Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- ПРОПАГАНДИСТСКОЙ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА И ДУХОВНОСТИ У МОЛОДЕЖИ'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- ПРОПАГАНДИСТСКОЙ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА И ДУХОВНОСТИ У МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2595
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / МОРАЛЬ / ПАТРИОТИЗМ / ОБЩЕСТВО / ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО - ПРОПАГАНДИСТСКАЯ РАБОТА / ФОРМА / НАПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахомов Вячеслав Иванович

В статье в исторической ретроспективе рассмотрены вопросы духовно - нравственного и патриотического воспитания и их роль в формировании личности. Сделано обоснованное логическое заключение о том, что проблема духовно - нравственного формирования личности является ключевой в вопросе воспитания полноценного гражданина нашей страны. Проведен анализ причин деградации духовно - нравственных ценностей современного общества, не сумевшего сохранить свою духовно - нравственную основу, разрушения христианских традиции, семейных отношений, трансформации в пользу материальных благ и всеобщей глобализации. Отмечены положительные стороны работы по выработке концептуальных подходов к воспитанию морально - этических норм у молодежи и патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, учтена значительная роль Православной Церкви в вопросе духовно - нравственного воспитания личности. Дано определение гражданско - патриотического воспитания достойных граждан нашего Отечества. Определены основные формы, методы, направления информационно - пропагандистской работы по гражданско - патриотическому и духовно - нравственному воспитанию молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL, MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION IN THE FORMATION OF PERSONALITY. THE MAIN FORMS, METHODS, DIRECTIONS OF INFORMATION AND PROPAGANDA WORK ON THE EDUCATION OF PATRIOTISM AND SPIRITUALITY AMONG YOUNG PEOPLE

In the article, in historical retrospect, the issues of spiritual, moral and patriotic education and their role in the formation of personality are considered. A reasonable logical conclusion is made that the problem of spiritual and moral formation of the individual is the key issue in the education of a fullfledged citizen of our country. The analysis of the reasons for the degradation of the spiritual and moral values of the modern society, which failed to preserve its spiritual and moral basis, the destruction of Christian traditions, family relations, transformation in favor of material goods and universal globalization. The positive aspects of the work on the development of conceptual approaches to the education of moral and ethical standards among young people and the patriotic education of citizens of the Russian Federation are noted, and the significant role of the Orthodox Church in the issue of spiritual and moral education of the individual is taken into account. The definition of civil and patriotic education of worthy citizens of our Fatherland is given. The main forms, methods, and directions of information and propaganda work on civilpatriotic and spiritualmoral education of young people are defined.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- ПРОПАГАНДИСТСКОЙ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА И ДУХОВНОСТИ У МОЛОДЕЖИ»

УДК 796.51

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОЙ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА И ДУХОВНОСТИ

У МОЛОДЕЖИ

SPIRITUAL, MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION IN THE FORMATION OF PERSONALITY.

THE MAIN FORMS, METHODS, DIRECTIONS OF INFORMATION AND PROPAGANDA WORK ON THE EDUCATION OF PATRIOTISM AND SPIRITUALITY

AMONG YOUNG PEOPLE

Пахомов Вячеслав Иванович

кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Pahomov Vyacheslav Ivanovich department of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. В статье в исторической ретроспективе рассмотрены вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания и их роль в формировании лич-ности. Сделано обоснованное логическое заключение о том, что проблема духовно-нравственного формирования личности является ключевой в вопросе воспитания полноценного гражданина нашей страны. Проведен анализ причин деградации духовно-нравственных ценностей современного общества, не сумевшего сохранить свою духовно-нравственную основу, разрушения христианских традиции, семейных отношений, трансформации в пользу материальных благ и всеобщей глобализации. Отмечены положительные стороны работы по выработке концептуальных подходов к воспитанию морально-этических норм у молодежи и патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, учтена значительная роль Православной Церкви в вопросе духовно-нравственного воспитания личности. Дано определение гражданско-патриотичес-кого воспитания достойных граждан нашего Отечества. Определены основные формы, методы, направления информационно-пропагандистской работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи.

