Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ МЧС РОССИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ МЧС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПРОЯВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА / ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА / КРИТЕРИИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чёрный Сергей Петрович, Савин Александр Петрович

Формирование офицера в учебно-воспитательном процессе требует выявления и обоснования критериев, отражающих уровень патриотического воспитания каждого курсанта СПСА. Наиболее значимые проявления патриотического развития личности: эмоциональное, мировоззренческое, интеллектуальное и практическое. В данных проявлениях отражены гордость за Отечество, ментальные личностные характеристики, стремление изучать историю страны, ее культуру и традиции, готовность выполнить долг перед государством, стремление добросовестно исполнять служебные обязанности. При планировании учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать: - патриотизм - объективный компонент личности, целенаправленно формируемый в культурной и духовной сфере общественной жизни; - патриотизм идеологическая часть мировоззрения, обусловленная этнической ментальностью, обеспечивающая противостояние враждебной пропаганде; - патриотизм, это устойчивый мотив личностного саморазвития; - выявление эмоционального, мировоззренческого, интеллектуального и практического проявления патриотизма повышают эффективность учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чёрный Сергей Петрович, Савин Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL SIGNIFICANCE OF THE MANIFESTATION OF PATRIOTISM IN PLANNING THE EDUCATION OF THE PERSONALITY OF CADETS OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA

The formation of an officer in the educational process requires the identification and justification of criteria reflecting the level of patriotic education of each SPSA cadet. The most significant manifestations of patriotic personality development are emotional, ideological, intellectual and practical. These manifestations reflect pride for the Fatherland, mental personal characteristics, the desire to study the history of the country, its culture and traditions, the willingness to fulfill a duty to the state, the desire to conscientiously perform official duties. When planning the educational process, it is necessary to take into account: - patriotism is an objective component of personality, purposefully formed in the cultural and spiritual sphere of public life; - patriotism is an ideological part of the worldview, conditioned by ethnic mentality, providing opposition to hostile propaganda; - patriotism is a stable motive for personal self-development;- identification of emotional, ideological, intellectual and practical manifestations of patriotism increase the effectiveness of the educational process.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ МЧС РОССИИ»

Педагогическое значение проявления патриотизма при планировании воспитания личности курсантов МЧС России

Чёрный Сергей Петрович,

канд. пед. наук, доц., кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ФГБОУ ВО «Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России» E-mail: opk@sibpsa.ru

Савин Александр Петрович,

канд. пед. наук, доц., кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ФГБОУ ВО «Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России» E-mail: opk@sibpsa.ru

Формирование офицера в учебно-воспитательном процессе требует выявления и обоснования критериев, отражающих уровень патриотического воспитания каждого курсанта СПСА. Наиболее значимые проявления патриотического развития личности: эмоциональное, мировоззренческое, интеллектуальное и практическое. В данных проявлениях отражены гордость за Отечество, ментальные личностные характеристики, стремление изучать историю страны, ее культуру и традиции, готовность выполнить долг перед государством, стремление добросовестно исполнять служебные обязанности. При планировании учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать: - патриотизм - объективный компонент личности, целенаправленно формируемый в культурной и духовной сфере общественной жизни; - патриотизм идеологическая часть мировоззрения, обусловленная этнической ментальностью, обеспечивающая противостояние враждебной пропаганде; -патриотизм, это устойчивый мотив личностного саморазвития; - выявление эмоционального, мировоззренческого, интеллектуального и практического проявления патриотизма повышают эффективность учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: патриотизм, проявление патриотизма, интеллектуальное проявление патриотизма, мировоззренческое проявление патриотизма, эмоциональное проявление патриотизма, практическое проявление патриотизма, критерии проявления патриотизма.

Формирование патриотизма, как неотъемлемой личностной составляющей в учебно-воспитательном процессе СПСА, реализуется в эффективно выстроенной системе педагогических условий, включающих: информационную, образовательную и идеологическую среду, целенаправленно регулируемую административным и воспитательным воздействием.

