Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РИСКОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ'

ВЛИЯНИЕ РИСКОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / РИСКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ / УКРУПНЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ратникова Е.А., Щеулина Т.В.

Предметом рассмотрения в данной статье выступает комплекс рисков цифровизации высокотехнологичных предприятий авиастроительной отрасли, перспективы модернизации методических подходов к анализу и оценке этих рисков с учетом предлагаемой классификации и экономических особенностей организации производства на данных высокотехнологичных предприятиях, влияние и взаимосвязи управления рисками цифровизации и конкурентоспособности, стратегического планирования и управления высокотехнологичными предприятиями авиастроительной отрасли, а также способы решения проблем риск-менеджмента в условиях развития цифровизации промышленности в целом и требований экономической безопасности. Под комплексом рисков цифровизации предприятий высокотехнологичных секторов промышленности предлагается понимать все риски технического, технологического, производственного, финансово-экономического и социально-экономического характера, сопутствующие цифровизации основных функциональных составляющих деятельности высокотехнологичных предприятий авиастроительной отрасли и приводящие к невозможности создания образцов наукоемкой высокотехнологичной продукции с заданными технико-экономическими характеристиками, эргономическими, экологическими и эксплуатационными показателями в сроки, указанные в утвержденных мероприятиях Федеральных целевых, ведомственных и других государственных программ [1]. При этом до сих пор не существует четкой и экономически обоснованной классификации основных рисков, сопутствующих процессам цифровизации как отдельных функциональных областей производственно-хозяйственной деятельности высокотехнологичных предприятий авиастроительной отрасли, так и цифровой трансформации данных предприятий в целом, что и обусловило актуальность настоящей статьи. В то же время цифровизация является сегодня одним из основных факторов повышения конкурентоспособности высокотехнологичных предприятий, поскольку предполагает активизацию использования всех основных составляющих производственного, информационного, в т.ч. интеллектуального, и финансового потенциала, а также выявление внутренних резервов и использование инновационного подхода в управлении ресурсами, процессами и событиями во внешней постоянно меняющейся конкурентной среде. В этой связи цифровизация является технологической частью и инструментом повышения конкурентоспособности высокотехнологичных предприятий [2]. Кроме того, одним из наиболее важных ресурсов цифровой экономики становится информация, поэтому информационная инфраструктура и информационная безопасность высокотехнологичных предприятий авиастроительной подотрасли также будут ключевыми факторами поддержания и развития их конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ратникова Е.А., Щеулина Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF DIGITALIZATION RISKS ON THE COMPETITIVENESS OF HIGH-TECH ENTERPRISES IN THE AIRCRAFT INDUSTRY

The subject of consideration in this article is the complex of risks of digitalization of high-tech enterprises of the aircraft industry, the prospects for modernization of methodological approaches to the analysis and assessment of these risks, taking into account the proposed classification and economic features of the organization of production at these high-tech enterprises, the impact and interrelationships of risk management of digitalization and competitiveness, strategic planning and management of high-tech enterprises of the aircraft industry, as well as ways to solve the problems of risk management in the context of the development of digitalization of industry as a whole and the requirements of economic security. Under the complex of risks of digitalization of enterprises of high-tech industrial sectors, it is proposed to understand all the risks of technical, technological, industrial, financial, economic and socio-economic nature, accompanying the digitalization of the main functional components of the activities of high-tech enterprises of the aircraft industry and leading to the impossibility of creating samples of high-tech high-tech products with specified technical and economic characteristics, ergonomic, environmental and operational indicators within the time specified in the approved measures of Federal target, departmental and other state programs [1]. At the same time, there is still no clear and economically justified classification of the main risks associated with the processes of digitalization of both individual functional areas of production and economic activity of high-tech enterprises of the aircraft industry and the digital transformation of these enterprises as a whole, which has determined the relevance of this article. Digitalization is today one of the main factors in increasing the competitiveness of high-tech enterprises, since it involves the activation of the use of all the main components of production, information, including intellectual, and financial potential, as well as the identification of internal reserves and the use of an innovative approach in the management of resources, processes and events in an external constantly changing competitive environment. In this regard, digitalization is a technological part and a tool for increasing the competitiveness of high-tech enterprises [2]. In addition, information is becoming one of the most important resources of the digital economy, so the information infrastructure and information security of high-tech enterprises of the aircraft manufacturing sub-sector will also be key factors in maintaining and developing their competitiveness.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РИСКОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ»

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-267-277

Е.А. Ратникова - к.э.н., доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», Ellepost@yandex.ru,

E.A. Ratnikova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department «Management of high-tech enterprises », FSBEI HE «Moscow Aviation Institute (National Research University)»;

Т.В. Щеулина - к.э.н., доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», Djasti@bk.ru,

T.V. Shceulina - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department «Management of high-tech enterprises », FSBEI HE «Moscow Aviation Institute (National Research University)».

ВЛИЯНИЕ РИСКОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ THE IMPACT OF DIGITALIZATION RISKS ON THE COMPETITIVENESS OF HIGH-TECH ENTERPRISES IN THE AIRCRAFT INDUSTRY

Аннотация. Предметом рассмотрения в данной статье выступает комплекс рисков цифрови-зации высокотехнологичных предприятий авиастроительной отрасли, перспективы модернизации методических подходов к анализу и оценке этих рисков с учетом предлагаемой классификации и экономических особенностей организации производства на данных высокотехнологичных предприятиях, влияние и взаимосвязи управления рисками цифровизации и конкурентоспособности, стратегического планирования и управления высокотехнологичными предприятиями авиастроительной отрасли, а также способы решения проблем риск-менеджмента в условиях развития цифровизации промышленности в целом и требований экономической безопасности.

