Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА И РЕЗУЛЬТАТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ МЧС РОССИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА И РЕЗУЛЬТАТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ МЧС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ СПСА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА / ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чёрный Сергей Петрович, Савин Александр Петрович

Патриотическое воспитание молодежи - задача стратегическая, требующая целенаправленной деятельности государства и общества. Проанализируем патриотизм, как компонент личности, в образовательном процессе в его эмоциональном и мировоззренческом проявлении. Эмоциональный компонент патриотического воспитания выражается в интересе к истории Родины, в гордости за достижения и подвиги исторических деятелей и современников, устойчиво присутствует в личностной структуре курсанта. Требуется эффективное, педагогическое воздействие для развития эмоционального проявления патриотизма до уровня мировоззренческого, интеллектуального и практического.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL SIGNIFICANCE OF THE RELATIONSHIP BETWEEN EMOTIONAL AND IDEOLOGICAL MANIFESTATIONS OF PATRIOTISM AND THE RESULTS OF GENERAL EDUCATION IN THE PLANNING OF PERSONAL EDUCATION OF CADETS OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA

Patriotic education of young people is a strategic task that requires purposeful activity of the state and society. Let’s analyze patriotism as a component of personality in the educational process in its emotional and ideological manifestation. The emotional component of patriotic education is expressed in interest in the history of the Motherland, in pride in the achievements and exploits of historical figures and contemporaries, and is steadily present in the personal structure of the cadet. Effective pedagogical influence is required to develop the emotional manifestation of patriotism to the level of ideological, intellectual and practical.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА И РЕЗУЛЬТАТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ МЧС РОССИИ»

Педагогическое значение взаимосвязи эмоционального и мировоззренческого проявления патриотизма и результатов общего образования при планировании воспитания личности курсантов МЧС России

Чёрный Сергей Петрович,

канд. пед. наук, доц. кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России» E-mail: opk@sibpsa.ru

Савин Александр Петрович,

канд. пед. наук, доц. кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России» E-mail: opk@sibpsa.ru

Патриотическое воспитание молодежи - задача стратегическая, требующая целенаправленной деятельности государства и общества. Проанализируем патриотизм, как компонент личности, в образовательном процессе в его эмоциональном и мировоззренческом проявлении. Эмоциональный компонент патриотического воспитания выражается в интересе к истории Родины, в гордости за достижения и подвиги исторических деятелей и современников, устойчиво присутствует в личностной структуре курсанта. Требуется эффективное, педагогическое воздействие для развития эмоционального проявления патриотизма до уровня мировоззренческого, интеллектуального и практического.

Ключевые слова: формирование патриотизма у курсантов СПСА; эмоциональное проявление патриотизма; мировоззренческое проявление патриотизма; интеллектуальное проявление патриотизма; практическое проявление патриотизма.

о с

U

со см о см

Патриотическое воспитание молодежи - это проблема непреходящая. Идеологические и мировоззренческие противоречия сегодняшнего дня возникли не вдруг, и не только в молодежной среде. Общественное восприятие декларируемых идей, основанных на многообразных, примитивных и сложных, научных и псевдонаучных теориях, или просто бытовых размышлениях - процесс неуправляемый. Энергичная работа СМИ, и традиционные средства пропаганды лишь частично решают задачу регулирования общественного мнения; обоснованная критика заведомой лжи, аргументированное информирование обеспечивают относительную идеологическую стабильность. Но эффективность решения данной задачи должна быть объективно основана на интеллектуальном и мировоззренческом личностном уровне развития каждого гражданина России, то есть на результатах деятельности образовательно - воспитательной системы, включая семейное, общественное, дошкольное, общеобразовательное а также высшее образование. Следовательно - патриотическое воспитание молодежи, это задача стратегическая, требующая непрерывной, целенаправленной, научно и методически обоснованной деятельности государства, общества, церкви, литературы, искусства и всех остальных социальных институтов.

