Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА: НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИБИРСКОЙ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ'

РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА: НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИБИРСКОЙ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ОФИЦЕРА МЧС РОССИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ ВОСПИТАТЕЛЕЙ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чёрный Сергей Петрович, Савин Александр Петрович

Научно-техническое перевооружение, административная структуризация, изменение концепции безопасности МЧС России требуют и нового подхода к формированию личностных качеств офицера. Выявлено противоречие между мотивационной основой при выборе профессии и неустойчивыми морально-нравственными характеристиками курсанта (слушателя), сформированными при целевом воздействии враждебных СМИ. Достижение нужного результата в данных условиях требует совершенствования педагогической профессиональной подготовки кадров учебного заведения и целенаправленная активизация воспитательной работы всех подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чёрный Сергей Петрович, Савин Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL METHODS OF FUTURE OFFICERS’ PERSONAL QUALITIES ON THE EXAMPLE OF SIBERIAN FIRE AND RESCUE ACADEMY ACTIVITY

Scientific and technical re-equipment, administrative structuring, the change in the security concept of the EMERCOM of Russia requires a new approach to the formation of personal qualities of the officer. The contradiction between the motivational basis, when choosing a profession, and the unstable moral characteristics of the cadet (listener) formed with the targeted impact of hostile media are revealed. The achievement of the desired result in these conditions requires improving the pedagogical professional training of personnel of educational institution and targeted activation of the educational work of all units.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА: НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИБИРСКОЙ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ»

Развитие методов воспитания личностных качеств будущего офицера: на примере деятельности Сибирской пожарно-спасательной академии

Чёрный Сергей Петрович,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России E-mail: opk@sibpsa.ru

Савин Александр Петрович,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России E-mail: opk@sibpsa.ru

Научно-техническое перевооружение, административная структуризация, изменение концепции безопасности МЧС России требуют и нового подхода к формированию личностных качеств офицера. Выявлено противоречие между моти-вационной основой при выборе профессии и неустойчивыми морально-нравственными характеристиками курсанта (слушателя), сформированными при целевом воздействии враждебных СМИ. Достижение нужного результата в данных условиях требует совершенствования педагогической профессиональной подготовки кадров учебного заведения и целенаправленная активизация воспитательной работы всех подразделений.

Ключевые слова: формирование офицера МЧС России, личностные особенности современного поколения абитуриентов, педагогическая и методическая подготовка офицеров воспитателей, воспитательное значение подразделений.

Формирование офицера МЧС России - сложный целенаправленный процесс обучения, обеспеченный необходимой научно-технической базой, современными методиками и системой административного управления учебным процессом в целом. Но, определяет личностное становление будущего командира - воспитание. «Воспитание важнее образования, потому что военное дело в значительной степени. более волевое, чем умо-вое» - М.И. Драгомиров.[7,48] Системное, методически урегулированное взаимодействие курсанта, командира и профессорско-преподавательского состава создают условия эффективного воздействия на развитие таких фундаментальных нравственных качеств офицера МЧС России как воля, ответственность, честность, убежденность в значимости своей службы, патриотизм. В современной ситуации МЧС России активно развивается в основных стратегических направлениях вместе с совершенствованием всей государственной системы РФ. Научно-техническое перевооружение последних лет, административная структуризация органов защиты населения на всех уровнях, фундаментальное изменение концепции безопасности, требуют и нового подхода к формированию личностных качеств офицера МЧС России. Решение этого вопроса не в «написании» свежих фраз в предлагаемых компетенциях, или в изменении формулировок безусловных качеств гражданина и офицера. Прежде всего необходимо тщательно проанализировать «исходный материал» который в результате воздействия государства, общества, и в нашем случае воспитательного воздействия Академии, превращается в подготовленного специалиста, обладающего не только профессиональными знаниями и навыками, но и личностными характеристиками объективно необходимыми для офицера МЧС России. То есть нужно определить социокультурные, духовные и личностные особенности современного поколения абитуриентов Академии МЧС.

