DOI: 10.12731/2218-7405-2014-5-11 УДК 159.922.7
РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Истратова О.Н., Волошена Е.А.
Цель: изучение компонентов познавательной активности у детей дошкольного и младшего школьного возраста из благополучных и дисгармоничных семей, а также - у воспитанников детских домов.
Методология исследования: в ходе теоретического анализа проблемы выделены компоненты познавательной активности и факторы ее развития в детском возрасте. Методами исследования стали анализ научной литературы, диагностические методики, статистические методы обработки данных (критерий углового преобразования ф* Фишера).
Результаты: по сравнению с детьми из гармоничных семей, у детей, эмоционально отвергаемых родителями, наблюдается низкий уровень развития познавательного интереса, описательно-практический тип вопросительно-исследовательской активности, преобладание средних показателей познавательной деятельности. У младших школьников это проявляется в неустойчивости направленности на учебную деятельность.
У дошкольников из детского дома наблюдается снижение всех компонентов познавательной активности (познавательный интерес, вопросительно-исследовательская активность, успешность познавательной деятельности).
В работе сделан вывод о важности эмоционального компонента общения родителей с ребенком для развития его познавательной активности и дальнейшей социально-психологической адаптации.
Область применения результатов: материалы могут быть использованы в практической деятельности специалистов образовательных учреждений для работы с семьями по коррекции детско-родительских отношений и оптимизации познавательного и личностного развития детей.
Ключевые слова: познавательная активность; познавательная потребность; познавательный интерес; вопросительно-исследовательская активность; эмоциональное отвержение; социальное сиротство; дошкольный возраст; младший школьный возраст.
ROLE OF THE FAMILY IN THE FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF CHILDREN IN PRE-SCHOOL AND PRIMARY SCHOOL AGE
Istratova O.N., Voloshena E.A.
Purpose: examine the components of cognitive activity of children in preschool and primary school from wealthy families and disharmonious and - in orphanages.
Methodology: the theoretical analysis of the problem highlighted components of cognitive activity and factors of its development in childhood. Methods of the study were the analysis of the scientific literature, diagnostic techniques, statistical methods of data processing (criterion angular transformation ф * Fisher).
Results: the results showed that, compared with children of harmonious families, children, emotionally rejected by their parents, have a low level of cognitive interest, descriptive and practical type of questioning and research activity, the prevalence of medium indicators of cognitive activity. For the younger students is manifested in the instability of the focus on learning activities.
Preschoolers from the orphanage have a decrease of all components of cognitive activity (cognitive interest, questioning and research activities, the success of cognitive activity).
The paper concludes the importance of the emotional component of communication of the parents with the child to develop his cognitive activity and further social and psychological adaptation.
Practical implications: materials can be used in the practice of educational institutions for professionals working with families to correct parent-child relationship and optimization of cognitive and personality development of children.
Keywords: cognitive activity; cognitive need; cognitive interest; questioning and research activity,; emotional rejection; social orphanhood; preschool age; primary school age.
Введение
В настоящее время особенно актуален запрос общества на развитие познавательной активности детей для более эффективного обучения, что обозначено в государственных образовательных стандартах. Однако педагоги и родители, озабоченные подготовкой детей к школьному обучению именно в интеллектуальном аспекте, а так же академической успеваемостью младших школьников, стараются дать им как можно больше знаний, но способам подготовке не уделяют должного внимания. Знания приобретаются детьми не из внутренней мотивации и активности, а посредствам активности взрослых. При этом часто игнорируются потребности самого ребенка, когда родители не замечают особенностей его состояния, либо, замечая их, не учитывают, что характерно для нарушений детско-родительского взаимодействия.
Обзор иностранной и отечественной литературы
Фрустрация потребности ребенка в принятии и признании близкими тормозит его активность, в том числе и познавательную.
Изучением данного качества личности занимались такие исследователи как Т.А. Гусева, А.И. Крупнов, М.И. Лисина, А. М. Матюшкин, Н.Н. Поддьяков, Т. И. Шамова, Г.И. Щукина, В.С. Юркевич и др. [2; 5; 6].
Познавательная активность является непрерывно развивающимся качеством личности, отражающим готовность ребенка к познанию, интерес к чему-либо новому, проявление преобразовательных действий по отношению к окружающим предметам и явлениям, инициативность, самостоятельность и настойчивость в различных видах деятельности, а так же позитивное эмоциональное переживание при получении новой информации.
Достаточно развитые задатки к познавательной активности присутствует у каждого здорового человека с самого рождения. Как и другие качества, в процессе взросления человек может развивать свои познавательные возможности и учиться управлять ими. Однако, если не заниматься развитием данного личностного качества, познавательная активность начинает угасать [8].
