Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СИСТЕМНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ФОРМИРУЮЩИЕ ПАТРИОТИЗМ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чёрный Сергей Петрович, Савин Александр Петрович

В статье изложены материалы исследования процесса патриотического воспитания, начиная со школы и вуза. Рассмотрены результаты изучения уровня исторических знаний первокурсников академии. Так, на примере подвигов Великой Отечественной войны формируется патриотизм. Рассмотрены вопросы патриотического воспитания различными социальными институтами: семьей, школой, вузом. Особую роль в воспитании патриотизма, как показывают результаты исследования, играют социальные сети. Результаты исследования выявили необходимость контроля интернет информации, так как она не всегда играет положительную роль в патриотическом воспитании. Выявлены и такие недостатки патриотического воспитания, как отсутствие системных, логически выстроенных и научно обоснованных знаний исторического прошлого и политических процессов. Информационная научная база, на которой и формируется патриотизм, усвоена выпускниками школ недостаточно, поэтому требует методической и содержательной коррекции. Уровень школьной подготовки недостаточен и, следовательно, требует текущей корректировки и интенсификации курса истории России и политологии уже в вузе. Необходим правильный расчёт учебных программ в высших учебных заведениях страны, который позволил бы поднять уровень исторических, политических знаний (особенно если это касается формирования мировоззрения офицера).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чёрный Сергей Петрович, Савин Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PATRIOTIC EDUCATION IN MODERN CONDITIONS

The article sets out materials from the study of the process of patriotic education, starting from school and university. There are considered results of studying the level of historical knowledge of freshmen of the Academy. Therefore, on the example of the exploits of the Great Patriotic War patriotism is formed. There are considered issues of patriotic education by various social institutions: family, school, university. Social networks play a special role in the education of patriotism, as the results of the study show. The results of the study revealed the need to control the Internet information, since it does not always play a positive role in patriotic education. There have been identified such disadvantages of patriotic education as the lack of systemic, logically built and scientifically based knowledge of the historical past and political processes. The information scientific base, on which patriotism is formed, is not enough for school graduates, therefore it requires methodological and substantive correction. The level of school training is insufficient and, therefore, requires the current adjustment and intensification of the course of the history of Russia and political science at the university. There is necessary a correct calculation of curriculum in higher educational institutions of the country, which would raise the level of historical, political knowledge (especially if it concerns the formation of an officer’s worldview).

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Проблемы патриотического воспитания в современных условиях

Чёрный Сергей Петрович,

канд. пед. наук, доц., кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России» E-mail: opk@sibpsa.ru

Савин Александр Петрович,

канд. пед. наук, доц., кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России» E-mail: opk@sibpsa.ru

В статье изложены материалы исследования процесса патриотического воспитания, начиная со школы и вуза. Рассмотрены результаты изучения уровня исторических знаний первокурсников академии. Так, на примере подвигов Великой Отечественной войны формируется патриотизм. Рассмотрены вопросы патриотического воспитания различными социальными институтами: семьей, школой, вузом. Особую роль в воспитании патриотизма, как показывают результаты исследования, играют социальные сети. Результаты исследования выявили необходимость контроля интернет информации, так как она не всегда играет положительную роль в патриотическом воспитании. Выявлены и такие недостатки патриотического воспитания, как отсутствие системных, логически выстроенных и научно обоснованных знаний исторического прошлого и политических процессов. Информационная научная база, на которой и формируется патриотизм, усвоена выпускниками школ недостаточно, поэтому требует методической и содержательной коррекции. Уровень школьной подготовки недостаточен и, следовательно, требует текущей корректировки и интенсификации курса истории России и политологии уже в вузе. Необходим правильный расчёт учебных программ в высших учебных заведениях страны, который позволил бы поднять уровень исторических, политических знаний (особенно если это касается формирования мировоззрения офицера).

Ключевые слова: патриотическое воспитание, системные исторические знания, формирующие патриотизм социальные институты.

Современная ситуация агрессивного давления объединенного Запада на Россию с целью ограничения ее суверенных прав в международной и даже внутренней политике кардинально меняет содержание экономической и социально - политической деятельности государства. При этом обостряется значимость таких сфер общественной жизни как культурная и духовная. Именно в системе культурной жизни страны такие аспекты как национальное единство, верность вековым традициям, и содружество конфессий формируют человека и гражданина. Государственные и общественные институты: система образования, семья, средства массовой информации, художественная культура и искусство, все выполняют важнейшую гуманистическую функцию воспитания гражданина, а в сложившейся ситуации, прежде всего, патриота.