В статье «Педагогическое значение проявления патриотизма при планировании воспитания личности курсантов МЧС России» теоретически определена необходимость фиксирования и сравнительного анализа проявления патриотизма у курсантов МЧС России в образовательно-воспитательном процессе СПСА:

- патриотизм это ментальная, идеологическая часть мировоззрения, формирующаяся в процессе интеллектуального развития личности, обеспечивающая эффективное противодействие внешней и внутренней пропаганде, стремящейся разрушить национальные ценности, верность долгу, национальное самосознание;

- патриотизм в своем практическом проявлении, это прежде всего мотив саморазвития и самовоспитания, патриотизм определяет жизненную цель курсанта, и формирует сверхзадачу обучения;

- в образовательном и воспитательном процессе, высшего образования, необходимо выявлять эмоциональное, мировоззренческое, интеллектуальное и практическое проявления патриотизма при определении цели и методики целостного учебного процесса».[6, 202]

Для анализа патриотизма как компонента личности, который необходимо целенаправленно формировать в системе образования, выделим его «в эмоциональном, мировоззренческом, интеллектуальном и практическом проявлении».

Эмоциональное проявление патриотизма выражается в интересе к истории Родины, в гордости за достижения и подвиги исторических деятелей и современников. В текущей жизни заметны радость за успехи наших спортсменов, за научные достижения, и главное, искреннее переживание за участников операции в Донбассе и Луганске.

Эмоциональный компонент довольно ярко проявляется на занятиях гуманитарного цикла, прежде всего это «история» и «политология». В учебной группе первого курса было предложено записать наиболее яркие события прошедшего 2022го-да, причем иерархия значимости определялась самим респондентом. У всех (21 курсант) на первом месте СВО в Украине. На втором месте у всех окончание школы, или поступление в Академию. На третье место 8 опрошенных определили зимнюю олимпиаду, 13 - чемпионат Мира по футболу. Иерархия конечно определена активностью СМИ, и особенностью проживания в общежитии (активный обмен мнениями). Курсантов попросили прокомментировать свой выбор, выслушали 4 человека. СВО воспринимается как высокая миссия России, приведены примеры героизма, проявляется гордость за превосходство русского оружия, преемственность славы победителей Гитлера. Все выступающие интонационно выделяли свое отношение к государственной символике флагу и гербу, что также звучало в репликах с места. (Такой же эксперимент был проведен еще в четырех группах. Вывод подтвержден).

Без сомнения эмоциональный компонент патриотического воспитания устойчиво присутствует в личностной структуре курсанта, следовательно, необходимо обеспечить непрерывное педагогическое воздействие с целью его сохранения и развития до уровня формирования устойчивой личностной этической системы анализа и оценки исторических событий.

Необходимо выявить проявление мировоззренческого компонента, точнее его соответствие внешнему - эмоциональному. Мировоззрение это структура сложная, включающая утвердившиеся в течении нескольких поколений общественные ценности, этнические характеристики, поведенческие стандарты и национальные особенности коммуникации. То есть мировоззрение это системообразующий компонент менталитета, а он, прежде всего «...обеспечивает высокий патриотический нравственный потенциал личности, который, в период исторических, переломных событий формирует общенациональный патриотический подъем» [6,203].

Определение мировоззренческого компонента методом прямого опроса, или анализа отдельных ситуаций невозможно. Необходимы: продолжительное визуальное наблюдение, системный

ретроспективный анализ, ряд тематических бесед, целенаправленно созданные педагогические ситуации и т.д., то есть нужно сложное, систематизированное, комплексное исследование. Тем не менее, выявить соотношение эмоционального проявления и не всегда явного мировоззренческого, возможно. Наиболее ярко мировоззренческое проявление патриотизма наблюдается в отношении к таким понятиям как «Родина», «Служение Отечеству», «Долг», «Присяга», и т.д., но также надо выделить и некоторые другие нравственные понятия значимые при личностном формировании: «Семья», «Родители», «Долг перед родителями», «Друзья детства» и другие, определяющие ментальную самоидентификацию человека в обществе и в мире в целом.

