Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ ПРОФИЛЕМ ОБУЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ ПРОФИЛЕМ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of examination of 932 schoolchildren who study at school of different types are presented. They show that the physical and sexual developments of children depend on the type of school. Harmonious development is observed in Lyceum schoolchildren while disharmonious one is more common in children from general educational schools. Physical development is associated with socioeconomic and ethnical factors.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ ПРОФИЛЕМ ОБУЧЕНИЯ»

Л итература

1. Агрохимические методы исследования почвы / Под ред. А. В. Соколова. — М., 1975.

2. Бакач Т. Охрана окружающей среды: Пер с венг. — М., 1980.

3. Гончарук Е. И., Сидоренко Г. И. Гигиеническое нормирование химических веществ в почве. — М., 1986.

4. Игнатова В. В. // Использование сточных вод для орошения. - М.. 1978. - С. 82-87.

5. Ильин В. Б., Степанова М. Д. // Химические элементы в системе почва—растение. — Новосибирск, 1982. — С. 73— 92.

6. Кривицкая Т. Н., Моисеева Л. В., Ту рус Б. М., Шевцова А. В. // Миграция загрязняющих веществ в почвах и сопредельных средах. — Л., 1989. — С. 341—344.

7. Мотузова Г. В. Принципы и методы почвенного химического мониторинга. — М., 1988.

8. Мудрый И. В., Голенкова Л. Г. Определение анионных синтетических ПАВ в почве: Информ. письмо. — Киев, 1993.

9. Мудрый И. В., Голенкова Л. Г. Определение анионных синтетических ПАВ в сельскохозяйственных культурах: Информ. письмо. — Киев, 1993.

10. Brdndel S., Dietzscli К. // Alkansulfonate. — Leipzig, 1985. — S. 219-241.

11. Dolina Т., Dobozy О. // Magy Kemif. Lapja. - 1976. -Vol. 31, N I . - P. 42-52.

Поступила 24.05.96

S ti m m а г у. Anionic surfactants (AS) not only can move from the soil to cereals, but can increase the translocation of some toxic agents (lead, copper, zinc). The tolerable anionic AS in the irrigation of soddy podzolic soils is 12 kg/ha.

Гигиена детей и подростков

© В. П. ОСОТОВА, 199Б УДК 613.955:371.71-07

В. П. Осотова

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ

ПРОФИЛЕМ ОБУЧЕНИЯ

Ижевская государственная медицинская академия

Оценка физического развития является одним из основных показателей состояния здоровья населения. Антропометрические данные могут быть использованы в качестве индикаторов оценки здоровья и диагностических критериев при распознавании различных отклонений [1]. Являясь ведущим критерием состояния здоровья подрастающего поколения, физическое развитие отражает изменения, происходящие в социальных, экономических, экологических и гигиенических условиях их жизни [8]. Влияние образа жизни на физическое развитие отмечают В. Р. Кучма и соавт. [5], конституциональная обусловленность показателей физического развития доказана Л. П. До-рожновой [4]. Установлена определенная связь заболеваемости, иммунной системы, функционального состояния систем организма со скоростью индивидуального развития и его гармоничностью [5]. Местные стандарты физического развития иллюстрируют всю гамму меняющегося уровня питания [3].

Предыдущие исследования, проведенные в нашем регионе с 1951 — 1953 гг. до 1975 г., свиде-

тельствовали об акселерации физического развития [6, 7]. Повторное исследование, выполненное в 1985—1986 гг., уже не выявило тенденции к увеличению параметров физического развития. Напротив, в некоторых возрастных группах наблюдалось уменьшение показателей роста и массы тела в сравнении с 1975—1976 гг. [2].

В условиях нестабильности экономических условий, недостаточной медицинской обеспеченности детей школьного возраста, а вместе с тем с увеличением нетрадиционных методов обучения мониторинг физического развития может явиться более информативным, указывающим на влияние перечисленных факторов.

