Научная статья на тему 'Формирование стратегии финансирования инновационных проектов по созданию высокотехнологичной продукции (на примере авиастроения)'

Формирование стратегии финансирования инновационных проектов по созданию высокотехнологичной продукции (на примере авиастроения) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВИАСТРОЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / НИР / ФИНАНСИРОВАНИЕ / AIRCRAFT MANUFACTURING / INNOVATIVE PROJECTS / RESEARCH / FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимова Н.С., Мокроусова А.И.

В настоящее время рынок продукции авиастроения активно растет и развивается в Российской Федерации. Однако многие продукты российских производителей на данный момент не обладают достаточной конкурентоспособностью, чтобы встать в один ряд с известными моделями иностранного производства. Важную роль в процессе планирования бюджета инновационного проекта играет контроль расходов на НИР, особенно в связи с отсутствием положительной связи между ними и прибыльностью проекта. Согласно проведенному анализу эффективности стратегии финансирования двух проектов по финансовому критерию, наиболее эффективную стратегию имеет проект SSJ 100 несмотря на то, что большую часть средств составляют заемные и привлеченные средства. Проанализировав структуру капитала обоих предприятий, можно сделать вывод что в настоящее время стратегия финансирования не является эффективной для всех проектов на рынке гражданского самолетостроения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ефимова Н.С., Мокроусова А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a financing strategy for innovative projects to create high-tech products (for example, aircraft manufacturing)

Currently, the aircraft manufacturing market is actively growing and developing in the Russian Federation. However, many products of Russian manufacturers at the moment do not have sufficient competitiveness to stand on a par with the well-known models of foreign production. An important role in the budget planning process of an innovative project is played by the control of research costs, especially in connection with the lack of a positive relationship between them and the profitability of the project. According to the analysis of the effectiveness of the financing strategy of two projects by the financial criterion, the most effective strategy is the SSJ 100 project, despite the fact that most of the funds are borrowed and borrowed funds. After analyzing the capital structure of both enterprises, we can conclude that at present the financing strategy is not effective for all projects in the civil aircraft market

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии финансирования инновационных проектов по созданию высокотехнологичной продукции (на примере авиастроения)»

Формирование стратегии финансирования инновационных проектов по созданию высокотехнологичной продукции (на примере авиастроения)

Ефимова Наталья Сергеевна,

к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» (МАИ), efimova_ns@mail.ru

Мокроусова Анна Игоревна,

аспирант ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» (МАИ), efimova_ns@mail.ru

В настоящее время рынок продукции авиастроения активно растет и развивается в Российской Федерации. Однако многие продукты российских производителей на данный момент не обладают достаточной конкурентоспособностью, чтобы встать в один ряд с известными моделями иностранного производства. Важную роль в процессе планирования бюджета инновационного проекта играет контроль расходов на НИР, особенно в связи с отсутствием положительной связи между ними и прибыльностью проекта.

Согласно проведенному анализу эффективности стратегии финансирования двух проектов по финансовому критерию, наиболее эффективную стратегию имеет проект SSJ 100 несмотря на то, что большую часть средств составляют заемные и привлеченные средства.

Проанализировав структуру капитала обоих предприятий, можно сделать вывод что в настоящее время стратегия финансирования не является эффективной для всех проектов на рынке гражданского самолетостроения

Ключевые слова: авиастроение, инновационные проекты, НИР, финансирование

В настоящее время рынок продукции авиастроения активно растет и развивается в Российской Федерации. Однако многие продукты российских производителей на данный момент не обладают достаточной конкурентоспособностью, чтобы встать в один ряд с известными моделями иностранного производства.

