Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА ШКОЛЬНИКОВ, НАЧАВШИХ ОБУЧЕНИЕ С ШЕСТИ- И СЕМИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА'

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА ШКОЛЬНИКОВ, НАЧАВШИХ ОБУЧЕНИЕ С ШЕСТИ- И СЕМИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Г.Н. Атрощенко, И.Н. Сахарова, Е.К. Кистанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА ШКОЛЬНИКОВ, НАЧАВШИХ ОБУЧЕНИЕ С ШЕСТИ- И СЕМИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА»

«Сапожок», «Фитон»); массовая дезинфекция портянок путем замачивания в 5 % растворе хлорной извести (лизола, хлорамина) на 10 мин с последующей стиркой в 1 % мыльно-содовом растворе. Такая обработка портянок проводится 2 раза в месяц. Кроме этого, необходима ежесменная дезинфекция банной обуви с применением дезинфицирующих средств с экспозицией 2—3 ч [6, 7].

Данные мероприятия использованы при составлении перспективных планов развития строящейся шахты.

Анализ эффективности внедрения разработанных рекомендаций указывает на достоверное снижение величины микробного и микотического обсеменения объектов внешней среды поверхностно-технологического комплекса строящихся угольных шахт. Так. в результате проведенных санитарно-гигиенических мероприятий уровень бактериальной и микогенной обсемененностн объектов внешней среды строящихся угольных шахт, а также средств индивидуальной защиты шахтостроителей снизился в 100—150 раз, а заболеваемость микозами стоп уменьшилась на 52 %.

Таким образом, разработанные мероприятия по обеззараживанию, направленные в первую очередь на улучшение качества обработки объектов внешней среды путем использования новых фунгицидных препаратов и изменения концентрации традиционных дезинфектантов, являются эффек-

тивным средством массовой профилактики микозов стоп на

строящихся угольных шахтах.

Литература

1. Веришгора А. Е., Григорьева Л. В., Ярошенко В. А. Санитарная микробиология. — Киев, 1967.

2. Кашкин П. И., Лисин В. В. Практическое руководст/ш по медицинской микологии. — Л., 1983.

3. Лещенко В. М., Бородин Ю. П., Лещенко Г. М. // Вест, дерматол,—1975. — № 10. —С. 36—40.

4. Мараховский А. Д., Томаитольский Д. Я., Гладкий Н. П. Ц Гиг. труда — 1980. — № 4, — С. 22—24.

5. Методические рекомендации по определению санитарной характеристики основных профессий угольных шахт / Меняйло Н. И., Гребняк В. П., Грядущий В. А. и др.— Донецк, 1983.

6. Организация борьбы с микозами стоп у шахтостроителей: Информ. письмо. — Киев, 1984.

7. Шапошников О. К-// Воен.-мед. жури.— 1980. — № 4.— С. 77—78.

8. Шапошников О. К , Крепко М. И. // Воен.-мед. журн. — 1983. —№ I. —С. 66—68.

Поступила 15.07.87

УДК 371.711

Г. Н. Атрощенко, И. Н. Сахарова, Е. К■ Кистанова %

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА ШКОЛЬНИКОВ, НАЧАВШИХ ОБУЧЕНИЕ С ШЕСТИ-И СЕМИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Пензенский педагогический институт им. В. Г. Бе/ннского

Целью настоящей работы являлось изучение влияния учебной нагрузки на динамику показателей сердечно-сосудистой системы и энергетического обмена детей, начавших обучение с 6 лет (шестилеток), по сравнению с таковыми у детей, пришедших в школу, в 7 лет (семилеток). Под наблюдением находилось 46 шестилеток и 35 семилеток. Обследование проводили в начале и в конце каждого учебного года нулевого, 1-го и 2-го классов. Регистрировали по общепринятым методикам частоту сердечных сокращений (ЧСС), максимальное и минимальное артериальное давление (АДтах и АДтт). В качестве показателя, характеризующего аэробные возможности скелетных мышц, а также функциональное состояние кардиореспираторной системы, использовали показатель максимального потребления кислорода (МПК), которое определяли с помощью степ-теста раздельно для мальчиков и девочек. Подсчет МПК проводили по формуле Добельна. Результаты подвергали статистической обработке.

