Научная статья на тему 'Критерии сформированности патриотизма и гражданственности у студентов'

Критерии сформированности патриотизма и гражданственности у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2481
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданско-патриотическое воспитание / критерии патриотизма и гражданственности / уровни сформированности патриотизма и гражданственности. / civil patriotic education / criteria of patriotism and civil consciousness / levels of patriotism and civil consciousness formation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суменков Илья Алексеевич

Целью исследования, представленного в статье, является разработка критериев патриотизма и гражданственности у студентов. Актуальность проведенного исследования подтверждается включением гражданско-патриотического воспитания в приоритетные направления молодежной политики в России. Предполагается, что разработка критериев целесообразна на основе структуры гражданско-патриотического воспитания (аксиологизация составляющих его понятий, расширение кругозора, приобретение опыта практической деятельности) и его основных направлений (социально-правовое, историко-краеведческое, духовно-нравственное, военно-спортивное). Определены три критерия – эмоционально-ценностный, информационно-познавательный, деятельностно-результативный. Для каждого из них представлена совокупность характеризующих показателей, согласованных с направлениями гражданско-патриотического воспитания. В зависимости от полноты выделенных показателей описаны три уровня сформированности патриотизма и гражданственности у студентов: высокий (оптимальный), средний (достаточный), низкий (недостаточный). Сделан вывод, что характеристики уровней дают кураторам основания наметить возможности влияния на процесс гражданского и патриотического воспитания студентов. Прикладной аспект проблемы представленного исследования заключается в возможности диагностировать уровень сформированности патриотизма и гражданственности у студентов и систематизировать воспитательную работу в вузе, ориентированную на развитие гражданско-патриотических качеств обучающихся. Выявленные показатели характеризуют мотивацию обучающихся, что может быть применено в образовательном процессе для индивидуализации их гражданско-патриотического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria for Patriotism and Civil Consciousness Formation in Students

The purpose of the study presented in the article is to develop the criteria of patriotism and civil consciousness in students. The relevance of the study is confirmed by the inclusion of civil patriotic education in the priority directions of youth policy in Russia. It is supposed that the development of criteria is feasible based on the structure of civil patriotic education (axiologization of its constituent concepts, broadening horizons, gaining practical experience) and its major directions (social and legal, local history, spiritual and moral, military and sports). We identified three criteria: 1. emotional and valuerelated; 2. informational and cognitive; 3. activity and result related. A set of characterizing indicators coordinated with the directions of civil patriotic education is presented for each of them. Depending on the completeness of the selected indicators, three levels of the formation of patriotism and citizenship among students are described: high (optimal), medium (sufficient), low (insufficient). The authors come to the conclusion that characteristics of the levels give the class supervisors reason to outline the possibility of influencing the process of civil patriotic education of students. The applied aspect of the research problem is the possibility to diagnose the level of patriotism and civil consciousness formation among students and to systematize educational work at university, oriented towards the development of civil and patriotic qualities of students. The identified indicators characterize students’ motivation, which can be applied in the educational process to individualize their civil and patriotic growth.

Текст научной работы на тему «Критерии сформированности патриотизма и гражданственности у студентов»

УДК 37.017

Критерии сформированности патриотизма и гражданственности у студентов

И. А. Суменков

Суменков Илья Алексеевич, старший преподаватель, кафедра спортивных дисциплин Института физической культуры и спорта; аспирант, кафедра методологии образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected]