В современных экономических условиях на предприятиях авиастроения необходимо сформировать и внедрить экономическую модель для построения эффективной стратегии финансирования инновационных проектов в сфере гражданского самолетостроения и решить следующие задачи:

- определить основные характеристики и отличия инновационных проектов;

- выявить особенности инновационных проектов в сфере гражданского самолетостроения;

- изучить виды стратегии финансирования проектов рассматриваемой отрасли;

- определить критерии, характеризующие эффективность стратегии финансирования проектов авиастроения;

- проанализировать рынок гражданского самолетостроения;

- оценить существующую стратегию финансирования на примере сравнения двух инновационных проектов;

- определить эффективную стратегию финансирования инновационного проекта на основе построенной экономико-математической модели.

Важную роль в процессе планирования бюджета инновационного проекта играет контроль расходов на НИР, особенно в связи с отсутствием положительной связи между ними и прибыльностью проекта.

Продолжительность планируемого финансирования инновационного проекта зависит от графика решения технических, производственных и маркетинговых задач. Следует отметить, что чем дольше период реализации проекта, тем больше точка безубыточности проекта и тем сложнее получить положительный возврат инвестиций.

Решение о финансировании проекта включает формальные процедуры оценки инвестиционного предложения для долгосрочного инвестиционного планирования. Планирование инвестиций в инновации должно основываться на согласованном наборе связанных результатов и соответствующих решений, что затрудняет принятие довольно сложного решения о начале финансирования инноваций на предприятии.

Определение наиболее оптимальных форм, методов и источников финансирования конкретного иннова-

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м о

о см о см

сч

о ш т

X

<

т о х

X

ционного проекта будет подробно рассмотрено нами в главе 3, где также предложена модель на основе экономико-математических методов.

Формируется система оценки эффективности финансирования инновационных проектов как инструмента стимулирования коммерческого успеха проекта и компании в целом.

В данном случае особое внимание уделяется оценке спроса и предложения на инновационный продукт, динамику притока денежных средств и стоимость инвестиций. Все перечисленные показатели имеют денежную оценку, которая обладает разной ценностью в различные моменты времени, в связи, с чем справедливо, что денежная стоимости инвестиций на текущий момент времени будет больше, чем её стоимость через определенный временной промежуток.

Чистая приведенная стоимость представляет собой разницу суммы денежных поступлений от реализации проекта, дисконтированных к их текущей стоимости, и суммой дисконтированных к текущей стоимости инвестиций (денежных оттоков), и рассчитывается по формуле:

При определении объемов финансирования учитывались условия и тенденции развития авиастроительной отрасли за последние 10 - 15 лет и прогноз до 2025 года по следующим параметрам: объем производства, себестоимость продукции, уровень рентабельности производства, объем капитальных вложении и инвестиции в НИОКР.

ИРУ =

(1-Н>

-I

О'

(1)

где:

I - ставка дисконтирования; !■- размер первоначальных инвестиций; СР— чистый денежный поток в конце периода 1 Положительное значение ЫРУ характеризует прибыльную реализацию проекта, соответственно, отрицательное значение влечет за собой убыточность.

Авиационные проекты финансируются за счет выделения средств из федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации на целевые федеральные программы с целью удовлетворения государственных потребностей (разработка, производство, испытания, эксплуатация, ремонт и утилизация воздушных судов) в соответствии законом. Государственные заказчики и подрядчики авиационных заводов и сервисов имеют право получать неэкономичные источники финансирования даже за собственные средства компании. Объем финансирования государственного авиационного комплекса с прогнозами на период 20192025 гг. показан на рисунке 1.

Рисунок 2 - Увеличение выручки отрасли самолетостроения, млрд. рублей

Рынок авиастроения считается достаточно закрытым и непрозрачным. Отсутствие информации о деятельности компании оказывает существенное влияние на уровень знаний о деталях компаний в отрасли. Однако, в настоящее время большинство предприятий перешло к организационно-правовой форме «публичное акционерное общество», что дает возможность увидеть полностью раскрытую финансовую отчетность предприятий по отдельным проектам и по всей деятельности компаний в целом. В процессе анализа рынка гражданского самолетостроения было отобрано два инновационных проекта - SSJ 100 («Гражданские самолеты Сухого») и МС-21 («Корпорация «Иркут») - первый гражданские воздушные суда Российской Федерации.

