помощью фольклорных произведений, в которых заключен опыт народов, советы, мысли.

Фольклор-педагоги (Е.А. Покровский, А.М. Кальницкая, А.Н. Хлысталова) рассматривают произведения фольклора как незаменимую школу физического, умственного и нравственного воспитания. В детском фольклоре многие жанры имеют полифунк-циональный характер, сочетают в себе игровую и вербальную функции. К ним относятся детские сказки, детские песни, страшилки, считалки, скороговорки, заклички, приговоры, обрядовые песни.

Фольклор значительно совершенствует владение русским языком, речью. Пословицы, поговорки, постановки русских народных сказок формируют и расширяют словарный запас ребенка.

Особое многообразие красок произведений народной художественной культуры, яркий музыкальный язык фольклорных напевов, контрастность в характеристике сказочных героев, борьба добра и зла и многие другие достоинства фольклорных произведений дают нам основание предположить целесообразность использования фольклорного материала в процессе развития детей, формировании их сознания. Глазу дошкольника и младшего школьника еще только предстоит постепенно научиться восприятию тонких оттенков цветов и различению линий пространственных форм, а уху - превратиться в «музыкальное ухо». В начальной же стадии эстетического развития органы чувств ребенка правомерно требуют более ярких, контрастных изображений и звучаний, а также предметного восприятия, а формирование этических чувств - нравственно здоровой пищи для души.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т. е. играет полноценную роль во всестороннем развитии. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение [3, с. 61-63].

Обучение детей фольклору, на наш взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественнотворческой деятельности - музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда, т. к.

фольклор - искусство синкретическое, а не только словесное.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества [3, с. 61-63]: они влияют не только на разум, но и на чувства ребенка, а поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Использовать их можно в любой ситуации. Выполняя задание в классе, медлительным детям говорят: «Семеро одного не ждут», а когда кто-то написал неаккуратно или допустил много ошибок, можно сказать: «Поспешишь - людей насмешишь». Пословицы и поговорки встречаются при изучении различных предметов. Существует много пословиц о труде, учебе: их мы включаем в каждый урок, знакомим с ними, объясняем смысл, чтобы дети знали, в каких ситуациях можно их применить. На уроках же литературного чтения необходимо проводить дидактические игры по пословицам и поговоркам: «Назови пословицу по картинке», «Продолжи пословицу», «Кто больше назовет пословиц на какую-либо тему» и др.

Загадки знакомят ребенка «с радостью мышления», расширяют его представления о мире, направляя внимание на отдельные предметы и явления и их специфические признаки, побуждают глубже вникать в смысл словесных обозначений признаков тех или иных предметов и явлений, способствуют развитию образно-ассоциативного мышления, стимулируют воссоздающее и творческое воображение [4, с. 13-14].

Учить детей отгадывать загадки можно таким способом. На стол выставляется несколько игрушек, для каждой подобрана загадка:

«1. Идет мохнатый,

Идет бородатый,

Рожищами помахивает,

Бородищей потряхивает,

Копытами постукивает.

2. На голове красный гребешок,

Под носом красная борода,

На хвосте узоры,

На ногах шпоры.

3. Грива на шее волной,

Сзади хвост трубой,

Меж ушей челка,

На ногах щетка» [3, с. 61-63].

Дети отгадывают быстро, т. к. загадываемый предмет находится перед глазами (козлик, петух, конь). Можно развивать и творческий потенциал детей, предложить самим придумать загадку об игрушке или на заданную тему. Можно проводить игры, которые помогают углублять знания детей об окружающем мире: «Кто и что это?», «Подскажи словечко», «Что на что похоже» и т. д.

Через сказку как произведение прозы или жанр народного творчества ребенок общается с многоликим автором - народом, черпая его творческий опыт, воспринимая его мысли и чувства. С малых лет через художественное слово детям становится доступным широкое духовное общение с культурой художественного творчества [4, с. 1314]. Работа со сказкой может быть многообразной, начиная от изучения сказки и заканчивая ее инсценировкой. После изучения анималистических и волшебных сказок на выставке появляются герои этих сказок, учащиеся определяют, из какой сказки каждый герой. Очень полезна и интересна для самих ребят работа по сочинению собственных сказок. К ним можно рисовать иллюстрации и создавать целую книгу одной сказки

или сборник нескольких сказок с рисунками и текстами.

Особенность преподавания детского фольклора в школе заключается, прежде всего, в невозможности игнорировать его связь с народной педагогикой. Весьма желательны познавательные экскурсии школьников в музеи, на экспозиции, дающие возможность увидеть условия, в которых рождался русский детский фольклор, познакомиться с творчеством народа в других видах искусства и в области ремесел [5, с. 188].

1. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.

2. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.

3. Грициенко В.А. Приобщение к сказке детей старшего дошкольного возраста. Магнитогорск, 2011.

4. Пранцова Г.В. Изучение фольклора в школе. Пенза, 2002.

5. Сердюк М.А. Язык фольклора и учет его особенностей при изучении произведений устного народного творчества в начальной школе. Борисоглебск, 2004.

Поступила в редакцию 27.10.2011 г.

UDC 371

FOLKLORE AS MEANS OF DEVELOPMENT OF PERSON OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN Anastasiya Leonidovna BOZHOK, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of General Pedagogy and Educational Technologies Department; MGI Secondary School № 36 of Tambov, Tambov, Russian Federation, Teacher of Elementary School, e-mail: [email protected]

In article the influence of folklore products on development of the person of pupils, on formation of outlook and moral qualities is revealed. The technique of work with different genres of children's folklore is shown.

Key words: verbal folklore; age possibilities of its perception by younger schoolchildren; technique of teaching of folklore products.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.