Научная статья на тему 'Влияние интеграционных процессов в корпоративных информационных системах управления железнодорожным транспортом на деятельность инженеров по организации и нормированию труда'

Влияние интеграционных процессов в корпоративных информационных системах управления железнодорожным транспортом на деятельность инженеров по организации и нормированию труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
427
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / ОРГАНИЗАЦИЯ / НОРМИРОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ И ОПЛАТА ТРУДА / ИНЖЕНЕР ПО ОРГАНИЗАЦИИ И НОРМИРОВАНИЮ ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асалханова Татьяна Николаевна

В статье рассмотрены вопросы интеграционных процессов в корпоративных информационных системах управления железнодорожным транспортом, приведен анализ процессов интеграции данных между информационными системами управления, с которыми работают инженеры по организации и нормированию труда, выявлено влияние этих процессов на деятельность специалистов структурных подразделений, которые вовлекаются в работу с информационными системами управления. Показаны взаимодействия инженеров по организации и нормированию труда со специалистами, работниками структурного подразделения, бухгалтерами ОЦОр при работе с корпоративными информационными системами управления. Выделены положительные моменты интеграционных процессов между корпоративными информационными системами, предложено учитывать данные факторы влияния на инженеров по организации и нормированию труда и использовать их при подготовке/переподготовке этой категории работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Асалханова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF INTEGRATION PROCESSES IN CORPORATE MANAGEMENT INFORMATION SYSTEMS FOR RAIL ACTIVITIES ENGINEER LABOR NORMS

The article discusses the issues of integration processes in enterprise information systems of railway transport management, the analysis of the processes of data integration between information management systems with which engineers are working on organization and standardization work. The influence of these processes on the activity of specialists of structural units that are involved in the work with information management systems is determined. The article shows the interaction between engineers on the organization and standardization work with experts, employees of the structural units, accountants when working with corporate information systems management. The positive aspects of the integration processes between enterprise systems are marked. It is proposed to consider these factors influencing engineers on organization and normalization of work and to take this into account for professional development of this category of employees.

Текст научной работы на тему «Влияние интеграционных процессов в корпоративных информационных системах управления железнодорожным транспортом на деятельность инженеров по организации и нормированию труда»

10. Закарюкин В.П., Крюков А.В. Моделирование энергосистем с четырехфазной линией электропередачи // Электрические станции. 2013. № 11. С.32-37.

11. Закарюкин В.П., Крюков А.В. Сложнонесим-метричные режимы электрических систем. Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 2005. 273 с.

12. Закарюкин В.П., Крюков А.В., Лэ Ван Тхао. Моделирование электромагнитных полей, создаваемых многофазными линиями электропередачи // Вестник ИрГТУ. № 3(110). С. 67-75.

13. Закарюкин В.П., Крюков А.В., Чупов В.В. Моделирование шестифазных линий электропередачи // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. Т. 2. Иркутск : Изд-во ИрГУПС, 2013. С. 47-51.

14. Закарюкин В.П., Крюков А.В., Лэ Ван Тхао. Учет транспозиции проводов при моделировании электромагнитных полей, создаваемых высоковольтными линиями электропередачи // Информационные и математические технологии в науке и управлении. 2016. № 2. С. 71-80.

15. Королев А.Н., Куликов К.В. Экология многофазных ЛЭП // Повышение эффективности

энергетического оборудования. Иваново : Изд-во ИГЭУ, 2011. С. 455-460.

16. Королев А.Н., Куликов К.В., Коротков В.В. Особенности построения многофазных ЛЭП // Повышение эффективности работы энергосистем. Иваново : Изд-во ИГЭУ, 2001. С. 108-111.

17. Крюков А.В., Закарюкин В.П., Буякова Н.В. Управление электромагнитной обстановкой в тяговых сетях железных дорог. Ангарск : Изд-во АГТА, 2014. 158 с.

18. Крюков А.В., Закарюкин В.П., Буякова Н.В. Электромагнитная обстановка на объектах железнодорожного транспорта. Иркутск : Изд-во ИрГУПС, 2011. 130 с.