Исследования показывают, что основными проблемами современного образования являются демотивированность основной массы учащихся, слабое умение планировать, организовывать и контролировать свои познавательные действия, потеря интереса к познанию в целом. Это приводит к тому, что у школьников, чьи познавательный интерес и потребность не активизированы, которые учатся по внешнему принуждению и не видят общественного смысла своей учебной деятельности, знания оказываются формальными, чуждыми его личности и сознанию [8].
В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяют:
- особенности общения ребенка с окружающими (Д.Б. Годовикова, Т.М. Зем-лянухина, М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова, и другие.),
- уровень развития потребности в новых впечатлениях (Л.И. Божович),
- общий уровень развития активности (Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицин и другие.). При этом общение ребенка с окружающими рассматривается как приоритетное для развития его познавательной активности.
Проанализировав различные исследования, посвященные познавательной активности детей разных возрастов [2, 5, 6, 8, 9], мы выяснили, что, как сложное структурное образование, познавательная активность включает в себя следующие
компоненты: мотивационно-потребностный (проявляющийся в любознательности, познавательном интересе и познавательной потребности), динамический (проявляющийся в вопросительно-исследовательской активности и познавательной позиции), регуляторный (проявляющийся в самостоятельности, настойчивости, инициативности и произвольности эмоциональных реакций), результативный и рефлексивно-оценочный блоки (самооценка ребенка своей познавательной деятельности и ее объективные результаты).
В современных условиях семья, как социальный институт, переживает кризис, проявляющийся в том числе и в росте числа деструктивных семей, в которых дети становятся жертвами насилия, вовлекаются в асоциальные действия родителей [1, 13, 15]. Однако, наряду с социальным неблагополучием современной семьи, тревогу вызывает обеднение содержания общения, доверительных отношений в социально благополучных семьях. Карьерные установки родителей подчас активно вытесняют родительские. На фоне возрастающих требований к ребенку, повышения требований к нему и ожиданий, растет недовольство родителя ребенком, что может привести как к открытой, так и скрытой формам эмоционального отвержения ребенка родителем [3, 11, 12, 14]. Особую ситуацию представляет пребывание детей в закрытых учреждениях.
Научные исследования достоверно показывают, что пребывание в детских интернатных учреждениях отрицательно влияет на все сферы формирующейся личности [4, 7], а также - на его социальную адаптацию [10].
Анализ причин низкой социальной адаптации социальных сирот, а соответственно и развития их личности позволил выделить некоторые из них, которые могут способствовать снижению познавательной активности детей: бедность общения взрослых с детьми; непостоянство, частая сменяемость взрослых, воспитывающих детей; недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей детских домов в силу распространенности такого явления, как эмоциональное выгорание у персонала; бедность конкретно-чувственного опыта детей [10].
Постановка задачи
Целью нашего исследования стало изучение особенностей познавательной активности детей, воспитывающихся в семьях с различным эмоциональным взаимодействием в семье, а также - воспитанников детских домов.
Задачи исследования:
- провести сравнительный анализ компонентов познавательной активности у дошкольников из гармоничных, эмоционально отвергающих ребенка семей и из детского дома;
- провести сравнительный анализ компонентов познавательной активности у младших школьников из гармоничных и эмоционально отвергающих ребенка семей.
Описание исследования
В исследовании приняли участие 78 детей в возрасте 6-7 лет, воспитывающихся в детских садах города Таганрога, их родители и воспитатели; 115 детей в возрасте 8-10 лет, учащиеся школ города Таганрога, их родители и педагоги, а также 22 воспитанника детского дома города Таганрога и их педагоги. Нами были использованы следующие методики: «Изучение волевых проявлений», «Оценка результатов познавательной деятельности»; «Рисунок семьи», «Сказка» (Н.И. Гано-шенко, В.С. Юркевич), «Вопрошайка» (Н.Б. Шумакова), «Таинственное письмо» (А.М. Прихожан), «Волшебный цветок», «Познавательная активность младшего школьника» (А.А. Горчинская), «Перечень любимых занятий» (М.В. Матюхина), методика «Спросить и угадать» (П. Торренс), методика «Выбор задачи - «способа» (А.К. Дусавицкий), Для диагностики степени принятия-отвержения ребенка в семье была использована «Шкала степени отверженности ребёнка в семье» (А.И. Баркан).
В ходе исследования были получены следующие результаты.