Представленные компании являются единственными производительными гражданских авиалайнеров нового поколения, следовательно, занимают лидирующие позиции в отрасли.

Существующая в настоящее время стратегия финансирования инновационных проектов представлена на рисунке 3.

Рисунок 1. - Объемы финансирования программы развития самолетостроения на период 2013-2025, млрд. рублей

Снижение объемов финансирования с 2017 года обусловлено ожидаемым повышением спроса на продукцию российских предприятий отрасли самолетостроения (военного и гражданского назначения), т.е. планируется обеспечение деятельности выручкой от реализации проектов - переход на проектное финансирование, что представлено на рисунке 2.

Рисунок 3 - Стратегия финансирования инновационных проектов в сфере гражданского самолетостроения

Основу источников финансирования составляют бюджетные средства в виде ассигнований, а также инвестиционные кредиты внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Основу источников финансирования составляют бюджетные средства в виде ассигнований, а также инвестиционные кредиты внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В целом, как показывают графики на рисунках 4 и 5, наблюдается динамика снижения уровня собственного капитала и повышения уровня заемных средств (ГСС); «Корпорация «Иркут»» находится на более-менее стабильном уровне. Отрицательные результаты деятельности предприятия «Гражданские самолеты Сухого» обусловлено тем, что компания занимается только проектом SSJ 100, срок окупаемости которого достаточно высок. Отрицательные значения по итоговой сумме собственного капитала компания показывает по причине высокого уровня накопленного непокрытого убытка. В свою очередь, ПАО «Иркут» реализует продукции на нескольких сегментах отрасли: гражданское и военное самолетостроение, авиационное двигателе-строение.

Рисунок 5 - Уровень заемного капитала предприятий отрасли в период 2011-2016 гг., тыс. рублей

Опыт показывает, что эффективная инвестиционная деятельность невозможна без привлечения заемного капитала. Заемные средства в предприятиях от-

расли по отношению к 2012 г. выросли на 392% и 282% соответственно по предприятиям (таблица 1).

Таблица 1

Темпы роста заемного капитала предприятий отрасли в

Предприятие 2012 2013 2014 2015 2016 2017

ГСС 100 % 130 % 178 % 230 % 387 % 393 %

Корпорация «Иркут» 100 % 115 % 129 % 157 % 235 % 282 %

Для снижения риска в части привлечения заемного капитала, кредиторы вынуждены уплачивать плату за капитал, снижая доходность компаний и повышая вероятность наступления финансовых затруднений. В таблице 2 наглядно виден существенный рост плеча финансового рычага.

Таблица 2

Соотношение собственного и заемного капитала предпри-

Предприятие 2012 2013 2014 2015 2016 2017

ГСС 9,5 % 0,8 % отриц. отриц. отриц. отриц.

Корпорация «Иркут» 26 % 30,3 % 27,6 % 21,4 % 14,6 % 12,9 %

Рисунок 4- Уровень собственного капитала предприятий отрасли в период 2011-2016 гг., тыс. рублей

Заемный капитал, начиная с 2013 г., интенсивно растет в обоих предприятиях отрасли гражданского самолетостроения.

Отмеченные выше явления дают повод говорить о существенном изменении структуры источников финансирования. За анализируемый пятилетний период произошло существенное снижение доли собственного капитала за анализируемый пятилетний период и рост доли заемного капитала в структуре источников финансирования.

В структуре заемных средств преобладают банковские кредиты и кредитные линии предприятий отрасли отечественного и международного рынков. Например, для реализации проекта SSJ 100 были привлечены средства партнеров-поставщиков, комплектующих -итальянская компания Snecma. Помимо поставок необходимые материалов, компаний также предоставляет оборудование в лизинг.

