Научная статья на тему 'Финансово-экономическая безопасность производства в высокотехнологичных отраслях промышленности (на примере авиастроения)'

Финансово-экономическая безопасность производства в высокотехнологичных отраслях промышленности (на примере авиастроения) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
603
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВИАСТРОЕНИЕ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ИНДИКАТОРЫ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ОТРАСЛИ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калачанов Вячеслав Дмитриевич, Ефимова Наталья Сергеевна, Рычагов Михаил Сергеевич

Проведен анализ проблем финансово-экономической безопасности производства в высокотехнологичных отраслях промышленности. Предложены количественные индикаторы, характеризующие допустимый уровень финансово-экономической безопасности развития авиастроения. Предложен методический подход к проведению анализа и диагностики финансового состояния производства в высокотехнологичных отраслях промышленности, в частотности в авиастроении, который позволяет исследовать комплекс факторов, угрожающих экономической безопасности авиастроительной отрасли, анализировать динамично меняющуюся ситуацию, проводить технико-экономическое обоснование принимаемых управленческих решений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калачанов Вячеслав Дмитриевич, Ефимова Наталья Сергеевна, Рычагов Михаил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL AND ECONOMIC SECURITY PRODUCTION IN HIGH-TECH INDUSTRIES FOR EXAMPLE AIRCRAFT INDUSTRY

The analysis of the problems of financial and economic security of production in high-tech industries. Proposed quantitative indicators characterizing the acceptable level of financial and economic security of the aircraft industry. The methodical approach to the analysis and diagnosis of the financial condition of the production in high-tech industries in the frequency in the aircraft industry, which allows you to explore the range of factors that threaten the economic security of the aircraft industry, to analyze rapidly changing situation, to conduct a feasibility study for management decisions.

Текст научной работы на тему «Финансово-экономическая безопасность производства в высокотехнологичных отраслях промышленности (на примере авиастроения)»

УДК 338.14 В.Д. Калачанов

Н.С. Ефимова

М.С. Рычагов

Vyacheslav Kalachanov Natalia Efimova Michael Richagov

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ АВИАСТРОЕНИЯ)

Аннотация. Проведен анализ проблем финансово-экономической безопасности производства в высокотехнологичных отраслях промышленности. Предложены количественные индикаторы, характеризующие допустимый уровень финансово-экономической безопасности развития авиастроения. Предложен методический подход к проведению анализа и диагностики финансового состояния производства в высокотехнологичных отраслях промышленности, в частотности в авиастроении, который позволяет исследовать комплекс факторов, угрожающих экономической безопасности авиастроительной отрасли, анализировать динамично меняющуюся ситуацию, проводить технико-экономическое обоснование принимаемых управленческих решений.

Ключевые слова: авиастроение, финансово-экономическая безопасность, количественные индикаторы, высокотехнологичные отрасли, функциональные критерии, экспертная оценка, система показателей.

FINANCIAL AND ECONOMIC SECURITY PRODUCTION IN HIGH-TECH INDUSTRIES FOR EXAMPLE AIRCRAFT INDUSTRY

Annotation. The analysis of the problems of financial and economic security of production in high-tech industries. Proposed quantitative indicators characterizing the acceptable level offinancial and economic security of the aircraft industry. The methodical approach to the analysis and diagnosis of the financial condition of the production in high-tech industries in the frequency in the aircraft industry, which allows you to explore the range of factors that threaten the economic security of the aircraft industry, to analyze rapidly changing situation, to conduct a feasibility study for management decisions.

Keywords: aircraft manufacturing, financial and economic security, quantitative indicators, high-tech industries, functional criteria, expert evaluation, system of indicators.

В современных условиях и тяжелой экономической ситуации для развития российской авиационной промышленности объема национального рынка недостаточно, и одним из возможных путей развития авиастроительной отрасли, является выход на зарубежный рынок. Проблемы выхода российских авиастроительных компаний на мировой рынок связаны с отсутствием у них таких ключевых рыночных преимуществ, как надежность поставок, конкурентоспособный продукт, унификация в рамках семейств самолетов и вертолетов, а также высокая эксплуатационная надежность.