Под комплексом рисков цифровизации предприятий высокотехнологичных секторов промышленности предлагается понимать все риски технического, технологического, производственного, финансово-экономического и социально-экономического характера, сопутствующие цифровизации основных функциональных составляющих деятельности высокотехнологичных предприятий авиастроительной отрасли и приводящие к невозможности создания образцов наукоемкой высокотехнологичной продукции с заданными технико-экономическими характеристиками, эргономическими, экологическими и эксплуатационными показателями в сроки, указанные в утвержденных мероприятиях Федеральных целевых, ведомственных и других государственных программ [1].

При этом до сих пор не существует четкой и экономически обоснованной классификации основных рисков, сопутствующих процессам цифровизации как отдельных функциональных областей производственно-хозяйственной деятельности высокотехнологичных предприятий авиастроительной отрасли, так и цифровой трансформации данных предприятий в целом, что и обусловило актуальность настоящей статьи.

В то же время цифровизация является сегодня одним из основных факторов повышения конкурентоспособности высокотехнологичных предприятий, поскольку предполагает активизацию использования всех основных составляющих производственного, информационного, в т.ч. интеллектуального, и финансового потенциала, а также выявление внутренних резервов и использование инновационного подхода в управлении ресурсами, процессами и событиями во внешней постоянно меняющейся конкурентной среде.

В этой связи цифровизация является технологической частью и инструментом повышения конкурентоспособности высокотехнологичных предприятий [2]. Кроме того, одним из наиболее важных ресурсов цифровой экономики становится информация, поэтому информационная инфраструктура и информационная безопасность высокотехнологичных предприятий авиастроительной подотрасли также будут ключевыми факторами поддержания и развития их конкурентоспособности.

Abstract. The subject of consideration in this article is the complex of risks of digitalization of hightech enterprises of the aircraft industry, the prospects for modernization of methodological approaches to the analysis and assessment of these risks, taking into account the proposed classification and economic features

of the organization of production at these high-tech enterprises, the impact and interrelationships of risk management of digitalization and competitiveness, strategic planning and management of high-tech enterprises of the aircraft industry, as well as ways to solve the problems of risk management in the context of the development of digitalization of industry as a whole and the requirements of economic security.

Under the complex of risks of digitalization of enterprises of high-tech industrial sectors, it is proposed to understand all the risks of technical, technological, industrial, financial, economic and socioeconomic nature, accompanying the digitalization of the main functional components of the activities of high-tech enterprises of the aircraft industry and leading to the impossibility of creating samples of high-tech high-tech products with specified technical and economic characteristics, ergonomic, environmental and operational indicators within the time specified in the approved measures of Federal target, departmental and other state programs [1].

At the same time, there is still no clear and economically justified classification of the main risks associated with the processes of digitalization of both individual functional areas of production and economic activity of high-tech enterprises of the aircraft industry and the digital transformation of these enterprises as a whole, which has determined the relevance of this article.

Digitalization is today one of the main factors in increasing the competitiveness of high-tech enterprises, since it involves the activation of the use of all the main components of production, information, including intellectual, and financial potential, as well as the identification of internal reserves and the use of an innovative approach in the management of resources, processes and events in an external constantly changing competitive environment.

In this regard, digitalization is a technological part and a tool for increasing the competitiveness of high-tech enterprises [2]. In addition, information is becoming one of the most important resources of the digital economy, so the information infrastructure and information security of high-tech enterprises of the aircraft manufacturing sub-sector will also be key factors in maintaining and developing their competitiveness.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, риски цифровизации, укрупненная классификация, конкурентоспособность, высокотехнологичные предприятия авиастроительной отрасли, методические подходы, риск-менеджмент, экономическая безопасность.

Keywords: digitalization, digital transformation, risks of digitalization, enlarged classification, competitiveness, high-tech enterprises of the aircraft industry, methodological approaches, risk management, economic security.

В современных инновационных и финансово-экономических условиях наблюдается состояние перехода подавляющего большинства предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности, в т.ч. и высокотехнологичных предприятий авиастроительной отрасли, на новые модели развития, которые подразумевают внедрение прогрессивных информационных технологий и систем или цифровизацию основных функциональных составляющих деятельности этих предприятий, а последующая глобальная цифровая трансформация становится важнейшей стратегией сохранения и развития конкурентоспособности для всех высокотехнологичных отраслей промышленности, одной из которых является авиастроение.

Проекты цифровизации, несомненно, относятся к категории инновационных и отличаются не только высокой стоимостью и технологичностью, но также и высокой степенью неопределенности [1].

Когда осуществляется проектирование, разработка или внедрение и модернизация информационных технологий и систем, возникновение сопутствующих рисков можно спровоцировать целым рядом факторов, которые связанны с данной системой.

К ним можно отнести:

- выбор неоптимальной функциональной составляющей или неправильного решения, направленного на цифровизацию; ошибки в плановой и проектной деятельности;

- несоответствие информационной инфраструктуры предприятия и принятого решения по цифровизации; ошибки при установке какой-либо системы;

- неграмотные консалтинговые услуги по выбору и внедрению информационных технологий и систем;

- ошибки в обучении персонала и др.

При эксплуатации информационной системы выделим следующие основные рискообра-зующие факторы:

- неэффективное или малоэффективное взаимодействие производственных и информационных структур;

- слабый потенциал применения внедренных цифровых технологий;

- невозможность собственными квалифицированными силами обеспечить должный уровень сопровождения и всестороннего развития информационных систем;

- ошибки, связанные с развитием информационных технологий и т.д.

