Автоматизация процессов кадрового обеспечения производства в авиастроительной отрасли
CS
0
CS
со
01
о ш m
X
3
<
m О X X
Калачанов Вячеслав Дмитриевич
доктор экономических наук, заведующий кафедрой «Управление высокотехнологичными предприятиями» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»
Ефимова Наталья Сергеевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»
Новиков Александр Николаевич
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»
Максимов Владислав Сергеевич
заместитель Генерального директора ФГУП «ЦАГИ»
Кадровое обеспечение производственного процесса при создании высокотехнологичной продукции, такой как авиационная техника, является одним из важнейших направлений в деятельности организации и её структурных подразделений. От грамотного планирования и удовлетворения потребности во всех категориях работников, необходимых для обеспечения производства, зависит бесперебойность производственного процесса и выполнение планов. Поэтому важно правильно организовать процесс управления и учета персонала. Для этого требуется применять современные информационные системы управления персоналом. В статье рассмотрены технологические и экономические аспекты автоматизации процессов управления персоналом на предприятиях-разработчиках и производителях авиационной техники. Учтена специфика предприятий авиастроительной отрасли как объектов автоматизации. Проведен анализ данных по решению задачи управления персоналом, на основе которых строится модель информационной подсистемы (внешнее и внутреннее информационное обеспечение), представлены основные концептуальные решения по данной задаче.
Ключевые слова: управление персоналом, информационная система, автоматизация бизнес-процесса, снижение затрат, внедрение информационных систем.
Кадровое обеспечение производственного процесса при создании высокотехнологичной продукции, такой как авиационная техника, является одним из важнейших направлений в деятельности организации и её структурных подразделений. От грамотного планирования и удовлетворения потребности во всех категориях работников, необходимых для обеспечения производства, зависит бесперебойность производственного процесса и выполнение планов. Поэтому важно правильно организовать процесс управления и учета персонала. Для этого требуется применять современные информационные системы управления персоналом.
При работе с кадрами на предприятии авиационно-промышленного комплекса необходимо, используя адекватные методы анализа профессионально-квалификационной структуры кадров, автоматизировать порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением; порядок формирования и ведения банка данных о персонале предприятия; организацию табельного учета; методы учета движения кадров, порядок составления установленной отчетности.
B обеспечении эффективности производства важное значение имеет структура имеющихся кадров. Структурная характеристика персонала предприятия определяется составом и процентным соотношением отдельных категорий и групп работающих в общей численности предприятия.
Кадры предприятия-разработчика авиационной техники делятся на две основные группы:
1. Промышленно-производственный персонал, занятый непосредственно в процессе производства, управления и его обслуживания - ППП;
2. Непромышленный персонал - это работники, обслуживающие объекты, состоящие на балансе предприятия (детский сад - ясли, базы отдыха, гостиницы, детские лагеря, столовые и другие объекты) - НПП.
Работники предприятия в зависимости от выполняемых функций разделяются на несколько категорий и групп.
Рабочие:
Категория I - производственные рабочие, осуществляющие деятельность в подразделениях (участках), относящихся к основной стадии производственного процесса, при котором исходные материалы перерабатываются в продукцию предприятия.
Категория II - вспомогательные рабочие, осуществляющие деятельность в подразделениях (участках), относящихся к обслуживающему и вспомогательному производственному процессу, обеспечивающему основную деятельность.
Специалисты и служащие:
Категория III - производственные инженерно-технические работники (летчики-испытатели, инженеры-конструкторы, инженеры-технологи, программисты, инженеры по эксплуатации, техники и т.д. всех категорий, работающие как основные исполнители).
Категория IV - административно-управленческие инженерно-технические работники и служащие (референты, экономисты, секретари, кассиры, бухгалтеры, контрольные мастера, специалисты, врачи, медицинские сестры, заведующие архивом, механики и т.п.)
Руководители:
Категория V-1 - административно-управленческие руководители среднего и низового звена (начальники отделов ОП, не участвующих в изготовлении продукции и выполнении работ, но обеспечивающие выполнение вспомогательных и административно-управленческих функций; начальники общезаводских подразделений, руководители полетов, начальники бюро, производственные мастера, начальники цехов, главные специалисты и т.п.)
Категория VI-1 — административно-управленческие руководители высшего звена управления.
Категория V-2 — производственные руководители среднего и низового звена (начальники отделов КБ; начальники бригад КБ; зам. начальники отделов КБ; начальники отделов, бригад ОП, участвующих в изготовлении продукции и выполняющих работы, обусловленные технологической трудоемкостью)
Категория VI-2—производственные руководители высшего звена управления.
Управление сложной структурой кадрового состава авиастроительного предприятия требует специального инструментария, в том числе программного в виде информационной системы управления трудовыми ресурсами.
Для оценки результатов проектирования ИС управления персоналом необходимо использовать следующие технические критерии, критерии качества и экономические критерии.