Авиастроение является важнейшей отраслью ввиду ее высокой значимости для развития конкурентоспособной и инновационной экономики государства.

Развитие авиастроительной отрасли позволяет сократить зависимость российской экономики от «непрерывных» производств. Для России характерна высокая доля непрерывных производств (например, в 2009 г. доля обрабатывающих отраслей, приходящаяся на непрерывные производства, в России составляла 52 %, а в США - 36 %), остановка (сокращение) и последующий запуск которых

© Калачанов В.Д., Ефимова Н.С., Вычагов М.С., 2015

324

чаще всего требуют существенных затрат [2]. Зависимость экономики от непрерывных производств может усиливать негативные тенденции в период кризиса, так как существенная доля предприятий вынуждена продолжать работу «на склад», себе в убыток, либо сокращать объемы производства (останавливать часть мощностей), что приводит к серьезным затратам в дальнейшем. Развитие авиастроение, позволит сделать экономику Российской Федерации более гибкой и устойчивой в условиях кризиса.

Следует отметить, что авиастроительная отрасль испытывала серьезное недофинансирование со стороны государства на протяжении многих лет, и только в последние годы происходит рост государственной поддержки. Недофинансирование авиастроительной отрасли в прошлом делает необходимым увеличение средств, выделяемых государством на развитие перспективных направлений российской авиастроительной отрасли с целью преодоления имеющегося отставания и перехода к опережающему развитию.

Выделяемый в рамках на сегодняшний день Государственной программой Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.» объем финансирования предполагается направить как на цели, связанные с организацией эффективно функционирующего производства конкурентоспособной продукции (софинансирование НИОКР, модернизация производственных мощностей и процессов), так и на поддержку всего жизненного цикла выпускаемой продукции: стимулирование продаж и мероприятия, направленные на продвижение продукции отечественного авиастроения на внутреннем и внешнем рынках.

На современном этапе развития, авиастроение является одной из важнейших стратегических отраслей экономики, развитая база авиационной промышленности обеспечивает национальную и экономическую безопасность, способствует научно-технологическому развитию. В связи с этим встает необходимость разработки количественно измеряемых пороговых значений индикаторов экономической безопасности производства в высокотехнологичных отраслях промышленности.

При анализе проблемы экономической безопасности неизбежно возникает необходимость определения границ безопасного функционирования и развития авиационной промышленности и выработки пороговых значений, позволяющих оценивать предельный уровень изменения параметров развития производства авиационной техники, за пределами которого возникают угрозы в той или иной высокотехнологичной отрасли.

Пороговые значения финансово-экономической безопасности - это количественные индикаторы или параметры, характеризующие допустимый уровень безопасности развития авиастроения, за пределами которого наступают опасности и угрозы, сопровождаемые потерей контроля со стороны государств в этой отрасли.

С помощью пороговых значений индикаторов характеризуются предельные значения качественного состояния и количественная определенность использования разнообразных объектов и функционирование производства в высокотехнологичных отраслях промышленности.

В качестве таких индикаторов могут выступать: выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг промышленных предприятий отрасли авиастроения (неавиационная выручка), объем добавленной стоимости отрасли авиастроения, количество поставленных самолетов военного и гражданского назначения, объем производства гражданской продукции отрасли авиастроения в денежном выражении к уровню предыдущего года, производительность труда на предприятиях авиационной промышленности к уровню предыдущего года, доля организаций в отрасли авиастроения, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций, доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг организаций промышленного производства, доля экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров.

В качестве основных интегральных целевых индикаторов и показателей авиастроения могут выступать (см. рис.1): выручка (нетто) от продажи авиационной продукции промышленных предприятий отрасли авиастроения (авиационная выручка), производительность труда на предприятиях авиационной промышленности; рентабельность продаж промышленных предприятий отрасли авиастроения чистая; рентабельность активов промышленных предприятий отрасли авиастроения.