Проведенные исследования показали (табл. 1), что к концу учебного года у учащихся нулевого класса происходит статистически достоверное увеличение как АДтах с 93,1 ±0,7 до 102,3±0,9 мм рт. ст., так и АД™,, с 62,0±0,8 до 67,4±0,7 мм рт. ст., а также снижение ЧСС с 89,3±1,1 до 82,1±1,3 в минуту (р<0,001 во всех случаях). МПК как у мальчиков, так и у девочек статистически достоверно не изменяется (табл. 2). Повышение АД у детей в сочетании с не изменившимся за год МПК может свидетельствовать о развитии утомления к концу учебного года, что согласуется с данными литературы [51. При этом следует отметить, что изменения в сердечно-сосудистой системе шестилетних детей не носят пограничного характера и соответствуют возрастным нормам [3], а МПК в соответствии с методикой, разработанной на кафедре анатомии и физиологии человека и животных МГПИ им. В. И. Ленина, оценивается как хорошее.

За период летнего отдыха показатели сердечно-сосудистой системы шестилеток стабилизируются и практически

не отличаются от тех, которые были зафиксированы в конце обучения в нулевом классе. МПК за этот же период даже снижается и у мальчиков, и у девочек до удовлетворительного уровня (46,7±1,1 и 38,0±1,4 мл/кг соответственно). Сравнивая полученные показатели с таковыми у детей, впервые пришедших в школу в 7 лет. можно видеть, что существенной, статистически достоверной разницы к началу учебного года между ними нет.

Обучение в 1-м классе вызывает некоторые изменения в гемодинамике школьников. У детей обеих групп прок» ходит статистически достоверное (р<0,001 во всех слу'й^ ях) уменьшение как АД„,:,х. так и АДтш (см. табл. 1), что, по мнению некоторых авторов [I, 4|, свидетельствует об адаптации к учебному процессу. Однако АДтах у шестилеток снижается более существенно: у шестилеток на 7,3 мм рт. ст., у семилеток на 11,3 мм рт. ст. Эти различия статистически достоверны (р<0,05). Учитывая то, что в. данном возрасте АД должно составлять 97,88±1,88 мм рт. ст. [2], можно предположить, что у детей обеих групп развиваются признаки гипотонии, более выраженные у семилеток. Кроме того, у семилеток к концу года происходит статистически достоверное (р<0,01) учащение пульса.

Значительные изменения претерпевает также МПК (см. табл. 2). Оно увеличивается у мальчиков-шестилеток с 46,7±1,1 до 64,9±2,3 мл/кг (на 39%), V девочек шестилеток с 38,0± 1,4 до 52,0± 1,6 мл/кг (на 36,8 %), у мальчнков-семилеток с 4б,0±2,6 до 60,0±2,1 мл/кг (на 30,4%), у девочек-семилеток с 41,0±2,1 до 51,5±2,6 мл/кг (на 25,5%). Темп прироста МПК у шестилеток как у мальчиков, так и у девочек статистически достоверно выше (р<0,01), чем у семилеток.

Выявленные изменения гемодинамики и энергетического обмена у детей позволяют предположить, что в 1-м классе адаптация к учебной нагрузке несколько легче протекает у шестилеток, чем у семилеток.

К началу обучения во 2-м классе все изучаемые показатели становятся практически одинаковыми, хотя возник-

Таблица 1

Влияние учебной нагрузки на некоторые показатели сердечно-сосудистой системы детей, начавших обучение с 6 и 7 лет

Класс Показатель Осень Весна Р

Рулевой АДшах. ММ рт. СТ. АДш1п. мм рт. СТ. ЧСС в минуту 93,1 ±0,7 62,0±0,8 89,3± 1,1 102,3±0,9 67,4±0,7 82,1 ±1,3 <0,001 <0,001 <0,01

1-й

2-й

АДщах. мм РТ. ст. ЛДш1п. мм Рт- ст. ЧСС в минуту

АДщах. мм рт. ст. АДт1п. мм рт. ст. ЧСС в минуту

АД та х • мм рт. ст. АДт1п. мм РТ- ст. ЧСС в минуту

АДюах. мм Рт- ст. АДш1п. мм рт. ст. ЧСС в минуту

Шестилетки

Семилетки

Шестилетки

Семилетки

99,1± I, I 66,7±0,9 83,0± 1,1

98,4± 1,3 68,0±1,4 80,5± 1,1

100,2± 1,2 69,1 ±0,9 87,4± 1,4

97,1 ±1,1 69,3±0,8 89,7±3,2

91,4±1,2 60,1 ±0,8 82,3±1,1

87,1± 1,4 59,1±0,7 84,7± 1,2

95,5±1,1 67,0± 1,3 89,2±1,1

92,9± 1,6 65,0±1,6 93,9±2,4

<0,001 <0,001 >0,05

<0,001 <0,001 <0.01

<0,01 >0,05 >0.05

<0,01 <0,05 >0,05

шая разница в АДШа* сохраняется. В конце учебного года у второклассников наблюдается снижение как АДтах, так и АДшш. Темпы снижения примерно одинаковы в обеих группах. Имеет место также тенденция к уменьшению показателя МПК, наиболее зыраженная у девочек-семилеток. Четко видны половые различия величины МПК: у мальчиков этот показатель достоверно выше, чем у девочек. Полученные данные свидетельствуют об утомлении как шестилеток, так и семилеток к концу обучения во 2-м классе.

