Информация об авторах: 660022, г. Красноярск, ул. П.Железняка, 1, e-mail: [email protected],
Бакшеева Светлана Сергеевна - к.б.н., доцент; Гребенникова Валентина Владимировна - д.м.н., заведующий кафедрой;
Скударнов Сергей Егорович - к.м.н., главный врач
©ЗАЗНОБОВА Т.В. - 2010
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛАХ РАЗНОГО ТИПА
Т.В. Зазнобова
(Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра детских болезней, зав. - д.м.н., проф. Л.А. Решетник)
Резюме. Изучены показатели физического развития у школьников г. Иркутска, обучающихся по традиционной и инновационной системам обучения. Установлено, что учащиеся школ нового типа чаще имеют отклонения в физическом развитии, как за счет дефицита роста и массы тела, так и избыточной массы тела.
Ключевые слова: старшеклассники, физическое развитие, инновационные системы обучения школьников.
THE CHARACTERISTICS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF SENIOR PUPILS, STUDYING IN SCHOOLS OF DIFFERENT TYPES
T.V. Zaznobova (Irkutsk State Medical University)
Summary. The parameters of physical development of Irkutsk pupils, studying according to the traditional and innovative systems were studied. It was established that the students of the new type of schools have a deviation in the physical development due to the body weight deficiency or excess body weight more often than the pupils of traditional comprehensive schools.
Key words: senior pupils, physical development, innovative systems of teaching.
Физическое развитие (ФР) подрастающего поколения, отражающее влияние широкого круга эндо- и экзогенных факторов, - важнейший критерий состояния здоровья популяции [1].
Развитие ребенка подчиняется определенным закономерностям, которые находят свое отражение в морфологических и функциональных особенностях, присущих различным возрастным периодам. К ним относятся неравномерность, неоднородность и обусловленность полом процессов роста и развития, а также влияние генетических и средовых факторов [2]. По данным большинства исследователей, в настоящее время в России в физическом развитии детей и подростков отмечаются следующие тенденции [3,4,5,6]: завершение акселерации роста и развития; увеличение числа детей с низким ростом и дефицитом массы тела, отставанием в биологическом развитии; уменьшение широтных и обхватных размеров тела и функциональных показателей. Аналогичные данные характерны для мальчиков и девочек всех возрастов по данным ряда авторов Европейского региона [7,8,9].
Мониторинг состояния здоровья подрастающего поколения, стоящего на пороге взрослой жизни, с ее социальными требованиями, повышенной физической и психической нагрузкой, является актуальной проблемой педиатрии. Успешная адаптация к условиям современной жизни подросткового поколения определит будущий репродуктивный и трудовой потенциал страны, ее развитие и уровень национальной безопасности.
Цели исследования: изучить показатели физического развития старшеклассников, обучающихся в общеобразовательных школах и школах нового типа (лицей).
Материалы и методы
Исследованы антропометрические показатели 834 юношей и девушек 16-17 лет школ №1, №15 и лицея №3 Кировского района г. Иркутска.
Проведена оценка ведущих параметров физического развития - длины (см) и массы тела (кг) у учащихся школ разного типа в сравнительном аспекте в процессе проведения углубленных медицинских осмотров школьников.
Возрастные группы 16- и 17-летних школьников были сформированы согласно их календарному возрасту. К 16летним были отнесены юноши и девушки от 15 лет 6 мес. до
16 лет 5 мес. 29 дней. К 17-летним - от 16 лет 6 мес. до 17 лет 5 мес. 29 дней.
Определение параметров физического развития выпол-
нялось в утренние часы с помощью общепринятых методик. Измерение роста проводилось на стандартном вертикальном ростомере с точностью до 0,1 см, массы тела - с помощью напольных весов с точностью до 0,5 кг. Измерения проводились без верхней одежды и обуви.
Оценка значимости различий между исследуемыми группами проводилась по 2-критерию. Критический уровень значимости при проверке гипотез р<0,05.
Для оценки физического развития нами были рассчитаны стандарты роста и массы тела школьников 16-17 лет с выделением следующих вариантов: средние значения (показатель в пределах от М±1а); значения ниже среднего (показатели <М-1а); низкие значения (показатели <М-2а); значения выше среднего (показатели >М+1а); высокие значения (показатели >М+2а).
Под гармоничным физическим развитием понималось соответствие весовых показателей фактическому росту в пределах М±1а, под дисгармоничным развитием - отклонение исследуемых параметров на величину <М-1а и >М+1а.