В процессе проведения практических занятий по дисциплине политология мы целенаправленно подводили курсантов к обсуждению такой темы как национальный вопрос в России, причем вывели эту беседу за рамки СВО в Украине, так как данная ситуация безусловно выводит на первый план эмоциональное проявление. Во - первых большинство активных участников беседы рассказали о своих многонациональных семьях, им довольно хорошо известно о предках разных национальностей, об истории их поселения на Родине курсанта. Пассивных участников беседы спрашивали целенаправленно. В результате выяснилось, что в «родове» каждого присутствуют татары, немцы, украинцы, белорусы, поляки, тувинцы, мордвины, армяне, якуты и т.д. (Причем, прозвучало удивление «До известных событий не думали, что украинцы другой народ».)

Обсудили и еще один вопрос «Считаете ли Вы своей обязанностью защищать не только Российскую Федерацию, но и людей живущих в так называемом ближнем зарубежье». Мнения разделились. Часть исследуемых твердо отрицала такую необходимость. Часть отстаивала обязанность России защищать права народов бывшего СССР. Но несколько человек откровенно говорили о своих сомнениях. Обсуждение этой проблемы, в конечном итоге, приводит к общему сомнению в однозначном выводе. То есть фактически никто безусловно и однозначно уже не отрицает традиционной национальной обязанности защищать жертву агрессии или помогать пострадавшим.

Вопрос «кто ни будь из Ваших друзей детства, либо родственников проживают сейчас за границей?». Несколько курсантов назвали одноклассников уехавших из России. И, в процессе рассуждений о том хорошо это или нет, родилась общая, несложная концепция «захотели и уехали, право имеют, пусть только НАС грязью не поливают», то есть звучит безусловное отождествление лично себя и России. Кроме того, в процессе обсуждения, прозвучала совершенно искренняя обеспокоенность за судьбу земляков. Объяснили такую позицию прямо и просто: «это друг детства, а значит часть моей жизни», «мы родились на одной земле, в одну школу ходили, одни фильмы смотрели»..

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

То есть невидимое, неосязаемое ментальное единство, национальное самоопределение, и национальная ответственность, как часть личностной характеристики каждого - существует.

Проявление национального, патриотического мировоззрения фиксируется через такой заметный критерий как знание традиционной национальной мифологии. Народное представление об историческом процессе России, передающееся от поколения к поколению, формируется не только из знания реальных исторических событий, но также из сказочно-былинных сюжетов, из ярких, но часто выдуманных исторических мифов, которые не просто украшают историю, но делают ее легко запоминающейся, и даже методически структурной. Мы выбрали несколько традиционных, устоявшихся мифов и организовали их обсуждение на семинарских занятиях по Истории России. «Вся Русь встала под знамена Дмитрия Донского?» (Только удельные князья Великого Московского княжества), («Екатерина II продала Аляску?» (Александра 1867 г.), «Я маршала на рядового не меняю?» И.В. Сталин (фильм -эпопея «Освобождение» режиссер Ю.Н. Озеров), «Ленин и большевики свергли царя?» (Отречение в пользу брата Михаила 15 марта, а Ленин прибывает в Петроград только 4 апреля), «Героический, масштабный штурм Зимнего дворца, и арест Временного правительства» (художественный фильм «Октябрь» 1928 г. режиссер С.М. Эйзенштейн).

В трех группах абсолютное большинство курсантов знают о Дмитрии Донском, о событиях на поле Куликовом. Кроме того выявилась полная уверенность в том, что вся Русь встала под хоругви Великого князя Московского. В ходе семинарского обсуждения, и анализа событие получило научное, системное обоснование.

Отметим то, что художественных фильмов или активных обсуждений в СМИ по данной теме нет. Но уверенность в таких фактах как благословение Сергия Радонежского, подвиг инока Пересвета, Засадный полк Боброка Волынца, объективно существует. Отметим это как устойчивый мировоззренческий информационный компонент сформированный в результате культурной преемственности поколений.