Для предупреждения появления подобных угроз высокотехнологичные предприятия авиастроительной отрасли создают комплексные системы, интегрирующие так называемый риск-менеджмент. А также внутренний контроль и аудит, выполняемый в виде основной деятельности или в качестве средства поддержки информационных технологий и систем.

Рисков цифровизации и цифровой трансформации в целом очень много. Сюда стоит отнести и риск внутреннего контроля, а также риски информационной безопасности, операционный бизнес риск, персонала и нового продукта.

Цифровизация деятельности высокотехнологичных предприятий в целом или даже отдельного процесса - это эффективный инструмент, позволяющий выполнять управление рисками в программных продуктах. Но, как показывает практика, ожидания многих руководителей не оправдываются.

Большинству высокотехнологичных предприятий авиастроительной отрасли не удается достичь результатов качественного и эффективного планирования. Основная причина заключается в том, что успешная реализация проектной деятельности в области цифровизации и цифровой трансформации следует только после грамотного и четкого планирования. Уже начальный уровень каждого проекта должен показать, насколько сложной должна быть поставленная задача и ее реализация.

Второй немаловажный фактор - это компетентность и профессионализм сотрудников предприятия.

Отдельно стоит выделить риски, которые непосредственно связанны с проектной деятельностью в части цифровизации и цифровой трансформации (ИТ-проекты).

Риски ИТ-проектов могут быть самые разнообразные, но, в любом случае, они представляют собой общий результат деятельности заказчика и исполнителя.

Выбор классификации рисков цифровизации и цифровой трансформации будет зависеть от специфики ИТ-проекта и профессиональных предпочтений менеджера проекта. Одни и те же риски могут немного отличаться по содержанию для разных видов деятельности и разных типов проектов.

Но, в целом, риски ИТ-проектов можно классифицировать следующим образом:

1) технические риски. Практически в любом ИТ-проекте существуют риски, связанные с техникой (отказ и сбои в работе оборудования, ошибки в монтаже и т.п.);

2) риски оценки сроков. Для большинства ИТ-проектов (особенно в проектах по разработке и внедрению программного обеспечения) характерны ошибки в оценках сроков работ проекта;

3) иинтеграционные риски. Интеграционные риски в ИТ-проектах, особенно на крупных высокотехнологичных предприятиях, всегда высоки, поскольку любое ИТ решение должно быть интегрировано в существующую инфраструктуру. Наиболее характерны риски перехода на новую систему, которые включают в себя расходы на остановку предприятия во время внедрения ИТ-решений, обучение персонала и т.д.;

4) риски непринятия продукта проекта пользователями. Любой проект, в т.ч. в ИТ-сфере - это, в первую очередь, изменение технологии работы. Техническая составляющая любого проекта, безусловно важна, но не менее важна организационная часть;

5) коммерческие риски. Это, прежде всего, риски, связанные с выбором технологии и поставщика. Необходимо компетентно оценить конкурентоспособность и успешность технологии на рынке, ее актуальность на протяжении всего последующего жизненного цикла ИТ-проекта, доступность необходимого аппаратного и программного обеспечения, его качество, частоту модернизации и т.п. ;

6) риски несоблюдения технологии. Эти риски возникают в случае, если менеджер проекта имеет единоличное решение по рискам (идентификация, анализ, выбор метода реагирования). Чем больше и сложнее проект, тем выше данный риск.

Предлагаемая обобщенная классификация рисков цифровизации и цифровой трансформации высокотехнологичных предприятий авиастроительной отрасли представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Предлагаемая обобщенная классификация рисков цифровизации и цифровой трансформации высокотехнологичных предприятий авиастроительной отрасли

Внешние риски цифровизации Внутренние риски цифровизации

Природно-естественные (стихийные бедствия -пожаров, наводнений, землетрясений, ураганов и т.п.) Риски, связанные с управлением инфраструктурой предприятия (несоответствие информационной инфраструктуры предприятия и принятого решения по цифровизации; низкий уровень управления, ошибки в планировании и т.п.)

Техногенные (аварии и аварийные остановки предприятия, внезапное отключение электроэнергии, перебои в водоснабжении, и т.п.) Технические и технологические риски (изменения технологии и структуры основных производственных фондов, их функционального и экономического износа и т.п.)

Социально-политические (изменения в законодательстве, бюрократизм, политическая нестабильность, социально-экономическая напряженность, национальные, межэтнические столкновения, социально-культурные особенности и т.п.) Риски персонала или человеческий фактор (квалификационные, ошибки персонала, халатность, психологическая несовместимость и неприятие инноваций ит.п.)

Финансово-экономические (неустойчивость финансового рынка и национальной валюты, инфляция; потребность в инвестициях, потребительский спрос и т.п.) Организационные риски, вызванные ошибками менеджмента предприятий высокотехнологичных секторов экономики (в т.ч. при принятии решений), проблемами системы внутреннего контроля, плохо разработанными правилами работ и пр., риски, связанные с внутренней организацией работы конкретного предприятия)

Экологические (риски, связанные с загрязнением окружающей среды при внедрении новых технологий и систем и т.п.) Коммерческие риски (изменения объемов производства, конкурентоспособности предприятия; постоянных и переменных издержек, рентабельности производства, доходности инвестированного и собственного капитала; источников финансирования деятельности предприятия, стоимости заемного, привлеченного и размещенного капитала, рекламные риски и т.п.)

