ском обследовании детей Магнитогорска, является, по-видимому, следствием существенного загрязнения территории этого города токсичными и мутагенными химическими соединениями.
Сравнение частот разных ВМГВ у мальчиков и девочек Магнитогорска показало отсутствие половых различий по данным признакам. Интервальные оценки математического ожидания практически совпадали, составляя у мальчиков 2,78—2,96 (со средним значением 2,87), а у девочек 2,81—3,00 (со средним значением 2,91). Размах доверительных интервалов был одинаковым. В процессе изучения числа ВМГВ у детей, рожденных в разные годы, выявлено, что интервальные оценки математического ожидания почти не различаются, составляя 2,79—2,97 ВМГВ, и их доверительные интервалы перекрываются. Таким образом, не обнаружено различий числа ВМГВ у детей в зависимости от года рождения.
Так как уровень химического загрязнения атмосферы Магнитогорска различается в различных районах города, проведено сравнение числа ВМГВ у детей, проживающих в Правобережном и Левобережном районах (табл. 2): Установлено, что число ВМГВ на одного ребенка в Левобережном районе города выше, чем в Правобережном. Эта закономерность характерна и для мальчиков, и для девочек. Оценка достоверности различий числа ВМГВ в зависимости от района проживания показала, что интервальные оценки не перекрываются, различия являются статистически достоверными {р < 0,05).
Выводы. 1. Число врожденных морфогенети-ческих вариантов у детей Магнитогорска составляет 2,89 на одного ребенка, что выше по сравнению
с детьми не только Плавска и Новозыбкова, но и Ярославля.
2. Отмечены достоверные различия частот ВМГВ у детей, проживающих в двух крупных районах Магнитогорска: в промышленном (Левобережном) 3,36 на одного ребенка, в районе сравнения (Правобережном) 2,66 на одного ребенка.
Литература
1. Бочков Н. П., Субботина Т. И., Яковлев В. В. и др. // Гиг. и сан. - 1994. - № 3. - С. 53-55.
2. Бочков Н. П. Клиническая генетика. — М., 1997.
3. Ревазова Ю. А., Журков В. С., Жученко Н. А. и др. // Гиг. и сан. - 2001. - № 6. - С. 11-16.
4. Иванов Н. М. // Интеграция образования. — 2000. — № 2. - С. 54-57.
5. Медведев Ж. А. Молекулярно-генетические механизмы развития. — М., 1968.
6. Ревазова Ю. А. // Здоровье и химическая безопасность на пороге XXI века: Материалы международного симпозиума. — СПб, 2000. — С. 75—76.
7. Субботина Т. И. Популяционно-экологическое изучение врожденных морфогенетических вариантов у детей: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1994.
8. Revasova Y., Zhuchenko N., Yurchenko V., Katosova L. et al. // Organogalogen Compounds. — 1999. — Vol. 44. - P. 41-44.
Поступила 27.06.03
Summary. The results of a medical genetic study of the spread of congenital morphogenetic types (CMGT) among 3-7-year-old children living in Magnitogorsk whose territory is highly polluted with chemical compounds are presented. In Magnitogorsk, the mean of CMGT cases per child is 2.89, which is much greater than the respective values for environmentally favorable cities and towns in Russia. The most common signs are as follows: diastema (137.79 cases per 1000 children), clinodactyly (135.98 per 1000), epicanthus (122.44 per 1000), and wide umbilical ring (110.71 per 1000).
<0 т. Л. ХОРОШЕВА, л. И. БУРХЛНОВ, 2004 УДК 613.955:373.1:572.51
Т. А. Хорошева, А. И. Бурханов
ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИННОВАЦИОННЫХ ШКОЛ
Тольятгинский государственный университет
Особенностью современного общего образования является поиск новых подходов, средств и форм обучения. Широкое внедрение в образование инновационных учебных учреждений (лицеев, гимназий, частных школ), характеризующихся интенсификацией учебно-воспитательного процесса (усложнением и перестройкой учебных программ, изменением режима работы, увеличением школьной и внешкольной нагрузки), обусловливает повышение требований к функциональному состоянию и здоровью ребенка [2, 7, 13, 14]. Однако характер инициатив "снизу" породил их недостаточную социальную и научную обоснованность.
В связи с этим важное место занимают исследования по изучению влияния учебного процесса инновационных школ на здоровье учащихся [10]. Особое внимание следует уделять состоянию здоровья младших школьников, ибо в этом возрасте в связи с поступлением в школу происходят выраженные изменения со стороны важнейших функций детского организма [1, 6, 8]. Характеризуя со-
стояние здоровья детей, поступающих в школу, следует отметить, что среди учащихся первых классов здоровыми являются не более 12%, различные функциональные нарушения имеют 50% школьников, хронические болезни — 38% [16].