Abstract. In the article, in historical retrospect, the issues of spiritual, moral and patriotic education and their role in the formation of personality are consid-ered. A reasonable logical conclusion is made that the problem of spiritual and moral formation of the individual is the key issue in the education of a full-fledged citizen of our country. The analysis of the reasons for the degradation of the spir-itual and moral values of the modern society, which failed to preserve its spiritual and moral basis, the destruction of Christian traditions, family relations, transfor-mation in favor of material goods and universal globalization. The positive aspects of the work on the development of conceptual approaches to the education of moral and ethical standards among young people and the patriotic education of citizens of the Russian Federation are noted, and the

significant role of the Ortho-dox Church in the issue of spiritual and moral education of the individual is taken into account. The definition of civil and patriotic education of worthy citizens of our Fatherland is given. The main forms, methods, and directions of information and propaganda work on civil-patriotic and spiritual-moral education of young people are defined.

Ключевые слова: личность, мораль, патриотизм, общество, духовно-нравственное воспитание, информационно-пропагандистская работа, форма, направление.

Keywords: personality, morality, patriotism, society, spiritual and moral education, information and propaganda work, form, direction.

Сегодня в мире явственно прослеживается кризис духовно-нравственных ценностей. Общество, пренебрегая моралью и нравственностью, в одночасье оказалось в мире стяжательства и вседозволенности, в миребез нравственных ориентиров, с абсолютной внутренней пустотой, при внешнем благополучии и множеством удобств. Причина этому - приоритет частного над общественным, культ денег, отсутствие духовного развития и утрата духовно-нравственных ориентиров, составляющих основу человеческой жизни. Молодежь оторвана от духовного мира. Государственная политика большинства развитых стран, глобальные корпорации, социальные сети и интернет-каналы активнейшим образом способствуют обесцениванию нравственных идеалов и норм поведния. Духовно-нравственная деградация отрицательно влияет на все без исключения сферы жизни современного общества, кото-рое, безусловно, зашло слишком далеко в своем отрицании всех нравственно-эти-ческих норм. Именно поэтому проблема духовно-нравственного и патриотического формирования личности является одной из наиболее значимых и актуальных на сегодняшний день.

Вопросы духовно-нравственного воспитания более двух тысяч лет назад рассматривал древнегреческий философ Аристотель, который утверждал, что добро -это преобладание разума над человеческими желаниями и страстями. Поведение человека можно назвать этическим лишь тогда, когда он находит компромисс между своими желаниями и тем, как нужно поступить, согласно морально-этическим нормам. Не всегда человек хочет поступить правильно. Но усилием воли он должен контролировать свои действия. Поступив нравственно и справедливо, мы испытываем чувство довольства собой [1, с. 1]. Наиболее ярко и полно охарактеризовал проблему духов-но-нравственного воспитания в развитии личности отечественный педагог-классик К. Д. Ушинский, который писал: «Нет, одного ума и одних познаний еще недостаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, кото-рый иногда согласно с рассудком, а часто в проти-воречии с ним, связывает людей в честное, дружное общество» [2, с. 67]. Другой наш великий соотечественник В. Г. Белинский указывал на огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности. Он отмечал, что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит. Поэтому он считал, что нравственная сторона формирования личности является главной задачей воспитания.