19. Линии электропередачи 345 кВ и выше : сб. трудов науч.-исследов. ин-та энергетики США. М. : Энергия, 1980. 480 с.

20. Barthold L.O., Barnes H.S. High phase order power transmission. Electa. Vol. 1972. 24. Р. 139-153.

21.Zakaryukin V.P., Kryukov A.V. Simulation of power systems with four-phase power transmission lines // Power Technology and Engineering. 2014. Vol. 48. № 1. P. 57-61.

УДК 004.896:656.2:004.896:331.1/.2 Асалханова Татьяна Николаевна,

к. э. н., начальник сектора поддержки программ автоматизации и анализа службы организации и оплаты труда, Восточно-Сибирская дирекция инфраструктуры, Иркутск тел. 8(3952)64-55-89, e-mail: asalk-tatyana@yandex.ru

ВЛИЯНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНЖЕНЕРОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И

НОРМИРОВАНИЮ ТРУДА

T. N. Asalhanova

EFFECT OF INTEGRATION PROCESSES IN CORPORATE MANAGEMENT INFORMATION SYSTEMS FOR RAIL ACTIVITIES ENGINEER LABOR NORMS

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы интеграционных процессов в корпоративных информационных системах управления железнодорожным транспортом, приведен анализ процессов интеграции данных между информационными системами управления, с которыми работают инженеры по организации и нормированию труда, выявлено влияние этих процессов на деятельность специалистов структурных подразделений, которые вовлекаются в работу с информационными системами управления. Показаны взаимодействия инженеров по организации и нормированию труда со специалистами, работниками структурного подразделения, бухгалтерами ОЦОр при работе с корпоративными информационными системами управления. Выделены положительные моменты интеграционных процессов между корпоративными информационными системами, предложено учитывать данные факторы влияния на инженеров по организации и нормированию труда и использовать их при подготовке/переподготовке этой категории работников.

Ключевые слова: интеграционные процессы, корпоративные информационные системы управления железнодорожного транспорта, организация, нормирование, мотивация и оплата труда, инженер по организации и нормированию труда.

Abstract. The article discusses the issues of integration processes in enterprise information systems of railway transport management, the analysis of the processes of data integration between information management systems with which engineers are working on organization and standardization work. The influence of these processes on the activity of specialists of structural units that are involved in the work with information management systems is determined. The article shows the interaction between engineers on the organization and standardization work with experts, employees of the structural units, accountants when working with corporate information systems management. The positive aspects of the integration processes between enterprise systems are marked. It is proposed to consider these factors influencing engineers on organization and normalization of work and to take this into account for professional development of this category of employees.

Транспорт

Keywords: integration processes, corporate management information systems of railway transport, organization, regulation, motivation and remuneration, engineer on organization and setting of work.

Введение

В последние годы процессы интеграции данных между корпоративными информационными системами управления железнодорожным (ж.-д.) транспортом набирают большие обороты. Это связано с тесным информационным взаимодействием практически всех структур холдинга, применением инновационных технологий, процессного подхода к организации бизнеса, разработкой единой информационной интеллектуальной системы управления ж.-д. транспортом, формированием единых нормативно-информационных справочников, баз данных, включая данные по сотрудникам структурных подразделений холдинга [1].

Однако интеграционные процессы (ИП) между информационными системами управления приводят и к изменению деятельности тех специалистов, которые вовлекаются в работу с интегрированными корпоративными системами управления (КИС).

Как правило, процессами организации, нормирования, мотивации и оплаты труда работников на структурных подразделениях холдинга ОАО «РЖД» занимаются инженеры по организации и нормированию труда (ОНТ). Это специалисты, имеющие широкие познания как в экономике, так и в производственных процессах, осуществляющихся в компании.

