Дневниковые записи, письма отца Казибега, рассказ Авада-на также вводят читателя в готическое пространство, леденящее душу. Видение Бегова, в котором черные орлы долетают до солнца и, раздробив его, уносят куски небесного светила, также становится сюжетообразующим, а точнее сюжетосопровождающим готическим элементом. Такую же цель носит и сон несчастной Селваны. В нем Солнце оказывается в руках нечестивца Мифтя-ха, который избивает его кнутом, топчет ногами. А оно, не выдержав натиска, впадает в грязную трясину, и над миром нависает вечная тьма. Мотивы света и тьмы, добра и зла также являются характерными для готики элементами.
По мере нарастания конфликта повествователь медленно, но уверенно «спускается с небес на землю», показывая негативные стороны жизни «идеального пространства с его идеальными обитателями». Любая утопическая идея оборачивается, или же, скорее всего, разоблачается антиутопией. Вопрос об утопии и антиутопии больше всего касается социальных норм, поведения, морально-нравственных ценностей [5]. Сама жизнь - противостояние между утопией и антиутопией, которое каждый воспринимает по-своему, исходя из собственных ориентиров и ценностей. Всякая современная антиутопия вначале представляется утопической идеей, которая по мере развития трансформируется в антиутопию.
Роман Агаева «Расколотое солнце» является предупреждением, с одной стороны, о грядущих в скором времени проблемах, а с другой - открывает глаза на существующие негативные стороны «идеального» государства, что в полной мере должно реализоваться и реализуется в антиутопии. Даже «онейроидные» элементы, представленные психологическими этюдами в виде снов и видений, а также «экскурсы» во внутреннее состояние героев можно истолковать как предупреждение о социально-политической угрозе, нависшей над великим народом, некогда поборовшим пороки человеческой цивилизации.
Еще одна характерная черта антиутопии, обнаруживаемая в психологическом романе «Расколотое солнце», - видение и понимание Агаевым приоритета вечной и естественной жизни, которая заключена в образе Солнца - свидетеля и созерцателя человеческих судеб.
В рамках романного повествования происходит неизбежное столкновение идеи об утопической мечте с жестокими проявлениями реальности. Причиной всему является человек, его систе-
Библиографический список
ма духовно-нравственных ценностей, которыми он эгоистично управляет для достижения своих целей. Уделяя много внимания внутреннему миру человека, автор порой оставляет за «бортом» проблемы социально-политического характера.
Своего апогея, особого накала антиутопия достигает в шестой главе, посвященной народным волнениям в рамках идеального общества «Города Солнца» и соответствующих сельских поселений. Это единственная глава, где «главным» действующим героем становится «рядовой обыватель» Города Солнца. Исчезают на время главные герои, их проблемы, переживания, быт. Кстати, из поля зрения исчезает и само Солнце, предоставляя возможность высказаться безмолвному, морозному зимнему дню. Столь же холодна, как зима в горах, и пространственная атмосфера романного повествования. Общество «Солнечного города» охвачено хаосом, исчезают веками хранимые традиционные ценности, люди готовы «перегрызть» друг другу глотки. Начинаются волнения в молодежной среде, между жителями девяти «солнечных» сел устанавливается вражда, в порыве гнева они рубят сады друг друга. Грабежи и избиения входят в привычный уклад жизни общества «Солнечного города». Читателю понятно (хотя об этом и не говорится), что за всеми этими бесчинствами стоит не кто иной, как Бегов, который решил отомстить Салеху, Гамиду и Масану за порочащие его отца материалы. Завершается глава «картинами» холодных зимних дней, когда посредством громких звуков холодного оружия с гор спускаются снежные лавины, подводя всю живность под суд могущественных природных сил. Народные волнения «показывают» истинную картину жизни «Солнечного города». Писатель делает пророческий прогноз, предвидя появление частной собственности, экстремизма и прочих пороков антисоциального государства.
В романе нет ни победителей, ни побежденных. Все герои находятся в трясине жестких волнений и раздробленных душ, из которой они не могут выйти. А если и выйдут, как, например, главный герой, то не смогут обрести полноценную гармонию с самими собой и окружающим миром.
