Научная статья на тему 'Экономическое обоснование направлений автоматизации процессов планово-производственного планирования на высокотехнологичных предприятиях (на примере авиастроения)'

Экономическое обоснование направлений автоматизации процессов планово-производственного планирования на высокотехнологичных предприятиях (на примере авиастроения) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗАМИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯХ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимова Н. С., Ермаков А. А.

Разработка методических предложений по определению экономической целесообразности внедрения информационных систем функционирующих в планово-производственной сфере на высокотехнологичных предприятиях, позволит своевременно снизить производственную себестоимость продукции в основном производстве этих предприятий, а также оценить основные затраты на внедрение новых технологий в основном и вспомогательном производстве. Сформированы и предложены показатели, которые позволят оценивать совокупные издержки на информационные технологии и информационные системы в планово-производственной сфере на высокотехнологичных предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ефимова Н. С., Ермаков А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическое обоснование направлений автоматизации процессов планово-производственного планирования на высокотехнологичных предприятиях (на примере авиастроения)»

Экономическое обоснование направлений автоматизации процессов планово-производственного планирования на высокотехнологичных предприятиях (на примере авиастроения)

Ефимова Наталья Сергеевна,

к.э.н., доцент, доцент ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» (МАИ), [email protected]

Ермаков Александр Александрович,

старший преподаватель ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» (МАИ),[email protected]

Разработка методических предложений по определению экономической целесообразности внедрения информационных систем функционирующих в планово-производственной сфере на высокотехнологичных предприятиях, позволит своевременно снизить производственную себестоимость продукции в основном производстве этих предприятий, а также оценить основные затраты на внедрение новых технологий в основном и вспомогательном производстве.

Сформированы и предложены показатели, которые позволят оценивать совокупные издержки на информационные технологии и информационные системы в планово-производственной сфере на высокотехнологичных предприятиях. Ключевые слова: управление заказами, бизнес-процессы, информационные технологии, высокотехнологичные предприятиях, экономическая эффективность, показатели оценки.

Основными проблемами в авиационной промышленности России являются: убыточность организаций авиационной промышленности, отсутствие рыночных преимуществ в отдельных сегментах, низкая производительность труда, высокая степень зависимости от импортных комплектующих в гражданском сегменте.

Убыточность целого ряда предприятий отечественной авиационной промышленности вызвана следующими факторами: острый дефицит финансирования критически важных направлений развития отрасли в течение длительного времени, ограниченный объем собственного инвестиционного ресурса, низкая инвестиционная привлекательность авиастроительных проектов в связи с недостатком собственных инвестиционных ресурсов, зависимостью от государственной поддержки организаций авиационной промышленности.

Отсутствие рыночных преимуществ российских авиастроителей вызвано следующими причинами: несоответствие мировым стандартам в сфере послепродажного обслуживания, отсутствие положительной репутации брендов на рынке, отсутствие до последнего времени практики привлечения иностранных производителей комплектующих и участия российских компаний в международной кооперации, зачастую отсутствует планов и «дорожных карт» долгосрочного развития многих предприятий отрасли, отсутствие диверсификации поставщиков комплектующих во всех сегментах отрасли на смежные рынки.

Дополнительными проблемными вопросами в области производства авиационной техники, ее составных частей, агрегатов, авионики, систем и компонентов являются: несоответствие требованиям иностранных интеграторов, отсутствие эффекта масштаба производства и слабая диверсификация, отсутствие сбалансированного продуктового портфеля.

Основной и единственной планово-учетной единицей, обеспечивающей эффективное планирование, учет затрат и регулирование производственной деятельности высокотехнологичных предприятия является производственный заказ. Использование производственных мощностей, а также материально-технических и других ресурсов высокотехнологичного предприятия возможно только на основании него, но производственные заказы могут быть открыты только на основании плана продаж. План продаж, непосредственного должен быть сформирован службами по разделам на скользящий планируемый год поквартально и на I квартал скользящего планируемого года помесячно начальниками управлений соответствующих служб с заполнением форм. Каждая планируемая для продажи позиция продукции, работ и услуг целесообразно представлять двумя строками: по ранее заключенным контрактам, договорам и с указанием их номера и, если заказ уже открыт, номера заказа, по обоснованным прогнозам.

Под обоснованным прогнозом понимается вероятное заключение в обозначенном периоде контракта, договора, о продаже продукции, работ и услуг, если переговорный процесс вступил в стадию контактов непосредственно с заказчиком.

