Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАСТРОЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАСТРОЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВИАЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олейникова М.В., Сорокин А.Е., Ковтун С.А.

В статье авторами разрабатывается организационно-экономический механизм развития производственного потенциала предприятий авиастроения в условиях цифровой экономики. Особо отмечается необходимость восстановления производственного потенциала авиационной промышленности Российской Федерации, частично утраченной в результате кризисных явлений, наблюдаемых как в мире, так и в Российской Федерации. Согласно представленному в исследовании анализу организационно-экономических механизмов влияния материально-технической базы на производственно-экономические показатели предприятий авиастроения, авторами сделан вывод о том, что устоявшееся мнение о том, что техническая модернизация авиационной промышленности приведет к значительному росту производительности труда является неверным, так как не производительность оборудования, трудоемкость изготовления продукции и др. является ключевой проблемой авиационной промышленности. В связи с чем, авторами предложены ключевые методологические принципы, которые позволят значительно повысить эффективность развития материально-технической базы российского авиастроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Олейникова М.В., Сорокин А.Е., Ковтун С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF AN ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM FOR THE DEVELOPMENT OF THE PRODUCTION POTENTIAL OF AIRCRAFT MANUFACTURING ENTERPRISES IN THE DIGITAL ECONOMY

In the article, the authors develop an organizational and economic mechanism for the development of the production potential of aircraft manufacturing enterprises in the digital economy. The need to restore the production potential of the aviation industry of the Russian Federation, partially lost as a result of the crisis phenomena observed both in the world and in the Russian Federation, is especially noted. According to the analysis of the organizational and economic mechanisms of the influence of the material and technical base on the production and economic indicators of aircraft manufacturing enterprises presented in the study, the authors concluded that the established opinion that the technical modernization of the aviation industry will lead to a significant increase in labor productivity is incorrect, since not equipment productivity, labor intensity of production, etc. is the key problem of the aviation industry. In this connection, the authors have proposed key methodological principles that will significantly increase the efficiency of the development of the material and technical base of the Russian aircraft industry.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАСТРОЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

Разработка организационно-экономического механизма развития производственного потенциала предприятий авиастроения в условиях цифровой экономики

Олейникова Мария Владимировна,

ассистент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»

Сорокин Андрей Евгениевич,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»

Ковтун Сергей Александрович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»

В статье авторами разрабатывается организационно-экономический механизм развития производственного потенциала предприятий авиастроения в условиях цифровой экономики. Особо отмечается необходимость восстановления производственного потенциала авиационной промышленности Российской Федерации, частично утраченной в результате кризисных явлений, наблюдаемых как в мире, так и в Российской Федерации. Согласно представленному в исследовании анализу организационно-экономических механизмов влияния материально-технической базы на производственно-экономические показатели предприятий авиастроения, авторами сделан вывод о том, что устоявшееся мнение о том, что техническая модернизация авиационной промышленности приведет к значительному росту производительности труда является неверным, так как не производительность оборудования, трудоемкость изготовления продукции и др. является ключевой проблемой авиационной промышленности. В связи с чем, авторами предложены ключевые методологические принципы, которые позволят значительно повысить эффективность развития материально-технической базы российского авиастроения. Ключевые слова: авиация, производственный потенциал, цифровая экономика, Россия.

Возрождение российской авиационной промышленности требует не только создания современной конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на рынке, но и восстановления производственного потенциала предприятий, частично утраченного за годы кризисного существования. Планирование развития производственного потенциала авиастроительных предприятий нуждается в современном научном обеспечении. Разработка программ технического перевооружения предприятий сопряжена с анализом большого объема информации и принятием многокритериальных решений. В то же время, и разработать, и реализовать эти программы необходимо в сжатые сроки. Целесообразна автоматизация планирования развития производственного потенциала подотрасли авиастроения. Однако для этого необходимо выработать формальные правила определения потребного набора технологий и оборудования, объема потребных капитальных вложений, и разрешения противоречий между различными критериями развития материально-технической базы авиастроительных предприятий. Возникает проблема анализа экономической эффективности информационных технологий, предназначенных для поддержки принятия решений. При этом необходимо учитывать влияние процессов кардинальной производственной реструктуризации, происходящей в отечественном авиастроении, а также специфику производства продукции двойного и оборонного назначения.