В статье приводятся результаты наблюдения за 932 учащимися с различным профилем обучения

— лицей, гимназия, общеобразовательная и музыкальная национальная школа-интернат Ижевска

— в течение 3 лет (табл. 1).

В школе-лицее обучаются дети, набранные по конкурсу, имеющие возможность оплаты за обучение и соответственно семья имеет материальный достаток, в гимназии обучаются дети по мик-

Таблица 1

Характеристика обследованных школьников

Лицей Гимназия Общеобразовательная школа Школа-интернат Итого

Показатель классы

1-3-й 5- 7-й 1- 2-й 5-7-й | 1—3-й 5—7-й 1-2-й 5-7-м 1-7-й

Пол обследованных д м Д м д м д м Д м Д м Д м Д М д м

Число обследованных 35 43 48 51 46 6S 52 52 71 91 108 102 11 11 51 92 422 510

Всего... 78 99 114 104 162

Примечание. Здесь и в табл. 2—7: д — девочки, м — мальчики.

210

22

143

932

Таблица 2

Распределение детей (в %) с гармоничным развитием по группам

роста

Таблица 3

Распределение детей (в %) с дисгармоничным развитием

Рост Лицей Гимназия Общеобразовательная школа Школа-интернат

д м Д I М I " д | м д м

3-й класс

Высокий 5,7 2,3 4,3 2,8 1,1

Выше среднего 14,2 11,6 8,6 13,2 8,4 5,5 21,4 25

Средний 57,1 58,1 63 57,3 49,2 50,5 57,1 50

Ниже среднего 8,5 2.3 6,5 8,8 2,8 7,1 12,5

Низкий

Всего... 85,5 74,3 82,4 79,3 63,2 57,1 85,6 87,5

7-й класс

Высокий 3,9 1,9 2,7 3,9 1,9 2,0

Выше среднего 16,6 17,6 13,4 11,5 12,9 13,7 7,8 16,3

Средний 64,5 56,8 46,1 57,6 33,3 31,3 66 41,3

Ниже среднего 2,0 9,6 9,6 4,6 5,8 7,8 5,4

Низкий 1,9 1,9 2,1

Всего... 83,1 78,3 71 80,6 53,5 54,7 85,4 67,1

рорайону, но в гимназические классы проводится отбор по успеваемости. Общеобразовательные школы находятся на территории проживания детей из семей работников крупных промышленных предприятий, находящихся в кризисном состоянии. Дети школы-интерната собраны в основном из районов республики и обеспечиваются Министерством культуры, параллельно получают музыкальное образование.

Оценка физического развития произведена по местным стандартам физического развития городских и сельских школьников [2]. Антропометрические измерения проводили в начале и конце учебного года в течение 3 лет и однократно (весной) в последний год наблюдения. Оценку полового развития производили по общепринятой методике, по мере появления вторичных половых признаков к моменту осмотра, определяли возраст наступления шепагсИе.

Дети были распределены на 5 групп роста и соответственно роста их массе тела в пределах ±1а (гармоничное развитие); отклонения выше или ниже 1,1а расценивали как дисгармоничное развитие, выше или ниже 2,1а — как резко дисгармоничное; отдельно были выделены дети, имеющие массу тела по отношению к росту в пределах более 3,1а (их число было единичным).

Согласно данным табл. 2, дети 2—3-х классов с гармоничным развитием (масса тела соответствовала росту) преобладают среди лицеистов и музыкантов, в общеобразовательной школе их значительно меньше. Большее число детей с высоким ростом было в лицее и выше среднего — среди учащихся музыкальной школы.