Укрупненный бизнес-процесс движения производственного заказа до автоматизации показан на рисунке 2.

Производственные заказы по целям, как правило, делятся на внутрипроизводственные и внутрихозяйственные.

Внутрипроизводственный заказ - это заказ, при выполнении которого используются производственные мощности, ресурсы на производство продукции, услуг и работ, реализуемых на сторону.

Внутрихозяйственный заказ - это заказ, при выполнении которого используются производственные мощности и затрачиваются ресурсы на обеспечение жизнедеятельности инфраструктуры высокотехнологичного предприятия.

© £

Я

3

9

2 а

8

00

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

Внутрипроизводственные заказы могут быть открыты на производство следующих основных видов продукции, работ и услуг:

- авиационная продукция (работы и услуги) гражданского назначения;

- авиационная продукция (работы и услуги) военного назначения;

- авиационная продукция (работы и услуги) специального назначения;

- промышленная продукция (работы и услуги) общего назначения, в том числе для топливно-энергетического комплекса и других определяющих сегментов экономики страны;

- товары народного потребления и диверсифицированная продукция.

Внутрихозяйственные заказы могут быть открыты по всем основным направлениям жизнедеятельности высокотехнологичного предприятия.

В качестве оснований для открытия заказа или изменения его могут быть использованы только следующие документы: приказ по предприятию, заявка на открытие заказа, заявка на изменение заказа, ввод новых цехов - участников, исправление ошибки, изменение статуса, график изготовления оснастки, листок изменения графика. Никакие другие документы не могут являться основанием для открытия или изменения заказа.

На высокотехнологичном предприятии целесообразно использовать единую для всех подразделений систему шифровки заказов (рис. 2).

Главным требованием в системе ведения базы данных «Заказы» является правильное определение вида заказа, в зависимости от которого формирование номенклатуры заказа происходит совершенно по разным принципам.

Автоматизированное формирование номенклатуры заказов, планирование и их учет предлагается производить по 6 видам заказов, а именно:

0 - заказы без номенклатуры (Заказы открываются в случае, когда необходимо собрать затраты по проведению каких-либо мероприятий, например: маркетинг; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; учебно-тренировочные и регламентные полеты; выполнение работ по обеспечению жизнедеятельности инфраструктуры предприятия; лицензионно-таможенное оформление ;

1 - серийные заказы (Серийные заказы открываются в случае, когда необходимо изготовление целого изделия, имеющего определенный шифр изделия в автоматической обработке кон-структорско-технологической специ-

Комплексное развитие авиастроительной отрасли направлена на поддержку экспорта и техническое перевооружение высокотехнологичных предприятий

2,8

2,8 2,9

12 1.2

5,3 5,4

2017 2010 201Э

7,7 7,8 7,6 7,7

1,5 !1,5 1.5 1.5

6,0 6,1 6.8 5,9

2022 2023 2024 2025

■ Между на род н ая кооперациям экспорт - 60%- гарантия остаточной стоимости ВС? ■ Склады запасных частей, - 20%- авиационные сервисные центры | гарантия остаточной - 20%- склад ыэаласных частей \ стоимости, авиационные I сервисные центры

ЯШ Государствен ная поддержка • Компенсация части процентов лизинговых платежей наехническое перевооружение

Ш Обеспечение реализации ГП • Обеспечение стратеп*ческогтпанирования<1 научнотехнического прогнозированируправление научнымрезультатамиГослрограммы, мониторингреализации Госпрограммы рвэработкакорректирующих действий

Рис. 1 Предполагаемое долгосрочное комплексное развитие авиастроительной отрасли России до 2025 года

Рис. 2. Укрупненный бизнес-процесс «Открытие производственного заказа», имеющий место до автоматизации производственных процессов в авиастроении

X. XX. XX. XXX

г

■ индивидуальный номер (3 знака) - вид работы (2 знака)

вид продукции (номер объекта) (2 знака) _ класс (группа) продукции (1 знак)

Рис. 2 Таблица 1

Состав задач предлагаемой подсистемы управления производственными заказами в основном производстве в авиастроении

Наименование задачи | Назначение задачи

Задачи планирования

Расчет развернутого плана потребности деталей, сборочных единиц на товарный выпуск продукции (по предприятию/цеху на год, квартал, месяц) Определение^ развернутой потребности деталей, сборочных единиц по всем изделиям плана на товарный выпуск продукции. Для предприятий с непрерывной системой планирования определяется также среднесуточный выпуск продукции

