Научная статья на тему 'Нравственное воспитание обучающихся в вузах силовых ведомств в процессе профессиональной подготовки'

Нравственное воспитание обучающихся в вузах силовых ведомств в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
591
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИКИ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ / MORALS / MORAL EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING / OFFICERS OF MILITARY DEPARTMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремов О. Ю., Солнцев В. О.

В статье рассмотрены сущность и содержание нравственного воспитания сотрудников силовых ведомств России. Раскрыта важная роль нравственного воспитания в вузах силовых ведомств в процессе профессиональной подготовки сотрудников как фактора обеспечения безопасности личности, общества, государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL EDUCATION OF CADETS IN HIGH SCHOOLS OF MILITARY DEPARTMENTS DURING VOCATIONAL TRAINING

The article reveals the essence and the contents of moral education of officers of Military departments of Russia. The important role of moral education in high schools of Military departments during the officers' vocational training as factor of a person's, society and state safety is shown.

Текст научной работы на тему «Нравственное воспитание обучающихся в вузах силовых ведомств в процессе профессиональной подготовки»

УДК: 37.034

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

© 2010 О.Ю.Ефремов1, В.О.Солнцев2

Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена 2Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы

силовых ведомств России

Статья поступила в редакцию 18.01.2010

В статье рассмотрены сущность и содержание нравственного воспитания сотрудников силовых ведомств России. Раскрыта важная роль нравственного воспитания в вузах силовых ведомств в процессе профессиональной подготовки сотрудников как фактора обеспечения безопасности личности, общества, государства.

Ключевые слова: Нравственность. Нравственное воспитание. Профессиональная подготовка. Сотрудники силовых ведомств.

Для российского государства и общества все в большей степени возрастает значение всестороннего воспитания российских граждан. Особого внимания в настоящее время требует нравственное воспитание. Для ряда профессий и видов деятельности нравственное воспитание имеет принципиальное значение, являясь по сути определяющим для формирования как морального, так и в целом профессионального облика их представителей. К числу представителей подобных профессий относятся педагоги, медики, социальные работники, а также сотрудники силовых ведомств. Несомненно, к ним следует отнести военнослужащих, спасателей, пожарных, сотрудников органов внутренних дел России, для которых нормы морали, нравственные убеждения и чувство ответственности за безопасность людей особо профессионально важны1.

В Концепциях воспитания и кадровой работы в силовых ведомствах России ставятся задачи создания отвечающей современным требованиям системы воспитания всех категорий сотрудников. Так, в частности, руководством Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) отмечается, что сложность и важность выполняемых задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвы-

Ефремов Олег Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи; профессор кафедры педагогики. E-mail: oe64@rambler. ru

Солнцев Владимир Олегович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, полковник внутренней службы. E-mail: infocentr&igps. ru 1 Артамонов В. С. Индивидуальная подготовленность обучаемых в образовательном учреждении: контроль и управление: монография. - СПб.: 1997.

чайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности требует осуществления дополнительных мероприятий по укреплению морально-психологического потенциала, повышению престижа службы, работы в системе силовых ведомств России2.

В настоящее время совершенствование воспитания сотрудников в системе силовых ведомств осуществляется на основе Программы перехода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания, утвержденной Президентом Российской Федерации 22.08.2002 № Пр-1462, Государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422), концепциях кадровой политики силовых ведомств России3.

Воспитание личного состава в системе силовых ведомств России осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных сил Российской Федерации, Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, другими приказами и распоряжениями силовых ведомств России. В приказе МЧС России № 859 от 30.11.2005 года «О совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России» определены основные направления воспитания личного состава МЧС

2 Артамонов B.C., Моторин В.Б., Ткачев П.А. и др. Организация работы с кадрами Государственной противопожарной службы. - СПб.: 2002.

3 Военная педагогика / Под ред. О.Ю.Ефремова. -СПб.: 2008.

России, среди которых важное место занимает нравственное воспитание. При этом отмечается, что нравственное воспитание оказание воздействия на сознание, чувства и волю сотрудников МЧС России с целью формирования у него необходимых духовно-нравственных черт и качеств4.