Перспективы развития России, как демократического гуманного государства, свободного общества, чуждого искусственным античеловеческим ценностям могут быть гарантированы только эффективным, научно и методически обоснованным патриотическим воспитанием.

Для всей системы высшего образования патриотическое воспитание - одна из основных целей деятельности. Для военных вузов и учебных заведений МЧС формирование убежденного патриота - основная цель. Обучение в системе высшего образования обеспечивает осмысленное, критическое восприятие фундаментальных моральных принципов как нравственной составляющей формирующейся личности будущего офицера. Утверждаются духовно-нравственные ценности, как безусловные критерии самооценки, и причины определения траектории самовоспитания и личностного развития курсанта. Формируется гражданская позиция, соответствующая запросам общества и государства.

Определяя патриотическое воспитание будущего офицера важнейшей целью СПСА МЧС России, необходимо учитывать уровень личностного развития абитуриентов - выпускников общеобразовательной школы как объективного фактора успешности педагогического воздействия Академии. Общение с первокурсниками показывает: - для современных абитуриентов духовно-нравственные ценности, национальные идеалы и традиции, не являются основным мотивом определения «траектории саморазвития» (учтем это как возрастные особенности); но бес-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см о см

покоиство вызывает наличие таких негативных характеристик, проявляющихся у большинства выпускников общеобразовательных школ, как равнодушие к безнравственным поступкам и высказываниям, неприкрытый цинизм, конформизм и готовность к обману, если дело касается собственного комфорта. Прослеживается явное недопонимание тех, процессов, которые происходят в обществе, государстве и на международной арене, возможно, это связано с проблемами обучения, воспитания, небольшого жизненного опыта.[2,43]

Мы предполагаем, что вузы МЧС России обладают значительным потенциалом целенаправленного воздействия на личность, и способны эффективно осуществлять патриотическое воспитание в учебно-воспитательном процессе. Прежде всего необходимо определить базовый уровень первокурсников, и выявить особенности и перспективы патриотического воспитания.

Для «измерения» уровня патриотической воспитанности курсантов первого курса, а правильнее, выпускников общеобразовательных школ, определим содержание терминов «Патриотизм» и «патриотическое воспитание». Будем исходить из того, что «патриотизм», как личностная характеристика включает знание и понимание исторического прошлого, осознанные устойчивые национальные идеалы, традиционные нравственные принципы, высокий уровень гражданственности, готовность к самопожертвованию [5,31]. Соответственно «Патриотическое воспитание» это целенаправленный процесс учебно-воспитательного воздействия, социальных институтов и государственных организаций, направленный на изучение исторического пути своей Родины, формирование личностной убежденности в высокой ценности ее традиций и идеалов, готовности к защите народа и государства. Критерием, отражающим уровень сформированности патриотизма первокурсника СПСА МЧС, будет информация о Великой Отечественной войне, как наиболее значимая часть национального единения и самосознания. Учтем и то, что не только программа подготовки по предмету «история», но и кинематограф, довольно активно освещают тему Великой победы.

Выбраны методы: тестирование, беседа, обсуждение в группах на семинарских занятиях, визуальное наблюдение.

Сформулирована задача исследования - определить уровень патриотического воспитания (информационный и идеологический) выпускников общеобразовательных школ, т.е. первокурсников Академии.

Чтобы решить поставленную задачу - определим качество остаточных знаний по истории России. Для этого был организован письменный опрос курсантов 1-го курса (т.е. только поступивших в академию выпускников общеобразовательных школ); а также проведены целевые, тематические беседы (выбор респондентов по случайному принципу).

Курсантам и студентам первого курса предложили вопросы из учебника «История России 20 века», касающиеся в основном событий Великой Отечественной войны (то есть наиболее актуальные на сегодняшний день и популяризируемые СМИ и кинематографом темы).

Предлагаем выборочные результаты по некоторым вопросам, которые, по нашему мнению, наиболее показательны при оценке уровня исторических знаний выпускников.

Так на вопрос: «Назовите ваших сверстников -героев Великой Отечественной войны?»

18% респондентов назвали Зою Космодемьянскую;

17% вспомнили Александра Матросова.

Остальные же затруднялись с ответом, или называли общеизвестных героев и полководцев, не всегда связанных именно с Великой Отечественной войной (маршал Г.К. Жуков, летчик Валерий Чкалов, космонавт Юрий Гагарин, назван и герой России С.К. Шойгу), то есть выпускник апеллирует информацией, не полученной в результате системного образования, а усвоенной из художественных фильмов или СМИ.

