EDN: GSTWMA
Е.А. Ратникова - к.э.н., доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», [email protected],
E.A. Ratnikova - candidate of economic sciences, Associate Professor of the Department «Management of high-tech enterprises», FSBEI HE «Moscow Aviation Institute (National Research University)»;
Т.В. Щеулина - к.э.н., доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», [email protected],
T.V. SHceulina - candidate of economic sciences, Associate Professor of the Department «Management of high-tech enterprises», FSBEI HE «Moscow Aviation Institute (National Research University)».
ВЛИЯНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ РИСКОВ И ПОВЫШЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ THE IMPACT OF INFORMATION RESOURCE MANAGEMENT ON THE COMPETITIVENESS OF A HIGH-TECH ENTERPRISE IN THE AIRCRAFT INDUSTRY UNDER CONDITIONS OF RISKS AND INCREASED REQUIREMENTS OF ECONOMIC SECURITY
Аннотация. Настоящая статья посвящена решению проблемы создания информационной подсистемы оптимального управления информационными и другими основными ресурсами высокотехнологичного предприятия авиастроительной отрасли как неотъемлемой части системы обеспечения его конкурентоспособности в условиях сопутствующих рисков и повышенных требований экономической безопасности с использованием специальных математических методов экономической кибернетики. С этой целью исследована проблема обеспечения конкурентоспособности высокотехнологичного предприятия авиастроительной отрасли путём оптимального управления его информационными и другими основными ресурсами в условиях сопутствующих рисков и повышенных требований экономической безопасности. Проанализированы современные подходы к созданию эффективной системы управления высокотехнологичными предприятиями авиастроительной отрасли на основе результатов анализа его экономико-математической модели.
Результатом проделанной работы является выработка путей противодействия угрозам конкурентоспособности и экономической безопасности высокотехнологичного предприятия авиастроительной отрасли через нахождение оптимальных решений управления его информационными и производственно-технологическими ресурсами как одной из наиболее значимых составляющих общей системы управления предприятием. Для этого сформулирована и решена задача создания специальной информационной подсистемы управления информационными и другими основными ресурсами высокотехнологичного предприятия авиастроительной отрасли (на примере материально-технической и информационной составляющих) с целью модернизации управленческой деятельности такого предприятия как составляющей общей системы обеспечения его конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках в условиях рисков и повышенных требований экономической безопасности.
Abstract. This article is devoted to solving the problem of creating an information subsystem for optimal management of information and other basic resources of a high-tech enterprise of the aircraft industry as an integral part of the system for ensuring its competitiveness in conditions of concomitant risks and increased requirements of economic security using special mathematical methods of economic cybernetics. To this end, the problem of ensuring the competitiveness of a high-tech enterprise of the aircraft industry by optimal management of its information and other basic resources in the context of associated risks and increased requirements of economic security is investigated. Modern approaches to the creation of an effective management system for high-tech enterprises of the aircraft industry based on the results of the analysis of its economic and mathematical model are analyzed.
The result of the work done is to develop ways to counter threats to the competitiveness and economic security of a high-tech enterprise in the aircraft industry through finding optimal solutions for managing its information and production and technological resources as one of the most significant components of the overall enterprise management system. For this purpose, the task of creating a special information subsystem for managing information and other basic resources of a high-tech enterprise of the aircraft industry (using the example of material, technical and information components) has been formulated and solved in order to modernize the management activities of such an enterprise as a component of the overall system for ensuring its competitiveness in foreign and domestic markets in conditions of risks and increased requirements of economic security.
Ключевые слова: управление информационными ресурсами, высокотехнологичное предприятие авиастроительной отрасли, конкурентоспособность, экономическая безопасность, экономико-математическая модель, методы анализа, критерии эффективности.
Keywords: information resources management, high-tech enterprise of the aircraft industry, competitiveness, economic security, economic and mathematical model, analysis methods, efficiency criteria.
Современное эффективное управление высокотехнологичным предприятием авиастроительной отрасли возможно лишь на базе управленческой культуры нового уровня, которая предполагает использование экономико-математических методов, средств вычислительной техники и перспективных информационных технологий в системах управления разного уровня.