Таким образом, Ахед Агаев, долгое время творивший в духе господствующего соцреализма, предстал в новом амплуа, показав новаторскую работу с неожиданным поворотом событий в романе «Расколотое солнце». «Перестроечная» эпоха стала благоприятным фоном для презентации эстетико-философского мастерства талантливого художника.
1. Агаев А.Г. Расколотое солнце. Махачкала, 1993. На лезг. яз.
2. Гашаров Г.Г. История лезгинской литературы. Махачкала, 2011.
3. Агаев А.Г. Лезгины. Махачкала, 1961.
4. Руденко А.М., Самыгин С.И., Положенкова Е.Ю. Философия. Москва, 2013.
5. Любимова А.Ф. Жанр антиутопии в ХХ веке: содержательные и поэтологические аспекты. Пермь, 2001. References
1. Agaev A.G. Raskolotoe solnce. Mahachkala, 1993. Na lezg. yaz.
2. Gasharov G.G. Istoriya lezginskoj literatury. Mahachkala, 2011.
3. Agaev A.G. Lezginy. Mahachkala, 1961.
4. Rudenko A.M., Samygin S.I., Polozhenkova E.Yu. Filosofiya. Moskva, 2013.
5. Lyubimova A.F. Zhanr antiutopii v ХХ veke: soderzhatel'nye i po'etologicheskie aspekty. Perm', 2001.
Статья поступила в редакцию 27.06.18
УДК 373.2:398(=512.157)
Alexeeva S.N., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk,
Russia), E-mail: [email protected]
Antipina U.D., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk,
Russia), E-mail: [email protected]
Dmitrieva O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk,
Russia), E-mail: [email protected]
THE INFLUENCE OF FOLKLORE ON THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN (WITH REGARDS TO ALGYS OF THE YAKUTS). In the modern world of constant political and social changes, the number of anxious parents and children is increasing, the characteristic feature of which is uncertainty in the future, emotional instability, anxiety, reduced adaptability to changes. Therefore, the problem of timely correction of anxiety at an early stage of personality development is very relevant. The unity of man with nature through the images of oral folk art brings harmony to the life of a preschooler psychoemotional development. Folklore has a great cognitive and educational value in the formation of the personality of preschool children, as it promotes the development of creative thinking, enriches the speech of children, gives excellent samples of the native language, imitation of which allows the child not only to successfully master them, but to adapt adequately in society. The study of the prospects for the use of oral folk art for the psychosomatic development of preschool children is undoubtedly important. Analysis of the results of psychological testing
shows that the level of anxiety in girls is average - 49.8%, in boys - 53.9%. Self-esteem is inadequately inflated in girls, adequate and understated in boys. The use of works of oral folk art (certain types of algys) leads to a decrease in anxiety and increase the self-esteem of the child of preschool age.
Key words: pathology, children, anxiety, self-esteem, algys, oral folk art.
С.Н. Алексеева, канд. мед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,
Е-mail: [email protected]
У.Д. Антипина, канд. мед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,
Е-mail: [email protected]
О.Н. Дмитриева, канд. фил. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова,
г. Якутск, Е-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ АЛГЫСА ЯКУТОВ)
В современном мире - в мире постоянных политических и социальных перемен увеличивается число тревожных родителей и детей, характерной чертой которых является неуверенность в завтрашнем дне, эмоциональная неустойчивость, беспокойство, пониженная адаптивность к изменениям. Поэтому проблема своевременной коррекции тревожности на раннем этапе становления личности является весьма актуальной. Единение человека с природой через образы устного народного творчества привносят в жизнь дошкольника гармоничность психоэмоционального развития. Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности детей дошкольного возраста, так как способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы родного языка, подражание которым позволяет ребёнку не только успешнее овладевать им, но адекватно адаптироваться в социуме. Изучение перспективы применения устного народного творчества на психосоматическое развитие детей дошкольного возраста, несомненно, важно. Анализ результатов психологического тестирования показывает, что уровень тревожности у девочек средний - 49,8%, у мальчиков высокий - 53,9%. Самооценка неадекватно завышена у девочек, адекватная и заниженная у мальчиков. Использование произведений устного народного творчества (определенных видов алгыса) ведет к снижению тревожности и повышению самооценки ребёнка дошкольного возраста.