Расчет плана сдачи и получения деталей, сборочных единиц в натуральном выражении (по цехам на год, квартал, месяц) Определение планов получения и сдачи деталей, сборочных единиц, включающих потребность на товарный выпуск и на изменение заделов с учетом состояния незавершенного производства

Расчет корректированного плана потребности деталей, сборочных единиц на измененный план по изделиям на товарный выпуск продукции (по предприятию, цеху на месяц) Определение потребности детален, сборочных единиц по измененным позициям плана по изделиям на товарный выпуск продукции

Расчет оперативного календарного плана сборки изделий (по цеху на ме сяц) Определение очередности запуска изделий по модификациям на сборочном конвейере и составление оптимального календарного графика сборки

Расчет оперативно-календарного плана производства (по участкам заготовительных цехов на месяц, сутки) Определение планового задания на месяц и расчет календарного графика запус ка плановой номенклатуры по ведущим участкам по рабочим дням планируемого периода

Расчет оперативного плана сдачи деталей, сборочных единиц (по участку цеха на месяц) Определение плана сдачи по участку, корректировка его по результатам работы за прошедший период и с учетом оперативных гаме -нений плана цеху

Задачи учета и анализа

Оперативный учет выполнения плана межцеховых поставок в натура л ьном/объемном выражении (по предприятию за сутки, с начала месяца) Учет выполнения плана межцеховых передач в ] laiypaji ьном'обьемпом выражении

Оперативный учет обеспеченности деталями, сборочными единицами по межцеховым передачам (по предприятию, с начала месяца) На основе данных первичного учета наличия суммарных заделов деталей, сборочных единиц входной номенклатуры (уровня незавершенного производства), информации и норм суммарного цехового (складского) за дела, а также сведении о межцеховых передачах определяется величина суммарных заделов и величина отклонения фактических заделов по цехам от нормативных

Задач и контроля (днеиетчершаиин)

Оперативный межцеховой контроль и регулирование выполнения заказов (по предприятию) Определение фактического состояния производственного процесса. Обеспечение его непрерывности на любой момент времени с учетом планового потребления по избранной номенклатуре внутрисменно

Оперативный учет выполнения производственного плана по номенклатуре и объему (в сборочном цехе с конвейерной сборкой конечной продук ции за сутки, с начала месяца) Контроль за выполнением плановых заданий мастерами и участками цеха и ликвидация отклонений

фикации (КТС), в определенном интервале серийных номеров или комплектов, имеющих разное состояние номенклатуры.);

2 - разовые заказы ( разовые заказа открываются в случае, когда необходимо изготовление или поставка определенного списка (в виде сборок, деталей, нор-

малей, покупные изделия, материалов, инструмента и т.д.) из состава одного или разных изделий.

При наличии в списке сборочных позиций, описанных в КТС, происходит автоматизированное разузлование сборок до элементарных позиций при правильном указании технического лица);

3 - заказы по извещениям (заказы по извещениям открываются в случае, когда необходимо изготовление всех позиций, связанных по КТС указанными извещениями.);

4 - заказы на работы без КТС (такие заказы открываются в случае, когда необходимо выполнить определенные виды работ при отсутствии кТс, но описанных в документах типа: технологическое указание; извещение (без внесения в КТС); работа может быть выбрана только из «Перечня выполняемых работ»;

5 - заказы на модернизацию (такие заказы открываются для формирования номенклатуры серийных заказов, модернизируемых по требованию заказчика по сводному извещению. При этом: формируется номенклатура серийного изделия по правилам серийного заказа; изымаемая с серийного изделия номенклатура формируется по правилам набора номенклатуры разового заказа путем разузлования сборочных узлов; добавляемая номенклатура сборочных узлов, переходящих с других изделий, формируется по правилам набора номенклатуры разового заказа).

В системе предусмотрена возможность устанавливать вид заказа не только на уровне всего заказа, но и по конкретной сдаточной позиции (кроме заказа «5»; вид заказа «5» может быть указан только на уровне всего заказа). В таких случаях приоритетным считается вид заказа, указанный по конкретной сдаточной позиции.

Закрытие всех заказов проводится строго по плановой дате закрытия заказа. Производственный заказ считается выполненным при условии сдачи всех позиций номенклатурного плана, завершения всех производственных работ и отгрузки продукции заказчику.