Для выработки научно обоснованных решений в сфере развития материально-технической базы авиастроения необходимо комплексное представление о взаимосвязи состояния и развития материально-технической базы, с одной стороны, и эффективности работы предприятий подотрасли - с другой. Последняя характеризуется целым набором показателей - как абсолютных (объемы выпуска, прибыль и т.п.), так и относительных (рентабельность, фондоотдача, производительность труда и т.п.).

Предприятия авиастроительной подотрасли нуждаются в коренном техническом перевооружении. Анализ состояния парка производственного и экспериментально-стендового оборудования предприятий подотрасли показал, что значительная доля многих видов оборудования эксплуатируется в течение 20 и более лет (металлорежущего, кузнечно-прессового, сборочно-монтажного и экспериментально-стендового - порядка 80%; литейного, сварочного, оборудования для термообработки и оборудования для обработки неметаллов -60-70%). Доля гальванического оборудования, эксплуатируемого до 10 лет, достигает 50%. Однако более значимым, по сравнению с физическим износом (который, вопреки распространенному стереотипу, может быть невелик в силу малой загрузки оборудования на протяжении двух кризисных десятилетий), является моральный

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

износ. Чрезвычайно низок уровень автоматизации оборудования. В сварочном производстве около 8% единиц оборудования представляет собой автоматы и полуавтоматы; около 10% металлорежущих станков оборудовано ЧПУ. Уровень автоматизации иных видов оборудования существенно ниже. Велик и физический износ пассивной части основных фондов. Степень износа зданий производственного назначения, занимаемых предприятиями авиастроительной отрасли, составляет от 30% до 87%; административных зданий - от 12% до 87%; инженерных коммуникаций - от 9% до 65%.

На рисунке 1 систематизированы возможные механизмы влияния материально-технической базы на эко-

номические показатели работы авиастроительных предприятий. Детальный технико-экономический анализ (в т.ч. анализ трудоемкости основных видов производств в составе авиастроительных предприятий) показал, что, вопреки распространенному стереотипу, само по себе техническое перевооружение российского авиастроения не приведет к кардинальному росту производительности труда, поскольку основные причины низкой производительности труда на российских предприятиях непосредственно не связаны с малой производительностью оборудования, большой трудоемкостью изготовления изделий и т.п.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАСТРЕНИЯ

стендовая база и МТБ опытного производства

МТБ серийного производства

Создание новык типов авиационных изделий

Возможности реализации критических технологий

Качество изделий и сервисных услуг

ПРОДУКЦИЯ АВИАСТРОЕНИЯ

Авиационные изделия

ТОиРи другие послепродажные услуги_

Трудоемкость, материалоемкость, ь энергоемкость производства

Объем основных производственных

Конкурентоспособность продукции

ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАСТРОЕНИЯ

• Затраты на оплату труда '

• Материальные затраты (включая Себестоимость

затраты на энергоресурсы)

производства

• Амортизационные отчисления__

• Уровень производственных N

мощностей

(с учетом динамики развития) Выпуски

>-

выручка

• Платежеспособный спрос

на продукцию

Рисунок 1 - Анализ организационно-экономических механизмов влияния материально-технической базы на производственно-экономические показатели предприятий авиастроения Источник: составлено авторами.

Статистический анализ производственно-экономических показателей авиастроительных предприятий ведущих зарубежных стран показал, что затраты на создание и поддержание материально-технической базы составляют не более 5-10% себестоимости продукции. Однако такой уровень достижим лишь при условии обеспечения массового выпуска продукции, а также проведения производственной реструктуризации, предусматривающей отказ от реализации полного производственного цикла на каждом предприятии, специализации предприятий в масштабах отрасли и их кооперации для производства конкретных финальных авиационных изделий. Такая концепция производственной реструктуризации была детально исследована в трудах ряда отечественных и зарубежных ученых. Переход к новой структуре подотрасли позволяет сократить потребный объем инвестиций в техническое перевооружение на 40-60% (при заданном уровне производственных мощностей отрасли в целом) благодаря исключению дублирования целого ряда инвестиционных затрат, выделению общеотраслевых центров технологической компетенции, в которых обеспечивается полноценная загрузка дорогостоящего современного оборудования.

