Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОЯВЛЕНИЙ ПАТРИОТИЗМА ПРИ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОЯВЛЕНИЙ ПАТРИОТИЗМА ПРИ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА / ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА / ПАТРИОТИЗМ - ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чёрный Сергей Петрович, Савин Александр Петрович

Патриотизм - системообразующий компонент формируемой личности определяющий единство гражданина и народа. Проявление патриотизма в личностном развитии: эмоциональное, деятельностное и политическое. Противоречие эмоциональной составляющей современного патриотического воспитания заключается в несоответствии самобытности российской многонациональной и многоконфессиональной культуры, с устоявшимися общеобразовательными стандартами и программами «девяностых» и «нулевых». Содержательная сторона исторической традиции, знания событий, подвигов советских и российских героев различных национальностей недостаточны, причиной чего, безусловно является недоработка системы образования. Деятельностный компонент патриотизма определяет гражданскую позицию человека, мотивирует направление и интенсивность его личностного формирования и развития, эффективно воспитывается командным и профессорско-преподавательским составом. Современные проблемы политического компонента патриотизма заключаются в нестабильности и многообразии политических концепций и программ, предлагаемых официальной и враждебной пропагандой; в явных противоречиях лозунгов и программ реальным процессам, происходящим в России; доступностью любой информации в СМИ или интернет пространстве при недостаточной информационной подготовке и слабой начитанности молодежи, что формирует неадекватные представления о национальных ценностях, о значении традиций, о личной ответственности за свою Родину, и свой народ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF PATRIOTISM MANIFESTATIONS IN THE UPBRINGING OF THE PERSONALITY OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS

Patriotism is a system-forming component of the personality that determines the unity of a citizen and people. The manifestation of patriotism in personal development: emotional, activity and political. The contradiction of the emotional component of modern patriotic education lies in the inconsistency of the identity of the Russian multinational and multi-confessional culture, with established general educational standards and programs of “nineties” and “zeroes”. The substantive side of the historical tradition, knowledge of events, exploits of Soviet and Russian heroes of various nationalities are insufficient, the reason for which is certainly a shortage of the education system. The activity component of patriotism determines the civic position of a person motivates the direction and intensity of his personal formation and development, is effectively brought up by the command and professor and teaching staff. The modern problems of the political component of patriotism are the instability and diversity of political concepts and programs proposed by official and hostile propaganda; in obvious contradictions of slogans and programs to real processes taking place in Russia; The availability of any information in the media or Internet space with insufficient information preparation and weakly readiness of youth, which forms inadequate ideas about national values, the importance of traditions, about personal responsibility for their homeland, and their people.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОЯВЛЕНИЙ ПАТРИОТИЗМА ПРИ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ»

Реализация педагогического потенциала проявлений патриотизма при воспитании личности курсантов вузов МЧС России

Чёрный Сергей Петрович,

канд. пед. наук, доц., кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ФГБОУ ВО «Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России» E-mail: opk@sibpsa.ru

Савин Александр Петрович,

канд. пед. наук, доц., кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ФГБОУ ВО «Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России» E-mail: opk@sibpsa.ru

Патриотизм - системообразующий компонент формируемой личности определяющий единство гражданина и народа. Проявление патриотизма в личностном развитии: эмоциональное, деятельностное и политическое. Противоречие эмоциональной составляющей современного патриотического воспитания заключается в несоответствии самобытности российской многонациональной и многоконфессиональной культуры, с устоявшимися общеобразовательными стандартами и программами «девяностых» и «нулевых». Содержательная сторона исторической традиции, знания событий, подвигов советских и российских героев различных национальностей недостаточны, причиной чего, безусловно является недоработка системы образования. Деятельностный компонент патриотизма определяет гражданскую позицию человека, мотивирует направление и интенсивность его личностного формирования и развития, эффективно воспитывается командным и профессорско-преподавательским составом. Современные проблемы политического компонента патриотизма заключаются в нестабильности и многообразии политических концепций и программ, предлагаемых официальной и враждебной пропагандой; в явных противоречиях лозунгов и программ реальным процессам, происходящим в России; доступностью любой информации в СМИ или интернет пространстве при недостаточной информационной подготовке и слабой начитанности молодежи, что формирует неадекватные представления о национальных ценностях, о значении традиций, о личной ответственности за свою Родину, и свой народ.

