Научная статья на тему 'АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ В ЭКОНОМИКЕ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ'

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ В ЭКОНОМИКЕ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / УЧЕТ ЗАТРАТ / МЕТОДЫ АВТОМАТИЗАЦИИ / АВИАСТРОЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калачанов В. Д., Ковтун С. А., Корчак В. Ю., Ефимова Н. С.

В настоящее время Российское авиастроение занимает достойное место на мировом рынке авиационной техники, обладает мощным потенциалом самодостаточного развития, способно выполнить полный комплекс работ жизненного цикла авиационной техники. Несмотря на ощутимые успехи в развитии, очевидна необходимость активизации роли российского авиастроения в инновационном преобразовании национальной экономики, достижении баланса между ее гражданскими и военными сегментами, устранении проблем на пути укрепления позиций России в глобальной экономической системе. Реализация новой стратегии развития авиастроительной отрасли требует внедрение новых методов автоматизированного управления ресурсами учитывающие современные экономические условия деятельности авиастроительных предприятий. Исходя из современных требований, предъявляемых к качеству работы финансового звена авиастроительного предприятия, следует отметить, что эффективная работа его всецело зависит от уровня оснащения авиастроительного предприятия информационными технологиями. В статье рассматриваются основные проблемы автоматизации управления ресурсами на предприятиях авиастроения. Предложены методы финансового управления на авиастроительном предприятии. Предложен комплексный методический подход управления финансовыми ресурсами на авиастроительных предприятиях в рамках внедрения информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калачанов В. Д., Ковтун С. А., Корчак В. Ю., Ефимова Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATED RESOURCE MANAGEMENT IN THE ECONOMY OF THE AIRCRAFT INDUSTRY

At present, the Russian aircraft industry occupies a worthy place in the world market of aviation technology, has a powerful potential for self-sufficient development, and is capable of performing a full range of work in the life cycle of aviation technology. Despite tangible progress in development, the need to enhance the role of the Russian aircraft industry in the innovative transformation of the national economy, achieving a balance between its civilian and military segments, and eliminating problems on the way to strengthening Russia's position in the global economic system is obvious. The implementation of a new strategy for the development of the aircraft building industry requires the introduction of new methods of automated resource management, taking into account the modern economic conditions of the activities of aircraft manufacturing enterprises. Based on the modern requirements for the quality of work of the financial link of an aircraft building enterprise, it should be noted that its effective work entirely depends on the level of equipment of the aircraft building enterprise with information technologies. The article discusses the main problems of automation of resource management at aircraft manufacturing enterprises. Methods of financial management at an aircraft building enterprise are proposed. A comprehensive methodological approach to the management of financial resources at aircraft manufacturing enterprises within the framework of the implementation of information technologies is proposed.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ В ЭКОНОМИКЕ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ»

Автоматизированное управление ресурсами в экономике авиастроительной отрасли

Калачанов Вячеслав Дмитриевич,

доктор экономических наук, заведующий кафедрой «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», [email protected]

Ковтун Сергей Александрович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», [email protected]

Корчак Владимир Юрьевич,

доктор экономических наук, профессор кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», [email protected]

Ефимова Наталья Сергеевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», [email protected]

В настоящее время Российское авиастроение занимает достойное место на мировом рынке авиационной техники, обладает мощным потенциалом самодостаточного развития, способно выполнить полный комплекс работ жизненного цикла авиационной техники. Несмотря на ощутимые успехи в развитии, очевидна необходимость активизации роли российского авиастроения в инновационном преобразовании национальной экономики, достижении баланса между ее гражданскими и военными сегментами, устранении проблем на пути укрепления позиций России в глобальной экономической системе. Реализация новой стратегии развития авиастроительной отрасли требует внедрение новых методов автоматизированного управления ресурсами учитывающие современные экономические условия деятельности авиастроительных предприятий. Исходя из современных требований, предъявляемых к качеству работы финансового звена авиастроительного предприятия, следует отметить, что эффективная работа его всецело зависит от уровня оснащения авиастроительного предприятия информационными технологиями.

В статье рассматриваются основные проблемы автоматизации управления ресурсами на предприятиях авиастроения. Предложены методы финансового управления на авиастроительном предприятии. Предложен комплексный методический подход управления финансовыми ресурсами на авиастроительных предприятиях в рамках внедрения информационных технологий.