В целостной оценке здоровья большую роль играют уровень и гармоничность физического развития. Довольно часто встречаются сочетания низкого уровня физического развития и хронического заболевания у детей: замечена большая подверженность инфекционным заболеваниям физически ослабленных детей, тучность и ожирение сочетаются с ишемической болезнью и другими заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Уровень и гармоничность физического развития в любом возрастном периоде раскрывают диалектику взаимоотношений организма и среды, характеризуют метаболические процессы в организме и его функциональное состояние.
Исходя из вышеизложенного, мы поставили своей целью изучить особенности и динамику фи-
зического развития детей младшего школьного возраста при обучении в условиях инновационных школ.
Исследования проведены на базе начальных классов лицея искусств и многопрофильной гимназии № 77. В качестве контроля была выбрана традиционная школа № 3 Тольятти. Обследование детей проводили в первой половине учебного дня (с 8 ч 30 мин до 12 ч), когда наблюдается более эффективное функционирование всех физиологических систем. Физическое развитие оценивали по длине и массе тела, окружности грудной клетки (ОГК), уровням гармонического и физического развития. Все измерения проводились стандартным инструментарием по общепринятым методикам [12].
При оценке педагогического процесса во всех школах критериями были взяты уровни учебной нагрузки, гигиенические требования к составлению расписания и режиму дня школьников.
Результаты проведенного исследования показали, что учебно-воспитательный процесс в начальных классах характеризуется рядом особенностей. Недельный учебный план всех специализированных классов в лицее искусств значительно превышал нагрузку, установленную для общеобразовательных школ Российской Федерации: на музыкальном отделении на 7,5—11 ч, на хореографическом — на 11 ч и на художественном — на 8,5—9,5 ч. Учебная перегрузка в лицее искусств вызвана механическим наслоением предметов культурологического (этика, эстетика, риторика, мировая художественная литература и др.) и профессионального (музыка, хореография, изобразительное искусство) блоков на базисный общеобразовательный учебный план без изменения содержания базовых предметов. В художественных и гуманитарных классах значительное место занимали статические уроки, в то время как в хореографических и музыкальных — динамические уроки (хореография, народные танцы, классические танцы и др.). В гимназии учебный план превышал рекомендованную нагрузку на 4—6 ч, а в традиционной школе он соответствовал рекомендованным нормативам.
А. Г. Хригжова [15], изучая причины неблагополучия со здоровьем школьников, утверждает, что
действующие в школах учебные планы обрекают учащихся на перегрузку. В результате привлечения родительских средств дополнительно увеличивается количество часов на преподавание иностранных языков, вводятся новые курсы, проводятся занятия по углубленным программам. Выявлена выраженная зависимость степени и характера ухудшения состояния здоровья школьников от объема и интенсивности учебных нагрузок [3, 8, 14]. Среди школьных факторов, отрицательно влияющих на здоровье школьников, следует отметить также нарушения составления школьного расписания. Выявлено, что во всех обследованных школах наиболее частым нарушением является то, что школьное расписание составляется без учета фаз умственной работоспособности (врабатывания, оптимальной работоспособности, утомления) и ранговой шкалы трудности предметов. Выявленные нарушения негативно влияют на умственную работоспособность и являются одной из основных причин утомления школьников. При планировании работы в классах продленного дня следует учитывать известную периодичность физиологических функций, отражением которых является динамика умственной работоспособности. Школьная мебель, как правило, не соответствует гигиеническим требованиям и стандартам [4]. Как показали исследования, все начальные классы оснащены преимущественно одним типом мебели (группа "Б"), хотя для большинства учащихся 1—2-х классов необходима мебель группы "А". В 1-х классах у 76% школьников, во 2-х у 31% и в 3-х у 6,4% она не соответствовала росту. Не все учителя рассаживают учащихся, соблюдая требования.
Изучение режима дня показало, что у большинства школьников он составлен без учета гигиенических требований и рекомендованных нормативов. Основными нарушениями в структуре режима дня являются высокая учебная нагрузка, недостаточный активный отдых на воздухе, неполноценный ночной сон и низкий уровень двигательной активности. Оптимизация режима дня вызывает необходимость совместных усилий семьи и школы для составления рационального режима дня и контроля за его выполнением в соответствии с гигиеническими требованиями.
