Стратегический подход к диверсификации производственного потенциала предприятий авиастроения
Щеулина Татьяна Валентиновна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт» (национальный исследовательский университет), [email protected].
Ковтун Сергей Александрович,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт» (национальный исследовательский университет), [email protected].
Олейникова Мария Владимировна,
ассистент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт» (национальный исследовательский университет),
Литвина Елена Михайловна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт» (национальный исследовательский университет), [email protected].
Кузовкин Владимир Викторович,
старший преподаватель кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт» (национальный исследовательский университет), [email protected].
Круглова Оксана Валерьевна,
старший преподаватель кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт» (национальный исследовательский университет), [email protected].
Одним из главных направлений использования мощностей оборонно-промышленного комплекса производства продукции двойного назначения является диверсификация, обеспечивающая мобильное перемещение материальных, людских и финансовых и прочих ресурсов из одной сферы в другую. Предлагаемый в статье экономический подход к стратегии диверсификации повысит уровень конкурентоспособности предприятий авиастроения, усилит их позиции на целевом рынке, а также повысит их уровень рентабельность и прибыльность. Ключевые слова: Предприятия авиастроения, экономическая стратегия диверсификация, производственный потенциал, конкурентоспособность.
Авиационная отрасль играет значительную роль в экономике России. Эффективность работы производителей оборонных самолетов оказывает влияние не только на национальную безопасность страны, но и на остальные важные отрасли. Стоит отметить, что активное развитие, а также рост производства в авиационной промышленности возможен в случае его интеграции в рыночную инфраструктуру, а также активному внедрению инновационных рыночных механизмов.
Отметим, что на сегодняшний день в авиационной промышленности существует одна важная задача - выживание, которое включает в себя следующие ключевые направления:
- выживание производителей авиационной промышленности;
- отсутствие отклонений в производственной деятельности авиационных предприятий;
- возможность обеспечить своих сотрудников всеми необходимыми для их работы условиями.
Рассматривая значительный массив стратегий, которые имеют своей целью развитие, а также поддержание конкурентоспособности предприятий авиационной промышленности, можно особо выделить стратегию диверсификации производственных процессов.
Так, можно утверждать, что в современных условиях, ключевым фактором поддержания предприятия «на плаву» является переход к данному виду стратегии, который позволит использовать производственный потенциал для создания конкурентоспособной продукции двойного назначения. Для чего авторами была предложена схема взаимодействия авиационного предприятия с внешними факторами воздействия (рисунок 1).
X X
о
го А с.
Рисунок 1 - Анализ влияния внешних факторов воздействия на экономические возможности диверсификации производства в авиастроении при создании наукоемкой продукции двойного назначения Источник: составлено авторами.
X ГО
т
о
Производство наукоемкой техники на предприятиях авиастроения является базой для сохранения научно-технического и производственного потенциала данной подотрасли авиационной промышленности.
2 О
м о
о см
0 см
1Л
01
О Ш
т
X
<
т О X X
Кроме того, авторами предлагается особый алгоритм оценки потенциала авиационного предприятия, основная стратегия которого будет заключаться в диверсификации производства (рисунок 2).
Оценка
(ИТЯТН'ГССКОЙ
оостаглиешкй)
Формировании мкигинн
Вы Сюр Формирование
—* целой —* с грл 1с] нчеекш о
а лака
Оцснкя потен цняла (дм НАШ г '.ч: ;\м составляющей)
Рисунок 2 - Предлагаемый алгоритм оценки производственного потенциала предприятия авиастроения в процессе разработки экономической стратегии диверсификации производства для наукоемкой техники двойного назначения Источник: составлено авторами.
Основной задачей этапа оценки статического потенциала предприятия является формирование набора показателей, характеризующих его. Каждый из этих показателей связан с определенным типом ресурсов, характерных для предприятий авиационной отрасли.
