Вестник ПСТГУ
Серия IV: Педагогика. Психология.
Елена Николаевна Бородина,
канд. пед. наук,
2022. Вып. 64. С. 89-106
Б01: 10.15382Миг^202264.89-106
Уральский государственный педагогический университет
Екатеринбург, Россия,
Патриотическое воспитание детей
В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ НА МАТЕРИАЛЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Е. Н. Бородина
Аннотация: В первой части статьи автор раскрывает теоретическое обоснование проблематики: аспекты патриотизма православного христианина как добродетели, духовно-нравственного качества. Феномен патриотизма представлен в контексте трудов отцов Церкви ХУШ—ХХ вв. и основных положений социальной концепции Русской Православной Церкви, в обосновании выдержан канон православного взгляда на поставленную проблему. Для объективного понимания смысловой сущности понятия «патриотизм» автор обратился к научной литературе, толковым и энциклопедическим словарям, философским и педагогическим трудам соотечественников. Проанализировав ряд научных точек зрения, автор высказывается о духовности и религиозности патриотизма, выделяя семантическую связь с нравственностью. Во второй части статьи автор рассматривает эффективность использования произведений живописи батального, исторического, портретного и бытового жанра в процессе патриотического воспитания в воскресной школе. В статье раскрываются содержание и характеристика проблемно-ценностного общения, описываются этапы методики на основе проблемно-ценностного общения в процессе познавательной беседы на материале живописи патриотической тематики: первый этап — познавательный (осуществляется разрешение противоречий между принятием и отторжением, восхищением и равнодушием); второй этап — оценочно-смысловой (осуществляется оценочно-смысловая деятельность — соотнесение новых представлений, понятий, ценностей с уже имеющимися и ранее усвоенными знаниями и ценностными установками и убеждениями); третий этап — мотивационно-деятельностный (происходит присвоение ребенком личностного духовно-нравственного смысла, при котором базовая национальная ценность — патриотизм — становится в высшей степени значимым мотивом действия и регулятором умонастроения, выражающегося в любви к Отечеству). Автор раскрывает потенциал методов педагогики искусства: «метод единства восприятия и созидания в художественном действии», «метод вживания» или «метод оживления», описывая процесс эмоционально-чувственного сопереживания главным героям произведений живописи.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, воскресная школа, дети, познавательная беседа, проблемно-ценностное общение, живопись.
© Бородина Е. Н., 2022.
Мы живем в условиях стремительно развивающихся процессов глобализации и космополитизма. Процессы сближения, благодаря информационной трансформации, увеличили рост взаимосвязи наций и целых государств. Следствием этого является нахождение, обозначение и выработка общих политических, экономических, культурных, религиозных, ценностных и иных стандартов и приоритетов в жизни общества, в том числе и в православной религиозной среде. Все чаще приходится слышать о так называемых «гражданах мира», «гражданах Земли», о едином государстве, едином финансовом пространстве, о едином языковом поле и т. д. В связи с этим возникают вопросы и противоречия между постмодернистскими взглядами на человека и государство и традиционным восприятием понятий «человек, Родина, Отечество», «любовь и преданность Отечеству», «мы преемники великого отечественного культурно-исторического наследия». Но надо признать, что именно христианство обозначило норму человеческой жизни по отношению к себе, к родным и ближним, к Отечеству.
В данной статье рассматривается феномен патриотизма с точки зрения православия и воспитание патриотизма у ребенка-христианина, посещающего воскресную школу. Выявляется воспитательный потенциал исторического, батального и портретного жанров, бытовой картины в патриотическом воспитании детей. В основу методологии исследования по заявленной теме легли герменевтический подход, который позволил обратиться к потенциалу упомянутых выше жанров изобразительного искусства, разъяснить и выстроить когнитивные связи между пониманием значимых событий истории, представленных в произведениях живописи на патриотическую тему, оказавших влияние на развитие патриотизма; а также методический подход, позволивший опытным путем поиска и анализа увидеть очевидные закономерности положительного исхода воспитательного воздействия некоторых педагогических приемов, таких как, например, ценностно-смысловое общение, диалоговая импровизация, игра и другие.
Проблема понимания сущности патриотизма и воспитания патриотизма является предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных ученых-педагогов, богословов и философов. Определение патриотизма как национальной, государственной и родовой идеи мы видим в наследии Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, в трудах отцов Церкви ХУШ—ХХ вв. О патриотизме как качестве православного христианина писали святые отцы Церкви ХУШ—ХХ вв.: святитель Тихон Задонский, святитель Иннокентий Херсонский, святитель Филарет Московский, святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Феофан Затворник, святитель Николай Японский, св. праведный Иоанн Кронштадтский и другие. А также видные церковные деятели: митрополит Антоний (Храповицкий), последний протопресвитер дореволюционной Российской армии и флота Георгий Шавельский и др.
Данные вопросы освещались в философских трудах В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, М. К. Мамардашвили, С. С. Аверинцева и многих других.
В педагогике проблема воспитания патриотизма изучалась и разрабатывалась такими учеными-педагогами, как К. Д. Ушинский, С. А. Рачинский, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий, П. Ф. Лесгафт, В. В. Зеньковский, Д. С. Ли-
хачев, и другими; современными учеными-педагогами С. Ю. Дивногорцевой, Е. Н. Бородиной, И. В. Метликом, Н. В. Микляевой, Т. И. Петраковой, С. Т. По-гореловым, А. Б. Тепловой и другими авторами.
Анализируя протекающие в обществе социополитические процессы, тему патриотизма развивают и сегодня ученые-философы и социологи В. Э. Бойков, А. Н. Вырщиков, А. Н. Малинкин, В. Л. Махнач, А. Н. Покида и др.
Для объективного понимания смысловой сущности понятия «патриотизм» обратимся к научной литературе, толковым и энциклопедическим словарям. Проанализировав ряд источников, мы пришли к выводу, что трактовка понятия «патриотизм» крайне многогранна и неоднозначна. Однако аспекты высокой нравственности присутствуют во всех определениях данного понятия.