Также не нашли подтверждения гипотезы о решающем влиянии технического перевооружения на материалоемкость продукции и коэффициент материальных

затрат и о существенных резервах снижения энергоемкости производства благодаря внедрению новых технологий. Таким образом, основными факторами, определяющими влияние материально-технической базы на конкурентоспособность продукции и производственно-экономические показатели авиастроительных предприятий, являются:

- уровень производственных мощностей и стендовой базы, с учетом динамики их развития, определяющей возможности своевременной разработки и освоения выпуска авиационных изделий;

- технический уровень оборудования, определяющий возможности реализации критических технологий, необходимых для обеспечения конкурентоспособности авиационных изделий.

В основу методов разработки программ развития производственного потенциала предприятий авиастроения должны быть положены следующие методологические принципы:

1) Соответствие стратегическим целям развития подотрасли. Развитие производственного потенциала, в т.ч. материально-технической базы предприятий авиастроения - не самоцель, оно в принципе не может иметь внутренних, собственных индикаторов и критериев эффективности. Развитие производственного потенциала должно обеспечивать реализацию производ-

ственных планов отрасли. Соответственно, эффективность использования материально-технической базы, эффективность альтернативных программ ее развития следует определять, прежде всего, с позиций реализации стратегии развития отрасли: выполнения производственных планов в части объемов и сроков выпуска продукции, ее качества и конкурентоспособности, обеспечения рентабельности предприятий.

2) Гибкость, устойчивость к рискам, диверсификация. Реализация производственных планов подотрасли сопряжена с целым рядом рисков. Поэтому еще одна цель технологического перевооружения предприятий авиастроения - их превращение в современные центры технологической компетенции, конкурентоспособные на мировом рынке производственных услуг и высокотехнологичных комплектующих авиационных изделий.

3) Согласованность с развитием других составляющих потенциала отрасли - кадрового, научно-технологического, организационного и др. Успешно реализуемы лишь комплексные программы и стратегии. Помимо развития основных производственных фондов, необходимо развитие системы менеджмента качества, информационных систем и т.п. С одной стороны, развитие материально-технической базы предприятий должно быть обеспечено квалифицированным персоналом, подкреплено необходимыми организационными изменениями в авиастроительной подотрасли. С другой стороны, материально-техническая база должна обеспечивать не только производство современной и перспективной продукции, но также разработку, доводку и испытание будущих новых поколений авиационной техники, создание фундаментального научного и технологического заделов.

4) Реализуемость, ресурсная обеспеченность. Развитие материально-технической базы предприятий авиастроения неизбежно будет осуществляться в условиях ограниченности ресурсов - финансовых, временных и т.д. В связи с этим, практически неизбежны противоречия между соображениями реализации отдельных проектов. Необходим анализ реализуемости программ развития материально-технической базы, а, следовательно - и производственных планов отрасли, в рамках имеющихся ограничений. Если окажется, что они нереа-лизуемы в полном объеме одновременно, необходим обоснованный выбор приоритетных проектов с учетом соображений реализации генеральной стратегии развития российской авиационной промышленности.

5) Непрерывность. Стратегическое планирование развития материально-технической базы подотрасли -это не разовый акт, а непрерывный процесс, сопровождающий это развитие и управляющий им. По мере достижения поставленных целей, программа развития материально-технической базы должна строиться на последующие периоды времени, по принципу скользящего планирования, а по мере изменения ситуации - оперативно корректироваться.

