Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПРИ УСЛОЖНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ'

РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПРИ УСЛОЖНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РИСКИ / УПРАВЛЕНИЕ / АВИАСТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Высиканцев А. П., Калачанов В. В., Лапушкина Е. А., Ратникова Е. А.

В настоящее время на отечественном и мировом рынках авиационной техники отчетливо наблюдаются три основные тенденции: повышение сложности и ресурсоемкости авиационных изделий; обострение конкуренции; развитие кооперации между участниками жизненного цикла авиационного изделия. Одной из основных проблем, стоящих сейчас перед высокотехнологичными предприятиями авиастроительной отрасли, является повышение конкурентоспособности выпускаемой ими продукции (работ, услуг) с учетом перечисленных тенденций и требований экономической безопасности. В статье рассмотрены основные положения по разработке организационно-методического механизма автоматизированного управления рисками на предприятиях авиастроительной отрасли в условиях повышенных требований экономической безопасности. Анализируются основные недостатки существующих на предприятиях авиастроительной отрасли методов и процедур управления рисками. Рассматриваются наиболее актуальные направления повышения эффективности управления рисками на высокотехнологичных предприятиях авиастроительной отрасли. Анализируются основные проблемы разработки и использования автоматизированных систем по управлению экономическими рисками в авиастроении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Высиканцев А. П., Калачанов В. В., Лапушкина Е. А., Ратникова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF AN AUTOMATED SYSTEM WITH THE COMPLICATION OF ECONOMIC SECURITY REQUIREMENTS IN THE AIRCRAFT INDUSTRY

At present, three main trends are clearly observed in the domestic and world markets of aviation equipment: an increase in the complexity and resource intensity of aviation products; increased competition; development of cooperation between participants in the life cycle of an aviation product. One of the main problems now facing high-tech enterprises in the aircraft industry is to increase the competitiveness of their products (works, services), taking into account the above trends and economic security requirements. The article discusses the main provisions for the development of an organizational and methodological mechanism for automated risk management at enterprises in the aircraft industry in the context of increased requirements for economic security. The main shortcomings of the methods and procedures of risk management existing at the enterprises of the aircraft industry are analyzed. The most relevant directions for improving the efficiency of risk management at high-tech enterprises in the aircraft industry are considered. The main problems of developing and using automated systems for managing economic risks in the aircraft industry are analyzed.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПРИ УСЛОЖНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ»

Разработка автоматизированной системы при усложнении требований экономической безопасности в авиастроительной отрасли

Высиканцев Андрей Петрович,

старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», kaf315@mai.ru

Калачанов Виктор Вячеславович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», kaf315@mai.ru

Лапушкина Елена Александровна,

старший преподаватель кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», kaf315@mai.ru

Ратникова Елена Александровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», kaf315@mai.ru

В настоящее время на отечественном и мировом рынках авиационной техники отчетливо наблюдаются три основные тенденции: повышение сложности и ресурсоемкости авиационных изделий; обострение конкуренции; развитие кооперации между участниками жизненного цикла авиационного изделия. Одной из основных проблем, стоящих сейчас перед высокотехнологичными предприятиями авиастроительной отрасли, является повышение конкурентоспособности выпускаемой ими продукции (работ, услуг) с учетом перечисленных тенденций и требований экономической безопасности.

В статье рассмотрены основные положения по разработке организационно-методического механизма автоматизированного управления рисками на предприятиях авиастроительной отрасли в условиях повышенных требований экономической безопасности. Анализируются основные недостатки существующих на предприятиях авиастроительной отрасли методов и процедур управления рисками. Рассматриваются наиболее актуальные направления повышения эффективности управления рисками на высокотехнологичных предприятиях авиастроительной отрасли. Анализируются основные проблемы разработки и использования автоматизированных систем по управлению экономическими рисками в авиастроении. Ключевые слова: риски, управление, авиастроительная отрасль, высокотехнологичные предприятия, автоматизированная система управления рисками, экономическая безопасность.