Наибольшая разница наблюдается у детей 7-х классов (см. табл. 2). Явно больше детей со средним и выше среднего гармоничным развитием среди лицеистов и в гимназических классах в сравнении с общеобразовательной школой, у детей школы-интерната распределение по группам роста было более равномерным у девочек и пре-

Пределы колебаний, а Лицей Гимназия Общеобразовательная школа Школа-интернат

д N1 д м д м м

3-й класс

-1,1-2,0 -2,1-3,0 + 1,1-2,0 +2,1-3,0 5,7 11,6 13,9 8,6 6,5 2,1 11,7 8,8 23,9 9,8 1,4 34 1,1 7,7 7,1 12,5

Всего... 5,7 25,5 17,2 20,5 35,1 42,8 7,1 12,5

7-й класс

-1,1-2,0 8,3 13,4 11,5 22,2 26,4 5,8 5,4

-2,1-3,0 + 1,1-2,0 +2,1-3,0 +3,0 и > 2,0 6,2 17,6 1,9 11,5 3,8 7,6 5,5 7.4 1,8 3,7 0,9 7,8 5.8 1.9 9,8 2,0 17,4 5,4

Вссго... 16,5 19,5 28,7 19,1 40,6 42,8 17,6 28,2

обладала группа роста выше среднего у мальчиков.

Дисгармоничное развитие чаще отмечалось у учащихся 3-х классов общеобразовательной школы за счет дефицита массы, реже — в гимназических классах и в лицее, такая же тенденция наблюдалась в 7-х классах (табл. 3). Количество детей с избытком массы тела преобладало среди мальчиков-лицеистов, несколько меньше их было среди музыкантов и детей гимназических классов. Однако нужно отметить наличие детей с ожирением (избыток массы более ±3,0а) в общеобразовательной школе, что, по-видимому, можно объяснить несбалансированным питанием и наследственной обусловленностью.

Наблюдение в динамике за уровнем физического развития свидетельствует о том, что только незначительная часть детей развиваются равномерно и в течение 3 лет относятся к той же группе физического развития, большая же часть улучшали или ухудшали свои показатели (табл. 4).

Так, более 50% учащихся 1—3-х классов лицея развиваются равномерно, в 5—7-х классах равномерное развитие наблюдалось больше у мальчиков. В гимназических классах процент младших школьников с равномерным развитием был выше и в 5—7-х классах — одинаковым. В общеобразовательных школах наблюдалось уменьшение числа учащихся младших классов с равномерным развитием и преобладание неравномерного разви-

Таблица 4

Динамика физического развития детей в течение 3 лет (в %)

Профиль развития Лицей Гимназия Общеобразовательная школа Школа-интернат

д м д м Д м Д м

1-3-й классы Равномерное 55,7 51,4 57,7 67,1 21,2 Неравномерное 44,3 48,6 42,2 32,8 78,7

5— 7-й классы Равномерное 46,1 61,5 59,3 52,5 40,9 Неравномерное 53,9 38,5 40,6 47,4 59,1

24,3 61,5 50

75,6 38,4 50

36,1 55,5 30

63,8 44,4 70

Таблица 5

Появление Ma у девочек

Признаки

Лицей

Гимназия

Общеобразовательная школа

Школа-интернат

Возраст

Рост

Масса

8 лет 1 мсс 140 40.5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 лет 4 мсс 141,5 30,3

9 лет 6 мес 151 47

10 лет 4 мес 131,5 25,7

Таблица 7

Появление Mcnarche у девочек

Признаки

Лицей

Гимназия ! Общеобразовательная школа

Школа-интернат

Возраст 11 лет 11 лет 2 мсс 11 лет 6 мес 12 лет

Рост 163 150 155 138

Масса 49 37,2 45.6 35

Таблица 6 Половое развитие девочек (в % к общему числу)