На основе проведенного анализа структуры ресурсного обеспечения, характеризующего производственный потенциал предприятия авиаприборостроения, в диссертации разработан метод оценки производственного потенциала предприятия, осуществляющего экономическую стратегию диверсификации производства по созданию новой продукции двойного назначения. Эффективность использования ресурсов в данном случае может быть охарактеризована успешным исполнение стратегии диверсификации.
Предлагаемая система взаимодействия основных элементов организационно-экономического механизма диверсификации производства на предприятиях авиастроения для создания наукоемкой продукции оборонного и гражданского назначения, последовательность функционирования которого состоит из следующих этапов (рисунок 3).
Рисунок 3 - Система взаимодействия основных элементов организационно-экономического механизма диверсификации производства на предприятиях авиастроения для создания наукоемкой продукции двойного назначения Источник: составлено авторами.
1 ЭТАП. Исследование внешней среды (каналы 1, 2, 3, 4).
2 ЭТАП. Привлечение ресурсов для финансирования НИОКР: частные инвесторы и рынок ценных бумаг (каналы 5, 6, 7); прямые инвесторы (каналы 8, 9); совершенствование нормативно-правового обеспечения (каналы 3, 8); государственные бюджетные и внебюджетные ресурсы (канал 12, 13).
3 ЭТАП. Отбор проектов разработки и производства наукоемкой продукции двойного назначения (каналы 2, 3, 4).
4 ЭТАП. Вложение средств в разработку и производство наукоемкой продукции двойного назначения (канал
9) в двух направлениях:
1) обеспечение успешной реализации проекта предприятием авиастроения (канал 3), представительские функции в государственных и коммерческих структурах (канал 8);
2) обеспечение интересов государства и инвесторов (каналы 3, 7, 8).
5 ЭТАП. Серийное и массовое производство (канал
10).
6. ЭТАП. Реализация наукоемкой продукции двойного назначения (канал 11), его продвижение координирующими министерствами и ведомствами (канал 1).
7 ЭТАП. Выплата дивидендов координирующими министерствами и ведомствами (каналы 3, 7, 1).
Кроме того, в предлагаемом механизме происходит и макроэкономическое движение финансовых ресурсов, когда инвесторы одновременно становятся потребителями наукоемкой продукции двойного назначения (канал 12).
Детализация данной модели осуществляется в следующих направлениях:
- оценка статического и динамического производственного потенциала предприятия авиастроения, осуществляющего экономическую стратегию диверсификации по созданию наукоемкой продукции двойного назначения (оценка имеющихся ресурсов и оценка возможностей их наращивания);
- анализ внешней среды и разработка прототипа идеального состояния предприятия;
- разработка производственной программы на основе интеграции общего и перспективного планов, а также оценка ее экономической эффективности и возможность наращивания на этой основе производственного потенциала;
- корректировка экономической стратегии диверсификации.
Вместе с тем, на рисунке, представленном ниже, авторами рассматривается частный случай использования стратегии диверсификации на авиационном предприятии.
Кроме того, в исследовании жизненные циклы различных инновационных типов технологически продвинутых продуктов адаптированы к условиям производителей самолетов при реализации стратегии диверсификации экономики в контексте увеличения производства.
Как мы видим, предложенная схема позволит не только поддержать предприятия и повысить его конкурентоспособность, но и сократить возможные риски, возникающие в случае производства продукции двойного назначения.
Вместе с тем, можно подвести итог о том, что использование стратегии диверсификации производства в
авиационном отрасли в текущей экономической ситуации, не отличающейся особой стабильностью, позволит повысить конкурентоспособность предприятия, а также стать важным механизмом по решению вопрос управления всеми видами рисков, перераспределения ресурсов и устранения репродуктивные дисбалансы, которые позволяют компании развиваться постоянно и постоянно.
Рисунок 4 - Предлагаемая схема метода разработки стратегического плана диверсификации производства на предприятии авиастроения для создания наукоемкой продукции двойного назначения Источник: составлено авторами.