В настоящее время на отечественном и мировом рынках авиационной техники отчетливо наблюдаются три основные тенденции: повышение сложности и ресурсоемкости авиационных изделий; обострение конкуренции; развитие кооперации между участниками жизненного цикла авиационного изделия. Одной из основных проблем, стоящих сейчас перед высокотехнологичными предприятиями авиастроительной отрасли, является повышение конкурентоспособности выпускаемой ими продукции (работ, услуг) с учетом перечисленных тенденций и требований экономической безопасности. Эта же проблема является приоритетной в реализуемой Государственной программе РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы». Программа должна обеспечить условия для реализации комплекса мероприятий, направленных на достижение глобальной конкурентоспособности российской авиационной промышленности и укрепление её позиций на третьем месте в мире по объёму выпуска авиационной техники.

При выполнении повышенных требований экономической безопасности в этой высокотехнологичной отрасли ОПК результаты реализации Государственной программы РФ ожидаются следующие:

- достижение долей мирового рынка в денежном выражении в гражданском и военном секторах соответственно: самолётостроение - 3,2% и 10,9%; вертолёто-строение - 12% и 16,5%; авиационное двигателестрое-ние - 1,4% и 12,9%; авиационное агрегатостроение -4,4% и 5,4%; авиационное приборостроение - 10,9% и 21%;

- в сфере авиационной науки и технологий - создание эффективной системы управления научными исследованиями путём координации работ научных и промышленных организаций, формирование научно-технического задела для обеспечения прорыва по ключевым направлениям, создание научно-экспериментальных баз мирового уровня для проведения перспективных НИР и испытаний, расширение участия России в международных научных исследованиях по авиации;

- во всех секторах авиационной промышленности к 2025 г. запланировано завершение формирования конкурентоспособных на мировом уровне корпораций с устойчивой прибыльностью, что позволит развернуть серийное производство перспективных воздушных судов и создать эффективную систему их послепродажного обслуживания.

Вместе с тем, создание высокотехнологичной конкурентоспособной продукции авиастроения в условиях жестких финансовых и временных ограничений и повышенных требований экономической безопасности, а также внедрение новых технологий в настоящее время невозможно без наличия на предприятиях авиастроения

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м м

сч сч

0 сч

сч

01

о ш Ш X

<

m о х

X

системы управления рисками. Управление рисками является одним из ключевых инструментов, направленных на повышение эффективности программ деятельности руководителей высокотехнологичных предприятий, который они могут использовать для снижения стоимости продукции или предотвращения потенциальных проблем, которые могут помешать успеху деятельности этих предприятий.

При этом под комплексом рисков авиастроительного промышленного производства в работе предлагается понимать все риски, технического, технологического, производственного, финансово-экономического и социально-экономического характера, приводящие к невозможности создания образцов наукоемкой высокотехнологичной продукции с заданными летно-техническими характеристиками (ЛТХ), а также другими технико-экономическими, эргономическими, экологическими и эксплуатационными показателями в сроки, указанные в утвержденных мероприятиях ведомственных проектов и планов создания авиационной техники, Государственной программы РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы» и др. государственных программ.^]

В связи с разнообразием номенклатуры высокотехнологичной продукции авиастроения, сложностью выпускаемых изделий, желанием повысить конкурентоспособность продукции, а также потребностью дальнейшего устойчивого развития предприятий авиационной промышленности существует необходимость разработки и внедрения на этих предприятиях автоматизированных систем управления рисками (АСУР), которые обеспечили бы эффективность и оперативность управления предприятиями и принятие необходимых решений в условиях рисков.

АСУР предполагает всесторонний анализ совокупности имеющихся на высокотехнологичных предприятиях рисков, их идентификацию, оценку и выработку механизмов контроля. Требование системного подхода предполагает максимальный охват всех видов риска.

