МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х
Коммуникативные качества определяют отношение педагога к активному субъекту совместной деятельности, партнеру общения, которое строится по схеме: субъект-субъект.
Статусно-позиционные качества педагога отражают систему его отношения к обществу, к людям, к самому себе, к нормам, правилам, социальным и профессиональным ценностям.
Деятельностно-профессиональные качества лежат в основе мотивационной, содержательно-информационной готовности педагога к профессиональной деятельности. Они включают в себя профессиональное познание, профессиональное программирование деятельности, профессиональное отношение.
Сейчас актуализируется развитие социокультурного, интеллектуального и нравственного потенциала личности педагога, его способности осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле.
Формирование профессионально-личностных качеств студентов на занятиях по физической культуре способствует признанию и реализации уникальных возможностей, имеющихся у каждого студента.
Занятия по физической культуре представляют собой форму организации обучения, характеризующуюся определенным объемом теоретико-методических знаний, двигательных навыков и умений, направленных на формирование профессионально-личностных качеств студентов, устойчивых интересов и мотивов к занятиям физической культурой и спортом.
Основным критерием личностного развития в процессе занятий по физической культуре является физическая культура личности студента.
К основным характеристикам физической культуры личности относятся: определенный уровень двигательных умений, навыков, физического развития, физической подготовленности (все это вместе характеризуется как компоненты физического совершенства); наличие физкультурной образованности (применение знаний и умений на практике); мотивационно-ценностные ориентации, базирующиеся на знаниях, убеждениях, целевых установках; физкультурно-спортивную деятельность (с учетом разнообразной ее направленности), в основе которой лежат физическое самовоспитание и самосовершенствование личности.
Основополагающим принципом наших занятий было управление с упором на самоуправление. Это способствовало раскрытию потенциала личности студентов, создавая тем самым обстановку для совместной и самостоятельной творческой работы. Главное внимание уделялось развитию субъективных свойств личности студентов: внутренней независимости, самостоятельности, самодисциплины, самоконтроля, самопознания. Именно такой подход расширяет спектр профессиональных качеств, проявляемых педагогом в своей творческой деятельности.
© Хохлова О.А., Алешина Н.С., 2017
УДК 376.37
Якушева Вероника Владимировна
канд. пед. наук, доцент СмолГУ, Бебик Надежда Александровна студент СмолГУ, г. Смоленск, РФ E-mail: bebiknadezda@gmail.com
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К РАБОТЕ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Аннотация
В данной статье раскрыта значимость изучения устного народного творчества. Представлены
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
количественные и качественные результаты анкетирования педагогов. Приведены данные о готовности воспитателей к использованию устного народного творчества в работе.
Ключевые слова Фольклор, устное народное творчество, воспитатель, логопед.
Как часто в современном мире мы вспоминаем о традициях нашего народа? Какими нас запомнят наши внуки и правнуки? Останутся ли воспоминания о нашем современном обществе, или мы уйдём в легенды? Русская нация воплощает в себе богатую культуру слова, которая начинает забываться под влиянием западных течений. Всё больше родители не знают колыбельных, ограничиваясь одной - двумя песнями. Всё чаще стали забывать значимость пестушек и потешек. Реже читают сказки, да и вовсе меньше разговаривают с детьми, полагая, что те всё равно ничего не понимают. Веками народ вбирал в себя богатство слова и промыслов, которые помогали в трудных жизненных обстоятельствах.
Русский фольклор способствует развитию чувства долга перед Родиной, бережному отношению к природе, почитанию и уважению родителей и старших, и, конечно же, воспитанию детей. На протяжении многих столетий именно народное творчество обучало детей, начиная с первых дней жизни. К сожалению, мы стали забывать всё то, что бережно собирали и хранили наши предки. Народный материал обладает как нравоучительными, так и образовательными свойствами. Так, например, благодаря напевности колыбельных, малыш следит за интонацией и мелодикой голоса мамы, тем самым способствуя развитию фонематического восприятия и развитию темпо-ритмической структуры речи. Кроме того, «байки» учат детей плавному произношению предложений и значительно обогащают словарный запас. С помощью пословиц и поговорок ребенок расширяет свой кругозор, добавляет в речь красочность и ясность выражения мысли, делая свою речь доступной и понятной для восприятия. Кроме того, пословицы и поговорки способствуют развитию понимания переносного смысла, так как эти ёмкие выражения, как правило, представлены в иносказательном значении. Неполный образ предмета в загадке даёт возможность ребёнку активировать свой словарный запас, абстрактное мышление, опираясь на «отличительные черты», которые используются в этом жанре народного творчества.
Различные формы устного народного творчества являются тем бесценным речевым материалом, обращение к которому в процессе коррекционно-развивающей работы способствует развитию личности воспитанника. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «восприятие фольклора» является одним из направлений художественно-эстетического развития [1, С. 12].