Основными целями нравственного воспитания сотрудников силовых ведомств России являются: разъяснение сотрудникам требований государства к их профессиональному и нравственному облику, социальной значимости их службы; стимулирование потребности личного состава к моральному самосовершенствованию, стремления к положительному нравственному идеалу; целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности личного состава, в процессе которой предотвращаются негативные действия и поступки, формируются нравственные чувства, такие как ответственность, гордость и доблесть; использование духовно-нравственного потенциала общественных объединений в воспитании личного состава.

Основным элементом системы подготовки кадров силовых ведомств России являются вузы силовых ведомств, функционирование которых неразрывно связано с воспитанием личного состава. Воспитание в вузах силовых ведомств России осуществляется в ходе целостного образовательного процесса и непосредственно путем проведения воспитательной работы. Главной целью воспитательной работы в вузах силовых ведомств России в настоящее время является формирование всесторонне развитой, профессионально подготовленной, морально и психологически устойчивой личности офицера, сотрудника. Построенное на научной основе и повсеместно осуществляемое нравственное воспитание в вузе силовых ведомств России не только формирует моральный облик обучающихся, но и создает необходимую морально-психологическую атмосферу в вузе.

Анализ материалов печати, в связи с проведенным исследованием, свидетельствует о том, что, несмотря на всё более высокие требования к профессиональным и личностным качествам сотрудников силовых ведомств России, в ходе их воспитания, отмечены недостатки, негативно влияющие, как в целом на совершенствование деятельности силовых ведомств России, так и непосредственно, на повышение эффективности процесса профессиональной подготовки их сотрудников. Как показал проведенный анализ, основными причинами низкой эффективности воспитания сотрудников силовых ведомств России являются: 1) отсутствие системности в вос-

4 О совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России / Приказ МЧС России № 859 от 30.11.2005 года

питательной работе; 2) низкий уровень психолого-педагогической подготовки должностных лиц; 3) недостаточное использование потенциала педагогики, современных технологий организации воспитательной работы.

Следует отметить, что в педагогике достаточно подробно исследовались вопросы нравственного воспитания как в целом, так и применительно к подготовке военнослужащих, сотрудников силовых ведомств. Из современных военных педагогов, занимающихся вопросами нравственного воспитания, необходимо выделить В.Я.Сле-пова, В.И.Хальзова, Я.Я.Юрченко. Вопросы нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел рассматривали А.Д.Кузнецова, В.Я.Кикоть, А.А.Кочин, И.А.Латкова, B.C.Олей-ников, Л.Ф.Торопова, А.В.Щеглов и другие. Различные аспекты воспитания пожарных, сотрудников силовых ведомств России отражены в работах В.С.Артамонова, Ю.Г.Баскина, И.Н.Глебова, С.Г.Голубева, Н.Н.Щаблова. В то же время, проведенный анализ свидетельствует, что применительно к современным условиям, подготовке в вузах и профессиональной деятельности вопросы нравственного воспитания сотрудников силовых ведомств России требуют дальнейшего изучения.

С учетом отмеченных обстоятельств в современных условиях актуальным и значимым в научно-теоретическом и практическом отношениях является исследование сущности и содержания нравственного воспитания сотрудников силовых ведомств России, определение и реализация путей и педагогических условий совершенствования нравственного воспитания в вузах силовых ведомств России как существенного элемента системы профессиональной подготовки, обучения и воспитания офицеров, сотрудников силовых ведомств России. Вышеизложенное позволило определить направление научного исследования проблемы совершенствования теории и практики нравственного воспитания сотрудников силовых ведомств России.

Нравственное воспитание в целом рассматривается как процесс сознательного, целенаправленного, систематического воздействия на чувства, взгляды и убеждения личности с целью выработки у нее устойчивых механизмов формирования морального сознания, нравственных отношений, нравственного поведения, нравственной культуры. Психологической основой такого воспитания является интериоризация, т.е. перевод моральных требований общества, нравственных принципов в сознание, установки, убеждения человека.