В авиационной промышленности выбор параметров безопасного развития производства авиационной техники резко осложняется. Это обусловлено тем, что результативность финансовых и экономических процессов в краткосрочном периоде и долгосрочной перспективе часто не совпадает.

Определение основных угроз финансово-экономической безопасности и проработка мер по их предотвращению, в настоящее время имеют весомое значение в системе обеспечения финансово-экономической безопасности производства авиационной техники.

Рис. 1 Основные интегральные целевые индикаторы и показатели авиастроения

К основным угрозам экономической безопасности производства авиационной техники нужно отнести: снижение спроса на авиационную технику, снижение выручки от продажи авиационной продукции, угрозы усиления конкуренции, сокращения государственной поддержки из-за сокращения расходной части государственного бюджета, неэффективная системы государственного регулирования поддержки авиационной отрасли, незавершения реструктуризации отрасли, сохранения зависимости отечественных производителей комплектующих изделий от проектов, реализуемых российскими финальными интеграторами, сохранения (увеличение) кадрового дефицита в отрасли.

Все направления оценки финансово-экономической безопасности производства авиационной техники включает значительное количество разных показателей. Для определения интегральной оценки можно воспользоваться значениями таких показателей, хотя оценить финансово-экономическую безопасность производства в высокотехнологичных отраслях по всем функциональным составляющим затруднительно. И все-таки важность этой проблемы для авиастроительной отрасли достаточно велика и не дооцеивать ее было бы неправомерно.

Предлагается оценивать финансово-экономическую безопасность производства авиационной техники на основе определения совокупного критерия, рассчитываемого на основе оценки экспертов по отдельным функциональным критериям финансово-экономической безопасности производства авиационной техники [3]:

АЭб = Е?= 1 ки -аи (1)

где: Аэб - совокупный критерий экономической безопасности;

И - значение частных функциональных критериев экономической безопасности;

di - удельные веса значимости функциональных составляющих экономической безопасности;

i - количество функциональных составляющих экономической безопасности (1, 2, 3, ... , п).

Частные функциональные критерии финансово-экономической безопасности производства авиационной техники по каждой из ее составляющих рассчитываются на основе оценки ущербов финансовой и экономической безопасности и эффективности мер по их предотвращению.

Такой метод оценки состояния финансово-экономической безопасности производства авиационной техники, безусловно, является примерным, так как в этом случае присутствует значительная доля субъективного фактора мнений экспертов.

Субъективизм этого метода проявляется и в оценке угроз при определении частных функциональных показателей финансово-экономической безопасности, а также в процессе распределения удельных весов функциональных составляющих.

Для определения интегральной оценки предлагается использовать графический метод построения модели по принятым показателям: большая их величина, принятая за единицу, соответствует желательному состоянию, наименьшая - фактическому, а средняя величина - экспертным оценкам. Образуемые площади позволяют сформировать условие финансово-экономической безопасности:

Sn> SnK> SKp, (2)

где: Sn - площадь многоугольника в безопасном состоянии производства;

SnK - площадь многоугольника в критической нежелательной области;

SKP - площадь многоугольника в кризисной или пороговой области.

Следует отметить, что значение графической интерпретации результатов анализа финансово -экономических оценок на практике часто недооценивается. В то же время она способствует лучшему восприятию и ускорению получения не только количественных, но и качественных значений показателей, что играет важную роль в визуальной, оперативной, комплексной оценке согласованности разнородных факторов, определяющих состояние тенденции развития производства авиационной техники. Одно из главных достоинств графиков в том, что он дает достаточно полную картину складывающейся ситуации.