Изменение социально-экономической стратификации во всем мире, культурная и идеологическая глобализация неизбежно меняют характеристики каждого социального слоя, и каждой социокультурной системы. В данном исследовании нас интересуют изменения в подростковой и молодежной среде. Внешние признаки современного выпускника общеобразовательной школы довольно заметны и понятны, это раскрепощенность и повышенная коммуникативная активность. При этом, традиционное общение «во дворе» ощутимо заменяется компьютерными формами, следо-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

вательно, объединения по интересам через различные сайты активно расширяют возможности общения и резко сокращают возможности родительского и педагогического контроля за общением подростка или юноши. Проявление такого естественного возрастного признака как повышенная инициативность, приобретает новые черты. Например, иллюзорная вариативность выбора направлений самостоятельной деятельности в интернет пространстве часто приводит к безответственному отношению; когда можно просто нажатием кнопки уйти от нерешенной задачи. То есть возникает ощущение легкости всей жизни, в том числе в саморазвитии, в образовании, в личной ответственности за себя и своих близких.

Отметим - противоречия между реальными требованиями общества к личности будущего гражданина, а, в нашем случае будущего офицера МЧС России, и виртуальной самооценкой юноши, формируются в неконтролируемой деятельности, без участия воспитателя. Особенность данной деятельности в том, что при повышенной эмоциональной активности участника, отсутствуют реальные ориентиры и ограничители поведения. Это неизбежно, но допустимо при традиционных ролевых или состязательных детских играх, но в интернет игре и сюжет, и собственная роль определяются самим игроком, а значит основываются не на устоявшихся традиционных правилах и моральных принципах, а на его личном ситуативном, эмоциональном (то есть неконтролируемом) выборе. Необходимо выделить и политическую проблему формирования будущего курсанта академии. Информационная война, как реальное условие жизни современного общества, направлена прежде всего на подростков и юношество. Данная категория, в силу объективных возрастных особенностей наиболее склонна воспринимать информацию на уровне эмоций; чем ярче и необычнее сообщение, тем крепче оно оседает в памяти, чем примитивнее логика анализа, тем проще в нее верить. А затем юношеский максимализм «помогает» превратить самые нелепые, а часто и откровенно враждебные умозаключения, и идеи в собственные, пусть пока неустойчивые, убеждения. Но нередко, такие убеждения формируют нравственную основу личности, при этом, в течение какого - то времени, не проявляясь внешне. Выявление и коррекция подобных личностных характеристик задача всего общества: семьи, системы образования, СМИ и т.д. При подготовке же офицера МЧС России, главная роль в морально-политическом формировании личности возлагается на всю воспитательную и образовательную систему учебного заведения (в данном случае академии).

Мотивация выбора профессии - офицер 5 МЧС России, для современного абитуриента так-§ же неоднозначна. Общедекларируемый мотив й служения Родине, без сомнения, причина выбора еЗ профессии для многих. Но, надо учитывать и ма-ав териальные цели, и предполагаемый карьерный

рост, и внешний эффект профессии (форма, почет, уважение). Это объективные составляющие мотивации абитуриентов Академии. Для эффективной воспитательной деятельности необходимо выявить реальную иерархию мотивов и определить нужную мотивационную систему службы для будущего офицера - как стратегическую цель воспитательной работы Академии. Период СССР: в основе выбора профессии военного или пожарного мотивы идеологические, нравственные - служение Отечеству, мужество, самостоятельность, затем причины меняются, теперь материальная обеспеченность - главная цель службы, а, следовательно, и спад активности при выборе профессии «пожарный».