Нравственное воспитание обучающихся в вузах силовых ведомств России можно рассматривать как специально организованный педаго-

гический процесс сознательного и целенаправленного развития нравственной личности сотрудника силовых ведомств России посредством формирования устойчивых этических знаний, нравственных убеждений, качеств, чувств, привычек, отношений и деятельности. Нравственное воспитание обучающихся в вузах силовых ведомств России должно основываться на положениях общечеловеческой морали, конкретизируя их применение к будущей профессиональной деятельности сотрудника силовых ведомств России, во время которой выпускники вуза будут непосредственно решать задачи по обеспечению безопасности личности, общества, государства5. При этом следует учитывать, что специфика нравственного воспитания заключается в том, что оно должно осуществляться без назиданий, так как излишние нравоучения чаще всего не способствуют нравственному развитию, а скорее вызывают обратную реакцию.

Анализ теории и практики свидетельствует, что для эффективности деятельности начальников, командиров, педагогов в вузах силовых ведомств России по нравственному становлению будущих сотрудников силовых ведомств России необходимо, чтобы обучающиеся являлись активными субъектами образовательного процесса в вузе. При этом через обучение и воспитание устанавливается реальное педагогическое субъект-субъектное взаимодействие начальников, преподавателей, воспитателей, других должностных лиц и обучающихся в вузах силовых ведомств России, а также тех факторов и условий, в которых протекает образовательный процесс. Нравственное воспитание должно осуществляться посредством целенаправленных педагогических воздействий и взаимодействий6.

Процесс формирования воспитательных воздействий и взаимодействий в подготовке и деятельности командиров и преподавателей включает: изучение объекта воспитательных воздействий и взаимодействий - обучающегося (курсанта, слушателя, студента), диагностика особенностей его индивидуальности; овладение методикой воспитательных воздействий и взаимодействий; осуществление воспитательных воздействий и взаимодействий с учетом особенностей педагогических ситуаций; анализ результатов воспитательных воздействий и взаимодействий, обогащение педагогического опыта.

Воспитательные воздействия и взаимодействия в процессе нравственного воспитания осуще-

5 Концепция кадровой политики МЧС России / Приказ МЧС России № 225 от 19.05.2004.

6 Олейников B.C. Теоретические основы нравственно-правового воспитания сотрудника органов внутренних дел России: Автореф. дисс. докт. пед. наук. - СПб.: 1993.

ствляются с учетом педагогического стиля и педагогического такта. Профессиональный такт педагога зависит от его способности действовать в соответствии с конкретной ситуацией и индивидуальными качествами обучающегося. Мера, такт и стиль являются существенными составными частями педагогического мастерства, необходимыми предпосылками эффективного выполнения профессиональных функций педагога. Фундаментом, на котором вырабатывается мера нравственного воздействия, являются нравственные принципы и нормы поведения. Мера сознания и поведения обучающихся в вузах силовых ведомств России требует их воспитания в духе любви к Родине, гордости за свою страну и службу в силовых ведомствах России.

Курсанты вузов силовых ведомств России -это вчерашние школьники, которым трудно сразу адаптироваться к новым условиям обучения, когда нужно подчиняться, выполнять приказы, соблюдать определенный регламент дня. С учетом этого, нравственное воспитание сотрудников силовых ведомств России начинается с формирования этических знаний обучающихся в вузе. Чтобы обучающийся поступал везде и всегда, а не только в своей будущей профессиональной деятельности, высоконравственно, он должен знать, что есть нравственное и что - безнравственное, что - добро, а что - зло, что есть честь, а что - бесчестие, что есть долг, личное достоинство. Обучающийся определяет свою линию поведения или конкретный поступок, исходя из своего представления о профессиональной чести сотрудника силовых ведомств России, служебном достоинстве, гражданском и служебном долге. Соответствие мотивов поступка представлениям об этических категориях служит мощным стимулом решительных действий, в том числе и связанных с риском для жизни и здоровья.

В вузах используются разнообразные формы распространения этических знаний: лекции, семинарские занятия, научно-практические конференции, занятия в системе служебной подготовки, встречи за «круглым столом», диспуты, посвященные вопросам морали, нравственному облику сотрудника силовых ведомств, моральному идеалу и т.д.

