Научная статья на тему 'Инновационная безопасность разработки наукоемкой продукции в высокотехнологичных отраслях промышленности (на примере авиастроения)'

Инновационная безопасность разработки наукоемкой продукции в высокотехнологичных отраслях промышленности (на примере авиастроения) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ОТРАСЛЬ / АВИАСТРОЕНИЕ / АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимова Н. С., Канашова Ю. Г., Воленко А. К.

Внедрение методов оценки уровня инновационной безопасности экономической деятельности организаций авиастроения, позволит проанализировать основные аспекты эффективного управления научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, а также повысить потенциал инновационного развития научно-производственного задела организаций разработчиков авиационной техники. Разработан метод оценки экономической эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при создании наукоемкой продукции в высокотехнологичных отраслях промышленности в рамках инновационной безопасности. Сформированы и предложены показатели, учитывающие специфику разработки новой инновационной наукоемкой продукции в высокотехнологичных отраслях промышленности. Предложены методы оценки инновационного риска и выявления угроз в организациях разработчиках авиационной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ефимова Н. С., Канашова Ю. Г., Воленко А. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная безопасность разработки наукоемкой продукции в высокотехнологичных отраслях промышленности (на примере авиастроения)»

Инновационная безопасность разработки наукоемкой продукции в высокотехнологичных отраслях промышленности (на примере авиастроения)

см со £

Б

а

2 о

Ефимова Наталья Сергеевна,

к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» (МАИ), [email protected]

Канашова Юлия Георгиевна,

заместитель директора ФГБУ «Центр методологии контроля и аудита», [email protected]

Воленко Александр Климентьевич,

аспирант, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» (МАИ), [email protected]

Внедрение методов оценки уровня инновационной безопасности экономической деятельности организаций авиастроения, позволит проанализировать основные аспекты эффективного управления научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, а также повысить потенциал инновационного развития научно-производственного задела организаций разработчиков авиационной техники. Разработан метод оценки экономической эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при создании наукоемкой продукции в высокотехнологичных отраслях промышленности в рамках инновационной безопасности. Сформированы и предложены показатели, учитывающие специфику разработки новой инновационной наукоемкой продукции в высокотехнологичных отраслях промышленности. Предложены методы оценки инновационного риска и выявления угроз в организациях разработчиках авиационной техники. Ключевые слова: инновационная безопасность, научно-технический потенциал, высокотехнологичная отрасль, авиастроение, авиационная техника.

Повышенные требования инновационной безопасности отечественных производителей высокотехнологичной продукции во многом определяются Указом Президента Российской Федерации №208 от 13 мая 2017 года о «Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года» и Указом Президента Российской Федерации № 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации", в которых первостепенную роль играют меры по существенному усилению процедур и средств инновационной безопасности в сфере обеспечения деятельности промышленности в целом. Обеспечение инновационной безопасности - это осуществление взаимоувязанных правовых, организационных, производственных, научно-технических, информационно-аналитических, кадровых, экономических и иных мер по прогнозированию, обнаружению, сдерживанию, предотвращению, отражению инновационных угроз и ликвидации последствий их проявления. В этой связи наблюдаемые проблемы в авиастроении, безусловно, являются объективным следствием недостаточного внимания к проблемам инновационной безопасности на мезоэконо-мическом уровне в авиационной промышленности.

Необходимо отметить, что последние годы ознаменовались непростой экономической и геополитической обстановкой, которая потребовала не только повышения конкурентоспособности создаваемой авиационной техники, но и учета повышения требований инновационной безопасности производителей этой наукоемкой техники и учета требований импортозамещений. В период до 2025 года государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы» в значительной мере направлена на господдержку проектов МС-21, Ил-114 и Ил-96, также предусмотрено финансирование НИОКР по созданию самолета МС-21.

В настоящее время главной инновационной составляющей развития авиационной промышленности России является интенсификация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее НИОКР) в области создания и внедрения, новейших образцов авиационной техники и ее компонентов.