Целью исследования, представленного в статье, является разработка критериев патриотизма и гражданственности у студентов. Актуальность проведенного исследования подтверждается включением гражданско-патриотического воспитания в приоритетные направления молодежной политики в России. Предполагается, что разработка критериев целесообразна на основе структуры гражданско-патриотического воспитания (аксиологизация составляющих его понятий, расширение кругозора, приобретение опыта практической деятельности) и его основных направлений (социально-правовое, историко-краеведческое, духовно-нравственное, военно-спортивное). Определены три критерия - эмоционально-ценностный, информационно-познавательный, дея-тельностно-результативный. Для каждого из них представлена совокупность характеризующих показателей, согласованных с направлениями гражданско-патриотического воспитания. В зависимости от полноты выделенных показателей описаны три уровня сформированности патриотизма и гражданственности у студентов: высокий (оптимальный), средний (достаточный), низкий (недостаточный). Сделан вывод, что характеристики уровней дают кураторам основания наметить возможности влияния на процесс гражданского и патриотического воспитания студентов. Прикладной аспект проблемы представленного исследования заключается в возможности диагностировать уровень сформированности патриотизма и гражданственности у студентов и систематизировать воспитательную работу в вузе, ориентированную на развитие гражданско-патриотических качеств обучающихся. Выявленные показатели характеризуют мотивацию обучающихся, что может быть применено в образовательном процессе для индивидуализации их гражданско-пат-риотического роста.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, критерии патриотизма и гражданственности, уровни сформиро-ванности патриотизма и гражданственности.

й01: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-278-283 Введение

Гражданско-патриотическое воспитание является приоритетным направлением молодежной политики в России, что нашло отражение в целом ряде федеральных постановлений и программ. Оно предполагает не только организацию и проведение мероприятий соответствующей направленности, но и их методическое сопровождение. В частности, в федеральной Программе

патриотического воспитания на 2016-2020 гг. поставлена задача усовершенствования измерения показателей, отражающих уровень патриотического воспитания [1].

Значение гражданско-патриотического воспитания в воспроизводстве культуры подчеркивается многими современными исследователями. В частности, В. В. Сериков считает патриотическое воспитание особым культурным феноменом, связанным с воспроизводством родовой сущности человека. При этом представление о патриотизме у людей разное, что объясняет многообразие концепций патриотического воспитания [2]. Мы считаем, что данное обстоятельство стимулирует разработку диагностических средств, адекватных применяемым концепциям, и валидных критериев для оценки патриотизма и гражданственности.

Мы опираемся на толкование критерия как обобщенного показателя развития, успешности деятельности, предполагающего наличие ряда признаков (критериальных показателей). Данное толкование следует дополнить методологическими требованиями, сформулированными по отношению к критериям гражданственности и патриотизма молодежи в работе М. В. Чельцова. По его заключению, критерий является релевантным и объективным, если он определяет реальные результаты работы, обеспечивает соответствие оценки результатов работы реальному состоянию гражданско-патриотического воспитания, основан на принципе единства сознания и деятельности [3]. Следовательно, в отношении сформированно-сти патриотизма и гражданственности у студентов критерии будут объединять количественные и качественные показатели личностных характеристик.

Теоретический анализ проблемы оценки сформированности патриотизма и гражданственности

Проблема развития гражданско-патриотических качеств личности в целом и диагностики их сформированности у студентов в частности является достаточно исследованной в отечественной научной литературе. Разработаны многочисленные методики диагностики гражданских и патриотических установок и качеств личности. И. С. Шахова использует психологический анализ вербального текста [4]. И. В. Егоров и Д. В. На-

умова разработали диагностику компонентов гражданского мировосприятия [5]. Н. В. Воробьева предложила диагностику патриотических качеств как культурной компетенции студентов в процессе изучения дисциплины «история» [6]. Т. Ф. Пушкина делает акцент на нравственных аспектах в диагностике гражданственности [7]. Т. Г. Целуйкина рассматривает психологические детерминанты становления гражданственности студентов вуза [8]. Н. В. Чернякова исследует ак-меологический подход к диагностике и развитию гражданских качеств личности [9]. Е. В. Григорьева, Н. Р. Хакимова и А. П. Левченко обращают внимание на необходимость оценки ценностного типа личности при формировании патриотических качеств студентов [10]. В ряде исследований показано, что диагностика уровня сформирован-ности гражданственности и патриотизма имеет большое практическое значение. В частности, она определяет зону наиболее эффективного влияния на становление гражданско-патриотических качеств обучающихся (Р. А. Валеева, Н. Е. Королева, Ф. Х. Сахапова) [11].