Важное воспитательное и побудительное воздействие на обучающихся в вузах силовых ведомств России оказывает творческое и активное обсуждение таких этических категорий как долг, совесть, честь, справедливость, добро и зло. Например, это может происходить в ходе тематического вечера «История и традиции силовых ведомств России», где приводятся положительные примеры высоконравственного поведения офицеров, сотрудников, их мужества, стойкости. Особо способствуют формированию этических

знаний личности занятия по гуманитарным дисциплинам (философии, истории, культурологии, психологии, педагогике, социологии, праву и др.). Чтобы лекции, семинарские и практические занятия наиболее эффективно выполняли свое назначение в профессиональной подготовке обучающихся в вузах силовых ведомств России, чтобы реализовался их воспитательный потенциал, необходимо взаимодействие всех педагогов, всего комплекса структур управления, воспитания, обучения в вузе.

Для современного этапа развития высшего образования характерен поиск новых форм и методов обучения, воспитания, профессиональной подготовки. Методы воспитания есть способы осуществления воспитательных воздействий и взаимодействий, эффективность которых определяется их выбором, оптимальным сочетанием и умелым применением. Все шире внедряются в учебный процесс компьютерные технологии обучения (КТО), технические средства обучения (ТСО), которые способствуют активизации мыслительной деятельности обучающихся в вузе, более глубокому усвоению материалов. Применяя ТСО, можно организовать работу обучающихся в вузах силовых ведомств России более живо и увлекательно, полнее и ярче раскрывать содержание предмета и этических знаний.

Практика высших учебных заведений показывает, что без организации и развития самостоятельной работы обучающихся в вузе силовых ведомств России невозможно подготовить их как профессионалов. В этой связи необходимо обратить внимание на комплектование книжных фондов, пополнение которых новинками издательств является важным аспектом организации самостоятельной работы обучающихся в вузе силовых ведомств России. В организации самостоятельной работы важен и такой элемент, как четко налаженный контроль и постоянные консультации обучающихся по использованию учебной и научной литературы при подготовке к занятиям.

Работа в научных кружках, участие в научно-практических конференциях, написание курсовых работ и рефератов, участие во Всероссийских конкурсах студенческих работ являются важнейшими средствами повышения уровня профессиональной подготовки и воспитания будущих сотрудников силовых ведомств России. Этические знания и требования общества трансформируются в нравственные качества сотрудника тогда, когда превращаются в мотивы и эталоны поведения. Мотивы выполняют двоякую функцию: первая состоит в том, что мотивы побуждают и направляют деятельность; вторая функция состоит в том, что мотивы придают деятельности субъективный, личностный смысл,

который развивается в трех направлениях: общественные требования и критерии оценки превращаются в самооценку и самоконтроль; жизненные цели и планы связываются со стремлением человека к самоутверждению как личности, и к приобретению общественного престижа; свои действия и поступки человек направляет на получение материального и морального удовлетворения, достижения личного счастья. В этом смысле мотивы выражают индивидуальность человека, его личностные потребности и интересы. Мотивы могут быть и самые вредные, отрицательные, например, стремление к личному приоритету, тщеславие, карьеризм, эгоизм.

Нравственное убеждение, как и всякое другое убеждение (правовое, эстетическое), может рассматриваться как мотив и эталон отношения и поведения, т.е. показать, во имя чего совершаются те или иные действия либо бездействия, какие преследуются цели (нравственные или безнравственные, с личной выгодой или с пользой для коллектива, общества и т.д.). Моральные, нравственнее убеждения могут быть как положительного, высоконравственного содержания, так и негативного, аморального. Одна из причин безнравственных поступков обучающихся в вузах силовых ведомств России заключается как раз в том, что аморальные акты жизнедеятельности находят оправдание в неправильном представлении отдельных курсантов о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о чести и бесчестии. Как показывает практика, разрушить безнравственные убеждения бывает очень трудно. Курсанты зачастую испытывают большие трудности морально-психологического характера, нередко неадекватно воспринимают те или иные действия товарищей, остро переживают ошибки, неудачи, вызванные отсутствием опыта, порой болезненно реагируют на замечания командиров и начальников, проявляют сомнения в правильности профессионального выбора. В этих условиях многое зависит от педагога, воспитателя. Воспитательный эффект в этом случае дают ознакомление обучающихся в вузе силовых ведомств России с историей вуза, кафедрами, выдающимися представителями педагогического коллектива, с ветеранами ведомства, а также, хорошо продуманные торжественные ритуалы принятия Присяги, присвоения звания.