Управление инновационной безопасностью процессов НИОКР в авиастроении включает следующие задачи: повышению экономической эффективность НИОКР, руководство работой по экономическому обоснованию стоимости договоров на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также разработка проектов договоров на выполнение указанных работ; организация совместно с руководителями подразделений деятельности НИОКР, направленной на обеспечение финансовыми ресурсами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; организация и обеспечение учета доходов и расходов, а также подготовка необходимой финансовой отчетности в целом по НИОКР, подразделениям НИОКР и отдельным работам; организация экономического анализа научно-исследовательской деятельности организаций авиационной промышленности и участие в разработке мероприятий по эффективному использованию материальных ресурсов и повышению рентабельности работ.

Для оценки экономической эффективности научно-исследовательских работ в рамках инновационной безопасности предлагается использовать следующие показатели: показатель окупаемости кок; показатель, учитывающий продолжительность востребованности новейших образцов наукоемкой продукции или процесса ксс; показатель прибыльности кп; показатель сравнительной ценности ксц.

Для оценки экономической эффективности опытно-конструкторских разработок: метод учета инновационного риска кур; альтернативная ценность кац и стоимость к . . .

Рис. 1. Основные задачи государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы»

Расчет показателя окупаемости

К = (0 р )/К , (1)

ок * р'н.у" п.п ' * '

где Ор - расчетная отдача в случае высокого результат исследований; рну -коэффициент расчета научного результата ; Кп.п - коэффициент расчета стоимости проведения НИР.

Под термином расчетная отдача понимают: для исследований в области техники и технологии - общая сумма полученной экономии в течение года; для исследований, производимых с целью выпуска новой наукоемкой продукции, 3% предполагаемой суммы реализации этой продукции в течение последующих пяти лет; для исследований, направленных на усовершенствование существующей продукции, 2% предполагаемой суммы реализации этой продукции в течение последующих двух лет.

Расчет показателя новой инновационной наукоемкой продукции в высокотехнологичных отраслях промышленности и продолжительность востребованности новейших образцов авиационных изделий:

А. . = :. ^ Г ):К., . (2)

где рку - расчетный коэффициент вероятности коммерческого результата;

- расчетный объем реализации единиц наукоемкой продукции; q - прибыль на единицу наукоемкой продукции; Тс -востребованности новейших образцов авиационных изделий, лет.

В данной формуле квадратный корень Тс должен оказывать слабое влияние на результаты расчета при малых сроках существования новой продукции (1-2 года) и более сильное - при сроках 10- 15 лет.

Расчет показателя прибыльности:

кп = (Рн у Рку Ч,, ц ТЖп + Кп.о + Кпр).

(3)

Здесь - годовой объем реализации единиц наукоемкой продукции; ц -цена единицы наукоемкой продукции; Тсб

- период устойчивого сбыта; Кп п - затраты на НИОКР; Кпо - издержки в период производственно-технического освоения; Кпр -издержки, связанные с продвижением наукоемкой продукции на мировой рынок.

Расчет показателя сравнительной ценности:

к = [(р р' р" Dв) - К]/К , (4)

с.ц 1Лгн.у г к.у г к.у ' н^ п.п.о ' * '

где рку, р"ку - расчетные коэффициенты вероятности коммерческого результата соответственно по качеству наукоемкой продукции и по экономическим факторам; D - чистый доход за период востребованности новейших образцов авиационных изделий; в - коэффициент оценки будущих доходов; Кн - необходимые новые капиталовложения; Кппо -расчет затрат на НИОКР и освоения/. Расчет показателя учета риска к = ф р )/К , (5)

у.р * г гр" пр' * '

где Dг - сумма всех видов предполагаемого ежегодного дохода; рр - фактор риска; Кпр - издержки на разработку новой наукоемкой продукции, ее продвижение на рынок и капиталовложения.

Расчет показателя альтернативной ценности

ка.ц = ДП„ДО + ^(1 + (6) Здесь ДПи - средний ежегодный прирост прибылей за счет исследований; R

- текущая норма процента; R' - средний чистый доход на вложенный капитал; 1 -число лет, необходимое для возмещения исследовательских издержек.