Говоря о патриотизме применительно к человеку, имеется в виду нравственное чувство или качество. Человек-патриот обязательно эмоционально переживает глубокое и осознанное чувство любви, причастности, благоговейного уважения к достижениям и подвигам соотечественников, судьбам своего народа. Так, В. И. Даль в «Толковом словаре...»1 говорит о патриоте как об отчизнолюбе и ревнителе о благе Отечества. В Словаре русского языка С. И. Ожегова говорится о патриотизме в аспекте деятельной любви и преданности к своему народу и родному Отечеству2.
Проявляется патриотизм обязательно в уважении и принятии исторического прошлого своего народа, бережного отношения к народной памяти, к этнокультурным традициям, в том числе религиозным традициям, в чувстве гордости за достижения и победы. «Но, чтобы гордиться и восхищаться, надо знать правдивую историю событий, знать о людях гражданах и патриотах Отечества, которые послужили всем сердцем и всем своим существом на благо Родины»3. Анализируя понятие «патриотизм» в ряде энциклопедических словарей, мы видим, что патриотизм — это привязанность не только к родной земле, но и к языку, а так же к ценностям. Как известно, привязанность основывается на осознанном умственном принятии и эмоционально-чувственном переживании причастности к чему-либо, в нашем случае, это судьбы России. Заметим, что сопереживание не всегда бывает победам, но и неудачам и поражениям. Патриотизм прослеживается в естественном родовом и врожденном чувстве ментальной связи, порождающей обязанности в отношении Родины, далее ощущение обязанности перерастает в нравственную добродетель. И уже плоды патриотизма как нравственной добродетели проявляются в памяти, служении, молитве, попечении о ближних, стремлении сохранить дары, оставленные предыдущими поколениями, тем самым они образуют добродетель, которая имеет религиозные корни.
Патриотизм представлен как добродетель и духовно-нравственное чувство у ряда отечественных философов. Например, В. С. Соловьев4 о патриотизме
1 См.: Даль В. И. Толковый словарь: в 2 т. М., 1995. С. 234.
2 См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. 24-е изд., испр. М., 2008. С. 321.
3 Бородина Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: монография. Екатеринбург, 2015. С. 102.
4 См.: Соловьев В. С. Национализм // Он же. Статьи для энциклопедии Брокгауза и Ефрона. URL: https://rodon.org/svs/sdebie.htm#a150 (дата обращения: 20.11.2021).
пишет как о добродетели и поясняет это так: «Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма». В обращениях Д. С. Лихачев5 называет патриотизм благороднейшим чувством и относит его к культуре духа человека, проявляющегося как в личностной, так и общественной сфере. Религиозная личность всегда глубоко осознает кровное родство и кровные связи со своим Отечеством. Д. С. Лихачев делает акцент на духовной и религиозной составляющей патриотизма, утверждая, что патриотизм всегда связан с верой в Бога и святостью. Любить Родину, говорил Д. С. Лихачев, — это значит чувствовать всем сердцем Божественную руку и по мере сил своих споспешествовать общественному благу.
Анализ определений понятия «патриотизм» позволяет сделать следующий вывод: патриотизм — это духовно-нравственное чувство, часть религиозного сознания человека. Религиозный человек понимает, что земля и все на ней благословлено Богом. Отношение с Отечеством — это отношения с Богом. Патриотизм духовен. Так, Н. А. Бердяев6 определял духовность в аспекте осознанного патриотизма и как «переживаемую и осознаваемую причастность к человеческой общности, приобщение к родовой сущности человека». Русский мыслитель и патриот И. А. Ильин7 утверждал, что патриотизм — это наивысшая солидарность и сплоченность людей в духе любви к Родине. Быть патриотом, по И. А. Ильину, значит духовно самоопределиться, стать и быть верным перед лицом Божьим, быть под благодатью Божьей.
В. В. Зеньковский утверждал, что духовное начало присутствует в человеке от рождения и пронизывает все его существо. Духовность — это «живая сердцевина» всей человеческой сущности, указывал В. В. Зеньковский. Духовность определяет логику и ритм развития человека. Отец Василий, как и многие, считал, что начало духовности заключено в разуме и свободе человека, выражающихся в саморегуляции и даже творчестве. В работах В. В. Зеньковского сказано, что духовное начало зарождается и развивается с раннего детства, так как от рождения человек наделен целостной системой «дух—душа—тело». Поскольку В. В. Зеньковский был религиозным мыслителем, богословом и педагогом, он утверждал, что уже с детства человек преобразовывается, обоживается на основе всего религиозного8.
Православная религия, в частности учение о человеке, сыграла важную роль в развитии феномена патриотизма. Анализ понятий приводит нас к размышлению о том, что духовность — нравственность — патриотизм имеют теснейшую ментальную взаимосвязь: так, в сознании религиозного человека эти понятия взаимообусловлены и находятся в нераздельной связи. Такое понимание базовых качеств личности человека говорит о ценностно-смысловой основе менталитета и мироощущения религиозного человека. Размышляя о природе патриотизма, сделаем акцент на событии Крещения Руси. Земли крестились и собирались, как благословение Божье, как дар Божий.
5 См.: Лихачев Д. С. Русская культура. М., 2000. С. 321.
6 Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности. М., 1999. С. 96.
7 См.: Ильин И. А. О национальном воспитании. Путь духовного обновления. М., 1993. С. 123.
8 См.: Зеньковский В. В., прот. Педагогика. Клин, 2004. С. 114.