Ключевые слова: патология, дети, тревожность, самооценка, алгыс, устное народное творчество.
Введение
Актуальность данного исследования заключается в том, что использование произведений обрядовой поэзии якутов - алгы-сов на развитие детей недостаточно изучено. Первые тексты якутских алгысов были собраны в первой половине XVIII века исследователями истории и этнографии якутов и политссыль-ными, далее представителями якутской интеллигенции А.Е. Ку-лаковским, Г. В. Ксенофонтовым и местными исследователями С.И. Боло, Г.М. Васильевым, Х.И. Константиновым, А.А. Саввиным, ГУ Эргисом. Как один из жанров якутского фольклора ал-гысы были изучены Н.Е. Петровым, В.А. Кондаковым. Жанровая специфика, особенности поэтики и стиля алгыса якутов были исследованы О.Н. Дмитриевой и Л.С. Ефимовой. В настоящее время одним из актуальных задач представляется изучение влияния алгыса на развитие детей дошкольного возраста. Применение благопожеланий-алгысов в повседневной жизни будет способствовать формированию пространственно-временных представлений, развитию фантазии, расширению кругозора, повысит уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей в дошкольном возрасте. Через произведения обрядовой поэзии ребёнок усваивает красоту, лаконичность родного языка, приобщается к культуре своего народа. Использование произведений обрядовой поэзии якутов - алгысов создает благоприятные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношения, что будет опорой для адаптации в социуме.
Термином алгыс в якутском фольклоре обозначаются различные виды произведений обрядовой поэзии - пожелания, благословения или заклинания, гимны, посвятительные песнопения, исполняемые при проведении обрядов. Передаваясь из поколения в поколение, алгысы сохранили в себе наиболее древние образцы языка, мифологические представления и поэтические традиции народа. Отражая народную философию, бесценные свидетельства народного мировосприятия, взгляды предков на природу и попытки воздействовать на нее силой слова, алгысы играют важную роль в жизни якутов. В них утверждается принятая система ценностей, поддерживаются и санкционируютсяо-пределенные нормы поведения. Главное их назначение состоит в том, что они устанавливают и поддерживают гармонию между природой и человеком.
Одним из основных проблем нарушения здоровья человека является увеличение количества детей, развивающихся дисгармонично и имеющих болезни, как правило, в основе которых лежат психосоматические нарушения. В пренатальном периоде
развития на плод действуют множество факторов, влияющих на здоровье - такие как: генетическая предрасположенность, физическое и психическое здоровье родителей, тератогенные и экологические факторы. В постнатальном периоде большую роль в развитии ребёнка имеет значение психоэмоциональная связь с матерью, становление нервной, эндокринной систем и личностный рост. В этот период актуальным является своевременное проведение диспансеризации детей согласно приказу МЗ РФ № 514-Н от 10.08.17 г., вступившего в силу с 1 января 2018 года, при котором выявляются дети с патологией.
Своевременно проведенная ранняя диагностика уровня тревожности и самооценки ребёнка и коррекция психосоматических отклонений с помощью устного народного творчества (бла-гопожелания-алгыс) позволит детям гармонично развиваться как физически, так и психически, но и адекватно адаптироваться в социуме.
Целью данного исследования явилось изучение перспективы применения произведения обрядовой поэзии якутов - алгысов на психосоматическое развитие детей дошкольного возрас-
Для исследования данной проблемы поставлены следующие задачи:
1. Определить уровень тревожности и самооценки детей дошкольного возраста.
2. Изучить разновидность алгысов для дифференцированного применения у детей.
3. Расширить знания детей об окружающей действительности, развивать умения, тонко чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка.
4. Развить творческие, познавательные и коммуникативные способности детей на основе алгысов якутов.
