Научная статья на тему 'Влияние условий воспитания на формирование образа семьи в подростковом возрасте'

Влияние условий воспитания на формирование образа семьи в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1035
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ СЕМЬИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ГАРМОНИЧНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ / ДЕТСКИЙ ДОМ СЕМЕЙНОГО ТИПА / FAMILY-TYPE CHILDREN'S HOUSE / THE IMAGE OF THE FAMILY / ADOLESCENCE / BALANCED PARENTING STYLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпенко Анна Александровна, Истратова Оксана Николаевна

Описаны результаты исследования, направленного на изучение проблемы формирования образа семьи подростков, находящихся в разных условиях развития. Нами был проведен теоретический анализ проблемы, а также диагностика представлений о семье, подростковсирот, находящихся в условиях детских домов разного типа, и подростков, воспитывающихся в гармоничной семье. Результаты исследования показали, наиболее полные, позитивные, реальные представления о семье имеют подростки, воспитанные в полной, гармоничной семье. Однако, в условиях сиротства образ семьи подростков семейного детского дома является более полным по сравнению с ним же у подростков традиционного детского дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карпенко Анна Александровна, Истратова Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF EDUCATION ON THE FORMATION OF THE IMAGE FAMILY ADOLESCENCE

This article describes the results of a study aimed at investigating the problem of forming the image of the family characteristics of juveniles in different development environments. We performed a theoretical analysis of problems and diagnostic concepts of the family, the teenage orphan living under a different type of children's homes, and young people brought up in a harmonious family. The study found the most comprehensive, positive, realistic representations of violence are young people trained in the full and harmonious family. However, in the image of family abandonment adolescent foster home is more complete than it is in adolescents traditional orphanage.

Текст научной работы на тему «Влияние условий воспитания на формирование образа семьи в подростковом возрасте»

8. Fachner J. EEG-Brain mapping during changed music perception induced by Tetra-Hydro-Cannabinol. 4th European Music Therapy Congress (II ed., pp. 100-121). Written / Leuven: Universidad Witten/Hedrick / EMTC, 1998.

9. Marks L.E. On cross-modal similarity: perceiving temporal patterns by hearing, touch and vision Perception Psychophysics. - 1987. - Vol. 42, № 3.

10. Sagiv N, Ward J. Cross-modal interactions: Lessons from synesthesia. Progress in Brain Research, Vol. 155 (263-275). London: Elsevier Science, 2006.

11. Ward J., Mattingley J.B. Synaesthesia: An Overview of Contemporary Findings and Controversies. Cortex 42, no. 2(2006). - Р. 129-36.

Статью рекомендовал к опубликованию д.м.н., доцент Б.И. Марченко.

Заиченко Александра Анатольевна

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: [email protected].

347922, г. Таганрог, ул. Чехова, 2.

Тел.: 88634312016.

Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; студент.

Zaichenko Aleksandra Anatol'evna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: [email protected].

2, Chekhov Street, Taganrog, 347922, Russia.

Phone: +78634312016.

The Department of Psychology and Security of Life Activity; Student.

УДК 159.922.2

А.А. Карпенко, О.Н. Истратова

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА СЕМЬИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Описаны результаты исследования, направленного на изучение проблемы формирования образа семьи подростков, находящихся в разных условиях развития. Нами был проведен теоретический анализ проблемы, а также диагностика представлений о семье, подростков-сирот, находящихся в условиях детских домов разного типа, и подростков, воспитывающихся в гармоничной семье. Результаты исследования показали, наиболее полные, позитивные, реальные представления о семье имеют подростки, воспитанные в полной, гармоничной семье. Однако, в условиях сиротства образ семьи подростков семейного детского дома является более полным по сравнению с ним же у подростков традиционного детского дома.

Образ семьи; подростковый возраст; гармоничный стиль воспитания; детский дом семейного типа.

A.A. Karpenko, O.N. Istratova

IMPACT OF EDUCATION ON THE FORMATION OF THE IMAGE FAMILY

ADOLESCENCE

This article describes the results of a study aimed at investigating the problem of forming the image of the family characteristics of juveniles in different development environments. We performed a theoretical analysis of problems and diagnostic concepts of the family, the teenage orphan living under a different type of children's homes, and young people brought up in a harmonious family. The study found the most comprehensive, positive, realistic representations of

violence are young people trained in the full and harmonious family. However, in the image of family abandonment adolescent foster home is more complete than it is in adolescents traditional orphanage.

The image of the family; adolescence; balanced parenting style; family-type children's house.