Сравнение основных составляющих стратегий финансирования двух инновационных проектов SSJ 100 и МС-21 представлено в таблице 3.

Таблица 3

Признак SSJ-100 МС-21

Стоимость единицы, млн. рублей 3 524 5 710

Себестоимость единицы, млн. рублей 1 975 3 930

Маржинальная прибыль, млн. рублей 1 549 1 780

Общий объем финансирования, млн. рублей: 1. бюджетное финансирование; 90 000 17 360 82 640 20 000 150 000 63 620 54 380 32 000

• кредитование 12 000 - ВТБ, 20,5%; 8 000 - ВЭБ, 24% 32 000 - ВТБ, 7 лет, 21,5%

Собственные средства, млн. рублей 750 3450

Общая стоимость проекта, млн. рублей 90 750 153 450

Первоначальные инвестиции, млн. рублей 45 000 78 480

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м о

о см

0 см

см

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

01

о ш т

X

<

т о х

X

Для сравнительной характеристики двух проектов авиационной отрасли необходимо сгенерировать денежные потоки от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности по каждому из проектов, что осуществлено в таблице 4.

Таблица 4

SSJ100

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

CF -45 -18 -15 -5 -5 0 0 0 0 0

инв. 000 435 640 845 080

CF -3 -6 -5 -3 -2 -1 -587 1 510 1 105 1

фин. 840 174 062 777 814 209 105

CF 0 0 7 17 27 37 72 83 646 96 038 111

оп. 745 039 882 176 803 528

CF -48 -24 -12 7 19 35 72 85 156 97 143 112

840 609 957 417 988 967 216 633

МС-21

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

CF -78 -36 -18 -9 -7 0 0 0 0 0

инв. 480 800 200 500 020

CF -875 -9 -8 -7 -8 -5 -3 -1 4 435 4 435

фин. 256 648 562 853 853 948 122

CF 0 0 0 1 5 10 40 51 62 74 760

оп. 780 340 680 940 620 300

CF -79 -46 -26 -15 -10 4 36 50 66 79 195

355 056 848 282 533 827 992 498 735

Первым показателем, который был выделен в рамках финансового критерия, является эффект финансового левериджа. Для его определения используется соотношение темпов изменения чистой прибыли и при-

были до выплаты процентов и налогов:

Б&1Г- Г'

(2)

где:

ЕВ1Т - прибыль до выплаты процентов и налогов, I - сумма выплачиваемых процентов по кредитам и займам.

На основе расчета уровня капиталоотдачи можно сделать вывод, что этот показатель выше у АО «ГСС», занимающегося проектом SSJ 100.

В таблице 5 проводится сравнение основных критериев эффективности стратегий финансирования двух сравниваемых проектов.

Таблица 5

Сравнение критериев эффективности стратегий финан-

ЭФЛ Рентабельность активов, % Капиталоотда-ча

SSJ100 1,27 10,5 0,79

МС-21 1,12 7 0,38

Согласно проведенному анализу эффективности стратегии финансирования двух проектов по финансовому критерию, наиболее эффективную стратегию имеет проект SSJ 100 несмотря на то, что большую часть средств составляют заемные и привлеченные средства.

Проанализировав структуру капитала обоих предприятий, можно сделать вывод что в настоящее время стратегия финансирования не является эффективной для всех проектов на рынке гражданского самолетостроения.

На основе проведенного анализа по трем критериям (финансовый, экономический, инновационный), можно выделить следующие недостатки существующей стратегии финансирования инновационных проектов в сфере гражданского самолетостроения:

- достаточно высокий уровень заемных средств из-за потребности крупных капитальных вложений в проекты, что влечет за собой довольно длительный период выплат обязательств в силу особенностей рассматриваемой отрасли (долгосрочный период эксплуатационной фазы проектов);

- неспособность покрыть непредвиденные расходы, возникающие в процессе реализации, в следствие недостаточного объема финансирования инновационных проектов;

- достаточно большая часть профинансированных средств идет на приобретение необходимого оборудования;

- высокие ставки заемных средств по причине высоких финансовых рисков инновационных проектов гражданского самолетостроения.