Данное выражение R + R'(1 + R')t учитывает нормы доходности капитала, результативный показатель характеризует ту величину прибыли, которую принес бы капитал, затраченный на исследования, если бы он был вложен в какое-либо другое наукоемкое предприятие.

Показатель альтернативной стоимости:

(7)

где Dг¡ - чистый годовой доход; 1д -число лет поступления чистого годового дохода; i - число лет до того момента, кот: был получен определенный чистый доход в данном году.

Перечисленные показатели отражают тенденцию вероятностного подхода к исчислению ожидаемого экономического эффекта НИОКР при создании наукоемкой продукции в высокотехнологичных отраслях промышленности в рамках инновационной безопасности.

Для определения экономической целесообразности внедрения результатов НИОКР в производство и эксплуатацию в авиастроение необходимо использовать результирующие показатели экономической эффективности НИОКР при создании наукоемкой продукции. При этом под результирующими понимаются такие показатели, которые учитывают окупаемость, продолжительность востребованности новейших образцов наукоемкой продукции, прибыльности, сравнительную ценности НИОКР, а также учитывают инновационный риск и альтернативная стоимость проведения НИ-оКр. Основой для расчета результирующего показателя экономической эффективности НИОКР является ее экономический потенциал, который характеризует максимально возможный экономический эффект, получаемый в авиастроении после внедрения НИОКР в производство за расчетный период при прогнозируемом объеме внедрения.

Длительность расчетного периода определения инновационного потенциала в большинстве отраслей составляет десять лет, но определяться может годовой инновационный потенциал за конкретный год расчетного периода или как среднегодовой экономический эффект.

Своевременный анализ состояния инновационного развития научно-производственного задела организаций авиастроения, позволит повысить потенциал организаций разработчиков авиационной техники, а оценка уровня инновационной безопасности создания наукоемкой

О £

ю

5

г

2 е

8

см со £

продукции являются предпосылками финансового устойчивого развития, конкурентоспособности авиационной промышленности в целом.

Литература

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru (дата обращения 01.03.18).

2. Мантуров Д.В., Ефимова Н.С. Внедрение систем информационной поддержки наукоемкой продукции при организации производства в авиастроении // Вооружение и экономика, -М.: 46 ЦНИИ Минобороны России , № 3 (19), 2012, с. 50-55

3. Калачанов В.Д., Ефимова Н.С., Ка-лачанов В.В., Новиков С.Н. Экономическая безопасность деятельности организации. -М: ФГБНУ «Аналитический центр», 2015. С.257

4. Ефимова Н.С. Формирование методов информационной поддержки процессов разработки наукоемкой продукции в условиях информационной безопасности предприятия // Всероссийский научный журнал «Вестник московского авиационного института», 2015,т.22, №2,

- М.: Изд-во «МАИ», 2015, с.214-220

5. Ефимова Н.С., Калачанов В.Д., Рычагов М.С., Добров В.П. Организация производства авиационной техники на основе внедрения корпоративных информационных систем // Всероссийский научный журнал «Организатор производства», 2015, №2(65),- М.: Изд-во «Экономика и финансы», 2015, с.47-58

6. Батьковский А.М., Калачанов В.Д. Моделирование инновационного развития экономических систем // Вопросы радиоэлектроники, серия ОТ, 2015, № 1,

- М.: ОАО «ЦНИИ «Электроника», 2015, с.324-330

7. Калачанов В.Д., Ефимова Н.С., Сорокин А.Е. Обоснование направлений информационной поддержки производ-

ства наукоемкой продукции (на примере авиационной промышленности) // Организатор производства, 2014, №1(60),-М.: Изд-во «Экономика и финансы», 2014, с.23-29

8. Батьковский А.М., Ефимова Н.С., Калачанов В.Д., Батьковский М.А. Оптимизация финансового обеспечения процесса подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 20l4, № 8(245), -М.: «Изд. дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ», 2014, с. 2-12

