Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ НА ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА: НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СИБИРСКОЙ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ МЧС РОССИИ'

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ НА ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА: НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СИБИРСКОЙ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ МЧС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
16
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЯВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ МЧС РОССИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА / УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ / СИСТЕМАТИЗИРОВАННЫЕ / ХРОНОЛОГИЧЕСКИ ВЫСТРОЕННЫЕ ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чёрный Сергей Петрович, Савин Александр Петрович

Анализируя проявление патриотизма у курсантов МЧС России, выявлена педагогическая проблема - анализ интеллектуального проявления патриотизма, для чего необходимо исследовать уровень знаний курсанта по Истории России. Выявлено: информированность о Русской истории до XX века на низком уровне. Информированность о процессах и событиях истории России (Российская империя, СССР, Российская Федерация) XX века - недостаточна. Общее представление о ключевых событиях - есть. Но объем систематизированных, хронологически выстроенных знаний не соответствует требованиям образовательных программ, и следовательно не соответствует предлагаемым ВУЗом программам обучения по дисциплинам «История России» и «Политология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Чёрный Сергей Петрович, Савин Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE LEVEL OF COMPETENCE IN NATIONAL HISTORY ON THE EDUCATION OF PATRIOTISM: ON THE EXAMPLE OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE SIBERIAN FIRE AND RESCUE ACADEMY OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA

Analyzing the manifestation of patriotism among the cadets of the EMERCOM of Russia, a pedagogical problem is revealed - the analysis of the intellectual manifestation of patriotism, for which it is necessary to investigate the level of knowledge of the cadet on the History of Russia. Revealed: awareness of Russian history before the XX century at a low level. Awareness of the processes and events of the history of Russia (the Russian Empire, the USSR, the Russian Federation) of the XX century is insufficient. There is a general idea of the key events. The history of Russia. But the volume of systematized, chronologically structured knowledge does not meet the requirements of educational programs, and therefore does not correspond to the university’s proposed training programs in the disciplines of “History of Russia” and “Political Science”.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ НА ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА: НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СИБИРСКОЙ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ МЧС РОССИИ»

Влияние уровня компетентности по Отечественной истории на воспитание патриотизма: на примере образовательного процесса Сибирской пожарно-спасательной академии МЧС России

Чёрный Сергей Петрович,

канд. пед. наук, доц., кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России E-mail: opk@sibpsa.ru

Савин Александр Петрович,

канд. пед. наук, доц., кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России E-mail: opk@sibpsa.ru

Анализируя проявление патриотизма у курсантов МЧС России, выявлена педагогическая проблема - анализ интеллектуального проявления патриотизма, для чего необходимо исследовать уровень знаний курсанта по Истории России. Выявлено: информированность о Русской истории до XX века на низком уровне. Информированность о процессах и событиях истории России (Российская империя, СССР, Российская Федерация) XX века - недостаточна. Общее представление о ключевых событиях - есть. Но объем систематизированных, хронологически выстроенных знаний не соответствует требованиям образовательных программ, и следовательно не соответствует предлагаемым ВУЗом программам обучения по дисциплинам «История России» и «Политология».

Ключевые слова: проявление патриотизма у курсантов МЧС России; интеллектуальное проявление патриотизма; уровень знаний по Истории России; систематизированные, хронологически выстроенные знания.

Исследуя процесс воспитания курсантов МЧС России в процессе обучения, мы определили промежуточные критерии сформированности патриотизма как личностной характеристики, выявив следующие проявления: эмоциональное, мировоззренческое, интеллектуальное и практическое. Эмоциональное проявление - это интерес к ярким историческим событиям, это гордость за подвиги и достижения исторических деятелей, и национальных героев. Мировоззренческое проявление отражается в осознании культурных ценностей, а также убежденности в сохранении национальных традиций. Интеллектуальное проявление патриотизма выражается в устойчивом познавательном интересе к истории России, к ее современному политическому положению, в понимании процессов социально-политического, национально-культурного развития, и государственного строительства. Практическое проявление патриотизма это стандарт поведения основанный на убежденности в честном и добросовестном выполнении гражданских обязанностей, долга перед Родиной и государством, ответственности за выполнение служебных обязанностей, готовность к созидательному труду.