Результаты и обсуждение
Показатели физического развития старшеклассников 1617 лет представлены в таблице 1.
Среди учащихся школ в настоящее время преобладает гармоничное физическое развитие, при этом у девушек оно отмечено в 55,4% [48,5-62,3], а у юношей - в 51,2% [44,557,9] случаев (табл. 1). В противовес этому среди лицеистов отмечено преимущественно дисгармоничное физическое развитие. В наибольшей мере оно типично для девушек и встречается с частотой 70,5% [64,3-76,7], а у юношей - 60,4% [53,8-67,0].
Гармоничное физическое развитие (табл.1) у лицеисток наблюдается в 1,9 раза реже, чем у школьниц (р<0,001). У юношей-лицеистов - в 1,3 раза реже, чем у школьников (р<0,01).
Среди старшеклассников лицея в 2 раза чаще встречаются учащиеся с дефицитом массы тела (р<0,001): у юношей лицея 17,5% против 8,5% у школьников; у девушек 14,5% против 6,4% у школьниц.
Дисгармоничность физического развития за счет избыточной массы тела также преобладает у девушек, обучающихся в лицее, в сравнении с девушками школ (р<0,001) и составляет 19,3% и 11,9% соответственно.
По показателю «низкого роста» также выявлены значимые различия между лицеистами и учащимися школ
казателя роста «ниже среднего» (17,1% против 10,1% у школьников; р<0,001) и меньшее число высокорослых (1,9% против 5,5% у школьников; р<0,001). К 17 годам значимые различия между лицеистами и школьниками смещаются в область вариант «низкого роста» (6,6% случаев и 1,9%; р<0,001), что указывает на более выраженное замедление темпов роста у лицеистов и более раннее окончание у них пубертатного скачка роста по сравнению со школьниками. Отмеченная общая тенденция к более выраженному замедлению темпов роста у старшеклассников лицея связана, вероятно, с такими «неизбежными» отрицательными факторами, сопровождающими интенсификацию обучения, как гиподинамия, нерациональное питание, постоянное психоэмоциональное напряжение, которые также были выявлены в процессе исследования.
(р<0,001): 18,4% и 13,6% у юношей; 20,3% и 6,4% у девушек. Динамика изменения
Таблица 2
Варианты роста юношей 16-17 лет, обучающихся в школах разного типа
Таблица 1
Показатели физического развития старшеклассников, обучающихся в школах разного типа
(суммированные данные)
Показатели физического развития Юноши Девушки
школа (п=213) лицей (п=212) школа (п=202) лицей (п=207)
гармоничное физическое развитие абс. 109 84 112 61
% [95%ДИ] 51,2** [44,5-57,9] 39,6** [33,0-46,2] 55 4*** [48,5-62,3] 29 5*** [23,3-35,7]
дисгармоничное физическое развитие, в том числе: абс. 104 128 90 146
% [95%ДИ] 48,8* [42,1-55,5] 60,4* [53,8-67,0] 44,6*** [37,7-51,5] 70,5*** [64,3-76,7]
избыток массы тела абс. 27 28 24 40
% [95%ДИ] 12,7 [8,6-17,5] 13,2 [9,0-18,1] 11,9*** [7,8-16,7] 19,3*** [14,2-24,9]
дефицит массы тела абс. 18 37 13 30
% [95%ДИ] 8,5*** [5,1-12,6] 17 5*** [12,7-22,9] 6 4*** [3,4-10,2] 14 5*** [10,0-19,6]
рост высокий абс. 30 24 40 34
% [95%ДИ] 14,1* [9,8-19,1] 11,3* [7,4-15,9] 19,8 [13,7-24,5] 16,4 [11,7-21,7]
рост низкий абс. 29 39 13 42
% [95%ДИ] 13,6*** [9,3-18,5] 18,4*** [13,5-23,9] 6 4*** [3,4-10,2] 20,3*** [15,1-26,0]
Примечание здесь и далее: использовался 2-критерий; *- различие статистически значимо: р<0,05; **- различие статистически значимо: р<0,01; *** - различие статистически значимо: р<0,001.
