Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ В АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ'

РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ В АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
285
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС / МЕТОДЫ АВТОМАТИЗАЦИИ / АВИАСТРОЕНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Калачанов В. Д., Корчак В. Ю., Ковтун С. А., Ефимова Н. С.

В настоящее время системы производственного управления на авиастроительных предприятиях, должны охватывают все функции планирования и управления, имеющие отношения к процессу производства, включая управления материалами. Основные области управления, должны включать: планирование потребностей предприятия в ресурсах и оценку возможностей удовлетворения потребностей мирового рынка; планирование своевременных поставок материалов в количествах, реально необходимых, для удовлетворения спроса; обеспечение оптимального использование оборудования; поддержку необходимых запасов материалов, незавершенного производства и готовой продукции - в нужных количествах и в нужных местах; составление производственных заданий и графиков с учетом технологических требований и наличия производственных ресурсов; быстрое реагирование на возникающие производственные проблемы. В статье рассматриваются основные проблемы автоматизации управления производственными процессами на предприятиях авиастроения. Предложены методы интеграции бизнес-процессов при организации производства в авиастроительной отрасли. Предложен комплексный методический подход управления основным производства на авиастроительных предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Калачанов В. Д., Корчак В. Ю., Ковтун С. А., Ефимова Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF METHODS OF PRODUCTION MANAGEMENT AUTOMATION IN AIRCRAFT INDUSTRY

Currently, production management systems in aircraft manufacturers should cover all planning and management functions related to the production process, including materials management. The main areas of management should include: planning the enterprise's resource needs and assessing the possibilities of meeting the needs of the world market; planning the timely delivery of materials in quantities actually needed to meet demand; ensuring optimal use of equipment; maintaining the necessary stocks of materials, work in progress and finished goods - in the right quantities and in the right places; drawing up production assignments and schedules, taking into account technological requirements and the availability of production resources; quick response to emerging production problems. The article deals with the major problems of automation of manufacturing process management in aircraft manufacturing companies. The methods for integrating business processes in the organization of production in the aircraft industry are offered. The complex methodical approach to the main production management at the aircraft industry enterprises is offered.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ В АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ»

Разработка методов автоматизации управления производством в авиастроительной отрасли

см о см

<0 О!

о ш т

X

<

т о х

X

Калачанов Вячеслав Дмитриевич,

доктор экономических наук, заведующий кафедрой «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», [email protected]

Корчак Владимир Юрьевич,

доктор экономических наук, профессор кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями» ФГбОу ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», [email protected]

Ковтун Сергей Александрович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», [email protected]

Ефимова Наталья Сергеевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», [email protected]

В настоящее время системы производственного управления на авиастроительных предприятиях, должны охватывают все функции планирования и управления, имеющие отношения к процессу производства, включая управления материалами. Основные области управления, должны включать: планирование потребностей предприятия в ресурсах и оценку возможностей удовлетворения потребностей мирового рынка; планирование своевременных поставок материалов в количествах, реально необходимых, для удовлетворения спроса; обеспечение оптимального использование оборудования; поддержку необходимых запасов материалов, незавершенного производства и готовой продукции - в нужных количествах и в нужных местах; составление производственных заданий и графиков с учетом технологических требований и наличия производственных ресурсов; быстрое реагирование на возникающие производственные проблемы.

В статье рассматриваются основные проблемы автоматизации управления производственными процессами на предприятиях авиастроения. Предложены методы интеграции бизнес-процессов при организации производства в авиастроительной отрасли. Предложен комплексный методический подход управления основным производства на авиастроительных предприятиях.

Ключевые слова: управление производством, бизнес-процессы, автоматизация, производственный процесс, методы автоматизации, авиастроение.

В настоящее время системы производственного управления на авиастроительных предприятиях, должны охватывают все функции планирования и управления, имеющие отношения к процессу производства, включая управления материалами. Основные области управления, должны включать: планирование потребностей предприятия в ресурсах и оценку возможностей удовлетворения потребностей мирового рынка; планирование своевременных поставок материалов в количествах, реально необходимых, для удовлетворения спроса; обеспечение оптимального использование оборудования; поддержку необходимых запасов материалов, незавершенного производства и готовой продукции - в нужных количествах и в нужных местах; составление производственных заданий и графиков с учетом технологических требований и наличия производственных ресурсов; быстрое реагирование на возникающие производственные проблемы.