Реорганизация холдинга, передача некоторых функционалов в центры обслуживания, например, Желдоручет, - все это привело к изменению обязанностей инженеров ОНТ, о чем свидетельствует анализ повседневной деятельности инженеров ОНТ структурных подразделений ВосточноСибирской дирекции инфраструктуры (ВС ДИ) -СП Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» за последние четыре года:

- они участвуют во взаимодействии со всеми хозяйствами дирекции инфраструктуры, в перевозочном процессе в части организации, планирования, учета, контроля за использованием рабочего времени, расчета заработной платы работникам СП;

- отвечают за порядок в документообороте между предприятием, региональным центром обслуживания (ОЦОр) и работниками предприятия;

- несут ответственность за подготовку и правильность расчета зарплаты, включая влияние различных факторов на расчёт заработной платы (статей затрат, мероприятий по специальной оценке

условий труда и движению персонала);

- формируют различные статистические и аналитические отчеты, включая расчеты по среднесписочной численности, фонду оплаты труда, размеру среднемесячной зарплаты;

- заполняют статистические отчеты и т. д.

Кроме того, инженеры ОНТ зачастую выступают в качестве буфера и куратора между отделами предприятия и работниками, а также между предприятием, региональными дирекциями, филиалами холдинга и ОЦОр; отвечают за анализ и передачу статистических данных в различные органы; производят расчет нормативной численности, тем самым формируют будущие объемы работ и штатное расписание и т. п. (рис. 1).

Рис. 1. Схема взаимодействия инженера по организации

и нормированию с работниками структурных подразделений и региональным центром обслуживания

В результате процессов интеграции данных по работникам СП инженеры ОНТ стали работать не в двух-трех системах управления, а более чем в десяти КИС.

Соответственно, ИП привели к тому, что теперь инженерам ОНТ необходимо не только работать в таких системах управления, которые поддерживают жизненный уровень бизнес-процессов компании, но и разбираться в самих процессах интеграции данных между системами управления. Интеграционные процессы между корпоративными информационными системами управления Многие ИП между КИС ж.-д. транспорта связаны с такими ЕКР-системами, как ЕК АСУТР

(единая корпоративная система управления трудовыми ресурсами) и ЕК АСУФР (единая корпоративная система управления финансам и ресурсами). Это обусловлено тем, что в данных системах выстроена целостная модель управления холдингом и региональными филиалами:

- в ЕК АСУФР отражены практически все бизнес-процессы холдинга, создана единая нормативно-справочная информация, проводится обработка первичной документации по движению ресурсов, ведётся учёт, контроль, планирование хозяйственной деятельности;

- в ЕК АСУТР сформированы: штатное расписание, полная база данных по списочному и несписочному составу СП, проводятся все кадровые мероприятия, учитывается рабочее время, ведутся мероприятия по охране труда, оценке условий труда, производится расчёт текущего премирования и заработной платы.

Все операции в ЕК АСУФР и ЕК АСУТР проводятся в режиме реального времени, что позволяет специалистам и руководителям разных уровней управления обрабатывать информацию в системах на своих уровнях, получать достоверную информацию, которая в дальнейшем ложится в основу анализа, учёта и планирования ресурсов, а также принятия управленческих решений. Благодаря таким ИП выстраивается тесное взаимодействие между пользователями систем, появилась возможность своевременного выявления ошибок при обработке первичной информации и исправления их, стандартизированы подходу к анализу информации, формированию отчетных форм, планированию деятельности на основе системного и процессного подходов.

Между системами ЕК АСУТР и ЕК АСУФР также имеются ИП, которые позволяют выстроить единую информационную модель управления бизнес-процессами и всеми ресурсами, в том числе управление персоналом (рис. 2).

ИП позволяют исключить противоречивость информации в разных системам, минимизировать затраты специалистов на поиск информации для подготовки управленческих решений.

Как уже было сказано выше, один из процессов интеграции между информационными системами - это передача данных по организационным единицам, штатным должностям, сотрудникам СП и их перемещениям. Анализ работы инженеров ОНТ структурных подразделений ВС ДИ с различными КИС показал, что и большинство этих систем имеют настроенные процессы интеграции (табл. 1).