Половые признаки Лицей Гимназия Общеобразовательная школа Школа-интернат

класс % класс % класс 1 % класс | %

Ma+ 3-й 35,7 2-Й 2,1 2-й 0 3-й 2,8 2-й 0

Me+ 6-Й 7-Й 17,3 65 6-й 7,8 6-й 4,2 7-й 48,6 6-7-й 24,4

Возраст Me

Min 11 лет 11 лет 2 мсс 11 лет 6 мес 12 лет

Мах 13 лет 2 мес 13 лет 6 мес 15 лет 3 мес

тия как в младших, так и в средних классах. Неравномерным развитием отличались мальчики старших классов школы-интерната. Неравномерное физическое развитие у лицеистов было обусловлено как улучшением, так и ухудшением показателей (недостаточная или избыточная прибавка массы тела и роста), однако нужно отметить более положительные сдвиги к концу 3-го года наблюдения у лицеистов, тогда как среди детей общеобразовательной школы сдвигов в сторону улучшения показателей не было, особенно у учащихся начальных классов. В гимназии и школе-интернате какой-либо последовательности в динамике физического развития проследить не удалось, они, по-видимому, были обусловлены влиянием законов ускорения и замедления.

Первичные половые признаки (развитие молочных желез — Ма) у девочек появлялись среди лицеисток в 8 лет 1 мес, несколько позднее среди девочек гимназии, затем в общеобразовательной и в школе-интернате (табл. 5), причем показатели роста и массы тела в этот период имели максимальное значение у девочек общеобразовательной школы, а минимальное — у девочек школы-интерната (см. табл. 5).

Процент детей с вторичными половыми признаками (Ма+) был выше к 3-му классу у лицеисток, нежели в общеобразовательной школе, у школьников 2-х классов гимназии и школы-интерната половых признаков еще не наблюдалось. Появление регул имеет такие же закономерности, т. е. больший процент девочек лицея в 7-м классе уже имеют регулы, тогда как в общеобра-

зовательной школе — менее чем у половины (табл. 6), минимальный возраст наступления те-narche был у лицеисток, максимальный — у девочек музыкальной школы-интерната, данные физического развития у последних также были минимальными (табл. 7).

Выводы. 1. Физическое развитие отличается у детей, обучающихся в различных школах.

2. Для лицеистов свойственно более гармоничное развитие в сравнении с общеобразовательной школой, где преобладали дети с дисгармоничным развитием за счет дефицита массы тела.

3. Только половина детей развивались равномерно в течение 3 лет, неравномерное физическое развитие чаще отмечалось у учащихся общеобразовательной школы.

4. Более раннее половое развитие наблюдалось у девочек лицея и более позднее — у сельских школьниц школы-интерната.

5. Физическое и половое развитие детей находится в зависимости от социально-экономических условий и этнических особенностей и отражает состояние здоровья подрастающего поколения.

J1 итература

1. Апиханова С. А., Шестов Д. Б., Хоптяр В. П. // Гиг. и сан. - 1993. - № 12. - С. 30-32.

2. Бикмпнсуров X. А., Молчанова Л. Ф., Осотова В. П. Таблицы для оценки физического развития и биологического возраста городских и сельских школьников Удмуртской АССР по данным обследования 1986—1987 гг.: Информ. письмо. — Ижевск, 1988.

3. Воронцов И. М., Матвеева Н. А., Максимова Т. М. // Педиатрия. - 1995. - № 4. — С. 50-52.

4. Дорожнова Л. П. // Гиг. и сан. — 1994. - № 9. — С. 21 — 23.

5. Кучма В. Р.. Суханова И. Н., Семененко Т. А. и др. // Там же. - 1996. - № 2. - С. 17-19.

6. Осотова В. П. Динамика состояния здоровья школьников в городе и селе (в условиях Удмуртской Республики): Дис. ... канд. мед. наук. — М.. 1980.

7. Хорошева О. М. Методика оценки физического развития детей Удмуртской АССР. — М., 1961.

8. Ямпольская Ю. А. // Гиг. и сан. - 1996. - № 1. - С. 27-29.

Поступила 10.02.97

Summary. The results of examination of 932 schoolchildren who study at school of different types are presented. They show that the physical and sexual developments of children depend on the type of school. Harmonious development is observed in Lyceum schoolchildren while disharmonious one is more common in children from general educational schools. Physical development is associated with socioeconomic and ethnical factors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.