Проблема управления рисками на предприятиях авиастроения не может быть эффективно решена только лишь набором отдельных мероприятий и услуг. Данная задача может быть решена исключительно внедрением комплексной технологии управления рисками, затрагивающей все аспекты деятельности предприятий. А в основе этой технологии должен лежать принцип, согласно которому ни одно бизнес-решение не может быть принято без осознания степени риска, адекватного принимаемому решению. Автоматизация процессов идентификации, анализа и управления рисками значительно повышает эффективность реализации процесса риск-аналитики в составе комплексной системы риск-менеджмента предприятий авиастроения. АСУР позволяет специалистам автоматизировать процессы анализа и управления рисками, дает возможность повысить точность моделирования риск-сценариев, осуществлять качественную и количественную оценку портфеля рисков в той или иной функциональной области деятельности конкретного предприятия авиастроения с применением современного математического аппарата.

Типовая архитектура АСУР включает в себя: хранилище данных; модуль настройки алгоритмов идентификации, анализа и управления рисками; ядро, реализующие алгоритмы идентификации, анализа и управления рисками.

В настоящее время на рынке представлен ряд программных продуктов, позволяющих автоматизировать процессы идентификации, анализа и управления рисками. Существующие программные решения можно поделить на две группы: аналитическая база данных предприятия на основе корпоративного хранилища данных; полноценная ERP-система, объединяющая основные бизнес-процессы предприятия.

Существует несколько сотен систем, так или иначе, реализующих функции управления рисками. Некоторые из них представляют собой информационные системы поддержки управления проектами, в которых присутствует модуль управления рисками, другие являются приложениями и дополнениями систем календарного планирования, либо самостоятельными программными продуктами по управлению рисками. В настоящее время на российском рынке стабильно присутствует около 10 систем данного класса. Анализ функционала продуктов позволяет выделить несколько систем, которые в максимальной степени отвечают предъявленным требованиям: модуль управления рисками Trekker (Dekker Ltd.); система календарного планирования и управления проектами Open Plan (Welcom); программный продукт Risk Track и др. Эффективность вышеназванных систем на протяжении всех этапов управления рисками продемонстрирована в табл. 1.

Таблица 1

Укрупненный анализ эффективности программных продуктов, автоматизирующих процессы управления рисками на высокотехнологичных предприятиях авиастроительной отрасли

Этапы / Системы Идентификация рисков Оценка рисков Выбор реагирования Мониторинг и контроль

ТгеЩг Определение и документированное описание рисков Моделирование оценок расписания, ресурсов и стоимости работ, Монте-Карло Выбор метода реагирования, при поддержке базы знаний Мастер отчетов, публикатор в HTML. Анализ отклонений, фактических данных

ОрщИап Определение работ с неопределенной длительностью и возможность задания прогнозов длительности выполнения работы Пессимистическая, оптимистическая оценка рисков длительности выполнения работ, метод Монте-Карло Не реализовано Шаблоны, публикатор в HTML. Анализ отклонены!, фактических данных

ШШ Track Определение рисков, отслеживание критичных, хранение в табшщах SQL БД, использование контрольных табшщ (checklists) Опрос экспертов и получение экспертных оценок риска Моделирование различных стратегий реагирования на риски Шаблоны и мастер отчетов, публикатор в HTML. Анализ отклонешш, фактических данных

Методики, реализуемые вышеуказанными программными средствами надежные и проверенные, но основой для реализации всех расчетных моделей являются исходные данные, от правильности которых зависит конечный результат процесса идентификации, анализа и управления рисками. А таких данных подчас катастрофически не хватает. Также ввиду того, что программные продукты для идентификации, анализа и управления рисками обладают примерно одинаковыми возможностями, результативность их применения во

многом зависит от квалификации работающих с ними специалистов. Под квалификацией имеется в виду не только грамотная работа с программой, но и умение правильно определить исходные данные для анализа.

Обобщенный перечень требований к автоматизированной системе процесса управления рисками приведен на рис. 1.

Однако, к сожалению, на сегодняшний день отдельные подразделения по учету рисков на большинстве высокотехнологичных предприятий авиастроительной отрасли до сих пор не созданы. Идентификацию рисков проводят специалисты, работающие в соответствующих отделах. Например, юрист подает данные о возможных правовых рисках, главный бухгалтер - о возможных налоговых и финансовых рисках и так далее.