Показатели физического развития учащихся начальных классов (М ± т)
Показатели 7 лет 8 лет 9 лет
лицей гимназия школа лицей гимназия школа лицей гимназия школа
Мальчики
Длина тела, см 126 ± 1,8 128 ± 0,7 127 ± 0,7 130 ± 2,0 132 ± 1,0 132 ± 1,0 139 ± 1,0 140 ± 0,9 139 ± 1,0
Масса тела, кг 25 ± 0,4 26 ± 0,6 26 ± 0,5 26 ± 1,1 26 ± 0,8 27 ± 0,6 32 ± 1,4 33 ± 0,8 32 ± 0,7
ОГК, см 61 ± 1,0 61 ± 0,7 61 ± 0,5 64 ± 1,0 63 ± 0,5 63 ± 0,6 67 ± 1,2 66 ± 0,6 65 ± 0,8
Уровень гармоничного развития, ?< з:
гармоничное 62,5 62,2 63,6 68,6 47,5 52,9 40,7 53,9 51,3
ухудшенное 34,4 28,9 31,8 31,7 42,5 14,7 40,7 38,5 48,7
плохое 3,1 8,9 2,3 — 10,0 29,5 18,6 7,6 —
Девочки
Длина тела, см 127 ± 2,2 128 ± 0,8 128 ± 0,8 133 ± 1,0 130 ± 4,0 131 ± 1,0 138 ± 0,7 137 ± 0,7 137 ± 0,7
Масса тела, кг 23 ± 0,7 24 + 0,5 24 ± 0,5 25 ± 0,8 24 ± 1,0 24 ± 1,0 30 ± 0,8 30 + 0,9 30 ± 0,9
ОГК, см 59 ± 0,5 60 ± 0,6 60 ± 0,6 63 ± 1,4 62 ± 0,5 62 ± 0,9 64 ± 0,8 62 ± 1,4 64 ± 1,4
Уровень гармоничного развития, 9 з:
гармоничное 51,2 40,0 40,4 50,8 50.0 50,0 40,7 47,2 53,1
ухудшенное 47,6 42,5 46,8 40,3 42,6 28,1 48,1 39,6 40,8
плохое 1,2 17,5 10,6 8,9 7,4 18,8 11,2 13,2 6,1
Оценка физического развития учащихся начальных классов школ различного типа проведена путем изучения их возрастно-половых особенностей. Результаты исследований приведены в таблице.
Из таблицы видно, что показатели физического развития увеличивались с возрастом. Так, средний рост мальчиков начальных классов лицея искусств увеличился на 10,3%, девочек — на 8,7%, гимназии — соответственно на 9,4 и 7%, обычной школы — на 9,5 и 7%. Масса тела у мальчиков лицея возросла на 28%, у девочек — на 30,4%, гимназии — соответственно на 26,9 и 25%, обычной школы — на 23,1 и 25,0%. Длина окружности грудной клетки у мальчиков лицея увеличилась на 9,8%, у девочек — на 8,5%, гимназии — соответственно на 8,2 и 3,3%, обычной школы — на 6,6 и 6,7%.
Оценивая характер прироста показателей физического развития, следует отметить, что наибольший прирост длины и массы тела выявлен в возрасте 9 лет. Если в возрасте 8 лет прирост длины тела составил в лицее 4,7 и 3,2%, в гимназии 3,1 и 1,7%, в обычной школе 3,9 и 2,3%, то в 9-летнем возрасте — соответственно 6,9 и 3,8, 6,1 и 5,4 и 5,3 и 4,6% (первая цифра — показатель у мальчиков, вторая — у девочек). Наибольший прирост отмечен со стороны массы тела в 9-летнем возрасте: в лицее 23,1 и 20%, в гимназии 26,9 и 25, в обычной школе 18,5 и 23%.
При анализе физического развития в половом аспекте выявлено, что в обследованном возрастном диапазоне (7—9 лет) разница между показателями носила недостоверный характер.
Сравнение показателей физического развития учащихся школ различного типа не выявило достоверных различий по всем параметрам во всех начальных классах. Показатели длины и массы тела, ОГК учащихся инновационных школ находились на уровне таковых у детей традиционной школы. Темпы прироста этих показателей практически были одинаковыми во всех сравниваемых школах.