Резюмируя вышеизложенное, сделаем промежуточный вывод: патриотизм выражается в отношении человека — к Отечеству, своему народу, местам своего рождения и проживания, также переживается чувственно и эмоционально в любви и преданности; в действиях и поступках патриотизм проявляется в служении, привязанности, защите, внесении своего посильного вклада в развитие государства (культура, производство и т. д.). Феномен патриотизма можно выразить в формуле «Я часть прошлого, настоящего и будущего своего Отечества». Настоящий патриотизм — религиозен, его корни лежат в осознании Божьего благословения, Божьего попечения, неслучайно Русь была крещена, а земли не завоевывались, а собирались с молитвенным предстоянием и святым заступничеством.
Говоря о патриотизме как о православной добродетели, обратимся к документу «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»9, принятому Освященным Архиерейским Собором. В документе изложены базовые положения учения Православной Церкви по вопросам, связанным с церковно-государственными отношениями и по ряду общественно значимых проблем и задач, раскрывающих тем самым и основные сущностные характеристики патриотизма как общегосударственного, так и личного духовно-нравственного качества человека, позволяющего любить свое Отечество и служить ему, как благословение Божье. Это мы можем увидеть, например, в главах «Церковь и государство», «Церковь и семья». Возникновение земного государства — это Божье благословение и возможность организовывать общественную жизнь людей.
В первые века христианства апостолы учили христиан повиноваться властям независимо от их отношения к Церкви. В истории Церкви были разные периоды, от гонений до благосклонных отношений, но всегда христиане молились за гонителей и признавали государственную власть. В нашем современном мире Церковь отделена от государства, но люди являются жителями государства и Церкви. Поэтому Церковь выступает ревнителем в формировании патриотических убеждений и в укреплении духовно-нравственных норм в отношениях человека, общества и государства, тем самым являя и осуществляя спасительную миссию, в этом задачи и деятельность Церкви и государства совпадают и находят точки соприкосновения. Также необходимо отметить, что областями соработни-чества Церкви и государства сегодня становятся патриотическое умонастроение и делание. Приведем в качестве примера некоторые пункты из документа:
а) «миротворчество, содействие, сотрудничество на гражданском, межэтническом, международном уровнях;
б) забота и попечение о сохранении, приумножении нравственности в современном российском обществе;
в) духовно-нравственное и патриотическое воспитание и просвещение с учетом культурно-исторического развития общества и государственности;
г) творение дел милосердия, благотворительности, продвижение, поддержка и развитие социальных проектов и программ совместно с государственным сектором;
9 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. URL: https://azbyka.ru/ osnovy-socialnoj-koncepcii-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi#s3 (дата обращения: 10.05.2021).
д) попечение о культурно-историческом наследии (охрана, восстановление, развитие, забота об охране национально-государственных памятников);
е) духовно-нравственное просвещение и духовное попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных органов;
ж) профилактика правонарушений, отеческое попечение и окормление людей, находящихся в тюрьмах и ИК;
и) деятельность по охране и сбережению окружающей среды;
л) разработка и реализация индивидуальных и церковно-государственных проектов по поддержке института семьи, материнства и детства;
м) профессиональная деятельность, направленная против псевдорелигиозных обществ и структур и другие направления»10.
С. Ю. Дивногорцева говорит о воспитании с позиции Божественного Откровения. Обращает внимание на то, что педагогу необходимо воспитательные воздействия определять с учетом обязанности человека стремиться к святости, как свят Господь Бог. Воспитание должно быть нацелено «не только на то, чтобы сформировать внешнее доброе поведение, но и на то, чтобы выработать в человеке внутренние основы жизни»11. Данные утверждения С. Ю. Дивногорцевой в отношении воспитания патриотизма еще раз показывают необходимость формирования внутреннего стержня христианина-патриота.
Сделаем следующий промежуточный вывод: церковно-государственное соработничество и взаимодействие служат зарождению и развитию чувства патриотизма у граждан своего государства, буквально благословленные и поддерживаемые Церковью. Патриотизм является частью человеческого и общественного сознания, отражая общенациональные идеи: служение, труд на благо своей страны, любовь к своему Отечеству, здоровая гордость за победы, достижения и культуру своего народа, стремления защищать интересы Родины, как внутри государства, так и на мировой арене. Перечисленные поступки, сделанные вследствие человеческого свободного выбора, являются не только базовыми национальными ценностями, но и религиозными. Патриотизм — это любовь и ревнование о пользе и созидании Отечества через созидание себя; в своей сущности патриотизм созвучен православному вероучению и проявляется в служении нуждам и благу своего народа.
В связи с поправками, дополняющими содержание понятия воспитание в настоящем действующем Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"12 по вопросам воспитания обучающихся», обозначились и конкретизировались приоритетные воспитательные задачи. Так, образовательная установка на «формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственно-
10 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. URL: https://azbyka. ru/osnovy-socialnoj-koncepcii-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi#s3 (дата обращения: 10.05.2021).
11 Дивногорцева С. Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры в России. URL: https://iknigi.net/avtor-svetlana-divnogorceva/88764-stanovlenie-i-razvitie-pravoslavnoy-pedagogicheskoy-kultury-v-rossii-svetlana-divnogorceva/read/page- 1.html (дата обращения: 20.11.2021).
12 Закон 273-Ф3 «Об образовании в РФ» (2014). URL: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/2/ (дата обращения: 20.09.2021).
сти, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества» актуализирует значимость обращения современными педагогами к историческому опыту государства. Целевые ориентиры общего образования вторят и задачам религиозного образования в области воспитания. В связи с этим обозначим сущность и содержание понятия «патриотическое воспитание» применительно к детям — воспитанникам воскресной школы.