Патриотизм формируется в единстве объективного процесса социализации и целенаправленного воспитательного воздействия. Содержание процесса - последовательность конкретных педагогических ситуаций, либо созданных целенаправленно, либо возникающих стихийно, но активно воздействующих на личностные характеристики курсанта. Оперативное педагогическое регулирование и коррекция каждой ситуации требуют объективной оценки результата на каждом отрезке воспитательного процесса. Следовательно, необходимо сформулировать и обосновать критерии отражающие уровень формирования и развития патриотического воспитания каждого курсанта СПСА на протяжении всего учебного периода. Определение критериев проявления патриотизма - предмет нашего исследования.

В публикации «Реализация педагогического потенциала проявлений патриотизма при воспитании личности курсантов вузов МЧС» обосновано педагогическое, психологическое и общественно-политическое содержание, характеристики и значение патриотизма как объекта исследования:

- патриотизм проявляется в убежденности каждого гражданина в героизме народов России, в величии многонационального Отечества, в славных победах России, и является объективной составляющей культурной и духовной сферы общественной жизни;

- патриотизм, как идеологическая составляющая российского менталитета, непрерывно корректируется внешними и внутренними политическими противниками, с большим или меньшим успехом, но с единственной целью - разрушить отечественные традиции, сломать веру в национальное единство, заставить молодежь отказаться от своей истории;

- патриотизм как объективный компонент личности гражданина, как мотив саморазвития, и как ответственность за Отечество, в большей степени обеспечивается целенаправленным учебно-воспитательным процессом, чем нерегулируемым влиянием СМИ;

- патриотизм это объективная образовательная и воспитательная цель гуманитарных наук в системе высшего образования;

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

- патриотизм, как цель формирования гражданина (в данном случае офицера МЧС России), обязанность всех государственных и общественных институтов, но прежде всего образовательных учреждений всех уровней.

В процессе социализации изменяется не только система ценностей, индивидуальные особенности, жизненные ориентиры, психологические характеристики и содержание личностных составляющих. Совершенствуется также уровень патриотического воспитания во всех проявлениях.

Определим наиболее значимые проявления патриотического развития личности:

- эмоциональное развитие личности включающее интерес к истории России, гордость за национальные победы и свершения, гордость за подвиги национальных героев;

- мировоззренческое развитие личности включающее усвоение и развитие этнокультурных, идеологических и социокультурных ценностей;

- интеллектуальное развитие личности включающее устойчивую потребность изучать и понимать историю России, национальные традиции народов России, цель и значение государственных законов;

- практическое развитие личности включающее готовность выполнить долг перед государством, добросовестно исполнять служебные обязанности, уважать созидательный труд своего народа, и каждого гражданина. Проявление эмоционального компонента патриотизма особенно заметно при проведении занятий по «политологии», «истории», «философии». Дисциплины гуманитарного цикла позволяют понять исторические процессы, конкретные события, значение выдающихся деятелей в системе научной модели мира. Возможность изучить различные (включая антинаучные, антигуманные) теории экономического, социального и политического устройства современного общества, под руководством преподавателя, позволяет сформировать устойчивую этическую оценку и содержание эмоционального восприятия событий прошлого и настоящего. В результате рождается осознанная гордость за национальную символику, уважение к традициям и ритуалам.

Мировоззренческое развитие личности, проявляется прежде всего в этнокультурных и национально-идеологических убеждениях, то есть в ментальных особенностях человека. Менталитет - устойчивая структура духовности, включающая единство коллективных ценностей, поведенческих стандартов и личностных характеристик, сформированных на подсознательном уровне этнической группой в определенных климатических условиях, на конкретном географическом ландшафте, в специфической историко-культурной ситуа-5 ции [3,67].