В современных экономических условиях на предприятиях авиастроения становится невозможным быстро составлять оптимальные производственные программы. Это приводит к невозможности быстрого и оптимального перепланирования производства.

Для решения задачи информатизации управления производством необходимо: разработать методы и процедуры управления предприятием, отвечающие внутренним и внешним условиям; обеспечить необходимую поддержку этих методов посредством внедрения интегрированной информационной системы; выбрать соответствующую интегрированную информационную систему и внедрить эти методы управления.

На рисунке 1 схематично представлена предлагаемая укрупненная классификация систем производственного управления на предприятиях авиастроения.

Рисунок 1. Классификация систем производственного управления

При выборе системы управления производством при создании авиационной техники, необходимо обратить внимание на представленные ниже требования. Всю совокупность требований, предъявляемых к вводимой информационной системе можно разделить на два класса: функциональные и нефункциональные.

На рисунке 2 представлен основной бизнес-процесс управления производством при создании авиационных изделий.

[ Поступление 1

| распоряжения о I

| 5 а пуске I одели н в I

| производство I

^ Начальник ПЭО I

Служебная записка о запуске продукции в производство

Служебная записка о запуске продукции в производство

Проверка наличия комплектующих на

складе_

Н ачальник отдела комплектации

Проверка наличия материалов на _складе_

Начальник ОМТС

Комплектующих У недостаточно для \ изготовления /

заказа /

Комплектующим ' хватает для изготовления

заказа I

Материалов хватает для изготовления

заказа

Накладная на отпуск комплектующих в производство

Договр на поставку _комплектующих

Заказ комплектующих у Поставщиков

Сотрудник отдела комплектации

Договор на поставку комплектующих

Оприходование комплектующих н

передача на комплектовочный

_склад_

Сотрудник отдела комплектации АШ Сотрудники комплектовочного склада

Служебная записка о запуске продукции в производство

деталей

Сотрудники механического цеха

Паспорта на продукцию

Передача деталей в сборочный цех

Сотрудники механического цеха

Паспорта на продукцию

Товарная накладная

Сборка и комплектация изделий

Сотрудники сборочного цеха

Материалов недостаточно для\ изготовления /

заказа /

Договр на поставку материалов

Заказ материалов у Поставщиков

Сотрудник отдела материально-технического снабжения

Договор на поставку Материалов

Оприходование материалов и передача на склад

Сотрудник ОМТС и Сотрудники склада

Товарная накладная

Отпуск материалов в производство

, Начальник склада у

Накладная на оптпуск ^ материалов_

Паспорта на продукцию

Проверка качества продукции

Сотрудники и начальнил ОТ К

Акт проверки качества и паспорта на

I I О го А П.

Передача продукции на склад ГП

Сотрудники ОТ К и склада ГП

Паспорта на _продукцию

' Уведомление ' начальника ПЭО о готовности ¡лкааа

Начальник склада ГП

X ГО

т

о

Рисунок 2. Бизнес-процесс производство авиационных изделий в укрупненном виде до внедрения интегрированной информационной системы

ю

2 О

м

Г Получение ¡аявш 1 | и.« изготовление I | продукции от I |_клиента_I

Заказчик

[ Составление | _договора_

^Сотрудник ПЭО ')

Существуют разногласия по договору

Разногласии по договору нет

Невозможно урегулировать

Письмо отказа

Отказ от клиента

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зам. ген директора по экономике

Протокол разногласий

Полписанпе договора с заказачикон

Зам.ген директора по экономике £N0 Заказчик

Подписанный договор

|' Выставление счета | на предоплату

^Сотрудник ПЭО J

Счет на предоплату

\ Поступление

| предоплатам на

| расчетный счет

| предприятия

Платежное поручение

Выдача распоряжения о запуске изделий в производство

Начальник ПЭО

Служебная записка о запуске продукции в производство

Производство продукции

Сотрудники механического AMD сборочного цехов yiWD Сотрудники OTKW1D ОМТС AND отдела комплектации

Паспорта на ^рродуки^ю

Передача продукции на

_склад_

Сотрудники сборочного цеха Сотрудники склада ГП

Паспорта на .¿родуки^ю

|3аписка о готовности

CS

0

CS

CJD

01

Уведомление Заказчика о готовности и выставление счета

Начальник и Сотрудник ПЭО

Письмо о готовности продукции к отгрузке и Ьчет

f Поступление

| окончательного

| расчета на счет

| предприятия

Продукция выпущена с нарушением

сроков

Продукция выпущена в срок.