В так называемые «девяностые» ослабли духовные принципы пожарной службы. Идеология потребительства, накопительства, и иждивенчества исключали традиционные основы гражданственности, патриотизма, офицерской чести. Враждебное информационное воздействие разрушало уважение к государству, к нации, к службе. Несостоятельная политика государства стимулировала это влияние разрушением социальных гарантий для офицера. В этих условиях вся воспитательная работа с курсантами зачастую сводилась к контролю, наказанию или просто к бессодержательной отчетности. В результате были потеряны профессиональные кадры, система воспитательного воздействия, утрачен наработанный опыт. Но при возникновении МЧС, и его качественном развитии под руководством Шойгу С.К. привлекательность службы заметно выросла. Представленная в СМИ результативность действий нового министерства в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера значительно повышает рейтинг службы в системе МЧС России, а, следовательно, и привлекательность для молодого поколения при выборе жизненного пути. Эффективным стимулом к выбору карьеры становится личный пример самого министра МЧС С.К. Шойгу. Его заслуги активно влияют на будущих офицеров, привлекает внимание реальная эффективность реформ, и видимые результаты. Для молодежи и «нулевых» и «десятых» С.К. Шойгу остается создателем МЧС России. Для курсантов и слушателей из Тывы-земляков основателя МЧС России его пример является определяющим, и в значительной степени доминирует в мотива-ционной структуре над материальной стороной. Можно с уверенностью утверждать, что мотивация выбора абитуриента на сегодняшний день соответствует общественно - государственным целям воспитания будущего офицера. Определяющим мотивом является служение Родине, ответственность перед обществом, карьера, и материальное благосостояние семьи. Выделяем противоречие: при устойчивой мотивации выбора профессии курсант или слушатель, как объект агрессивного воздействия неконтролируемого информационного поля, не всегда объективен в оценке политической ситуации, в осознании традиционных цен-

ностей, в личностной самооценке. Определение траектории карьеры, предполагаемые цели и промежуточные задачи жизненного пути стандартны и, как правило, соответствуют утвердившимся в обществе нормам. Но оценка собственных возможностей часто завышена, перспективы целенаправленного саморазвития неопределенны. Следовательно, формирование будущего офицера МЧС России - процесс целенаправленного, интенсивного воспитательного воздействия обеспечиваемый образовательным учреждением МЧС России, необходимой научно-технической базой, современными методиками.

Воспитание офицера - это острая проблема нескольких поколений, так как слишком высока ответственность за результат, и очень дорого обходятся ошибки (как правило это человеческие жизни). Формирование офицера МЧС России имеет свои особенности, определенные спецификой выполняемых задач. Для армейского офицера основная задача совершенствовать и поддерживать боевую готовность личного состава и вооружения, реализация же боевых навыков осуществляется нерегулярно и, к счастью, относительно редко. Офицер же МЧС непрерывно реализует профессиональные знания и умения в экстремальных ситуациях, когда его морально-волевые характеристики определяют результативность действий всего подразделения.

«Преданность Родине, интересам общего дела - главная задача программы военного воспитания»- М.И. Драгомиров [7,87]. Для эффективной подготовки офицера МЧС России необходимо активизировать воспитательное воздействие на личностный рост курсанта или студента Академии МЧС. Усилить такие аспекты воздействия как национальные традиции отечественных спасателей, история становления пожарной службы. Использовать религиозные традиции нравственного формирования, смысл и содержание государственной символики, воинских ритуалов, наставничества. Воспитание курсанта, это прежде всего формирование личности на основе патриотизма, научного мировоззрения, верности долгу; что достигается формированием боевого товарищества, осознанной дисциплиной, личной ответственностью каждого за весь коллектив, и всего коллектива за каждого. Решение данной цели и создает комплекс педагогических, методических и административных проблем. Воспитательный процесс в учебных заведениях МЧС России административно регулируется отделами воспитательной работы, командованием, профессорско-преподавательским составом. Распорядок дня выстроен исходя из образовательно-воспитательных задач, и включает, кроме основного расписания занятий, время самоподготовки, мероприятия внутренней службы, организацию досуга, личное время. То есть деятельность курсанта (слушателя) регламентирована, он всегда контролируется коллективом, система его личностных отношений как правило открыта, что позволяет офицеру - вос-

