Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
42
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Г.Ф. Беренштейн, М.Н. Нурбаева, А.Г. Караваев, А.А. Жилинская, Д.А. Полевой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ности физиологических систем детей и подростков. — 5. Трегубое Е. И., Карташев Н. Н. //Там же. — 1983. —

М„ 1981. — С. 7—9. № 2. — С.. 54—57. 4. Карташев Н. Н., Трегубое Е. И. // Нов. исслед. но

возраст, физиологии.— 1985. — № 2. — С. 49—54. Поступила 08.09.87

УДК 371.711

Г. Ф. Беренштейн, М. Н. Нурбаева, А. Г. Караваев, А. А. Жилинская, Д. А. Полевой, Н. И. Василенко

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Витебский педагогический институт им. С. М. Кирова

Физиологическое обоснование и определение оптимальных режимов деятельности школьников возможно на основе изучения динамики функционального состояния организма в процессе деятельности [4].

Показатели гемодинамики, характеризующие функциональные возможности и регуляцию функции сердечно-сосудистой системы, в настоящее время широко используются для оценки реакции организма на внешние воздействия, п том числе и при умственной деятельности [3—5, 7, II, 12].

Изучение особенностей гемодинамики у учащихся старших классов проводили в сентябре, декабре и апреле 1985/86 учебного года. Были обследованы учащиеся 9-х (24 юноши и 25 девушек) и 10-х (24 юноши и 32 девушки) классов средней школы № 29 Витебска, относящиеся к первой группе здоровья, у которых определяли следующие показатели: систолическое артериальное давление (САД), диа-столичсское артериальное давление (ДАД), среднее АД (АДср). частоту сердечных сокращений (ЧСС), систолический (СО), минутный (МО) и должный минутный объем крови, ударный (УИ) и сердечный (СИ) индексы, общее периферическое сопротивление (ОПС) и удельное периферическое сопротивление (УПС). Определение указанных показателей проводили по II. И. Аринчину и соавт. [2] и Ю. А. Храмову и соавт. [16]. Коэффициент выносливости (КВ) определяли по формуле Квааса |9], вегетативный индекс (ВИ) —по формуле Кердо [13]. У обследованных учащихся также оценивали адаптацию сердечно-сосудистой системы к дозированной физической нагрузке с использованием пробы Р\\'С|7о на велоэргометре [1, 10, 14].

Изучая показатели центральной гемодинамики у старших школьников в процессе специфической трудовой деятельности, мы исходили из того, что АД — один из основных параметров кровообращения, на величине которого сказывается действие многих факторов, главным образом сердечный выброс и периферическое сопротивление кровотоку. В то же время сердечный выброс служит прямым показателем способности сердца выполнять свою функцию и параметром, во многом определяющим состояние всей системы кровообращения [15].

Результаты исследования обработаны методами математической статистики [6]. Анализируя полученные данные, мы отметили, что осенью у юношей 9-х классов САД не отличается от САД у девушек; в последующем этот показатель у девушек ниже, чем у юношей (р<0,05). ДАД ниже у девушек, чем у юношей, в начале и в конце учебного года (р<0,05). В 10-х классах на протяжении всего учебного года САД и ДАД у юношей было выше, чем у девушек (р<0,05). У всех обследованных учащихся наблюдалась тенденция к снижению САД и ДАД к концу первого полугодия и возвращению к исходному уровню к концу учебного года. АДср было выше у юношей, чем у девушек (р<0,05), и снижалось к концу первого полугодия (р< <0,05), что, по мнению ряда авторов [1, 15, 16], свидетельствует об ухудшении объемного кровотока. По нашему мнению, наблюдаемые изменения со стороны артериального кровяного давления — результат развивающегося утомления учащихся в процессе специфической трудовой деятельности.

