Научная статья на тему 'Фольклор как способ развития речи умственно отсталых детей'

Фольклор как способ развития речи умственно отсталых детей Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
937
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кочетова Л. М.

В статье анализируются особенности детей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями. Раскрывается коррекционно-развивающее значение использования малых форм фольклора для развития речи детей с интеллектуальными проблемами. Представляется авторское понимание механизма эффективности использования фольклора в работе с детьми данной категории. Даны рекомендации по использованию фольклорных форм в образовательном и воспитательных процессах (на занятиях и в повседневной жизни).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фольклор как способ развития речи умственно отсталых детей»

проведенного исследования Н.И. Гуткиной был выделен особый вид рефлексии - личностная рефлексия, одним из феноменов которой являются рефлексивные ожидания, т.е. представления о том, что о нем думают люди, составляющие круг его общения. Выделяя особенности личностной рефлексии на разных этапах развития, Н.И. Гуткина считает, что в подростковом и юношеском возрастах на первое место выдвигается анализ черт своего характера, а также особенностей своего поведения и взаимоотношений с другими людьми. Любое развитие личности происходит через рефлексию, самоанализ и благодаря рефлексии. Целенаправленное самоконструирование начинается, преимущественно, с осознания определенных проблем, стремления разобраться в своем поведении, структуре личностных черт и т.п. в связи с реальными или мнимыми социальными помыслами. Рефлексивные свойства личности обеспечивают ее целостность и именно они обеспечивают превращение индивида в субъекта, проявляющего творческую активность в построении своей личности. Такое конструирование может быть направлено как на социально-желательные, так и асоциальные паттерны.

Список литературы:

1. Гмурман В.Е. Введение достижений педагогики в практикум школы. - М, 1981.

2. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М., 1990.

3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М., 2004.

4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997.

5. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. - М., 1991.

ФОЛЬКЛОР КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ © Кочетова Л.М.*

Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Южное Бутово»,

г. Москва

В статье анализируются особенности детей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями. Раскрывается коррекционно-развивающее значение использования малых форм фольклора для развития речи детей с интеллектуальными проблемами. Представляется авторское понимание

* Воспитатель, Почётный работник общего образования РФ.

механизма эффективности использования фольклора в работе с детьми данной категории. Даны рекомендации по использованию фольклорных форм в образовательном и воспитательных процессах (на занятиях и в повседневной жизни).

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме помощи детям с ограниченными возможностями. Для детей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями, помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта, являются также грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы [4, с. 5].

Внимание у таких детей всегда не устойчиво. Дети легко отвлекаются, им свойственно крайне слабое произвольное внимание.

Особенно у детей с недостатками развития нарушено мышление. Ребёнок затрудняется делать элементарное обобщение, очень узко воспринимает то, о чём ему рассказывают.

Нарушение мышления у ребёнка непосредственно сказывается на владении речью. В младшем возрасте умственно отсталые дети с большим трудом понимают чужую речь, в лучшем случае улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к его потребностям. Собственная речь у детей с отклонениями либо отсутствует, либо формируется с большим запозданием: многие из них начинают произносить отдельные слова в 5-6 лет. Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами, отдельными звуками, особыми словами, в которые они вкладывают определённый смысл [4, с. 6]. Обращается внимание на скудность, дефектность речи умственно отсталых детей. Они пользуются отдельными многозначными искажёнными аналогами слов, часто звукоподражательными плана: собака, коза, корова и баран - «ава»; машина, корабль, велосипед -«ту-ту», «би-би»; есть, пить, откусывать - «ам»; упасть, сесть, лечь - «па» [1, с. 6,7]. Вместо слов произносят отдельные звукоподражательные комплексы («му-му», «ав», «ту-ту») Фразовая речь представлена однословными и двухсловными предложениями. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Их высказывания отличаются крайней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самых простых своих желаний и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Имея в запасе небольшое количество слов часто повторяют их.

В методике обучения родному языку приняты две основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни. Речь детей, с тяжелыми нарушениями в развитии, формируется в процессе разнообразной деятельности [1, с. 4]. Играя, общаясь со сверстниками, они активно пользуются мимикой, жестами. Но если в эти моменты педагог не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено. Для того чтобы научить детей данной категории правильно произносить слова и правильно их упот-

реблять, уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания, в системе проводим специальные коррекционные занятия по развитию речи.

Для плодотворного общения воспитателя и ребёнка с умственной отсталостью очень важно установление добрых и доверительных взаимоотношений эмоционального контакта. Обучение речи, как средству коммуникации, заключается в формировании умения общаться с взрослыми и сверстниками. Развитие речи осуществляется поэтапно. Работу над лексической стороной речи на занятиях начинаем с формирования умения понимать значение слова, соотносить его с конкретным предметом, затем с действием. В процессе обучения словарный запас детей обогащается словами разной степени общности и разных категорий. Одновременно с лексической решается задача синтаксическая. У воспитанников формируется фразовая речь. Детей учим высказываться предложением, обучаем вопросно-ответной речи, связному высказыванию с помощью взрослого.

