КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ РЯДА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ В ОНТОГЕНЕЗЕ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Шарапов А.Н., Безобразова В.Н., Догадкина С.Б., Кмить Г.В., Рублёва Л.В.
Институт возрастной физиологии РАО, г.Москва
Методами поли-, электрокардиографии и реоэнцефалографии изучены особенности сократительной функции миокарда, его биоэлектрических характеристик, а также функциональное состояние кровообращения головного мозга детей 7—10 лет. Выявлены возрастные и гендерные особенности гемодинамических параметров у детей младшего школьного возраста, обусловленные гетерохронией развития изученных звеньев сердечно-сосудистой системы.
Изучение роста и развития подрастающего поколения находится в зоне повышенного внимания учёных — специалистов в различных отраслях знания о здоровом ребенке, и одним из важных его направлений является установление сдвигов как в физическом развитии детей «во времени», характеризующих морфологические изменения в популяционном развитии в процессе смены поколений, так и изучение наиболее важных физиологически значимых констант в соматическом и психологическом статусе ребенка. Сдвиги, выявляемые в морфологическом статусе школьников, предполагают появление определенных изменений в их функциональных показателях и функциональных возможностях адаптивных систем организма.
Одно из главенствующих мест в адаптации организма к воздействию экзо- и эндогенных факторов внешней среды принадлежит сердечно-сосудистой системе (ССС). Сократительная функция миокарда тесно связана с уровнем физического развития как у взрослых [6], так и у детей [11,12], а состояние сократительной функции миокарда может являться своего рода индикатором, как срочной адаптационной реакции, так и процесса долговременной адаптации к учебной нагрузке у школьников разного возраста [8,19]. Наряду с исследованием развития функциональных возможностей миокарда, логичным и даже необходимым представляется параллельная оценка функционального состояния интенсивности кровообращения головного мозга, так как именно в этом возрасте происходят интенсивные изменения всех звеньев сердечно-сосудистой системы, морфологии сосудов, структурные преобразования коры и других структур головного мозга, приводя к активизации интеллектуального и психического развития ребенка [3,4,17,21,22].
В связи с этим целью нашего исследования явилось комплексное онтогенетическое исследование автоматизма, возбудимости, проводимости миокарда, его сократительной функции и церебральной гемодинамики у школьников 7-10-летнего возраста г. Москвы.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе решения целевых задач с 2004 по 2006 год нами обследовано 98 детей (47 девочек и 51 мальчик) в возрасте от 7 до 10 лет — учащихся общеобразова-
тельных школ г. Москвы. Обследованные дети, согласно данным медицинских карт, относились к 1—11 группам здоровья и имели физическое развитие, соответствующее возрастным нормам. Исследование проводили в 3 учебной четверти (февраль), в первой половине дня.
Комплексное исследование включало изучение состояния сократительной функции миокарда, его биоэлектрических характеристик и мозгового кровообращения.
Для изучения сократительной функции миокарда применен метод поликардиографии, позволяющий неинвазивным путем определять продолжительность отдельных фаз систолы и диастолы левого желудочка. Проводилась синхронная регистрация ЭКГ во II стандартном отведении, фонокардиограммы с точки Боткина (над 5-й точкой) и каротидной сфигмограммы (с сонной артерии) с помощью прибора Поли-Спектр-12. Анализ поликардиограммы базируется на сопоставлении элементов записанных кривых во времени по методике В.Л. Карпмана [7]. Посредством компьютерной обработки кривых вычисляли: продолжительность сердечного цикла (R—R интервалов); фазу асинхронного сокращения (ФАС); фазу изоволюмического (изометрического) сокращения (ФИС); период напряжения (Т); период изгнания (Е); механическую систолу ^ш); общую систолу ^о); электрическую систолу ^э); диастолический интервал (Д). Все величины измеряли в миллисекундах.