На основании компьютерной базы КТС и информации о заказах формируются номенклатуры заказов. Под формированием номенклатуры заказа понимается формирование полной номенклатуры без учета уже произведенных сдач цехами-изготовителями. По разным видам заказов формирование номенклатуры производится по разным принципам.

В серийных заказах устанавливается однозначное соответствие между шифром заказа и шифром изделия по КТС . По таким заказам производится набор позиций, входящих как в изделие, так и в одиночный комплект изделия, указанного в заказе с учетом всех состояний выбираемых позиций по заданному интервалу.

© À

В

S

2 е

8

00

сэ

см

£

Б

а

2 ©

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Номенклатура разовых заказов представляет собой перечень сдаточных позиций - сборочных узлов, деталей, нормалей, материалов, подлежащих отгрузке заказчику в оговоренных в заказе сроках и количествах. Каждая сдаточная позиция заказа имеет в базе данных график сдачи, цех-изготовитель (цех окончательной сдачи) и цех-получатель (цех-экспедитор).

В заказах по извещениям в качестве сдаточных позиций заказа указаны шифры извещений, по которым необходимо набрать номенклатуру из КТС. Номенклатура для заказов по извещениям формируется по КТС в целом, листам КТС и отдельным деталям на листе КТС, введенным, распространенным, перевыпущенным данным извещением, а также по всей номенклатуре КТС, затронутой извещением в явном виде.

При наборе номенклатуры заказов на работы без КТС обращения в базу КТС не происходит. В номенклатуру должны включаются только те позиции (в виде шифров извещений, ТУ, работ и т.д.), которые указаны в виде сдаточных позиций.

Основные цели подсистемы управления производственными заказами:

- обеспечение своевременного, равномерного выполнения производственного плана в заданном ассортименте.

- обеспечение определения минимально-необходимых ресурсов, средств производства, рабочей силы и денежных средств.

- обеспечение постоянного совершенствования технологии, организации и управления производством.

Для выполнения этих целей управление производственными заказами обеспечивает выполнение следующих основных задач:

- ввод в систему и своевременное доведение до цехов, участков и рабочих мест конкретных заказов.

- оперативное регулирование деятельности цехов, участков, рабочих мест по результатам анализа полученной информации.

- повседневный контроль выполнения работ.

Состав задач предлагаемой подсистемы управления производственными заказами в основном производстве в авиастроении в таблице 1.

Главная цель информатизации -обеспечение надежности, быстродействия и функциональности выполнения задач планово-производственного планирования. После внедрения системы

Рис. 3 Укрупненный бизнес-процесс «Открытие производственного заказа», имеющий место после автоматизации производственных процессов в авиастроении

бизнес-процесс управления производственными заказами на высокотехнологичном предприятии существенно не изменится. Различие только в том, что многие операции по контролю за ходом выполнения заказа, формированию отчетности и высылке оповещений будет осуществлять информационная система, а не работник. Кроме того, все данные будут храниться в единой базе данных и, благодаря системе, смогут передаваться между функциональными отделениями и отделами авиастроительного предприятия.

После внедрения программы, инфор-матизирующей процесс управления производственными заказами, происходят

следующие изменения.

На первом этапе бизнес-процесса «Управление производственными заказами» происходит формирование плана продаж службой маркетинга, продаж и после продажного обслуживания, затем план функциональным подразделениям, а данные из него заносятся в соответствующие справочники подсистемы. На основании план продаж функциональное подразделение составляет заявку на открытие заказа и передает в планово-экономический отдел соответствующего основного подразделения высокотехнологичного предприятия. После рассмотрения заявки и устранения замечаний (при

Таблица 2

Оценка информационной подсистемы управление производственными заказами по техническим критериям

№ п'п Технические критерии

] Масштабируемость

2 Возможность экспорта-импорта данных

3 Эргономичное!ь и ясность интерфейса

3.1 «Дружественный» интерфейс

3.2 Ясная и недвусмысленная информация о назначении отчета или форм ы

3.3 Ясные, краткие и понятные инструкции

3.4 11ростой и удобный внешний вид окон и форм

3.5 Сообщение об ошибке при недопустимом заполнении форм или документов

3.6 Невозможность изменения пользователем формул и алгоритмов, 110 которым происходят вычисления □ программном пакете