В наше времядуховно-нравственное воспитание рассматривается в органической связи с объективными общественно-экономическими процессами. Так, В. А. Су-

хомлинский писал, что позитивное воздействие морали выражается в побуждении членов общества к деланию добра и счастья в окружающей жизни, к умножению «радостей для других людей и затем для себя». Таким образом, духовно-нравственное и патриотическое воспитание в конечном итоге помогает в формировании личности, живущей для окружающих и во благо своего Отечества, преумножая способность человека к преодолению различных отрицательных факторов [3, с. 258]. Вопросы, связанные с раскрытием нравственного сознания, рассматривал в своих трудах другой советский и российский философ А. И. Титаренко, который отмечал, что нравственность должна внедряться в самую душу человека, только тогда она станет подлинным генератором добрых идей. Чтобы стать требованием совести, долгом, справедливостью, короче - моральной обязанностью, общественный инте-рес с неизбежностью должен быть внутриличностным. Все вышесказанное говорит о том, что проблема духовно-нравственного формирования личности является ключевой в вопросе воспитания полноценного гражданина нашей страны.

Проблема духовно-нравственного и патриотического формирования личности в современном обществе озвучивается на научно-практических конференциях, совещаниях различного ранга, как проблема государственного значения. Актуализация вопроса духовного и нравственного воспитания говорит о том, что он действительно востребован временем. Анализ современных литературных источников, средств массовой информации, социальных сетей и видеохостингов позволяет сделать вывод о том, что количество разговоров о духовности, патриотизме, нравственности никак не сказывается на реальных делах. Возникает диссонанс от слов известных политиков, депутатов, чиновников различного ранга, бизнесменов, общественных деятелей о необходимости соблюдения морально-этических норм и реального поведения этих людей в обычной жизни. Еще древнеримский поэт Овидий заметил такой парадокс в поведении людей: «Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь». Это происходит потому, что, как сказал Эрих Фромм: «Капиталистическая экономика, основанная на свободе рынка и приватизации, коммерциализирует все общество, все его структуры, среди них и человека, подчиняя их культу денег. Все становится товаром, предметом купли-продажи, в том числе профессии, занятия, статусы. Следствием этого становится самоотчуждение человека, потеря им своей гуманистической сущности» [4, с. 288]. Данное высказывание в полной мере характеризует сегодняшнюю ситуацию, когда государство пропагандирует духовно-нравственные ценности, а капиталистическое общество, завязанное на товарно-денежных отношениях, где деньги - это самоцель, идеал и смысл существования, внешне как бы принимает и даже пропагандирует мораль и нравственность, но внутренне оттор-гает и то, и дру-гое, так как это противоречит самой основе этого общества. Мир, где деньги - источник счастья, здоровья, благополучия и смысл всей жизни, существует по принципу «кривого зеркала». В нем человек, живущий высокоморально и нравственно, но небогато - это неудачник, а некультурный, наглый, бессовестный, но богатый делец, взяточник и коррупционер - образец для подражания. Когда главной и реальной, а не пропагандируемой ценностью общества становятся деньги и власть, это приводит к замене общечеловеческих духовно-нравственных принципов ложными ценностями и принципами, к искажению основных базовых понятий и,

в конечном итоге, к обществу потребления, которое усилиями глобалистского сообщества формируется сейчас в мире.