Автоматизм, возбудимость и проводимость миокарда исследовали методом электрокардиографии при помощи прибора Поли-Спектр-12. Регистрация ЭКГ осуществляли в 12 общепринятых отведениях. Амплитуда и длительность зубцов ЭКГ определялась по данным II стандартного отведения. Определялись следующие показатели: длительность сердечного цикла RR•, продолжительность предсердно-желудочковой проводимости РО; продолжительность внутри-желудочковой проводимости ЦДЗ; длительность электрической систолы желудочков ЦТ; амплитуда зубцов Р, О,, R, S, Т [2,16,24].
Регистрация реоэнцефалограмм проводилась при помощи компьютерного рео-графа «Реоспектр» в бифронтальном ^^) отведении, позволяющем получать информацию о кровообращении лобных областей больших полушарий головного мозга. Вычисляли: длительность пульсовой волны (Т, с), параметры, характеризующие тонус артерий головного мозга большого (а/Т,%) и малого (дикротиче-ский индекс, ^, %) калибра, а также частоту сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин).
Все результаты были подвергнуты статистической обработке с помощью пакета компьютерных программ «$1а11з1ка 6». Достоверность различий оценивали по критерию Стьюдента и непараметрическому критерию Вилкоксона.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Как видно из таблицы 1 длина и масса тела обследованных детей закономерно (Р<0,05-0,01) увеличиваются в каждой возрастной группе по сравнению с предыдущей группой, однако по массе тела различия становятся значимыми (Р<0,05) в девятилетнем возрасте. Как видно из таблицы 2 динамика длины тела у девочек и
мальчиков в принципе повторяет таковую в общей группе. Сходная динамика характерна для массы тела у девочек, в то время как у мальчиков погодовые изменения весовых показателей выражены не столь чётко (рис.1).
Таблица 1
Динамика антропометрических и кардиоваскулярных параметров по данным поли-, электрокардиографии иреоэнцефалографии у школьников 7—10-летнего
возраста(М±т)
Показатели Возраст, лет
7 8 9 10
Длина тела 122,69±0,94 127,35±0,841 133,45±1,6412 138,33±1,1123
Масса тела 26,05±0,94 28,20±0,96 31,45±1,3112 31,15±1,51
R-R, мс 675,38±22 726,81±131 731,25±19 757,5±221
ФАС, мс 44,5±1,6 45,28±1,3 50,15±1,212 47,58±09
ФИС, мс 35,77±3,4 40,3±2,4 35,25±1,9 33,75±1,5
Т, мс 80,27±4,2 85,68±2,9 85,4±1,7 81,3±1,7
Е, мс 227,44±6,8 238,67±4,1 232,6±4,9 240,17±4
Sm, мс 263,2±4,8 279,1±3,31 267,8±4,8 274,6±4,6
So, мс 307,7±4,7 324,33±3,51 318±4,9 322,3±4,31
Sэ, мс 311,8±4,6 282,64±9,61 224,6±6,11 273,2±9,413
Д, мс 403,9±38 399,6±12 394,2±18 435,8±19
Ад макс 98,3±1,9 105,4±1,81 110,8±2,11 114,6±1,612
Ад мин 66,28±1,3 68,7±1,05 69,2±1,7 69,4±1,2
Р, мм 0,08±0,01 0,12±0,011 0,14±0,01 0,14±0,01
R, мм 1,25±0,09 1,4±0,06 1,4±0,08 1,3±0,08
Т, мм 0,30±0,02 0,38±0,021 0,37±0,02 0,39±0,01
Р^(Р-О), мс 125,9±4,8 128±2,8 128,7±4,1 127,3±2,8
QRS, мс 80,5±1,8 82,1±1,3 80±1,8 80,4±1,1
ОТ, мс 329,9±3,9 342,6±3,3 346,1±3,1 339,7±3,3
а1 (%) 73,4±3,5 66,5±1,41 64,9±11 65,9±1,31
а/Т (%) 14,8±0,38 15,0±0,32 15,7±0,44 16,2±0,3112
ЧСС уд/м 90,1±2,8 84±1,61 84,25±1,21 83,7±1,41
Примечание: здесь и далее различия достоверны при Р<0,05 и выше (по Стьюденту) в сравнении с:1 — семилетними;2 — восьмилетними; 3 — девятилетними; * — мальчиками
девочки
800 700
В 600
| 500 ® 400 ® 300 1 200 100 О
■ мс □ ФАС, мс Н ФИС, мс 0 Т, мс В Е, мс 0 Бт, мс в Эо, мс а Ээ, мс и Д, мс_________________________________________