Региональные и отраслевые особенности развития (доступность источников энергии, наличие и стоимость рабочей силы в регионе и т.п.) Имущественные риски (потери имущества предприятия по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической систем и т.п.)

Форс-мажор Транспортные риски (риски, связанные с перевозками грузов транспортом, риски срыва поставок,

Далее в таблице 2 представлен перечень из шести самых часто встречающихся (ранжированных по частоте проявления) групп рисков цифровизации при внедрении и использовании информационных систем на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности (составленный в результате анализа данных консалтинговых опросов).

Управление рисками цифровизации на современных высокотехнологичных предприятиях авиастроительной подотрасли в целом является тщательно планируемым процессом.

При этом процесс управления рисками цифровизации и цифровой трансформации должен рассматриваться не как отдельно стоящая задача, требующая решения, а как часть изменения общей системы управления высокотехнологичным предприятием авиастроительной подотрасли, поскольку целью управления рисками цифровизации и цифровой трансформации, в конечном счете, является повышение эффективности высокотехнологичного производства и конкурентоспособности высокотехнологичных предприятий в целом за счет всестороннего контроля деятельности этих предприятий и максимальной отдачи от используемого методического подхода.

Таблица 2 - Основные риски цифровизации при внедрении и использовании информационных систем на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности (по данным консалтинговых опросов)

№ Наименование риска

1 Технические риски. Практически при любом внедрении программного продукта существуют риски, связанные с техникой (отказ и сбои в работе оборудования, ошибки в монтаже и т.п.).

2 Риски оценки сроков. Для большинства программных продуктов (особенно в проектах по разработке и внедрению программного обеспечения) характерны ошибки в оценках сроков работ проекта.

3 Интеграционные риски. Интеграционные риски, особенно в крупных компаниях, всегда высоки, поскольку любой программный продукт должен быть интегрирован в существующую инфраструктуру. Наиболее характерны риски перехода на новую систему, которые включают в себя расходы на остановку предприятия во время внедрения программного продукта, обучение персонала и т.д.

4 Риски непринятия продукта проекта пользователями. Любой проект - это в первую очередь изменение технологии работы. Техническая составляющая любого проекта, безусловно важна, но не менее важна организационная часть.

5 Коммерческие риски. Это риски, связанные с выбором технологии и поставщика. Необходимо оценить успешность технологии на рынке, ее актуальность на протяжении жизненного цикла программного продукта, доступность необходимого аппаратного и программного обеспечения, его качество, частоту модернизации.

6 Риски несоблюдения технологии. Эти риски возникают в случае, если менеджер проекта имеет единоличное решение по рискам (идентификация, анализ, выбор метода реагирования). Чем больше и сложнее проект, тем выше данный риск.

В результате формирования наиболее четкой и всеобъемлющей классификации рисков, сопутствующих цифровизации и цифровой трансформации высокотехнологичных предприятий авиастроительной подотрасли, можно также разработать и более эффективные методы оценки и управления данными рисками.

В то же время цифровизация является сегодня одним из основных факторов повышения конкурентоспособности высокотехнологичных предприятий, поскольку предполагает активизацию использования всех основных составляющих производственного, информационного, в т.ч. интеллектуального, и финансового потенциала, а также выявление внутренних резервов и использование инновационного подхода в управлении ресурсами, процессами и событиями во внешней постоянно меняющейся конкурентной среде.

В этой связи цифровизация является технологической частью и инструментом повышения конкурентоспособности высокотехнологичных предприятий. Цифровизация также повышает эффективность, снижает информационные затраты, ускоряется все основные бизнес-процессы, в том числе коммуникационные, способствует экономии времени при реагировании на вызовы рынка, на разработку и внедрение инноваций [2].

Кроме того, одним из наиболее важных ресурсов цифровой экономики становится информация, поэтому информационная инфраструктура и информационная безопасность высокотехнологичных предприятий авиастроительной подотрасли также будут ключевыми факторами поддержания и развития их конкурентоспособности.

Так, информационная инфраструктура обеспечивает формирование, функционирование и развитие единой информационной среды этих высокотехнологичных предприятий авиационной отрасли, а также средств информационного взаимодействия как отдельных подразделений этих предприятий, так и предприятий - смежников или партнеров, предприятий, входящих в состав корпораций и других субъектов экономической деятельности.

Основными компонентами информационной структуры высокотехнологичных предприятий авиастроительной подотрасли являются информационные ресурсы и средства информационного взаимодействия. К ним следует отнести, прежде всего, базы данных этих предприятий.

В эпоху глобальной цифровизации и цифровой трансформации информация становится наиболее важным и всеобщим фактором конкурентоспособности на всех рынках без исключения. Неограниченный доступ к большим объемам данных (Big Data) создает для предприятий уникальные конкурентные преимущества, прежде всего, за счет того, что они

получают возможность получать новые знания о передовых технологиях, направлениях развития, рынках, конкурентах, изменениях в нормативно-правовом обеспечении и др. То есть в данном случае можно говорить уже о наличии глобальных конкурентных преимуществ этих предприятий, которые практически недостижимы для других участников рынка [3]. Современные конкурентные преимущества высокотехнологичных предприятий также во многом определяются уровнем развития информационно-коммуникационных технологий.

Основные факторы развития конкурентоспособности высокотехнологичных предприятий авиастроительной подотрасли в условиях цифровизации и цифровой трансформации можно представить в виде таблицы, представленной далее (таблица 3).

