Научная статья на тему 'Влияние условий воспитания на формирование представлений о семейных ролях в подростковом возрасте'

Влияние условий воспитания на формирование представлений о семейных ролях в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
537
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАСПРЕДЕЛЕНИИ РОЛЕЙ В СЕМЬЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ТРАДИЦИОННЫЙ ДЕТСКИЙ ДОМ / ДЕТСКИЙ ДОМ СЕМЕЙНОГО ТИПА / УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ / TRADITIONAL CHILDREN'S HOME / A FAMILY-TYPE CHILDREN'S HOUSE / FAMILY ROLES / PERCEPTIONS OF THE ROLES IN THE FAMILY / ADOLESCENCE / THE CONDITIONS OF UPBRINGING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Истратова Оксана Николаевна, Карпенко Анна Александровна

Рассматриваются условия воспитания в сиротских учреждениях разного типа, их влияние на формирование представлений (эгалитарных, традиционных, неопределенных) о распределении ролей в семье у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние условий воспитания на формирование представлений о семейных ролях в подростковом возрасте»

3. Артемьева ЕМ. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И.Б. Ханиной.

- М.: Наука; Смысл, 1999. - 350 с.

4. ВеккерЛ.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. - М.: Изд-во «Смысл». 1998. - 685 с.

5. Данилова H.H. Психофизиология. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 373 с.

Зайченко Александра Анатольевна

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: [email protected].

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

.: 88634312016.

Картавенко Михаил Валерьевич

E-mail: [email protected].

Zaichenko Aleksandra Anatol’evna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: [email protected].

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634312016.

Kartavenko Michael Valer’evich

E-mail: [email protected].

УДК 159.922.736.4

O.H. Истратова, АЛ. Карпенко

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ РОЛЯХ В ПОДРОСТКОВОМ

ВОЗРАСТЕ

Рассматриваются условия воспитания в сиротских учреждениях разного типа, их влияние на формирование представлений (эгалитарных, традиционных, неопределенных) о распределении ролей в семье у подростков.

Семейные роли; представления о распределении ролей в семье; подростковый возраст; традиционный детский дом; детский дом семейного типа; условия воспитания.

O.N. Istratova, A.A. Karpenko

INFLUENCE OF CONDITIONS OF EDUCATION ON FORMATION OF REPRESENTATIONS ABOUT FAMILY ROLES AT TEENAGE

This article discusses the conditions of education in orphanages of various kinds, their influence on the formation of representations (egalitarian, traditional, uncertain) on the distribution of roles within the family in adolescents.

Family roles; perceptions of the roles in the family; adolescence; traditional children's home; a family-type children's house; the conditions of upbringing.

За последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства: после октябрьской революции и 1-й мировой войны, после Великой Отечественной войны и сейчас. И если в 1945 году причины сиротства были понятны, то в наше время

трудно признать и принять эти причины как естественные: на данный момент около 800 тысяч детей находится в сиротских учреждениях.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: женщины, мужчины, отца, матери, друга, соседа и т.д. [2, 3]. То есть, важную часть будущих представлений ребенка о семейной жизни составляет информация, которая поступает от родителей и усваивается ребенком. В семье у ребенка складывается первоначальное представление о правах, обязанностях и отношениях родителей между собой и к ребенку. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены.

Подростковый возраст - последний период пребывания большинства оставшихся без родителей детей в учреждениях интернатного типа. В дальнейшем они вступают в самостоятельную взрослую жизнь, заводят собственные семьи, поэтому очень важно, чтобы они имели представления о семейных ролях: муж-жена, мать-отец-дети. Вот почему вопросы личностной и социальной зрелости 13-14-летнего воспитанника детского дома имеют первостепенное значение. Ведь очень часто из-за невнимания к данной проблеме возникает вторая волна социального сиротства. Важны условия воспитания, создаваемые в сиротском учреждении.

В нашей работе рассматриваются два типа сиротских учреждений: традиционный детский дом и детский дом семейного типа. Так в традиционном детском доме одним из условий является ограниченное личное пространство, которого у воспитанников традиционного детского дома почти нет, нет личных вещей, своего , , которые изначально являются чужими. Возможностью расширить круг своего общения является посещение обычной общеобразовательной школы, то есть дети имеют возможность общаться с детьми из полных семей, видеть, как происходит общение в семьях своих друзей, приходя к ним в гости. Все это, скорее всего, будет оказывать положительное влияние на личность ребенка. Однако в таких дет, ,

, , -ного из них. Также, даже если они будут определены в одно учреждение, нет га, , всегда есть возможность поддерживать связь с единственным близким человеком.