Следует отметить также, что сердечно-сосудистая система девушек находится под более выраженным влиянием симпатической нервной системы. Такой вывод можно сделать из анализа средних величин ВИ, которые достоверно выше у девушек, чем у юношей, в течение всего учебного года. Вероятно, по этой причине осенью ЧСС, ИУ и СИ у девушек 9-х классов больше (р<005), чем у юношей (у десятиклассников эти различия недостоверны), что свидетельствует о более выраженной неэкономичности кровообращения у большинства обследованных девушек по срав^ нению с юношами. Этот факт подтверждается и данным!? ^ сравнения фактического МО с должным минутным объемом крови на протяжении всего учебного года. Осенью и весной у юношей МО превышал должный на 31,8%, зимой— на 40%, у девушек — соответственно на 71 и 95,7%. Мы считаем, что по этой же причине в течение всего учебного года физическая работоспособность (Р\УСи0) у юношей значительно выше, чем у девушек (р<0,001). Однако следует отметить, что наши данные отличаются от данных, приводимых И. П. Даценко и Н. В. Бук [8], которые наблюдали более высокие показатели РХУСпо у девушек 8— 10-х классов, чем у юношей, в конце учебного года. Возможно, это связано с тем, что указанные авторы обследовали учащихся школы-интерната.

Одновременно следует подчеркнуть, что ВИ увеличивается в конце первого полугодия у всех учащихся (больше у юношей); это также может свидетельствовать о развитии утомления у школьников в данный период обучения. Согласно данным И. К. Шхвацабая и соавт. [17], у подростков наблюдается увеличение средних величин ОПС в процессе роста. Мы же наблюдали снижение ОПС и УПС М конце первого полугодия (больше у юношей), что, по мнению И. М. Амосова и Я. А. Беидега [1], связано с накоплением в сосудах продуктов метаболизма или недостатком кислорода в клетках стенки сосуда. Но так или иначе эти ( изменения — результат наступающего утомления системы кровообращения подростков в этот период учебного года. Некоторое увеличение Р\\'С17о (у юношей 9-х классов достоверно) у обследованных учащихся в этот период может свидетельствовать о развитии компенсированного утомления. Вероятно, этим можно объяснить и отсутствие достоверных изменений со стороны средних величин КВ.

К концу учебного года отмечено снижение ВИ у большинства обследованных, в это же время увеличивается число детей с отрицательными значениями ВИ. Об уменьшении влияния снмпатико-адреналовой системы и усилении парасимпатических влияний на сердечную деятельность на протяжении учебного года указывают и другие авторы [4, 7].

Таким образом, можно заключить, что наибольшее напряжение сердечно-сосудистой системы у школьников старших классов наблюдается к концу первого учебного полугодия; это выражается в снижении показателей АД, ухудшении экономичности кровообращения (особенно у юно- фг шей) и преобладании симпатических влияний на сердце. Ослабление симпатических влияний и возвращение многих показателей гемодинамики к исходному уровню в конце учебного года связаны, вероятно, с эмоциональным фак-

тором «конечного порываэ. Также следует отметить, что показатели гемодинамики отражают состояние организма подростков на разных этапах обучения. По сути дела сер-дечно-сосудистая система является основным звеном, через которое центральная нервная система осуществляет езои «распорядительные и распределительные» функции, и универсальным индикатором состояния человека.

щ

Литература

i I. Амосов И. М., Бендет Я. А. Физическая активность и сердце. — Киев, 1984.

2. Аринчин Н. Т., Кулаго Г. В. Гипертоническая болезнь как нарушение саморегуляции кровообращения. — Минск, 1969 .

3. Безруких М. М.. // Фнзиолого-гнгиеничсское изучение учебной нагрузки учащихся 7-х классов в условиях обучения по усовершенствованным программам. — М., 1984, —С. 86—98.

4. Безруких М. М. // Нов. нсслед. по возраст, физиологии. — 1985. — № 2. — С. 58—62.

5. Вайсман. А. И. // Бюл. экснер. биол.— 1971.—№ 9.— С. 13—16.

6. Венчиков А. И., Венчиков В. А. Основные приемы статистической обработки результатов наблюдений в области физиологии.—М., 1974.

7 Гринене Э., Линдишене Д., Бурнейкене В. // Физиоло-ä гия человека. — 1978. — № 4. — С. 708—715.

8. Даценко И. И., Бук Н. В. // Гиг. и сан.— 1987. — № 5. — С. 25—28.

9. .Дьяченко Н. А. // Зоен.-мед. жури.— 1970. — № 9. — С. 45—47.

10. Карпман В. Л., Белоцерковский 3. Б., Гудков И. А. Исследование физической работоспособности у сперт-сменов. — М., 1974.

11. Крамаренко И. Б., Круглова И. И. II Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. — М., 1983. — С. 66—71.