Своеобразие нравственного воспитания еще и в том, что поддержку, моральное влияние командиров, преподавателей, воспитателей обучающиеся должны ощущать всегда, даже когда они находятся вне стен вуза, все его образовательной среды. Социальная среда - постоянно действующий объективный фактор, который не поддается быстрому изменению и воздействует на обучающегося как положительными ее граня-

ми, так и отрицательными. Задачей командира, педагога, воспитателя является нейтрализация, насколько это возможно, негативного влияния неблагоприятных условий. Например, трудности в учебе, нездоровый моральный климат в группе, неурядицы в семье, необъективное общественное мнение - все это может привести к негативным переживаниям, настроениям, внутренней деформации, что отразится на профессиональной подготовке обучающихся в вузе силовых ведомств России. Поэтому воспитателю необходимо учитывать субъективную предрасположенность обучающегося к негативным реакциям, анализировать основные факторы, вызывающие отклонения от норм морали и нравственности, учитывать половозрастной фактор, морально-психологическую атмосферу в группе и принимать меры воспитательного характера.

Среди этих мер важное место занимает привитие любви к будущей профессии и чувства личной ответственности за порученное дело, уважение к человеку и закону. Важным условием адаптации обучающихся в вузах силовых ведомств России, их нравственного воспитания является вовлечение их в активную общественную работу, участие в художественной самодеятельности, организацию различных тематических вечеров, а также постоянное поощрение успеха в порученном деле, учебе. Наряду с высокими моральными убеждениями будущий сотрудник должен обладать и высокими моральными качествами: гражданской зрелостью, мужеством, высокой личной ответственностью, самоотверженностью, принципиальностью и справедливостью, бдительностью, гуманным отношением к человеку и рядом других.

Моральные качества имеют общезначимый характер. Но в силовых ведомствах России предъявляют особые требования к моральному облику сотрудников. Примером этого является работа, активно проводимая в настоящее время руководством МВД России. Моральные качества, выступающие как свойство характера и раскрывающие наиболее типичные черты поведения обучающегося, являются важным элементом нравственности личности. Основным содержанием моральных качеств служит соотношение общественного и личного в сознании и поведении. Выделяют три группы качеств: 1) качества, характеризующие отношение человека к обществу (патриотизм, преданность идеалам демократии и гуманизма, национальная гордость, гражданское мужество, принципиальность и другие); 2) качества, отражающие отношение человека к другим людям и к самому себе (коллективизм, личное достоинство, скромность и требовательность, доброжелательность и справедливость, человечность и самокритичность, искренность, верность,

великодушие); 3) качества, связанные с отношением человека к своей профессии (чувство профессиональной гордости, трудолюбие, инициативность, исполнительность, дисциплинированность, стремление повышать профессиональные знания, навыки, мастерство и др.). Ряд качеств в зависимости от направленности деятельности и поведения человека, его мотивов могут быть как нравственного, так и безнравственного содержания (честолюбие, тщеславие).

Формирование у обучающихся в вузах силовых ведомств России необходимых моральных качеств неотделимо от воспитания у них нравственных чувств, которые оказывают заметное влияние на общее развитие каждой личности и выражают устойчивое отношение человека к различным общественным явлениям, другим людям, труду, самому себе. Как необузданность чувств, так и эмоциональная инертность свидетельствуют о серьезных просчетах в воспитании. Положительные нравственные чувства играют важную роль в создании здорового морально-психологического климата в коллективе учебного заведения и в быту. Какими бы профессиональными знаниями, умениями и навыками ни обладал обучающийся, но если он заносчив, мстителен, груб, черств, то его положительные профессиональные качества не дадут должного эффекта в его будущей деятельности. Вместе с тем, при оценке проявлений нравственных чувств следует учитывать особенности темперамента, поскольку у холериков эмоции проявляются более ярко и могут легко переходить в негативно окрашенные, а флегматики, напротив, малоэмоциональны.

Нравственное воспитание в вузах силовых ведомств России также направлено на формирование у обучающихся нравственных привычек. Будучи опорным пунктом поведения человека, привычки базируются на простых законах нравственности, элементарных нормах морали и выступают либо как моральные требования к личности, либо как мотив. По своей сути, нравственная привычка - это результат воспитания, когда человек не думает, а как бы автоматически, «по привычке» совершает какое-либо нравственное действие. Привычки облегчают поведение человека, оптимизируют его общение с другими людьми, позволяют оперативно действовать в той или иной ситуации.