Патриотическое воспитание нами понимается как процесс педагогического взаимодействия значимых взрослых (педагогов, родителей, священника и иных людей — приглашенные гости, специалисты в разных смежных с педагогикой областях) и детей в условиях единого ценностно-смыслового пространства на основе религиозного понимания сущности патриотизма, результатом которого является сформированность у воспитанников знаний и представлений о культурно-исторических и религиозных ценностях, патриотических качеств и чувств, проявляющихся в патриотическом умонастроении, поступках. Следует отметить, что мы выделяем шесть направлений патриотического воспитания детей в воскресной школе:
1. Нравственно-патриотическое воспитание (воспитание ценностного отношения к семье, родным и близким; воспитание духовно-нравственных качеств — добродетелей семьянина, формирование традиционных семейных ценностей, формирование ценностной позиции «Семья — малая Церковь» и т. д.). Ценностная установка — «Я — семьянин!».
2. Гражданско-патриотическое воспитание (формирование гражданской позиции, воспитание уважительного отношения к достижениям соотечественников, воспитание социальной солидарности и т. д., формирование представлений о роли Русской Православной Церкви в консолидации гражданского общества и созидательного вклада в социальную жизнь общества). Ценностная установка — «Я — гражданин России!».
3. Военно-патриотическое воспитание (воспитание уважительного отношения к военным героям Отечества, ветеранам войн и тыла, воспитание ценностного отношения к военным подвигам соотечественников, победам и утратам, роли Русской Православной Церкви в военные годы и т. д.). Ценностная установка — «Я — наследник Великих побед!»
4. Культурно-патриотическое воспитание (приобщение к религиозной культуре, формирование представлений о культурном наследии: открытия и достижения соотечественников в искусстве; воспитание уважительного отношения к людям искусства и культуры, священнослужителям и т. д.). Ценностная установка — «Я — наследник великой культуры!».
5. Эколого-патриотическое воспитание (воспитание ценностного и бережного отношения к растениям, животным, природной среде и т. д.; формирование экологического мышления и т. д). Ценностная установка — «Я — хранитель природы!».
6. Регионально-патриотическое воспитание (воспитание ценностного отношения к историко-культурному наследию малой Родины, в том числе к истории и культуре православия на Урале; формирование представлений о территориальном и культурном развитии малой Родины; воспитание уважительного
отношения к победам и достижениям соотечественников малой Родины и т. д.). Ценностная установка — «Я — уралец!».
В Стандарте учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации13 среди прочих условий прописано о необходимости создания в воскресной школе условий, способствующих:
• воспитанию христианского благочестия;
• нравственного поведения;
• навыков противоборства злу.
В личностных характеристиках воспитанника воскресной школы указано, что воспитанник должен расти осознающим себя чадом Русской Православной Церкви — православным христианином; осознающей себя социально активной личностью, которая знает и уважает закон, выполняет свои обязанности в отношении семьи и общества. В этом и состоит суть и сущность православного христианина-патриота.
Но чаще всего, работая в направлении патриотического воспитания с произведениями живописи батального, исторического или портретного жанра, педагогами недостаточно выявляется воспитательный потенциал личностного становления героя-патриота, все внимание педагога сконцентрировано на познавательном компоненте «Что? Где? Когда?». Разбирая познавательный материал на занятиях, педагог берет за основу пересказ исторических событий, военных подвигов и побед полководцев, солдат, богатырей. Внимание педагога сконцентрировано на датах и месте сражения или подвига, но не на духовно-нравственных качествах личности героя, не на его духовно-нравственных внутренних переживаниях, не на его нравственном героическом выборе. А ведь благодаря именно личной совершенной убежденности человека героя-патриота и личной нравственной установке, основанной на духовности, отваге и религиозности, укреплялись и вдохновлялись наши герои Отечества. Следует заметить, что «набор» духовно-нравственных качеств и чувств, благодаря которым совершается патриотический поступок и нравственный выбор человеком, остается не обозначен для детей.
Прибегая к воспитательному потенциалу батального, исторического, портретного и бытового жанра живописи, педагогу необходимо выстроить с детьми доверительный диалог на основе проблемно-ценностного общения. Проблемно-ценностное общение нами понимается как целенаправленный педагогический процесс формирования ценностно-смысловых установок в человеке, в том числе и патриотического выбора. Приведем в пример некоторый список произведений живописи, который можно рекомендовать для ценностно-смыслового понимания темы патриотизма и на восприятии которых можно выстраивать познава-
13 Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации // Православное образование: официальный сайт Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. URL: https://pravobraz.ru/napravleniya/voskresnye-shkoly/ (дата обращения: 20.10.2021).
тельную беседу по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому направлению:
1. «Владимир Великий», С. Юрченко, 2007 г.
2. «Богатыри», В. М. Васнецов, 1898 г.
3. «Ярослав Мудрый», Н. А. Генкина, 2004 г.
4. «Илья Муромец», Н. Климова.
5. «Князь Владимир Мономах», К. Мирошник и Н. Кургузова-Мирошник, 2000 г.
6. «Князь Александр Невский», О. С. Пронтенко, 1987 г.
7. «Успение святого Александра Невского», М. В. Нестеров.
8. «Утро на Куликовом поле», А. П. Бубнов, 1947 г.
9. «Иван III разрывает ханскую грамоту», А. Д. Кившенко, 1879 г.
10. «Портрет А. В. Суворова», К. К. Штейбен, 1815 г.
11. «Переход Суворова через Альпы в 1799 году», В. И. Суриков, 1899 г.
12. «Портрет адмирала Ф. Ф. Ушакова», П. Н. Бажанов, 1912 г.
13. «Сражение у острова Тендра 28-29 августа 1790 года», А. Блинков, 1955 г.
14. «Михаил Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения», А. П. Шепелюк, 1951 г.
15. «Конец Бородинской битвы», В. Верещагин, 1900 г.
16. «Император Николай II», Б. М. Кустодиев, 1915 г.
17. «Атака казаков на германскую батарею. Восточно-прусская операция 1914 г.», А. Ю. Аверьянов.
18. «Штурм Сапун-горы», П. Мальцев, 1958 г.
19. «Возвращение с победой», А. Китаев, 1985 г.
20. «Адмирал Ушаков», Н. Г., 2005 г.