Платежное поручение

О ш m х

<

m о х

X

е поручение^" Платежное поручение"^]

! Получение счета от ^ I заказчика на I выплату пени I

Заказчик I

С чет на оплату пени

Вьщача распоряжения об отгрузке продукции

Начальник ПЭО

Служебная записка об ^тгрузке

Выплата пенп за нарушение сроков _поставки_

Сотрудник бухгалтерии

Оттгрузка продукциим _склада

Рисунок 3. Бизнес-процесс запуск и контроль выпуска продукции в укрупненном виде до внедрения интегрированной информационной системы

Рисунок 4. Бизнес-процесс проверка качества продукции авиационных изделий в укрупненном виде до внедрения интегрированной информационной системы

Далее рассмотрим другой бизнес-процесс, который охватывает бизнес-процесс «Производство продукции», а именно процесс запуска и контроля выпуска продукции. Данный бизнес-процесс представлен на рисунке 3.

Бизнес-процесс «Проверка качества продукции» начинается с передачи изделий со сборочного цеха в отдел технического контроля. Бизнес-процесс «Проверка качества продукции» представлен на рисунке 4.

Бизнес-процесс «Ремонт изделий» должен начинаться с поступления заявки на ремонт изделий на предприятие. Бизнес-процесс «Ремонт изделий» представлен на рисунке 5.

Информатизация процесса управления производством позволяет автоматизировать процессы планирования производства продукции, контроля выполнения плана, учета отклонений от плана и вырабатывать регулирующие воздействия с учетом имеющихся ресурсов. После внедрения подсистемы управления производством появится очень важный и принципиально новый

бизнес-процесс «Планирование производства», который представлен на рисунке 6. Данный бизнес-процесс является предшествующим для основного бизнес-процесса «Производство продукции».

На рисунке 7 изображен измененный бизнес-процесс «Производство продукции» после внедрения интегрированной информационной системы. Главной особенностью изменённого бизнес-процесса является то, что производство начинается не после того, как поступит заказ на изготовление, а заранее согласно сформированному плану производства. Тем самым происходит экономия времени на проверку наличия материалов и ожидания их поступления, а значит выдерживаются сроки поставок продукции заказчикам и происходит экономия на выплате штрафов и неустоек за просрочку выпуска продукции. Материалы и комплектующие заказываются заранее на этапе проверки выполнимости плана производства, и только в исключительном случае нехватка материалов или комплектующих устраняется на этапе производства продукции. Это не означает, что теперь невозможно отставание от графика,

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

однако такая вероятность гораздо меньше и при возникновении сбоев происходит их анализ и в режиме реального времени корректируется нагрузка, программа выпуска и маршрут движения предметов труда. Существенным преимуществом также является то, что большинство данных заносится в систему, тем самым упрощая работу сотрудников в дальнейшем при передаче данных от одного со-

трудника к другому, анализе показателей, составлении отчетов. Кроме того, параллельно с производством продукции в базу данных учета выполнения MPS и производственной программы еженедельно заносятся данные о количестве произведенных деталей и готовых изделий.