В предыдущих публикациях, на основе педагогического анализа, целевых бесед, опросов и наблюдений мы сформулировали следующий вывод, касающийся эмоционального и мировоззренческого проявлений патриотизма у курсантов МЧС России: «-эмоциональное проявление патриотизма устойчиво присутствует у курсантов первого курса Академии, что требует непрерывного педагогического воздействия нацеленного на его сохранение и развитие до уровня формирования устойчивой личностной этической системы;» [5,202].

Но при этом выявлена довольно острая педагогическая проблема, требующая дополнительного анализа процесса личностного развития курсантов МЧС России «... - у курсантов недостаточный объем исторических знаний, для эффективного развития мировоззренческого уровня патриотизма до устойчивого интеллектуального и практического проявления» [5,203]

Теперь необходимо выявить интеллектуальное проявление патриотизма у курсантов СПСА. Существует ли устойчивое желание изучать историю России на основе научной методологии, для системного понимания исторических процессов и событий, с определением и пониманием причинно-следственных связей, и хронологической синхронизацией со всемирной историей?

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Выбраны традиционные методы исследования предметной подготовки (обученности):

- опрос на занятиях по дисциплине «История

России», «Политология»

(4 группы 1 курса СПСА);

- тематическая беседа по теме «Великие имена

России» (4 группы 1 курса СПСА);

- письменная самостоятельная работа (4 группы

1 курса СПСА).

В четырех группах, где проводился опрос, получены следующие результаты: названы наиболее известные политические деятели России. Древняя История: кн. Рюрик, Вещий Олег, Владимир Креститель. С подсказкой преподавателя вспомнили Ольгу Мудрую и Ярослава Мудрого. Никто не вспомнил Игоря Старого и Святослава Храброго.

XII-XV в.в: Хан Батый, Дмитрий Донской, Мамай, Иван III Великий,

с подсказкой Иван Калита, Сергий Радонежский, Пересвет.

Других персонажей никто не предложил!

XVI-XVII в.в.: Иван Грозный, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, и, с подсказки, вспомнили Степана Разина.

Других персонажей никто не предложил!

XVIII в.в. Все назвали Петра I, Елизавету Петровну, Екатерину II, А.В. Суворова и М.И. Кутузова. Но только с подсказки вспомнили Анну Иоан-новну, и Бирона, А.Н. Радищева, Емельяна Пугачева, Павла I.

О ПетреИ и о Петре III не упомянуто вовсе.

Д.И. Фонвизина вспомнили, но не смогли самостоятельно привязать его к XVIII веку.

XIX век. Во всех группах легко назвали представителей Русской классики, то есть писателей и поэтов «Золотого века». Из политических деятелей: Наполеона и опять М.Ю. Кутузова, Петра Багратиона, Александра I. Дениса Давыдова назвали четыре курсанта; о героях Войны 1812 года, в т.ч. о партизанах знают, могут что-то рассказать, но очень поверхностно.

Сюжет связанный с декабрьским, 1825 года, восстанием в целом известен всем, названы имена основных участников событий.

О правлении Николая I известно только то, что была жесткая цензура и репрессии. По его вине погибли и А.С. Грибоедов и А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов? (Причем логически связать смерть великих литераторов с императором не получилось). О законодательных и финансовых реформах, о «Министерстве государственных имуществ» никто не вспомнил.

Крымская война известна только по сюжету о героической обороне Севастополя. Имена участников (П.С. Нахимов, В.И. Истомин, В.А. Корнилов, Э.И. Тотлебен, Н.И. Пирогов) вспоминают только с помощью преподавателя. 5 Реформы 60х-70х годов XIX века. Только осво-5 бождение крестьян помнят все, но о содержании Я и деталях реформы никто не смог рассказать да° же в рамках среднего звена общеобразователь-5в ной школы. Земская и судебная реформы вспоми-

наются с трудом, причем содержание их неизвестно.

Таким образом приходим к следующему выводу: информированность о Русской истории до XX века на довольно низком уровне, но при этом общие представления о героических событиях устойчивы, эмоциональная убежденность в славе русского оружия безусловна.

Исторические события и процессы XX века обсуждались в рамках тематической беседы «Великие имена России», и письменного опроса.

Первая часть обсуждения была посвящена политическим лидерам периода: В.И. Ленину, И.В. Сталину, Н.С. Хрущеву, Л.И. Брежневу, Ю.В. Андропову, К.У. Черненко, М.С. Горбачеву и Б.Н. Ельцину.