На основании вышеизложенного можно предположить, что учебная нагрузка как сильный эмоциональный фактор к концу учебного года вызывает у шестилетних детей из-

Е1ения гемодинамики и энергетического обмена, характер-

г для утомления. Вместе с тем обнаруженные изменения не являются патологическими, и к началу учебы в 1-м классе по состоянию сердечно-сосудистой и дыхательной систем шестилетки не отличаются от детей, впервые пришедших в школу в 7 лет. Принимая во внимание то, что у семилеток к концу учебы в 1-м классе значительно понижается АДшлх, а также отмечен более низкий, чем у

шестилеток, темп прироста МПК, можно считать, что адаптация к учебному процессу в 1-м классе легче протекает у шестилеток, чем у семилеток. Учебная нагрузка второго года обучения вызывает у детей естественное развитие утомления, одинаково выраженное в снижении показателей деятельности кардиореспираторной системы у шестилеток и семилеток. Следовательно, в условиях, отвечающих требованиям гигиены и соответствующих возможностям организма ребенка, обучение в школе с 6 лет не является фактором, отрицательно влияющим на физическое развитие и состояние здоровья детей.

Литература

1. Антропова М. В., Хрипкова А. Г. // Нов. исслед. по возраст, физиологии. — 1972. — №2. — С. 5—17.

2. Аршавский И. А. // Актуальные вопросы современной физиологии. — М., 1976.—С. 144—190.

3. Афанасьев В. 3., Зверев С. М. // Возрастные особен-

Таблица2

Динамика МП К (в мл/кг) у детей, начавших обучение с 6 и 7 лет

Мальчики Девочки

осень весна Р осень вес и а Р

Нулевой

1-й

2-й

1-й 2-й

57,0 ±1,3 46,7± 1,1 61,4± 1,2

46,0±2,6 61,7± 1,3

53,7±1,3 64,9±2,3 59,1 ±1,4

Шестилетки

<0.01 <0,001 >0,05

Семилетки

60,0±2,1 61,1 ± 1,4

<0,001 >0,05

41,8±0.8 38,0±1.4 51,4± 1.6

41,0±2,1 53,4±2,5

43,8± 1,5 52,0±1,6 49,1±1,0

51,5±2,6 48,6±2,5

>0,05 <0,001 >0,05

<0,01 >0,05

ности физиологических систем детей и подростков. — 5. Трегубое Е. И., Карташев Н. Н. //Там же. — 1983. —

М„ 1981. — С. 7—9. № 2. — С.. 54—57. 4. Карташев Н. Н., Трегубое Е. И. // Нов. нсслед. но

возраст, физиологии.— 1985. — № 2. — С. 49—54. Поступила 08.09.87

УДК 371.711

Г. Ф. Беренштейн, М. Н. Нурбаева, А. Г. Караваев, А. А. Жилинская, Д. А. Полевой, Н. И. Василенко

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Витебский педагогический институт им. С. М. Кирова

Физиологическое обоснование и определение оптимальных режимов деятельности школьников возможно на основе изучения динамики функционального состояния организма в процессе деятельности [4].

Показатели гемодинамики, характеризующие функциональные возможности и регуляцию функции сердечно-сосудистой системы, в настоящее время широко используются для оценки реакции организма на внешние воздействия, в том числе и при умственной деятельности [3—5, 7, II, 12].

Изучение особенностей гемодинамики у учащихся старших классов проводили в сентябре, декабре и апреле 1985/86 учебного года. Были обследованы учащиеся 9-х (24 юноши и 25 девушек) и 10-х (24 юноши и 32 девушки) классов средней школы № 29 Витебска, относящиеся к первой группе здоровья, у которых определяли следующие показатели: систолическое артериальное давление (САД), диа-столичсское артериальное давление (ДАД), среднее АД (АДср). частоту сердечных сокращений (ЧСС), систолический (СО), минутный (МО) и должный минутный объем крови, ударный (УИ) и сердечный (СИ) индексы, общее периферическое сопротивление (ОПС) и удельное периферическое сопротивление (УПС). Определение указанных показателей проводили по II. И. Аринчину и соавт. [2] и Ю. А. Храмову и соавт. [16]. Коэффициент выносливости (КВ) определяли по формуле Квааса |9], вегетативный индекс (ВИ) —по формуле Кердо [13]. У обследованных учащихся также оценивали адаптацию сердечно-сосудистой системы к дозированной физической нагрузке с использованием пробы Р\\'С|7о на велоэргометре [1, 10, 14].