Варианты роста Юноши 16 лет Юноши 17 лет
интер- валы (см) школа (п = 109) лицей (п = 105) интер- валы (см) школа (п = 104) лицей (п = 107)
п % [95%ДИ] п % [95%ДИ] п % [95%ДИ] п % [95%ДИ]
рост низкий (<М-2о) <160,9 5 4 6*** [1,5-9,3] 2 1 9*** [0,2-5,4] <162,98 2 1 9*** [0,2-5,4] 7 6,6*** [2,7-12,1]
рост ниже среднего (от М-1о до М-2о) 160,9 -167,95 11 10,1*** [5,2-6,4] 18 17 1*** [10,5-24,9] 162,98 -170,28 11 10,6 [5,4-17,2] 12 11,2 [6,0-17,8]
рост средний (М ± 1о) 167,95- 182,15 80 73,4 [65,1-81,7] 76 72,4 [63,8-81,0] 170,28 -184,9 74 71,2 [62,5- 79,9] 73 68,2 [59,4-77,0]
рост выше среднего (от М+1о до М+2о) 182,15- 189,25 7 6,4 [2,6-1,7] 7 6,7 [2,7-12,2] 184,9 -192,2 15 14,4 [8,3-21,8] 15 14,0 [8,1-21,2]
рост высокий (>М+2о) >189,25 6 5,5*** [2,0-0,5] 2 1 9*** [0,2-5,4] 192,2 -199,5 2 1,9 [0,2-5,4] 0 0
Сравнение суммированных показателей физического развития (табл. 1), полученных при обследовании старшеклассников, обучающихся в школах разного типа, показало, что наиболее часто дисгармоничное ФР встречается у учащихся лицея и достигает наибольшей значимости у девушек по показателям дефицита или избытка массы тела и низкорослости (р<0,001).
Различия между лицеистами и школьниками в физическом развитии по показателю роста у юношей 16-17 лет представлены в таблице 2. Старшеклассники лицея в 16-летнем возрасте уступают в росте школьникам, о чем свидетельствует больший процент у них по-
среднего роста у старшеклассников 16-17 лет представлена на рисунке 1 (а, б). Этот рисунок демонстрирует критич-
Рис. 1. Динамика изменения среднего роста (см) у старшеклассников 16-17 лет (а - юноши, б - девушки).
Таблица 3
Варианты роста девушек 16-17 лет, обучающихся в школах разного типа
Варианты роста Девушки 16 лет Девушки 17 лет
интер- валы (см) школа (п = 101) лицей (п = 103) интер- валы (см) школа (п = 101) лицей (п = 104)
п % [95%ДИ] п % [95%ДИ] п % [95%ДИ] п % [95%ДИ]
рост низкий (<М-2о) <152,9 2 2 [0,2-5,6] 2 1,9 [0,2-5,4] <157,0 0 0 2 1,9 [0,2-5,4]
рост ниже среднего (от М-1о до М-2о) 152,9 -158,3 6 5 9*** [2,2-11,3] 23 22,3*** [14,8-30,8] 157,0 -161,6 5 4 9*** [1,6-9,9] 15 14 4*** [8,3-21,8]
рост средний (М ± 1о) 158,3 -169,1 79 78,2 [69,7- 85,7] 68 66,0 [56,9-75,1] 161,6 -170,8 70 69,3 [60,3- 78,3] 63 60,6 [51,2-70,0]
рост выше среднего (от М+1о до М+2о) 169,1 -174,5 12 11,9** [6,3-18,9] 8 7,9** [3,5-13,9] 170,8 -175,4 24 23,8 [16,0- 32,5] 22 21,2 [13,9-29,5]
рост высокий (>М+2о) 174,5 -179,9 2 2 [0,2-5,6] 2 1,9 [0,2-5,4] 175,4 -180,0 2 2 [0,2-5,6] 2 1,9 [0,2-5,04]
ность ростовых процессов среди учащихся юношей лицея в возрастной отрезок между 16 и 17 годами и требует организации профилактических и лечебных мероприятий в виде дополнительного питания и сапплементации, а также медикаментозной коррекции.
быточной массы тела наиболее выражены у 17-летних лицеистов. Число юношей с массой тела >М+2а (с ожирением) в 1,9 раза больше среди них по сравнению со школьниками: 5,6% и 2,9% соответственно (р<0,001).