Материалы и методы исследования
Исследование проведено на базе Северо-Восточного федерального университета у воспитанников детского сада № 51 «Кэскил» имени Е.Г. Корниловой г. Якутска в возрасте 5 - 6 лет. Выбор детского сада под экспериментальную площадку объясняется тем, что это единственный в городе якутский детский сад.
На данном этапе исследования использованы: 1. Психологические тесты на выявление индекса тревожности (тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) методика проективной диагностики детей - «Выбери нужное лицо» и исследование параметров самооценки с помощью методики «Лесенка». Также при проведении тестовых заданий учтены личностные качества детей, рекомендации педагога - воспитателя и медицинского работника; 2. Словесные (беседы, объяснение, рассказ, чтение);
3. Наглядные (иллюстрации, аудио носители, тексты алгысов, мультимедийные средства); 4. Дифференцированный подбор текстов алгысов для коррекции психосоматических отклонений.
Результаты исследования
Тревога - неосознанное выражение ощущения неопределенности или трудноопределимого предчувствия, характеризуется подсознательной мобилизацией психических сил организма на преодоление потенциально опасной ситуации. Она представляет собой комбинацию нескольких эмоций - страха, печали, стыда и чувства вины [1].
Как правило, у детей дошкольного возраста, тревога-отрицательная эмоция, представляющая собой длительный и неизвестный страх по поводу будущих событий, так как к этому возрасту ребёнок уже строит предварительный эмоциональный образ, отражающий и ожидаемый результат, и оценку взрослыми [2].
Если ребёнок тревожится очень часто, то тревога становится устойчивым состоянием и формированием у него тревожного характера (суетливость, чувствительность, раздражительность, агрессивность, подвержен страху и гневу, обидчивость, несамостоятельность, неуверенность в себе и в своих силах, склонность к сомнениям и колебаниям, инфантильность, робость, нерешительность, стараться не выделятся из толпы, внушаемость, повышенное чувство вины, ожидающий в свой адрес нападений и насмешек от других детей).
Изучение уровня тревожности в старшем дошкольном возрасте имеет огромное значение в диагностике личностного становления ребёнка на этапе подготовки его к школе. Уровень личностной тревожности проявляется в склонности испытывать тревожное состояние в реальных или воображаемых ситуациях, которое обычно имеет эмоционально негативную окраску. И своевременная диагностика ее и снижение индекса тревожности у детей в этом возрасте в дальнейшем поможет: устранить трудности принятия на себя новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, адекватной адаптацией в новой среде и успешности учебной деятельности [2].
Высокий уровень тревожности негативно влияет на развитие личности и может привести к её дезадаптации и невротизации
[3].
У детей дошкольного возраста тревожность является результатом нарушения отношений с близкими взрослыми. Повышенной тревожности подвержены как мальчики, так и девочки, но в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики
[4].
В нашем исследовании в подготовительных группах у детей дошкольного возраста индекс тревожности (ИТ) колеблется в диапазоне от 42% до 78% и в среднем составляет высокий уровень ИТ у мальчиков - 53,9 %, средний уровень у девочек - 49,8%.
Ребёнок склонный к тревожности, часто находится в подавленном настроении, у него плохо налажены контакты с внешним миром, который его пугает и приводит со временем к заниженной самооценке и к пессимизму [5].
Эти литературные данные подтверждаются и в результатах нашего исследования, так самооценка неадекватно завышена у девочек (в среднем составляет 9 баллов) и несколько заниженная у мальчиков - 7,1балла.
В связи с тем, что у исследуемых мальчиков дошкольного возраста высокий индекс тревожности необходимо разрабатывать методы и коррекционные программы с использованием произведений обрядовой поэзии якутов - алгысов по преодолению отрицательного эмоционального переживания.
После анализа и интерпретации результатов психологического тестирования сформированы две группы. В первую группу определены девочки со средним уровнем тревожности и неадекватно завышенным критерием самооценки. Во вторую группу вошли мальчики с высоким уровнем тревожности и заниженной самооценкой.