, ,

контакта со значимым взрослым, так как в основном воспитатели большое внимание уделяют скорее удовлетворению биологических потребностей детей (чтобы был обут, одет, накормлен), а что касается потребностей в общении и духовных, этому уделяется мало внимания. Это может быть связано с наличием у части педагогического коллектива эмоционального выгорания вследствие взаимодействия с большим количеством детей: после того, как воспитанники приходят из школы, они предоставлены сами себе, могут где-то ходить гулять до ужина, могут заниматься своими делами, с детьми зачастую никто не общается. Данные условия могут значительно задерживать развитие личности и вызывать трудности в адаптации к жизни после выхода из детского дома.

Детский дом семейного типа предполагает удовлетворение не только физиологических потребностей, но и потребностей душевных и духовных. Особое внимание уделяется удовлетворению потребности в общении. Все это реализуется в процессе выполнения следующих программ:

«Кожективная семья». Для создания атмосферы семьи весь дом представляет собой «целостное жизненное пространство». Главный принцип взаимоотноше-

: « - ». , ,

, . , пока нет. Мы приходим в их жизнь и занимаем «временно свободное место» - место их родителей.

«Родная семья». Родная семья (или биологическая семья, когда существует только биологическая связь между родителями и детьми) в нашем случае - это сохранившиеся социальные связи или возможность возобновления родственных отношений ребенка с членами семьи. Главное - научить детей правильно понимать причины семейных бед и научить их не повторять ошибок, заложить основу правильных взаимоотношений в будущем.

«Твой дом». Программа направлена на подготовку детей к самостоятельной жизни в условиях городской квартиры и овладению знаниями и умениями по домоводству, кулинарии, обучению взаимодействиям с различными социальными службами: поликлиникой, сберкассой, жилищно-коммунальными и ремонтно.

« » ( ). связи с рождением ребенка или имеющим серьезные проблемы со здоровьем. Главная цель - сохранить детей в семьях выпускников, поддержать молодую семью, прийти на помощь в трудный период самостоятельной жизни и сказать: «Ты , - ».

В детском доме семейного типа дети, имеющие родных братьев и сестер, не разлучаются при усыновлении, находятся вместе в одной группе вне зависимости , -

ния с одним из членов своей семьи.

Есть общие положения для всех детских учреждений о правах воспитанников: бесплатное содержание и получение общего образования; уважение человеческого достоинства; удовлетворение потребности в эмоционально - личностном общении; защита от всех форм физического и психического насилия, оскорбления

личности и т.д. Несмотря на то, что эти положения общие для всех типов детских

, , , ,

используемых воспитателями для жизнеустройства детей.

,

семейных ролях у подростков из детских домов, находящихся в разных условиях .

Первоначально в исследовании приняли участие 75 подростков (13-14 лет). Из - них 35 воспитанников детских домов (традиционного и семейного) и 40 подростков из полных семей. В данной работе мы учитывали не только сам факт на, , - -. « семейного воспитания» Э.Г. Эйдемиллера на определение дисгармоничного стиля , -

ничным стилем семейного воспитания. Для изучения представлений о семейных ролях мы использовали как стандартизированные методики, так и проективные -для получения более содержательных результатов.

Далее было образовано две группы испытуемых. Экспериментальную группу составили 35 воспитанников детских домов: 15 подростков из детского дома № 5 ( ) 20 17 ( ) . -

ганрога. Контрольную группу составили 20 подростков из пол ных семей с гармо-

, 25

г. Таганрога. Из них 11 девочек и 9 мальчиков.

Для выявления представлений подростков о распределении ролей в семье, о том, чем в семье занимается мужчина, а чем - женщина, использовался опросник «Распределение ролей в семье» Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, ЕЖ. Дубовской.

1

Результаты по опроснику «Распределение ролей в семье»

Основные семейные роли Представления

Традиционные Эгалитарные Неопределенные

Типы дет. домов се- мья Д.Д.С. Д.Д.т семья д.д.с Д.Д.т семья Д.Д.С. Д.Д.т

Воспит. детей 25 % 13 % 35 % 60 % 80 % 50 % 15 % 6,6 % 15 %

Материал. обеспеч. семьи 15 % 46,6 % 45 % 65 % 26,6 % 30 % 20 % 26,6 % 25 %

Эмоциональный климат в семье 20 % 26,6 % 10 % 70 % 33,3 % 10 % 10 % 40 % 80 %

Организация развлечений 25 % 46,6 % 30 % 35 % 33,3 % 45 % 40 % 20 % 25 %

Роль хозяина/хдаяйки 15 % 40 % 40 % 75 % 40 % 15 % 10 % 20 % 45 %

Организ. семейн. субкультуры 30 % 26,6 % 35 % 35 % 46,6% 50 % 35 % 26,6 % 15 %

Исходя из характера распределения семейных ролей, выделяются три типа семей: традиционные (раделение ролей в семье на «мужские» и «женские»), эгалитарные (совместное разделение ролей, взаимозаменяемость супругов в домашних ) ( ). -, .