У 16-летних юношей чаще встречаются умеренные по-
Таблица 4
Показатели массы тела юношей 16-17 лет, обучающихся в школах разного типа
Варианты массы тела Юноши 16 лет Юноши 17 лет
интер- валы (кг) школа (п = 109) лицей (п = 105) интер- валы (кг) школа (п = 104) лицей (п = 107)
п % [95%ДИ] п % [95%ДИ] п % [95%ДИ] п % [95%ДИ]
низкая масса тела (<М-2о) <47,1 0 0 0 0 <50,8 0 0 0 0
масса тела ниже среднего (от М-1о до М-2о) 56,0- 47,1 8 7,3*** [3,2-12,9] 18 17 2*** [10,6-25,0] <50,8- 59,6 10 9 6*** [4,7-16,0] 19 17,8*** [11,2-25,6]
средняя масса тела (М±1о) 56,0- 73,8 85 78,0 [69,8-85,2] 75 71,4 [62,8-80,0] 59,6- 77,2 83 79,8 [71,6-86,9] 72 67,3 [58,4-76,2]
масса тела выше среднего (от М+1о до М+2о) 73,8- 82,7 14 12,9* [7,3-19,8] 10 9,5* [4,7-15,8] 77,2- 86,0 8 7,7 [3,4-13,6] 10 9,3 [4,6-15,5]
высокая масса тела (>М+2о) >82,7 2 1,8 [0,2-5,1] 2 1,9 [0,2-5,4] >86,0 3 2,9*** [0,6-7,0] 6 5,6*** [2,1-10,7]
У девушек лицея, как и у юношей, отмечается та же тенденция к замедлению темпов роста. У них чаще встречается рост «ниже среднего» (р<0,001): 22,3% против 5,9% у школьниц в 16 лет и 14,4% против 4,9% в 17 лет (табл. 3). Кроме того, среди лицеисток меньше девушек, имеющих показатели роста «выше среднего»: 7,9% и 11,9% у школьниц (р<0,01). Динамика роста у старшеклассниц лицея в сравнении со школьницами показана на рисунке 1б. Можно думать, что в соответствии с законами гендерных различий роста у девочек-подростков и девушек критический этап роста смещен на более ранний возраст - 14-15 лет.
Показатели массы тела юношей-старшеклассников, обучающихся в школах разного типа, представлены в таблицах 4, 5. Таблица демонстрирует средние величины массы тела юношей-иркутян 16-17 лет с частотой 67,3%-79,8%. Усредненные показатели массы тела юношей в обеих исследуемых когортах не имеют значимых различий.
Вместе с тем, дифференцированные по возрастным отрезкам величины массы тела показали, что среди лицеистов в 2 раза больше юношей с дефицитом массы тела (р<0,001): 17,2% против 7,3% у школьников в 16 лет и 17,8% против 9,6% у учащихся школ в 17 лет (табл.4).
Отклонения в физическом развитии юношей за счет из-
казатели избытка массы тела (от М+1а до М+2а) как среди школьников - 12,9%, так и среди лицеистов - 9,5% (р<0,05).
Так же как и у юношей, у старшеклассниц-иркутянок 16-
17 лет (табл. 5) преобладающим является среднее физическое развитие с частотой 64,0% - 82,2%. У старшеклассниц лицея дефицит массы тела в 1,9 раза чаще встречается в возрасте 16 лет (р<0,001). К 17 годам это различие увеличивается (р<0,001) до 2,9 раз (11,5% и 3,9%). Количество девушек с избыточной массой тела также преобладает среди старшеклассниц лицея 16 и 17 лет (р<0,001). Крайние отклонения, М+2а и более (ожирение), встречаются у школьниц и лицеисток с одинаковой частотой: 2,0% - 5,8%, как в 16, так и в 17 лет.
В возрасте 16 лет у девушек преобладающим отклонением в ФР является умеренный дефицит (8,9% у школьниц, 16,5% у лицеисток) и избыток массы тела (7,9% у школьниц, 14,6% у лицеисток) в пределах от М±1а до М±2а.
Таким образом, среди старшеклассников лицея, обучающихся по инновационным программам, чаще регистрируется дисгармоничное развитие за счет дефицита роста и массы тела (р<0,001). Кроме того, у девушек-лицеисток чаще регистрируется избыточная масса тела (р<0,001).