Данным двум группам подобраны алгысы, которые учитывают, не только гендерные отличия, но и снижают уровень тревожности, формируют положительное отношение к себе, умение адекватно оценивать себя и свою деятельность. В работе мы использовали классификацию В.А. Кондакова, который выделяет среди алгысов следующие виды:
1. Айыы Доммноро Домм Айыы) - алгысы, посвященные Верхним Божествам;
2. Уот алгыстара - алгысы, посвященные земным божествам. Они начинаются с призывания духа огня Хатан Тэмиэ-рийэ, духа земли Аан Алахчын Хотун, Баай Байанай;
3. Ь^ыах алгыстара - алгыс ысыах;
4. Дьиэ-уот алгыстара - алгысы, посвященные дому;
5. Ыал буолуу алгыстара - свадебные алгысы;
6. Киhи алгыьа - алгысы, посвященные людям;
7. О^о алгыhа - алгысы, посвященные детям [6].
Все эти алгысы объединяет ряд общих признаков, а именно вера в магию слова, исполнение во время обрядовых действ, способы достижения цели - с помощью слова и действий, свободная стихотворная форма, определенный набор общефольклорных изобразительных средств. С давних времен у якутов существовал культ слова. Об этом свидетельствуют такие выражения, как киhи тыла ох 'слово словно стрела', киhи тыла уот 'слово подобно огню', тыл иччилээх 'слово имеет дух' и пр. Духа-хозяина слова якуты зовут Ытык Чыыбыстаан, или Чуп-чурукаан.
Таким образом, в первой группе рекомендован следующий алгыс для детей:
Сир Ийэни сириэдиппит айыылар, Создавшие Матушку землю
Божества!
Бэттэх хайыЬ|ык! Повернитесь ко мне лицом!
Орто дойдуну олохтообут Айыылар Создавшие Средний Мир
Божества!
Мичик гынын! Одарите радостью!
Yehээ Айыыларбыт эЬ|иги YPДYк Преклоняясь перед высоким
ааккытыгар CYГYPYЙэн туран, именем Вашим Всевышние,
КeрдeстeхпYт буоллун, Просим,
БиЬшги диэки сылаас Пусть детство наше
тыыннытынан илгийэн, будет безоблачным
Арчылыы сылдьын! Храните и оберегайте нас!
Араначчылыы сылдьын!
Эмньик о^о сааспытын энчирэппэккэ,
СYhYeхпYTYH бYДYPYппэккэ,
Турукпут тупсарыгар Пусть наше здоровье будет
крепким,
КYYCПYTYГэр ^с эбин! Состояние отличным,
Пусть силы прибавятся, Санньыар санааны кыйдаан! Грустные мысли уходят
прочь!
Туску! Туску! Туску! Славим! Славим! Славим!
Второй группе был предложен такой алгыс: 0бYГэлэрим илин eттYбэр, Великие, славные предки мои! 0бYГэлэрим кэлин eттYбэр, Вы оберегаете меня отовсюду. 0бYГэлэрим уна eттYбэр, Вы путеводная моя звезда,
0бYГэлэрим ханас eттYбэр, Вы советчики во всем и всегда. 0бYГэлэрим Yehээттэн, Покуда помню о Вас,
0бYГэлэрим алларааттан, Покуда я верю в Вас,
0бYГэлэрим эргиччи, Не страшусь ничего,
0бYГэлэрим тeгYPYчЧY, Не туплю яркий взор,
0бYГэлэрим иилээн - са^алаан, Ни сломить и ни убить 0бYГэлэрим CYбэлээн - Ничто не может меня.
амалаан,
0бYГэлэрим арыаллаан - В этом судьба великая моя,
арчылаан,
Илдьэ сылдьаллар миигин, Таково предназначение мое! Туохтан да куттаммаппын, Великие, славные предки мои, Туохтан да толлубаппын, Преклоняясь, воззываю я к Вам,
Туох да охторбот, Прося смиренно защиты у Вас,
Туох да самнарбат, Окропляю кумысом свой очаг!
Айхалым итинник, Такова моя участь,
Айыллыатым оннук, Такова моя судьба!
Айын!»