Ключевые слова: управление ресурсами, бизнес-процессы, автоматизация, учет затрат, методы автоматизации, авиастроение.

В настоящее время Российское авиастроение занимает достойное место на мировом рынке авиационной техники, обладает мощным потенциалом самодостаточного развития, способно выполнить полный комплекс работ жизненного цикла авиационной техники. Несмотря на ощутимые успехи в развитии, очевидна необходимость активизации роли российского авиастроения в инновационном преобразовании национальной экономики, достижении баланса между ее гражданскими и военными сегментами, устранении проблем на пути укрепления позиций России в глобальной экономической системе. Реализация новой стратегии развития авиастроительной отрасли требует внедрение новых методов автоматизированного управления ресурсами учитывающие современные экономические условия деятельности авиастроительных предприятий.

Исходя из современных требований, предъявляемых к качеству работы финансового звена авиастроительного предприятия, следует отметить, что эффективная работа его всецело зависит от уровня оснащения авиастроительного предприятия информационными технологиями.

В настоящее время современная информационная система управления должна решать текущие задачи стратегического и тактического планирования, бухгалтерского учета и оперативного управления авиастроительным предприятием. Большинство учетных задач решаются путем вторичной обработки данных финансово-экономического управления, поэтому необходимо дополнительные средства контроля. При внедрении на предприятиях авиастроения современной автоматизированной информационной системы, можно спланировать и сбалансировать финансовые и экономические ресурсы, своевременно дать оценку управленческих решений, совершенствовать управление себестоимостью авиационной продукции и отслеживать выполнение производственного плана. Внедрение новых информационных систем финансового управления на авиастроительном предприятии позволят: повысить уровень обоснованности принимаемых экономических решений за счет своевременного сбора и обработки информации; обеспечить своевременность принятия управленческих решений управления в современных экономических условиях; повысить рост экономической эффективности управления авиастроительным предприятием в рамках внедрения единого информационного пространства.

Предлагаемый учет затрат на производство и реализацию авиационной продукции, включаемых в себестоимость продукции, также во многом зависит от знания их классификаций по различным признакам и для различных целей их учета см. табл.1.

Для решения проблемы учета затрат на авиастроительном предприятии существуют определенные приемы и способы отражения и контроля издержек производства и исчисления фактической себестоимости продукции. Выбор метода учета затрат продукции производит само авиастроительное предприятие в зависимости

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

сч

0 сч

01

О Ш Ш X

<

m о х

X

от специфики производственного процесса, его сложности, наличия незавершённого производства, длительности производственного цикла, номенклатуры вырабатываемой авиационной продукции. Чтобы понять какой метод наиболее рационален и прост в обращении, нужно проанализировать все существующие способы учёта затрат, выявить их сильные и слабые стороны, приспособленность к использованию в различных отраслях промышленности (Таблица 2).

Таблица 1

Классификация затрат авиастроительных предприятий

Таблица 2

Сравнительная характеристика методов учета затрат

Признак классификации затрат Наименование вида затрат

В зависимости от экономической роли в процессе производства Основные расходы

Накладные расходы

В зависимости от способа отнесения на себестоимость продукции Прямые затраты

Косвенные затраты

В зависимости от объема производства Условно-переменные расходы

Условно-постоянные расходы

В зависимости от времени возникновения Текушне расходы

Расходы будущих периодов

В зависимости от целесообразности расходования Производительные затраты

Н епр о из в одител ь ные з атраты

В зависимости от связи с производством Производственные расходы

Расходы на продажу

В зависимости от однородности состава Одноэлементные затраты

Комплексные затраты

Рассмотрев и сравнив методы учета затрат, можно сделать вывод, наиболее предпочтительно использование позаказного метода учета затрат, т.к. на предприятии изготовление изделий производится по производственным заказам, а в анализируемой таблице сказано, что позаказный метод применяется там, где каждая единица затрат отличается от любой другой единицы затрат и что объектом учета затрат и объектом калькулирования является отдельный производственный заказ, фактическая себестоимость которого определяется после его изготовления.