Это позволяет решать качественно новые задачи управления, связанные со сложностью и динамикой экономики, сохранять и повышать конкурентоспособность предприятия на внешнем и внутренне рынках высокотехнологичной авиационной продукции в условиях сопутствующих рисков и современных повышенных требований экономической безопасности.
В последние десятилетия в мировой практике обеспечения конкурентоспособности и экономической безопасности высокотехнологичных предприятий авиастроительной отрасли возобладал системный подход.
Его суть заключается в:
- тщательном исследовании аспектов функционирования высокотехнологичных предприятий авиастроительной отрасли в условиях рисков на основе заранее предусмотренных критериев;
- построении экономической (экономико-математической) модели функционирования такого предприятия и её тщательном анализе;
- синтезе систем управления экономической безопасностью высокотехнологичных предприятий авиастроительной отрасли.
Многие задачи, возникающие при анализе функционирования высокотехнологичных предприятий авиастроительной отрасли (и в широком смысле - экономических объектов) с целью обеспечения их конкурентоспособности на мировом и отечественном рынке и, как следствие, обеспечения их экономической безопасности, многовариантны. Поскольку не все варианты одинаково эффективны, среди множества возможных приходится выбирать наиболее оптимальный. Значительная часть подобных задач на протяжении долгого времени решалась исходя из здравого смысла и опыта. При этом не было никакой уверенности, что найденный вариант являлся наилучшим.
Современные экономические методы непосредственно связаны с методологией экономико-математического моделирования и научно обоснованной классификацией задач анализа финансово-хозяйственной деятельности производственного предприятия у условиях сопутствующих рисков.
Перечислим основные типы экономических моделей, описывающих как объект в целом, так и его составляющие:
- факторные эконометрические модели;
- оптимизационные модели;
- балансовые модели;
- экстраполяционные модели;
- динамические модели;
- методы, использующие экспертные оценки;
- сетевые модели;
- модели теории игр;
- модели систем массового обслуживания.
При анализе влияния на поведение системы (объекта) отдельных факторов используют следующие основные виды экономико-математических моделей:
- аддитивные модели;
- мультипликативные модели;
- кратные модели,
- а также их комбинации (смешанные модели).
В последнее время широкое распространение в анализе хозяйственной деятельности также получили многофакторные мультипликативные модели, поскольку они позволяют изучить влияние значительного количества факторов, особенно рискообразующих, на обобщающие показатели деятельности предприятия, и тем самым достичь большей глубины и точности анализа.
Для решения задачи обеспечения конкурентоспособности высокотехнологичного предприятия авиастроительной отрасли в условиях рисков и повышенных требований экономической безопасности путём оптимального управления его основными видами ресурсов (а информационные ресурсы рассматриваются авторами статьи как одни из наиболее важных ресурсов высокотехнологичного предприятия авиастроительной отрасли), представляется необходимым вначале определить само содержание понятия «ресурсы предприятия», а также классифицировать их надлежащим образом.
В Советском энциклопедическом словаре под редакцией А.М. Прохорова приводится следующее определение: «Ресурсы (от французского resource - вспомогательное средство) -денежные средства, запасы, ценности, возможности, источники средств, доходов (например, природные ресурсы, экономические ресурсы).
Аналогичное толкование можно встретить в Большом энциклопедическом словаре под редакцией А. М. Прохорова и в Большом экономическом словаре под редакцией А.Н. Азрилияна.
В указанных определениях можно выделить две основные группы ресурсов: природные и экономические. Рассмотрим более подробно термин «экономические ресурсы».
В толковом экономическом словаре Дж. Блэка приводится следующее определение: «Ресурсы (resources) - в это понятие включается все, что способствует экономической деятельности: природные ресурсы (наземные, ископаемые, подводные); людские ресурсы, включая способности и квалификацию; товары производственного назначения, или производимые человеком средства производства. Экономику можно определить как науку об аллокации ресурсов».