Существенные изменения в обществе за прошедшие 20 лет привели к значительному изменению семейно-брачного института. Так увеличилось число разводов, количество неблагополучных семей и, как следствие, вырос уровень социального сиротства. Семья является для ребенка первой школой, в которой происходит развитие личности, усваиваются основы взаимодействия с другими людьми. В условиях семейного неблагополучия в нескольких поколениях возрастает не только вероятность насильственных форм воспитания ребенка, но и увеличивается риск отказа от детей и усугубление такой проблемы, как социальное сиротство. Подростки, оказавшиеся в условиях детского дома, зачастую имеют образ семьи, значительно отличающийся от такового у подростков из благополучных семей. Конечно, огромное влияние имеют методы воспитания, применяемые в детском доме или семье, ведь зачастую мы воспроизводим в своей семье те нормы ролевого поведения, которые наблюдаем по мере взросления.

Подростковый возраст - последний период пребывания большинства оставшихся без родителей детей в учреждениях интернатного типа. В дальнейшем они вступают в самостоятельную взрослую жизнь, заводят собственные семьи, поэтому очень важно, чтобы они имели представления о семейных ролях: муж-жена, мать-отец-дети. Вот почему вопросы личностной и социальной зрелости 13-14летнего воспитанника детского дома имеют первостепенное значение. Очень важны условия воспитания, создаваемые в сиротском учреждении [1, 2, 3]. В нашей работе рассматриваются два типа сиротских учреждений: традиционный детский дом и детский дом семейного типа. Развитие детей из этих учреждений сравнивалось нами с развитием подростков из благополучных семей.

Мы выяснили, что условия воспитания довольно различны в детских домах этих двух типов. Так в традиционном детском доме одним из условий является ограниченное личное пространство, отсутствие личных вещей, своего уголка, постоянно приходится взаимодействовать с одними и теми же людьми, которые изначально являются чужими [1]. Возможностью расширить круг своего общения является посещение обычной общеобразовательной школы, где дети имеют возможность общаться с детьми из полных семей, видеть, как происходит общение в семьях своих друзей, приходя к ним в гости. Однако такие случаи крайне редки, так как для ребенка из детского дома определенно существует некое детдомовское «мы», эти дети достаточно закрыты от общения с детьми из благополучных семей и редко идут на контакт. В традиционных детских домах, как правило, отсутствует возможность общения с родными братьями или сестрами, если они есть, так как детей могут разлучить при усыновлении одного из них. У детей, как правило, отсутствует возможность установления эмоционального контакта со значимым взрослым, так как, в основном, воспитатели большое внимание уделяют скорее удовлетворению биологических потребностей детей (чтобы был обут, одет, накормлен), а что касается потребностей в общении и духовных, этому уделяется мало внимания [4, 2]. Это может быть связано с наличием у части педагогического коллектива эмоционального выгорания, вследствие взаимодействия с большим количеством детей. Данные условия могут значительно задерживать развитие личности ребенка и вызывать трудности в адаптации к жизни после его выхода из детского дома.

Воспитание в детском доме семейного типа предполагает удовлетворение не только физиологических потребностей ребенка, но и потребностей душевных и духовных. Особое внимание уделяется удовлетворению потребности в общении.

Очень важным условием является наличие возможности детей общаться со взрослыми в неформальной обстановке: в процессе работы над домашними заданиями, совместной уборки комнат, а также при еженедельных встречах по выходным, во время которых у детей есть возможность пообщаться со взрослыми. В детском доме семейного типа дети, имеющие родных братьев и сестер, не разлучаются при усыновлении, находятся вместе в одной группе вне зависимости от возраста, что позволяет ребенку поддерживать эмоционально теплые отношения с одним из членов своей семьи. Данные условия, безусловно, будут положительно влиять на формирование личности детей и их представлений о семье, что позволит быстрее адаптироваться в условиях современной жизни.

Несмотря на то, что положения о правах детей, предусмотренные законодательством, общие для всех типов детских домов, то, как и насколько они реализуются, зависит от руководства и методик, используемых воспитателями для жизнеустройства детей.

Таким образом, целью нашего исследования стало изучение представлений о семье у подростков из детских домов, находящихся в разных условиях воспитания.