12. Меерсон Ф. 3. Адаптация, деадаптация и недостаточность сердца. — М., 1978.

,3. Новожилов Г. //., Давыдов О. В., Мазуров К. В. и др.//Воен.-мед. журн. — 1969. — № 8. — С. 68—69.

14. Тихвинский С.. Б,, Аулик И. В.// Детская спортивная медицина. — М„ 1980, —С. 171 — 189.

15. Тупицин И. О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников. —

М„ 1985.

16. Храмов Ю. А.. Вебер В. Р. Вегетативное обеспечение и гемодинамика при гипертонической болезни. — Новосибирск, 1985.

17. Шхвацабая И. К., Глезер Г. А.. Москаленко Н. П... Глезер М. Г. // Кардиология. — 1977.—Л» 11. — С. 68— 74.

Поступила 08.09.S7

УДК 616-039.41-053.2-054

И. П. Гребняк, Т. В. Михайлова, В. С. Гузеева, Л. В. Василевская, Б. А. Ткач

ОПЫТ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Донецкий медицинский институт им. М. Горького

Проблема оздоровления часто болеющих детей имеет важное медико-социальное значение. Частые и длительные заболевания оказывают отрицательное влияние на физическое и нервно-психическое развитие детей. Часто болеющие дети, составляющие 20—25 % дошкольников, дают 49,5— 64,9 % всех случаев заболеваний детей этого возраста; они обусловливают около трети всех трудопотерь [1, 2, 4]. В связи с этим большое значение имеет внедрение в практику здравоохранения оздоровительных и профилактических мероприятий, проводимых непосредственно в детских дошкольных учреждениях.

Для гигиенической оценки эффективности разработанного комплекса оздоровительных мероприятий проведено обследование 44 часто болеющих детей в возрасте 4—5 лет в санаторной и контрольной группах двух детских дошкольных учреждений. В санаторной группе в течение 6 мес осуществляли специальный комплекс лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий. В основу лечебно-профилактической работы положены комплексность, систематичность, своевременность мероприятий и индивидуальный подход к их проведению. Ведущими элементами этой работы являлись психогигиеническая коррекция режима дня, рациональная физическая активность, закаливающие мероприятия, протнворецидивное лечение, фито-, физио- и диетотерапия. Основная предпосылка психогигиенической организации режима дня — соответствие вида и уровня нагрузки возможностям функционального состояния организма детей, в значительной мере сниженным в результате перенесенных заболеваний. Особое внимание уделено чередованию различных видов деятельности, дозированию умственной нагрузки, созданию положительного эмоционального фона и поддержанию оптимального уровня нервно-психических функций.

С учетом оптимизирующей роли двигательной активно-

сти для проведения ритмнко-психомоторных занятий в смежном с групповой ячейкой помещении был выделен и оборудован специальный зал. Кроме того, непосредственно в групповой был оборудован спортивный уголок, оснащенный гимнастической стенкой, лестницей, канатом, кольцами. В режиме дня предусмотрено 5—6 занятий физической деятельностью при обязательном использовании дыхательной гимнастики. При проведении закаливающих мероприятий основное внимание уделялось водным процедурам и пребыванию детей на открытом воздухе. Важным лечебно-профилактическим фактором явилась организация рационального питания на основе концепции о сбалансированном питании. Исходя из этого, стоимость суточного рациона была доведена до 1,25 руб. за счет средств предприятия. Во всех вариантах недельного меню предусматривалось ежедневное потребление фруктов, овощей, соков, дрожжевого напитка, молока. Фито- и физиотерапию проводили в соответствии с индивидуальными планами. Основными принципами фито- и физиотерапии в санаторной группе детского дошкольного учреждения были раннее их проведение, целенаправленное применение процедур с учетом состояния здоровья и характера заболевания, сочетанное и последовательное использование различных методов. Все мероприятия по реабилитации, профилактике и лечению заболеваний осуществлялись под непосредственным контролем врача.

Сравнительную оценку влияния гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий давали по показателям физического развития, состоянию иервно-мышечного аппарата, степени закаленности, бактерицидностн кожи и бактериальной загрязненности воздушной среды. Проанализированы заболеваемость и посещаемость до и во время проведения оздоровительных мероприятий. Физическое развитие исследовали по показателям длины и массы тела, тол-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.