Системное представление о ходе ВОВ и основных ее этапах, мы попытались выявить вопросами хронологическими. Правильный ответ на вопрос «Когда состоялась Сталинградская битва?» - дали 12,5%. А последовательно расположить операции: «Багратион», Битва за Москву, Курское сражение, Ивано-Франковская операция, Висло-Одерская и Сталинградская (именно в таком порядке предложено обследуемым) - смогли только 9%.

Остальные респонденты с уверенностью назвали только Московскую битву - как первую стратегическую победу Красной армии (причем уверенно связывая ее с именем маршала Г.К. Жукова), последовательность других сражений не правильная.

При ответе на вопрос «Во время какой битвы произошло самое крупное в истории танковое сражение под Прохоровкой?» 20% дали правильный ответ, 12% не знают об этом сражении вообще ничего.

Вопрос «Когда закончилась Великая Отечественная война?» затруднений не вызвал, все ответили верно (100%); но на вопрос «Когда закончилась Вторая мировая война?» правильно ответили чуть больше четверти респондентов (25,2%).

Таким образом, выявлен общий уровень исторических знаний предусмотренных школьной программой. Общее понимание исторических событий Великой Отечественной войны есть. Однако в сегодняшней политической ситуации этого недостаточно. Возникшее идеологическое противостояние Россия - «Запад» требует более качественных, а главное, системных, логически выстроенных и научно обоснованных знаний исторического прошлого. Информационная научная база, на которой и формируется патриотизм - усвоена выпускниками школ недостаточно, и требует методической и содержательной коррекции. Уровень

школьной подготовки недостаточен и, следовательно, требует текущей корректировки и интенсификации курса истории России уже в вузах. Необходим правильный расчёт учебных программ в высших учебных заведениях страны, который позволил бы поднять уровень исторических знаний (особенно если это касается формирования офицера).

Данная проблема ставит следующий вопрос -какие факторы определяют уровень патриотического воспитания выпускника общеобразовательной школы?

Беседуя с курсантами и студентами первого курса (вчерашними выпускниками школы), нами было предложено несколько целевых вопросов:

«Кто повлиял на ваше представление о своей Родине в большей степени. Семья, школа, друзья, СМИ?»;

«Каким источникам информации вы доверяете больше всего?»;

«Какие мероприятия патриотического характера, проводимые в школе Вам запомнились?»;

Какие мероприятия, по вашему мнению, нужны для повышения эффективности патриотического воспитания?».

Основным воспитательным фактором респонденты назвали СМИ и кинематограф. Острые сюжеты, яркие образы создают активное эмоциональное восприятие и конечно вызывают гордость за национальных героев и великие победы. Но, надо иметь в виду, что без системных знаний, подкрепляющих эмоциональную память, патриотизм юноши или девушки легко разрушить пропагандистскими сюжетами наших политических оп-понентов.[7,23] То есть СМИ и особенно социальные сети могут играть крайне отрицательную роль в патриотическом воспитании, если они не корректируются целенаправленным обучением.

Выявлено: все опрашиваемые (не регулярно, но эпизодически) «сидят» в интернете и «интересуются» пропагандистской, подчас неприкрыто враждебной для России информацией. Это еще одна причина для активизации образовательной работы на всех ступенях образования. Так как первый рубеж идеологической обороны - в головах нашей молодежи.

Роль семьи в формировании отношения к традициям и национальным ценностям, к истории России, как правило называется сразу после СМИ. Семейные легенды, воспоминания о героях войны создают осязаемую причастность к великим подвигам народа, объединяют поколения, это значимая эмоциональная основа патриотического воспитания. Причастность к истории - эффективный стимулятор исторического образования и безусловно должен использоваться на всех уровнях педагогического воздействия и в семье, и в школе, и в общегосударственном масштабе (например - «Бессмертный полк»). Но при этом обследуемые отмечают то, что в семейных беседах не обсуждается информация аналитическая; и это нормально, функции школы семья выполнить не мо-

жет. Последовательность предвоенных политических событий, внешнеполитических коллизий периода войны и, что очень значимо сегодня, послевоенное формирование нового политического устройства мира; объективная хронология событий; причинно-следственные связи определяющие действия мировых политиков, и политических систем; все эти знания и гарантируют не только эмоциональное чувство сопричастности, то что дает семья, кинематограф, СМИ, но убежденность, основанную на объективной информации и системном научном понимании предмета - то, что должно дать целевое образование.

Общий итог исследования: «патриотизм» как любовь к Родине, гордость за героев войны, гордость национальными достижениями-у курсантов и студентов безусловно присутствуют, но при этом, системными знаниями о нашей истории о конкретных исторических событиях и их реальном значении обладает 9-12%; эмоциональное восприятие свойственно всем обследуемым; следовательно, утверждаем - уровень системных научных знаний выпускников общеобразовательных школ - недостаточный.