Нравственность неразрывно должна быть связана с государственностью и политикой. Однако правящие элиты западных стран ставят во главу угла не мораль и нравственность, а свободу, граничащую с вседозволенностью, извращенную толерантность, приводящую к обесцениванию всех морально-нравственных постулатов, которые веками существовали в обществе и являлись цементирующей основой жизни человечества на Земле. В обществе потребления, где искусственно раздуваются непомерные желания и жажда удовольствий - главным приоритетом людей становится нажива, а элементарные духовно-нравственные понятия трактуются с противоположным и даже извращенным смыслом. В результате современное общество не столько развивается, сколько деградирует в целом. Поэтому, в условиях современного общественного кризиса, который определяется, прежде всего, кризисом духовных и нравственных ценностей, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей. И не просто возвращение, а неукоснительное требование ко всем без исключения членам общества соблюдения этих самых ценностей и на работе и в быту. Однако при существующей модели развития добиться этого практически невозможно. Поэтому необходимо менять модель ивыстраивать работу по нравственному воспитанию так, чтобы главенствующую роль в этом процессе занимала позиция самого человека, так как истинное вос-питание происходит тогда, когда личность в этом процессе выступает не в качестве объекта психолого-педагогических воздействий, а является одним из его деятельных субъектов. Принимая во внимание, что в российском обществе с переходом его к капиталистической модели развития, формированием потребительского отношения, как основополагаю-щего принципа успешности человека, произошло обесценивание морально-нравственных принципов, следует отметить, что работа по выработке концептуальных подходов к воспитанию морально-этических норм у молодежи, патриотическому воспитанию, все же проводится. Волонтерские организации, патриотические, поисковые, краеведческие и туристические клубы, молодежные центры и лагеря, всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» - все это свидетельства выстраивания государством новой (а иногда хорошо забытой старой) системы воспитания подрастающего поколения. Но этого недостаточно. Возрождение духовно-нравственных ценностей неразрывно связано с образом и качеством жизни. Поэтому для решения вопросов нравственности важны, прежде всего, образование и социальная политика. По итогам первого полугодия текущего года 19,8 млн. россиян (13,5 % населения) живут на доходы ниже установленного прожиточного минимума, следует из данных Росстата. Согласно ре-зультатам исследования Лева-да-центра, 40 % респондентов имеют ежемесячный доход ниже субъективной границы бедности, то есть 12,5 тыс. Невозможно ожидать вы-сокоморальных поступков от человека, не знающего, что ждет его завтра, не имеющего гарантиро-ванного рабочего места с официальной за-работной платой, экономя-щего на всем и наблюдающего за ужасающей кор-рупцией на всех уровнях власти. Соответственно, без экономического развития страны, предоставления надежных социальных

гарантий людям о возрождении нравственности говорить нельзя. При этом важна не только государственная политика в этом направлении, но и конкретная работа власти на местах. Чиновники рассматривают дополнительное вознаграждение, получаемое от бизнеса, как справедливую часть своей зарплаты, поскольку государ-ство, по их мнению, им недоплачивает. Они и сравнивают чиновничий оклад с потенциально доступным им менеджерским вознаграждением, а потом сами добирают разницу между ними. Когда местные чиновники, прикрываясь красивыми словами о нравственности и патриотизме занимаются, прежде всего, решением своих личных вопросов, это приводит не только к дискредитации власти, но и к обесцениванию всей работы по морально-нравственному воспитанию.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание одинаково важны для становления и развития личности. Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем формирование нравственностина базе духовно-нравственных ценностей, выработанных культурой в течение двух тысячелетий. Патриотическое воспитание является продолжением духовно-нравственного и неразрывно связано с ним. Духов-но-нравственное и патриотическое воспитание - это неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, основа формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Педагогическая наука считает ключевым целенаправленное развитие у человека таких проявлений духовности, как доброта, любовь к ближне-му, уважение к старшим, милосердие, что соответствует православным ценностям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное совершенствование. Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у личности верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов страны.

Говоря о патриотическом воспитании, необходимо определить, что такое патриотизм и кого мы можем назвать патриотом. Патриотизм - это социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность пожертвовать своими личными интересами ради Родины. Понятие патриотизма включает в себя не только любовь к своей стране, но и к своей малой родине, отчему дому, родите-лям, бабушкам и дедушкам. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание начинается с постепенного осознания индивидом своей принадлежности к семье, народу, религии, Родине и в конечном итоге, к формированию ярко выраженной гражданс-кой позиции и любви к своему Отечеству.

Сегодня, в век интернета и вытекающего из этого господствующего влияния на личность человека социальных сетей и интернет-платформ необходимы новые подходы и методы работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи. Помимо необходимости совершенствования системы ведения исто-

WWW W /■"■ I W

рической, музейной и мемориальной работы, развития форм устной пропаганды и средств наглядности необходимо активнее задействовать возможности интернет-платформ, направленных на развитие таких качеств характера, как любовь к Родине, высокую нравственность, мораль и духовность. Поощрять патриотически настроенное блогерское сообщество, которое придерживается морально-нравственного поведения, и категорически запрещать и преследовать в соответствии с действующим законодательством всех, кто пропагандирует насилие, ненависть, презрение ко всем

нравственным и патриотическим ценностям.