Главной целью произнесения этих алгысов является то, что с помощью них дети могут защитить себя от бед, нечистых сил, призвать здоровье, благополучие и счастье, помощь предков. Методика проведения алгыса - это не простое чтение и повторение определенных слов в нужном порядке, а говорение с «вдумыванием», «пропусканием через себя» каждого слова и с принятием образа.
При помощи алгысов якуты с древнейших времен «поддерживали» контакт с божествами, духами природы, жилища, а также со своими духами-покровителями. Считалось, что произнесение алгыса позволит привлечь внимание божеств-покровителей к просьбе и получить для себя «охранную», оберегающую силу. Заключение
Вегетативная нервная система участвует в реализации как положительных так и отрицательных эмоций, при этом каждое эмоциональное состояние имеет характерное для него соотношение адренергических и холинергических эффектов. Так, при
положительных и отрицательных эмоциях на пассивном поведенческом фоне преобладает холиновый отдел, а на активном поведенческом фоне - адреналовый.
Повышение в мозге концентрации серотонина приводит к подъему настроения, снижению депрессии. При этом серото-ниновая «депрессия тревоги» отличается от норадреналиновой (при дефиците норадреналина) «депрессия тоски». При среднем содержании норадреналина, адреналина, серотонина, дофамина и опиатов поведение лишается яркой эмоциональности и приобретает черты «уверенности» при высоком уровне тестостерона и низком - кортизола и эндорфинов. Чувство «растерянности и тревожности» с выходом в депрессию бывает при повышении уровня кортизола и эндорфинов и снижении тестостерона и кате-холаминов - норадреналина и серотонина [7].
Таким образом, тревожность связана с нейрогенными и эндокринными механизмами регуляции сердечного ритма и дыхания. Так, чем выше тревожность, тем больше частота
Библиографический список
сердечных сокращений, индекс напряжения и коэффициента сердечного ритма, дыхательных движений, усиление моторики кишечника.
Высокий уровень тревожности негативно влияет на социализацию ребёнка, на его взаимоотношения со взрослыми, со сверстниками, таким образом, диагностика тревожности на ранних стадиях является ещё более актуальной, так как у детей дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера, то есть относительно обратима и есть возможность существенно снизить тревожность ребёнка при проведении соответствующих психолого-педагогических и медицинских мероприятий [8].
Основываясь на этом, необходимо разрабатывать методы борьбы с тревожностью. В дальнейшем нами планируется глубокое изучение методик проведения и применения определённых алгысов для коррекции психосоматических нарушений и тревожных состояний.
1. Щербатых Ю.В. Психология страха. Москва: Эксмо, 2005.
2. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология. Ростов на Дону, 2002.
3. Айдаркин Е.К., Пахомов Н.В. Работоспособность и функциональное состояние. Москва: ЦВВР, 2004.
4. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. Санкт-Петербург: Союз, Лениздат, 2000.
5. Лукичева С.В. Тревожность детей дошкольного возраста (признаки, методы, советы родителям) от 15 февраля 2016 г. Психологи на b17.ru. Краснодар: Сайт B17.ru, 2016. Available at: https://www.b17.ru/article/45696
6. Кондаков В.А. Аар Айыы итэ5элэ/Хомуйан онордулар А.И. Яковлева, Т.Т. Тимофеева. Дьокуускай, 2011.
7. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. Москва: Наука, 1981.
8. Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. Воронеж: Истоки, 1998.
9. Дмитриева О.Н. Свадебные алгысыякутов: структура, поэтика, лексика: монография. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012.
10. Ефимова Л.С. Алгыс саха (якутов) в свете фольклорных традиций тюрко-монгольских народов Сибири: классификация, общая характеристика. Новосибирск: Наука, 2013.
11. Кирьянова Е.А. Тревожность у детей дошкольного возраста: причины её возникновения и особенности проявления. Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Йошкар-Ола: 2010-2018 гг. Available at: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/05/21/ trevozhnost-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
12. Петров Н.Е. Сахара духовнай-культовай поэзия уескээьинэ. Айыы доммноро. Дьокуускай: Бичик, 1998: 132 - 151.
13. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. Москва: Наука, 1974.