Родников А.Н. предлагает следующее толкование термина: «Ресурс (scheduledoperat-ingtime; anticpatedworkinglife) - установленный срок службы технического устройства, по истечении которого оно подлежит направлению в ремонт или списанию». В этом же словаре встречаем такое определение: «Ресурсы (resources) - элементы экономической системы, используемые в процессе производственного потребления, или факторы производства: труд (рабочих, инженеров, организаторов производства), земля (запасы полезных ископаемых, леса), капитал (здания и сооружения, технологическое оборудование, транспортные средства). Термином «ресурсы» обозначается также продукция и услуги непроизводственного характера, предназначенные для личного потребления».
Таким образом, можно увидеть значение числа, в котором употребляется исследуемое понятие. Для экономической науки характерно применение слова «ресурсы» во множественном числе, в то время как «ресурс» в единственном числе употребляется как техническая характеристика какого-либо объекта.
В экономической энциклопедии под руководством Л.И Абалкина приводится следующее определение: «Ресурсы экономические - фундаментальное понятие экономической теории, означающее источники, средства обеспечения производства».
В экономической теории (Экономикс - Макконнелл К.Р., Брю С.Л. - Учебник, Издательство: ИНФРА-М, 2003. Источник: https://institutiones.com/download/books/805-economics.html, © Экономический портал.) в течение длительного времени ресурсы было принято делить на четыре группы:
- природные - принципиально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают «неисчерпаемые» и «исчерпаемые» (а в последних - «возобновляемые» и «невозобновляемые»);
- материальные - все созданные человеком «рукотворные» средства производства, (которые, следовательно, сами являются результатом производства);
- трудовые - население в трудоспособном возрасте, которое в «ресурсном» аспекте обычно оценивают по трем параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному;
- финансовые - денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.
Такой подход встречается и во многих работах современного периода, что вполне обоснованно, поскольку при управлении материальными ресурсами важную роль играет оценка эффективности их использования на основе стоимостной оценки как самих ресурсов, так и результата производственной деятельности.
Что же касается информационных ресурсов, то здесь подобное определение неприменимо.
При проведении анализа современные подходов к созданию эффективной системы управления высокотехнологичным предприятием авиастроительной отрасли в условиях сопутствующих рисков на основе результатов анализа его экономико-математической модели были использованы следующие методы: теория принятия управленческих решений, методы логического, экономического, статистического и системного анализа, метод экспертных оценок, методы и процедуры информационного и производственного менеджмента.
Основными источниками исходной информации послужили нормативные и инструктивно-методические документы Правительства Российской Федерации, Минпромторга России и его институтов, государственные программы РФ, регулирующие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность высокотехнологичных предприятий авиастроительной отрасли и др., а также материалы российских и зарубежных научных печатных и электронных периодических изданий.
Для анализа конкурентоспособности и экономической безопасности высокотехнологичного предприятия авиастроительной отрасли в современных условиях инновационных и финансовых условиях с точки зрения наличия основных видов ресурсов, а также оптимального управления ими, представляется целесообразным использовать следующую классификацию ресурсов такого предприятия:
1. По фактическому наличию (факту владения):
- природные;
- материальные;
- трудовые (человеческие):
- финансовые;
- информационные;
- временные
- административные.
Особого упоминания здесь заслуживают информационные и административные, о которых обычно не принято говорить, но которые играли и играют существенную, а иногда и определяющую роль в поддержании конкурентоспособности и экономической безопасности высокотехнологичного предприятия авиастроительной отрасли при любых общественно-экономических формациях.
2. По наличию доступа:
- ограниченные;
- неограниченные.
3. С точки зрения учёта:
- основные средства;
- оборотные средства;
- неучитываемые или трудноучитываемые в денежном выражении.
4. По отношению к функционированию высокотехнологичного предприятия авиастроительной отрасли, как отдельного экономического субъекта, делятся на ресурсы:
- внутренние;
- внешние.
Таким образом, при анализе конкурентоспособности высокотехнологичного предприятия авиастроительной отрасли с учетом сопутствующих рисков и повышенных требований экономической безопасности под ресурсами такого предприятия будем понимать совокупность природных, материально-технических, трудовых, финансовых, информационных, временных ресурсов и возможностей, которые используются предприятием в процессе создания высокотехнологичной авиастроительной продукции, работ, услуг и иных ценностей.