Распределение учащихся по группам физического развития в зависимости от длины и массы тела показало, что основную группу среди обследованных школьников составляли дети, имеющие средний уровень развития — соответственно 52,8— 70 и 44,4—65%. С возрастом наблюдалось уменьшение численности этой группы за счет увеличения числа детей с высоким и выше среднего уровнем развития. Значимые различия между сравниваемыми школами отмечены по показателям массы тела: во все годы наблюдения в инновационных школах доля детей с избыточной массой тела выше среднего уровня была значительно больше, чем в традиционной.
Доля мальчиков с гармоничным развитием с возрастом имела тенденцию к снижению: у учащихся лицея искусств она снизилась на 21,8%, гимназии — на 8,3% и традиционной школы — на 12,3% при одновременном увеличении в инновационных школах детей с ухудшенным и плохим (дисгармоничным) развитием. Число гармонично развитых девочек в лицее с 51,2% (1-е классы) снизилось до 40,7% (3-й классы), в то время как в гимназии и в обычной школе увеличилось соответственно на 7,2 и 12,7%. Уменьшение числа гармонично развитых детей говорит о негативном влиянии учебного процесса на здоровье школьников.
Таким образом, физическое развитие детей, обучающихся в инновационных школах, практически не отличается по изученным параметрам от такового учащихся традиционной школы. В возрастной динамике детей 7—9 лет прослеживались возрастные закономерности роста и развития. Высокий процент лиц с дисгармоничным развитием в лицее искусств свидетельствует о неблагоприятном влиянии школьных факторов на организм.
Выводы. 1. Педагогический процесс в условиях инновационных школ сопровождается воздействием на учащихся ряда неблагоприятных факторов школьной среды (повышенная учебная нагрузка, усложнение учебных программ, нарушения в школьном расписании, недостаточная оснащенность школьников ростовой мебелью и т. д.). В отличие от традиционных школ в инновационных школах ведущее место занимает учебная перегрузка, составляющая 27,3—50% в неделю.
2. Физическое развитие в возрасте 7—9 лет и темпы его прироста у учащихся инновационных школ существенно не отличаются от таковых школьников начальных классов массовых образовательных школ. На этом возрастном этапе развитие детей происходило в соответствии с возрастными закономерностями роста и развития.
3. Динамика физического развития характеризуется увеличением с возрастом в инновационных школах числа детей с дисгармоничным развитием (на 7,2—21%) по сравнению с традиционной школой.
4. Различия между показателями физического развития мальчиков и девочек в обследованный период носили недостоверный характер. Уровень гармоничного развития мальчиков первых классов был выше, чем у девочек, хотя в последующие сроки (3-й класс) имел тенденцию к выравниванию.
Литература
1. Антропова М. В., Манке Г. Г., Кузнецова Л. М., Бо-родкина Г. В. // Педагогика. — 1995. — № 2. — С. 26-31.
2. Антропова М. В., Кузнецова Л. М., Бородкина Г. В. и др. // Физиология человека. — 1998. — Т. 24, № 5.
- С. 80-84.
3. Баранов А. А. // Охрана репродуктивного здоровья населения: Материалы Второй Национальной Ассамблеи. - М., 1997. - С. 7-9.
4. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Санитарные правила и нормы СанПиН. 2. 42-576-96 // Школа здоровья.
- 1998. - № 2. - С. 6-36.
5. Дмитриев А. Д., Бухаринова Ж. В., Перевозкина С. А. // Научно-методические основы формирования физического и психического здоровья детей и молодежи. — Екатеринбург, 1996. — Ч. 2. — С. 94—95.
6. Ильин А. Г., Звездина И. В., Эльянов М. М. и др. // Гиг. и сан. - 2000. - № 1. - С. 59-62.
7. Кайгородова Н. 3. и др. // Здоровье и образование. — СПб, 1995. - С. 37-39.
8. Макарова В. И. и др. // Гиг. и сан. — 1997. — № 3.
- С. 33-36.
9. Методологические и организационные подходы к проблеме валеологического образования и воспитания / Казин Э. М., Панина Т. С., Казначеева В. П., Кураева Г. А. — Кемерово, 1997.
10. Пляскина И. В. // Гиг. и сан. — 2000. - № 1. — С. 62-65.
11. Сердюковская Г. Н., Сухарев Л. М., Стап В. В. Гигиена детей и подростков: Учебник для учащихся санфельдшерских отделений медицинских училищ. - М., 1989.
12. Ставицкая А. В., Арон Д. Н. Методика исследования детей и подростков. — М., 1959.
13. Степанова М. И., Куинджи Н. Н., Ильин А. Г. и др. // Гиг. и сан. — 2000. - № 1. — С. 40-44.
14. Сухарев А. Г. // Гиг. и сан. - 1982. - № 5. - С. 70-72.