Таблица 3 - Основные факторы развития конкурентоспособности высокотехнологичных предприятий авиастроительной отрасли в условиях цифровизации и цифровой трансформации

Внешние

1 2

Политические - общая политическая ситуация в стране, регионе; - государственная внешняя, торговая, таможенная, валютная и налоговая политика по экспорту и импорту; - санкции.

Экономические - уровень и перспективы развития экономики страны, региона, отрасли (подотрасли), корпорации; - налоги и льготы.

Природно-географические - природно-географические и климатические условия; - логистическая и транспортная инфраструктура.

Отраслевые - отраслевая эффективность организации отрасли (подотрасли); - степень унификации, стандартизации и сертификации отраслевой продукции (работ, услуг); - состояние инновационной активности, научно-технический потенциал отрасли (подотрасли); - основные характеристики отраслевого рынка по зрелости, конъюнктуре и отраслевым особенностям.

Внутренние

Структурные - формирование единой информационной среды предприятия; - производственная и оргструктура предприятия; - структура управления.

Информационные - уровень информационной обеспеченности подразделений, аналитических и управленческих систем; - создание заделов научно-технической информации; - цифровизация архивов и результатов интеллектуальной деятельности; - ведение актуальных БД (контрагентов и т.п.); - внедрение прогрессивных ИС; - проведение НИОКР; - качество информационной и нормативно методической базы; - мониторинг; - защита информации.

Кадровые - привлечение квалифицированного научного персонала; - повышение квалификации; - обучение персонала.

Технологические - состав и техническое состояние различных групп машин, оборудования, измерительных приборов, вычислительной техники и др.; - внедрение нового оборудования; - внедрение новых технологических процессов.

Материально-технические - качество и своевременная доставка на предприятие товарно-материальных запасов и ценностей; - ведение БД поставщиков; - информационное сопровождение логистики.

Продолжение таблицы

1 2

Финансовые - коммерциализация идей; - привлечение инвестиций; - грамотное распределение средств между проектами, а также распределение бюджетных средств на развитие науки, техники и инноваций; - обеспечение экономической безопасности предприятия.

Эксплуатационные - информационное сопровождение изделий по всему жизненному циклу; - качество изделий; - сервисное обслуживание и сопровождение; - организация продаж через интернет; - реклама в сети.

Деловые - репутация, имидж; - партнерские отношения в отрасли (подотрасли, корпорации).

Положительными эффектами от совокупного грамотного использования имеющихся на конкретном высокотехнологичном предприятии активов, технологий, труда и других основных составляющих научно-производственного потенциала является расширение производства и повышение эффективности его производственно-хозяйственной и финансовой деятельности на основе цифровизации как отдельных бизнес-процессов, так и деятельности предприятия в целом, увеличения его коммуникационных связей; повышение объема, качества и скорости передачи информации и принятия управленческих решений.

Кроме того, по мнению авторов статьи, наиболее перспективными путями обеспечения конкурентоспособности высокотехнологичных предприятий авиастроительной подотрасли также должны стать создание и развитие инновационной ориентации, внедрение прогрессивных систем менеджмента качества и информационных технологий и систем, осуществление постоянного цифрового мониторинга и диагностики внешней и внутренней среды, формирование положительной деловой репутации и расширение партнерских связей.

Что же касается решения задач повышения конкурентоспособности высокотехнологичных предприятий авиастроительной подотрасли с точки зрения внедрения информационных технологий и систем, то следует внедрять интегрированные цифровые технологий: интеллектуальные устройства и промышленный интернет вещей, цифровые копии (цифровой двойник), Big Data, нейросети, искусственный интеллект, облачные технологии, роботов, аддитивное производство и 3D-печать, виртуальную и дополненную реальность; технологии Bio Tech, GovTech, CRM & BPM [4].

Цифровизация, помимо всего прочего, также является еще и инструментом диагностики, мониторинга и анализа состояния факторов и перспектив. Здесь важнейшим условием является непрерывный мониторинг состояния внешней и внутренней среды высокотехнологичных предприятий авиастроительной подотрасли: применение современных диагностических методов позволит постоянно осуществлять контроль за состоянием предприятия и изучать воздействие составляющих внешней среды на его экономическую и информационную безопасность.

Итак, повышение конкурентоспособности высокотехнологичных предприятий авиастроительной подотрасли на отраслевых и международных рынке связано, прежде всего, с выявлением внутренних резервов этих предприятий и грамотным управлением ими, с эффективным использованием новых информационных технологий и систем, снижением затрат, расширением ассортимента и позиций на рынке на основе процессных и продуктовых инноваций, с качеством принятия управленческих решений, трансформацией и развитием единой информационной среды развития предприятий.

Кроме того, дополнительными факторами повышения конкурентоспособности высокотехнологичных предприятий авиастроительной подотрасли в условиях цифровизации и цифровой трансформации является создание и эксплуатация электронно-сетевых институтов, реализующих новые возможности (индустрия информации, электронная демократия, электронное правительство, политический краудсорсинг). Стратегически важной задачей остается также

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

создание цифровых платформ управления экономикой, для поддержки стартапов, развития инновационных предприятий с ориентацией на международные рынки, введение сквозной автоматизации всех основных производственно-экономических отношений, мобилизация знаний и компетенций, расширение занятости в высокотехнологичных отраслях [23].

Далее рассмотрим влияние основных рисков цифровизации на конкурентоспособность высокотехнологичных предприятий авиастроительной подотрасли (таблица 4).