При анализе эмпирического материала учитывалось, какое количество учащихся (в процентном отношении к общему числу подростков данной группы) имеют представления по одному из трех типов семей по каждой отдельной функ.

Для установления более полной картины представлений о семейных ролях и семье у подростков, воспитывающихся в разных условиях, нами использовались : « »

« ».

« ». -

лученным результатам (табл. 1) видно, что в представлениях подростков, воспитывающихся в разных условиях, преобладают представления об эгалитарном типе семьи: то есть воспитанием детей, с точки зрения подростков, должны заниматься .

могут свидетельствовать о желании детей иметь собственную семью, теплые эмоциональные отношения с обоими родителями или хотя бы с одним из них, что проецируется на воспитание детей в будущей семье. Также необходимо учесть тот факт, что, когда подросткам даны опросники (т.е. задания с ограниченным количе-

), - -жести представлений детей из традиционного, семейного детского дома с ответами детей из благополучных семей. Когда же задание требует от подростка продуцирования своего видения семейной ситуации (методики сочинения и рисунка ), -личие детей в будущей семье присутствует только у 20 % опрошенных, а в сочинениях подростков из семейного детского дома и полных семей - во всех. Это го, , , -, , « », «

» ( . . ).

В вопросе материального обеспечения семьи результаты показали, что подростки из полных семей имеют представления об эгалитарном типе семьи. Это связано с тем, что в современном обществе достаточно давно наметились тенденции к совместному обеспечению семьи обоими супругами. На данный момент относительно редко можно встретить семью, где жена является домохозяйкой, а муж полностью обеспечивает материальное благополучие семьи. Подростки, воспитывающиеся в детских домах разного типов, в большинстве имеют представления о традиционном типе семьи, то есть задача материального благополучия, по их мнению, полностью «лежит» на мужчине. Полученные данные могут быть связаны с , , -сударства, в дальнейшей самостоятельной жизни ждут, что о них также должны заботиться. Данный феномен получил свое название в литературе: феномен иждивенчества социальных сирот. Возможно, дети имеют традиционные представления, основанные на знаниях того, как должно быть, почерпнутых из доступных ( , ), -нием обязанностей по обеспечению достатка семьи и планированию семейного бюджета в своих собственных семьях у них нет. К тому же, отсутствие опыта самостоятельного распоряжения денежными средствами к подростковому возрасту приводит к формированию представлений, основывающихся только на знаниях, которые не соответствуют современной ситуации в семьях, что может создать трудности в будущей семье взрослеющего молодого человека.

Данное положение косвенно подтверждают результаты, полученные в анали-: , -ального достатка семьи среди воспитанников детских домов достоверно меньше, чем среди подростков из полных семей.

Одной из важных ролей в семье является обеспечение эмоционального климата в ней. Традиционно считается, что эта роль принадлежит женщине. Современные подростки из полных семей имеют, однако, представления по этому вопросу в соответствии с эгалитарным типом семьи (70 %), то есть считают, что данную функцию реализуют оба супруга в равной степени. Подростки же из традиционного детского дома имеют неопределенные представления (80 %). Таким образом, мы можем отметить, что подростки, имеющие в своей семье эмоционально

( ), , климат в семье обеспечивают как муж, так и жена. Подростки из обычного детско-, , , взять эту функцию на себя. В ситуации отсутствия семьи наглядно видно, что в традиционном детском доме подростки даже не обладают традиционными знаниями в этой области. Можно сказать, что данные дети находились в ситуации

, , как строить эмоциональные отношения в семье и за ее пределами. Ведь, как пра-, , -занности даже к родным братьям и сестрам. Что же касается результатов детей из семейного детского дома, нельзя говорить о значительном предпочтении большинством из них представлений по какому-то определенному типу семьи (тради-

). , , , имели больше возможности для создания эмоционально близких отношений. У таких детей существует привязанность к более младшим членам коллектива, отмечаются близкие отношения с братьями и сестрами. Все вышесказанное подтверждается результатами сочинений и рисунков. Так как во всех сочинениях (100 %) подростки из полных семей описывают эмоциональные отношения между членами семьи как теплые, в большинстве сочинений (53,3 %) подростков из семейного детского дома эта тема также раскрыта, данная тема практически не выражена в

сочинениях воспитанников обычного детского дома (15 %). В рисунках прослеживаются позитивные чувства к членам семьи у большинства подростков из полных семей (80 %), присутствуют в рисунках детей из семейного детского дома (46 %), а у подростков из обычного детского дома данный аспект выражен в рисунках слабо (20 %). Полученные данные могут быть связаны с болезненностью данной темы для подростков из обычного детского дома, так как в основном боль предательства самых близких людей - родителей, не имеет выхода и все, что так или

( 90 %

являются социальными сиротами - родители лишены родительских прав, или от). , -ся один на один со своими проблемами, и никто о них не побеспокоится, к тому же шанс обрести семью в этом возрасте очень мал. Это также свидетельствует о скудных, обобщенных представлениях у большинства воспитанников обычного детского дома об эмоциональных отношениях в семье.