функционал ькые тр е(юв аккд

Нефуньи н о н ал ьн ые т р еб о в а н ня

Т.:. енщ ш иаш с.:: р_____ дашь:;

■Н£ЫЮЭОНС717КСЖЧ5СВ{2 ДЕХКЮ; ■ПоДНфЖИЦеШКЛШКШИИЕЫ! " ПртКНШНВ ШШДЗЕрНЖ НДД^ДК КрЖЯНЕ

ггапплт

■ Еалмшастъ галппзмн сйрайтук дашю;

Тр^пд&нш: дтч^тзчй

даиументашж:

1Ь.::_____. _..:____к_ _____дш_____:

аддёткасдк.

■ ЕдзыдзднсТ! пя - в дтчелЕ

I . кнш на яше лдннтдркоа Едандззгастьнагдрдйнгкгджэ; ыконккзгде

ДЕ1 ИйЩПН йЦОВ рни

ВсаыахшсгышЕщсцилых занин щр....._':.

НПНДИДЕаШаМНаГДЗШЮгаШЗГуаШНТД аЗГаШГЕ дашпд

1 Тр^адваавд . шш 1 __ ___

■____: _________ бдафддааща

тппплт

Тр^пдЕззи! ^ ад^аоыг^нрддаа-ш 1 Зажнт; дззшо; отн^азгнанннракаоигд ддсгупа.

1 _________':_-: -

иаиьзаотедЕ!

■ Едзыазэгасткр^дЕрндгД':дздомЕр5нрз:.й£д;

ТТ1ТПГП птг

...........

жпЕетстЕуюпсп правда ста;

Удовный ШПТПЗШКД-

пднЕ^ал шгероая-:

Иаииьзаодо НЕТыпкЕгуэшлага зашила даиню;

Рис. 1 - Обобщенный перечень требований к автоматизированной системе управления рисками в авиастроительной отрасли

Основными недостатками существующих бизнес-процессов управления рисками на высокотехнологичных предприятиях авиастроительной отрасли являются:

1. Отсутствие специализированных подразделений по учету рисков.

2. Отсутствие систематизации и классификации видов рисков и методов управления ими.

3. Составление отчетов «вручную».

4. При выявлении рисков отсутствует взаимосвязь между подразделениями предприятий авиастроения.

5. Данные итогового отчета не распространяются среди руководителей подразделений. Отчеты составляются вручную, ведется опрос представителей структурных подразделений на предмет рисков.

6. Отсутствуют разграничения ответственности между должностными лицами с целью повышения эффективности мероприятий по управлению рисками предприятий.

7. Отсутствует единая форма отчета, содержащего и реестр рисков, и оценку рисков, и мероприятия по ликвидации последствий.

Эффективность любой автоматизированной системы, в т.ч. АСУР, оценивается по степени соответствия своему назначению, полноте удовлетворения предъявляемых к ней требований.

Оценка эффективности использования автоматизированной системы управления рисками проводится с целями:

- выявить зависимость эффективности действий сил при решении поставленных задач от возможностей системы;

- показать, в какой степени удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям;

- определить оперативно-тактические, организационные и технические мероприятия, необходимые для повышения эффективности её функционирования.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сформулировать следующие основные критерии результативности АСУР высокотехнологичных предприятий авиастроения (табл. 2).

Назначение АСУР - информационная и инструментальная поддержка процессов анализа и управления рисками высокотехнологичных предприятий, в т.ч. авиастроения. Основной задачей, решаемой АСУР, является автоматизация процессов накопления, обработки, хранения и передачи информации, связанной с идентификацией, оценкой, мониторингом, формированием отчетности и контролем рисков.

Задачи, лежащие в основе такой АСУР, могут быть представлены в виде табл. 3.