С помощью методик «Рисунок семьи» и «Шкала степени отверженности ребёнка в семье» были сформированы выборки детей по степени эмоционального благополучия ребенка в семье: 30 дошкольников и 29 младших школьников, эмо-
ционально принимаемых родителями; 22 дошкольника и 32 младших школьника, эмоционально отвергаемых родителями.
Диагностика познавательной активности детей выявила общие тенденции в развитии ее компонентов, как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте в зависимости от степени эмоционального дискомфорта, который ребенок испытывает в семье.
Так наблюдается уменьшение количества детей дошкольного возраста с высоким уровнем развития компонентов познавательной активности с усугублением ситуации семейного неблагополучия (таблица 1).
Таблица 1.
Познавательная активность дошкольников
Уровень Эмоционально при- Эмоционально от- Детский дом, в %
в разных нимаемые, в % вергаемые, в %
группах Компонентыч Выс. Сред. Низ. Выс. Сред. Низ. Выс. Сред. Низ.
познавательнои\
активности
Познавательная по- 53 43 4 45 45 10 27 50 23
требность
Познавательный инте- 46 40 14 22,5 22,5 50 18,5 23 58,5
рес
Вопросительно- 56 0 44 0 0 100 5 0 95
исследовательская ак-
тивность
Мотивационные пред- 53 26 21 0 90 10 23 27 50
почтения в выборе дея-
тельности
Для дошкольников из семей с эмоциональным принятием ребенка характерны высокий уровень познавательного интереса (46%), высокая выраженность познавательной потребности (53% высокий и 43% средний уровни), практически
одинаковая выраженность описательно-практического типа (44%) и проблемного типа (56%) вопросительно-исследовательской активности, преобладание высоких результатов познавательной деятельности (53%) над средними (26%). Данные результаты объясняются тем, что в семьях с благоприятным эмоциональным взаимодействием родители проявляют высокую чувствительность по отношению к ребенку, принимают его и создают позитивный эмоциональный фон общения, а при взаимодействии с ребенком ориентируются на его состояние. Это позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности и свободно исследовать окружающий мир, беспрепятственно проявляя свойственные ему с рождения любознательность и познавательный интерес. Так как родители стремятся ориентироваться на состояние и потребности ребенка, они способствуют удовлетворению и познавательных потребностей ребенка, которые в свою очередь начинают в еще большей степени проявляться, так как носят ненасыщаемый характер [6]. При этом любознательность, познавательный интерес дошкольников отличается глубиной погружения в исследование какого-либо предмета, явления, что внешне выражается в вопросительной активности ребенка, направленной на установление причинно-следственных связей, понимание сущности неизвестного и самостоятельного поиска ответов на свои вопросы. Так как родители понимают истинные причины вопросительной активности ребенка (познавательные интерес и потребность), они активно помогают ребенку в поиске ответов на его вопросы, что способствует их развитию и постепенному усложнению. При этом родители не дают излишних и готовых знаний, а приветствуют проявления самостоятельности, активности и настойчивости в получении ребенком новой и интересной для него информации. Такие родители склонны проявлять эмпатию, они разделяют с ребенком его позитивные переживания при получении этой информации, в связи с чем для ребенка любой процесс познания (в том числе и предложенный взрослым) становится привлекательным, эмоционально окрашенным, что, в свою очередь, приводит к активному развитию познавательной деятельности.
Для дошкольников из семей с нарушением родительской чувствительности (эмоциональное отвержение) при достаточной выраженности познавательной потребности (45% высокого уровня и 45% среднего) характерен низкий уровень познавательного интереса (50%), описательно-практический тип вопросительно-исследовательской активности (100%), преобладание средних показателей познавательной деятельности (90%). Родители с нарушениями чувствительности не всегда замечают изменения в состоянии своего ребенка, не понимают причин этого и его поведения, а также, зачастую в силу своих личностных особенностей, не способны к сопереживанию, проявлению эмпатии. В виду этого, ребенок не всегда может чувствовать себя в полной безопасности, что способствует снижению его природной любознательности, слабому проявлению познавательного интереса. Неумение родителя видеть особенности своего ребенка, его состояния, понять причины этого и повлиять, оказать поддержку создают у ребенка состояние тревожности, что приводит к общей пассивности. Наиболее негативное влияние данные нарушения эмоционального взаимодействия оказывают на вопросительно-исследовательскую активность.
У дошкольников из детского дома наблюдается снижение всех компонентов познавательной активности. У них преимущественно на низком уровне развития находятся такие ее компоненты, как познавательный интерес (58,5%), вопросительно-исследовательская активность (95 %), на среднем - познавательная потребность (50 %), на низком и среднем - успешность в познавательной деятельности (50% и 27% соответственно).