Основания для выделения критериев сформированности патриотизма и гражданственности

Отметим, что, несмотря на достаточную проработанность оценки сформированности гражданско-патриотических качеств в научной литературе. среди ученых нет единодушия в этом вопросе и они предлагают разный подход к решению задачи составления релевантного диагностического инструментария. В частности, Е. А. Есина убеждена, что личность патриота диагностируема по наличию у студентов таких качеств, как гражданственность, политическая грамотность, дисциплинированность, национальное самосознание, толерантность [12]. В соответствии с представлениями С. А. Хазовой, С. Н. Бегидовой, Р. А. Ахтаова репрезентативными критериями сформирован-ности гражданственности являются: когнитивный критерий - освоенность студентами знаний в области социальной и политической сфер общества; аксиологический критерий - интериоризирован-ность гражданских ценностей; деятельно стный критерий - гражданская активность и опыт гражданского поведения и деятельности [13]. Е. А. Макарова разработала программу оценки сформированности гражданско-патриотический ценностей у будущих педагогов. Она опиралась на когнитивно-информационный, перцептивно-эмоциональный, деятельностно-мотивационный и рефлексивный критерии [14].

На наш взгляд, отсутствие единых критериев свидетельствует о возможности пополнения диагностического инструментария гражданско-патриотического воспитания. В то же время,

несмотря на разницу в терминах, содержательно выделяемые разными исследователями критерии близки и в качестве обязательной присутствует оценка аксиологической составляющей, когнитивной и деятельно стной составляющих граж-данско-патриотического воспитания. Считаем, что для выведения критериев логично обратиться к структуре гражданско-патриотического воспитания, а составляющие его показатели определить в соответствии с основными направлениями этого вида деятельности. В соответствии с авторским подходом гражданско-патриотическое воспитание как целенаправленная деятельность - это развитие ценностно-мотивационной, когнитивной и деятельностной сфер обучающихся. В первом случае предполагается аксиологизация понятий, составляющих сущность гражданственности и патриотизма, во втором требуется расширение кругозора студентов, а в третьем случае необходимо получение опыта практического участия в мероприятиях и событиях гражданско-патриоти-ческой направленности.

Содержание критериев и уровня сформированности патриотизма и гражданственности у студентов

Согласно указанным выше методологическим основаниям каждому из компонентов структуры гражданско-патриотического воспитания может соответствовать обобщенный критерий. Следовательно, развитие ценностно-мотивационной сферы определяется по эмоционально-ценностному критерию, развитие когнитивной сферы - по информационно-познавательному, развитие деятельностной сферы - по деятельностно-результативному.

Содержание критериев - количественные и качественные показатели составляющих граждан-ско-патриотическое воспитание процессов, а также искомых для гражданина и патриота личностных характеристик. Для их определения логично обратиться к основным направлениям гражданско-патриотического воспитания. Общепризнанной единой классификации таких направлений не существует. Однако указываемые в современных исследованиях направления гражданско-патрио-тического воспитания близки по своему наполнению, несмотря на некоторые терминологические вариации. Мы в своем исследовании принимаем четыре направления гражданско-патриотическо-го воспитания, которые становятся основой для определения показателей его эффективности и, следовательно, сформированности патриотизма и гражданственности у студентов, - социально-правовое, историко-краеведческое, духовно-нравственное, военно-спортивное.

Эмпирическими показателями эмоционально-ценностного критерия, по полноте которого

можно судить о развитии ценностно-мотивацион-ной сферы студентов, являются: личностное отношение к гражданско-патриотическим ценностям; адекватное представление образа гражданина и патриота (на примере исторических личностей); наличие необходимых гражданину и патриоту ценностей как личностных качеств (дисциплинированность, организованность, толерантность и др.); отношение к обязанностям (в том числе конституционным) гражданина и патриота.

Развитие когнитивной сферы оценивается по информационно-познавательному критерию, показателями которого являются знание основных положений Конституции РФ, Конвенции ООН о правах человека и прочих базовых нормативных документов, стремление узнавать больше о малой родине, истории, культуре России и родного края, способность аргументированно обосновать духовно-нравственные приоритеты, знание ключевых событий военной истории России, стремление узнавать больше.

Полнота деятельностно-результативного критерия, дающего объективное представление о развитии деятельностной сферы студентов, определяется по таким показателям, как участие в волонтерской деятельности, в мероприятиях научных, исследовательских, историко-краевед-ческой направленности, в благотворительной деятельности, в памятных мероприятиях, работе поисковых отрядов, военно-спортивных играх.