Ключевые слова: патриотизм как педагогическая проблема; эмоциональное проявление патриотизма; деятельностное проявление патриотизма; политическое проявление патриотизма; патриотизм - цель государственной образовательной системы.

Исследуя патриотизм, как общенациональную педагогическую проблему, определим его значение в содержании российского менталитета. В классических работах отечественных педагогов менталитет - это единство коллективного, подсознательного восприятия народом собственного мирового значения, осознанная убежденность в самобытности традиций и особенностях культуры, сформировавшихся на конкретном географическом ландшафте, в конкретном историческом процессе, включающем обязательный перечень событий и персоналий. А.В. Мудрик подчеркивает, что именно менталитет «...определяет глубинные основания восприятия и отношения к жизни». [6,45]

Патриотизм же выполняет функцию системообразующего компонента национального менталитета, то есть в нем проявляются все личностные характеристики индивида как части коллектива, нации, народа: духовность, верность, служение, готовность к самопожертвованию, национальная гордость и т.д.

Все многообразие подходов к пониманию патриотизма, имеющееся в исторической и современной научно-исследовательской литературе, можно условно дифференцировать по направлениям, в которых определяется его главный существенный признак, означающий место и личностное значение патриотизма. Прежде чем характеризовать патриотизм курсанта МЧС России, необходимо сформулировать его показатели, то есть (вышеназванные) наблюдаемые проявления. Рассматривая патриотизм как мотив активного участия в государственных и общественных действиях, выделим эмоциональное, деятельностное и политическое проявления. Гордость за свою Родину, ее историю и ее героев, убежденность в высоком предназначении страны и ее народа, любовь к Отечеству - это видимая эмоциональная сторона патриотизма. Любовь к Родине, как мотив активной гражданской и профессиональной деятельности, менее заметная, но фундаментальная и наиболее значимая сторона патриотизма - де-ятельностная. Третье политическое проявление патриотизма отражает сознательное отношение к государственному управлению, существующей партийной системе, к политической элите. Данное направление подразумевает активное изучение и осмысление исторических концепций и современных социально-экономических программ, участие в политической полемике и рациональное формирование собственного мнения по стержневым вопросам внутренней и внешней политики го-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см

сударства. Эмоциональная составляющая проявляется в устоявшейся концепции «российской национальной идеи» оформившейся в XIX, XX в.в., в духовном наследии Н.М. Карамзина, П.Я. Чаадаева, Ф.М. Достоевского Л.П. Карсавина, и многих других «властителей дум» России. Содержание «идеи» основано на идейно - политической установке XIX в. - «Теории официальной народности», эффективно актуализирующейся в историческом процессе до сегодняшнего дня. Но в современной ситуации агрессивной глобализации концепция, построенная на конфессиональной доминанте православия и русском национальном центризме, не может выполнить объединяющую идеологическую функцию. Убежденность в равноправии народов, значении всех религий, этнических особенностей, почитание героев всех народов России, гордость за их подвиги, это и есть эмоциональная составляющая патриотизма современной России. Осознание термина «россиянин», принятие этого понятия как безусловной личностной составляющей - педагогическая цель государства.

В беседе с курсантами СПСА МЧС России первого курса были заданы несколько вопросов о подвигах представителей разных народов СССР в Великой Отечественной войне. (в беседе участвовали 18 человек)

Знаете ли вы о подвиге пионера героя Марата Казея, посмертно награжденного золотой звездой героя Советского Союза? - 2 курсанта знают о таком герое. Чем известен Милитон Кантария? - 16 курсантов знают о герое который воздвиг знамя над рейстагом. Знаете ли вы о подвиге Николая Гастело? - 7 курсантов знают о подвиге лётчика (еще 4 нечетко).

В беседе были затронуты и другие события, и подвиги народа. Убежденность в том, что народ совершил великий подвиг сомнения ни у кого не вызывает. Но фактические знания, как правило, ограничены только активно используемыми в СМИ и кинематографе сюжетами и личностями.

Активность беседы повысилась, когда началось обсуждение современных событий. Знаете ли Вы о подвигах сегодняшнего дня? - 18 курсантов опрашиваемых сразу назвали Героя России Мер-гена Донгака (Тыва). Героя России танкиста Руслана Курбанова (Дагестан) назвали - 15 человек.

Что вы знаете о патриотическом подъеме в России в связи со Специальной операцией? - 8 человек обоснованно рассуждают о патриотическом подъеме в Чечне, Тыве и др. национальных регионах.