К современным формам, используемым в информационно-пропагандистской работе по духовно-нравственному патриотическому воспитанию относятся: возможности Интернета, СМИ, использование современных средств наглядной агитации, подготовка видеофильмов, видеороликов, муль-тимедийных презентаций, проведение видеоконференций и дистанционных занятий и так далее. Информационно-пропагандистская работа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию должна включать в себя многочисленные мероприятия, рассчитанные на широкую аудиторию и освещение в СМИ, а также меры по созданию информационного пространства из собственных СМИ и веб-сайтов. На веб-сайтах можно размещать текущие, аналитические, информационные и познавательные материалы, посвященные духовно-нравственному и патриотическому воспитанию с высокой степенью визуального и графического качества. Значимым направлением информационно-пропагандистской работы является размещение на телевидении и радио социальных видео- и аудиороликов, направленных на формирование духовности и патриотизма. Немаловажное внимание необходимо уделять использованию в информационной работе современных и традиционных средств наглядной агитации и пропаганды. Следует поощрять выпуск и распространениевоенно-патриоти-ческих, научно-популярных изданий об истории нашей страны, выдающихся личностях, подвигах солдат и командиров в период Великой Отечественной войны, войн в Афганистане, Чечне и Сирии и многое другое.

Основное содержание гражданско-патриотического воспитания может быть реализовано посредством информационно-пропагандистской деятельности; воспитательных торжественных и праздничных мероприятий; развития потенциала учебных гуманитарных дисциплин; использования средств музейной педагогики; активизацию туристско-краеведческой и поисковой работы; шефства над участниками Великой Отечественной войны и семьями погибших военнослужащих; уход за памятниками и воинскими захоронениями; волонтер-ского движения; взаимодействия с ветеранскими организациями; проведения вахт памяти, героико-патриоти-ческих акций, таких как «Бессмертный полк». Формированию у подрастающего поколения морально-психологической и физической готовности к выполнению конституционной обязанности по защите нашей страны, жизни и здоровья граждан активнейшим образом будет способствовать физическое воспитание молодежи. Учебная работа должна быть представлена активными методами обучения, межпредметными связями, активизацией познавательной деятельности обучающихся, духовно-нравственной и патриотической направленностью обучения, использованием инновационных методик и технологий. Выбор форм и методов гражданско-патриотического воспитания осуществляется с учетом специфики региона, учебного заведения и его традиций на основе связи поколений.

Эффективность гражданско-патриотического воспитания значительно возрастает при использовании интерактивных форм работы, которые подразумевают активное участие самих обучающихся в этой деятельности. Целесообразно проводить пресс-конференции, круглые столы с представителями исполнительной и законодательной власти, встречи с представителями конфессий, дискуссии по

актуальным проблемам духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, деловые игры, кинолектории. Огромное значение в нравственно-патриотическом воспитании молодежи сегодня имеет грамотное использование интернет-пространства. Компьютерные информационные ресурсы должны содействовать вовлечению обучающихся в активный познавательный процесс, получению объективной информации для создания собственного убедительного мнения по тому или иному вопросу. С этой целью необходимо развивать сеть образовательных, познавательных сайтов, страниц и разделов на сайтах образовательных организаций, которые рассказывали об истории нашей страны, ее достижениях и победах, истории края, города и учебного заведения. Система информирования должна постоянно обновляться и модернизироваться. Светодиодные мультимедийные экраны, банне-ры, информационные стенды, тематические выпуски стенгазет, презентации, видеофильмы, выставки литературы по духовно-нравственной и патриотической тематике - все это должно быть задействовано в воспитательном процессе. Следует активнее использовать возможности наших музеев, мемориальных комплексов, задействовать экскурсионные и туристические маршруты по местам боевой славы, посещение культурно-духовных центров нашей страны. Необходимо по-новому взглянуть на содержание и полнее использовать фонды и экспозиции музеев для воспитательной работы по созданию целостной системы идей, взглядов, чувств и убеждений, мировоззренческой позиции молодежи; способствовать обобщению и пропаганде опыта работы лучших музеев образовательных организаций, инициировать проведение на их базе конференций, открытых мероприятий воспитательного характера, создание сети клубов и кружков на базе музея.