Также данные метод учета затрат обладает рядом немаловажных преимуществ необходимых при учете затрат:

- данный метод предоставляет возможность достаточно точно определить затраты на конкретный заказ и, соответственно, его цену;

- нет необходимости распределять затраты между законченной продукцией и незавершенным производством;

- есть возможность оценить эффективность отдельных заказов, выявить наиболее прибыльные заказы, как в целом, так и по отдельным операциям в аналогичных заказах;

- возможно сформировать базу для планирования производственных затрат и отпускных цен по будущим заказам;

- метод предоставляет данные для контроля затрат по заказам а также делает достаточно точное распределение накладных расходов между заказами.

Процесс учета затрат на авиастроительном предприятии (рис.1) реализует задачу обеспечения оперативной аналитической информацией и отчетностью о плановых и фактических доходах и расходах.

Попро-

цессный

метод

Попере-дельный метод

Метод учета затрат

1) Отсутствие полуфабрикатов завершенного производства.

2) Прямые и косвенные затраты учитываются по статьям калькуляции на весь выпуск продукции.

Позаказ-ный метод

Главный признак

Наличие норм расхода материальных, трудовых и финансовых ресурсов, нормативов использования средств производства, организации учета отклонений фактических расходов от этих норм и нормативов.

1) Обобщение затрат по переделам, безотносительно к отдельным заказам,что позволяет калькулировать себестоимость продукции каждого передела.

2) Списание затрат за календарный период, а не за время изготовления заказа.

3) Организация аналитического учета к синтетическому счету «Основное производство» для каждого передела.

4) Простота и дешевизна, отсутствует необходимость распределять косвенные затраты.

В промышленности попро-цессный учет затрат может быть организован одним из следующих способов:

1) бесполуфаб-рикатный способ;

2) полуфабри-катный способ учета затрат.

1) Используется при изготовлении уникального либо выполняемого по специальному заказу изделия.

2) Все прямые затраты учитывается в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой (ставкой) распределения.

Условия применения

1) Так как отпускаемые товары одинаковы,отпа-дает необходимость устанавливать себестоимость любой конкретной единицы продукции

2) Суммарные затраты производства, относящиеся ко всем производимым единицам затрат до момента учета их в качестве готовых изделий, можно определить в любое время

1) Применяется там, где каждая единица затрат отличается от любой другой единицы затрат.

2) Объектом учета затрат и объектом калькулирования является отдельный производственный заказ, фактическая себестоимость которого определяется после его изготовления.

Преимущества метода

Поскольку процесс производства непрерывный, то невозможно установить определенное количество материала или производственное время, отведенное на каждое отдельное изделие.

Бесполуфабри-катный метод:

1) проще и менее трудоемкий, чем полуфабрикат-ный;

2) отсутствие каких-либо условных расчетов, расшифровывающих затраты предыдущих цехов и переделов, что повышает точность калькулирования.

Полуфабрикат-ный метод:

1) наличие бухгалтерской информации о себестоимости полуфабрикатов на выходе из каждого передела;

2) возможность учета остатков незавершенного производства в местах его нахождения и контроле движения полуфабрикатов собственного производства^

Бесполуфабрикат-ный метод:

1) необходимость проведения инвентаризации во всех цехах;

2) невозможность определить себестоимость полуфабрика-тов при передаче их из одного передела в другой.

1) Метод делает возможным сопоставление затрат между заказами, показывает наиболее и наименее рентабельные заказы, а также какие операции в аналогичных заказах наиболее дорогостоящие, а какие наиболее эффективные.

2) Обеспечивает базу для планирования затрат и продажных цен по будущим заказам

3) Предоставляет данные для контроля затрат по заказам а также делает достаточно точное распределение накладных расходов между заказами.

Недостатки метода

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Требует достаточно большого уровня детализации и, следовательно, большей счетной работы.

Учет затрат на авиастроительнол] предприятии

У

\

Рис. 1 Принцип учета затрат на авиастроительном предприятии

На рис. 2 представлен укрупненный бизнес-процесс «Планирование затрат» по местам их возникновения (МВЗ) и внутренним заказам до внедрения информационной подсистемы.