Задачей нравственного воспитания также является привитие обучающимся правил хорошего тона. Важно научить обучающегося оценивать свое поведение с позиций того, не мешает ли он своим товарищам, находящимся рядом с ним, не раздражает ли он их своим поведением, способствует ли его поведение созданию благоприятного нравственного климата в той микросреде, где он находится. Нужно добиться того,

чтобы обучающиеся соблюдали правила хорошего тона не формально, не из-за боязни осуждения, а их соблюдение стало не только второй натурой, но и потребностью. Общим для всех правил нравственно-эстетического поведения обучающихся в вузе силовых ведомств России (находятся ли они в учебном заведении, на занятиях, на улице, в театре, в транспорте, в столовой и т.д.) является соблюдение ими собственного достоинства и доброжелательное, уважительное отношение к другим.

Процесс нравственного воспитания предполагает и формирование у обучающихся в вузах силовых ведомств моральных потребностей, направленных на нравственное самосовершенствование, на стремление к моральному идеалу и высоконравственному поведению как устойчивой черте характера. Сформированные моральные потребности выступают побудителями нравственной деятельности человека, его активной жизненной позиции. Человека, который обладает высокоразвитыми моральными потребностями, волнуют дела своего коллектива и дела общества.

Для обучающихся в вузах силовых ведомств содержание нравственных отношений определяет их отношение к обществу, государству и личности, необходимость обеспечивать их безопасность, добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности, быть верными своему служебному долгу. Формы нравственных отношений обучающихся в вузах силовых ведомств зависят от того, каким образом они способны реально реализовать нравственные требования: оценить конкретный поступок в конкретной ситуации, определить необходимость тех или иных действий, быть способным к формированию нравственных качеств, подчинить свою деятельность нравственному идеалу. Все это преломляется в особых личностных формах нравственного отношения: долга и ответственности, чести и достоинства, совести как способа внутреннего самоконтроля личности.

Во всех формах нравственных отношений существуют две стороны - субъект и объект. Так как каждый обучающийся имеет определенные обязанности и перед обществом, и перед своим коллективом, то он выступает как субъект по отношению к ним, а общество, коллектив выступают объектами его нравственной деятельности, С одной стороны, коллектив определяет обязанности для отдельного обучающегося и оценивает его поведение и поступки, относится к нему как субъект к объекту. А с другой стороны, нравственные требования становятся личным долгом и ответственностью обучающегося, осознаются им и активно реализуются в профессиональной деятельности. Чем выше уровень нравственного

сознания обучающегося, тем более он способен осуществлять контроль своей деятельности, тем в большей мере он становится самостоятельным субъектом.

Первичным коллективом для обучающихся в вузе является учебная группа. Здесь взаимодействие входящих в него членов осуществляется в непосредственном контексте, в постоянном учебном, служебном, бытовом объединении и общении. Сплочению обучающихся в вузах силовых ведомств в группе может послужить особая общественная значимость целей и задач учебы в вузе силовых ведомств, достаточно жесткая и детальная регламентация, которая строится на основе строгого выполнения приказов и распоряжений, субординации и координации отношений. Нравственные отношения складываются и регулируются в учебной группе курсантов, прежде всего как отношения межличностные, которые отражают характер связей и взаимодействий между членами группы. В их основе лежат особенности восприятия и понимания членами группы друг друга. Несмотря на четкость и полноту регламентации связей требованиями законов и уставов, организацией внутренней жизни в учебных группах, они не могут охватить и детализировать всю полноту взаимоотношений. В учебной группе могут складываться и развиваться такие связи и отношения, которые возникают стихийно, официально не регламентируются и не управляются, могут соответствовать духу официальных требований, но могут и противоречить им.