Рис.1 Фазовая структура сердечного цикла у детей 7 и 9 лет в начале 1980-х (А) и начале 2000-тысячных (Б) годов
Ученые НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦ ЗД РАМН, наблюдавшие за развитием школьников г. Москвы (более 10 тыс. человек) с 1960 по 2004 годы, зафиксировали начало акцелерации роста и развития подрастающего поколения в 60-е, ее пик — в середине 70-х, прекращение — в 80-е годы и развитие противоположного процесса (децелерации) с последнего десятилетия минувшего века. Подобная цикличность роста и развития подрастающего поколения за прошедшие десятилетия установлена почти во всех странах Европейского региона. Рассматривая состояние физического развития современных московских школьников в сравнении с ровесниками прошлых десятилетий и оценивая его по единым возрастно-половым нормативам, Ю.А.Ямпольской [23] выявлена четкая тенденция нарастания дефицита массы тела. Однако, по данным наших исследований [5], в середине девяностых годов двадцатого столетия по важнейшим антропометрическим параметрам физического развития (длине и массе тела) в наиболее репрезентативных выборках московские школьники и школьницы 7—10 - лет не только не уступали, но и даже несколько превосходили своих сверстников 80-х годов.
Комплексный анализ погодовой динамики кардиоваскулярных показателей у школьников 7—10 лет, полученных методами поликардиографии, электрокардиографии и реовазографическим методом выявил некоторые особенности развития сердечно-сосудистой системы, вероятно обусловленные процессами онтогенетического развития.
Поликардиографическое исследование обнаружило, что в состоянии относительного покоя у школьников в возрасте от 7 до 10 лет продолжительность основных фаз и периодов сердечного цикла по абсолютным величинам параметров сократительной и насосной функций миокарда практически соответствуют литературным данным и возрастным нормативам [9,11,19]. Исследование возрастной динамики фазовой структуры сердечной деятельности в исследованной нами выборке детей независимо от половой принадлежности показало (табл.1) достоверное (Р<0,05) увеличение продолжительности сердечного цикла (R—R) у детей уже в восьмилетнем возрасте, у детей 9 лет R—R практически сохраняется на достигнутом уровне и лишь к 10 годам вновь возрастает, превышая уровень семилетних на 12,1%. Схожая динамика получена в середине восьмидесятых годов прошлого столетия И.О.Тупицыным [19], но достоверное увеличение длительности R—R интервала автор наблюдал позднее — лишь к 10 годам. Длительность фазы асинхронного сокращения (ФАС), характеризующая период напряжения миокарда левого желудочка, существенно возрастает (Р<0,01) у школьников только к 9 годам (на 12,6%) и практически не меняется у детей 10 лет, что согласуется с мнением того же автора [18] об умеренно выраженном постепенном увеличение ФАС, обусловленным аналогичной возрастной динамикой периода напряжения (Т).
Иная картина получена в возрастном развитии фазы механической систолы Sm, периода сократительной активности миокарда, длительность которой достоверно возрастает (Р< 0,01) уже у детей 8 лет до 279,1±3,3, хотя в дальнейшем, вплоть до десятилетнего возраста длительность этой фазы сердечного цикла варьирует незначительно превышая таковую у семилетних школьников. Следует отметить, что
достоверных возрастных различий в самих составляющих механическую систолу фазах сердечного цикла (ФИС и Е) выявить не удалось.