Фрустрация потребности в любви и принятии, остро переживаемая воспитанниками детских домов, развивает пассивность у ребенка, тормозит познавательную активность. При этом воспитанники детских домов задают достаточно много вопросов, но эти вопросы направлены не на удовлетворение своих познавательных потребностей, любознательности, а на удовлетворение более значимых для них потребностей (в любви, общении), например, «ты надолго к нам?», «когда еще при-
дешь?», «давай поиграем». Новый человек рассматривается как объект, способный дать заботу, любовь, время и внимание.
Диагностика познавательной активности младших школьников дала следующие результаты (Таблица 2).
Таблица 2.
Познавательная активность младших школьников
Уровень в разных группах Компоненты познавательной ^ч активности Эмоционально принимаемые, в % Эмоционально отвергаемые, в %
Выс. Сред. Низ. Выс. Сред. Низ.
Познавательная потребность 62 14 24 31 28 41
Познавательный интерес 20,7 44,8 34,5 18,8 31,2 53
Познавательная направленность 69 20,7 10,3 9,3 21,9 68,8
Вопросительно-исследовательская активность 72 28 0 34,4 34,4 31,2
Было обнаружено, что в группе эмоционально принимаемых детей познавательная потребность выше, чем в группе эмоционально отвергаемых. Как было сказано выше, у дошкольников из гармоничных и эмоционально отвергающих семей познавательная потребность выражена на практически одинаковом уровне. , То есть, можно предположить, что деструкция детско-родительских отношений приводит к младшему школьному возрасту приводит к депривации такой базовой потребности, как познавательная, и она начинает угасать. Это подтвердилось статистически, как по опросу учителей, так и родителей. Мы получили статистически значимые результаты (р = 0,01): в группе детей эмоционально принимаемыми ро-
дителями проявляется высокая степень познавательной активности, чем у детей в группе эмоционально отвергаемых. Познавательная активность не только складывается из мотивации к познанию, она складывается и из проявляемого интереса к этому познанию. Нами был проведён анализ уровня проявления заинтересованности в предмете деятельности у детей в группе эмоционально принимаемых и отвергаемых родителями. Эмоционально принимаемые родителями дети ориентируются на суть явлений, основываясь на поисково-исполнительном уровне и творческом подходе, а отвергаемые дети выбирают суть явлений, основывающихся на фактах и заинтересованности в самом процессе действий. Далее мы обследовали детей на уровень познавательной направленности и выявили статистически значимые результаты (р = 0,01): в группе детей, эмоционально принимаемыми родителями, проявляется высокая степень устойчивой направленности на способ осуществления учебной деятельности, что подтверждает высокий уровень заинтересованности в сути явления.
Заключение
Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:
1. В дошкольном возрасте наблюдается снижение познавательного интереса, вопросительно-исследовательской активности и результативности познавательной деятельности у детей из семей с эмоциональным отвержением ребенка по сравнению с детьми из гармоничных семей.
2. У дошкольников из детского дома все компоненты познавательной активности развиты на низком уровне.
3. В младшем школьном возрасте происходит угасание познавательной потребности, снижение познавательного интереса, познавательной направленности и вопросительно-исследовательской деятельности у детей из семей с эмоциональным отвержением ребенка в семье.
Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что нарушения эмоционального взаимодействия родителя с ребенком и, тем более, отсутствие семьи, приводят к снижению познавательной активности дошкольника и младшего
школьника в различных ее проявлениях и к снижению результатов познавательной деятельности. В дальнейшем развитии ребенка это может негативно отразится на его обучении ребенка, адаптации к новой социальной ситуации и академической успеваемости.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант №13-36-01006а1
Список литературы
1. Голубева Е.В., Истратова О.Н. Диагностика типов детско-родительских отношений // Российский психологический журнал. 2009. Т. 6. № 1. С. 25-34.
2. Гусева Т.А. Стили познавательной активности личности студентов. Авто-реф. дис. ... док. психол. наук. Новосибирск. 2009. 44 с.
3. Истратова О.Н. Развитие младшего школьника в условиях эмоционального отвержения его родителями // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. № 10 (135). С. 186-193.
4. Истратова О.Н. Феномен социального сиротства как психолого-педагогическая проблема // Известия ТРТУ. 2006. № 14 (69). С. 206-211.
5. Линых Н.А. Развитие познавательной активности и учебной мотивации учащихся начальной школы в исследовательской деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2013. 151 с.
6. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 18-35.
7. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. 368 с.
8. Романова, Н.И. К вопросу о развитии познавательной активности подростков в современной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 7. С. 113-115.
9. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер. 2002. 272с.: ил. (Серия "Мастера психологии").