Важное значение в работе по гражданско-патриотическому воспитанию дол-жно отводиться музеям боевой славы, в которых собраны материалы о ветеранах войны и правоохранительных органов, свидетелях военных лет, воинских соедине-ниях и частях, участвовавших в Великой Отечественной войне, участниках контртеррористической операции в Чеченской Республике, войн в Афганистане и Сирии. Героические подвиги защитниковнашей Родины, пожертвовавших ради нее жизнью, нерушимая связь поколений и преемственность традиций наилучшим образом способствуют формированию духовно-нравственного и патриотического стержня личности человека. Значимым направлением воспитательной работы является турист-ско-краеведческая и поисковая деятельность, которая подразделяется на краеведение (экскурсии, работа в музее, фольклорные, этнографические, краеведческие экспедиции) и активный туризм (туристские прогулки, походы, соревнования, туристические слеты, туристско-краеведческие лагеря). Наиболее эффективным средством формирования патриотического сознания и интенсивного вовлечения молодых людей в общественную жизнь является работа клубов, кружков и музеев краеведческой направленности. Через изучение родного края, всей нашей прекрасной и необъятной страны, происходит накопление у молодых людей знаний, которые постепенно складываются в систему и как следствие этого воспитывается любовь к Родине.

Необходимо уделять должное внимание развитию волонтерского движения обучающихся, проведению благотворительных и трудовых акций, направленных

на конкретную помощь одиноким людям, инвалидам, семьям, пострадавшим в го-ды Великой Отечественной войны. Духовно-нравственное формирование личности непосредственным образом происходит, когда молодежь непосредственно принимает участие в волонтерском движении, осуществляет шефство над детскими домами и домами престарелых, готовит для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий концерты, приуроченные к памятным и юбилейным датам; участвует в оказании помощи нуждающимся и больным людям в период пандемии.

Особое внимание необходимо уделить наведению порядка и озеленению территорий воинских мемориалов, мест воинской славы, памятников погибшим воинам. К этой работе необходимо привлекать молодых людей, чтобы они помнили и никогда не забывали подвиг героев нашей Родины. Составной частью гражданско-патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, которое должно осуществляться через взаимодействие с воинскими частями и подразделениями, участие в военно-мемориальных, спортивных мероприятиях. Высокой эффективности военно-патриотического воспитания обучающихся способствует проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта и физической подготовке (игр, посвященных воинам-спортсменам, спортивных соревнований на кубок Победы, спортивных праздников, посвященных памятным датам) [5, с. 245]. Торжественное возложение венков и цветов к памятникам, обелискам и захоронениям погибших в годы Великой Отечественной войны, посадка деревьев на «аллее ветеранов», организованное участие учреждения образования в патриотических акциях и Вахтах памяти, в праздничных шествиях, демонстрациях, че-ствовании ветеранов -все это важные формы патриотического молодежи.