Вопрос о продаже Аляски Екатериной II был встречен довольно активно, большинство курсантов знают, что продала Аляску не Екатерина II; но вот при каком императоре состоялась эта сделка, ответили не сразу, и не все. Предполагались все императоры XIX века, и даже Павел I. Мы выяснили, что миф о Екатерине II известен еще с детства из разговоров взрослых, и от школьных учителей, причем именно в варианте опровергнутой неправды. То есть еще один фрагмент националь-5 ной исторической традиции устойчиво присутству-§ ет в системе личностного ментального самоопре-£3 деления курсантов. Но системные исторические еЗ знания, как результат целевого образовательного го процесса неустойчивы, фрагментарны и не со-

ответствуют требованиям школьной программы по истории.

Попытка обсудить проблему свержения Николая II не состоялась вовсе, имена таких участников событий как, Ленин, Николай II, Троцкий, Керенский, известны, но без точной привязки к событиям, без определения их статуса и исторического значения. (Кстати - все без исключения называют Сталина, как наиболее значимого персонажа данного исторического периода). Т. о. суть и основное содержание и Февральской, и Октябрьской революций представляются большинству курсантов непоследовательно, без событийной логики, без объективной оценки персоналий. То есть выявляется безусловное знание значимых, ключевых событий, во многом сформировавших наши национальные черты, специфику общественного мировоззрения, особенности общения, и национальную мораль. Но при этом отсутствует научный стандарт исторических знаний. Каждый из наблюдаемых активно и эмоционально рассуждал и о событиях, и о исторических деятелях, связывал их с современными проблемами, проводил политические параллели; но при этом реальных исторических знаний было явно недостаточно.

Обсуждение Сталина было довольно оживленным, его характеризовали и как победителя фашизма, и как жестокого карателя. К имени «Сталин» обязательно добавлялись такие имена как Берия, Жуков, Черчилль и Рузвельт, ему сопутствовали такие значимые события как Индустриализация, Коллективизация, 1937 год, Великая Отечественная война; такие достижения как освобождение Европы от фашизма, атомная бомба, также к нему привязывают освоение космоса и некоторые другие события и процессы реально не связанные со Сталиным. Но фраза приписываемая вождю, и очень популярная с середины 40х годов в СССР, оказалась совершенно неизвестной первокурсникам. Прежде всего это результат потери интереса к советскому кинематографу среди молодежи (фактически два повзрослевших поколения), но миф устойчиво существовавший до «нулевых» не утвердился в нашем «новом времени». Почему?

Обсуждая ситуацию с курсантами мы приходим к следующим выводам: - во-первых тема войны перестала активно обсуждаться в семьях (последние годы ситуация меняется, но результатов надо ждать);

- во-вторых новые фильмы о войне не так популярна среди подростков и молодежи как раньше (возможно по причине качества, а возможно не выдерживают конкуренции с современными сюжетами);

- и в-третьих недостаточно спланированно и организовано системное изучение истории Великой войны в общеобразовательной школе, недостаточно времени определено для изучения истории СССР в целом (в основном критика, и анализ ошибок), и очень мало уроков отведено на изучение Великой Отечественной Войны.

Следовательно отсутствует общее представление о войне как о довольно продолжительном историческом процессе, о последовательности крупнейших стратегических операций, о результатах и историческом значении. Понятно, что без информационной основы осмыслить социально политическое, социокультурное, мировоззренческое значение ВОВ невозможно. А значит и формирование патриотического проявления по отношению к подвигу всего советского народа результативно лишь в эмоциональном аспекте, но довольно неустойчиво в мировоззренческом и интеллектуальном.