ЕК АСУФР

ЕК ДСУТР

Балансовые единицы (БЕ), коды хозяйств, общие атрибуты

Организационный план-БЕ, организационные единицы (ОЕ)

Внутренние заказы, МБЗ (место возникновения затрат), статьи затрат

Организационный план-МВЗ, внутренние

заказы для ОЕ, штатных должностей (ШД)

СИЗ(средства индивидуальной защиты), спецодежда

Расходы

Кадровый учет. Охрана труда -антропометрические данные, табельные номера

Учет временных данных -среднесписочная численность (ССЧ), списочная численность, явочная численность

Расчет зарплаты - ФОТ (фонд оплаты труда), включая расчет премиального вознаграждения, за преданность компании

Рис. 2. Интеграционные процессы между системами ЕК АСУФР и ЕК АСУТР

Т а б л и ц а 1

Интеграционные процессы между корпоративными информационными системами управления, с которыми работают инженеры по организации

КИС Функциональность Интеграция с другими системами

ЕК АСУТР Организационный менеджмент ЕК АСУФР, ЕК АСУИ, АС АФОТ, ССО, СКО, СОИ, АС БУ, ЕАСД, АС ОЗ

ЕК АСУТР Кадровый учет и делопроизводство ЕК АСУФР, ЕК АСУИ, АС АФОТ, ССО, СКО, СОИ, ЕАСД, АС ОЗ

ЕК АСУТР Учёт временных данных ЕК АСУИ, АС АФОТ

ЕК АСУТР Сдельные наряды АС АФОТ

ЕК АСУТР Расчёт заработной платы ЕК АСУФР, ССО, СОИ, АС БУ

ЕК АСУТР Охрана труда ЕК АСУФР, Труд-Эксперт

АС КСПР ЕК АСУТР Формирование документов на премирование; Оценка ИТД; Ведение ППР Формирование хранилища данных -для АС БУ

ЕК АСУФР Инфосистема руководителя. Контроллинг. Финансовая бухгалтерия ЕК АСУТР, ЕК АСУИ, АС БУ

АС АФОТ Аналитические отчеты Отчеты для статот-четности Формирование сметы ЕК АСУТР

Сводный Формирование отчетов ЕК АСУТР

Транспорт

КИС Функциональность Интеграция с другими системами

мониторинг по труду

Сводная кадровая отчетность Формирование отчетов ЕК АСУТР

Внутренняя отчетность по труду Формирование отчетов ЕК АСУТР, ЕК АСУФР

ЕК АСУИ (кроме ВЧД, ДПМ) Роль инженера по труду ЕК АСУТР, ЕК АСУФР, АС БУ

АС ОЗ Формирование заявок на информационные ресурсы ЕК АСУТР

ЕАСД Электронный документооборот ЕК АСУТР

АС ФРД ЕК АСУТР Фотография рабочего дня ЕК АСУТР

АС ПКБС Премирование работников комплексных бригад (ВЧД) ЕК АСУТР

ЕК ДСУТР

Учет временных данных. Оргменеджмент: статьи затрат, МВЗ, группы, категории персонала, тарифы/оклады, общие атрибуты, расчет ССЧ. списочной численности

Кадровый учет: временные переводы, переводы, присутствия, отсутствия, основные выплаты, оргприсвоение, стажи, адрес

Учет временных данных: отсутствия, присутствия, расходы на статьи затрат, неполная рабочая неделя/неполный день, графики сменности

- списочная численность по группам, категориям, производственным группам;

- ССЧ; -ФОТ;

- время работы, недоработки, сверхурочные, простои;

- надбавки

Расчет зарплаты, АС КСПР

Рис. 3. Интеграционные процессы между ЕК АСУТР и АС АФОТ

Как было показано выше, инженеры ОНТ предприятий ж.-д. транспорта отвечают за обеспе-

чение оптимального уровня эксплуатационных затрат, поэтому активно работают не только в экономических КИС, но и в системах управления конкретной сферой деятельности. Например, процессы интеграции данных по работникам производственных групп СП дирекции инфраструктуры из системы ЕК АСУТР в ЕК АСУИ повлекли за собой привлечение к работе с этой системой инженеров ОНТ (рис. 4).