В зависимости от полноты количественных и качественных характеристик выведенных показателей определяется уровень патриотизма и гражданственности - высокий, средний, низкий. На высоком уровне для студентов характерно устойчивое положительное отношение к ценностям гражданско-патриотического содержания. Их кругозор позволяет аргументированно обосновывать свои приоритеты в различных социальных и нравственных ситуациях. В поведении студентов выражена гражданско-патриотическая мотивация - гражданская и социальная активность, самодисциплина, гуманное и толерантное отношение к окружающим, стремление оказывать им посильную помощь и т. д. По каждому из показателей патриотизма и гражданственности на высоком уровне характерны лишь положительные проявления признаков-показателей.

В отличие от высокого на среднем уровне положительные проявления преобладают, но не являются абсолютными. В частности, ценност-но-мотивационная сфера может быть развита так же, как и на высоком уровне, однако практики реализации своих мотивов студентам может недоставать. Они не проявляют инициативы в разных видах гражданской активности, мероприятиях патриотического содержания, но при внешнем стимулировании участвуют в них, добросовестно выполняют порученные задания.

На низком уровне патриотизма и гражданственности положительные проявления составляющих данной категории признаков редки. Ценностно-мотивационная сфера студентов неустойчива: они легко меняют свою точку зрения, их отношение к гражданско-патриотическим ценностям в значительной степени зависит от внешних обстоятельств. Узкий кругозор не позволяет давать оценку социально-политическим процессам и явлениям, событиям духовной и культурной жизни страны. Студенты не ориентированы на заботу об окружающих, пассивны при проведении мероприятий патриотического содержания.

Более подробно признаки проявления разного уровня патриотизма и гражданственности представлены в таблице, где они могут быть использованы как индикаторы распознавания уровня.

Заключение

Формирование патриотизма и гражданственности у студентов - многомерный процесс. С одной стороны, в нем участвует целый ряд субъектов, оказывающих дифференцированное влияние на личность - образовательные и кулыуропорож-дающие организации, государство, сообщество, семья. С другой стороны, направления и сама структура гражданско-патриотического воспитания предполагают многозначность и многоаспект-ность этого социокультурного и образовательного процесса. Совокупность всех возможных видов влияния образует ценностно значимую информационно насыщенную деятельно стную среду становления личности гражданина и патриота. В то же время включение вопросов патриотического воспитания в число приоритетных при разработке концепций воспитания студентов в вузах предполагает измеримость эффективности форм воспитательной работы с целью отбора наиболее действенных.

В этой связи разработка четких критериев сформированности патриотизма и гражданственности с совокупностью характеризующих их показателей имеет как теоретическую значимость, так и практическую направленность. Содержание разработанной таблицы является своего рода диагностической картой для кураторов студенческих групп. Выведенные критерии патриотизма и гражданственности (эмоционально-ценностный, информационно-познавательный, деятельностно-результативный) позволяют систематизировать работу, проводимую в отношении становления патриотизма и гражданственности у студентов. Установленные для каждого критерия признаки-показатели носят эмпирический характер и могут быть диагностированы с помощью адекватных оценочных методик.

Характеристика уровня сформированности патриотизма и гражданственности у студентов Characteristics of the levels of patriotism and civil consciousness formation

Критерии Показатели патриотизма и гражданственности Характеристика уровня патриотизма и гражданственности

высокий (оптимальный) средний (достаточный) низкий (недо статочный)

Эмоционально-ценностный Отношение к граждан- ско-патриотическим ценностям Гордится своей страной, уважает традиции и обычаи народа, всегда готов помочь окружающим, нуждающимся Гордится своей страной, уважает традиции и обычаи народа, в отношении к окружающим не всегда внимателен Чувство гордости за страну ситуативно, к традициям и обычаям равнодушен, по отношению к окружающим безучастен