Рассмотрим укрупнённый бизнес-процесс движения основных видов ресурсов (на примере материально-технических ресурсов) на высокотехнологичном предприятии авиастроительной отрасли до (рисунок 1) и после (рисунок 2) внедрения на базе «1С: УПП 8.0» подсистемы управления движения материально-техническими ресурсами.
Типовая структура производственной деятельности высокотехнологичного предприятия авиастроительной отрасли следующая:
- разработка и производство высокотехнологичной авиационной продукции, работ, услуг;
- испытания высокотехнологичной авиационной продукции;
- послепродажное обслуживание высокотехнологичной авиационной продукции;
- утилизация высокотехнологичной авиационной продукции;
- выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- участие в разработке государственных программ в части развития научно-технической базы и разработки и производства высокотехнологичной авиационной продукции, работ, услуг, а также разработка планов развития предприятия в соответствии с этими программами;
- разработка государственных и отраслевых стандартов, а также стандартов предприятия по вопросам разработки и производства высокотехнологичной авиационной продукции, работ, услуг, проведения НИОКР и испытаний и т.п.
Экономическая сущность задачи создания специальной информационной подсистемы управления основными видами ресурсов высокотехнологичного предприятия авиастроительной отрасли (на примере материально-технической составляющей) с целью модернизации управленческой деятельности этого предприятия как составляющей общей системы обеспечения его конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках в условиях сопутствующих рисков и повышенных требований экономической безопасности заключается в разработке и внедрении информационной подсистемы управления, позволяющей получать, хранить, обрабатывать и распространять данные о ходе обеспеченности основными видами ресурсов цехов основного и вспомогательного производства предприятия.
Пользователями подобной разрабатываемой системы будут специалисты, которые смогут фиксировать движение данных видов ресурсов на предприятии, работая с базой данных напрямую, без обращения во вспомогательные подразделения, например, Информационный центр, что позволит избавиться от вторичной документации и возможных ошибок в ней. Причем некоторые из критериев, предъявляемых к подобной информационной подсистеме, такие как доступный и удобный интерфейс, низкая цена обслуживания, можно назвать ограничениями.
Рисунок 1 - Укрупнённый бизнес-процесс движения материально-технических ресурсов
на высокотехнологичном предприятии авиастроительной отрасли до внедрения на базе «1С: УПП 8.0» информационной подсистемы управления движения материально-техническими ресурсами на складе и поступления их в производство
Основной задачей создания специальной информационной подсистемы управления основными видами ресурсов высокотехнологичного предприятия авиастроительной отрасли (на примере материально-технической составляющей) с целью модернизации управленческой деятельности этого предприятия как составляющей общей системы обеспечения его конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках в условиях сопутствующих рисков и повышенных требований экономической безопасности является организация учета основных видов ресурсов предприятия непосредственно самими пользователями.
Данная задача может быть решена с помощью следующих программных продуктов: 1С: Предприятие 8.0 или его более продвинутой версии 1С: Корпорация, SAP ERP и т.п.
Рисунок 2 - Укрупнённый бизнес-процесс движения материально-технических ресурсов на высокотехнологичном предприятии авиастроительной отрасли после внедрения на базе «1С: УПП 8.0» информационной подсистемы управления движения материально-техническими ресурсами на складе и поступления их в производство
Таким образом, анализ деятельности высокотехнологичных предприятий авиастроительной отрасли с использованием специальных экономико-математических методов и моделей позволяет выявить проблемы, связанные с разработкой информационной подсистемы оптимального управления основными видами ресурсов таких предприятий как неотъемлемой части системы обеспечения их конкурентоспособности и, как следствие, экономической безопасности.
Создание специальной информационной подсистемы управления основными видами ресурсов высокотехнологичного предприятия авиастроительной отрасли с целью модернизации управленческой деятельности этого предприятия позволит более эффективно использовать информационные и другие основные виды ресурсов данного предприятия, а также обеспечить его конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынках в условиях повышенных требований экономической безопасности.
Источники:
1 Информационный менеджмент на предприятии авиастроения. Учебник под научной редакцией д.э.н., проф. В.Д. Калачанова - М.: Ред. изд. центр ФГУП НИИСУ, 2011.