питателю целенаправленно регулировать развитие личностных качеств воспитуемого. Используя методики личного примера, убеждения, педагогического манипулирования и принуждения, воспитатель вмешивается в отношения воспитуемого с коллективом с целью получения необходимых педагогических результатов. Эти действия объективно неизбежны, но при их использовании недопустимы грубость, неискренность и профессиональная некомпетентность. Недостаточно так же положительных личностных качеств воспитателя, его авторитета, жизненного опыта, настойчивости и требовательности. Воспитание подразумевает наличие достаточного уровня профессиональной подготовки офицера-воспитателя, наличия у него педагогических знаний и умений, опыта общения и взаимодействия с воспитуемыми, методических навыков управления коллективом. Педагогическая цель академии, исходя из выявленных противоречий, и факторов, влияющих на становление юноши, подразумевает прежде всего перевоспитание, формирующее будущего офицера МЧС России. Для этого необходимо воспитательную работу в академии осуществлять исходя из педагогического изучения каждого курсанта или слушателя с учетом личностных, уже сформированных и устоявшихся, характеристик и особенностей каждого. Административные методы регулирования взаимоотношений в курсантском коллективе корректируются методами педагогического воздействия, с учетом личностных индивидуальных особенностей каждого курсанта, специфики сложившегося коллектива, и профессионального педагогического опыта командира - воспитателя. Следовательно, необходимо: во-первых, обеспечить непрерывную педагогическую переподготовку командного состава, с целевой направленностью «педагогическое управление коллективом»; во-вторых, регламентировать расписание занятий и весь распорядок дня с целью планирования самоподготовки по каждой дисциплине не на неделю, а, как минимум, на семестр, при этом сократить время хозяйственных работ для курсантов и слушателей; и в-третьих, активизировать целенаправленное воздействие на курсанта каждого сотрудника академии с целью убеждения в значимости службы, необходимости осмысленного самосовершенствования как объективного условия карьеры. [5,76]

Данные условия должны обеспечиваться академией, при непрерывном контроле и регулировании синхронности общегосударственных воспитательных целей и задачами каждого учебного подразделения. Особое место в воспитательном процессе занимают кафедры. Кафедры гуманитарной направленности создают систему знаний, лежащую в основе мировоззрения человека, формирующую научное представление об обществе в целом, о национальной принадлежности, о морали и нравственности. Гуманитарные дисциплины систематизируют и утверждают, как личностную характеристику, такие составляющие как па-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

триотизм, ответственность, долг, традиции, понятие - «народ». «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения, а потому не все люди имеют его...» - М.Н. Ка-рамзин[3,24]. Воспитательное воздействие кафедры - специфично, оно определено содержанием учебных дисциплин и уровнем квалификации преподавательского состава. Все воспитательные воздействия осуществляются в процессе изучения той или иной дисциплины и, следовательно, планируются и регулируются самим преподавателем в силу его педагогической подготовки, и личностных убеждений. Исходя из учебно-воспитательных целей формируется дидактическая схема занятия, подбирается дидактический материал, включаются оперативные стимуляторы (примеры, необычные факты, воспоминания непосредственных участников значимых событий и т.д.). Центральное место в педагогическом процессе академии занимает офицер, командир группы, курса. Он участвует во всех учебных, бытовых, воспитательных процессах и событиях, он контролирует и регулирует межличностные отношения в коллективе курсантов и слушателей. Командир изучает и анализирует каждого курсанта, вникает в его внутренний мир, корректирует поведенческие мотивы и моральный облик. Процесс воспитания личности офицера МЧС России в академии направлен прежде всего на формирование патриота, высоконравственного гражданина, с соответствующим уровнем профессиональной, правовой, экологической и эстетической подготовки, физически развитого. Достижение данной цели требует максимального использования всей совокупности педагогических средств и методов.

Таким образом, эффективное решение воспитательных задач в академии в виду выявленного противоречия между утвердившейся в Российском обществе достойной мотивационной основой при выборе профессии, и неустойчивыми морально-нравственными характеристиками курсанта (слушателя) сформированными в неконтролируемом интернет пространстве (при целевом воздействии враждебных СМИ), обеспечивается следующими условиями.