Предприятие не может произвести ремонт

|Письмо

Отказ клиенту в оказании услуг по ремонту изделий Сотрудник планово-экономического ^отдела_^

Деффект подтвердился и может быть устранен

Проведение ремонтных работ

Сотрудники сборочного цеха

И зделие не на гарантии

II зделие на гарантии

акт выполненных работ

CS

0

CS CD

01

Предоставление трудозатрат по ремонту в ПЭО

Г

сборочного цеха

Расш ифрофга трудозатрат

ч;

Уведомление заказчика о завершении ремонтных работ

Начальник планово-

экономического

отдела

f Поступление ^ I заявки от клиента I I на ремонт изделия I

^ Заказчик )

---л----■

Предприятие

может произвести ремонт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

JnnCbMO

Уведомление клиента о принятии заявки на ремонт

Сотрудник планово-

экономического

отдела

|П исьмо-у ведом ление

Поступление ремонтного изделия на склад предприятия

Сотрудники и Начальник склада

технические паспорта Ддгде.пин

Передача ремонтных и зделий в сборочный цех

Сотрудник склада и сборочного цеха

технические паспорта Лузделий

Проведение проверки заявленного дефекта

Начальник и Сотрудники сборочного цеха

деффект не подтверждается /

Передача изделия на склад_

Сотрудники сборочного цеха и склада

Технический отчет и паспорта на изделия

деффект подтвердился но не может быть устранен

результатах _проверки

Начальник планово-

экономического

отдела

акт выполненных работ

уведомление

Начальник планово-экономического ^отдела

И зделня не на гарантии

Платежное поручение

1 исьмо-уведомление и акт проверки

Платежное поручение

О ш m х

<

m о х

X

Уведомление заказчика о завершении ремонта и выставление счета

Начальник планово-

отдела

Отгрузка отремонтированным изделий обратно

_заказчику_

Сотрудник склада и Заказчик

И зделие на гарантии

Акь проверки и уведомление

нового изделия

Сотрудники сборочного цехов

Отгрузка изделий обратно Заказчику

Сотрудник склада и

Паспорта н изделия

Отгрузка Заказчику новых изделий

П исьмо-уведомление технический отчет и счет на оплату ремонта

[ Поступление ' | средств на ' | расчетный счет за I |_ремонт_I

{ Заказчик I ----1-----

Рисунок 5. Бизнес-процесс «Ремонт изделий» в укрупненном виде до внедрения интегрированной информационной системы

Рисунок 6.- Бизнес-процесс «Планирование производства» после внедрения подсистемы управления производством на предприятии после внедрения интегрированной информационной системы управления производством

На рисунке 8 представлен бизнес-процесс «Контроль выполнения плана производства» после внедрения подсистемы управления производством на авиастроительном предприятии. Как и бизнес-процесс «Планирование производства», он не учувство-вал в процессе управления производством до внедрения описываемой подсистемы. Данный бизнес-процесс начинается с сопоставления учетных и плановых показателей производства, при этом происходит чтение и запись в базу данных учета и контроля выполнения MPS и производственной программы. В случае обнаружения отклонений учетных данных от главного календарного плана или производственной программы заместитель генерального директора по производству выясняет причины и производит поиск виновных лиц в произошедших отклонениях. При возможности устранить отклонения он, совместно с заместителем генерального директора по экономике и финансам, разрабатывает план мероприятий для устра-

нений выявленных отклонений. В случае, если отклонения устранить не возможно, начальник планово-экономического отдела вводит новые ограничения в интегрированной информационную систему и заново пересчитывается главный календарный план и производственная программа по цехам.

При выборе системы управления производством на авиастроительных предприятиях особое внимание следует уделить представленным ниже критериям, которые позволят определить эффективность и рациональность созданной системы.

Все множество критериев можно разделить на несколько групп:

1. Технические критерии.

2. Критерии оценки защищенности информационных ресурсов.

3. Критерии качества.

4. Экономические критерии.

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

см

0 см

<0

01

о ш т

X

<

т О X X

Рисунок 7 . Бизнес-процесс «Производство продукции» после внедрения подсистемы управления производством на авиастроительном предприятии после внедрения интегрированной информационной системы управления производством

БД MRS и

п | toi i з вод ст в ен н oi программы

Рисунок 8. Бизнес-процесс «Контроль выполнения плана производства» после внедрения подсистемы управления производством на предприятии авиастроении после внедрения интегрированной информационной системы управления производством

Одним из наиболее результативных способов снижения издержек в производстве является построение и оптимизация подсистемы управления основным производством. Таким образом, применение подсистемы «Управление производством» позволило бы существенно повысить эффективность работы предприятия по следующим направлениям:

1. Достижение более управляемого процесса производства;

2. Сокращение сроков выполнения заказов;

3. Снижение уровня простоя оборудования и специалистов;

4. Избежание срывов плана продаж по причине перегрузки производственных ресурсов;

5. Оптимизация движения материалов и складских остатков.