Разработка подхода к экономической диагностической процедуре для компаний авиационной отрасли с целью дальнейшей диверсификации производства на авиационных предприятиях для создания инновационной продукции двойного назначения позволит руководству предприятий выбрать наиболее подходящую стратегию развития организации.
В организационно-экономическом механизме предлагалось разработать базовые элементы экономической стратегии диверсификации производства с целью создания качественных изделий двойного назначения в авиационной промышленности с учетом устойчивости производственных мощностей, вновь указанных в условиях. Возможные угрозы универсальны и могут также использоваться для организации разработки и производства других технологически наукоемкой продукции.
Литература
1. Ефимова Н.С., Мокроусова А.И. Формирование стратегии финансирования инновационных проектов по созданию высокотехнологичной продукции (на примере авиастроения) // Инновации и инвестиции. - 2020. - №2. - С. 251-255.
2. Ефимова Н.С. Формирование методов информационной поддержки процессов разработки наукоемкой продукции в условиях информационной безопасности предприятия // Всероссийский научный журнал «Вестник московского авиационного института». - 2015. - т. 22. -№2. - С. 214-220.
3. Калачанов В.Д., Ефимова Н.С., Сорокин А.Е. Обоснование направлений информационной поддержки производства наукоемкой продукции (на примере авиационной промышленности) // Организатор производства. - 2014. - №1(60). - С. 23-29.
4. Рыжко А.Л. Математическое моделирование и оценка уровня качества информационных систем управления в авиастроительном производстве: Учебное пособие. - М.: Изд-во МАИ-ПРИНТ, 2009. - 296 с.
5. Ефимова Н.С., Воленко А.К., Канашова Ю.Г. Управление высокотехнологичным производством с учетом требований экономической безопасности (на примере авиастроения) // Всероссийский научный журнал «Вестник московского авиационного института». -2018. - т. 25. - № 1. - С. 233-243.
6. Ефимова Н.С., Воленко А.К., Канашова Ю.Г. Инновационная безопасность разработки наукоемкой продукции в высокотехнологичных отраслях промышленности (на примере авиастроения) // Инновации и инвестиции. - 2018. - №3. - С.12-15.
7. Ефимова Н.С., Калачанов В.Д. Канашова Ю.Г. Методический подход к оценке информационной безопасности экономической деятельности высокотехнологичных предприятий // Инновации и инвестиции. - 2018. - №5. - С. 12-15.
8. Демин С. С., Калачанов В. Д, Ефимова Н. С., Ка-нашова Ю. Г. Производство гражданской авиационной техники с учетом повышенных требований экономической безопасности // Научный вестник Гос НИИ ГА. -2018. - № 21(322).
9. Ефимова Н.С., Ермаков А.А. Экономическое обоснование направлений автоматизации процессов планово-производственного планирования на высокотехнологичных предприятиях (на примере авиастроения) // Инновации и инвестиции. - 2018. - №11. - С. 309316.
10. Калачанов В.Д., Ефимова Н.С., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н. Внедрение систем диспетчирования производства на высокотехнологичных предприятиях (на примере предприятий авиастроения) // Инновации и инвестиции. - 2019. - №3. - С. 269-274.
11. Гужина Г.Н., Назаршоев Н.М., Гужин А.А., Ежкова В.Г. Стратегия развития бизнеса как инструмент управления конкурентоспособностью // Инновации и инвестиции. 2016. № 4. С. 90-92.
12. Матюнин Л.В., Александров Д.Г., Белотелова Н.П. Роль государства в регулировании инновационной деятельности в России // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2013. № 2 (29). С. 91-94.
13. Кукушкина В.В. Тенденции развития стратегического управления в России // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2007. № 1 (17). С. 109-117.
14. Кукушкина В.В. Общая экономическая стратегия предприятия // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 1999. № 4 (8). С. 91-96.
Economic development strategies to diversify the productive
potential of the enterprises of aircraft industry Shcheulina T.V., Kovtun S.A., Oleinikova M.V., Litvina E.M., Kuzovkin V.V., Kruglova O.V.