Первоначально в исследовании приняли участие 75 подростков (13-14 лет). Из них - 35 воспитанников детских домов (традиционного и семейного) и 40 подростков из полных семей. В данной работе мы учитывали не только сам факт наличия семьи, но и особенности взаимоотношений в семье, а именно - стиль семейного воспитания. Для контроля этого фактора мы использовали методику «Анализ семейного воспитания» Э.Г. Эйдемиллера [5] на определение дисгармоничного стиля семейного воспитания, с помощью которой были отобраны только семьи с гармоничным стилем семейного воспитания. Далее было образовано две группы испытуемых. Экспериментальную группу составили 35 воспитанников детских домов: 15 подростков из детского дома № 5 (семейного типа) и 20 подростков из детского дома № 17 (традиционного) г. Таганрога.

Контрольную группу составили 20 подростков из полных семей с гармоничным стилем воспитания, которые учатся в девятых классах МОУ СОШ № 25 г. Таганрога. Из них 11 девочек и 9 мальчиков.

Для исследования образа семьи мы использовали проективную методику -сочинение «Как я представляю свою будущую семью». Данные, полученные при ее использовании, помогли нам создать содержательную картину того, какие представления о семье имеют подростки, воспитывающиеся в разных условиях.

Очень показательным оказалось уже то, что данное задание вызвало затруднение у большинства подростков из традиционного детского дома и только у нескольких человек из семейного детского дома. Выполнение задания сопровождалось комментариями («Можно я не буду», «Я не знаю что писать») Возможно, такая ситуация вызвана с тем, что детям сложно вербализовать, сформулировать то, что хочется сказать. Это может быть связано с отставанием в развитии воспитанников детских домов. Дети из полных семей восприняли ситуацию спокойно и писали без комментариев.

Так сочинения анализировались по следующим аспектам:

1. Отношения супругов.

2. Эмоциональные отношения.

3. Личные качества партнера.

4. Дети.

5. Разделение обязанностей.

6. Материальная обеспеченность.

7. Досуг.

8. Количество предложений (до 6).

9. Количество предложений (6-12).

10. Общее («у меня будет хорошая семья»).

11. Утверждение «Не будет семьи».

Таким образом, подростки из полных семей (75 %) указывают в сочинении на отношения, которые будут в их семье между супругами (взаимопонимание, доверие, забота друг о друге и т.п.). Что касается подростков из детских домов, то видно, насколько сильны различия (д.д.с. - 33,3 %, д.д.т. - 10 %)1. Однако, количество воспитанников детского дома семейного типа, описывающих в своих сочинениях взаимоотношения между мужем и женой, несколько больше, чем воспитанников из традиционного детского дома. Полученные данные могут свидетельствовать о наличии депривированной ситуации развития и как следствие - скудных, обобщенных представлений о семье и взаимоотношений в ней у воспитанников обычного детского дома.

Для получения наиболее полной картины сложившейся ситуации нами была использована методика «Рисунок будущей семьи». По полученным результатам оказалось, что критерии, отражающие позитивное отношение к семье (сплоченность, позитивные чувства к членам семьи, позитивное отношение в целом к семье), наиболее выражены в рисунках подростков из полных семей, также меньше всего данные критерии отражены в выборке подростков их традиционного детского дома. При анализе по каждому критерию мы можем говорить, что сплоченность семьи, тесная эмоциональная связь наблюдается во всех рисунках подростков из полных семей и у 80 % воспитанников детского дома семейного типа, что свидетельствует о не значительных различиях между этими группами. При сравнении с результатами подростков из обычного детского дома видно, что только в 45 % рисунков прослеживается сплоченность семьи, в отличие от результатов подростков из полных семей. То есть полученные данные совпадают с результатами, полученными в ходе анализа сочинения: большинство подростков, воспитывающихся в традиционном детском доме, не имеют четких представлений о средствах достижения семейного благополучия.

Аналогичные результаты оказались еще по двум критериям.

Эмоциональные отношения в семье («любить друг друга», «дружная семья») описывают все подростки из полных семей, 53,3 % воспитанников семейного детского дома и только 15 % подростков из обычного детского дома. То есть все подростки из полных семей в сравнении с воспитанниками детских домов, видят в своей будущей семье стремление наладить эмоциональные отношения с партнером. Позитивное отношение к семье наблюдается в 46,6 % рисунков, а положительные чувства в 40 % рисунков подростков из семейного детского дома, это в два раза больше чем в рисунках подростков из традиционного детского дома (25 % и 20 % соответственно). Положительные чувства к членам семьи наблюдаются у большего количества подростков из полных семей, что, скорее всего, является проекцией образа своей семьи. У детей их детских домов в большинстве случаев остались неприятные переживания, связанные с семьей. Дети из полных семей и воспитанники семейного детского дома представляют в своей будущей семье теплые эмоциональные отношения, взаимопонимание и заботу о других членах семьи. Подростки понимают, насколько наличие таких отношений важно в семье, поэтому они пишут об этом в сочинениях. Можно предположить, ситуация, в которой они воспитываются, предполагает наличие таких взаимоотношений со значимыми людьми.