Коррекционно - воспитательная работа будет наиболее эффективна при взаимодействии логопеда и воспитателя, так как последний должен следить за формированием навыков социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития ребёнка, и сообщать необходимую информацию логопеду, что помогает последнему выбрать программу коррекции и пути ее осуществления, опираясь на индивидуальные возможности каждого ребенка. Воспитатель принимает прямое участие в ее реализации, ведь он осуществляет обучение родному языку, расширяет словарный запас детей в процессе воспитательной деятельности и в повседневной жизни (в играх, на прогулках и т.д.). В своей работе воспитатель старается устранить пробелы в развитии детей, а также создает специальные условия для успешного усвоения детьми программного материала[2]. Актуальность и практическая значимость для теории и практики дошкольной педагогики обусловили выбор направления исследования.
Наше внимание было сфокусировано на выявлении у педагогов знаний о жанрах устного народного творчества и о возможных путях обращения к ним в процессе практической деятельности. Экспериментальное исследование было проведено в апреле 2016 года на базе МБДОУ ДС №64 «Солнечный зайчик» города Смоленска под руководством кандидата педагогических наук, доцента кафедры специальной педагогики и психологии Смоленского государственного университета В.В. Якушевой.
Эксперимент включал в себя такие виды работ, как составление анкеты, проведение опроса на её основе и анализ полученных результатов. В анкетировании принимало участие 20 педагогов. Оценка работ
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
позволила выявить уровень качественных и количественных знаний о фольклоре и особенности применения материалов народного творчества в практической деятельности.
Из 20 опрашиваемых педагогических работников образовательной организации, четверо имеют высшую категорию, общий стаж работы варьируется от 20 до 40 лет. Четырнадцать сотрудников имеют I категорию с общим стажем от 4 до 31 года. Двое сотрудников не имеют категории, однако, их общий стаж работы составляет от 2 до 7 лет. При разработке анкеты были соблюдены следующие условия, обеспечивающие получение достоверных данных: анонимность, обеспечение равнозначности внешних условий измерений, тщательный подбор вопросов анкеты.
Первый вопрос звучал как «Используете ли Вы устное народное творчество на своих занятиях?» Из 20 опрашиваемых педагогов 100% ответили положительно.
Второй вопрос «Как использование устного народного творчества влияет на речевое развитие детей?» требовал открытого ответа и был направлен на выявление личного отношения опрашиваемых специалистов касательно использования устного народного творчества в коррекционно-воспитательном процессе.
Самыми популярными ответами специалистов являются: развитие звуковой культуры речи, что составило 45% от всех ответов, и обогащение словарного запаса, что составило 40% (пример 1). Осознание скрытого смысла фольклора, формирование воображения и развитие грамматического строя речи являются самыми непопулярными ответами (15%). Интересным является то, что опрашиваемые педагоги, которые имеют высшую категорию, отметили, что использование устного народного позволяет активизировать и развивать связную речь (пример 2). В то время как специалисты, не имеющие категории, отмечают важность использования фольклора в знакомстве с жизненными ситуациями (пример 3).
Примеры:
1) «Развивает устную речь, позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетаний, развивает звуковую культуру речи, формирует интонационную выразительность, обогащает словарь».
Стаж работы: 16 лет I категория
2) «Положительно, т.к. чаще это рифмованные тексты, либо повторяющиеся высказывания, предложения; что активизирует и фонематические процессы, и связную речь ребёнка».
Стаж работы: 20 лет Высшая категория
3) «Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего города, получает первые впечатления и ней».
Стаж работы: 7 лет Без категории
Третий вопрос «Какие жанры устного народного творчества Вы знаете?» направлен на актуализацию знаний сотрудников образовательного учреждения, проходивших анкетирование. В среднем педагоги представили 11 жанров народного фольклора. Из всего жанрового многообразия народной поэзии 80% специалистов выделяют прибаутки, а 20% испытуемых не указали данный вид фольклора. Также, 75 % педагогов подчеркнули поговорки, в то время как 25% не вспомнили этот жанр народного творчества.
При ответе на следующий вопрос «Какие жанры устного народного творчества Вы используете в своей работе?» педагогические работники должны были указать те жанры фольклора, которые представляют для них практическую значимость в работе с детьми.
85% опрашиваемых педагогов ответили, что в своей работе они используют сказки, поговорки и загадки. Наряду с данными жанрами, активно используются специалистами и пословицы, что составляет 80% от всех ответов.
При ответе на пятый вопрос сотрудникам образовательной организации было необходимо определить, к какому жанру относится высказывание, и привести пример данного жанра. Специалистам
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
была предложена пословица:
«Ласточка день начинает, а соловей кончает».