Таблица 4 - Влияние основных рисков цифровизации на конкурентоспособность высокотехнологичных предприятий авиастроительной отрасли

Риск Влияние

Внешние

Технические риски. Практически при любом внедрении программного продукта существуют риски, связанные с техникой (отказ и сбои в работе оборудования, ошибки в монтаже и т.п.). Отказ и сбои в работе оборудования, ошибки в монтаже и т.п. могут привести к сбоям основного и вспомогательного производственного процесса, что негативно отразится на выполнении производственных и стратегических планов предприятия, а также к потере значимой информации, разрывам контрактов и т.п.

Риски оценки сроков. Для большинства программных продуктов (особенно в проектах по разработке и внедрению программного обеспечения) характерны ошибки в оценках сроков работ проекта. Ошибки в оценках сроков основных этапов работ проекта могут привести к задержке внедрения новых технологий и оборудования, и как следствие к задержке реализации производственных и стратегических планов предприятия.

Интеграционные риски. Интеграционные риски, особенно в крупных компаниях, всегда высоки, поскольку любой программный продукт должен быть интегрирован в существующую инфраструктуру. Наиболее характерны риски перехода на новую систему, которые включают в себя расходы на остановку предприятия во время внедрения программного продукта, обучение персонала и т.д. Неграмотный расчет расходов на остановку предприятия во время внедрения программного продукта, обучение персонала и т.д. может повлечь за собой сбои основного и вспомогательного производственного процесса, срывы в цепочках поставок материальных ресурсов, ошибки и текучесть персонала, снижение информационной безопасности в части защиты данных предприятия и т.д.

Риски непринятия продукта проекта пользователями. Любой проект - это в первую очередь изменение технологии работы. Техническая составляющая любого проекта, безусловно, важна, но не менее важна организационная часть. Риски непринятия продукта проекта пользователями могут повлечь за собой рост числа ошибок, связанных с человеческим фактором, что негативно отразится на качестве продукции (работ, услуг), сроках реализации производственных и стратегических планов предприятия, а также имидже предприятия.

Коммерческие риски. Это риски, связанные с выбором технологии и поставщика. Необходимо оценить успешность технологии на рынке, ее актуальность на протяжении жизненного цикла программного продукта, доступность необходимого аппаратного и программного обеспечения, его качество, частоту модернизации. Реализация рисков, связанных с выбором поставщика, может привести к разрыву договоров и контрактов, что чревато срывом производственных и стратегических планов предприятия, а также потерями качества производимой продукции (работ, услуг). Неграмотно выбранная (отсталая) технология приведет к потере преимуществ перед конкурентами опять-таки в части качества производимой продукции (работ, услуг), возможности скорой модернизации и информационного сопровождения, а также в части имиджа предприятия.

Риски несоблюдения технологии. Эти риски возникают в случае, если менеджер проекта имеет единоличное решение по рискам (идентификация, анализ, выбор метода реагирования). Чем больше и сложнее проект, тем выше данный риск. Риски несоблюдения технологии и авторитарного стиля руководства в части управления рисками проектов может привести не только к задержке сроков их реализации, но и к полному их провалу (вплоть до банкротства).

Как видно из данной таблицы оценка угроз конкурентоспособности является одним из наиболее значимых условий успешной цифровизации и цифровой трансформации высокотехнологичных предприятий авиастроительной подотрасли.

С одной стороны, внедрение цифровых технологий в производственно-хозяйственную и финансовую деятельность высокотехнологичных предприятий авиастроительной подотрасли является источником их экономического роста, обеспечивает оптимизацию НИОКР и произ-

водства, повышает производительность труда, оптимизирует производственные, трудовые и материальные издержки, повышает инновационную активность предприятий в целом и т.п.

С другой стороны, следует охарактеризовать основные минусы цифровизации высокотехнологичных предприятий авиастроительной отрасли.

Во-первых, стоит отметить, что число правонарушений с внедрением цифровизации в деятельность этих предприятий может существенно увеличиться. Это обусловлено размерами и важностью баз данных высокотехнологичных предприятий и созданием информационных инфраструктур в рамках корпораций, отраслей и подотраслей, что будет представлять определенный интерес с точки зрения конкурентов и промышленного шпионажа.

Во-вторых, цифровизация и цифровая трансформация высокотехнологичных предприятий авиастроительной отрасли позволит снизить количество человеческих ошибок, но увеличит количество отказов и сбоев в работе оборудования и информационных систем, что также может привести к удручающим последствиям.

В-третьих, неприятие и непонимание цифровизации и цифровой трансформации пользователями (как сотрудниками предприятии, так и потенциальными потребителями) могут повлечь за собой как рост числа ошибок, связанных с человеческим фактором, в том числе намеренных, так и отказ потенциальных потребителей от сотрудничества (в том числе из-за сложности восприятия и дополнительных затрат на обучение). Вывод

В целом же снижение вероятности проявления рисковых ситуаций, связанных с процессами цифровизации и цифровой трансформации в деятельности предприятий высокотехнологичных предприятий авиастроительной отрасли требует разработки действенного методического подхода к оценке рисков цифровизации и цифровой трансформации и выбора на этой основе соответствующих управленческих решений, связанных с их минимизацией.

Источники:

1. Ратникова Е.А., Новиков С.Н., Калачанов В.В. Финансово-экономическая безопасность организации производства в высокотехнологичных секторах экономики. Уч. пособ. - М.: ФГБНУ «Аналитический центр», 2016.

2. Антонова А. А., Саулин А. Д. Методические аспекты оценки конкурентоспособности предприятий / Современный менеджмент: проблемы и перспективы: Сборник статей по итогам XVI международной научно-практической конференции «Современный менеджмент: проблемы и перспективы» / под ред. Е. А. Горбашко, И. В. Федосеева. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2021. 933 с. С. 111-117.