Для устранения вышеперечисленных недостатков существующей стратегии финансирования необходимо разработать такую стратегию, которая была бы эффективной для всех проектов рассматриваемого сегмента.

Литература

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 20132025 годы» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru (дата обращения 02.03.18).

2. Мантуров Д.В., Ефимова Н.С. Внедрение систем информационной поддержки наукоемкой продукции при организации производства в авиастроении // Вооружение и экономика, -М.: 46 ЦНИИ Минобороны России, № 3 (19), 2012, с. 50-55

3. Калачанов В.Д., Ефимова Н.С., Калачанов В.В., Новиков С.Н. Экономическая безопасность деятельности организации. -М: ФГБНУ «Аналитический центр», 2015. С.257

4. Ефимова Н.С. Формирование методов информационной поддержки процессов разработки наукоемкой продукции в условиях информационной безопасности предприятия // Всероссийский научный журнал «Вестник московского авиационного института», 2015, т.22, №2, - М.: Изд-во «МАИ», 2015, с.214-220

5.Корчак, В.Ю. Стандартизация и импортозамеще-ние. Производство высокотехнологичной продукции [Текст] // Компетентность.-2016.- № 5 (126). - С. 3 - 7.

6.Корчак, В.Ю. Прогноз развития приоритетных направлений науки как элемент системы исходных данных [Текст] / В.А.Вихров, Е.З. Тужиков // Компетент-ность.-2016.- № 9-10 (140-141). - С. 6 - 11.

7. Демин, С.С. Экономическая безопасность инновационной деятельности организации авиастроения [Текст] / Н.С. Ефимова, Д.В. Бондарев, С.Н. Новиков// Научный вестник ГосНИИГА.- 2016.- № 3(327)- С.7-21

8. Ефимова Н.С., Калачанов В.Д., Рычагов М.С., Добров В.П. Организация производства авиационной техники на основе внедрения корпоративных информационных систем // Всероссийский научный журнал «Организатор производства», 2015, №2(65),- М.: Изд-во «Экономика и финансы», 2015, с.47-58

9. Батьковский А.М., Калачанов В.Д. Моделирование инновационного развития экономических систем //

Вопросы радиоэлектроники, серия ОТ, 2015, № 1, - М.: ОАО «ЦНИИ «Электроника», 2015, с.324-330

10. Калачанов В.Д., Ефимова Н.С., Сорокин А.Е. Обоснование направлений информационной поддержки производства наукоемкой продукции (на примере авиационной промышленности) // Организатор производства, 2014, №1(60),- М.: Изд-во «Экономика и финансы», 2014, с.23-29

11. Батьковский А.М., Ефимова Н.С., Калачанов В.Д., Батьковский М.А. Оптимизация финансового обеспечения процесса подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2014, № 8(245), -М.: «Изд. дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ», 2014, с. 2-12

12. Калачанов В.Д., Формирование финансового обеспечения научных исследований и опытно-конструкторских разработок в ракетно-космической промышленности // Организатор производства, 2013, №1(56),- М.: Изд-во «Экономика и финансы», 2013 , с .50-55

13. Калачанов В.Д., Мантуров Д.В. Экономическое обоснование основных направлений организации производства наукоемкой продукции в промышленности России (на примере авиационной промышленности) // Организатор производства, 2012, № 4(55),- М.: Изд-во «Экономика и финансы», 2012 , с .62-67

Formation of a financing strategy for innovative projects to create high-tech products (for example, aircraft manufacturing) Efimova N.S., Mokrousova A.I.