Позитивное отношение к семье наблюдается в большинстве сочинений воспитанников детского дома семейного типа, все же это положительный результат, который свидетельствует о наличие несколько других в этом учреждении отношений между детьми и взрослыми: больше половины воспитанников данного учреждения указывают на наличие эмоциональных отношений между членами семьи в сочинении. Конечно, многие подростки тоже обижены на своих родителей, и чрезвычайно сложно создать атмосферу семьи в сиротском учреждении. Однако, наличие весомого количества детей, переживших плохие воспоминания, связанные с , , благоприятных условиях жизнедеятельности детей. Это может быть связано с наличием эмоциональных отношений с братьями и сестрами, а также с реализацией программ «Коллективная семья», «Родная семья», возможностью общения с родственниками (на выходных и каникулах), «Ты не один», которая подразумевает сопровождение и помощь ребенку после выхода из детского дома, что морально помогает детям - ведь они не одни.

Представления подростков о распределении обязанностей в семье показали, что наиболее выражены представления об эгалитарной семье (то есть супруги вместе должны заниматься бытовым делами) у подростков из полных семей (70 %). Воспитанники из семейного детского дома имеют либо представления об эгалитарной семье (40 %), либо о традиционной (40 %). Подростки из обычного детского дома имеют неопределенные (45 %) и традиционные (40 %) представления.

, , -ях о распределении семейных ролей у воспитанников семейного и обычного дет: , -ления о семье, построении взаимоотношений между ее членами, распределении обязанностей и др. в детском доме семейного типа больше, чем в обычном детском доме. Это может свидетельствовать о том, что в семейном детском доме созданы более благоприятные условия для развития детей. Уделяется внимание формированию современных представлений о взаимоотношениях в семье, также у детей есть обязанности по уборке своих вещей, им прививается вне зависимости от пола умение обустроить быт, вести хозяйство, так как количество детей, имеющих неопределенные представления значительно меньше, чем в традиционном детском доме. Полученные результаты согласуются с данными по сочинениям, в которых подростки описывали разделение обязанностей между членами семьи. В своих сочинениях данный критерий выделили большинство подростков из полных семей (60 %). Количество подростков из детских домов, в сочинениях которых наблюдается описание распределения обязанностей между членами семьи, значительно меньше (семейный детский дом - 40 %, традиционный детский дом - 10 %), что

может свидетельствовать об отсутствии представлений у большинства воспитанников детских домов о распределении обязанностей в семье.

Подводя итоги исследования, можно отметить, что для представлений о семейных ролях у подростков, воспитывающихся в детском доме семейного типа, характерно: наличие представлений эгалитарного типа в вопросах воспитания де,

, , климата, ролях выполняемых хозяином/хозяйкой. Многие подростки выделяют важность эмоциональных отношений в семье, отмечают желание иметь и воспитывать в будущем детей. Наблюдается позитивное отношение к членам семьи и к семье в целом (что также выражается в сплоченности членов семьи в рисунках).

Для представлений о семейных ролях у подростков, воспитывающихся в детском доме традиционного типа, характерно: наличие представлений эгалитарного типа в вопросах воспитания детей, причем сама тема очень слабо выражена в сочинениях; преобладание представлений традиционного типа о такой роли, как материальное обеспечение семьи; в вопросах обеспечения эмоционального климата данная категория детей имеет неопределенные представления, в ролях, выполняемых хо/ , . Достаточно малое количество подростков отмечает важность эмоциональных отношений в семье, желание иметь и воспитывать в будущем детей. В рисунках редко наблюдается позитивное отношение к членам семьи и к семье в целом.

, ,

подвержены воспитанники разных типов детских домов, однако в детском доме семейного типа ее уровень все же меньше, о чем свидетельствуют результаты ис,

для развития детей в детском доме семейного типа.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреева ТВ. Семейная психология: Учеб. Пособие. - СПб.: Речь, М. - 244 с.

2. Кон КС. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

- ( - ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Краткий словарь по социологии / Под ред. ДМ. Г вишиапи и др., 1989.

4. Лиханов А. Дети без родителей. - М.: Просвещение, 1987. - 271 с.

5. : / . . . - .:

, 1991. - 223 .

Карпенко Анна Александровна

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: [email protected].

347922, . , . , 2.

Тел.: +78634312016. '

Истратова Оксана Николаевна

E-mail [email protected].

Karpenko Anna Alexandrovna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: [email protected].

2, Chehova St., Taganrog, 347922, Russia.

Phone: +78634312016.

Istratova Oksana Nikolaevna

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.