Похожая динамика прослеживается при исследовании возрастного становления фазы общей систолы желудочков ^о), отражающей время сократительной активности миокарда. Длительность этого периода заметно (Р<0,01) увеличивается у детей уже в 8 лет и до десяти лет существенно не меняется (табл.1). Указанная возрастная динамика So отличается от данных [19] двадцатилетней давности, когда длительность общей систолы, времени, в течении которого в миокарде протекает сократительный процесс, начинает увеличиваться лишь от 9 к 10 годам.
Интересно, что возрастных изменений длительности периодов напряжения (Т) и изгнания (Е), сумма которых составляет длительность общей систолы желудочков ^о), выявить не удалось, что согласуется с данными того же И.О.Тупицына [20].
На этом фоне длительность электрической систолы ^э), в противоположность направлению динамики предыдущих фаз сердечного цикла, значительно (Р<0,05) снижается у детей в возрасте 8 лет, ещё более укорачивается (Р<0,001) в сравнении с детьми семилетнего возраста к 9 годам (на 38,8%) и существенно (Р<0,001), более чем на 21%, возрастает к 10 годам, но всё же остаётся значительно ниже (Р<0,01), чем у семилеток, чего не отмечалось в других исследованиях.
Существенных изменений длительности диастолической паузы у детей от 7 к 10 годам мы не наблюдали.
Исследование возрастной динамики фазовой структуры сердечной деятельности у девочек от 7 до 10 лет показало (табл.2) достоверное увеличение (Р<0,01) продолжительности сердечного цикла у восьмилетних школьниц, длительность которого сохраняется практически неизменной у девочек 9 и 10 лет. Длительность фазы асинхронного сокращения (ФАС), постепенно увеличиваясь существенно (Р<0,001) возрастает у девочек только к 9 годам — на 26,1% в сравнении с семилетними и на 16,8% — с восьмилетними, но затем (Р<0,05) укорачивается (на 9,2%) в сравнении с последними к 10 годам. Выраженное (Р<0,05) удлинение фазы изометрического сокращения (на 55%) происходит у девочек только в 8 лет, а у девочек 9—10-летнего возраста ФИС существенно не отличается от младших по возрасту девочек. Длительность всего периода напряжения желудочков (Т) у девочек также значимо (Р<0,05) возрастает уже к 8 годам (27%) и сохраняется на этом уровне до 10-летнего возраста.
Возрастная динамика фазы механической систолы ^ш) периода сократительной активности миокарда и общей систолы желудочков ^о) у девочек, фактически повторяют динамику ФИС, достоверно возрастая (Р<0,05—0,01) у восьмилеток (на 6% и 6,2% соответственно) и также не различаются у девочек 9—10 лет с другими возрастными группами (7—8 лет).
В то же время в сравнении с семи- и восьмилетними девочками электрическая систола ^э) становится достоверно (Р<0,001—0,05) короче у девочек 9 летнего возраста (на 33,9% и 11,1% соответственно). Однако, к 10 годам Sэ заметно (Р<0,05) удлиняется (на 18,9%), в сравнении с девочками девяти лет, но остаётся всё же короче (на 12,6%) электрической систолы у девочек семилетнего возраста. Длительность диастолы желудочков (Д) у девочек от 7 до 10 лет, несмотя на значительную вариативность достоверно не изменилась.