Бизнес-процесс начинается с введения в отчет о затратах основных данных (данные вводятся сотрудниками отдела производственной себестоимости (ОПС)). Затем собираются отчеты за предыдущие периоды и анализируется их необходимость при учете затрат.

На рис.3 представлен бизнес-процесс «Контроль бюджета затрат» по МВЗ и внутренним заказам до внедрения информационной подсистемы. Если данные введены верно, то происходит утверждение плана затрат в бюджет мероприятий и сбор дополнительных сведений о затратах от других подразделений завода, для более детального и всестороннего анализа. Анализ и учет всех затрат бухгалтерия проводит, только при условии наличия всех необходимых данных.

Для контроля бюджета затрат также необходимо проконтролировать лимит, заложенный первоначально, если он превышен, то бухгалтерия направляет уведомление владельцу лимита о его превышении и рассматривает ответные предложения. Если же лимит не превышен, то сотрудники бухгалтерии еще раз проверяют все данные, утверждают бюджет мероприятий и передают его в Управление экономики для его дальнейшего использования при процедуре сбора фактических затрат.

Внедрение автоматизированной информационной системы, позволит обеспечивать информационную поддержку по учету затрат на авиастроительном предприятии, а также сократить затраты за счет автоматизации

ручного труда и формирования отчетности при обработке информации. Кроме того, автоматизированный учет затрат позволит вести учет сразу по нескольким направлениям: учет по местам возникновения затрат (МВЗ) и внутренним заказам, учет по проекту, учет по продукту, а также автоматизированный расчет фактической калькуляции. На рис. 4 показан укрупненный бизнес-процесс «Планирование затрат» после внедрения автоматизированной информационной подсистемы.

Автоматизированная подсистема учета затрат является наиважнейшим компонентом в эффективном управлении себестоимостью продукции. Она предназначена для оптимизации работы руководства и сотрудников всех служб авиастроительных предприятий. При внедрения информационной подсистемы учета затрат на авиастроительных предприятия предполагается достичь следующих результатов: уменьшение трудоемкости процесса учета затрат; оперативное извлечение показателей себестоимости по статьям затрат; возможность извлечения структуры затрат по экономическим элементам; отслеживание мест возникновения затрат; проведение обзора запасов на складе; возможность извлечение данных о калькуляциях на продукцию; уменьшение объема бумажного документооборота; сокращение затрат на расходные материалы. Посредством внедрения такой подсистемы обеспечится более эффективный, точный ввод-вывод оперативной информации, ее учет, своевременная корректировка, быстрый поиск и хранение данных, а также повысится скорость обработки информации в целом.

X X

о

го А

с.

X

го т

о

ю

2 О

м

Введение в отчет о затратах I_основный данных_

Отдел производственной себестоимости I ' СОПС) ]

Сбор отчетов по предыдущим _периодам

опс

Анализ

предыду|Ц11м _периодам

данные

предыдуиднх периодов

Ж

Ввод данным из предыдущих _периодов

ОПС

( Проверка '|

введенных данных

Гопс У

Корректировка

данные предыдущих периодов

Планирование работ и мощностей _по МВЗ_

ОПС

Ооращение в цеха

производства с запросом

об усредненных данных по работам

и мощностям_

ОПС

Анали > полученных _данных

первичных затрат

Планирование

Согласование

объема работ

планирования

Проверка на достаточность мощностей

ош,ностях

сч

0 сч

СП

01

о ш ш

X

<

m о х

X

I Передача данных I _отдел цен

^ОПС

Планирование

Отдел иэн (ОЦ}

Ошибок при расчете не найдено

Анализ планирования

ЦП

С татистические

Расчет г _тарифов

их

|План затрат

^ Подготовка отчета '| и его утверждение

ОЦ ^ )

( Дальнейшая ^ | работа с планом I

^ Бухгалтерия J

Рис. 2 Укрупненный бизнес-процесс «Планирование затрат» до внедрения информационной подсистемы

X X

о

го А

с.

X

го т

о

Рис. 3 Бизнес-процесс «Контроль бюджета затрат» до внедрения автоматизированной информационной системы

ю 2

о ю

2

о

2

О!