4 Настройка пользовательского интерфейса на задачи пользователей

5 Работа на платформе Windows

6 Обмен данными между подразделениями

7 Возможность самостоятельной доработки системы

8 Поддержка национальных и международных стандартов финансовой отчетности

Таблица 3

Оценка по номинальной шкале информационной подсистемы управление производственными заказами по техническим критериям

№ п п Показатель качества Критерий качества Оценка

1. Целостность Контроль доступа высокая

Регистрация доступа высокая

2. Применимость Управляемость высокая

Объем ввода-вывода хорошая

Изучаемостъ хорошая

Интенсивность ввода-Вы вода хорошая

Коммуни кати в нос ть хорошая

3. Удобство ООП роножде н ия Согласованность высокая

! 1ростога самая высокая

Компактность хорошая

Способность к самоописанию хорошая

Модульность хорошая

4. Гибкость Модульность хорошая

Общность высокая

Расширяемость высокая

Способность к самоописанию высокая

5. Ада] ттируе мостъ Общность самая высокая

Модульность Высокая

Машинонезависимость самая высокая

Независимость от системного ПО высокая

необходимости) заявка отправляется на утверждение заместителю Генерального директора - Главного конструктора, в соответствии с направлением деятельности, по которому открывается заказ. Затем заявка предоставляется в Планово-экономические подразделения предприятий, где заказ заносится в базу данных (с одновременной регистрацией в ведомости). После открытия заказа система автоматически отправляет уведомление об этом всем ответственным подразде-

лениям. Рассылка уведомлений происходит также при изменении и закрытии заказа.

Кроме того ежеквартально (а также по необходимости) происходит вывод ведомости действующих заказов.

Укрупненный бизнес-процесс «Открытие производственного заказа», имеющий место после автоматизации производственных процессов в авиастроении представлен на Рис. 3.

Для высокотехнологичных предпри-

ятий, функционирующих в условиях рыночных отношений на основе самофинансирования и самоокупаемости и осуществляющих инвестирование, т.е. вложение собственных или заемных средств в развитие производства, и создание тем самым долгосрочной материальной основы своего развития, очень важным является вопрос о перспективной выгодности - конечной экономической эффективности внедрения подсистемы управлении заказами в основном производстве высокотехнологичных предприятий.

В связи с этим, авиационное предприятие должно, учитывая ту или иную степень неопределенности, прогнозировать, какую выгоду принесет вложение средств при внедрении информационных технологий планирования заказов на высокотехнологичном предприятии.

Под экономическими показателями будем понимать срок окупаемости внедрении подсистемы управления производственными заказами на высокотехнологичном предприятии, величину капитальных затрат и другие показатели экономической эффективности. Экономическая эффективность внедрения информационной подсистемы управление производственными заказами на высокотехнологичном предприятии целесообразно определять методом оценки совокупной стоимости владения (ТСО) (см.табл.4).

Технические показатели - минимальные требования к аппаратному и программному обеспечению, покрытие фун-кциональностей подсистемы, уровень опыта разработчиков и прочее.

При оценке информационной подсистемы управление производственными заказами наиболее важных при внедрении на высокотехнологичном предприятии необходимо учитывать ряд технических критерий, наиболее важных для высокотехнологичных предприятий (таблица 2).

Рассмотрев перечисленное, можно сделать вывод о том, что подсистема управление производственными заказами позволит пользователю достаточно свободно работать с этой подсистемой, а также взаимодействовать с другими системами, без технической поддержки фирмы-изготовителя этого программного продукта.

При внедрении информационной подсистемы управление производственными заказами целесообразно провести ее оценку по номинальной шкале в соответствии со следующей градацией: «самая низкая», «низкая», «неудовлетворительная», «удовлетворительная», «хоро-

© 3

В

S

9

2 е

8

00

сэ

сч

£

Б

ей

2 ©

шая», «высокая», «самая высокая» (табл. 3).

Выводы: 1. В настоящее время технико-экономические и эксплуатационные показатели высокотехнологичной продукции определяются уровнем технологического развития производственного потенциала и масштабом эффективной автоматизации планово-производственных процессов в наукоемких секторах промышленности. В этой связи в статье сделан вывод о необходимости расширения сферы автоматизации и информатизации производственных процессов в основном и вспомогательном производстве предприятий высокотехнологичной промыш-ленностей.

2. Развитие направлений автоматизации в промышленности происходит на основе разработке, внедрения (адаптации) существующих и новых информационных систем в планово-производственной деятельности промышленных предприятий. В этой связи в статье рассмотрен укрупненный бизнес-процесс управление заказами в основном на машиностроительном предприятии применительно к авиастроению.