10. Шипицина Л.М. Психическое развитие детей-сирот. СПб: Издательство СПУ. 2005. 628с.
11. Шугаева Н.А. Особенности структуры ценностей на различных этапах семейной жизни. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №7(15), 2012. http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/7/shugaeva.pdf
12. Aoki Kikuyo Psychology of parent-child relationship // JMAJ: Jap. Med. Assoc. J. 2003. V. 46. - № 2. P. 75 - 79.
13. Cohen M., Raphling D., Green P. Psychological aspects of the maltreatment syndrome of childhood // J. Pediatrics. 1996. Vol. 69. P. 279-284.
14. Eccles J.S., Davis-Kean P.E. Influences of parents' education on their children's educational attainments: The role of parent and child perceptions. London Review of Education. 2005. № 3(3), р. 191-204.
15. Kerns, K. Attachment based assessments of parent-child relationships in middle childhood Text. / K. Kerns, P. Tomich, J. Aspelmeier, J. Contreras // Developmental Psychology. 2000. Vol. 36. P. 614 - 626.
References
1. Golubeva E.V., Istratova O.N. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal. [Russian psychological journal]. 2009. V. 6, no 1: p 25-34.
2. Guseva T.A. Stilipoznavatel'noj aktivnosti lichnosti studentov.. [Styles of cognitive activity of the identity of students]. Novosibirsk, 2009, 44 p.
3. Istratova O.N. Izvestiya YuFU. Tekhnicheskie nauki. [Develjpmtnt of elementary school student with emotional rejection his parents // Izvestiya SFedU. Engineering sciences]. 2012, no 10 (135), p. 186-193.
4. Istratova O.N. Izvestija JuFU. Tehnicheskie nauki [Izvestiya SFedU. Engineering sciences]. 2006, no 14 (69), p. 206-211.
5. Linyh N.A. Razvitie poznavatel'noj aktivnosti i uchebnoj motivacii uchashhihsja nachal'noj shkoly v issledovatel'skoj dejatel'nosti [Development of cognitive activity and learning motivation of elementary school students in research activities]: the dissertation candidate of psychological sciences: Moscow, 2013. 151 p.
6. Lisina M.I. Voprosy Psychologii. 1982, no 4, p. 18-35.
7. Oslon V.N. Moscow: Genesis, 2006, 368 p.
8. Romanova, N.I. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin]. 2007, no 7, p. 113-115.
9. Holodnaja M.A. SPb.: Piter, 2002, 272 p.
10. Shipicina L.M. SPb: Izdatel'stvo SPU [SPb: Saint Petersburg State University]. 2005, 628 p.
11. Shugaeva N.A. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem [Modern Research of Social Problems], no 7 (15), 2012. www.sisp.nkras.ru
12. Aoki Kikuyo Psychology of parent-child relationship // JMAJ: Jap. Med. Assoc. J. 2003. V. 46, no 2, p. 75-79.
13. Cohen M., Raphling D., Green P. Psychological aspects of the maltreatment syndrome of childhood. J. Pediatrics. 1996. Vol. 69, p. 279-284.
14. Eccles J.S., Davis-Kean P.E. Influences of parents' education on their children's educational attainments: The role of parent and child perceptions. London Review of Education. 2005, no 3(3), p. 191-204.
15. Kerns, K. Attachment based assessments of parent-child relationships in middle childhood Text. / K. Kerns, P. Tomich, J. Aspelmeier, J. Contreras // Developmental Psychology. 2000. Vol. 36, p. 614-626.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Истратова Оксана Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности
Инженерно-технологическая академия Южного федерального университета ул. Чехова 2, город Таганрог, Ростовская область, 347922, Россия
e-mail: oksana-istratova@yandex. ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 5725-7366
Волошена Елена Александровна, магистрант кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности
Инженерно-технологическая академия Южного федерального университета ул. Чехова 2, город Таганрог, Ростовская область, 347922, Россия e-mail: voloshenae@ya.ru
DATA ABOUT THE AUTHORS
Istratova Oksana Nikolaevna, candidate of psychological sciences, associate professor of department of Psychology and Safety of Existence
Engineering and Technological Academy of Southern Federal University 2, Chehova street, Taganrog, 347922, Russia e-mail: oksana-istratova@yandex. ru
Voloshena Elena Aleksandrovna, graduate student of department of Psychology and Safety of Existence
Engineering and Technological Academy of Southern Federal University 2, Chehova street, Taganrog, 347922, Russia e-mail: voloshenae@ya.ru
Рецензент:
Демидова И.Ф., к. психол. н, доцент, заведующая кафедрой теоретической и прикладной психологии Таганрогского института управления и экономики