2 Калачанов В.Д., Рыжко А.Л., Рыбников А.И., Шилов А.К., Информационный менеджмент на предприятии. Уч. пособие ГРИФ УМО Минобрнауки России.- М.: изд-во «Доброе слово», 2006.
3 Калачанов В.Д., Кобко Л.И. Экономическая эффективность внедрения информационных технологий. Уч. пособ. Гриф УМО Минобрнауки России. - М.: Изд-во МАИ, 2006.
4 Организация производства наукоемкой продукции в авиастроении. Калачанов В.Д., Сорокин А.Е., Турищева М.А. Учебник.- Калуга: изд. КГУ им. К,Э. Циолковского, 2011 г.
5 Ратникова Е.А., Новиков С.Н., Калачанов В.В. Финансово-экономическая безопасность организации производства в высокотехнологичных секторах экономики. Уч. пособ. - М.: ФГБНУ «Аналитический центр», 2016.
6 Ратникова Е.А. Разработка организационно-методического механизма автоматизации управления рисками на предприятиях авиастроения // Научный журнал «Управленческий учет», № 6, 2021, УДК 658.5.
7 Ратникова Е.А., Высиканцев А.П., Калачанов В.В., Лапушкина Е.А. Разработка автоматизированной системы при усложнении требований экономической безопасности в авиастроительной отрасли // Научно-аналитический журнал «Инновации и инвестиции», Подписной индекс Роспечати: 65039 ISSN 2307180X, № 2 2022 г. (издается с 2014 года), с. 239-245.
8 Ратникова Е.А., Щеулина Т.В. Влияние рисков цифровизации на конкурентоспособность высокотехнологичных предприятий авиастроительной отрасли // Всероссийский журнал «Вестник академии знаний» ISSN 2304-6139 (print), ISSN 2687-0983 (online), www.academiyadt.ru, № 48(1) 2022 г., с. 277-282.
9 Щеулина Т.В., Ковтун С.А., Олейникова М.В., Литвина Е.М., Кузовкин В.В., Круглова О.В. Стратегический подход к диверсификации производственного потенциала предприятий авиастроения // Научно-аналитический журнал «Инновации и инвестиции», Подписной индекс Роспечати: 65039 ISSN 2307180X, №5 2020 г. (издается с 2014 года), с. 301-305.
10 Щеулина Т.В., Щеулина Е.В., Химченко В.Н. Различные подходы к информатизации процесса управления затратами на высокотехнологичных предприятиях авиастроения при организации производства с использованием автоматизированных систем // Тезисы XVIII Международной научной конференции «Управление экономикой: методы, модели, технологии», Уфа - Крас-ноусольск, 2018 г.
11 Щеулина Е.В., Химченко В.Н., Бехтин В.А. Стратегическое планирование и развитие системы управления информационными ресурсами высокотехнологичных авиастроительных предприятий с целью повышения эффективности управления // Стратегическое планирование и развитие предприятий [электронный ресурс]: материалы XIX Всероссийского научного симпозиума, Москва, 2018 г. / под ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера. - М.: ЦЭМИ РАН, 2018.
12 Щеулина Т.В., Щеулина Е.В., Мирошникова Е.Н. Стратегическое планирование и развитие системы управления высокотехнологичными предприятиями за счет выбора оптимального использования его ресурсов // Стратегическое планирование и развитие предприятий [электронный ресурс]: материалы XIX Всероссийского научного симпозиума, Москва, 2018 г. / под ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера. - М.: ЦЭМИ РАН, 2018. References:
1. Information management at the enterprise: Textbook / Kalachanov V.D., Ryzhko A.L., Rybnikov A.I., Shilov A.K., Jamai E.V., Ruzakov M.A., Ryzhko N.A.; Edited by Dr. of Economies, Prof. V.D. Kalachanov. - M.: Publishing House MAI-PRINT, 2012.
2. Kalachanov V.D., Ryzhko A.L., Rybnikov A.I., Shilov A.K., Information management at the enterprise. The textbook of the GRYPH of the Ministry of Education and Science of Russia.- M.: publishing house "Good Word", 2006.