Анализ целевых опросов, бесед и наблюдений позволяют сделать следующие выводы:

- эмоциональное проявление патриотизма устойчиво присутствует у курсантов первого курса Академии, что требует непрерывного педагогического воздействия нацеленного на его сохранение и развитие до уровня формирования устойчивой личностной этической системы;

- проявление мировоззренческого компонента, включает сформированные поколениями мораль и нравственность, общественные ценности и национальные характеристики, это системообразующий компонент менталитета, обеспечивающий утверждение патриотизма как личностной составляющей курсанта;

- у курсантов недостаточный объем исторических знаний, для эффективного развития мировоззренческого уровня патриотизма до устойчивого интеллектуального и практического проявления.

Литература

1. Давыдова М. Ю., Сурков С.Н. Патриотизм в XXI веке: примеры проявления // Молодой ученый. - 2013. - № 6.

2. Шульженко М.Э. Патриотическое воспитание современной молодежи // Молодой ученый. -2017. - № 47.

3. Бузский М.П. Патриотизм как форма субъектной реализации общества.// Традиции патриотизма в истории и культуре России: Материалы научно-практической конференций, 20032005 гг. - Волгоград: Панорама, 2005.

4. Проблемы патриотического воспитания современной молодежи // Научно-издательский центр «Социосфера». URL: http://sociosphera. com/publication/conference/2017/135/proble-

my_patrioticheskogo_vospitaniya_sovremennoj_ molodezhi/ (дата обращения: 28.01.2023)

5. Плотникова О.В. Патриотическое воспитание на примере подвигов героев великой отечественной войны - уроженцев Воронежа / О.В. Плотникова // сборник статей XVI всерос. научно-практ. конф. «Великая победа: патриотическое воспитание молодежи» - Воронеж -2015-255 с.

6. Журнал: Современное педагогическое образование 2023, № 2 ст. 201-203

THE PEDAGOGICAL SIGNIFICANCE OF THE RELATIONSHIP BETWEEN EMOTIONAL AND IDEOLOGICAL MANIFESTATIONS OF PATRIOTISM AND THE RESULTS OF GENERAL EDUCATION IN THE PLANNING OF PERSONAL EDUCATION OF CADETS OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA

Cherny S.P., Savin A.P.

Siberian Fire and Rescue Academy EMERCOM of Russia

Patriotic education of young people is a strategic task that requires purposeful activity of the state and society. Let's analyze patriotism as a component of personality in the educational process in its emotional and ideological manifestation. The emotional component of patriotic education is expressed in interest in the history of the Motherland, in pride in the achievements and exploits of historical figures and contemporaries, and is steadily present in the personal structure of the cadet. Effective pedagogical influence is required to develop the emotional manifestation of patriotism to the level of ideological, intellectual and practical.

Keywords: formation of patriotism among the cadets of SPS A; emotional manifestation of patriotism; ideological manifestation of patriotism; intellectual manifestation of patriotism; practical manifestation of patriotism.

References

1. Davidova M. Yu., Surkov S.N. Patriotism in the 21st century: Examples of manifestation // Young scientist. 2013. No. 6.

2. Sushulzhenko M.E. Patriotic education of modern youth // Young scientist. - 2017. - No. 47.

3. Buzsky M.P. Patriotism as a form of subjective implementation of society. // The traditions of patriotism in the history and culture of Russia: Materials of scientific and practical conferences, 2003-2005. - Volgograd: Panorama, 2005.

4. The problems of the patriotic education of modern youth // Scientific and publishing center "Sociosphere". URL: http://socio-spherera.com/publication/conference/2017/135/Problemy_pa-trioticogo_vospitaniya_sovremennoj_molodezhi/.(accessed: 28.01.2023)

5. Plotnikova O.V. Patriotic education on the example of the exploits of heroes of the Great Patriotic War - natives of Voronezh / O.V. Plotnikova // collection of articles of the XVI All-Russian scientific and practical conference "The Great Victory: patriotic education of youth" - Voronezh - 2015-255 p.

6. Journal: Modern Pedagogical education 2023, No.2 arti-cles201-203

сз о

CO

-a

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.