Представление о личности гражданина и патриота Имеет адекватное представление об отличительных качествах гражданина и патриота, может привести пример исторических личностей-патриотов Имеет общее представление о гражданско-па-триотических качествах, может привести в пример выдающихся исторических личностей-патриотов Затрудняется анализировать гражданско-патриоти-ческие качества, не мотивирует выбор исторических личностей - патриотов Отечества

Наличие необходимых гражданину и патриоту ценностей как личностных качеств Дисциплинирован, умеет сам организовать свою деятельность,толерантен по отношению к окружающим Достаточно дисциплинирован, в организации деятельности нуждается в помощи, не всегда проявляет толерантность к окружающим Слабо дисциплинирован, не имеет навыков организации своей деятельности, по отношению к окружающим чаще всего не толерантен

Отношение к обязанностям гражданина и патриота Уважительно относится к конституционным обязанностям, готов защищать интересы государства Уважительно относится к Конституционным обязанностям, равнодушно относится к защите интересов государства Безразличен в отношении к Конституционным обязанностям, негативно воспринимает идею защиты интересов государства

Информационно-познавательный Знание основных положений Конституции РФ, Конвенции ООН о правах человека и т. д. Знает основные законы о правах и обязанностях человека и гражданина, своими поступками уважает права окружающих Знает основные законы о правах и обязанностях человека и гражданина, не всегда задумывается о правах окружающих Не знает основных законов о правах и обязанностях человека и гражданина, безразлично относится к правам окружающих

Стремление узнавать больше о малой родине, истории, культуре России и родного края Использует любую возможность для расширения кругозора, активно интересуется историей России и родного края Имеет достаточно широкий кругозор, но не всегда достаточно инициативен в получении новых знаний и опыта Не стремится расширять кругозор, не интересуется историей и культурой своей страны

Аргументированное обоснование своих духовно-нравственных приоритетов Может аргументированно обосновать духовно-нравственные приоритеты Интуитивно определяет духовно-нравственные ценности Духовно-нравственные ценности не являются приоритетными

Знание ключевых событий военной истории России, стремление узнавать больше Активно интересуется военной историей России, знает ключевые события и даты, стремится узнавать больше Знает основные события военной истории, но не проявляет достаточной инициативы в углублении знаний Не имеет четкого представления о военной истории России, не стремится узнавать больше

Деятельностно-результативный Участие в волонтерской деятельности Имеет положительный опыт участия в волонтерской деятельности Готов участвовать в волонтерской деятельности Не проявляет интереса к волонтерской деятельности

Участие в мероприятиях историко-краеведческой направленности Активно участвует в мероприятиях историко-краеведческой направленности Не всегда охотно участвует в мероприятиях историко-краеведческой направленности Неохотно участвует в мероприятиях историко-крае-ведческой направленности

Участие в благотворительной деятельности Выступает организатором проведения благотворительных акций Ответственно выполняет поручения, но редко проявляет инициативу Пассивен при проведении благотворительных акций

Участие в памятных мероприятиях, работе поисковых отрядов, военно-спортивных играх Проявляет активный интерес к работе поисковых отрядов, активно участвует в военно-спортивных играх Не всегда активно участвует в памятных мероприятиях, охотно участвует в военно-спортивных играх Не проявляет интереса к работе поисковых отрядов, безынициативен в военно-спортивных играх

В заключение отметим, что выведенные критерии патриотизма и гражданственности студентов, а также составляющие их показатели-признаки не являются самоценными. Мы опираемся на результаты исследования С. Н. Филипченко, которая пришла к выводу, что патриотическая культура как процесс не только связана с овладением опыта прошлого, но также включает познание студентом самого себя как субъекта учебно-воспитательного процесса [15]. Поэтому мы считаем, что установленные критерии помогают кураторам понять мотивы поведения студентов и помочь им проложить индивидуальный маршрут гражданско-патриотического роста через поддержание интереса к доминирующим в личностном восприятии направлениям гражданско-патрио-тического воспитания, а также стимулирование (и при необходимости коррекцию) недостаточно развитых составляющих.

Библиографический список

1. Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы : постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/ (дата обращения: 19.10.2019).

2. Сериков В. В. Патриотическая позиция как вид личностного опыта : условия становления // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. 2015. № 3 (98). С. 22-26.