Технические критерии:
1. лёгкость в обучении, наличие дружественного и интуитивно понятного интерфейса;
2. минимизация времени обучения сотрудников работе с системой;
3. наличие возможности менять без помощи программистов существующие отчетные формы и создавать новые;
4. наличие методов контроля, которые сводят к нулю ошибки;
5. наличие надёжной программы защиты данных;
6. наличие возможности развиваться в соответствии с развитием информатизированных ею бизнес-процессов, с изменением законодательства;
7. наличие ясной, краткой инструкции, имеющую понятную для пользователя терминологию;
8. обеспечение оперативного доступа ко всей фактической информации за текущий и прошлые периоды и возможность построения на её основе отчётности, необходимой для эффективной работы отдела;
9. исключение аварийного прекращения работы системы и потери данных в условиях выхода из строя или отключения отдельных элементов.
Критерии качества:
1. наличие уровня доступа к данным;
2. контроль доступа к системе;
3. регистрация доступа к системе;
4. машинонезависимость;
5. независимость от системного ПО;
6. коммуникативность;
7. простота;
8. масштабируемость;
9. изучаемость;
10. условия ввода-вывода данных;
11. компактность;
12. согласованность.
Экономические критерии. Необходимо оценить затраты, которые возможны при реализацииданного проекта, сравнить их с возможностями компании. Не нужно исключать и дорогостоящие проекты, так как в дальнейшем высокие затраты на внедрение приведут к снижению издержек на управленческую деятельность.
1. совокупная стоимость внедрения;
2. годовой экономический эффект от внедрения;
3. годовая экономия;
4. расчётный коэффициент эффективность капитальных вложений;
5. срок окупаемости капитальных вложений;
6. чистый дисконтированный доход (NPV);
7. внутренняя норма доходности (IRR);
8. индекс доходности (PI).
На рисунке 1 представлен стандартный бизнес-процесс «Расчет мощности предприятия на основе кадровой обеспеченности»на авиастроительном предприятии. Данный процесс начинается с того, что специалисты подразделений-исполнителей в конце рабочего месяца рассчитывают списочную и среднесписочную численность. После получения данных о численности специалист подразделения-исполнителя должен согласовать полученные результаты с руководителем данного подразделения. Если у руководителя возникли замечания, специалист подразделения-исполнителя должен исправить все замечания и опять отнести отчет на согласование руководителю. Если у руководителя не возникло замечаний, специалист подразделения-исполнителя должен согласовать отчет о численности с экономистом отдела организации труда и заработной платы (ООТиЗ). Если у экономиста возникли замечания, экономист должен их исправить, после чего сперва согласовать данный отчет с руководителем своего подразделения, после чего опять согласовать с экономистом ООТиЗ. Если у экономиста не возникло замечаний, отчет о численности передается в отдел организации труда и заработной платы, где после получения отчетов от всех подразделений формируется единый отчет о численности всего предприятия. После формирования единого отчета экономист ООТиЗ на основе полученных данных рассчитывает плановые показатели потерь рабочего времени, с учетом всех сотрудников, работающих на предприятии на данный момент и входящих в его среднесписочной состав. После получения плановых показателей потерь рабочего времени экономист исходя из списочной и среднесписочной численности и плановых показателей потерь рабочего времени рассчитывает мощность предприятия. После чего данные о мощности заносятся в план по труду и передаются в отдел управления координации программ.
X X
о го А с.
X
го m
о
ю
2 О
м
см
0 см
со
01
о ш т
X
<
т О X X
Рисунок 1 - Бизнес-процесс «Расчет мощности предприятияна основе кадровой обеспеченности» до внедрения информационной системы управления персоналом
В целях повышения оперативности и качества управленческих решений предлагается внедрить информаци-
онной систему, автоматизирующую ряд задач рассмотренного бизнес-процесса. Задачи, подлежащие автоматизации, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Задачи управления трудовыми ресурсами, подлежащие автоматизации._
№ Наименование задачи Суть задачи
1 Задача планирования Разработка годовых и квартальных планов по труду и заработной плате. Проверка отчетности по планам.
2 Задача учёта Определение численности работников в соответствии с выполняемыми функциями и установленными нормативами численности. Разработка предложений по корректировке численности.
3 Задача контроля Контроль выполнения запланированных трудовых показателей. Контроль за использованием работниками рабочего времени, учет рабочего времени, правильности предоставления отпусков.
4 Задача регулирования Обеспечение соблюдения штатной дисциплины в части: наименований профессий и должностей; тарифных ставок и расценок; окладов, доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате; тарификации работ, разрядов по профессиям рабочих и категорий по должностям специалистов; схем окладов.
5 Задача анализа Анализ использования рабочего времени всеми категориями работников (методом наблюдений, фотографий рабочего дня и т.п.). Выявление причин потерь рабочего времени.
Информационная модель системы управления трудовыми ресурсами представлена на рисунке 2.
X X
о
го А с.
X
го т
о
Рисунок 2 - Информационная модель системы управления трудовыми ресурсами
ю
2 О
м
CN
0
сч
РО
01
О Ш
m
X
<
m о х
X
В информационном поле системы взаимодействуют между собой специалисты подразделений-исполнителей, экономист отдела организации труда и заработной платы, руководитель отдела организации труда и заработной платы, а так же специалист управления координации программ.