3. Информационный менеджмент на предприятии: Учебник / Калачанов В.Д., Рыжко А.Л., Рыбников А.И., Шилов А.К., Джамай Е.В., Рузаков М.А., Рыжко Н.А.; Под редакцией д-ра экон. наук, проф. В.Д. Калачанова. - М.: Изд-во МАИ-ПРИНТ, 2012.

4. Информационный менеджмент на предприятии авиастроения. Учебник под научной редакцией д.э.н., проф. В.Д. Калачанова - М.: Ред. изд. центр ФГУП НИИСУ, 2011.

5. Организация производства наукоемкой продукции в авиастроении. Калачанов В.Д., Сорокин А.Е., Турищева М.А. Учебник.- Калуга: изд. КГУ им. К.Э. Циолковского, 2011 г.

6. Калачанов В.Д., Рыжко А.Л., Рыбников А.И., Шилов А.К., Информационный менеджмент на предприятии. Уч. пособие ГРИФ УМО Минобрнауки России.- М.: изд-во «Доброе слово», 2006.

7. Калачанов В.Д., Кобко Л.И. Экономическая эффективность внедрения информационных технологий. Уч. пособ. Гриф УМО Минобрнауки России. - М.: Изд-во МАИ, 2006.

8. Калачанов В.Д., Кобко Л.И. Исследование систем управления: логистический аспект. Уч. пособие ГРИФ УМО Минобрнауки России. - М.: Изд-во МАИ, 2006.

9. Информационный менеджмент: Теоретические основы автоматизации управления. Учебное пособие под редакцией В.Д. Калачанова и А.Л. Рыжко. - М.: Изд-во «Доброе слово», 2003.

10.Ратникова Е.А., Демин С.С., Бондарев Д.В., Сергеева А.Ю. Техническое регулирование инновационных процессов при производстве авиационной техники с учетом требований экономической безопасности // Научный вестник ГосНИИГА, февраль 2016 № 2 (325), - М.: Изд-во ГосНИИГА, 2016, с. 7-21.

11.Ратникова Е.А. Разработка организационно-методического механизма автоматизации управления рисками на предприятиях авиастроения // Научный журнал «Управленческий учет», № 6, 2021, УДК 658.5.

12.Кутафьева, Л. В. Приемы и методы управления предпринимательскими рисками / Л. В. Кута-фьева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2013. - № 10 (57). - С. 322-324.

13.Симонов. С.В. Современные концепции управления информационными рисками // Компь-юлинк, 2003 г.

14.Фролов В.Г., Сидоренко Ю.А., Мартынова Т.С. Формирование модели оценки и предупреждения рисков в условиях цифровизации промышленных предприятий // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - Том 11. - № 6. - С. 1547-1562.

15. Организация производства. Учебник для ВУЗов. Под ред. Туровца О.Г. - М.: Экономика и финансы, 2002.

16. Риск-менеджмент. Учебник для ВУЗов под ред. Орлова А.И. - М.: изд-во «Изумруд», 2003 г.

17.Балабанов И. Т. Риск-менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2006.

18.Васин С.М. Управление рисками на предприятии: учебное пособие / С. М. Васин, В. С. Шутов. - М.: КНОРУС, 2010.

19.Асаул В.В., Кощеев В.А., Цветков Ю.А. Оценка конкурентоспособности организаций в условиях цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. 2020. № 1. С. 533-547.

20.Габалова Е.Б., Тегетаева О.Р. Конкурентоспособность предприятий в условиях цифровой экономики // Modem Science. 2021. № 6-2. С. 42-44.

21. Морозов М.А., Морозова Н.С. Ключевые факторы конкурентоспособности в условиях цифровой экономики // Теория и практика развития предпринимательства: современные концепции, цифровые технологии и эффективная система. Материалы VI Международного научного конгресса. Под научной редакцией А. В. Шарковой, О. Н. Васильевой, Б. Оторовой. 2018. С. 380-383.

22.Никулин Р.А. Трансформация факторов конкурентоспособности в условиях цифровой экономики // Вестник РУК. 2019. № 1 (35). С. 56-64.

23.Бабанов, А.Б. Факторы повышения конкурентоспособности предприятия в условиях цифровой трансформации / А.Б. Бабанов, Р.Х. Шаваев. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 50 (392). - С. 427-430. - URL: https://moluch.ru/archive/392/86575/ (дата обращения: 31.01.2022).

References:

1. Ratnikova E.A., Novikov S.N., Kalachanov V.V. Financial and economic security of the organization of production in high-tech sectors of the economy. Uch. posob. - M.: FGBNU "Analytical Center", 2016.

2. Antonova A. A., Saulin A.D. Methodological aspects of assessing the competitiveness of enterprises / Modern management: problems and prospects: Collection of articles on the results of the XVI International scientific and practical conference "Modern management: problems and prospects" / edited by E. A. Gorbashko, I. V. Fedoseev. St. Petersburg: Publishing House of SPbGEU, 2021. 933 pp. 111-117.

3. Information management at the enterprise: Textbook / Kalachanov V.D., Ryzhko A.L., Rybnikov A.I., Shilov A.K., Jamai E.V., Ruzakov M.A., Ryzhko N.A.; Edited by Dr. of Economics, Prof. V.D. Kalachanov. - M.: Publishing House MAI-PRINT, 2012.