Профессиональная педагогическая подготовка всего командного и профессорско-преподавательского состава, непрерывное изучение индивидуально-психологических особенностей обучаемых; четкое понимание общей воспитательной цели; педагогический анализ коллектива курсантов (слушателей), целенаправленное регулирование и корректировка отношений в коллективе. Знание и понимание всеми субъектами педагогического воздействия академии (подразделениями, кафедрами и др.) воспитательных це-5 лей и задач; методическая готовность подобрать § эффективные формы и методы индивидуального й и коллективного воспитательного воздействия -еЗ является залогом успешного воспитательного Ц процесса в учебных заведениях МЧС России.

Литература

1. Алёхин И.А. Военная педагогика: учеб. пособ. М. 2007.

2. Бестужев А.Ф. Опыт военного воспитания относительного благородного юношества, начертанный по распоряжению знаменитого итальянского законоискусника Филанджери, писавшего о науке законодательства, дополненный краткими рассуждениями и нужными примечаниями к предмету воспитания. СПб., 1803. С. 75.

3. Вульфсон Б.Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе: Актуальные проблемы. - М.: МПСИ, 2008. - 336 с.

4. Давыдов В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов высших военно-учебных заведений в процессе обучения: дис. ... д-ра пед. наук. - М.: ВПА, 1977. -С. 96.

5. Колесников В.З. Повышение эффективности воспитания военно-профессиональных качеств у слушателей академии (на основе профессионального анализа): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1989.

6. Ленев Ю.А. Воспитание офицеров в военном учебном заведении. М., 2006.

7. Стратегия духа «Основы воспитания войск по взглядам А.В. Суворова и М.И. Драгомиро-ва». М.: Русский путь, 2000.

8. Федулов Б.А. Личностно-профессиональное развитие курсантов высших военных учебных заведений: аксиологический подход: дис. . д-ра пед. наук. Барнаул, 2000.

9. https://refdb.ru/look/3674697.html

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL METHODS OF FUTURE OFFICERS' PERSONAL QUALITIES ON THE EXAMPLE OF SIBERIAN FIRE AND RESCUE ACADEMY ACTIVITY

Cherny S.P., Savin A.P.

FSBEE HE Siberian Fire and Rescue Academy EMERCOM of Russia

Scientific and technical re-equipment, administrative structuring, the change in the security concept of the EMERCOM of Russia requires a new approach to the formation of personal qualities of the officer. The contradiction between the motivational basis, when choosing a profession, and the unstable moral characteristics of the cadet (listener) formed with the targeted impact of hostile media are revealed. The achievement of the desired result in these conditions requires improving the pedagogical professional training of personnel of educational institution and targeted activation of the educational work of all units.

Keywords: formation of the officer of the Ministry of Emergency Situations of Russia, the personal features of the modern generation of applicants, pedagogical and methodological training of teacher officers, educational importance of divisions.

References

1. Alyekhin I.A. Military pedagogy: tutorial. M., 2007.

2. Bestuzhev A.F. The experience of military education of the relative noble youth, drawn by the order of the famous Italian lawyer Filalandgery, who wrote about the science of legislation, complemented by brief arguments and the necessary notes to the subject of education. St. Petersburg., 1803. P. 75.

3. Wulfson B.L. Moral and civil education in Russia and in the West: actual problems. M.: MPSI, 2008. 336 p.

4. Davydov V. P. Study of ways to improve the effectiveness of education of cadets of higher military-educational institutions in the learning process: dis. ... Dr. Ped. Science. M.: VPA, 1977. P. 96.

5. Kolesnikov V.Z. Improving the effectiveness of education of military professional qualities at the academy listeners (based on professional analysis): abstract of dis. ... Cand. Ped. Science. M., 1989.

6. Lenev Yu.A. Education of officers in a military school. M., 2006.

7. Strategy of the Spirit "Fundamentals of the upbringing of troops on the views of A.V. Suvorov and M.I. Dragomirov. M.: Russian Way, 2000.

8. Fedulov B.A. Personal and professional development of cadets of the highest military schools: an axiological approach: dis. ... Dr. Ped. Science. Barnaul, 2000.

9. https://refdb.ru/look/3674697.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.