§ Менталитет, как фундаментальная основа дуЯ ховной, мировоззренческой организации, на ко° торой формируется и развивается вся система ав этнокультурных, идеологических и социокультур-

ных ценностей, обеспечивает высокий патриотический нравственный потенциал личности, который, в период исторических, переломных событий формирует общенациональный патриотический подъем. Понятия «Отечество», «Служение Отечеству», «Верность долгу», «Присяга» и т.д. становятся безусловной, нравственной составляющей курсанта именно в процессе мировоззренческого формирования.

Интеллектуальное развитие личности - это саморегулируемая, и педагогически корректируемая последовательность усвоения знаний. Личная потребность в получении информации, и ее систематизация, а также самостоятельное построение причинно-следственных связей, иерархии понятий, ценности знаний - определяются личным (часто ситуативным) интересом. Педагогическое же управление реализуется в целостном организованном учебно-воспитательном процессе и опирается на объективные законы педагогики и дидактические принципы. Интеллектуальное проявление патриотизма включает устойчивую потребность курсанта изучать и понимать историю России, национальные традиции ее народов, проблемы международных отношений, сущность формирования органов власти, цель и значение государственных законов. Формируется потребность в знаниях о истории национальной символики, о биографии исторических деятелей, о конкретных деталях тех или иных событий.[4,81] Рост патриотического сознания объективно вызывает интерес не только к событиям безусловно положительным; также возникает желание осмыслить и дать научный анализ трагическим страницам истории, событиям явно негуманным, кровавым и беззаконным, в результате чего рождаются сомнения в некоторых национальных ценностях. То есть возникает устойчивый, продуктивный мотив познания, который в конечном итоге и обеспечивает активную, осмысленную интеллектуальную деятельность, стимулирующую переход от знаний к состраданию, от сострадания к совести, и в конечном итоге к патриотизму, основанному на твердых научных знаниях и обоснованных убеждениях.

Практическое формирование патриотизма у курсанта, проявляется в стремлении добросовестно выполнять служебные обязанности, уважительно относится к государственной и ведомственной символике, соблюдать уставы и государственные ритуалы, осознавать долг перед Родиной, уважать созидательный труд предков и современников, уважать права каждого гражданина. Результат патриотического формирования личности проявляется в поведении курсанта, в его суждениях о таких понятиях как Родина, народ, долг, ответственность и т.д., в отношении к своим обязанностям (прежде всего к учебе), в понимании единства собственных карьерных планов и интересов государства. Это - практическое проявление патриотизма можно рассматривать как общее эмоциональное, мировоззренческое и интеллектуальное. Но с позиции целенаправленного пе-

дагогического воздействия на личность мы выделяем практическое проявление патриотизма как особый специфический компонент, наблюдение и анализ которого позволяют эффективно воздействовать на личностное формирование, своевременно корректировать, либо блокировать некоторые процессы саморазвития, выбирать наиболее продуктивные методы внешнего воздействия.

Современная политическая ситуация обострила проблему национального патриотизма, и, прежде всего патриотического воспитания молодежи. Но даже самая активная деятельность СМИ, и других средств пропаганды не заменят целенаправленной педагогической работы образовательной системы.

Вывод: Следовательно, планируя образовательно-воспитательный процесс необходимо определять патриотическое воспитание курсантов МЧС России как обязательную цель, учитывая при этом критерии проявления патриотизма:

- патриотизм в эмоциональном, мировоззренческом, интеллектуальном и практическом проявлении является объективным компонентом личности, и целенаправленно формируется в культурной и духовной сфере общественной жизни;

- патриотизм это ментальная, идеологическая часть мировоззрения, формирующаяся в процессе интеллектуального развития личности, обеспечивающая эффективное противодействие внешней и внутренней пропаганде, стремящейся разрушить национальные ценности, верность долгу, национальное самосознание;

- патриотизм в своем практическом проявлении, это прежде всего мотив саморазвития и самовоспитания, патриотизм определяет жизненную цель курсанта, и формирует сверхзадачу обучения;

- в образовательном и воспитательном процессе, высшего образования, необходимо выявлять эмоциональное, мировоззренческое, интеллектуальное и практическое проявления патриотизма при определении цели и методики целостного учебного процесса.