Ленина связали с двумя событиями: свержение царя и Гражданская война. При выяснении проблемы первой позиции о свержении царя возникло некоторое удивление, большинство абсолютно уверено, что это было именно так. В результате обсуждения курсанты вспомнили имена Л.Д. Троцкого и А.Ф. Керенского, и прокомментировали их роль в революции довольно точно. Гражданская война представляется обследуемым смутно, никто не знает ее хронологических рамок, периодизации, и основных событий. Вспомнили А.В. Колчака как участника событий, В.И. Чапаева, Нестора Махно, Л.Д. Троцкого (очевидно это результат воздействия кинематографа последних лет). В.И. Ленин представлен как создатель коммунистической партии, организатор победы в Гражданской войне, основатель СССР. В одной группе назвали НЭП, но помнят только по названию, причин, задач и содержания не знает никто.

Сталина как исторического деятеля обсуждали активно. Очевидно под влиянием деятельности СМИ последнего времени, на первый план выдвигается его значение в Великой Отечественной Войне как организатора победы. Традиционное «советское» понятие «1937 год» или «Сталинские репрессии» по прежнему устойчиво присутствует у большинства курсантов как исторический стандарт оценки данного периода.

С именем Сталина связали имена великих полководцев: прежде всего Г.К. Жукова и К. К. Рокоссовского, названы И.С. Конев, А.М. Василевский, Р.Я. Малиновский, Ф.И. Толбухин, И.Х. Ба-грамян и другие. Но привязать их к операциям, даже самым масштабным оказалось затруднительно. Г.К. Жуков отстоял Москву и взял Берлин. А.М. Василевский и Р.Я. Малиновский разгромили Японию. Установить командование маршалов Победы другими крупнейшими операциями не удалось. (Хотя основные сражения, пусть хронологически не последовательно, были названы).

Представление о репрессиях 30 годов очень смутно. Из участников называют только Л.П. Берию (Г.Г. Ягода и Н.И. Ежов неизвестны вовсе), из жертв помнят М.Н. Тухачевского (о нем известно только то, что он полководец). О партийных чистках представление очень нечеткое.

Обсуждение международной политики военного и послевоенного периода показывает более высокий уровень информированности. Известны имена, должности и историческое значение Черчилля и Рузвельта. Курсанты помнят о конференциях «Большой тройки» (и Тегеран и Ялту), знают о возникновении ООН. Потсдамская конференция тоже известна, но участников (кроме Сталина) назвать уже не смогли.

Цель и значение Нюрнбергского процесса известны подавляющему большинству курсантов.

Представление курсантов об истории СССР -РФ с 50х и до конца XX века бессистемны, отсутствуют знания о социально-экономических процессах, о культурно-политических особенностях периода, о достижениях советского народа во всех сферах общественной жизни, о причинах кризиса государства, и о процессе его разрушения.

Н.С. Хрущев рассматривается обследуемыми только в варианте популярных до сих пор анекдотов. Все связывают его деятельность с «кукурузной авантюрой», с «хрущевками», реже с «целиной» и повышением цен. Во внешней политике, с подсказкой, связали Хрущева с Карибским кризисом. И это все!

О кардинальном повороте экономической политики в направлении производства товаров народного потребления - неизвестно. О внедрении достижений НТР (химии, радиоэлектроники, космонавтики, ядерной физики) в экономику - неизвестно. О кардинальном развитии в Сибири гидро и теплоэнергетики - неизвестно. О начале масштабной разработки нефтяных запасов Западной Сибири - неизвестно.

Отрицательное отношение к конкретной личности, безусловно обоснованное, исключает реальные знания о целом историческом периоде. Хрущевский волюнтаризм, оформившийся в устойчивый народный штамп (причем обосновано), в значительной мере стирает знания о реальных фактах (например не помнят о первом атомном ледоколе «Ленин»).

Юрия Алексеевича Гагарина и победу советской науки в освоении космоса помнят все!

Л.И. Брежнева помнят только в связи с понятием «застой» (при этом «застой» ассоциируется только с потребительским дефицитом, к производительности труда, по мнению курсантов он отношения не имеет). О эффективной экономической политике начального периода, то есть о «Косыгин-ском Хозрасчете» - неизвестно. О результативной внешнеполитической деятельности (Хельсинки например) - неизвестно.

БАМ, Саяно-Шушенская ГЭС, Набережные Челны (КАМАЗ) помнят и имеют правильное представление о данных объектах, но никак не привязывают их к Брежневу.