21. «М. И. Кутузов на Бородинском поле», С. В. Герасимов, 1952 г.
22. «П. С. Нахимов во время Синопского сражения 18 ноября 1853 г.», Н. П. Медовиков, 1952 г.
23. «После побоища Игоря Святославича с половцами», В. М. Васнецов, 1880 г.
24. «Богатырский скок», В. М. Васнецов, 1914 г.
25. «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле», М. И. Авилов, 1943 г.
26. «Александр Невский», П. Д. Корин, 1942 г.
27. «Защитники Брестской крепости», П. А. Кривоногов, 1951 г.
В Требованиях к содержанию и результатам обучения религии и религиозного воспитания, в пункте 2.11 прописано, что важные смысложизненные ценности, навыки нравственного поведения дети легко усваивают через игру, поэтому неотъемлемой частью работы с воспитанниками воскресной школы является включение в процесс наставления в вере игровых ситуаций (особенно для детей 5-6 и 7-11 лет). Игровые ситуации могут быть разработаны на основе методов педагогики искусства. Данные методы способствуют активизации художественного и эмоционально-чувственного восприятия и вовлекают детей в содержательный и образный мир произведения живописи, позволяют интерпретировать смыслы и постигать содержание, как бы «проживая» увиденную историю.
Мы выделяем три этапа патриотического воспитания детей на материале батального, исторического, портретного и бытового жанра живописи в процессе проблемно-ценностного общения. Опишем эти этапы.
Первый этап — познавательный, направленный на построение визуально-объективного и перцептивного образа патриота-героя и событий, связанных с ним. Визуально-объективный образ формируется на основе четкой и описательной информации, взятой, например, из энциклопедии или учебника. Перцептивный образ формируется за счет восприятия художественного средства живописи, например, цвета, композиции, фактуры, света и т. д. В основе познавательного этапа лежит синтез эмоциональных и чувственных ощущений и переживаний, это восторг, удивление, восхищение или, напротив, огорчение, смущение. Данный этап тесно связан с сопереживанием, уже имеющимися ценностями, предпочтениями и взглядами ребенка. На этом этапе осуществляется разрешение противоречий между принятием и отторжением, восхищением и равнодушием, желаемым и должным, добродетелью и пороком, между личной выгодой или общественной пользой, пользой для Отечества.
Так начинается проблемно-ценностное общение с визуализации образа патриота-героя Федора Ушакова, Александра Суворова, солдата-победителя Великой Отечественной войны и т. д. Педагог показывает ряд произведений живописи по теме, далее дети описывают увиденное, предполагая название картины. Дети рассматривают репродукции и постигают визуальный образ как текст, т. е. в буквальном смысле происходит прочтение информации через зрительное восприятие и понимание. Задача детей состоит в том, чтобы определить, где происходит то или иное событие; о каком событии идет речь; кто главный герой, а кто второстепенный; какой эмоциональный настрой героев; в чем выражается нравственная позиция или личностный выбор героев произведения и т. д. Набор проблемных вопросов зависит от возраста детей, их осведомленности по теме, выделенного времени для беседы и т. д.
Если дети с произведениями живописи уже знакомы, тогда им можно предложить разложить репродукции в определенной последовательности, или по определенному принципу, или по предпочтению интересов и т. д. В этом случае вопросы к детям будут связаны с их личным выбором решения проблемной задачи. Можно дать детям задание по поиску дополнительной информации, с тем чтобы они обратились к энциклопедии, книге, электронному ресурсу, спросили у значимого взрослого и т. д. Вопросы к детям — активизирующие познавательный и художественный интерес — могут быть различны, например:
• Какими качествами обладает патриот-герой (обобщенный портрет) или конкретная личность?
• Чем руководствуется патриот-герой при нравственном выборе?
• Какие труды совершали воины в мирное время? И т. д.
Второй этап — оценочно-смысловой — связан с пониманием, осмыслением и оценкой событий, представленных на картине; подвигов и принятия судьбоносных решений, личностных качеств, причиной и следствием нравственного выбора или отношений и т. д. На этом этапе осуществляется оценочно-смысловая деятельность — соотнесение новых представлений, понятий, ценностей с уже
имеющимися и ранее усвоенными знаниями, ценностными установками и убеждениями на основе диалога между всеми участниками проблемно-ценностного общения (ребенок и ребенок, дети и педагог, дети и родитель, дети и приглашенный гость и т. д.). Так в единое смысловое цельное понимание объединяются потребности, интересы, установки; позиции детей аккумулируются в ценностное поле; вводятся базовые культурные установки. Приведем пример фрагмента диалога педагога с детьми на тему из раздела «Нравственно-патриотическое воспитание» — «Семья. Материнство». Девочка восьми лет, рассматривая репродукцию иконы Пресвятой Богородицы «Владимирская», говорит: «Она Его любит, Она Его нежит! И меня мама любит, и меня мама нежит!» Девочка соотнесла увиденный иконный образ отношения Матери — Богородицы — и Сына — Богомладенца — с опытом отношений в своей семье.
Третий этап — мотивационно-деятельностный, на данном этапе происходит присвоение ребенком личностного духовно-нравственного смысла, при котором базовая национальная ценность — патриотизм — становится в высшей степени значимым мотивом действия и регулятором умонастроения, выражающегося в любви к Отечеству. Третий этап призван способствовать «вхождению» базовых национальных ценностей, в частности «патриотизма», в мировоззренческое поле личности, переходу ценности в смыслы и обретению целостности мировоззрения, результатом чего становится транслируемая личная позиция, поступок, направленность деятельности.