4. Information management at the aircraft manufacturing enterprise. Textbook under the scientific editorship of Doctor of Economics, prof. V.D. Kalachanov - M.: Ed. publishing Center of FSUE NIISU, 2011.

5. Organization of production of high-tech products in the aircraft industry. Kalachanov V.D., Sorokin A.E., Turishcheva M.A. Textbook.- Kaluga: ed. K.E. Tsiolkovsky KSU, 2011.

6. Kalachanov V.D., Ryzhko A.L., Rybnikov A.I., Shilov A.K., Information management at the enterprise. The textbook of the GRYPH of the Ministry of Education and Science of Russia.- M.: publishing house "Good Word", 2006.

7. Kalachanov V.D., Kobko L.I. Economic efficiency of information technology implementation. Teaching aid. Vulture of the Ministry of Education and Science of Russia. - M.: Publishing House of MAI, 2006.

8. Kalachanov V.D., Kobko L.I. The study of management systems: a logistical aspect. Textbook of the GRYPH of the Ministry of Education and Science of Russia. - M.: Publishing House of MAI, 2006.

9. Information management: Theoretical foundations of control automation. Textbook edited by V.D. Kalachanov and A.L. Ryzhko. - M.: Publishing house "Good Word", 2003.

10.Ratnikova E.A., Demin S.S., Bondarev D.V., Sergeeva A.Yu. Technical regulation of innovative processes in the production of aviation equipment taking into account the requirements of economic security // Scientific Bulletin of GosNIIGA, February 2016 No. 2 (325), - Moscow: Publishing House of GosNIIGA, 2016, pp. 7-21.

11.Ratnikova E.A. Development of an organizational and methodological mechanism for automating risk management at aircraft manufacturing enterprises // Scientific journal "Management Accounting", No. 6, 2021, UDC 658.5.

12.Kutafyeva, L. V. Techniques and methods of business risk management / L. V. Kutafyeva. - Text: direct // Young scientist. - 2013. - № 10 (57). - Pp. 322-324.

13.Simonov. S.V. Modern concepts of information risk management // Kompyulink, 2003.

14.Frolov V.G., Sidorenko Yu.A., Martynova T.S. Formation of a risk assessment and prevention model in the conditions of digitalization of industrial enterprises // Economics, Entrepreneurship and Law. -2021. - Volume 11. - No. 6. - pp. 1547-1562.

15.Organization of production. Textbook for universities. Ed. Turovtsa O.G. - M.: Economics and Finance, 2002.

16.Risk management. Textbook for universities ed. Orlova A.I. - M.: Izd-vo "Izumrud", 2003.

17.Balabanov I. T. Risk management. - M.: Finance and Statistics, 2006.

18.Vasin S.M. Risk management at the enterprise: a textbook / S. M. Vasin, V. S. Shutov. - M.: KNORUS, 2010.

19.Asaul V.V., Kosheev V.A., Tsvetkov Yu.A. Assessment of the competitiveness of organizations in the digital economy // Issues of innovative economy. 2020. No. 1. pp. 533-547.

20.Gabalova E.B., Tegetaeva O.R. Competitiveness of enterprises in the digital economy // Modern Science. 2021. № 6-2. pp. 42-44.

21.Morozov M.A., Morozova N.S. Key factors of competitiveness in the digital economy // Theory and practice of entrepreneurship development: modern concepts, digital technologies and an effective system. Materials of the VI International Scientific Congress. Under the scientific editorship of A.V. Sharkova, O. N. Vasilyeva, B. Otorova. 2018. pp. 380-383.

22.Nikulin R.A. Transformation of competitiveness factors in the digital economy // Bulletin of HANDS. 2019. No. 1 (35). pp. 56-64.

23.Babanov, A.B. Factors of increasing the competitiveness of an enterprise in the conditions of digital transformation / A.B. Babanov, R.H. Shavaev. - Text: direct // Young scientist. - 2021. - № 50 (392). - Pp. 427-430. - URL: https://moluch.ru/archive/392/86575 / (accessed: 31.01.2022).

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-277-281

Т.А. Сапунова - к.э.н., доцент, кафедра Государственного и корпоративного управления, Институт цифровой экономики и управления бизнес-процессами, НАН ЧОУ ВО Академия маркетинга и социально-информационных технологий -ИМСИТ, zipow@mail.ru,

TA. Sapunova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State and Corporate Governance, Institute of Digital Economy and Business Process Management, NAS CHOU VO Academy of Marketing and Socio-Information Technologies - IMSIT.

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE CONSTRUCTION BUSINESS IN RUSSIA

Аннотация. Работа посвящена анализу развития строительного бизнеса в России, так как объемы строительных работ влияют не только на развитие экономики страны, но и на реализацию различных социальных проектов. В статье показана динамика развития строительного бизнеса с учетом пандемии. Несмотря на пандемию и связанные с ней сложности экономического характера, отечественный строительный комплекс смог вопреки всем пессимистичным прогнозам преодолеть планку ввода жилья в 80 млн «квадратов». Всего же за 2020 год было выполнено строительных работ на 9,5 трлн рублей. В статье предоставлена структура строительных работ в 2020 году по направлениям, например таким как мосты и тоннели, автодороги, жилые здания и другие. Также определена доля инвестиций в основной капитал строительства: жилых зданий, нежилых сооружений, транспорт и другое. Представлены данные о распределение строительных работ по федеральным округам в 2016-2020 годах. Где лидером по объему строительных работ в 2020 году является Центральный федеральный округ. А анализ строительных работ по регионам страны показал, что в 2020 году Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.