Научная статья на тему 'Роль устного народного творчества в духовно-нравственном развитии личности ребенка'

Роль устного народного творчества в духовно-нравственном развитии личности ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / ПОТЕШКИ / ЗАГАДКИ / СЧИТАЛКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородина И. П.

В статье рассматривается нравственный потенциал устного народного творчества и его влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бородина И. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль устного народного творчества в духовно-нравственном развитии личности ребенка»

РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

© Бородина И.П.*

Средняя общеобразовательная школа № 2 Наримановского района,

г. Астрахань

В статье рассматривается нравственный потенциал устного народного творчества и его влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова фольклор, потешки, загадки, считалки.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ушинский К.Д. отметил: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития» [10, с. 28]. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей - главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Формирование основ моральных качеств начинается в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.

Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключена суть решения любых конфликтов. Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь в процессе общения со взрослыми, усваивая нравственные нормы. Мы сами, наш пример, нравственный аспект в жизни взрослых и вся окружающая действительность учит этому. А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным? Этот путь лежит через художественную литературу. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни, своего народа являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки, былины. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают

* Воспитатель.

задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка. Используя в работе с детьми устное народное творчество, создаются уникальные условия для развития речи, мышления, мотивации, накопления положительного опыта в межличностных отношениях. Многие педагоги, психологи (В.Г. Белинский, М.К. Боголюбская, Е.Н. Водовозова, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьёва, В.Н. Сорока-Росинский, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др.), фольклористы (В.Ф. Аникин, А.Ф. Афанасьев, М.А. Булатов, М. Забылин, О.И. Капица, Ю.Г. Круглое, Э.В. Померанцева, В.Я. Пропп, И.П. Сахаров, И.М. Снегирев, П.В. Шейн и др.) определили важное значение словесного творчества народа в жизни человека. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Сила фольклора, как средство эстетического и нравственного воспитания в семье и обществе заключается в том, что произведения фольклора своим содержанием учат детей различать добро и зло. Слушая частушки, колыбельные песни, пословицы, сказки, былины, ребенок формирует систему нравственных представлений. Русские народные сказки, былины, песни, пословицы, поговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни и кладезь яркого богатства языка. Слушая частушки, колыбельные песни, пословицы, сказки, былины, ребенок самостоятельно делает выводы о своем поведении, стараясь избежать ошибки героев фольклорных произведений. Разберем основные формы фольклора в раннем детском возрасте.

Потешка, вводит ребенка в мир, учит его жить, помогает вызвать у него положительные эмоции. Потешки используются практически во всех режимных моментах. Так во время умывания может использоваться потешка «Водичка-водичка», во время причесывания «Расти коса до пояса». Во время обучению отгадыванию загадок можно использовать метод, который предлагает Е.И. Тихеева.

Загадки - полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, в разоблачении того, что спрятано и скрыто. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения, что развивает мышление, пытливость, наблюдательность. Гавриш Н. было установлено, что дошкольникам значительно труднее отгадывать метафорические загадки, нежели описательные. Некоторые дети не понимают образного строя языка загадок и не адекватно интерпретируют метафоры. В большинстве случаев у детей возникают ассоциации на какое-то одно слово. Например, в загадке про облако на слово «белый» - «Это белые медведи», «Лебедь, потому что белый»; в загадке о лисе - ассоциация на слова «нет ни дыма, ни пожара» -«Пожарная машина», «Пожарники, потому что они пожар тушат, и нет ни дыма, ни пожара». Учитывая конкретный и образный характер мышления детей, можно использовать загадки с признаками предмета (цвет, форма, размер,

Теория и методика обучения и воспитания

55

назначение). Во время обучению отгадыванию загадок можно использовать метод, который предлагает Е.И. Тихеева. Суть данного метода состоит в опоре на чувственный опыт и зрительные образы. Прежде чем загадывать загадку можно на стол выставить предметы, о которых будет загадываться загадка. Дети быстро отгадывают загадки, когда предмет находится перед глазами. Такое метод не сложен для детей даже самого раннего возраста и полезен тем, что раскрывает особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли, показывают такие стороны явлений, которые часто остаются незамеченными. Предметность, конкретность загадок делают ее отличным приемом дидактического воздействия на ум.

Кудрявцева Е. выявила некоторые причины ошибок при отгадывании загадок детьми, хотя старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями: невнимательно слушают текст загадки; не запоминают полностью содержание загадки; полностью или частично не понимают текст загадки; при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке, не имеют достаточных знаний о загаданном; не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке [5, с. 23]. Но при целенаправленной работе с детьми старшие дошкольники способны отгадывать загадки как с точно названными признаками, так и с зашифрованными. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества.

Считалки - это придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым, благородным.

В развитии речи детей дошкольного возраста большое значение имеют и сказки. Они приобщают к культуре народа, знакомят с обычаями и укладом жизни, богатством родного языка. Сказки формируют характер ребенка. Они развивают мышление, речь, творческую фантазию, художественный вкус. Учат преодолевать трудности, вызывают стремлением быть добрым, честным, храбрым, справедливым. Чтение сказок всегда доставляет детям большую радость.

Каждый народ привносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Россия - родина для многих. Но для того, что бы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Поэтому задача приобщения детей к духовной культуре своего народа является важнейшей в дошкольном детстве.

Список литературы:

1. Аполлонов Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание. - 1992. - № 5.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник. - М.: Академия, 1999. - 168 с.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Психологический очерк: Книга для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991.

4. Гавриш Н. Использование малык фольклорных форм // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 9. - С. 16-22.

5. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни маленьких детей // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 11. - С. 21-25.

6. Жигулев В. О воспитательной роли пословиц и поговорок // Дошкольное воспитание. - 1970. - № 4.

7. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Дошкольное воспитание. - 1948. - № 9. - С. 34-41.

8. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадытать загадки. - М., 1985.

9. Рендакова Е.М. Использование методик для развития речи младших школьников // Начальная школа. - 2000. - № 11. - С. 34-37.

10. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд. Института психотерапии, 2001. - 240 с.

11. Формирование речевой деятельности младших школьников на основе дидактического материала К.Д. Ушинского // Начальная школа. - 2001. -№ 10. - С. 27-31.

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

© Бушуева Л.Ю.*

Открыггая (сменная) общеобразовательная школа № 6, г. Астрахань

В статье рассматриваются актуальные вопросы изучения литературы в школе через личностно-ценностное осмысление школьниками содержания литературных произведений. Ищутся точки соприкосновения ценностей художественной литературы с жизненным опытом ребенка.

Ключевые слова гуманистическая картина мира, базовые культурные ценности, индивидуальные особенности восприятия литературного произведения.

Чтение - это одно из главнык умений человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. В настоящее время в школьной практике повсеместно наблюдается спад интереса учащихся к чтению, который проявляется в нежелании читать книги во внеурочное время, в равнодушии, а порой и в отрицательном отношении к урокам литературы. Существует

* Учитель русского языка и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.