Автоматизированная системы идентификации и анализа рисков должна содержать следующие элементы:

базу данных информации о рисках, где хранятся основные сведения о бизнес-процессах, происходящих на предприятии авиастроения в условиях появления рисков;

блок анализа рисков, в котором содержатся основные понятия и правила, реализующие методы идентификации и анализа рисков;

администратора системы, осуществляющего общий контроль в системе;

пакеты прикладных программ, реализующих имеющиеся методы и алгоритмы идентификации и анализа рисков;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

интерфейсы взаимодействия пользователя с прикладным программным обеспечением и администратора с базой данных.

Входной информацией для процесса управления рисками служит нижеследующая информация:

- - Факторы внешней среды высокотехнологичного предприятия авиастроения - рекламации на продукцию, результаты проверок, результаты внешнего аудита, информация о деятельности конкурирующих предприятий, судебные иски и др.

- - Факторы внутренней среды высокотехнологичного предприятия авиастроения - результаты финансово-хозяйственного анализа деятельности предприятия, результаты внутренних аудиторских проверок, отчеты о результатах НИОКР и др.

X X

о

го А

с.

X

го т

о

2 О

м м

Далее на рис. 2 представлена предлагаемая авторами схема бизнес-процесса функционирования системы идентификации, анализа и управления рисками высокотехнологичного предприятия авиастроительной отрасли при внедрении АСУР.

Таблица 2

Основные критерии результативности автоматизированной системы управления рисками

Наименование критерия Описание Показатель

Функциональные информационной системы Соответствие системы поставленным перед ней задачам Обеспечение автоматизации процесса идентификации, анализа н оценки

Совокупная стоимость владения Сумма прямых и косвенных затрат, которые несет владелец системы за период ее жизненного цикла Минимальные затраты на настройку и сопровождение клиентских рабочих

Перспективы развития Возможность дальнейшего усовершенствования Возможность доработки системы, расширения базы данных

Технические характеристики Архитектура системы Минимальный состав программно-рабочем месте; Возможность быстрого обеспечения решения задачи идентификации, анализа и оценки ЕйШЗЖЛвЖОаяШй программные средства доступны с любого рабочего места, имеющего соответствующие права доступа

Надежность Устойчивость системы к сбоям.

Масштабируемость Возможность увеличить необходимую производительность системы как по количеству операций, так н по числу Иметь возможность быстро включить новые источники данных в хранилище без сложной и длительной реконструкции последнего.

Защищенность Система должна быть защищена антивирусами, оснащена входом с ауюннтефикацией, учетными

Способность к восстановлению Наличие средств резервного копирования

Минимизация рисков Вероятность того, что прн внедрении информационной системы управления какие-то цели так н не будут достигнуты Вероятность отсутствует

Таблица 3

Задачи, лежащие в основе АСУР

Л»п/п Состав задачи Цель задачи

1 Интегрированный подход к управлению рисками Разработка и Енедрекие комплексного подхода к решению проблемы контроля над рисками, возникающими в ходе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Усовершенствование контроля над рисками посредством автоматизации процесса управление рисками

2 Назначение владельца для каждого риска Разграничение ответственности между должностными лицами с целью повышения эффективности мероприятий по управлению рисками

3 Идентификация рисков Использование единых меюдов управления рисками

4 Использование единых методов управления каждым риском Формирование таловых методик управления рисками, что повышает эффективность управления рисками в целом

5 Учет наиболее значимых рисков Разделение рисков по степени важности (ранжирование)

б Формирование реестра рисков Создание единой формы отчета, содержащего перечень рисков, данные анализа и оценки, мероприятия по устранению последствий, ответственных

7 Использование календарного плана для контроля выполнения мероприятий по управлению рисками Усовершенствование процедуры внутреннего контроля для каждого типа риска. Это включает в себя как опенку, так и контроль соблюдения процедур на различных лапах.

3 Назначение н анализ мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и последствий рисков Определение типовых мероприятий (служебное расследование, ревизия, инвентаризация, проверка, зкспертиза. контрольные процедуры и т.д.). Назначение действий, направленных на выявление и устранение причин и последствий рисковых событий. Разработка реагирования - это определение необходимой последовательности действий для предупреждения и контроля рисков, а также управления ими.