При выборе системы управления производством особое внимание следует уделить представленным ниже критериям, которые позволят определить эффективность и рациональность созданной системы.

Литература

1. Мантуров Д.В., Ефимова Н.С. Внедрение систем информационной поддержки наукоемкой продукции при организации производства в авиастроении // Вооружение и экономика, 46 ЦНИИ Минобороны РФ , №3(19), 2012. - М.

2. Калачанов В.Д., Ефимова Н.С., Калачанов В.В., Новиков С.Н. Экономическая безопасность деятельности организации. -М: ФГБНУ «Аналитический центр», 2015. -257с.

3. Ефимова Н.С. Формирование методов информационной поддержки процессов разработки наукоемкой продукции в условиях информационной безопасности предприятия // Всероссийский научный журнал «Вестник московского авиационного института», 2015,т.22, №2, -М.: Изд-во «МАИ», 2015, с.214-220

4. Калачанов В.Д., Ефимова Н.С., Сорокин А.Е. Обоснование направлений информационной поддержки производства наукоемкой продукции (на примере авиационной промышленности) // Организатор производства, 2014, №1(60),- М.: Изд-во «Экономика и финансы», 2014, с.23-29

5. Калачанов В.Д., Мантуров Д.В. Экономическое обоснование основных направлений организации производства наукоемкой продукции в промышленности России (на примере авиационной промышленности) // Организатор производства, 2012, № 4(55),- М.: Изд-во «Экономика и финансы», 2012 , с .62-67

Development of methods of production management automation in

aircraft industry Kalachanov V.D., Korchak V.Y., Kovtun S.A., Efimova N.S.

Moscow Aviation Institute (National Research University)

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10,

Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О M

Currently, production management systems in aircraft manufacturers should cover all planning and management functions related to the production process, including materials management. The main areas of management should include: planning the enterprise's resource needs and assessing the possibilities of meeting the needs of the world market; planning the timely delivery of materials in quantities actually needed to meet demand; ensuring optimal use of equipment; maintaining the necessary stocks of materials, work in progress and finished goods - in the right quantities and in the right places; drawing up production assignments and schedules, taking into account technological requirements and the availability of production resources; quick response to emerging production problems.

The article deals with the major problems of automation of manufacturing process management in aircraft manufacturing companies. The methods for integrating business processes in the organization of production in the aircraft industry are offered. The complex methodical approach to the main production management at the aircraft industry enterprises is offered.

Keywords: production management, business processes, automation, production process, automation methods, aircraft industry.

References

1. Manturov D.V., Yefimova N.S. Introduction of systems of information

support of the knowledge-intensive production for the organization of production in aircraft industry//Arms and economy, 46 Central Research Institute Russian Defense Ministry, No. 3(19), 2012. - M.

2. Kalachanov V. D., Yefimova N.S., Kalachanov V.V., Novikov S.N.

Economic security of activity of the organization. - M: FGBNU "Analytical center", 2015. - 257 pages.

3. Yefimova N.S. Formation of methods of information support of processes

of development of the knowledge-intensive production in the conditions of information security of the enterprise//the All-Russian scientific magazine "Vestnik Moskovskogo Aviatsionnogo Instituta", 2015, t.22, No. 2, - M.: MAI publishing house, 2015, pp. 214-220.

4. Kalachanov V. D., Yefimova N.S., Sorokin A.E. Justification of the

directions of information support of production of the knowledgeintensive production (on the example of the aviation industry)//the Organizer of production, 2014, No. 1(60), - M.: Economy and Finance publishing house, 2014, pp. 23-29.

5. Kalachanov V. D., Manturov D.V. Economic justification of the main

directions of the organization of production of the knowledge-intensive production in the industry of Russia (on the example of the aviation industry)//the Organizer of production, 2012, No. 4(55), - M.: Economy and Finance publishing house, 2012, pp. 62-67.

CN

0

es <¿

01

O m m x

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.