15. Хрипкова А. Г. // Биология в школе. — 1997. — № 2. - С. 11-14.
16. Ямпольская Ю. А. // Гиг. и сан. - 2000. — № 1. — С. 65-68.
Поступила 20.06.03
© В. С. ЯКОВЛЕВА, В. Д. КАРАТАЕВ, 2004 УДК 613.954/.955:546.296]-07(571.16)
В. С. Яковлева, В. Д. Каратаев
ДОЗЫ ОБЛУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ИНГАЛЯЦИОННОМ ПОСТУПЛЕНИИ РАДОНА-222
Томский политехнический университет
Основная забота о здоровье населения должна быть направлена на здоровье детей с их самого раннего возраста. Для этого необходимо обеспечивать не только комфортные условия жизнедеятельности детей, но и соответствие этих условий нормам радиационной безопасности. Известно, что радон и продукты его распада, находящиеся в воздухе помещений в больших концентрациях, могут наносить ощутимый вред здоровью [1]. Поэтому в первую очередь обследованию на содержание радона должны подвергаться детские сады и школьные учреждения.
Целью настоящей работы являлось обследование детских садов и школ Томска и Томской области на содержание радона с учетом их конструкционных особенностей. Результаты предварительного выборочного обследования жилых зданий Томска [4] показали, что в некоторых зданиях без монолитного фундамента, построенных из дерева и шлакобетона, уровни радона в воздухе помещений могут превышать предельно-допустимый уровень 200 Бк/м3. Поэтому особое внимание уделялось сбору информации о типах материалов несущих конструкций зданий, наличию монолитного фундамента, подполов, подвалов и надежности их изоляции от помещений первого этажа.
Предварительный анализ конструкционных особенностей и режима эксплуатации садов и школ показал, что практически все здания являются однотипными. Детские сады представляют собой 2-этажные здания типовой застройки с подвальными помещениями, надежно изолированными от помещений первого этажа. Школьные учреждения представлены зданиями с тремя этажами и более. Строительный материал несущих конструкций — кирпич или железобетонные панели. Вентиляция помещений естественная.
Обследование проведено в 30 детских садах и 36 школах, расположенных на территории Томска и Томской области. Измерения уровней радона проводили на каждом этаже в помещениях различного
Таблица 1
Среднегодовые значения объемной активности радона, Бк/м3
Тип учреждения Среднее арифметическое Среднее геометрическое Стандартное отклонение
Детские сады Школы 60 50 51 38 33 56
назначения с использованием трековых детекторов (тип Ш-б [7]). Детекторы устанавливали на период от 1 до 3 мес в различные сезоны года. Обработка детекторов и подсчет треков осуществляли с помощью комплекса АИСТ-ТРАЛ (Санкт-Петербург). Методика измерения и обработки детекторов изложена в работе [6]. Погрешность измерений составила не более 30%. Исследование уровней радона в воздухе помещений осуществляли в течение периода 1989—2000 гг. совместно с ОГУ "Облкомпри-рода" Томской области.
Параллельно с измерениями собирали статистические данные, необходимые для точной оценки эффективной дозы. Данные включали информацию о режиме работы садов и школ, количестве часов в год, которые ребенок проводит внутри помещений и на открытом воздухе. А также уточняли предварительно полученные данные о конструктивных особенностях зданий и режимах их эксплуатации.
В результате проведенных исследований объемной активности радона в воздухе помещений не обнаружено случаев превышения допустимого уровня (200 Бк/м3), радиационная обстановка вполне благоприятная. Данные о средних уровнях радона в детских садах и школах представлены в табл. 1. Выявлено, что распределение уровней радона внутри одного здания подчиняется нормальному закону. Зависимость величины объемной активности радона от уровня этажа не обнаружена.
. Анализ собранной статистической информации показал, что ребенок дошкольного возраста находится в помещении в среднем 6570 ч/год. В том числе 1820 ч/год в детском саду. Для расчета среднегодовой эффективной дозы, которую дети получают, находясь дома, использовали среднее геометрическое значение объемной активности радона 62 Бк/м3, полученное для жилых домов Томска [3].
Таблица 2
Среднегодовые эффективные дозы облучения за счет радона-222 и продуктов его распада, мЗв/год
Категория населения Внутри помещений На открытом воздухе Суммарная доза
дома в детском саду (школе)
Дети дошкольного возраста 0,75 0,28 0,03 1,06
Школьники 0,87 0,19 0,02 1,08
Взрослое население 1,24