Применительно к специфике производства авиационной техники и в соответствии с фактическими и пороговыми значениями индикаторов, финансово-экономическую безопасность можно охарактеризовать следующим образом:

- нормальная, т.е. индикаторы экономической безопасности находятся в пределах пороговых значений;

- предкризисное, т.е. барьерное значение хотя бы одного из индикаторов выходит за пределы критического значения, а другие показатели приближаются к своему пороговому значению, при этом остаются возможности улучшения значений этих показателей;

- кризисное состояние наступает в том случае, если значение большинства показателей выходят за пределы пороговых значений и появляются признаки необратимости частичной утраты потенциала производства авиационной техники;

- критическая, когда фактическое значение всех показателей выходят за пределы пороговых значений, а утрата потенциала предприятия становится неизбежным.

Следует отметить, что для авиастроительного производства с учетом его специфики необхо -димо конкретизировать перечень индикаторов и ранжировать на основные и второстепенные показатели. Достоверность оценки уровня финансово-экономической безопасности зависит от правильности определения количественных параметров пороговых значений.

При этом множественность пороговых значений, различных по своему содержанию и характеру, требует практически множественности методов их расчета. В зависимости от конкретной эко-

номической ситуации они должны изменяться под влиянием обстоятельств так же, как и сам перечень пороговых значений и методы их расчета.

В качестве примера рассмотрим состояние финансово-экономической безопасности производства авиационной техники, характеризующейся системой показателей в нормальных условиях функционирования, пороговыми значениями параметров и показателями фактического состояния (см. табл. 1).

Таблица 1

Характеристика состояния финансово-экономической безопасности производства в высокотех-

нологичных отраслях промышленности

Показатели экономической безопасности Нормальный уровень Критический уровень Фактический уровень

Объем добавленной стоимости отрасли авиастроения ЭЭ1 1 0,35 0,5

Выручка от продажи товаров, работ, услуг промышленных организаций авиастроения (авиационная выручка) ЭЭ2 1 0,65 0,8

Выручка от продажи товаров, работ, услуг промышленных организаций авиастроения (неавиационная выручка) ЭЭ3 1 0,60 0,8

Производительность труда в промышленных организациях авиастроения ЭЭ4 1 0,52 0,6

Количество высокопроизводительных рабочих мест в промышленных организациях авиастроения ЭЭ5 1 0,45 0,6

На рисунке 2 представлено графическое изображение индикативной модели финансово-экономической безопасности производства в высокотехнологичных отраслях промышленности.

Э1

1 Критический

0 5 уровень

Э5 0,5 Э2

Фактический

уровень

Э4 Нормальный

Э3

ровень

Рис. 2 Графическое изображение индикативной модели финансово-экономической безопасности производства в высокотехнологичных отраслях промышленности

Анализ показал (см. рис. 2), что ни один из показателей не достигает нормального уровня. Это свидетельствует о том, что производство находится в зоне критического состояния, существует прямая угроза экономической безопасности. В этом случае надо решать задачу о возможности выхода из сложившейся ситуации в виде комплекса мер.

Изложенные методические подходы анализа и диагностики состояния производства в высокотехнологичных отраслях промышленности, в частотности в авиастроении позволяют в некоторой степени исследовать комплекс факторов, угрожающих экономической безопасности отрасли, анализировать динамично меняющуюся ситуацию, проводить технико-экономическое обоснование принимаемых управленческих решений.

Уровень финансово-экономической безопасности должна формироваться в динамике показателей изменения производственного потенциала авиастроительного производства на определенном временном интервале, который определяться, исходя из фактической информации, используемой в

качестве основы анализа. Таким образом, для оценки уровня финансово-экономической безопасности производства авиационной техники необходим соответствующий интегральный инструмент, который удовлетворял бы следующим условиям: границы должны быть фиксированными, единство методологии расчета показателей.

Таким образом, изложенные методы оценки финансово-экономической безопасности производства в высокотехнологичных отраслях промышленности позволяют сделать следующие выводы:

- по некоторым индикаторам экономической безопасности следует не разрабатывать неоднозначные пороговые значения, а устанавливать коридор, обозначающий безопасную зону;

- разные по своему содержанию пороговые значения экономической безопасности могут иметь и различные сроки действия;

- отдельные пороговые значения индикаторов требуют периодического пересмотра в связи с изменением экономической ситуации производства авиационной техники предприятия реализуется в системе критериев, индикаторов и показателей. Критерий состояния экономической безопасности заключается в методах оценки состояния уровня производства с точки зрения основных финансово-экономических показателей и индикаторов, отражающих состояние экономической безопасности.