3. Экономическая целесообразность применение только тех информационных технологий и систем, которые имеют положительный эффект при расчете такого эффекта методом совокупной стоимости. В этой связи в статье предложен методический подход к экономическому обоснованию направлений автоматизации процессов планово-производственного планирования на высокотехнологичных предприятиях (на примере авиастроения).

Литература

1. Мантуров Д. В., Клочков В. В. Система прогнозирования и обеспечения реализуемости производственных программ авиационной промышленности // Всероссийский научный журнал «Вестник московского авиационного института», 2012,т.19, №1, - М.: Изд-во «МАИ», 2012, с.214-220.

2. Лавринов Г.А., Козин М.Н. Управление рисками в системе государственного оборонного заказа: Монография. -Саратов: Наука, 2010.

3. Ефимова Н.С., Калачанов В.Д., Рычагов М.С., Добров В.П. Организация производства авиационной техники на основе внедрения корпоративных информационных систем // Всероссийский научный журнал «Организатор производства», 2015, №2(65),- М.: Изд-во «Экономика и финансы», 2015, с.47-58

Таблица 4

Метод оценки совокупной стоимости информационной подсистемы управления производственными заказами

Показатель Обозначение и метод расчета

1 Условно-прнмые расходы но н идеи сгс м с (задаче), руб. р - р + р + Р + Р + Р Пр 1 Об т 1 ПО т 1 Т т 1 PCP т 1 Кош

1.1 Расходы на оборудование, руб. i=6 1>05 = ^ l'oôi Ï=1

1.2 Расходы на программное обеспечение (ПО), руб. i=4 р —У р 1 ПО " nOi i=l

1.3 Расходы на персонал, консультации и аутсорсинг, руб. 1=4 i=i

1.4 Расходы на разработку, сопровождение и развитие системы, руб. 1=4 ррср ~ ^ i'pcp i ¿«1

1 5 Расходы на связь и коммуникации, руб. i=4 р —s р Ком ■■ Ком i i=l

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Условно -косвенные расходы но подсистеме (задаче), руб. р = р + р + р + р + р 1 кос ' кое 1 кпо 1 кг 1 крср ' ккеш

2.1 Косвенные расходы на общесистемное оборудование, руб. i=6 роб = ку06 x рю6 i i=l

2.2 Косвенные расходы на общесистемное программной обеспечение (ПО), руб. i=4 i'kTÎO ~ к У ПО " у КПО i 1=1

2.3 Косвенные расходы на персонал, консультации и аутсорсинг, руб. i=4 р = u У р t XY x^yj^-i j KFi i-1

2.4 Косвенные расходы на разработку, сопровождение и развитие подсистем ¡л (задачи), руб. i=4 Р КРСР ~ КуРСР ^ Р КРСР i 1=1

2.5 Косвенные расходы на связь и коммуникации для рассматриваемой подсистемы (задачи), руб. j=4 Р = А' "У р 1 ККои У Ком 1 ККЪм i 1-1

3 Непредвиденные расходы, руб. р - р„ + р Hen Пшьз Прос

3.1 Затраты пользователя на ИТ р Лр Польз Польз J! i—1

3.2 Простои, вызванные средствами ИТ 1=2 р — Л р Прост Прост i 1=1

ИТОГО, руб. '/:со -р + р + р ' у 1 Пр 1 Кос 1 Непр

Расходы на одно рабочее место подсистемы (задачи) ТСО (СО — , )де m - количество рабочих мест m подсистемы

4. Калачанов В.Д., Ефимова Н.С., Рычагов М.С. Финансово-экономическая безопасность производства в высокотехнологичных отраслях промышленности (на примере авиастроения) // Вестник университета (ГУУ) , 2015, № 9, -М: Изд-во ГУУ, 2015, с.324-330

5. Клочков В.В., Чернышова Н.Н. Эффективное управление использованием и развитием производственного потенциала авиастроительных предприятий в нестабильных условиях // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 45 (135).

6. Клочков В.В., Чернышова Н.Н. Анализ влияния валютных рисков на процессы модернизации российских авиастроительных предприятий // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 5 (143). С. 2-9.

7. Калачанов В.Д., Сорокин А.Е., Турищева М.А. Организация производства наукоемкой продукции в авиастроении / Калуга: КГУ им.К.Э.Циолковского,2011.-470 с.