Литература

1. Давыдова М. Ю., Сурков С.Н. Патриотизм в XXI веке: примеры проявления // Молодой ученый. - 2013. - № 6.

2. Шульженко М.Э. Патриотическое воспитание современной молодежи // Молодой ученый. -2017. - № 47.

3. Бузский М.П. Патриотизм как форма субъектной реализации общества.// Традиции патриотизма в истории и культуре России: Материалы научно-практической конференций, 20032005 гг. - Волгоград: Панорама, 2005.

4. Проблемы патриотического воспитания современной молодежи // Научно-издательский центр «Социосфера». URL: http://sociosphera.

com/publication/conference/2017/135/proble-my_patrioticheskogo_vospitaniya_sovremennoj_ molodezhi/ (дата обращения: 28.01.2023)

5. Воробьев К.А. Воспитание личного состава -важнейшая проблема строительства Российской армии// Армия России сегодня и завтра. -М.: Реалисты, 1995.

6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999.

7. Плотникова О.В. Патриотическое воспитание на примере подвигов героев великой отечественной войны - уроженцев Воронежа / О.В. Плотникова // сборник статей XVI всерос. научно-практ. конф. «Великая победа: патриотическое воспитание молодежи» - Воронеж -2015-255 с.

THE PEDAGOGICAL SIGNIFICANCE OF THE MANIFESTATION OF PATRIOTISM IN PLANNING THE EDUCATION OF THE PERSONALITY OF CADETS OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA

Cherny S.P., Savin A.P.

Siberian Fire and Rescue Academy EMERCOM of Russia

The formation of an officer in the educational process requires the identification and justification of criteria reflecting the level of patriotic education of each SPSA cadet. The most significant manifestations of patriotic personality development are emotional, ideological, intellectual and practical. These manifestations reflect pride for the Fatherland, mental personal characteristics, the desire to study the history of the country, its culture and traditions, the willingness to fulfill a duty to the state, the desire to conscientiously perform official duties. When planning the educational process, it is necessary to take into account: - patriotism is an objective component of personality, purposefully formed in the cultural and spiritual sphere of public life; - patriotism is an ideological part of the worldview, conditioned by ethnic mentality, providing opposition to hostile propaganda; - patriotism is a stable motive for personal self-development; - identification of emotional, ideological, intellectual and practical manifestations of patriotism increase the effectiveness of the educational process.

Keywords: patriotism, manifestation of patriotism, intellectual manifestation of patriotism, ideological manifestation of patriotism, emotional manifestation of patriotism, practical manifestation of patriotism, criteria for the manifestation of patriotism.

References

1. Davidova M. Yu., Surkov S.N. Patriotism in the 21st century: Examples of manifestation // Young scientist. 2013. No. 6.

2. Sushulzhenko M.E. Patriotic education of modern youth // Young scientist. - 2017. - No. 47.

3. Buzsky M.P. Patriotism as a form of subjective implementation of society. // The traditions of patriotism in the history and culture of Russia: Materials of scientific and practical conferences, 2003-2005. - Volgograd: Panorama, 2005.

4. The problems of the patriotic education of modern youth // Scientific and publishing center "Sociosphere". URL: http://socio-spherera.com/publication/conference/2017/135/Problemy_pa-trioticogo_vospitaniya_sovremennoj_molodezhi/.(accessed: 28.01.2023)

5. Vorobyov K.A. The upbringing of personnel is the most important problem of building the Russian army // Army of Russia today and tomorrow. - M.: Realists, 1995.

6. Mudrik A.V. Social pedagogy. M., 1999.

7. Plotnikova O.V. Patriotic education on the example of the exploits of heroes of the Great Patriotic War - natives of Voronezh / O.V. Plotnikova // collection of articles of the XVI All-Russian scientific and practical conference "The Great Victory: patriotic education of youth" - Voronezh - 2015-255 p.

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.