Анализируя эмоциональную активность обследуемых можно с уверенностью утверждать, что общенациональный подъем вызванный специальной операцией это объективный результат современной международной обстановки, неприкрытого политического и идеологического давления т.н. «Запада». То есть, внешнеполитическая проблема, активно стимулирующая ментальную активность, на первый план личностной эмоциональной реакции выводит именно патриотизм, причем па-

триотизм Российский многонациональный. Но при этом, необходимо отметить, что содержательная сторона исторической традиции, знания событий прошлых лет, подвигов советских героев различных национальностей недостаточны, причиной чего, безусловно является недоработка системы образования.

Следовательно, определяем противоречие эмоциональной составляющей современного патриотического воспитания. Несоответствие самобытности российской многонациональной и многоконфессиональной культуры, с устоявшимися общеобразовательными традициями и программным обеспечением процесса обучения.

Деятельностный компонент патриотизма, это основа личности, определяющая гражданскую позицию человека, мотивирующая направление и интенсивность его формирования и развития. Проявление деятельностного компонента патриотизма эффективно исследуется методами длительного визуального наблюдения и ретроспективного анализа. Первичные результаты, полученные с помощью опроса, беседы, анкетирования, позволяют охарактеризовать лишь внешнюю сторону профессиональной мотивации курсанта первокурсника, сформированную в основном ситуативным интересом, специфической атрибутикой профессии, утвердившимся в обществе имиджем. Анализ же отношения старшекурсников к профессии дает более объективное представление о патриотизме как мотиве выбора профессии, как основы личностных убеждений.

Специфика методики не позволяет предложить точные обобщающие схемы, но общее представление о значении деятельностного компонента патриотизма, как личностной составляющей курсанта четвертого курса, составить можно. Используя результаты наблюдения курсантов в учебном процессе, на протяжении трех курсов; беседы с курсовыми офицерами; беседы с преподавателями -отмечаем:

- гордость за выбранную службу в МЧС России становится осмысленной, осознается ее необходимость, обсуждаются проблемы профессии в масштабах страны, строятся личные карьерные планы;

- возникает понимание личной безусловной ответственности перед родиной за честь звания офицера МЧС России;

- курсанты осмысливают материальные и духовные перспективы жизни в русле общенационального развития, оптимистически рассуждая о будущем страны.

Таким образом деятельностный компонент патриотизма, в процессе обучения в СПСА МЧС России, формируется как объективный личностный компонент. Ответственность по отношению к профессии эффективно воспитывается командным и профессорско - преподавательским составом. Патриотизм как утверждение гражданской позиции, как мотив саморазвития, как ответственность за своих близких, и за свое Отечество, в боль-

шей степени обеспечивается целенаправленным учебно-воспитательным процессом, чем нерегулируемым влиянием СМИ.

Острой проблемой формирования политического компонента патриотизма у курсантов Академии (как и у всей Российской молодежи) являются следующие противоречия:

во-первых - нестабильность содержания и необоснованное многообразие вариантов патриотических идей в системе государственного политического воспитания (и целенаправленной официальной пропаганды);

во-вторых, - несоответствие лозунгов и программ различных общественных движений и политических партий реальным процессам, происходящим в России;

в-третьих, - доступность любой информации в СМИ или интернет пространстве открывающая широкие возможности для формирования, и полемической реализации индивидуальной политической позиции каждого, при объективной неготовности научно мыслить, и обоснованно аргументировать собственные выводы и рассуждения (недостаточная информационная общеобразовательная база и слабая начитанность) формирует у молодежи неадекватные представления о национальных ценностях, о значении традиций, о личной ответственности за свою Родину, и свой народ.

«Подростковый нигилизм», как объективный признак пубертатного периода, характеризуется определенными дидактическими проблемами, одна из которых «отрицание традиций и переоценка ценностей» включает отрицание предлагаемых обществом ценностей, и попыткой сформулировать собственные [2,34]. Но если еще недавно, этот процесс эффективно регулировался образованием, художественной литературой, кинематографом, общением с родителями, то теперь наибольшее влияние на подростка - юношу (девушку) оказывает интернет пространство, управлять которым невозможно. В результате, активная, целенаправленная пропаганда международных оппонентов, и, что еще опаснее, отечественных критических мыслителей популистов, приводят молодежь к отрицанию фундаментальных ценностей, определяющих патриотизм как объективную личностную характеристику. Таким образом:

- патриотизм проявляется в убежденности каждого гражданина в героизме народов России, в величии многонационального Отечества, в славных победах России, и является объективной составляющей культурной и духовной сферы общественной жизни;

- патриотизм, как идеологическая составляющая российского менталитета, непрерывно корректируется внешними и внутренними политическими противниками, с большим или меньшим успехом, но с единственной целью - разрушить отечественные традиции, сломать веру в национальное единство, заставить молодежь отказаться от своей истории;

- патриотизм как объективный компонент личности гражданина, мотив саморазвития, и ответственность за Отечество, в большей степени обеспечивается целенаправленным учебно-воспитательным процессом, чем нерегулируемым влиянием СМИ. Патриотизм это объективная образовательная и воспитательная цель гуманитарных наук в системе высшего образования;

- патриотизм, как цель формирования гражданина (в данном случае офицера МЧС России), обязанность всех государственных и общественных институтов, но прежде всего образовательных учреждений всех уровней.

Литература

1. Давыдова М. Ю., Сурков С.Н. Патриотизм в XXI веке: примеры проявления // Молодой ученый. - 2013. - № 6.

2. Шульженко М.Э. Патриотическое воспитание современной молодежи // Молодой ученый. -2017. - № 47.

3. Бузский М.П. Патриотизм как форма субъектной реализации общества.// Традиции патриотизма в истории и культуре России: Материалы научно-практической конференций, 20032005 гг. - Волгоград: Панорама, 2005.

4. Проблемы патриотического воспитания современной молодежи // Научно-издательский центр «Социосфера». URL: http://sociosphera. com/publication/conference/2017/135/proble-my_patrioticheskogo_vospitaniya_sovremennoj_ molodezhi/

5. Воробьев К.А. Воспитание личного состава -важнейшая проблема строительства Российской армии// Армия России сегодня и завтра. -М.: Реалисты, 1995.

6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999.

REALIZATION OF THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF PATRIOTISM MANIFESTATIONS IN THE UPBRINGING OF THE PERSONALITY OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS

Cherny S.P., Savin A.P.

Siberian Fire and Rescue Academy EMERCOM of Russia

Patriotism is a system-forming component of the personality that determines the unity of a citizen and people. The manifestation of patriotism in personal development: emotional, activity and political. The contradiction of the emotional component of modern patriotic education lies in the inconsistency of the identity of the Russian multinational and multi-confessional culture, with established general educational standards and programs of "nineties" and "zeroes". The substantive side of the historical tradition, knowledge of events, exploits of Soviet and Russian heroes of various nationalities are insufficient, the reason for which is certainly a shortage of the education system. The activity component of patriotism determines the civic position of a person motivates the direction and intensity of his personal formation and development, is effectively brought up by the command and professor and teaching staff. The modern problems of the political component of patriotism are the instability and diversity of political concepts and programs proposed by official and hostile propaganda; in obvious contradictions of slogans and programs to real processes taking place in Russia; The availability of any information in the media or Internet space with insufficient information preparation and weakly readiness of youth, which forms in-

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

adequate ideas about national values, the importance of traditions, about personal responsibility for their homeland, and their people.

Keywords: patriotism as a pedagogical problem, emotional manifestation of patriotism, the activity manifestation of patriotism, political manifestation of patriotism, patriotism as a goal of the state educational system.

References

1. Davidova M. Yu., Surkov S.N. Patriotism in the 21st century: Examples of manifestation // Young scientist. 2013. No. 6.

2. Sushulzhenko M.E. Patriotic education of modern youth // Young scientist. - 2017. - No. 47.

3. Buzsky M.P. Patriotism as a form of subjective implementation of society. // The traditions of patriotism in the history and culture of Russia: Materials of scientific and practical conferences, 2003-2005. - Volgograd: Panorama, 2005.

4. The problems of the patriotic education of modern youth // Scientific and publishing center "Sociosphere". URL: http://socio-spherera.com/publication/conference/2017/135/Problemy_pa-trioticogo_vospitaniya_sovremennoj_molodezhi/

5. Vorobyov K.A. The upbringing of personnel is the most important problem of building the Russian army // Army of Russia today and tomorrow. - M.: Realists, 1995.

6. Mudrik A.V. Social pedagogy. M., 1999.

o d

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.