Изучая показатели центральной гемодинамики у старших школьников в процессе специфической трудовой деятельности, мы исходили из того, что АД — один из основных параметров кровообращения, на величине которого сказывается действие многих факторов, главным образом сердечный выброс и периферическое сопротивление кровотоку. В то же время сердечный выброс служит прямым показателем способности сердца выполнять свою функцию и параметром, во многом определяющим состояние всей системы кровообращения [15].

Результаты исследования обработаны методами математической статистики [6]. Анализируя полученные данные, мы отметили, что осенью у юношей 9-х классов САД не отличается от САД у девушек; в последующем этот показатель у девушек ниже, чем у юношей (р<0,05). ДАД ниже у девушек, чем у юношей, в начале и в конце учебного года (р<0,05). В 10-х классах на протяжении всего учебного года САД и ДАД у юношей было выше, чем у девушек (р<0,05). У всех обследованных учащихся наблюдалась тенденция к снижению САД и ДАД к концу первого полугодия и возвращению к исходному уровню к концу учебного года. АДср было выше у юношей, чем у девушек (р<0,05), и снижалось к концу первого полугодия (р< <0,05), что, по мнению ряда авторов [1, 15, 16], свидетельствует об ухудшении объемного кровотока. По нашему мнению, наблюдаемые изменения со стороны артериального кровяного давления — результат развивающегося утомления учащихся в процессе специфической трудовой деятельности.

Следует отметить также, что сердечно-сосудистая система девушек находится под более выраженным влиянием симпатической нервной системы. Такой вывод можно сделать из анализа средних величин ВИ, которые достоверно выше у девушек, чем у юношей, в течение всего учебного года. Вероятно, по этой причине осенью ЧСС, ИУ и СИ у девушек 9-х классов больше (р<005), чем у юношей (у десятиклассников эти различия недостоверны), что свидетельствует о более выраженной неэкономичности кровообращения у большинства обследованных девушек по срав^ нению с юношами. Этот факт подтверждается и данным!? ^ сравнения фактического МО с должным минутным объемом крови на протяжении всего учебного года. Осенью и весной у юношей МО превышал должный на 31,8%, зимой— на 40%, у девушек — соответственно на 71 и 95,7%. Мы считаем, что по этой же причине в течение всего учебного года физическая работоспособность (Р\УСи0) у юношей значительно выше, чем у девушек (р<0,001). Однако следует отметить, что наши данные отличаются от данных, приводимых И. И. Дацснко и Н. В. Бук [8], которые наблюдали более высокие показатели РХУСпо у девушек 8— 10-х классов, чем у юношей, в конце учебного года. Возможно, это связано с тем, что указанные авторы обследовали учащихся школы-интерната.

Одновременно следует подчеркнуть, что ВИ увеличивается в конце первого полугодия у всех учащихся (больше у юношей); это также может свидетельствовать о развитии утомления у школьников в данный период обучения. Согласно данным И. К. Шхвацабая и соавт. [17], у подростков наблюдается увеличение средних величин ОПС в процессе роста. Мы же наблюдали снижение ОПС и УПС М конце первого полугодия (больше у юношей), что, по мнению Н. М. Амосова и Я. А. Бендега [1], связано с накоплением в сосудах продуктов метаболизма или недостатком кислорода в клетках стенки сосуда. Но так или иначе эти ( изменения — результат наступающего утомления системы кровообращения подростков в этот период учебного года. Некоторое увеличение Р\\'С17о (у юношей 9-х классов достоверно) у обследованных учащихся в этот период может свидетельствовать о развитии компенсированного утомления. Вероятно, этим можно объяснить и отсутствие достоверных изменений со стороны средних величин КВ.

К концу учебного года отмечено снижение ВИ у большинства обследованных, в это же время увеличивается число детей с отрицательными значениями ВИ. Об уменьшении влияния снмпатико-адреналовой системы и усилении парасимпатических влияний на сердечную деятельность на протяжении учебного года указывают и другие авторы [4, 7].

Таким образом, можно заключить, что наибольшее напряжение сердечно-сосудистой системы у школьников старших классов наблюдается к концу первого учебного полугодия; это выражается в снижении показателей АД, ухудшении экономичности кровообращения (особенно у юно- фг шей) и преобладании симпатических влияний на сердце. Ослабление симпатических влияний и возвращение многих показателей гемодинамики к исходному уровню в конце учебного года связаны, вероятно, с эмоциональным фак-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.