Сущность состояния финансово-экономической безопасности предлагается рассматривать во взаимосвязи с понятиями развитие и устойчивость. При этом развитие авиастроения, является компонентом экономической безопасности, что обусловлено возможностями выхода на внутренние и внешние рынки, а также сопротивляемостью и приспособляемостью к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость и безопасность также отражают характеристики производства авиационной техники, так как устойчивость экономики авиастроительной отрасли отражает прочность и надежность его элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей, способность противодействовать разрушительным тенденциям в области экономической безопасности [6].

Приближение к предельно допустимой величине финансово-экономической безопасности свидетельствует о нарастании угроз экономической безопасности, а переход пороговых значений о вступлении предприятия в зону нестабильности и повышенного риска, т.е. о реальном подрыве экономической безопасности.

В дополнение к качественным и количественным индикаторам предлагается учитывать следующие признаки классификации состояния финансово-экономической безопасности предприятия: уровень объекта экономической безопасности, степень значимости показателей, период действия угроз (и их прогноз), направления воздействия на финансово-экономическое состояние, состав угроз, характер и масштаб вероятного ущерба от воздействия угроз [6].

Пороговые уровни состояния финансово-экономической безопасности производства авиационной техники можно охарактеризовать системой показателей, отражающих, в частности: предельно допустимые уровни снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможна экономическая деятельность и дальнейшее развитие на современном технологическом уровне, конкурентоспособном базисе, поддержание научно -технического, инновационного, инвестиционного, кадрового потенциала.

Библиографический список

1. Блинникова, С. Н. Управление экономической безопасностью промышленного предприятия / С. Н. Блинникова: автореф. дис... канд. экон. наук. - М. : РГБ, 2006. - с.4.

2. Вечканов, Г. С. Экономическая безопасность / Г. С. Вечканов: учебник для вузов. - СПб : Питер Пресс, 2007. - 324 с.

3. Гапоненко, В. Ф. Экономическая безопасность предприятий / В. Ф. Гапоненко: учебник для вузов.. - М. : Ось-89, 2007. - 250 с. ISВN 978-5-98534-670-1

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 20132025 годы»: утв. постановлением Правительства № 303 от 15.04.2014 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/ (дата обращения 20.12.2014г.).

5. Калачанов, В. Д. Выбор концепции разработки корпоративных информационных систем для авиастроительного производства / В. Д. Калачанов, Д. В. Мантуров, Н. С. Ефимова // Вестник университета (Государственный университет управления). 2012. - № 2. - С. 104-111.

6. Калачанов, В. Д. Экономическая эффективность внедрения информационных технологий / В. Д. Калачанов, Л. И. Кобко: учеб. пособие - М. : Изд-во МАИ, 2006. - 445 с. ISBN 978-5-7035-1674-4

7. Экономическая безопасность хозяйственных систем : учебник / А.В.Колосов, В.И.Кушлин,А.Н.Фоломьев и др.;Под общ.ред.А.В.Колосова. - М. : Изд-во РАГС, 2001. - 445 с. ISBN 5-7729-066-8

8. Попов, А. И. Экономическая теория / А. И. Попов : учебник для вузов. 4-е изд. - СПб : ЗАО Издательский дом «Питер», 2008. - 473 с.

9. Федорова, Л. А. Экономическая безопасность как показатель уровня устойчивости развития наукоемкого производства / Л. А. Федорова // Экономика, статистика, информатика. Вестник УМО. 2010. - № 4. - С.58-61.

10. Экономическая и национальная безопасность / Е. А. Олейникова : учебник - М. : Издательство Экзамен, 2004. - 563 с. ISBN: 5-472-00721-6, 5-94692-783-3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.