Входной информацией для системы являются следующие данные:
- табели рабочего времени, составляемые подразделениями-исполнителями;
- отчет о списочной численности сотрудников подразделения-исполнителя;
- отчет о среднесписочной численности сотрудников подразделения-исполнителя.
Внутри подсистемы экономист ООТиЗ проверяет табели рабочего времени подразделений-исполнителей, согласовываются все детали, в случае некорректного ведения табеля подразделением-исполнителем. Далее экономист отдела организации труда и заработной платы получает от подразделений-исполнителей отчеты о списочной и среднесписочной численности сотрудников данного подразделения, которые он так же сначала проверяет, и в случае правильного заполнения отчет передается в ООТиЗ. В итоге, собрав отчеты о численности сотрудников со всех отделов/подразделений ОКБ, экономистООТиЗ формирует единый отчет о списочной и среднесписочной численности сотрудников по всему ОКБ. После чего заносит данные о численности в форму для расчета фонда заработной платы, рассчитывает плановые показатели потерь рабочего времени (болезни, отпуска), рассчитывает мощность предприятия, данные о которой передает в управление координации программ.
Выходной информацией для системы являются следующие документы:
- отчет о списочной и среднесписочной численности сотрудников;
- фонд заработной платы;
- плановые показатели потерь рабочего времени;
- данные о мощности предприятия.
Пользователями выходной информации являются
отдел организации труда и заработной платы, начальник ООТиЗ и управление координации программ.
На рисунке 3 представлен бизнес-процесс «Расчет мощности предприятия на основе кадровой обеспеченности» после внедрения системы. Как видно на рисунке данный бизнес-процесс существенно сократился по сравнению с тем, чтобы было до внедрения системы. Теперь экономисту ООТиЗ не нужно ждать пока подразделения сперва согласуют, а потом сдадут отчеты о численности подразделений. Теперь экономист входит в автоматизированную систему, самостоятельно формирует отчет о численности сразу по всему предприятию, после чего сначала рассчитывает полный фонд рабочего времени, после чего рассчитывает плановые показатели потерь рабочего времени, а затем мощность предприятия.
Экономический эффект от внедрения данной системы определяется следующими факторами экономической эффективности:
• Ввод данных однократно и в дальнейшем использовать в разных видах операций учёта, контроля, анализа.
• Разграничение прав доступа.
• Разграничение ответственности.
• Получение доступа к необходимым данным каждый день.
• Уменьшение количества документов, дублирующих информацию.
• Получение полной, достоверной информации.
• Увеличение оперативность принятия решений.
• Обеспечение централизованного контроля и отчётности.
• Обеспечение прозрачности бизнес-процессов.
• Обеспечение контроля потоков информации.
• Обеспечение электронного взаимодействия отделов.
• Сокращение бумажного документооборота.
Jko
нец месяца
Рисунок 3 - Бизнес-процесс «Расчет мощности предприятия на основе кадровой обеспеченности» после внедрения системы управления персоналом
Литература
1. Глинских А. И. О состоянии рынка автоматизированных систем управления персоналом - М.: Компью-тер-Информ, 2011.
2. Клеева Л.П. - Необходимое и достаточное условия эффективного функционирования организаций сферы науки и научного обслуживания, 2011
3. IEEE Std 610.12-1990, IEEE Standard Glossary of Software Engineering Terminology Международныйстан-дартвобластиИТ.
4. ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления
5. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств
Automation of staffing processes in the aircraft industry Kalachanov V.D., Efimova N.S. Novikov A.N., Maksimov V.S.
Moscow Aviation Institute (National Research University), FSUE TsAGI JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33 The staffing of the production process in the creation of high-tech products, such as aviation equipment, is one of the most important areas in the activities of the organization and its structural divisions. Continuity of the production process and fulfillment of plans depend on competent planning and meeting the needs of all categories of workers required to ensure production. Therefore, it is important to properly organize the process of personnel management and accounting. This requires the use of modern information systems for personnel management. The article deals with the technological and economic aspects of automation of personnel management processes at the enterprises-developers and manufacturers of aviation equipment. The specificity of the enterprises of the aircraft building industry as objects of automation has been taken into account. The analysis of data on solving the problem of personnel management is carried out, on the basis of which the model of the information subsystem is built (external and internal information support), the main conceptual solutions for this problem are presented. Keywords: personnel management, information system, business process automation, cost reduction, implementation of information systems.
References
1. Glinskikh A.I. On the state of the market for automated personnel
management systems - M .: Computer-Inform, 2011.
2. Kleeva L.P. - Necessary and sufficient conditions for the effective
functioning of organizations in the field of science and scientific services, 2011
3. IEEE Std 610.12-1990, IEEE Standard Glossary of Software Engineering
Terminology International IT industry standard.
4. GOST 7.32-2001 System of standards for information, librarianship and
publishing. research report Structure and design rules
5. GOST R ISO / IEC 12207-99 Information technology. Software life cycle
processes
X X
o 00 A c.
X
00 m
o
io
2 O IO