Сравнительная динамика антропометрических, поли-, электрокардиографических и реоэнцефалографических показателей у девочек и мальчиков в возрасте от 7 до 10 лет (М±т)
Показатели Пол Возраст, лет
7 8 9 10
Длина тела Д 122,05±1,42 126,7±1,41 133,9±212 138,4±1,412
М 123,3±1,3 127,7±1,11 132,8±312 138,3±1,812
Масса тела Д 26±1,63 27,6±1,2 32,8±1,812 32,1±2,21
М 26,1±1 28,5±1,3 29,5±1,7 30±2
Я-Я, мс Д 646,77±14 762,2±261 741,8±251 760,4±301
М 704±40,6 706,8±15 715,5±30 754,1±33
ФАС, мс Д 41,4±1,9 44,7±3,7 52,2±0,912' 47,8±1,413
М 47,6±2,3 45,6±1,7 47,1±2,4 47,3±1,3
ФИС, мс Д 28,7±3,87* 44,5±4,91 34±2,3 34,4±2,2
М 42,8±4,8 38,0±2,7 37,1±3,3 33±2,3
Т, мс Д 70,2±4,8* 89,2±6,41 86,7±2,31 82,2±2,41
М 90,3±5,2 83,7±3 84,3±2,9 80,3±2,7
Е, мс Д 239,9±5,4 240,3±8,1 237,3±6,2 235,4±6,8
М 215±11 237,7±4,71 225,5±8 245,8±6,71
Бш, мс Д 268,7±3,9 284,8±4,81 271,3±6,6 271,1±5,7
М 257,8±8,7 275,8±4,31 262,6±7 278,9±7,5
Бо, мс Д 310,1±4,3 329,5±4,71 323,5±6,4 319±5,5
М 305,3±8,7 321,4±4,8 309,8±7,4 326,3±7,1
Бэ, мс Д 309,8±6,4 278,8±15 231,3±7,912 275,1±13,713
М 314±6,9 284,8±12 214,5±912 270,9±1313
Д, мс Д 409,2±70,8 414±22 386,9±23 442±28,6
М 398,7±36 391,6±14 405,3±31 428,6±28
Ад макс Д 97,1±2,6 108,4±2,71 112,3±3,11 114,9±1,712
М 99,7±3 103,7±2,5 108,8±2,71 114,4±3,112
Ад мин Д 66,9±2 69,2±2,2 70±1,6 69,5±2,1
М 65,7±1,8 68,4±1,1 68±3,6 69,2±1,4
Р, мм Д 0,08±0,02 0,12±0,011 0,16±0,0112 0,15±0,011
М 0,08±0,01 0,13±0,011 0,13±0,011 0,11±0,011
Я, мм Д 1,23±0,14 1,77±0,091 1,66±0,12 1,41±0,1
М 1,29±0,11 1,25±0,08 1,23±0,08 1,14±0,13
Т, мм Д 0,23±0,03 0,37±0,031 0,38±0,03 0,39±0,01
М 0,27±0,03 0,39±0,031 0,36±0,03 0,39±0,03
Р-Я(Р-О), мс Д 127,3±7,1 124,9±5,4 129,3±5,4 126,7±3
М 120,4±6,5 126,6±3,1 128,7±6,6 127,9±5,2
ОЯБ, мс Д 80±2,5 82,7±2,4 82±2,3 80,5±1,1
М 80±2,7 81,9±1,5 79±2,7 80±2
ОТ, мс Д 320,9±4,9 347,3±4,5 358±41,12 339,5±2,9
М 329±6,5 330±4,5 333±5,1 340,4±6,4
а; (%) Д 72,4±5,3 66,4±2,1 63,4±1,31 64,5±1,6
М 74,25±4,9 66,5±1,9 67±1,4 67,4±2,3
а/Т (%) Д 15,6±0,52 15,4±0,53 16,6±0,42 16,8±0,442
М 15,0±0,63 15,2±0,61 16,4±0,54 16,6±0,561
ЧСС уд/м Д 90,3±4,5 80,1±2,31 84,3±1,5 82,5±2
М 89,9±3,8 86,1±1,9 84,3±2,1 85,1±2,1
На данном отрезке онтогенеза в отличие от девочек, у мальчиков 7—10 лет (табл.2) не обнаружено достоверно выраженных изменений столь важных показателей как продолжительность сердечного цикла (Я—Я), фаз периода напряжения желудочков (Т) — асинхроннного (ФАС) и изометрического (ФИС) сокращения. Однако, особенности, по-видимому, обусловленные половой принадлежностью, проявились в возрастной динамике двухфазного (быстрого и медленного) периода изгнания крови из желудочков (Е), длительность которого достоверно (Р<0,05) возрастает у мальчиков в 8 лет (на 10,6%) и остаётся на более высоком уровне (Р<0,05) в сравнении с семилетними мальчиками до 10 лет включительно (14,3%). Как отмечено выше, у девочек аналогичного возраста какой-либо существенной возрастной динамики этого параметра не обнаружено.