9 Создание базы данных рисков Создание базы знаний, сформированной на основании интеллектуального анализа данных, накопленных в результате работы системы. База знаний содержит сведения о закономерностях, позволяющих выводить новые факты из имевшихся; метаинформапию; сведения о структуре предметной области; сведения, обеспечивающие понимание запроса и синтез ответа.

• Наличие в схеме автоматизированной системы управления рисками;

• Наличие базы данных с классификатором рисков и мероприятиями реагирования на риск;

• Наличие подразделения по управлению рисками;

• Назначение ответственных лиц по мероприятиям;

• Контроль за исполнением мероприятий.

Специалисты из АСОИУ

Главными отличиями от существующего типового бизнес-процесса управления рисками являются:

Рис. 2 - Предлагаемый типовой бизнес-процесс идентификации, анализа и управления рисками на высокотехнологичном предприятии авиастроения при внедрении АСУР

В целом АСУР может обеспечить устойчивое, непрерывное функционирование и развитие предприятия авиастроения путем своевременной идентификации, предотвращения или минимизации рисков, являющихся возможной угрозой реализации производственных процессов, предприятию в целом и репутации компании.

Имея возможность прогнозировать и анализировать риск, можно либо принять мероприятия для предотвращения угрозы наступления негативных событий, или, по крайней мере, оценить вероятность и тяжесть их проявлений и быть к ним готовым. Автоматизированная система идентификации и анализа рисков позволяет реализовать такую возможность.

Внедрение системы идентификации, анализа и управления рисками - это комплексный подход к решению проблемы учета и минимизации риска, в условиях которого осуществляет свою деятельность высокотехнологичное предприятие авиастроения.

Система представляет собой набор составных элементов (методика и информационная система), с помощью которых предприятие авиастроения может контролировать риски различных уровней. Также она дает возможность определить элементы с наименьшей устойчивостью в деятельности предприятия, те, что могут с той или иной вероятностью привести к реализации негативного сценария.

Автоматизированная система анализа рисков высокотехнологичного предприятия авиастроительной отрасли показывает, в какой структурной ячейке или по какому направлению реализации бизнес-процесса была зафиксирована отрицательная динамика или ожидается ее реализация, а значит можно принять меры к тому, чтобы в будущем потери были минимизированы.

Литература

1. Балабанов И. Т. Риск-менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 2006.

2. Бехтин В.А., Сергеева И.А., Лапушкина Е.А. Разработка автоматизированной системы управления запасами на авиастроительном предприятии // Научный журнал «Инновации и инвестиции», № 01, 2022, С. 211 - 214.

3. Васин С.М. Управление рисками на предприятии: учебное пособие / С. М. Васин, В. С. Шутов. - М.: КНО-РУС, 2010.

4. Высиканцев А.П., Калачанов В.Д., Корчак В.Ю., Ефимова Н.С. Лапушкина Е.А. Развитие методического инструментария повышения уровня экономической безопасности производства в авиастроительной отрасли // Научный журнал «Инновации и инвестиции», № 08, 2021, С. 178 - 182.

5. Высиканцев А.П., Клеев И.В., Акиншин Р.Н., Калачанов В.В., Лапушкина Е.А. Методы управления экономической безопасностью на высокотехнологичных предприятиях авиастроительной отрасли // Научный журнал «Инновации и инвестиции», № 11, 2021, С. 38 - 41.

6. Информационный менеджмент: Теоретические основы автоматизации управления. Учебное пособие под редакцией В.Д. Калачанова и А.Л. Рыжко. - М.: Изд-во «Доброе слово», 2003.

7. Информационный менеджмент на предприятии авиастроения. Учебник под научной редакцией д.э.н., проф. В.Д. Калачанова - М.: Ред. изд. центр ФГУП НИИСУ, 2011.

8. Информационный менеджмент на предприятии: Учебник / Калачанов В.Д., Рыжко А.Л., Рыбников А.И., Шилов А.К., Джамай Е.В., Рузаков М.А., Рыжко Н.А.; Под редакцией д-ра экон. наук, проф. В.Д. Калачанова. - М.: Изд-во МАИ-ПРИНТ, 2012.