3. Чельцов М. В. Проблемы определения критериев сформированности гражданственности и патриотизма молодежи // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2016. Т. 6, № 2. С. 24-29.

4. Шахова И. С. Гражданские установки личности : проблема диагностики // Вестн. Кемер. гос. ун-та. 2015. Т. 3, № 3. С. 259-262.

5. Егоров И. В., Наумова Д. В. Гражданское мировосприятие личности и аттитюды патриотизма : теория и

методы диагностики : учеб. пособие. М. : ИИУ МГОУ, 2018. 110 с.

6. Воробьева Н. В. Педагогические модели воспитания патриотизма от ГОС ВПО до ФГОС ВО (на примере дисциплины «История») // Инновационное образование и экономика. 2016. Т. 1, № 21. С. 61-70.

7. Пушкина Т. Ф. Эмоционально-ценностные аспекты гражданственности личности // Изв. Воронеж. гос. пед. ун-та. 2015. № 2. С. 213-216.

8. Целуйкина Т. Г. Психологические детерминанты становления гражданственности студентов вуза // Азимут научных исследований : педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 2. С. 421-425.

9. Чернякова Н. В. Акмеологический подход к развитию гражданственности личности // Акмеология. 2015. № 3. С. 178-179.

10. Григорьева Е. В., Хакимова Н. Р., Левченко А. П. Патриотизм и тип ценностных ориентаций личности студентов вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 201-208.

11. Валеева Р. А., Королева Н. Е., Сахапова Ф. Х. Диагностика сформированности гражданственности у студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 291.

12. Есина Е. А. К вопросу о разработке критериев личности патриота // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2008. № 2. С. 191-193.

13. Хазова С. А., Бегидова С. Н., Ахтаов Р. А. Формирование у студентов гражданственности как показателя их социально-личностного развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 17. С. 58-64 [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept. ru/2017/870018.htm (дата обращения: 23.04.2019).

14. Макарова Е. А. Критериально-диагностическая программа по оценке уровня сформированности граждан-ско-патриотических ценностей будущих педагогов // Научный потенциал. 2013. № 4. С. 70-73.

15. Филипченко С. Н. Формирование патриотической культуры курсантов в военном вузе // Сборник конференций НИЦ «Социосфера». 2015. № 29. С. 247-250.

Образец для цитирования:

Суменков И. А. Критерии сформированности патриотизма и гражданственности у студентов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 3 (31). С. 278-283. Б01: https://doi. о^/10.18500/2304-9790-2019-8-3-278-283

Criteria for Patriotism and Civil Consciousness Formation in Students

Ilya A. Sumenkov

Ilya A. Sumenkov, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, [email protected]

The purpose of the study presented in the article is to develop the criteria of patriotism and civil consciousness in students. The relevance of the study is confirmed by the inclusion of civil patriotic education in the priority directions of youth policy in Russia. It is supposed that the development of criteria is feasible based on the structure of

civil patriotic education (axiologization of its constituent concepts, broadening horizons, gaining practical experience) and its major directions (social and legal, local history, spiritual and moral, military and sports). We identified three criteria: 1. emotional and value-related; 2. informational and cognitive; 3. activity and result related. A set of characterizing indicators coordinated with the directions of civil patriotic education is presented for each of them. Depending on the completeness of the selected indicators, three levels of the formation of patriotism and citizenship among students are described: high (optimal), medium (sufficient), low (insufficient). The authors come to the conclusion that characteristics of the levels give the class supervisors reason to outline the possibility of influencing the process of civil patriotic education of students. The applied aspect

of the research problem is the possibility to diagnose the level of patriotism and civil consciousness formation among students and to systematize educational work at university, oriented towards the development of civil and patriotic qualities of students. The identified indicators characterize students' motivation, which can be applied in the educational process to individualize their civil and patriotic growth. Keywords: civil patriotic education; criteria of patriotism and civil consciousness; levels of patriotism and civil consciousness formation.

References

1. Gosudarstvennaya programma patrioticheskogo vospi-taniya grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2016-2020 gody: Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 30.12.2015 № 1493 [State Programme of Patriotic Education of Citizens of Russian Federation for Period of 2016-2020 Years. RF Government Regulation of December 30 2015 № 1493]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_192149/ (accessed 19 October 2019) (in Russian).