Интеграция затронула и хранилища данных, с которыми работают инженеры ОНТ. Хранилища построены на базе систем ЕК АСУФР, ЕК АСУТР и сохраняют данные по персоналу, материальным ресурсам, заработной плате и др. Например, данные из ЕК АСУТР передаются в сводную аналитическую отчетность по труду и заработной плате (АС АФОТ) [2]. Отчетные формы системы помогают анализировать данные в нескольких ракурсах, включая сравнительный анализ за периоды (рис. 3).

Рис. 4. Интеграционные процессы ЕК АСУИ с ERP-системами управления

Данные из отраслевых автоматизированных систем управления (АСУ-П, АСУ-Ш) также передаются в систему ЕК АСУИ. Кроме того, для расчета нормативной численности в ЕК АСУТР инженеры ОНТ выбирают данные из этих отраслевых систем.

Затронем еще два влияния ИП в КИС на работу инженеров ОНТ:

- постоянное тестирование новых информационных систем или функциональностей существующих КИС, в которых отражаются данные, извлеченные из других систем. Такие тестирования занимают очень много времени у инженеров ОНТ, т. к. им приходится не только тщательно сравнивать данные в разных отчетах и разных системах, но и анализировать правильность отражения алгоритма расчета того или иного показателя;

- расширение зон соприкосновения с производственными и непроизводственными сферами деятельности СП и соответственно, изучение новых систем, показателей, технологических процессов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что интеграционные процессы между корпоративными информационными системами управления, с которыми работают инженеры по ор-

ганизации и нормированию труда, имеют много положительных моментов и позволяют:

- формировать единую модель по использованию персонала в производственной деятельности, учёту численности (списочной, среднесписочной), мотивации и оплате труда;

- стандартизировать все процедуры по извлечению из разных систем данных, которые касаются персонала, в том числе при подготовке отчетов, принятии управленческих решений;

- получать данные по заданным единым алгоритмам в различных системах (например, расчет ССЧ);

- создавать и поддерживать удобный для пользователя интерфейс в различных системах;

- исключать человеческий фактор при вводе одноименных данных из одной системы в другие, а также дублирование информации;

- улучшать оперативное управление структурными подразделениями и холдингом в целом.

- создавать корпоративную интеллектуальную информационную систему управления железнодорожным транспортом.

Можно сказать, что ИП между КИС управления ж.-д. транспорта дают возможность улучшать взаимосвязь между бизнес-процессами ж.-д. транспорта и создать единое информационное пространство, - преимущества интеграционных процессов огромные.

Однако интеграционные процессы приводят к тому, что в работу с различными КИС вовлекаются инженеры ОНТ, т. к. в этих системах учитываются данные по сотрудникам подразделений.

Они становятся для руководителя предприятия бизнес-аналитиками, а для подразделений - координаторами по бизнес-процессам. Тем самым увеличиваются объемы работ у специалистов по организации и нормированию труда, уменьшается время на выполнение тех работ, которые входят в их должностные обязанности, руководители СП налагают на них всё больше обязательств по ответственности за результаты работы в разных системах.

Разработанной и утвержденной комплексной методики влияния интеграционных процессов между корпоративными информационными системами управления на деятельность инженеров ОНТ нет. Поэтому нужны более подробное изучение поднятой проблемы и разработка такой методики, чтобы, с одной стороны, не останавливать интеграционные процессы, а с другой стороны, учитывать влияние этих процессов на работников, перераспределять обязанности между специалистами.

Также предлагаем при формировании курсов подготовки/переподготовки инженеров ОНТ включить в план обучения такие направления, как бизнес-аналитика и формирование системного подхода при анализе данных из разных корпоративных информационных систем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Павловский А. Оптимально интегрировать // Пульт управления. 2015. № 04 (24). С. 32-34.

2. Проектное решение «Расчет показателей в отчетах АС АФОТ». [Электронный ресурс]. URL: http://10.200.1.27:82 (дата последнего обращения 22.03.2016 г).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.