Анализ половых различий по исследуемым показателям у девочек и мальчиков в возрасте от 7 до 10 лет обнаружил у девочек семи лет достоверно более низкие (Р<0,05) величины фазы изометрического сокращении (28,7±3,8) и периода напряжения желудочков Т (70,2±4,8) в сравнении с мальчиками того же возраста (42,8±4,8 и 90,3±5,2 соответственно). В возрасте 9 лет у девочек отмечена более продолжительная (Р<0,05) по времени фаза асинхронного сокращения (ФАС) (52,2±0,9) в сравнении с мальчиками (47,1±2,4).
Сравнивая результаты наших исследований по анализу фазовой структуры сердечного цикла у девочек и мальчиков в 2004 — 2006 годах с аналогичными показателями, опубликованными в монографии «Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам» [1], нами выявлены весьма существенные различия, как у девочек, так и у мальчиков (Рис.1). Так, через четверть века у девочек — семилеток отмечено значительное снижение ЯЯ, ФАС, Т и Бш, в то же время у девятилетних девочек, напротив, отмечено выраженное увеличение ЯЯ и ФАС, наряду с умеренным увеличением Т, при сохранении тенденции к снижению Бш. У мальчиков 7 летнего возраста в сравнении с ровесниками начала 80-х годов отмечен выраженный рост ФИС, Т и Д, при выраженном снижении Бш. У мальчиков 9 лет в сравнении с ровесниками прошлых лет существенно выше показатели ЯЯ, Бш, Бэ и длительность диастолы (Д). Указанные хронологические изменения, по-видимому можно связать как с различиями в гормональной перестройке периода адренархе, так и со значительным изменением экологической обстановки и различиями в уровне повседневных психофизиологических нагрузок.
Нами установлено, что уровень систолического артериального давления (АД макс.) значимо (р<0,05) повышается (на 7,2%) уже в восьмилетнем возрасте и второе его увеличение (р<0,05) зафиксировано к 10 годам, что не противоречит данным прошлых лет [15]. Уровень систолического артериального давления у девочек прогрессивно (Р<0,01) возрастает в два этапа: в 8 лет (на 11,6%) и второе значимое ( Р<0,05) его увеличение ( на 6%) приходится на возраст 10 лет.
Достоверное увеличение (Р<0,05) систолического артериального давления у мальчиков происходит лишь к 9 годам (9,1%), его рост продолжается и в 10 лет (114,4±3,1), достоверно (Р<0,01— 0,05) превышает его уровень у мальчиков семи-и восьмилетнего возраста (на 14,7% и 10,3% соответственно).
Абсолютные значения большинства показателей ЭКГ, обследованных нами детей, в целом соответствуют возрастным нормативам, представленным в литературе последних сорока лет [10,13,14].
Анализ погодовой динамики основных зубцов и интервалов электрокардиограммы у школьников 7—10 лет позволил выявить следующие закономерности.
Значительное возрастание амплитуды зубцов Р, Я и Т отмечается у девочек от 7 к 8 годам (Р<0,05). Заметное (Р<0,01) увеличение длительности интервала ОТ (электрической систолы) отмечено у девочек от 7 к 8—9 годам, некоторое его укорочение наблюдается к 10-летнему возрасту. При этом существенных изменений длительности предсердно-желудочковой и внутрижелудочковой проводимости (РО и ОЯБ) у девочек в возрасте от 7 до 10 лет выявить не удалось.
Достоверно выраженное (Р<0,05) увеличение амплитуды зубца Р на ЭКГ по сравнению с мальчиками 7 лет отмечено у восьмилетних мальчиков (с 0,08±0,01 до
0,13±0,01 мм). Также от 7 к 8 годам наблюдается увеличение амплитуды зубца Т (с 0,27±0,03 до 0,39±0,03 мм). Длительность внутрижелудочковой проводимости (ОЯБ) и предсердно-желудочковой проводимости (РО) у мальчиков изучаемого возрастного этапа развития существенно не изменяется.