References
1. Scherbatyh Yu.V. Psihologiya straha. Moskva: 'Eksmo, 2005.
2. Alejnikova T.V. Vozrastnaya psihofiziologiya. Rostov na Donu, 2002.
3. Ajdarkin E.K., Pahomov N.V. Rabotosposobnost'i funkcional'noe sostoyanie. Moskva: CVVR, 2004.
4. Zaharov A.I. Nevrozy u detej ipsihoterapiya. Sankt-Peterburg: Soyuz, Lenizdat, 2000.
5. Lukicheva S.V. Trevozhnost' detej doshkol'nogo vozrasta (priznaki, metody, sovety roditelyam) ot 15 fevralya 2016 g. Psihologi na b17.ru. Krasnodar: Sajt V17.ru, 2016. Available at: https://www.b17.ru/article/45696
6. Kondakov V.A. AarAjyyit'e5'el'e/Homujan onordularA.I. Yakovleva, T.T. Timofeeva. D'okuuskaj, 2011.
7. Simonov P.V. 'Emocional'nyj mozg. Fiziologiya. Nejroanatomiya. Psihologiya 'emocij. Moskva: Nauka, 1981.
8. Scherbatyh Yu.V., Ivleva E.I. Psihofiziologicheskie i klinicheskie aspekty straha, trevogii fobij. Voronezh: Istoki, 1998.
9. Dmitrieva O.N. Svadebnye algysy yakutov: struktura, po'etika, leksika: monografiya. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2012.
10. Efimova L.S. Algys saha (yakutov) v svete fol'klornyh tradicij tyurko-mongol'skih narodov Sibiri: klassifikaciya, obschaya harakteristika. Novosibirsk: Nauka, 2013.
11. Kir'yanova E.A. Trevozhnost' u detej doshkol'nogo vozrasta: prichiny ee vozniknoveniya i osobennosti proyavleniya. Social'naya set' rabotnikovobrazovaniya nsportal.ru. Joshkar-Ola: 2010-2018 gg. Available at: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/05/21/trevozhnost-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
12. Petrov N.E. Sahara duhovnaj-kul'tovaj po'eziya uesk'e'e'in'e. Ajyydommnoro. D'okuuskaj: Bichik, 1998: 132 - 151.
13. 'Ergis G.U. Ocherkipo yakutskomu fol'kloru. Moskva: Nauka, 1974.
Статья поступила в редакцию 20.06.18
УДК 81'42
Zubareva E.O., Vice-Dean of Faculty of Modern Foreign Languages and Literature, Perm State National Research University
(Perm, Russia), E-mail: [email protected]
NOMINATIVE FIELD OF THE CONCEPT "MIGRANT". The researcher conducts a cognitive-discursive analysis of the concept "migrant". The relevance of the topic is due to the increased interest of linguists in the study of migration discourse, in which "a migrant" is a key participant. The object of the research is the model of a social agent of migration discourse. The subject is the nominative field of the concept "migrant". The aim of the article is to analyze this concept as a key representative of migration discourse and to identify and form the nominative field of this concept. The author sets the following tasks for the research: to consider the term "concept" in cognitive linguistics, to describe the main characterological components, to identify the synonymic row of the lexeme "migrant", to consider the recurrence of synonyms in speech, to define the keyword-representative of migration discourse, to reveal derivational fields within the nominative field, near, middle and far periphery and determine the density of its nominative field.
Key words: concept, migrant, migration discourse, nominative field, periphery, cognitive and discourse analysis, density.
Е.О. Зубарева, зам. декана факультета современных иностранных языков и литератур, Пермский государственный
национальный исследовательский университет, г. Пермь, E-mail: [email protected]
НОМАНИТИВНОЕ ПОЛЕ КОНЦЕПТА «МИГРАНТ»
В предлагаемой статье реализуется когнитивно-дискурсивный анализ концепта «мигрант». Актуальность темы обусловлена повышенным интересом лингвистов к изучению миграционного дискурса, ключевым участником которого является «мигрант». Объектом исследования является модель социального агента миграционного дискурса. Предмет исследования -