В процессе беседы педагог задает много вопросов по теме занятия. В ответах детей прослеживаются личностное устремление, принятие или отторжение, понимание или непонимание, порой противление патриотической идее или норме. На данном этапе происходит рефлексия в отношении того, что увидел, услышал ребенок, что узнал и запомнил, вспомнил или даже придумал. Более отчетливо прослеживаются формируемое патриотическое отношение или мотив, непосредственно в активном проявлении ребенком своей позиции в результате применения методов художественной педагогики. Рассмотрим некоторые методы в действии:
• метод единства восприятия и созидания в художественном действии. Ребенок погружается в патриотическую тематику через словесную импровизацию, когда нужно заговорить словами главного или второстепенного героя или разыграть диалог между героями. Тогда в сказанных словах и фразах можно разглядеть ход мыслей ребенка, его предпочтения или непонимание, неприятие. Двигательная импровизация, когда ребенку необходимо в движении передать эмоциональный настрой главного героя или боевую выправку, или показать силовые упражнения, которые следует выполнять солдату, богатырю, чтобы быть сильным и выносливым. Целью данного метода можно считать единство осознания, эмоционального переживания и действия;
• метод «вживания» или «оживления». Ребенок постепенно «втягивается» в тему через создание игровой ситуации на основе ценностно-смыслового восприятия и понимания художественного образа; эмоционально переживает основные грани выразительности репродукции живописи, вспомогательного художественного слова, музыки или песенного жанра.
С позиции нравственной герменевтики проблемно-ценностное общение в процессе познавательной беседы рассматривается как временная детско-взрослая событийная общность, педагогический потенциал которой находит выражение в совместной познавательной ценностно-ориентированной деятельности, достигающейся в процессе доверительного диалога и выстраивания ценностного поля путем обозначения ценностных патриотических установок.
Раскрытие и реализация воспитательного потенциала проблемно-ценностного общения в процессе познавательной беседы на материале исторического, батального, портретного и бытового жанра позволяет более полно проявляться духовно-нравственной позиции всех субъектов воспитания — и ребенка, и педагога, и родителя. Благодаря этому активизируются осмысление, принятие и усвоение базовой национальной ценности — патриотизма — детьми. Грамотно подобранные методы педагогики искусства и системно изложенный познавательный материал создают характер «косвенного воспитательного воздействия», что делает детско-взрослое общение более доверительным, а воспитательный процесс комфортным.
Познавательное насыщение беседы на материале живописи способствует формированию патриотического умонастроения, которое в свою очередь можно разложить на следующие компоненты:
• ценностно-смысловое сопереживание привязанности и принадлежности к культуре, традициям и истории своей семьи, своего рода, народа;
• осознанная эмоционально-ценностная позиция по отношению к миру семьи, миру родных людей, миру истории и культуры Отечества, миру родной природы;
• духовно-нравственные и патриотические представления о базовых национальных ценностях;
• одухотворенное нравственное поведение;
• патриотические убеждения.
В процессе проблемно-ценностного общения ребенок является активным участником воспитательного процесса, он обязательно высказывает свои мысли, анализирует информацию, обобщает, сравнивает и устанавливает причинно-следственные связи между историческими событиями или фактами, предполагает. Игровые ситуации, организованные благодаря методам педагогики искусства, можно отнести к косвенным методам воспитательного воздействия, так как в игровом действии (импровизации, оживлении и т. д.) ребенок не ощущает себя объектом воспитания, а является полноправным участником воспитательного процесса. В игровом действии прокладывается путь от чувствования к поступку и от поступка к чувству. Перенося положительные примеры, увиденные в сюжете картины, на реальную жизнь, именно свою или своего ближнего окружения, ребенок как бы погружается в ту или иную жизненную ситуацию, и тогда в этом сложном психическом процессе понимания — восприятия — принятия — отождествления развивается, обогащается и преобразовывается его личность.
Воспитание патриотизма на материале изобразительного искусства — «это не рассказ об искусстве, а удивительный живой процесс, когда искусство зри-
тельным образом воздействует на чувства и мысли ребенка. Благодаря своей наглядности искусство наилучшим способом показывает ребенку — чем жив человек, человечность в человеке. Заставляет сопереживать и со вниманием, пониманием, милосердием и состраданием относиться к чужой боли и радости, проявлять чуткость и оценивать важность и значимость событий прошлого, настоящего, задумываться о будущем своей жизни и судьбах Отечества»14.
Воспитание патриотического умонастроения происходит в постижении ребенком эталонов национальной и религиозной культуры, нравственного поведения и чувствования. В ребенке закладываются и формируются ценностно-смысловые установки в отношении к семье, близким и ближним. В дальнейшем они проявляются в отношении к своей малой и большой Родине — как любовь и гордость, желание нести ответственность за настоящее и будущее своего Отечества. Патриотизм взращивается постепенно и последовательно.
Познавательное насыщение проблемно-ценностного общения на материале живописи в контексте христианской философской мысли о человеке, о семье, о Родине, о мире способствует становлению одухотворенного духовно-нравственного поведения. Осуществляется оно на основе ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства. Воспитание на материале изобразительного искусства — это удивительный эмоционально-чувственный и одновременно мыслительный процесс. Можно утверждать, что изобразительное искусство в самом глубоком смысле человечно. Оно творится человеком и обращено к человеку, стучится в его сердце, служит единению и сопричастности человеческим переживаниям, визуализирует направление нравственного выбора и патриотического поступка.
Познание ребенком патриотических ценностей через искусство — особый процесс, отличающийся от логического познания. Это, прежде всего, «труд души», нравственный выбор через постижение, понимание и осмысление окружающего мира, своей жизни и жизни своих родных и близких. В основе сопереживания главным героям произведений живописи, возникающего у человека в процессе художественного восприятия и понимания, лежит личный нравственный опыт. Ребенок всегда будет рассуждать с позиции ранее увиденного или услышанного. Поэтому мы подбирали такие произведения, которые были бы ясны и понятны ребенку, доступны детскому восприятию, а также в которых изображены хорошо знакомые и угадываемые события и явления.