1 Д.д.с. - детский дом семейного типа. Д.д.т. - детский дом традиционный.

В выборе спутника жизни 80 % подростков из полных семей ориентируются на определенные качества будущего партнера (заботливый, добрый, понимающий и т.п.), в отличие от воспитанников детских домов. То есть подростки, имеющие семью, имеют представления о том, какими качествами должен обладать партнер, с которым возможно создать благополучную семью. Гораздо меньшее количество подростков, имеющих представления о качествах партнера и считающих этот критерий важным, у тех, кто воспитывался в детских домах разного типа. Это может быть связано с отсутствием модели взаимоотношений, на которых бы мог ориентироваться ребенок.

Во всех сочинениях у подростков из полных семей и детского дома семейного типа присутствует описание будущих детей (пол, возраст, количество, их воспитание и т.п.), а в детском доме традиционного типа только 20 % подростков указали на наличие детей. Таким образом, мы можем утверждать, что подростки из детского дома семейного типа так же, как и из полных семей, скорее всего, имеют позитивное отношение к детям, в отличие от воспитанников обычного детского дома. Что подтверждается в личном общении, так как воспитанники детского дома семейного типа проявляют в общении с младшими детьми заботу, доброту, стараются чем-то помочь. Подростки из традиционного детского дома либо не замечают младших, а чаще они вызывают агрессию, так как вероятность того, что маленькие дети обретут семью гораздо выше, нежели у подростков. То есть подростки из обычного детского дома, не имевшие возможности создать теплые эмоциональные отношения с кем-либо из взрослых, предоставлены сами себе. В их жизни не было примера взаимоотношений между взрослым и ребенком, они зачастую демонстрируют неприятие того, что в будущем они могут стать родителями. Вследствие этого примерно у 30 % подростков из детских домов в рисунках наблюдается негативное отношение к семье, нарушение в сфере общения, чувство бессилия, незначительности, отчужденность между членами семьи. Это дает нам основание считать, что примерно у трети воспитанников детских домов разного типа имеется негативное отношение к семье. В связи с этим чувство собственной беспомощности, невозможности что-либо изменить, возможно, связано с негативным опытом проживания в семье в прошлом, что проецируется в данной методике. Поэтому с этим возникает озлобленность, агрессия как на свою родительскую семью, так и на будущую и общество в целом. Важно отметить, что 30 % воспитанников обычного детского дома изобразили только дом, что может свидетельствовать о том, что у подростков семья ассоциируется именно с домом, так как для них это не осуществимая мечта иметь свой уголок.

В сочинениях подростки также описывали разделение обязанностей между членами семьи. В основном это заключалось в том, кто и где будет работать. В своих сочинениях данный критерий выделили 60 % подростков из полных семей. Количество подростков из детских домов, в сочинениях которых наблюдается описание распределения обязанностей между членами семьи, значительно меньше (д.д.с. - 40 %, д.д.т. - 10 %), что может свидетельствовать об отсутствии представлений у большинства воспитанников детских домов, о распределении обязанностей в семье. Можно сделать вывод, что представления о распределении семейных ролей у воспитанников семейного и обычного детских домов, то есть количество детей, у которых существуют сформированные представления о семье, построении взаимоотношений между ее членами, распределении обязанностей в детском доме семейного типа больше, чем в обычном детском доме.

При анализе сочинений нами был выделен критерий «материальная обеспеченность», который описан в 60 % сочинений подростков из полных семей, 40 % воспитанников детского дома семейного типа и 30 % подростков из обычного дет-

ского дома. Тема «Досуг семьи» (где и как будем отдыхать, развлечения и т.п.) встречается только в половине сочинений детей из полных семей, и в двух сочинениях воспитанников семейного дома, а в традиционном детском доме данная сторона жизнедеятельности семьи была отмечена только лишь в одном сочинении. То есть подростки, воспитывающиеся в условиях детского дома любого типа, в большинстве случаев не имеют представлений о том, как семья организовывает и проводит свободное время. Для них наиболее значимым является наличие семьи, а остальное «приложится».