Следует признать, что в вопросе духовно-нравственного воспитания личности огромную роль играет Православная Церковь, которая наряду с другими традиционными религиозными организациями на протяжении тысячелетия является одним из основных субъектов национальной жизни нашей страны, хранителем и распространителем базовых национальных ценностей, формирующих национальный воспитательный идеал. Согласно социологическому опросу более 80% россиян признают себя православными. Это говорит о том, что православие самая массовая религия в России, в которой содержится огромный воспитательный потенциал духовно-нравственного развития личности. Наш отечественный классик Ф. М. Достоевский говорил: «Русский значит православный». Разрушаются формы государственного устройства, правовые нормы, экономические и технологические уклады, а Православная Церковь остается, обеспечивая духовную преемственность между поколениями, образуя глубинную сердцевину самоидентификации нашего народа. Православие остается неизменной основой прошлого, настоящего и будущего. Сегодня Церковь всячески поддерживает необходимость возрождения духовности и нравственности в народе и проводит большую работу в этом направлении.

В вопросе формирования духовно-нравственных ценностей в личности человека особое значение приобретают нравственные идеалы, заложенные в детстве. Без такой основы невозможно дальнейшее развитие человека. До революции дети воспитывались в церковных традициях, затем роль церкви взяла на себя партия. То

есть, идеалы поменялись, но никуда не делись, просто на смену христианским пришли коммунистические ценности, которые впоследствии сменились на капиталистические. Таким образом, сегодня у большинства детей в силу того, что они растут в обществе потребления, отсутствуют идеалы, которые бы могли помочь в формировании морально-нравственных качеств. Роль религии в этом вопросе, по моему мнению, является ключевой, так как, на протяжении веков православная культура была духовной основой России, а русский народ - истовым хранителем христианских духовно-нравственных ценностей. Поэтому именно Церковь способна воспитать нравственные качества, моральные принципы и традиционные ценности у подрастающего поколения.

Возрождение традиционной нравственности часто понимают, как возвращение к определенным ценностям, ныне массово отсутствующим. Разумеется, речь не идет о том, чтобы построить бревенчатую избу, отказаться от благ цивилизации и носить лапти. Идеи возрождения нравственности в России не подразумевают под собой лишение человека выбора духовных, культурных ценностей. Речь лишь о том, чтобы люди вспомнили, в какой стране они родились, знали и любили культуру своей страны, а не просто слепо перенимали все приходящее с Запада.

В заключении хотелось бы еще раз отметить, что повышение эффективности духовно-нравственной и патриотической работы по формированию личности является одной из приоритетных задач воспитания достойных и ответственных граждан нашей страны, ведь будущее России - это наши дети и от того, какими они вырастут, будет зависеть и как будет расти и развиваться наша держава.

Литература

1. Философия Аристотеля: кратко и понятно [Электронный ресурс]. URL : https://mystroimmir.ru/filosofiya/aristotel.html (дата обращения : 10.01.2021)

2. Бабаян А. В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика. 2005. № 2. С. 67-68.

3. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. Москва.: Просве-щение, 1980. 258 с.

4. Фромм Эрих Бегство от свободы. Москва : АСТ, 2015. 288 c.

5. Алдошина Е. А., Алдошин А. В., Иванина Л. И. Механизмы развития государст-венночастного партнерства в спортивной инфраструктуре // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2015. № 2. С. 245-250.

References

1. Filosofiya Aristotelya: kratko i ponyatno [Philosophy of Aristotle: briefly and clearly]. Available at: https://mystroimmir.ru/filosofiya/aristotel.html (accessed: 10.01.2021).

2. Babayan A. V. O nravstvennosti i nravstvennom vospitanii [On morality and moral education]. Pedagogika - Pedagogy, 2005, no. 2. pp. 67-68.

3. Suhomlinskij V. A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical compositions]. Moscow, Education Publ., 1980, 258 p.

4. Fromm E. Begstvo ot svobody [Escape from freedom]. Moscow, AST Publ., 2015, 288 p.

5. Aldoshina E. A., Aldoshin A. V., Ivanina L. I. Mekhanizmy razvitiya gosu-darstvenno-chastnogo partnerstva v sportivnoj infrastrukture [Mechanisms for the development of public-private partnership in sports infrastructure]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki - Scientific notes of the Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences, 2015, no. 2, pp. 245-250.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.