Moscow Aviation Institute (National Research University) (MAI) Currently, the aircraft manufacturing market is actively growing and developing in the Russian Federation. However, many products of Russian manufacturers at the moment do not have sufficient competitiveness to stand on a par with the well-known models of foreign production. An important role in the budget planning process of an innovative project is played by the control of research costs, especially in connection with the lack of a positive relationship between them and the profitability of the project. According to the analysis of the effectiveness of the financing strategy of two projects by the financial criterion, the most effective strategy is the SSJ 100 project, despite the fact that most of the funds are borrowed and borrowed funds. After analyzing the capital structure of both enterprises, we can conclude that at present the financing strategy is not effective for all projects in the civil aircraft market Keywords: aircraft manufacturing, innovative projects, research, financing

References

1. The state program of the Russian Federation "Development of

the aviation industry for 2013-2025" [Electronic resource] -Access mode: http://minpromtorg.gov.ru (date of treatment 02.03.18).

2. Manturov D.V., Efimova N.S. The introduction of information

support systems for high-tech products in the organization of production in the aircraft industry // Armament and Economics, -M .: 46 Central Research Institute of the Ministry of Defense of Russia, No. 3 (19), 2012, p. 50-55

3. Kalachanov V.D., Efimova N.S., Kalachanov V.V., Novikov S.N.

Economic security of the organization. -M: Federal State Budgetary Institution "Analytical Center", 2015. P.257

4. Efimova N.S. The formation of methods of information support for

the development of high technology products in the conditions of information security of the enterprise // All-Russian scientific journal "Bulletin of the Moscow Aviation Institute", 2015, v.22, No. 2, - M .: Publishing house "MAI", 2015, p.214 -220

5.Korchak, V.Yu. Standardization and import substitution. Production of high-tech products [Text] // Competence.-2016.-No. 5 (126). - S. 3 - 7.

6.Korchak, V.Yu. Forecast of the development of priority areas of science as an element of the source data system [Text] / V.A. Vikhrov, E.Z. Tuzhikov // Competence.-2016.- No. 9-10 (140141). - S. 6 - 11.

7. Demin, S.S. Economic security of innovative activities of the organization of aircraft industry [Text] / N.S. Efimova, D.V. Bondarev, S.N. Novikov // Scientific Bulletin of GosNIIIGA. -2016.- No. 3 (327) - S.7-21

8. Efimova N.S., Kalachanov V.D., Rychagov M.S., Dobrov V.P.

Organization of the production of aircraft based on the implementation of corporate information systems // All-Russian Scientific Journal "Production Organizer", 2015, No. 2 (65), - M .: Publishing House "Economics and Finance", 2015, p. 47-58

9. Batkovsky A.M., Kalachanov V.D. Modeling the innovative development of economic systems // Radio Electronics Issues, OT Series, 2015, No. 1, - M.: TsNII Elektronika OJSC, 2015, p.324-330

10. Kalachanov V.D., Efimova N.S., Sorokin A.E. Justification of the directions of information support for the production of hightech products (for example, the aviation industry) // Production Organizer, 2014, No. 1 (60), - M .: Publishing House "Economics and Finance", 2014, pp. 23-29

11. Batkovsky A.M., Efimova N.S., Kalachanov V.D., Batkovsky M.A. Optimization of financial support for the training of specialists for the military-industrial complex // National Interests: Priorities and Security, 2014, No. 8 (245), -M.: "Ed. House FINANCE and CREDIT, 2014, p. 2-12

12. Kalachanov VD, Formation of financial support for scientific research and development in the rocket and space industry // Production Organizer, 2013, No. 1 (56), - M.: Publishing House "Economics and Finance", 2013 , p .50-55

13. Kalachanov V.D., Manturov D.V. The economic justification of the main directions of the organization of production of high-tech products in the industry of Russia (for example, the aviation industry) // Production Organizer, 2012, No. 4 (55), - M.: Publishing House "Economics and Finance", 2012, pp. 62-67

X X О го А С.

X

го m

о

2 О M

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.