Для ребенка на первом этапе важно увидеть и осмыслить, а далее — проявить оценочное суждение и попытаться спроецировать на свой личный опыт, через переживание нравственных ценностей, важных событий и поступков людей (воинов, правителей, монахов, простых людей), запечатленных художниками в своих картинах. Познания, обогащенные эмоциями, порождают нравственные чувства, которые закрепляются в игровой деятельности. Напротив, если переживание не случилось, а увиденное и услышанное оказалось только понятым,
14 Бородина Е. Н. Дидактическая игра в нравственно-патриотическом воспитании детей // Педагогическое образование в России. 2018. № 1. С. 155.
усвоенным, оно останется в памяти, но не оставит следа в характере, поступках, мироощущении ребенка15.
Основным воспитательным средством в процессе проблемно-ценностного общения является познавательная беседа, состоящая из трех частей.
Познавательную беседу следует начинать с трансляции изобразительного ряда произведений живописи, вызывая тем самым у детей познавательный и художественный интерес к заявленной патриотической теме. Далее обозначается круг проблемных вопросов и важных понятий, которые, с одной стороны, раскрывают суть темы или проблемы, а с другой — обязывают ребенка сосредоточить внимание на обсуждении определенного события или поступка исторической личности, явления, духовно-нравственных черт характера главного героя произведения живописи и т. д. При построении ценностно-смыслового общения во время беседы на материале живописи педагогу необходимо учитывать наглядно-образный характер мышления ребенка. Такая воспитательная ситуация несет в себе дополнительный потенциал, так как позволяет наиболее полно воссоздать и представить различные наглядные характеристики личности, событий, отношений, итога исхода событий и т. д.
Основная часть познавательной беседы направлена на то, чтобы раскрыть конкретное содержание художественного сюжета, рассказывающего о реальном историческом событии. Педагог должен целенаправленно обратить внимание на конкретные нравственные качества, вызывая интерес и мотивацию к рассуждению, на выработку собственного определенного эмоционально-чувственного отклика, переходящего в отношение. В ходе основной части беседы педагог раскрывает воспитательный контекст патриотической проблематики представленных произведений живописи, опираясь по необходимости на информационные источники. В основной части также необходим дополнительный наглядный ресурс, например, фрагмент фильма, мультфильма, музыкального произведения, усиливающий когнитивное восприятие и эмоциональную отзывчивость ребенка.
Беседа завершаться может по-разному, например, детям предлагается составить диалог главных героев, в высказываниях обязательно должны просматриваться настроение и убеждения героев, их эмоции. Сопровождаться диалог может двигательными импровизациями. В таких высказываниях педагог сможет проследить ход мыслей детей, даже если было высказано предположение. Ошибочные размышления или реплики педагог должен сразу скорректировать с учетом нравственной оценки или мотива действий главных героев. Подводя итог беседы, необходимо обозначить нравственную позицию и главного героя, и художника, и личную, и, конечно, позицию Церкви, которую обязательно должны усвоить дети.
Ценностно-смысловое общение с детьми выстраивается на основе визуального образа, исходя из понимания и восприятия сюжета конкретного произведения живописи. В разбираемом реалистичном сюжете всегда четко прослеживается поступок человека, его деятельность, отношения между людьми, характер. В некоторых произведениях мы даже видим результат жизни, например,
15 См.: Бородина Е. Н. Дидактическая игра... С. 155.
парадный портрет Александра Суворова несет в себе информацию о большом количестве орденов. Созерцающий понимает, что за каждой наградой Александра Суворова стоит самоотверженное служение и подвиг, вера и молитва.
Например, произведения Юрия Кугача (жанр сюжетной картины) погружают нас в семейную тематику. Художник точно и правдиво запечатлевает важные моменты близких людей внутри семьи: взаимодействия матери и дочери, бабушки и внучек и т. д. У Юрия Кугача есть целый ряд произведений живописи, в сюжете которых представлена обычная, повседневная жизнь семьи. За простым сюжетом прослеживаются характерные для культуры семьи доверительные и теплые отношения: заботливость, доброе исполнение своих обязанностей и т. д. Так, на одной из картин мы видим, как все дружно стряпают пирожки. На другой картине мы видим, как бабушка топит печь, а мать в этот момент заплетает свою дочку, другая дочка кормит кошку. Казалось бы, художником представлена обычная бытовая семейная ситуация, но, постигая ценности и смыслы ситуации, дети учатся простым отношениям и осознанности своих обязанностей.
При разборе сюжета картин рекомендуется проговаривать различные виды деятельности человека, которые могут происходить в повседневной жизни. Педагог делает акцент на настроении главных героев. Анализ сюжета картины перерастает в определенные ценностные установки. Рассматривая картину Б. М. Кустодиева «На террасе», мы видим душевные родственные отношения между несколькими поколениями. Замечаем особую трепетную заботливость матери в отношении своего малыша, несмотря на то что за ребенком присматривает няня, мать все равно не спускает глаз с ребенка, т. е. не отпускает свою материнскую заботу и переживает за своего ребенка, это очень важно увидеть и отметить особенно для девочек.
На основе картины И. Левитана «Золотая осень», созерцая красоту и величие родных просторов, можно говорить о любви к Родине.
Интересна для обсуждения картина В. М. Васнецова «Богатыри». Художник показывает три отношения к войне и миру, три характера воина, они по-разному себя ведут. Богатыри Васнецова по-разному себя чувствуют в этой тревожной ситуации. В процессе беседы необходимо работать с произведением на четырех уровнях познания:
• предметный уровень, когда ребенок вникает в набор образов, объектов и предметов;
• сюжетный уровень, когда необходимо понять рассказываемую историю;
• символичный уровень, когда необходимо понять символы цвета, света, перспективы или композиции;
• ценностно-смысловой уровень, который раскрывает нравственный строй картины.
Все четыре уровня понимания и восприятия произведений живописи должны учитываться педагогом в процессе проблемно-ценностного общения в составе познавательной беседы.