В целом, у детей 7—10 лет наиболее существенные изменения электрофизио-логических параметров миокарда отмечаются в возрасте от 7 к 8 годам.
Методом реоэнцефалографии в состоянии относительного покоя выявлена определенная возрастная динамика показателей мозгового кровообращения. Так, достоверное (Р<0,01) повышение (на 8—9,4%) тонуса крупных и средних церебральных артерий в сравнении с 7—8 летними детьми наблюдается у школьников в десятилетнем возрасте. Вместе с тем выраженное (Р<0,05) снижение (на 10,4%) тонуса мелких мозговых сосудов, обнаруженное уже у восьмилетних детей, сохраняется вплоть до достижения ими десятилетнего возраста. Показатели ЧСС у детей 8, 9 и 10 лет по сравнению с 7-летними также были достоверно (Р< 0,05) ниже (на 7,2—7,6%).
Таким образом, нами выявлены закономерные возрастные изменения кровообращения головного мозга у детей в возрасте от 7 до 10 лет, заключающиеся в увеличении тонуса мозговых сосудов крупного и среднего диаметра к 10 годам на фоне уменьшения тонического напряжения артерий малого калибра и ЧСС, начиная с восьмилетнего возраста и эти изменения сохраняются до 10 лет включительно.
Изучение возрастных изменений церебральной гемодинамики у девочек 7—10 лет выявило достоверное (Р<0,05) снижение (на 14,2%) дикротического индекса у девочек девятилетнего возраста (63,4±1,3% ) в сравнении с семилетними (72,4±5,3 %), что указывает на снижение тонуса артерий головного мозга малого калибра. В то же время у девочек к 9—10 годам возрастает (на 6,4—7,7%) тонус церебральных артерий крупного калибра.
Реоэнцефалографическое исследование церебральной гемодинамики у мальчиков в возрасте 7—10 лет не обнаружило достоверных изменений тонуса артерий головного мозга малого калибра (&, %), также как и ЧСС, хотя тенденция (0,05>Р<0,1) к снижению величины дикротического индекса у мальчиков восьми лет чётко прослеживается.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, изучение возрастного развития основных соматометрических и гемодинамических параметров у детей младшего школьного возраста с использованием комплекса современных физиологических методов исследования позволило выявить ряд специфических закономерностей индивидуального развития детей этого возрастного этапа. Выявленные особенности обусловлены гетерохронией онтогенеза важнейших адаптационных систем развивающегося организма, индивидуальными различиями в гормональной перестройке периода адренархе, ассоциированными с половой детерминацией и, протекающих в условиях ухудшения экологической обстановки, а также перманентного прессинга психофизиологических нагрузок учебного и бытового характера. Выявлены некоторые особенности перестройки сердечно-сосудистой системы, возможно, индуцированные глобальными изменениями в динамике ускорения или замедления процессов роста и развития (акцеле-рации/децелерации) новых поколений человеческой популяции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. // Под редакцией А.Г.Хрипковой и М.В.Антроповой — М.: Педагогика,1982.—240 стр.
2. Белозеров Ю.М. Современные электрокардиографические методы исследования в детской кардиологии // Актуальные вопросы кардиологии и вегетоло-гии детского возраста: Сб. науч. тр.—М., 1986.—С.17—21.
3. Вартанян Л.В. Ангиоархитектоника корковых и подкорковых отделов некоторых анализаторов человека в постнатальном онтогенезе. Автореф... докт. мед. наук. — Новосибирск.—1983—42с.
4. Васильева В.А., Шумейко Н.С. Особенности структурных преобразований проекционных и ассоциативных областей коры большого мозга человека в постна-тальном онтогенезе. //XVII Съезд физиологов России, Ростов-на-Дону, 1998.— С.10
5. Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий обучения на здоровье школьников.// Под редакцией .А.Г.Хрипковой — М.: Центр инноваций в педагогике, 1997, 112 стр.