8. Качалов Р.М. Управление экономическим риском: теоретические основы и приложения. - СПб: Нестор-История, 2012. - 288 с.

9. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность / М., Экономика, 1997. -288с.

10. Hong, X., Zhao, D., Wang, Z. (2016). Managing technology licensing for stochastic R&D: from the perspective of an enterprise information system. Enterprise Information Systems Vol. 10(8), pp. 845862. http://dx.doi.org/10.1080/ 17517575.2015.1021855

11. Huys, R., Ramioul, M., Van Hootegem, G. (2013). High performance workplaces: Background paper for the Third European Company Survey. European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions, Dublin.

12. Ingvaldsen, J.A. (2015). Organizational Learning: Bringing the Forces of Production Back in. Organization Studies forthcoming. Vol. 36, Issue: 4, pp. 423-444 DOI: https://doi.org/10.1177/ 0170840614561567

Economic justification of the directions of process automation of planned and production planning at the hi-tech enterprises (on the example of aircraft industry) Yefimova N.S., Ermakov A.A. Moscow aviation institute (national research

university)» (MAI) Development of methodical offers on determination of economic feasibility of introduction of the information systems functioning in the planned and production sphere at the hi-tech enterprises will allow to reduce in due time production product cost in the main production of these enterprises and also to estimate the main costs of implementation of new technologies generally and auxiliary production.

Indicators which will allow to estimate cumulative costs for information technologies and information systems in the planned and production sphere at the hi-tech enterprises are created and offered. Keywords: management of orders, business processes, information technologies, hi-tech enterprises, cost efficiency, assessment indicators.

References

1. Manturov D. V., V.V. Sistem's Scraps of

forecasting and ensuring feasibility of production programs of the aviation industry/ /the All-Russian scientific magazine «Vestnik Moskovskogo Aviatsionnogo Instituta», 2012, t.19, No. 1, - M.: MAI publishing house, 2012, page 214-220.

2. Lavrinov G.A., Kozin M.N. Risk management in

the system of the state defense order:

Monograph. - Saratov: Science, 2010.

3. Yefimova N.S., Kalachanov V. D., Levers M. C.,

Dobrov of V.P. Organization of production of the aircraft equipment on the basis of introduction of corporate information systems/ /the All-Russian scientific magazine «Organizator Proizvodstva», 2015, No. 2(65), - M.: Economy and Finance publishing house, 2015, page 47-58

4. Kalachanov V. D., Yefimova N.S., M.S. Levers.

Financial and economic safety of production in high-tech industries of the industry (on the example of aircraft industry)//the Bulletin of the university (GUU), 2015, No. 9, - M: GUU publishing house, 2015, page 324-330

5. Klochkov V.V., Chernyshova N.N. Effective

management of use and development of production capacity of the aircraft manufacturing enterprises in unstable conditions//Financial analytics: problems and decisions. 2012. No. 45 (135).

6. Klochkov V.V., Chernyshova N.N. Analysis of

influence of currency risks on processes of modernization of the Russian aircraft manufacturing enterprises//Financial analytics: problems and decisions. 2013. No. 5 (143). Page 2-9.

7. Kalachanov V. D., Sorokin A.E., Turishcheva M.A.

Organization of production of the knowledgeintensive products in aircraft industry / Kaluga: KGU of K.E. Tsiolkovsky, 2011. - 470 pages.

8. Kachalov R.M. Management of economic risk:

theoretical bases and applications. - SPb: Nestor History, 2012. - 288 pages.

9. Kleyner G.B., Residents of Tambov V.L., Kachalov

R.M. Predpriyatiye in the unstable economic environment: risks, strategy, safety / M., Economy, 1997. - 288 pages.

10. Hong, X., Zhao, D., Wang, Z. (2016). Managing technology licensing for stochastic R&D: from the perspective of an enterprise information system. Enterprise Information Systems Vol. 10(8), pp. 845-862. http://dx.doi.org/ 10.1080/17517575.2015.1021855

11. Huys, R., Ramioul, M., Van Hootegem, G. (2013). High performance workplaces: Background paper for the Third European Company Survey. European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions, Dublin.

12. Ingvaldsen, J.A. (2015). Organizational Learning: Bringing the Forces of Production Back in. Organization Studies forthcoming. Vol. 36, Issue: 4, pp. 423-444 DOI: https://doi.org/ 10.1177/0170840614561567

О À

R

S

2 e

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.