Moscow Aviation Institute (National Research University) One of the main directions of the use of military production capacities for the production of civilian products is diversification, ensuring the mobile movement of material, human and financial resources from one sphere to another, The economic approach to the diversification strategy proposed in the article will increase the level of competitiveness of aviation enterprises, strengthen their positions in the target market, as well as increase profitability and profitability. Keywords: Aviation enterprises, the economic strategy of diversification, production capacity, competitiveness.
X X О го А С.
X
го m
о
2 О M
о
References
1. Efimova N.S., Mokrousova A.I. Formation of a financing strategy
for innovative projects for the creation of high-tech products (for example, aircraft manufacturing) // Innovations and Investments. - 2020. - No. 2. - S. 251-255.
2. Efimova N.S. The formation of methods of information support for
the development of high technology products in the conditions of information security of the enterprise // All-Russian scientific journal "Bulletin of the Moscow Aviation Institute". - 2015. - T. 22. - No. 2. - S. 214-220.
3. Kalachanov V.D., Efimova N.S., Sorokin A.E. Justification of the
directions of information support for the production of high-tech products (for example, the aviation industry) // Production Organizer. - 2014. - No. 1 (60). - S. 23-29.
4. Ryzhko A.L. Mathematical modeling and assessment of the qual-
ity level of information management systems in aircraft manufacturing: Textbook. - M .: Publishing house MAI-PRINT, 2009 .-- 296 p.
5. Efimova N.S., Volenko A.K., Kanashova Yu.G. Management of
high-tech production, taking into account the requirements of economic security (for example, aircraft manufacturing) // All-Russian scientific journal "Bulletin of the Moscow Aviation Institute." - 2018. - t. 25. - No. 1. - S. 233-243.
6. Efimova N.S., Volenko A.K., Kanashova Yu.G. Innovative safety
of the development of high technology products in high-tech industries (for example, aircraft manufacturing) // Innovations and Investments. - 2018. - No. 3. - S.12-15.
7. Efimova N.S., Kalachanov V.D. Kanashova Yu.G. A methodolog-
ical approach to assessing the information security of the economic activity of high-tech enterprises // Innovations and Investments. - 2018. - No. 5. - S. 12-15.
8. Demin S. S., Kalachanov V. D, Efimova N. S., Kanashova Yu. G.
Production of civil aviation equipment taking into account the increased requirements of economic security // Scientific Herald of the State Research Institute of Civil Aviation. - 2018.- No. 21 (322).
9. Efimova N.S., Ermakov A.A. The economic rationale for the di-
rections of automation of the processes of planning and production planning at high-tech enterprises (for example, aircraft manufacturing) // Innovations and Investments. - 20l8. - No. 11. - S. 309-316.
10. Kalachanov V.D., Efimova N.S., Novikov A.N., Pronkin N.N. Implementation of production dispatching systems at high-tech enterprises (for example, aircraft manufacturing enterprises) // Innovations and Investments. - 2019. - No. 3. - S. 269-274.
11. Guzhina G.N., Nazarshoev N.M., Guzhin A.A., Ezhko-va V.G. Business development strategy as a competitiveness management tool // Innovations and Investments. 2016. No. 4. P. 9092.
12. Matyunin L.V., Aleksandrov D.G., Belotelova N.P. The role of the state in the regulation of innovation in Russia // Scientific proceedings of the Russian Academy of Advocacy and Notaries. 2013. No. 2 (29). S. 91-94.
13. Kukushkina V.V. Trends in the development of strategic management in Russia // Bulletin of the Russian State University of Trade and Economics (RSTEU). 2007. No. 1 (17). S. 109-117.
14. Kukushkina V.V. General economic strategy of the enterprise // Bulletin of the Ulyanovsk State Technical University. 1999. No. 4 (8). S. 91-96.
o
CS
o
CS
in
O m m
X
<
m o x
X