В ходе анализа сочинений нами был выделен количественный критерий, который также является очень показательным в отношении представлений о семье у воспитанников детских домов - это объем сочинений. Так количество предложений больше 6 написали 90 % подростков из полных семей и ни одного человека в обеих экспериментальных выборках. Сочинения по объему меньше 6 предложений написали 100 % подростков, воспитывающихся в разных типах детских домов, и только 10 % из полных семей, что может свидетельствовать о значимых различиях между контрольной и экспериментальными выборками. Дети, воспитывающиеся в семьях, имеющие опыт разнообразного общения с членами семьи и возможность наблюдения построения жизнедеятельности семьи, отражают в своих сочинениях многогранность важных условий для создания благополучной семьи. В отличие от подростков их детских домов, которые не могут приобрести в данных условиях такой опыт вне зависимости от типа детского дома. То есть чем более депривиро-ванная ситуация развития ребенка, тем меньше и обобщеннее будут его представления о семье. Данные результаты могут быть связаны с трудностями в вербализации, так как у многих детей наблюдается задержка психического развития, трудности в обучаемости, соответственно и формулировании своих мыслей.

Все вышесказанное подтверждает наличие таких сочинений, как «общие» (все будет хорошо, жить будем долго и счастливо и т.п.) имеющихся только лишь у воспитанников детских домов (д.д.с. - 13,3 %, д.д.т. - 55 %). Мы можем сделать вывод, что количество подростков в своем сочинении отражающих только лишь общее, совершенно не могут представить, каким образом этого «хорошо» достичь в своей семье. Здесь, скорее всего, имеет место быть лишь желание иметь хорошую семью, а средств достижения у таких детей может и не быть. Очень важно, что количество подростков, не имеющих представлений о том, как достичь успеха в супружестве, достоверно больше в традиционном детском доме. Показательным является тот факт, что в традиционном детском доме 15 % детей вообще отказались писать сочинение, так как не представляют свою будущую семью, или считают, что ее не будет.

Таким образом, несмотря на то, что существуют сходства в представлениях о семье у воспитанников разного типов детских домов, так как подросткам, выросшим без семьи, гораздо сложнее представить, каким образом строятся взаимоотношения в ней. Все же существует ряд различий между представлениями этих подростков из семейного и обычного детских домов (например, в отношении к детям, эмоциональные отношения в семье, взаимоотношения с партнером).

Таким образом, при анализе полученных результатов (сочинение и рисунок семьи), мы можем сделать вывод: выявились очевидные различия между контрольной и экспериментальными выборками. Практически все подростки из полных семей в сочинении более подробно расписывали качества партнера, взаимоотношения с членами семьи, досуг и многое другое, а сочинения подростков из детских домов отличались меньшим объемом, и были скорее общего характера. Однако выявлены очевидные различия между результатами экспериментальных выборок: подростки, воспитывающиеся в семейном детском доме, чаще в своих со-

чинениях указывают эмоциональные отношения с партнером, взаимоотношение с будущими детьми. Дети из семейного детского дома имеют более точные и подробные представления о том, каким образом строятся взаимоотношения в семье и что для этого нужно. Конечно же, результаты, показанные подростками из благополучных семей, очень сильно отличаются, представления о семье у них более целостное, подробное, детализированное, благодаря благоприятной ситуации развития. Данное исследование можно продолжить расширением выборки (например: добавить контрольные выборки подростков из неблагополучных семей и подростков находящихся в ситуации эмоционального выгорания). Используя результаты данной работы, необходимо создание коррекционной программы для оказания психологической помощи детям, находящимся в ситуации социального сиротства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.

2. Психическое развитие воспитанников детского дома: Науч.-исслед. ин-т общей и педагог. психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990. - 264 с.

3. Эйдемиллер Э.Г., ЮстицкисВ. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - 656 с.

4. Астоянц М.С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения // СОЦИС, 2006.

5. ДементьеваИ.Ф. Проблема выживания детей-сирот // СОЦИС. - 1991. - № 9.

Статью рекомендовала к опубликованию д.п.н., профессор Е.Н. Каменская. Карпенко Анна Александровна

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: [email protected].

347922, г. Таганрог, ул. Чехова, 2.

Тел.: 88634312016.

Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; аспирант.

Истратова Оксана Николаевна

E-mail: [email protected].

Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; доцент.

Karpenko Anna Alexandrovna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: [email protected].

2, Chekhov Street, Taganrog, 347922, Russia.

Phone: +78634312016.

The Department of Psychology and Safety of Existence; Undergraduate (Student).

Istratova Oksana Nikolaevna

E-mail: [email protected].

The Department of Psychology and Safety of Existence; Associate Professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.