Делая итоговый вывод, отметим: патриотизм — это христианская добродетель, которая является частью религиозного сознания христианина-патриота, отражающая православное учение о промысле Божьем о человеке: служение,
труд на благо своей страны, любовь к своему Отечеству и людям, здоровая гордость за победы, достижения и культуру своего народа, осознанное стремление защищать интересы Родины как внутри государства, так и за его пределами. Патриотизм — это любовь к Родине и к людям и ревнование о пользе и славе Отечества, совершаемое через самовоспитание. В своей сущности патриотизм религиозен и созвучен православному вероучению и проявляется в служении нуждам своего народа.
Взращивание в воспитанниках воскресной школы любви и преданности Богу и истинной вере, служение и созидание на благо Отечества следует воспринимать как благословение, данное нам Богом. Проявлениями патриотизма могут быть отстаивание правды Божией, стояние в вере православной, как это делали святители, пастыри и архипастыри, благоверные князья, праведные и преподобные. Толкование патриотизма через призму духовных смыслов — это любовь к Богу и к ближнему, согласованность своего действия и поступка с Божественными смыслами, а также выражение деятельной любви к Родине.
Список источников
Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности. М., 1999.
Бородина Е. Н. Дидактическая игра в нравственно-патриотическом воспитании детей //
Педагогическое образование в России. 2018. № 1. С. 154-158. Бородина Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: монография. Екатеринбург, 2015. Даль В. И. Толковый словарь: в 2 т. М., 1995.
Дивногорцева С. Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры в России. URL: https://iknigi.net/avtor-svetlana-divnogorceva/88764-stanovlenie-i-razvitie-pravoslavnoy-pedagogicheskoy-kultury-v-rossii-svetlana-divnogorceva/read/page-1.html (дата обращения: 20.11.2021). Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (2014). URL: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-
zakon-ob-obrazovanii-2013/2/ (дата обращения: 20.09.2021). Зеньковский В. В., прот. Педагогика. Клин, 2004.
Ильин И. А. О национальном воспитании. Путь духовного обновления. М., 1993. Лихачев Д. С. Русская культура. М., 2000.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. 24-е изд., испр. М., 2008. С. 321. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. URL: https://azbyka.ru/ osnovy-socialnoj-koncepcii-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi#s3 (дата обращения: 10.05.2021). Соловьев В. С. Национализм // Он же. Статьи для энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
URL: https://rodon.org/svs/sdebie.htm#a150 (дата обращения: 20.11.2021). Соловьев В. С. Патриотизм // Он же. Статьи для энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
URL: https://rodon.org/svs/sdebie.htm#a150 (дата обращения: 20.11.2021). Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации // Православное образование: официальный сайт Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. URL: https://pravobraz.ru/napravleniya/ voskresnye-shkoly/ (дата обращения: 20.10.2021).
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2022. Vol. 64. P. 89-106 DOI: 10.15382/sturIV202264.89-106
Elena Borodina, Candidate of Sciences in Pedagogy, Ural State Pedagogical University Yekaterinburg, Russia [email protected]
Patriotic Education of Children in Sunday Schools and the Use of Fine Arts Materials
E. Borodina
Abstract: In the first part ofthe article, the author describes the theoretical substantiation of the problem, i.e. aspects of the patriotism of an Orthodox Christian as a virtue, a spiritual and moral quality. The phenomenon ofpatriotism is presented in the context of the works of the Church Fathers of the 19th and 20th centuries and the main provisions of the social concept of the Russian Orthodox Church; the canon of the Orthodox view on the problem posed is adhered to in substantiation. For an objective understanding of the semantic essence of the concept of patriotism, the author turned to scientific literature, explanatory and encyclopaedic dictionaries, philosophical and pedagogical works of compatriots. Having analysed a number of scientific points ofview, the author highlights the spirituality and religiosity of patriotism, emphasising the semantic connection with morality. In the second part of the article, the author examines the effectiveness of the use of paintings of battle, historical, portrait and everyday life in the process of patriotic education at Sunday schools. The article reveals the content and characteristics of problem-value communication, describes the stages of the methodology based on problem-value communication in the process of cognitive conversation based on the painting of patriotic themes: the first stage is cognitive (the contradictions between acceptance and rejection, admiration and indifference are resolved); the second stage is evaluative-semantic (evaluative-semantic activity is carried out, i.e. the correlation of new ideas, concepts, values, with already existing and previously acquired knowledge and value attitudes and beliefs); the third stage is motivational and activity-related (the child appropriates a personal spiritual and moral meaning, in which the basic national value — patriotism — becomes valuable and significant, a regulator of the patriotic mentality, a motive for action). The author reveals the potential of the methods of art pedagogy: "the method of unity of perception and creation in artistic action", "the method of getting used to it" or "the method of revitalisation", describing the process of emotional and sensory empathy with the main characters of paintings.
Keywords: patriotism, patriotic education, Sunday school, children, informative conversation, problem-value communication, painting.
References
Berdiaev N. (1999) O cheloveke, ego svobode i dukhovnosti. Moscow (in Russian).
Borodina E. (2015) Teoriia i praktika nravstvenno-patrioticheskogo vospitaniia detei v polikhudo-
zhestvennoi deiatel'nosti. Ekaterinburg (in Russian). Borodina E. (2018) "Didakticheskaia igra v nravstvenno-patrioticheskom vospitanii detei". Peda-
gogicheskoe obrazovanie vRossii. 2018, no. 1, pp. 154—158 (in Russian). Il'in I. (1993) O natsional'nom vospitanii. Put' dukhovnogo obnovleniia. Moscow (in Russian). Likhachev D. (2000) Russkaia kul'tura. Moscow (in Russian). Ozhegov S. (2008) Slovar' russkogo iazyka. Moscow (in Russian). Zen'kovskii V. (2004) Pedagogika. Klin (in Russian).
Статья поступила в редакцию 04.12.2021
The article was submitted 04.12.2021