Воспитание патриотизма, это профессиональная цель всех учебно - воспитательныхучрежде-ний обладающих специализированной материальной базой, государственным финансированием, подготовленными кадрами; необходимо совершенствование учебных программ и методических разработок, направленных на системное, планомерное обучение курсанта историческим знаниям, чтобы его эмоциональное восприятие национальной гордости сформировалось в основанную на научных знаниях убежденность.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2012 г. № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».

2. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи Российской Федерации (проект). - М., Эконом-информ. - 2014. - 85 с.

3. Актуальные проблемы патриотического и военно-патриотического воспитания детей и молодежи в контексте обеспечения военной безопасности России. - Нижневартовск: НГУ. - 2015. - 318 с.

4. Байрамов В.Д., Бочарников И.В., Кандыбо-вич С.Л., Лутовинов В.И. Патриотизм современной российской молодежи: концептуальные основания и технологии воспитания. - М., Альфа. - 2013. - 144 с.

5. Владимир Путин: «У нас нет никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» // Наша молодежь. - 2016. - № 4. - с. 3.

6. Горбунов В.С. Педагогика патриотизма: уч. -метод. пособие. - Кемерово: АИ Кузбассвузиз-дат, 2018. - 747 с.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

7. Иванова С.Ю., Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм. - Ростов-на-Дону: ЮНЦ РАН, 2008.

8. Кусмарцев М.Б. Социальная эффективность патриотического воспитания в регионе: условия, факторы, критерии. - Волгоград. - ВолгГ-МУ. - 2014. - 204с.

9. Лутовинов В.И. Патриотическое и военно-патриотическое воспитание в современной России (концептуальные основы) //Сотис. -2015. - № 5. - с. 15.

PROBLEMS OF PATRIOTIC EDUCATION IN MODERN CONDITIONS

Cherny S.P., Savin A.P.

Siberian Fire and Rescue Academy EMERCOM of Russia

The article sets out materials from the study of the process of patriotic education, starting from school and university. There are considered results of studying the level of historical knowledge of freshmen of the Academy. Therefore, on the example of the exploits of the Great Patriotic War patriotism is formed. There are considered issues of patriotic education by various social institutions: family, school, university. Social networks play a special role in the education of patriotism, as the results of the study show. The results of the study revealed the need to control the Internet information, since it does not always play a positive role in patriotic education. There have been identified such disadvantages of patriotic education as the lack of systemic, logically built and scientifically based knowledge of the historical past and political processes. The information scientific base, on which patriotism is formed, is not enough for school graduates, therefore it requires methodological and substantive correction. The level of school training is insufficient and,

therefore, requires the current adjustment and intensification of the course of the history of Russia and political science at the university. There is necessary a correct calculation of curriculum in higher educational institutions of the country, which would raise the level of historical, political knowledge (especially if it concerns the formation of an officer's worldview).

Keywords: patriotic education, systemic historical knowledge, social institutions forming patriotism.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation of 10.10.2012 No. 1416 "On the improvement of state policy in the field of patriotic education".

2. The concept of military-patriotic education of youth of the Russian Federation (project). - M., Economy-inform. - 2014. - 85 p.

3. Actual problems of patriotic and military-patriotic education of children and youth in the context of ensuring the military security of Russia. - Nizhnevartovsk, NSU. - 2015. - 318 p.

4. Bayramov V.D., Bocharnikov I.V., Kandybovich S.L., Lutovi-nov V.I. Patriotism of modern Russian youth: conceptual foundations and educational technologies. - M., Alpha. - 2013. -144 p.

5. Vladimir Putin: "We have no other unifying idea other than patriotism" // Our youth. - 2016. - No. 4. - p. 3.

6. Gorbunov V.S. Pedagogy of patriotism: Teaching and methodological manual. - Kemerovo: AI Kuzbass Vuzizdat, 2018. -747 p.

7. Ivanova S. Yu., Lutovinov V.I. Modern Russian patriotism. -Rostov-on-Don: YuNZ RAN, 2008.

8. Kusmartsev M.B. Social effectiveness of patriotic education in the region: conditions, factors, criteria. - Volgograd, VolgG-MU. - 2014. - 204 p.

9. Lutovinov V.I. Patriotic and military-patriotic education in modern Russia (conceptual foundations) // Sotis. - 2015. - No. 5. -15 p.

о с

u

см

CM

о

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.