2. Serikov V. V. Patriotic Position as Type of Personal Experience: Conditions of Establishment. Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta [Izvestia of the Volgograd State Pedagogical University], 2015, no. 3 (98), pp. 22-26 (in Russian).

3. Chel'tsov M. V. Problem of Definition of Criteria for Youth's Civic Consciousness and Patriotism. Interekspo Geo-Sibir' [Interexpo GEO-Siberia], 2016, vol. 6, no. 2, pp. 24-29 (in Russian).

4. Shakhova I. S. Person's Сivil Sets: Problem of Diagnostics. Vestn. Kemerov. gos. un-ta [Bulletin of Kemerovo State University], 2015, vol. 3, no. 3, pp. 259-262 (in Russian).

5. Egorov I. V., Naumova D. V. Grazhdanskoye mirovospri-yatiye lichnosti i attityudy patriotizma: teoriya i metody diagnostiki [Civil and Patriotic Mentality and Patriotic Attitudes: Theory and Diagnostic Methods: the study guide]. Moscow, MGOU Publ., 2018. 110 p. (in Russian).

6. Vorob'yeva N. V. Development of Public Spirit and Patriotism as Cultural Competence in Studying "History": from the Second to the Third State Educational Standard. Innovatsionnoye obrazovaniye i ekonomika [Innovative Education and Economics], 2016, vol. 1, no. 21, pp. 61-70 (in Russian).

7. Pushkina T. F. Emotional and Value Aspects of Personality Civism. Izv. Voronezh gos. ped. un-ta [Izvestia Voronezh State Pedagogical University], 2015, no. 2, pp. 213-216 (in Russian).

8. Tseluykina T. G. Psychological Determinants of University Students' Civic Consciousness Becoming. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya [ASR: Pedagogy and Psychology], 2018, vol. 7, no. 2, pp. 421-425 (in Russian).

9. Chernyakova N. V. Acmeological Approach to Person's Civil Development. Akmeologiya [Acmeology], 2015, no. 3, pp. 178-179 (in Russian).

10. Grigor'yeva E. V., Khakimova N. R., Levchenko A. P. Patriotism and Person's Value Orientations Type of Higher Education Institution's Undergraduates. Professional'noye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom [Professional Education in Russia and Abroad], 2017, no. 4, pp. 201-208 (in Russian).

11. Valeyeva R. A., Koroleva N. E., Sakhapova F. Kh. Diagnosis of Students' Civic Consciousness Level. Sovremen-nyye problemy nauki i obrazovaniya [Problems of Modern Science and Education], 2013, no. 6, pp. 291 (in Russian).

12. Esina E. A. On Question of Criteria of Patriot. Vestnik Moskov. gos. un-ta kul'tury i iskusstv [The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts], 2008, no. 2, pp. 191-193 (in Russian).

13. Khazova S. A., Begidova S. N., Akhtaov R. A. Formation of Civic Consciousness in Students as Indicator of Their Socio-Personal Development. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» [Scientific and Methodological Electronic Journal "Koncept"], 2017, vol. 17, pp. 58-64. Available at: http://e-koncept.ru/2017/870018. htm (accessed 23 April 2019) (in Russian).

14. Makarova E. A. Criteria-Diagnostic Program to Estimate Level of Future Teachers' Civil-Patriotic Values. Nauchnyy potentsial [Scientific Potential], 2013, no. 4, pp. 70-73 (in Russian).

15. Filipchenko S. N. Formirovaniye patrioticheskoy kul'tury kursantov v voyennom vuze [Forming of Cadets' Patriotic Culture at Military University]. Sbornik konferentsiy NITS Sotsiosfera [Proceedings of SEC Socio-Sphere Conferences], 2015, no. 29, pp. 247-250 (in Russian).

Cite this article as:

Sumenkov I. A. Criteria for Patriotism and Civil Consciousness Formation in Students. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2019, vol. 8, iss. 3 (31), рр. 278-283 (in Russian). DOI: https://doi. org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-278-283

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.