3. Kalachanov V.D., Kobko L.I. Economic efficiency of information technology implementation. Teaching aid. Vulture of the Ministry of Education and Science of Russia. - M.: Publishing House of MAI, 2006.
4. Organization of production of high-tech products in the aircraft industry. Kalachanov V.D., Sorokin A.E., Turishcheva M.A. Textbook.- Kaluga: ed. K.E. Tsiolkovsky KSU, 2011.
5. Ratnikova E.A., Novikov S.N., Kalachanov V.V. Financial and economic security of the organization of production in high-tech sectors of the economy. Uch. posob. - M.: FGBNU "Analytical Center", 2016.
6. Ratnikova E.A. Development of an organizational and methodological mechanism for automating risk management at aircraft manufacturing enterprises // Scientific journal "Management Accounting", No. 6, 2021, UDC 658.5.
7. Ratnikova E.A., Vysikantsev A.P., Kalachanov V.V., Lapushkina E.A. Development of an automated system with increasing complexity of economic security requirements in the aircraft industry // Scientific and analytical journal "Innovations and Investments", Subscription index of Rospechat: 65039 ISSN 2307180X, No. 2 2022 (published since 2014), p. 239-245.
8. Ratnikova E.A., Shcheulina T.V. The impact of digitalization risks on the competitiveness of hightech enterprises of the aircraft industry // All-Russian journal "Bulletin of the Academy of Knowledge" ISSN 2304-6139 (print), ISSN 2687-0983 (online), www.academiyadt.ru, No. 48(1) 2022, pp. 277-282.
9. Shcheulina T.V., Kovtun S.A., Oleinikova M.V., Litvina E.M., Kuzovkin V.V., Kruglova O.V. Strategic approach to diversification of the production potential of aircraft manufacturing enterprises // Scientific and Analytical journal "Innovations and Investments", Subscription index of Rospechat: 65039 ISSN 2307180X, No. 5 2020 (published since 2014), pp. 301-305.
10. Shcheulina T.V., Shcheulina E.V., Himchenko V.N. Various approaches to informatization of the cost management process at high-tech aircraft manufacturing enterprises when organizing production using automated systems // Abstracts of the XVIII International Scientific Conference "Economic Management: methods, models, technologies", Ufa - Krasnousolsk, 2018.
11. Shcheulina E.V., Himchenko V.N., Bekhtin V.A. Strategic planning and development of the information resource management system of high-tech aircraft manufacturing enterprises in order to improve management efficiency // Strategic planning and development of enterprises [electronic resource]: materials of the XIX All-Russian Scientific Symposium, Moscow, 2018 / ed. chl.-corr. RAS G.B. Kleiner. - M.: TSEMI RAS, 2018.
12. Shcheulina T.V., Shcheulina E.V., Miroshnikova E.N. Strategic planning and development of the management system of high-tech enterprises by choosing the optimal use of its resources // Strategic planning and development of enterprises [electronic resource]: materials of the XIX All-Russian Scientific Symposium, Moscow, 2018 / edited by chl.-corr. RAS G.B. Kleiner. - M.: TSEMI RAS, 2018.
EDN: GTCCHZ
Л.И. Рахматуллина - к.э.н., доцент кафедры экономической теории и управления, ФГБОУ ВО Оренбургский государственный аграрный университет, [email protected],
L.I. Rakhmatullin - associate professor of Department of Economic Theory and Management, PhD in Economics, Orenburg State Agrarian University.
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАСТЕНИЕВОДСТВА РЕГИОНА И ЕГО КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ STATISTICAL ANALYSIS OF THE STATE OF CROP PRODUCTION IN THE REGION AND ITS STAFFING
Аннотация. В современный период нестабильности экономики особого внимания требуют вопросы обеспечения продовольственной независимости страны. В этих обстоятельствах актуальным направлением является анализ растениеводства на региональном уровне, так как на его развитие оказывают влияние еще и происходящее изменение природно-климатических условий и миграционный отток населения сельских территорий. Цель статьи - исследование состояния растениеводства сельскохозяйственных организаций в регионе и влияния компонентов его персонала по видам професси-