О Ш

т х

А

т о х

X

Рис.4 Укрупненный бизнес-процесс «Планирование затрат» после внедрения автоматизированной информационной подсистемы

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Мантуров Д.В., Ефимова Н.С. Внедрение систем информационной поддержки наукоемкой продукции при организации производства в авиастроении // Вооружение и экономика, 46 ЦНИИ Минобороны РФ , №3(19), 2012. - М.

2. Калачанов В.Д., Ефимова Н.С., Калачанов В.В., Новиков С.Н. Экономическая безопасность деятельности организации. -М: ФГБНУ «Аналитический центр», 2015. -257с.

3. Ефимова Н.С. Формирование методов информационной поддержки процессов разработки наукоемкой продукции в условиях информационной безопасности предприятия // Всероссийский научный журнал «Вестник московского авиационного института», 2015,т.22, №2, -М.: Изд-во «МАИ», 2015, с.214-220

4. Калачанов В.Д., Ефимова Н.С., Сорокин А.Е. Обоснование направлений информационной поддержки производства наукоемкой продукции (на примере авиационной промышленности) // Организатор производства, 2014, №1(60),- М.: Изд-во «Экономика и финансы», 2014, с.23-29

5. Калачанов В.Д., Мантуров Д.В. Экономическое обоснование основных направлений организации производства наукоемкой продукции в промышленности России (на примере авиационной промышленности) // Организатор производства, 2012, № 4(55),- М.: Изд-во «Экономика и финансы», 2012 , с .62-67

References

1. Manturov D.V., Yefimova N.S. Introduction of systems of information sup-

port of the knowledge-intensive production for the organization of production in aircraft industry//Arms and economy, 46 Central Research Institute Russian Defense Ministry, No. 3(19), 2012. - M.

2. Kalachanov V. D., Yefimova N.S., Kalachanov V.V., Novikov S.N. Eco-

nomic security of activity of the organization. - M: FGBNU "Analytical center", 2015. - 257 pages.

3. Yefimova N.S. Formation of methods of information support of processes

of development of the knowledge-intensive production in the conditions of information security of the enterprise//the All-Russian scientific magazine "Vestnik Moskovskogo Aviatsionnogo Instituta", 2015, t.22, No. 2, -M.: MAI publishing house, 2015, pp. 214-220.

4. Kalachanov V. D., Yefimova N.S., Sorokin A.E. Justification of the direc-

tions of information support of production of the knowledge-intensive production (on the example of the aviation industry)//the Organizer of production, 2014, No. 1(60), - M.: Economy and Finance publishing house, 2014, pp. 23-29.

5. Kalachanov V. D., Manturov D.V. Economic justification of the main direc-

tions of the organization of production of the knowledge-intensive production in the industry of Russia (on the example of the aviation indus-try)//the Organizer of production, 2012, No. 4(55), - M.: Economy and Finance publishing house, 2012, pp. 62-67.

Automated resource management in the economy of the aircraft industry

Kalachanov V.D., Kovtun S.A., Korchak V.Y., Efimova N.S.

Moscow Aviation Institute (National Research University)

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10,

Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32

At present, the Russian aircraft industry occupies a worthy place in the world market of aviation technology, has a powerful potential for self-sufficient development, and is capable of performing a full range of work in the life cycle of aviation technology. Despite tangible progress in development, the need to enhance the role of the Russian aircraft industry in the innovative transformation of the national economy, achieving a balance between its civilian and military segments, and eliminating problems on the way to strengthening Russia's position in the global economic system is obvious. The implementation of a new strategy for the development of the aircraft building industry requires the introduction of new methods of automated resource management, taking into account the modern economic conditions of the activities of aircraft manufacturing enterprises.

Based on the modern requirements for the quality of work of the financial link of an aircraft building enterprise, it should be noted that its effective work entirely depends on the level of equipment of the aircraft building enterprise with information technologies.

The article discusses the main problems of automation of resource management at aircraft manufacturing enterprises. Methods of financial management at an aircraft building enterprise are proposed. A comprehensive methodological approach to the management of financial resources at aircraft manufacturing enterprises within the framework of the implementation of information technologies is proposed.

Keywords: resource management, business processes, automation, cost accounting, automation methods, aircraft construction.

X X О го А С.

X

го m

о

ю

2 О M

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.