9. Калачанов В.Д., Формирование финансового обеспечения научных исследований и опытно-конструкторских разработок в ракетно-космической промышленности // Организатор производства, 2013, №1(56),- М.: Изд-во «Экономика и финансы», 2013 , с .50-55

10. Демин, С.С. Экономическая безопасность инновационной деятельности организации авиастроения [Текст] / Н.С. Ефимова, Д.В. Бондарев, С.Н. Новиков// Научный вестник ГосНИИГА.- 2016.-№ 3(327)- С.7-21

Innovative safety of development of the knowledge-intensive production in high-tech industries of the industry (on the example of aircraft industry) Yefimova N.S., Kanashova Yu.G., Volenko A.K.

FGBOOU WAUGH «The Moscow aviation institute

(national research university)» (MAI) Introduction of methods of assessment of level of innovative safety of economic activity of the organizations of aircraft industry, will allow to analyse the main aspects of effective management of research and development and also to increase the potential of innovative development of a research and production reserve of the organizations of developers of the aircraft equipment. The method of assessment of economic efficiency of research and development during creation of the knowledge-intensive production in hightech industries of the industry within innovative safety is developed. The indicators considering specifics of development of new innovative knowledge-intensive production in high-tech industries of the industry are created and offered. Methods of assessment of innovative risk and identification of threats in the organizations developers of the aircraft equipment are offered.

Keywords: innovative safety, scientific and technical potential, high-tech industry, aircraft industry, aircraft equipment. References

1. A state program of the Russian Federation

«Development of the aviation industry for 2013-2025» [An electronic resource] - the access Mode: http://minpromtorg.gov.ru (date of an obrakshcheniye 01.03.18).

2. Manturov D.V., Yefimova N. S. Introduction of

systems of information support of the knowledge-intensive production for the organization of production in aircraft industry/ /Arms and economy, - M.: 46 Central Research Institute Ministry of Defence of the Russian Federation, No. 3 (19), 2012, p. 50-55

3. Kalachanov V.D., Yefimova N. S., Kalachanov V.

V., Novikov S. N. Economic security of activity of the organization. - M: FGBNU «Analytical center», 2015. p. 257

4. Yefimova N. S. Formation of methods of

information support of processes of development of the knowledge-intensive production in the conditions of information security of the enterprise//the All-Russian scientific magazine «Bulletin of the Moscow Aviation Institute», 2015, t.22, No. 2, - M.: MAI publishing house, 2015, p. 214-220

5. Yefimova N. S., Kalachanov V.D., M.C. Levers,

Dobrov of V.P. Organization of production of the aircraft equipment on the basis of introduction of corporate information systems/ /the All-Russian scientific magazine «Organizer of Production», 2015, No. 2(65), - M.: Economy and Finance publishing house, 2015, p.47-58

6. Batkovsky A.M., Kalachanov V.D. Modeling of

innovative development of economic systems/ /Questions of radio electronics, the OT series, 2015, No. 1, - M.: JSC Central Research Institute Elektronika, 2015, p. 324-330

7. Kalachanov V.D., Yefimova N. S., Sorokin A.E.

Justification of the directions of information support of production of the knowledgeintensive production (on the example of the aviation industry)//the Organizer of production, 2014, No. 1(60), - M.: Economy and Finance publishing house, 2014, p. 23-29

8. Batkovsky A.M., Yefimova N. S., Kalachanov

V.D., Batkovsky M. A. Optimization of financial security of process of training of specialists for defense industry complex//National interests: priorities and safety, 2014, No. 8(245), - M.: «Prod. house FINANCE and CREDIT», 2014, p. 2-12

9. Kalachanov V.D., Formation of financial security

of scientific researches and developmental developments in the space-rocket industry// the Organizer of production, 2013, No. 1(56), - M.: Economy and Finance publishing house, 2013, p.50-55

10. Dyomin, S.S., Yefimova N.S., Novikov S.N. Economic security of innovative activity of the organization of aircraft industry / //Scientific bulletin of GOSNIIGA. - 2016.-No. 3(327),p. 7-21

6

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.