Выше перечислены основные методологические принципы, которым необходимо руководствоваться в ходе разработки программы развития материально-технической базы российского авиастроения. Основной проблемой на современном этапе является системная реализация первого из этих принципов - соответствия программы развития производственного потенциала стратегии развития авиастроительной подотрасли. Выявлены следующие типовые виды противоречий между

различными критериями эффективности развития производственного потенциала предприятий авиастроения:

а) противоречие между потребным объемом инвестиций в развитие материально-технической базы и длительностью разработки программы технического перевооружения (в т.ч. детального анализа производственной структуры, во избежание дублирования затрат);

б) противоречие между реализацией текущих и перспективных проектов;

в) противоречие между эффективностью использования сервисных мощностей и качеством послепродажного обслуживания.

Для рационального разрешения перечисленных противоречий необходимо руководствоваться расчетами, позволяющими оценить влияние противоречивых критериев на генеральную цель развития авиастроительной подотрасли, и найти оптимальный баланс между ними. Ниже описаны подходы к разрешению двух последних из описанных выше типов противоречий.

При оценке эффективности инвестиционных проектов поддержания производства современных и т.н. переходных типов авиационных изделий, эти проекты следует рассматривать не изолированно, а как элементы общей стратегии сохранения присутствия на рынках и выхода на новые рынки. Предлагается сопоставлять по каждому типу «переходных» авиационных изделий следующие оценки:

• потребный объем инвестиций в сохранение/восстановление производства «переходных» изделий;

• плановые объемы продаж, выручку и прибыль от продажи и послепродажного обслуживания «переходных» изделий;

• объемы продажи перспективных изделий соответствующих классов при наличии и в отсутствие «якорного» рынка, сохраненного благодаря реализации «переходных» типов изделий, соответствующие объемы выручки и прибыли от их продажи и послепродажного обслуживания.

Пессимистической, нижней оценкой емкости «якорного» рынка можно считать количество проданных изделий «переходных» типов. Однако в ряде случаев продажа даже небольшого количества изделий «переходного» типа позволяет заказчику избежать смены поставщика авиатехники и создает предпосылки для продажи тем же производителем (в данном случае - отечественными авиастроителями) существенно большего числа изделий перспективного типа в будущем. Соответствующие количественные оценки можно получить, анализируя график выбытия и замены воздушных судов в парках конкретных заказчиков, с учетом затрат на ТОиР, средства наземного обслуживания, обучение персонала и т.п.

Литература

1. Ефимова Н.С. Формирование методов информационной поддержки процессов разработки наукоемкой продукции в условиях информационной безопасности предприятия // Всероссийский научный журнал «Вестник московского авиационного института». - 2015. - т. 22. -№2. - С. 214-220.

2. Калачанов В.Д., Ефимова Н.С., Сорокин А.Е. Обоснование направлений информационной поддержки производства наукоемкой продукции (на примере авиационной промышленности) // Организатор производства. -2014. - №1(60). - С. 23-29.

X X

о

го А

с.

X

го т

о

ю

2 О

м

3. Рыжко А.Л. Математическое моделирование и оценка уровня качества информационных систем управления в авиастроительном производстве: Учебное пособие. - М.: Изд-во МАИ-ПРИНТ, 2009. - 296 с.

4. Ефимова Н.С., Воленко А.К., Канашова Ю.Г. Управление высокотехнологичным производством с учетом требований экономической безопасности (на примере авиастроения) // Всероссийский научный журнал «Вестник московского авиационного института». -2018. - т. 25. - № 1. - С. 233-243.

5. Ефимова Н.С., Воленко А.К., Канашова Ю.Г. Инновационная безопасность разработки наукоемкой продукции в высокотехнологичных отраслях промышленности (на примере авиастроения) // Инновации и инвестиции. - 2018. - №3. - С.12-15.

6. Демин С. С., Калачанов В. Д, Ефимова Н. С., Кана-шова Ю. Г. Производство гражданской авиационной техники с учетом повышенных требований экономической безопасности // Научный вестник Гос НИИ ГА. -2018. - № 21(322).

7. Ефимова Н.С., Ермаков А.А. Экономическое обоснование направлений автоматизации процессов планово-производственного планирования на высокотехнологичных предприятиях (на примере авиастроения) // Инновации и инвестиции. - 2018. - №11. - С. 309316.