Ответы были следующие:
• 55% (11 чел.) - пословица,
• 35% (7 чел.) - поговорка,
• 5% (1 чел.) - загадка,
• 5% (1 чел.) - примета.
Опираясь на образец речевого высказывания, среди 11 человек, которые правильно ответили на вопрос, только 8 человек (73%) смогли привести верный пример, остальные (27%) респондентов затруднились ответить на этот вопрос.
«За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь».
«Как аукнется, так и откликнется».
Среди опрашиваемых педагогов, которые ответили, что приведенное речевое высказывание является поговоркой, только 42% испытуемых привели её в пример и 58% специалистов оставили этот вопрос без ответа.
«Плохо лето, когда солнца нету».
«Без царя в голове».
Важно заметить: половина педагогических работников указавших, что они активно используют пословицы и поговорки в своей работе, не смогли узнать данный вид жанра.
При ответе на шестой вопрос было необходимо соотнести жанр устного народного творчества с представленным примером. Испытуемым в виде четверостиший были предложены частушка, примета, потешка и прибаутка. При анализе данных можно сказать, что 100% педагогов верно определили частушку и примету. При идентификации потешки и прибаутки большинство ответили верно (65%), однако часть опрошенных допустила ошибку (35%).
Седьмой вопрос требовал от специалистов привести собственный пример к тому жанру, который остался без пары в 6 вопросе. Это была считалка. 80% испытуемых смогли написать правильные образцы речевого высказывания, а 20% опрошенных не смогли дать правильный ответ, так как испытывали затруднения при определении этого жанра народной поэзии в предыдущем вопросе. Хочется отметить, что наблюдалось богатое разнообразие примеров данного жанра. В ответах сотрудников образовательного учреждения встречались как общеизвестные считалки (пример 1), так и современные (пример 2).
Примеры:
1) « Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела».
2) « Ехал Лунтик на тележке,
Раздавал он всем орешки.
Кому два, кому три, Дирижёром будешь ты».
Последний вопрос «Как Вы считаете, необходимо ли использовать детский фольклор в коррекционно-воспитательном процессе и с какой целью?» требовал от анкетируемых педагогов развёрнутого ответа, основанного на личном мнении.
При ответе встречались разнообразные суждения по данному вопросу. Так, например, 50% сотрудников считают, что детский фольклор необходимо использовать в коррекционно-воспитательном процессе с целью речевого развития ребенка (пример 1). Менее популярным мнением было формирование высших психических функций, что составило 35% от всех ответов (пример 2). 15% посчитали, что использование детского фольклора способствует развитию мелкой и общей моторики, развитию темпо-
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х
ритмической стороны речи и формированию фонематических процессов (пример 3).
Примеры:
1) «Использование фольклора способствует развитию лексико-грамматических средств языка, формированию произносительной стороны речи, развитию самостоятельной развёрнутой фразовой речи».
2) «Активно использую детский фольклор в организованной образовательной и дополнительной деятельности для развития всех компонентов речи, развития мелкой моторики, развития детского творчества, художественного восприятия, формировании интереса и потребности в чтении, развития памяти, внимания, мышления».
3) «Да. В целях развития эмпатии, чувства солидарности; развитие речи; развитие темпо-ритмической стороны речи и фонематических процессов».
На основе анализируемых данных можно сделать вывод, что опрашиваемые сотрудники детского сада не только знакомы с народным творчеством, но и успешно используют виды и жанры фольклора на своих занятиях. Воспитатели и логопед знакомят детей со сказками, пословицами, поговорками, используют считалки, загадки и другие жанры народной поэзии, так как жанры и виды устного народного творчества имеют большое влияние на развитие звуковой культуры речи, обогащение словарного запаса, развитие темпо-ритмической структуры речи, а также на формирование фонетико-фонематического слуха.
Таким образом, учитывая, что русское устное народное творчество помогает почувствовать красоту родного языка и воспитывает интерес к родной речи, позволяет уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности, что и характеризует воспитательную функцию фольклора, возникает необходимость разработки целенаправленной системы изучения устного народного творчества педагогами и детьми.
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: УЦ Перспектива, 2014. - 32с.
2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. - М.: Просвещение, 2013. - 187 с.
© Якушева В.В., Бебик Н.А., 2017
УДК 376.37
Якушева Вероника Владимировна
канд. пед. наук, доцент СмолГУ, Ларионова Екатерина Павловна
студент СмолГУ, г. Смоленск, РФ E-mail: larionova.katya10@yandex.ru
ИЗУЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАТРИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ
Аннотация
В данной статье рассматривается характеристика дисграфических проявлений у младших школьников с симптомокомплексом дизартрии на основе анализа образцов их письменных работ. Выявлены ведущие формы дисграфии и приведены специфические ошибки, проявившиеся у данной категории детей на письме. А также представлен перечень особенностей графомоторных навыков исследуемых школьников.