9. Калачанов В.Д., Рыжко А.Л., Рыбников А.И., Шилов А.К., Информационный менеджмент на предприятии. Уч. пособие ГРИФ УМО Минобрнауки России.- М.: изд-во «Доброе слово», 2006.

10. Калачанов В.Д., Кобко Л.И. Экономическая эффективность внедрения информационных технологий. Уч. пособ. Гриф УМО Минобрнауки России. - М.: Изд-во МАИ, 2006.

11. Калачанов В.Д., Кобко Л.И. Исследование систем управления: логистический аспект. Уч. пособие ГРИФ УМО Минобрнауки России. - М.: Изд-во МАИ, 2006.

12. Кутафьева, Л. В. Приемы и методы управления предпринимательскими рисками / Л. В. Кутафьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 322-324.

13. Организация производства. Учебник для ВУЗов. Под ред. Туровца О.Г. - М.: Экономика и финансы, 2002.

14. Организация производства наукоемкой продукции в авиастроении. Калачанов В.Д., Сорокин А.Е., Турищева М.А. Учебник.- Калуга: изд. КГУ им. К,Э. Циолковского, 2011 г.

15. Ратникова Е.А., Демин С.С., Бондарев Д.В., Сергеева А.Ю. Техническое регулирование инновационных процессов при производстве авиационной техники с учетом требований экономической безопасности // Научный вестник ГосНИИГА, февраль 2016 № 2 (325), -М.: Изд-во ГосНИИГА, 2016, с. 7-21.

16. Ратникова Е.А., Новиков С.Н., Калачанов В.В. Финансово-экономическая безопасность организации производства в высокотехнологичных секторах экономики. Уч. пособ. - М.: ФГБНУ «Аналитический центр», 2016.

17. Ратникова Е.А. Разработка организационно-методического механизма автоматизации управления рисками на предприятиях авиастроения // Научный журнал «Управленческий учет», № 6, 2021, УДК 658.5.

18. Риск-менеджмент. Учебник для ВУЗов под ред. Орлова А.И. - М.: изд-во «Изумруд», 2003 г.

19. Симонов. С.В. Современные концепции управления информационными рисками // Компьюлинк, 2003 г.

20. Фролов В.Г., Сидоренко Ю.А., Мартынова Т.С. Формирование модели оценки и предупреждения рисков в условиях цифровизации промышленных предприятий // Экономика, предпринимательство и право. -2021. - Том 11. - № 6. - С. 1547-1562.

Development of an automated system with the complication of

economic security requirements in the aircraft industry Vysikantsev A.P., Kalachanov V.V., Lapushkina E.A., Ratnikova E.A.

Moscow Aviation Institute (National Research University)

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10,

Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

At present, three main trends are clearly observed in the domestic and world markets of aviation equipment: an increase in the complexity and resource intensity of aviation products; increased competition; development of cooperation between participants in the life cycle of an aviation product. One of the main problems now facing high-tech enterprises in the aircraft industry is to increase the competitiveness of their products (works, services), taking into account the above trends and economic security requirements. The article discusses the main provisions for the development of an organizational and methodological mechanism for automated risk management at enterprises in the aircraft industry in the context of increased requirements for economic security. The main shortcomings of the methods and procedures of risk management existing at the enterprises of the aircraft industry are analyzed. The most relevant directions for improving the efficiency of risk management at high-tech enterprises in the aircraft industry are considered. The main problems of developing and using automated systems for managing economic risks in the aircraft industry are analyzed. Keywords: risks, management, aircraft industry, high-tech enterprises,

automated risk management system, economic security. References

1. Balabanov I. T. Risk management. - M .: Finance and statistics, 2006.

X X О го А С.

X

го m

о

2 О

м м

2. Bekhtin V.A., Sergeeva I.A., Lapushkina E.A. Development of an auto-

mated inventory management system at an aircraft manufacturing enterprise // Scientific journal "Innovations and Investments", No. 01, 2022, pp. 211 - 214.