8. Калачанов В.Д., Ефимова Н.С., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н. Внедрение систем диспетчирования производства на высокотехнологичных предприятиях (на примере предприятий авиастроения) // Инновации и инвестиции. - 2019. - №3. - С. 269-274.

9. Ефимова Н.С., Халов О.М., Паршин И.А. Инновационный менеджмент в управлении промышленным предприятием // Инновации и инвестиции. 2020. № 5. С. 25-27.

10. Халова Г.О., Халов О. Перспективы цифровиза-ции экономики государств ЕАЭС // Инновации и инвестиции. 2021. № 2. С. 42-45.

References

1. Efimova N.S. Formation of methods of information support for the

development of science-intensive products in the context of information security of an enterprise // All-Russian scientific journal "Bulletin of the Moscow Aviation Institute". - 2015. - v. 22. -No.2. - S. 214-220.

2. Kalachanov V.D., Efimova N.S., Sorokin A.E. Justification of directions of

information support for the production of high technology products (for example, the aviation industry) // Production organizer. - 2014. - No. 1 (60). - S. 23-29.

3. Ryzhko A.L. Mathematical modeling and assessment of the quality level of

information management systems in aircraft manufacturing: Textbook. -M .: Publishing house MAI-PRINT, 2009 .-- 296 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Efimova N.S., Volenko A.K., Kanashova Yu.G. Management of high-tech

production taking into account the requirements of economic security (on the example of aircraft construction) // All-Russian scientific journal "Bulletin of the Moscow Aviation Institute". -2018. - v. 25. - No. 1. - S. 233-243.

5. Efimova N.S., Volenko A.K., Kanashova Yu.G. Innovative safety of the

development of science-intensive products in high-tech industries (on the example of aircraft construction) // Innovations and investments. - 2018. - No. 3. - pp. 12-15.

6. Demin S. S., Kalachanov V. D, Efimova N. S., Kanashova Yu. G.

Production of civil aviation equipment taking into account the increased requirements of economic security // Scientific Bulletin of the State Research Institute of Civil Aviation. -2018. - No. 21 (322).

7. Efimova N.S., Ermakov A.A. Economic substantiation of the directions of

automation of production planning processes at high-tech enterprises (for example, aircraft construction) // Innovations and investments. -2018. - No. 11. - S. 309316.

8. Kalachanov V.D., Efimova N.S., Novikov A.N., Pronkin N.N. Implementation of production dispatching systems at high-tech enterprises (on the example of aircraft manufacturing enterprises) // Innovations and investments. - 2019. - No. 3. - S. 269-274.

9. Efimova N.S., Halov O.M., Parshin I.A. Innovation management in

industrial enterprise management // Innovations and investments. 2020. No. 5. S. 25-27.

10. Halova GO, Halov O. Prospects for digitalization of the economy of the EAEU states // Innovations and investments. 2021. No. 2. S. 42-45.

CS

0

CS

со

01

о ш m

X

Development of an organizational and economic mechanism for the development of the production potential of aircraft manufacturing enterprises in the digital economy Oleinikova M.V., Sorokin A.E., Kovtun S.A.

Moscow Aviation Institute (National Research University)

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10,

Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

In the article, the authors develop an organizational and economic mechanism for the development of the production potential of aircraft manufacturing enterprises in the digital economy. The need to restore the production potential of the aviation industry of the Russian Federation, partially lost as a result of the crisis phenomena observed both in the world and in the Russian Federation, is especially noted. According to the analysis of the organizational and economic mechanisms of the influence of the material and technical base on the production and economic indicators of aircraft manufacturing enterprises presented in the study, the authors concluded that the established opinion that the technical modernization of the aviation industry will lead to a significant increase in labor productivity is incorrect, since not equipment productivity, labor intensity of production, etc. is the key problem of the aviation industry. In this connection, the authors have proposed key methodological principles that will significantly increase the efficiency of the development of the material and technical base of the Russian aircraft industry. Keywords: aviation, industrial potential, the digital economy, Russia.

<

m

о

X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.