6. Доломан В.И.,Лыков А.А., Томачинская Л.П., Добровольская Н.А., Гур-жеева Н.И. Изучение кардиогемодинамики у здоровых людей в состоянии покоя и после физической нагрузки/Юбилейный сборник научных работ, посвященный 45-летнему юбилею научной, педагогической и лечебной деятельности доктора медицинских наук, профессора Новиковой Раисы Ивановны / №№№.апез1.а$ти.еаи.иа/]оита1 2000/пишЬег1/ао1ошап.^ш,
7. Карпман В.Л. Фазовый анализ сердечной деятельности. — М: Медицина, 1965.— 159 с.
8. Кмить Г.В. Функциональное состояние миокарда детей 6—11 лет в процессе развития и адаптации к учебной нагрузке: автореф.дисс...канд.биол.наук.— М.,1992.—18с.
9. Колесниченко С.М. Функциональное состояние миокарда левого желудочка у детей 7—12 лет ( по данным эхо- и электрокардиографии): авто-реф.дисс...канд.биол.наук.—М.,1988.— 18с.
10. Мазо Р.Э. Электрокардиограммы здоровых детей.—Минск:Изд-во АН БССР, 1961.—198с.
11. Преснякова Н.М. Взаимосвязь сократительной функции миокарда с основными показателями гемодинамики у современных школьников 7—17 лет: ав-тореф.дис...канд.биол.наук.—М.,1979.—24с.
12. Преснякова Н.М. Возрастные нормативы сократительной функции миокарда у учащихся 7—17 лет школы-интерната./ В кн.: Морфо-функциональные особенности растущего организма ребенка. М.,1978, с.20—23
13. Рублева Л.В. Развитие основных функций миокарда детей 7—15 лет, проживающих в различных экологических условиях: Дисс....канд.биол.наук.— М., 1999.—188 с.
14. Сидоренко Б.А., Суворов Ю.А. Функциональные пробы в кардиологии // Кардиология.—1991.—Т.31, №2.—С.5—8.
15. Тараканова Т.Д. Возрастные особенности морфо-функциональных показателей сердечно-сосудистой системы у здоровых детей 7—14 лет: Автореф. дисс....канд.мед.наук. — Ростов-на- Дону, 1990. — 26с.
16. Тарасова О.В., Грибанов А.В. Фенотипическая изменчивость процессов деполяризации и реполяризации миокарда // Физическое воспитание и спортивная медицина на севере: Тез. докл. 11 научно-метод. конф., Архангельск, 1995.— Архангельск, 1995.—С.94—95.
17. Тупицын И.О, Андреева И.Г., Шарапов А.Н. с соавт. Вегетативная регуляция и состояние сердечно-сосудистой системы// Мат. Междунар. Конф. «Физиология развития человека». — М., 2000.—С. 427—428
18. Тупицын И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечнососудистой системы школьников. — М.: Педагогика, 1985.—88с.
19. Тупицын И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечнососудистой системы школьников: автореф.дис....д.м.н.—М., 1986.—42с.
20. Тупицын И.О. Развитие функций сердечно-сосудистой системы.— В кн.:Физиология развития ребенка. М.: Педагогика,1983, с.133—161
21. Фарбер Д.А., Бетелева Т.Г., Горев А.С., Дубровинская Н.В., Мачинская Р.И. Функциональная организация развивающегося мозга и формирование когнитивной деятельности//Физиология развития ребенка /Под ред. М.М.Безруких, Д.А.Фарбер, 2000.—С. 82—103
22. Цехмистренко Т.А., Васильева В.А., Шумейко Н.С. Структурные преобразования коры большого мозга и мозжечка человека в постнатальном онтоге-незе//Физиология развития ребенка /Под ред. М.М.Безруких, Д.А.Фарбер, 2000.—С. 60—81
23. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние десятилетия Педагогический марафон //http://bio.1september.ru/2005/14/2.htm
24. Brohet Christian Value of the electrocardiographic examination // Acta cardiol.— 1999.— 54, № 4.— С. 181—185.