Существенное влияние на развитие взаимоотношений оказывают общие цели и задачи, стоящие перед коллективом. Но различные взгляды, темперамент, симпатии, антипатии, привычки и вкусы могут внести элемент стихийности в процесс формирования и различных межличностных отношений в группе. Тогда одни из них могут способствовать формированию нравственно зрелой личности, а другие могут оказывать на личность разлагающее влияние. Следовательно, на формирование межличностных связей и взаимоотношений в группе следует постоянно воздействовать, и в этом велика роль командира, начальника, педагога, который должен хорошо ориентироваться в психологической и нравственной обстановке в группе и предотвращать конфликтные ситуации. Конфликтные ситуации могут возникать из-за различного жизненного опыта обучающихся в вузе силовых ведомств России, из-за самолюбия или упрямства признать свою ошибку, из-за завышенной самооценки себя, но которая не совпадает с оценкой товарищей, в том числе и педагога-куратора, а также из-за притязаний отдельных обучающихся на свою исключительность и вседозволенность.

Важным фактором, который следует обяза-

тельно учитывать в процессе нравственного воспитания, является коллективное мнение. Оценки поступков людей, выраженные в коллективном мнении, содержат информацию, оценки и реакцию непосредственного окружения на действия отдельного члена группы, регулируют его поведение в соответствии с требованиями микросреды. Чаще всего оценочные суждения коллектива неоспоримы. Коллективное мнение вызывает у обучающегося или удовлетворение, или вызывает чувство стыда, угрызения совести. Если коллективное мнение не контролируется воспитателем, то оно может оказывать и отрицательное влияние на поступки и мысли отдельных обучающихся в вузе силовых ведомств России. Воспитатель должен постоянно и внимательно изучать коллективное мнение коллектива, формировать и ориентировать его на успешное решение учебных, бытовых, организационных и других задач.

Следует также учитывать коллективное настроение. Если в группе царит настроение подъема, энтузиазма, увлеченности учебой, то это только усиливает успех профессиональной подготовки обучающихся в вузах силовых ведомств России. Кроме влияния настроения на формирование нравственных отношений в группе, нужно особо отметить и влияние традиций, которые складываются в группе в течение периода обучения в вузе. Педагог должен поддерживать и развивать положительные традиции и не допускать поспешной критики традиций, наносящих определенный ущерб руководству и воспитанию. Не-

сомненно, что воспитатель должен быть сам в достаточной степени нравственно воспитан. Успешно могут справляться с возлагаемыми на них функциями лишь те командиры, педагоги, воспитатели, которые сами обладают высокими нравственными качествами, сами служат примером нравственной и общей воспитанности, образцом соблюдения законности.

В целом, рассмотрев сущность и содержание нравственного воспитания сотрудников силовых ведомств России в процессе их профессиональной подготовки, можно сделать вывод, что только определенный уровень совокупного всех компонентов нравственности (этических знаний, нравственных убеждений, качеств, чувств, привычек, отношений) позволяет назвать сотрудника силовых ведомств России носителем высокой нравственности. Нравственное воспитание должно являться непрерывным процессом в ходе профессиональной подготовки и деятельности сотрудников силовых ведомств России и, прежде всего, в вузах силовых ведомств России.

Эффективность нравственного воспитания сотрудников силовых ведомств России зависит от сочетания воздействия социальной макро и микросреды и практической целенаправленной организации воспитательного процесса. При этом как в теоретическом, так и в практическом плане важно продолжать поиск педагогических условий и технологий, эффективно влияющих на процесс воспитания нравственной личности сотрудника силовых ведомств России.

MORAL EDUCATION OF CADETS IN HIGH SCHOOLS OF MILITARY DEPARTMENTS

DURING VOCATIONAL TRAINING

© 2010 O.Yu.Yefremov1, VJ.Solncev2°

1Russian state pedagogical university 2St.-Petersburg university of the State fire service of the Ministry of Emergency

Measures of Russia

The article reveals the essence and the contents of moral education of officers of Military departments of Russia. The important role of moral education in high schools of Military departments during the officers' vocational training as factor of a person's, society and state safety is shown.

Keywords: morals; moral education; vocational training; officers of Military departments.

Yefremov Oleg Yurevich, D. Sc. in Pedagogics, Professor, Head of the Humanitarian and social and economic disciplines department of the Military academy of communication; Professor of the Pedagogy department of the Russian state pedagogical university. E-mail: oe64@rambler. ru Solncev Vladimir Olegovich, Cand. Sc. in Pedagogics, Associate professor of the Pedagogy and psychology department, Colonel of internal service. E-mail: infocentr&igps. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.