Полученные данные свидетельствуют о том, что интенсификация школьного обучения оказывает неблагоприятное
Показатели массы тела девушек 16-17 лет, обучающихся в школах разного типа
Таблица 5
Варианты массы тела Девушки 16 лет Девушки 17 лет
интер- валы (кг) школа (n = 101) лицей (n = 103) интер- валы (кг) школа (n = 101) лицей (n = 104)
n % [95%ДИ] n % [95%ДИ] n % [95%ДИ] n % [95%ДИ]
низкая масса тела (<М-2о) <41,1 0 0 0 0 <42,3 0 0 1 0,9 [0,0-3,6]
масса тела ниже среднего (от М-1о до М-2о) 41,1- 48,5 9 8,9*** [4,2-15,2] 17 16,5*** [10,0-24,2] 42,3- 49,8 4 3,9*** [1,0-8,5] 12 11 5*** [6,1-18,3]
средняя масса тела (М±1о) 48,5- 63,3 82 81,2 [73,0-88,2] 66 64,0 [54,7-73,3] 49,8- 64,8 83 82,2 [74,2-89,0] 71 68,3 [59,4-77,2]
масса тела выше среднего (от М+1о до М+2о) 63,3- 70,7 8 7 9*** [3,5-13,9] 15 14,6*** [8,5-22,0] 64,8- 72,3 12 11,9 [6,3-18,9] 14 13,5 [7,6-20,7]
высокая масса тела (>М+2о) >70,7 2 2,0*** [0,2-5,6] 5 4 9*** [1,6-9,9] >72,3 2 2,0*** [0,2-5,6] 6 5,8*** [2,1-11,1]
воздействие на физическое развитие старшеклассников, при этом наибольшие отклонения в ФР выявлены у девушек.
Негативные тенденции в физическом развитии старшеклассников, обучающихся по интенсивным программам,
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Рук-во для врачей. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 352 с.
2. Бобрищева-Пушкина Н.Д., Кузнецова Л.Ю. и др. Физическое и психическое развитие детей и подростков как показатель состояния здоровья // Практика педиатра. - 2008.
- март. - С.13-15.
3. Година Е.З., Задорожная Л.В. Влияние некоторых факторов окружающей среды на формирование особенностей соматического развития детей и подростков (по материалам обследования московских девочек школьного возраста) // Вопросы антропологии. - 1990. - Вып. 84. - С.18-30.
4. Година Е.З., Хомякова И.А., Пурунджан А.Л. и др. О современной направленности эпохальных сдвигов // Мат-лы Конгресса педиатров «Здоровый ребенок». - М., 1999. -С.113-114.
требуют пристального внимания к этой проблеме медицинских работников, педагогов, гигиенистов для модернизации учебного процесса с целью сохранения здоровья подрастающего поколения.
5. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие школьников
- жителей крупного мегаполиса в последние десятилетия: состояние, тенденции, прогноз, методика скрининг-оценки: Автореф. дис. ...д-ра биол. наук. - М., 2000. - 45 с.
6. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы во второй половине XX века: состояние, тенденции, прогноз // Антропология на пороге III тысячелетия. - 2003. -Т. 2. - С.567-590.
7. De la Puente M.L., Canela J., Alvarez J., et al. Cross-sectional growth study of the child and abdolescent population of Catalonia // Ann. Hum. Biol. - 1997. - Vol. 24. №5. - P.435-452.
8. Helm P, Groenlund L. A halt in the secular trend towards earlier menarche in Denmark // Acta Obstetr. et Gynecol. Scandinav. - 1998. - Vol. 77. - P. 198-200.
9. Wellens R., Malina R.M., Beunen G., Lefevre J. Age at menarche in Flemish girls: current status and secular change in the 20th century // Ann. Hum. Biol. - 1990. - Vol. 17 - P. 145152.
Информация об авторе: 664003, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, e-mail: [email protected], тел: (3952) 290-772,
Зазнобова Татьяна Васильевна - аспирант.
© ХАНЫГИН И.В. - 2010
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАДИАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
И.В. Ханыгин
(Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра общей гигиены, зав. - д.м.н., проф., акад. РАМН М.Ф. Савченков)
Резюме. Представлены материалы по анализу различных источников ионизирующего облучения населения Иркутской области. Дана сравнительная оценка радиационной обстановки территории и возможного ущерба здоровью населения.
Ключевые слова: ионизирующие излучения и здоровье, радиационная обстановка.
HYGIENIC ESTIMATION OF RADIATIVE SITUATION IN IRKUTSK REGION
I.V. Khanygin (Irkutsk State Medical University)
Summary. The materials on the analysis of different sources of radioactive irradiation of population in Irkutsk region have been presented. The comparative estimation of radiative situation in region and appraisal of probable damage to population health are given.
Key words: radioactive irradiations and health, radiative situation.