В ходе работы рассматриваем народное творчество - фольклор, как один из способов коррекции связанной речи детей с тяжелыми нарушениями в развитии. Фольклор - народное творчество, произведения создаваемые народом и бытующие в нём. Он является источником литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека, играет важную роль в обучении и воспитании. Поэтому одним из направлений для приобщения детей с умственной отсталостью к человеческой культуре мы выбираем знакомство с малым фольклорным жанром.

Малый фольклорный жанр - это миниатюрные произведения, созданные для детей - песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, кричалки, загадки [3, с. 3]. Именно они развивают и поддерживают в детях радостные эмоции, формируют речевые навыки, нравственно-эстетические и художественно-эстетические качества. В результате коррекционной работы развивается эмоциональная сфера ребенка [1, с. 9]. Все элементы народной педагогики взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга, глубоко работая в каком-то одном направлении воспитания. Сказки, пословицы, поговорки больше проявляются в нравственном воспитании; загадки развивают мышление, песни, пляски подходят для эстетического воспитания, а игры, забавы - для физического воспитания.

Слушание сказок, потешек, загадок приносит детям радость и эстетическое наслаждение. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка. Мир сказки чудесен, он уникален и не повторим по своим возможностям. Сказки для детей просты. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки: в сказку можно поиграть («Репка», «Маша и медведь»). В результате у ребёнка формируется представление о том, что хорошо, что плохо. Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения. Это позволяет воспитаннику обогатить пассивный и активный словарь, способствует развитию мыслительной деятельности.

Под текст потешек дети с удовольствием умываются («Водичка, водичка», «Из колодца принесла курица водицы») [3, с. 59], засыпают («Баю, баю, баиньки», «На сон грядущий») [3, с. 7], обедают («Умница Катенька») [3, с. 10], одеваются («Наша Маша маленька») [3, с. 13] занимаются различными делами. Песенки, потешки вызывают желание повторить слова, движения за взрослым («Серенький козлик») [3, с. 30], участвовать в общих играх. Многие потешки можно разыгрывать с помощью игрушек: уложить куклу спать. Детей завораживает напевность слов («Ой люли, люли, люли»). Потешка поможет ребёнку запомнить чсти суток ночь-утро («Ночь прошла») [3, с. 42]. С помощью потешек можно успокоить плачущего ребёнка («Не плачь, не плачь детка») [3, с. 14].

Проблема развития речи умственно отсталых детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, воспитанники учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику [2, с. 6]. Отгадывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности детей с тяжелой умственной отсталостью.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова [2, с. 10]. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства («А качи-ка-чи-качи», «Баю-баюшки-баю») [3, с. 43]. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей с ограниченными возможностями. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не, просто кот, а «ко-тенька», «коток», «котик», «котя» [2, с. 9]. К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Народные песенки, потешки («Два весёлых гуся») [3, с. 78] представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей. Например: при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, можно использовать, потешку про «заиньку» (однокоренные слова « зайка - заинька, серенький - серый») [3, с. 4]. С их помощью развивается фонематический слух, так как используются звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка и его лаконичность, приобщение именно к такой форме изложения собственных мыслей способствует формированию образности речи, словесному творчеству детей.

Актуальной задачей речевого развития детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью является и выработка дикции. Известно, что у них еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым присуще: излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствовать их дикцию.

Незаменимым материалом для дикционных упражнений пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад» [3, с. 10].

Итак, потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Среди творческих игр особенной любовью пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления [3, с. 3]. Участвуя в театрализованных играх («Теремок»), дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка. Как подсказывает опыт, театрализованная деятельность не только оптимизирует коррекционно-развивающий процесс, но и знакомит с жанрами речи, прививает любовь к слову родного языка, воспитывает культуру речевого общения, формирует соответствующие умение и навыки.

Для полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора, мы применяем их в режимных моментах с целью создания бла-

гоприятной речевой среды, т.к. это одно из условий речевого развития детей. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей с речевой отсталостью можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Список литературы:

1. Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 2007.

2. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. - М., «Школьная Пресса», 2010.

3. Яковлева Н.Н. Использование Фольклора в развитии дошкольника. -СПб., «Детство-Пресс», 2011.

4. Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития. - М., 2006.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СНИЖЕНИЮ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА © Мамедова Л.В.*, Форис И.А.Ф

Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри Республиканский дом инвалидов для умственно отсталых детей,

г. Нерюнгри

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с детской агрессивностью и ее профилактикой. Для определения уровня детской агрессии предлагается программа психолого-педагогической диагностики, включающая известные методики. Также описываются методы и приемы по снижению агрессии у детей с нарушением интеллекта посредством интерактивной среды темной сенсорной комнаты. Приводятся полученные результаты в ходе диагностирования детей.

Психологи, педагоги, медики, изучающие детей с нарушением интеллекта, отмечают, что у них значительно ослаблены социальные возможности личности, низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезаптивны-ми формами взаимодействия - отчуждением, избеганием, агрессией или кон-

* Заведующая кафедрой Педагогики и методики начального образования ТИ(ф)СВФУ, кандидат педагогических наук, доцент.

* Воспитатель ГКУ РС(Я) РДДИ, студент кафедры Педагогики и методики начального образования ТИ(ф)СВФУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.