3. Vasin S.M. Risk management at the enterprise: textbook / S. M. Vasin, V.

S. Shutov. - M.: KNORUS, 2010.

4. Vysikantsev A.P., Kalachanov V.D., Korchak V.Yu., Efimova N.S. Lapush-

kina E.A. Development of methodological tools for increasing the level of economic security of production in the aircraft industry // Scientific journal "Innovations and Investments", No. 08, 2021, pp. 178 - 182.

5. Vysikantsev A.P., Kleev I.V., Akinshin R.N., Kalachanov V.V., Lapushkina

E.A. Economic security management methods at high-tech enterprises of the aircraft industry // Scientific journal "Innovations and Investments", No. 11, 2021, pp. 38 - 41.

6. Information management: Theoretical foundations of management auto-

mation. Textbook edited by V.D. Kalachanov and A.L. Ryzhko. - M.: Publishing house "Kind word", 2003.

7. Information management at an aircraft manufacturing enterprise. Textbook

under the scientific editorship of Doctor of Economics, prof. V.D. Kalachanov - M .: Ed. ed. Center of Federal State Unitary Enterprise NIISU, 2011.

8. Information management at the enterprise: Textbook / Kalachanov V.D.,

Ryzhko A.L., Rybnikov A.I., Shilov A.K., Jamay E.V., Ruzakov M.A., Ryzhko N.A. ; Edited by Dr. Econ. sciences, prof. V.D. Kalachanov. - M.: Publishing house MAI-PRINT, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kalachanov V.D., Ryzhko A.L., Rybnikov A.I., Shilov A.K., Information

management at the enterprise. Uch. manual GRIF UMO of the Ministry of Education and Science of Russia.- M .: publishing house "Kind word", 2006.

10. Kalachanov V.D., Kobko L.I. Economic efficiency of information technology implementation. Uch. allowance Vulture UMO of the Ministry of Education and Science of Russia. - M.: Publishing house MAI, 2006.

11. Kalachanov V.D., Kobko L.I. Study of control systems: a logistical aspect. Uch. allowance GRIF UMO Ministry of Education and Science of Russia. - M.: MAI Publishing House, 2006.

12. Kutafieva, L.V. Techniques and methods of business risk management / L.V. Kutafieva. — Text: direct // Young scientist. - 2013. - No. 10 (57). -S. 322-324.

13. Organization of production. Textbook for universities. Ed. Turovtsa O.G. -M .: Economics and Finance, 2002.

14. Organization of production of science-intensive products in the aircraft industry. Kalachanov V.D., Sorokin A.E., Turishcheva M.A. Textbook. -Kaluga: ed. KSU them. K,E. Tsiolkovsky, 2011

15. Ratnikova E.A., Demin S.S., Bondarev D.V., Sergeeva A.Yu. Technical regulation of innovative processes in the production of aviation equipment, taking into account the requirements of economic security // Scientific Bulletin of the State Research Institute of Civil Aviation, February 2016 No. 2 (325), - M .: Publishing House of the State Research Institute of Civil Aviation, 2016, p. 7-21.

16. Ratnikova E.A., Novikov S.N., Kalachanov V.V. Financial and economic security of the organization of production in high-tech sectors of the economy. Uch. allowance - M.: FGBNU "Analytical Center", 2016.

17. Ratnikova E.A. Development of an organizational and methodological mechanism for automating risk management at aircraft manufacturing enterprises // Scientific journal "Management Accounting", No. 6, 2021, UDC 658.5.

18. Risk management. Textbook for universities, ed. Orlova A.I. - M .: publishing house "Izumrud", 2003

19. Simonov. S.V. Modern concepts of information risk management // Com-

pulink, 2003.

20. Frolov V.G., Sidorenko Yu.A., Martynova T.S. Formation of a model for assessing and preventing risks in the context of digitalization of industrial enterprises // Economics, Entrepreneurship and Law. - 2021. - Volume 11. - No. 6. - S. 1547-1562.

CS CS

o

CS CS

o m m

X

<

m O X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.