Период Ю.В. Андропова и К.У. Черненко практически неизвестен. Несколько человек помнят -что Андропов бывший руководитель КГБ и «хотел навести порядок». Все. О Черненко даже красно-ярцы не знают, что он наш земляк.

С именем М.С. Горбачева связывают только термины «перестройка» и «ускорение», объяснить их содержание не смогли. (Про «гласность» никто не вспомнил). Но при этом все как один уверено утверждают, что именно он (Горбачев) «развалил страну». Обоснованных комментариев не было.

Мнение о значении политики Б.Н. Ельцина разделились диаметрально. Но это были рассуждения о современном состоянии страны, без установления научно - исторических, причинно-следственных связей, без исторического анализа.

Таким образом уровень информированности о процессах и событиях истории России (Российская империя, СССР, Российская Федерация) XX века можно охарактеризовать как недостаточный. Общее представление о ключевых событиях, особенно о подвиге народа в Великой Отечественной Войне - есть. Но объем систематизированных, выстроенных хронологически знаний не соответствует требованиям образовательных программ, и следовательно не соответствует предлагаемым ВУЗом программам обучения по дисциплинам «История России» и «Политология».

Литература

1. Актуальные проблемы патриотического и военно-патриотического воспитания детей и молодежи в контексте обеспечения военной безопасности России. - Нижневартовск: НГУ. - 2015. - 318 с.

2. Байрамов В.Д., Бочарников И.В., Кандыбо-вич С.Л., Лутовинов В.И. Патриотизм современной российской молодежи: концептуальные основания и технологии воспитания. - М., Альфа. - 2013. - 144 с.

3. Владимир Путин: «У нас нет никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» // Наша молодежь. - 2016. - № 4. - с. 3.

4. Горбунов В.С. Педагогика патриотизма: уч. -метод. пособие. - Кемерово: АИ Кузбассвузиз-дат, 2018. - 747 с.

5. Савин А.П, Чёрный С.П. Педагогическое значение взаимосвязи эмоционального и миро-возренческого проявления патриотизма и результатов общего образования при планировании воспитания личности курсантов МЧС России. / Савин А.П, Чёрный С.П. //Современное педагогическое образования - журнал-2023 № 3 - С. 201-203.

THE INFLUENCE OF THE LEVEL OF COMPETENCE IN NATIONAL HISTORY ON THE EDUCATION OF PATRIOTISM: ON THE EXAMPLE OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE SIBERIAN FIRE AND RESCUE ACADEMY OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA

Cherny S.P., Savin A.P.

Siberian Fire and Rescue Academy EMERCOM of Russia

Analyzing the manifestation of patriotism among the cadets of the EMERCOM of Russia, a pedagogical problem is revealed - the analysis of the intellectual manifestation of patriotism, for which it is necessary to investigate the level of knowledge of the cadet on

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

the History of Russia. Revealed: awareness of Russian history before the XX century at a low level. Awareness of the processes and events of the history of Russia (the Russian Empire, the USSR, the Russian Federation) of the XX century is insufficient. There is a general idea of the key events. The history of Russia. But the volume of systematized, chronologically structured knowledge does not meet the requirements of educational programs, and therefore does not correspond to the university's proposed training programs in the disciplines of "History of Russia" and "Political Science".

Keywords: manifestation of patriotism among cadets of the Ministry of Emergency Situations of Russia; intellectual manifestation of patriotism; level of knowledge on the History of Russia; systematized, chronologically structured knowledge.

References

1. Actual problems of patriotic and military-patriotic education of children and youth in the context of ensuring military security of Russia. - Nizhnevartovsk: NSU. - 2015. - 318 p.

2. Bayramov V.D., Bocharnikov I.V., Kandybovich S.L., Lutovi-nov V.I. Patriotism of modern Russian youth: conceptual foundations and technologies of education. - M., Alpha. - 2013. -144 p

3. Vladimir Putin: "We have no other unifying idea except patriotism" // Our youth. - 2016. - No. 4. - p. 3.

4. Gorbunov V.S. Pedagogy of patriotism: teaching method. stipend. - Kemerovo: AI Kuzbassvuzizdat, 2018. - 747 p.

5. Savin A.P., Cherny S.P. Pedagogical significance of the relationship between emotional and ideological manifestations of patriotism and the results of general education in the planning of personal education of cadets of the Ministry of Emergency Situations of Russia. / Savin A.P., Cherny S.P. //Modern pedagogical education - journal-2023 No. 3 -pp.201-203

o d

u

CM

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.